Автор Тема: Евреи в Забайкалье  (Прочитано 31494 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Старейшина
  • *****
  • Сообщений: 2885
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #135 : 30 Март, 2020, 14:34:37 »
Огромное спасибо за интересные сведения.
Эта тема - не мое личное пространство, а наоборот была сделана специально для облегчения поиска потомкам забайкальских евреев, и открыта для всех.
Спасибо!
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3782
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #136 : 31 Март, 2020, 09:53:38 »
Эх, дамы, дамы... Как же, скажите, в антисемитской империи количество евреев с 1 600000 в 1825 году выросло к 1897 году до 5 200000?
Во Франции за тот же период количество евреев выросло с 50000 человек до 71000. В РИ - в 3,25 раза, во Франции - в 1,42. В Германии за тот же приблизительно период - с 500 000 до 568 000!

Читайте, Еврейскую энциклопедию, и да откроется вам!
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн Мисайлова/Чикина

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 236
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #137 : 31 Март, 2020, 13:19:24 »
Дочь Читинского купца Итти Энохова, по св. крещению Мария Гриф, согласно прошения, определением Забайкальского Епархиального Начальства, от 25-29 сентября с. г. за № 917 и 4059, исключена из православия в иудейское вероисповедание (ЗЕВ № 20 от 15 октября 1913 г.)
« Последнее редактирование: 31 Март, 2020, 14:36:28 от Мисайлова/Чикина »
Мисайловы из Кули, Сутурины и Лоскутниковы из Обора, Гремячи, Байхора, Чикоя.

Оффлайн Мисайлова/Чикина

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 236
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #138 : 31 Март, 2020, 13:29:36 »
Последствия такой пропаганды налицо - евреев почти не осталось в пределах бывшей Российской империи.  Все могут спать спокойно
         Речь Мефодия обратила на себя внимание тем, что  "штампы", которые он озвучил более 100 лет назад, до сих пор не уехали.
Мисайловы из Кули, Сутурины и Лоскутниковы из Обора, Гремячи, Байхора, Чикоя.

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 6857
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #139 : 31 Март, 2020, 13:46:36 »
Эх, дамы, дамы...

Я никогда не забуду лицо моего ныне покойного мужа, когда он, выросший в семье, где употреблялось слово "жид",
узнал в 30 лет, что его отец еврей.
Мои друзья, которые общались с ним, похохатывали - "да он из наших" :)))

Мой отец никогда не позволял не только мата в семье, но и оскорблений о ком-бы то ни было ни в отношении физических недостатков или национальных признаков и считал это верхом некультурности.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3782
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #140 : 31 Март, 2020, 14:08:42 »
Я никогда не забуду лицо моего ныне покойного мужа, когда он, выросший в семье, где употреблялось слово "жид",
узнал в 30 лет, что его отец еврей.
Мои друзья, которые общались с ним, похохатывали - "да он из наших" :)))

Мой отец никогда не позволял не только мата в семье, но и оскорблений о ком-бы то ни было ни в отношении физических недостатков или национальных признаков и считал это верхом некультурности.
Дамы - это не оскорбление
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 6857
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #141 : 31 Март, 2020, 14:12:26 »
Дамы - это не оскорбление

: ))

А я не об этом, а о том, что Вы считаете Российскую империю не антисемитской.
И в Советском Союзе было, только прикрытое "покрывалом".
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3782
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #142 : 31 Март, 2020, 14:22:41 »
: ))

А я не об этом, а о том, что Вы считаете Российскую империю не антисемитской.
И в Советском Союзе было, только прикрытое "покрывалом".
Ну, то есть, вы считаете оскорблением мой отказ признавать Российскую империю антисемитским государством? :)
Я на старом форуме изрядно фактов приводил и доводов, почему это не так. Повторяться не стану.
Антисемитизм на государственном уровне - это средневековая Испания, когда практически ни одного еврея не осталось. Или упомянутые выше Франция с Германией, где давление на евреев экономическое, моральное., да и физическое, было таковым, что они плодится и размножаться не могли :)
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 6857
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #143 : 31 Март, 2020, 14:40:48 »
Вообще-то я про оскорбления писала о семье моего мужа, где употреблялось слово "жид", а не о Вас.


Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 259
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #144 : 01 Апрель, 2020, 17:26:45 »
Я на старом форуме изрядно фактов приводил и доводов, почему это не так.
Я могу тут десятки страницы заполнить перечислением антисемитских законов в Российской империи.  Антисемитские цитаты из речей и статей видных деятелей империи. Судебные процессы по наветам об употреблении евреями христианской крови. Погромы, расследование которых всегда показывало, что власть не препятствовала, а поощряла. А на самом верху видели пользу в  погромах в том, что они выдавят евреев за пределы Российской империи. 
Да и из родословной могу привести кучу примеров применения антисемитских законов. Во всех архивах, включая и забайкальские, хранятся разъяснения властей против евреев. Высылка, отъем бизнесов, запрет на передвижения за пределы уезда, запрет на учебу, отказы в открытии синагог и молельных домов и тд, и тп. 

