Автор Тема: поселок Фарковский, станица Ломовская, Нерчинского уезда  (Прочитано 18336 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Филатова Елена

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1663
    • Просмотр профиля
1. Мотаканская, или Вологдина, на северном берегу, в 1 версте от последней, относящейся непосредственно к Нерчинску деревни Ревякиной, и в 2 верстах выше острога. Напротив этой деревни с южной стороны в Шилку впадает речка Мотакан. На ее устье стоит мельница.
Речка Матакан впадает в Шилку с северной стороны

Почему всегда не прав Миллер, может мы (или переводчики) не верно его читаем? 
А если прочитать Миллера вот так, например, просто поставим запятую: Напротив этой деревни, с южной стороны, в Шилку впадает речка Матакан.
или переставим местами слова:
Речка Матакан впадает в Шилку напротив этой деревни, с южной стороны.

Я не знаю немецкого, но яндекс-переводчик не увидел моих запятых и перевел одинаково, а в русском языке наличие запятых меняет смысл сказанного.

То есть Матакан впадает в Шилку южнее, чем расположена деревня Мотоканская (Вологдина), а не Матакан впадает в Шилку с юга.

Расположение Мотоканской мне тоже не ведомо... просто внесу немного сумятицы...
Уссурийские казаки: Кузнецовы-Шестопаловы-Суворовы, Пятых-Чашины-Лозины
Поселки на Уссури: Лончаково, Козловский, Видное;
на Амуре: Верхне-Благовещенское;
в Забайкалье до 1862 года: Ушмунская, Налимская, Городищенская слобода, Нижне-Борзинская,  Чашино-Ильдиканская, Грязнова.

Оффлайн ШадринАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 280
    • Просмотр профиля
Расположение Мотоканской мне тоже не ведомо... просто внесу немного сумятицы...

    Деревня Матакан расположена на северном, левом берегу Шилки, сразу за деревней, ниже по течению впадает в Шилку речка Матакан.  Если ориентироваться на стороны света, то р.Матакан впадает в Шилку с запада, если реку Матакан ориентировать по сторонам света относительно деревни, то устье Матакана находится на севере.  Истолкуйте этот факт так чтоб он совпадал с описанием Миллера, без сумятицы ;)

https://radikal.host/i/Jt76qv

То же самое по Молодовску...
4. Удыча, или Молодова, на северном берегу, в 6 верстах от предыдущей.
Удыча  это одна деревня на правом берегу Шилки, Молодова это другая деревня на левом берегу. У Миллера и та и другая на северном берегу... не на северном и южном берегу Шилки (
Чита, Иркутск Улан Уде - все они раскинулись по обеим берегам рек Читы, Ангары,Уды.
), а именно на северном.

5. Ломы, или Ломовская, или Болтовская, на южном берегу, в 7 верстах от предыдущей. Возле этой деревни с этой же стороны в Шилку впадает речка Шелор, которая приводит в движение мельницу с названием Аксенова.
Село Ломы, Ломовская располагается на северной, левой стороне, Шилки, речка Джерол(Шелор) так же впадает по северному, левому берегу.

не знаю как можно истолковать по другому чтоб было точно по Миллеру...


« Последнее редактирование: 29 Январь, 2023, 16:48:51 от Шадрин »
Шадрины, Перфильевы, Пестеревы - пос.Фарковский, ст.Ломовская; Зимины, Романовы - ст.Сретенская; Сотниковы, Зуевы, Брезгины - г.Галич, Костромская губерния;Tall - Aakre, Toomberg - Tõlliste, Tuvi, Лифляндская губерния.

Оффлайн Филатова Елена

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1663
    • Просмотр профиля
Я не разбиралась со Сретенском и окрестностями, слишком сложно для меня, не зная местности, высказывать свои предположения, но вот Городищенская слобода, похоже, перемещалась, сначала по мере роста населения на бОльшие пашни, потом ближе к дорогам, к городам, к цивилизации. Аналогичное перемещение поселков и их исчезновение я наблюдаю на Уссури. Вам видней, Вы больше погружены в историю своего края, но проще всего сказать, что Миллер, хотя и имел профессорское звание, не разбирал где север-юг и право-лево. "Притягивать за уши" я тоже ничего не собираюсь. Другой взгляд позволяет расширить горизонты восприятия, поэтому и высказала другую точку зрения на труды Миллера. Если уж анализировать ошибки Миллера, то нужно рассматривать его труд целиком, изучать другие его работы, я не готова.
Уссурийские казаки: Кузнецовы-Шестопаловы-Суворовы, Пятых-Чашины-Лозины
Поселки на Уссури: Лончаково, Козловский, Видное;
на Амуре: Верхне-Благовещенское;
в Забайкалье до 1862 года: Ушмунская, Налимская, Городищенская слобода, Нижне-Борзинская,  Чашино-Ильдиканская, Грязнова.

Оффлайн ШадринАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 280
    • Просмотр профиля
Я не имел намерений спорить с Г.Ф Миллером, просто указал на расхождения в цитируемом на сайте переводе его работы и фактическим расположением деревень и рек. Возможно перевод неточный, возможно деревни с берега на берег переезжали в течении их существования. Мне просто хотелось подсказать Елене, что Удыча и Молодая это разные деревни, а Лоншаково и Молодая это скорее всего теперь одно целое, Молодовск.
Шадрины, Перфильевы, Пестеревы - пос.Фарковский, ст.Ломовская; Зимины