И в РИ, и в Европе государственный антисемитизм в конце концов привел в движение механизмы национального самосознания евреев. Но это - следующая глава в истории.
https://www.facebook.com/groups/1newgencom/ - Новое Генеалогическое Сообщество.
Евреи в Забайкалье - на Предыстории

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3481
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #145 : 04 Август, 2020, 10:56:20 »
НЕРЧИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
 —
Александр Литвинцев

 РИМОНИМ
Современный человек, рассматривая эти две красивые старинные вещи, вряд ли может сразу ответить на вопрос: «Что это такое?». По внешнему виду чувствуется, что эти предметы имеют серьезное культовое значение.
Они представляют собой металлические ажурные трёхярусные наконечники, изготовленные из серебра и меди, высотой 32 см, полые внутри, стоящие на цилиндрическом конусе, на вершине которого, находится корона с сидящим на ней орлом с расправленными крыльями. На нижнем и верхнем ярусах имеются по четыре петли, на которых крепились ныне утраченные колокольчики. Корону украшают изображения четырех роз с листьями. На средней, вогнутой  части  -  четыре пятилепестковых цветка граната с листьями в овальных обрамлениях. На верхних и нижних  ярусах - листья. Как видим, украшения  выполнены с большой смысловой нагрузкой.
На гладкой поверхности цилиндрического основания   наконечника имеются  клейма «GALW»  и «J. SZEKMAN» (фирма и автор-изготовитель), а также по две строчки надписей на иврите. Нам удалось выяснить, что данная фирма существовала в Варшаве в 1886 – 1939 гг. и изготавливала  металлические изделия, столовые приборы, посуду.
Результаты поисковой работы также позволили установить назначение данных предметов. Это  римоним  – навершие, украшающее катушки  свитка Сефер (Святой) Торы  – главной святыни любой еврейской общины. Сначала их делали в виде плодов граната (отсюда и название: римоним в переводе на русский означает гранат), а в Ираке и Иране — в виде яблока (тапухим), а потом — в любой форме. Обычно римоним изготавливаются из серебра и зачастую снабжаются колокольчиками, которые напоминают об одежде первосвященника (ведь Сефер Тора наследует святости Храма), а также призывают всех молящихся обратить внимание на вынос свитка и почтить его молчанием и вставанием. Римоним чередуются с кетер Тора — «короной Торы». Римоним надевают на свиток по субботам, а кетер — в праздники.
Перевести  гравировку  с одного из римоним в 2014 году помогла гостья нашего музея из Москвы Наталья Конрадова. Надпись гласит: «Нерчинск  5659». Эти цифры означают год от сотворения Мира. В переводе с еврейского летоисчисления это 1898 год, в котором, по всей видимости, и были изготовлены данные римоним. На втором гравировка была почти не заметна и только после тщательной очистки металл «выдал» слова, непохожие на первые. Благодаря помощи нашей землячки Людмилы Цейтлер (Черняк) и её коллеги Керен, проживающих в Израиле, данные строчки также удалось расшифровать: «Мирям Ривка дочь Цви Ирш Ширман».
Можно предположить, что это имя дарительницы римоним Нерчинской еврейской молельне, которая на рубеже XIX – XX вв. располагалась по ул. Большой. К слову скажем, что, несмотря на все невзгоды, здание молельни сохранилось, сейчас это жилой дом по ул. Советской, 6.
Возможно, Мирям Ривка имела какое-то отношение к трём женщинам с фамилией Ширман, проживавшим более 100 лет назад в Нерчинске. Судя по однодневной переписи 1889 года, одним из домов по ул. Старой (ныне Орджоникидзе) владела купчиха Мери Ширман, а одним из домов по улице Большой (Советской) – Мар. Гр. Ширман. Имена Мери, Мар. и Мирям созвучны, но пока нет доказательных оснований утверждать, что кто-то из них и была той самой дарительницей. По данным переписи 1917 года сохранившийся и сейчас дом по ул. Советской, 22 принадлежал некой Анне Рувимовне Ширман.
Как и когда римоним попали в наш музей – неизвестно. Сама же Святая Тора из Нерчинской еврейской молельни, по информации краеведа Ирины Куренной, хранится в Чите, в фондах Краевой библиотеки им. А.С. Пушкина, и мы надеемся, что когда-нибудь эти реликвии вновь воссоединятся на одной из выставок.
Информацию подготовила Евгения Легун, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.


https://vk.com/club87245440?z=photo-87245440_457244592%2Fwall-87245440_2056
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.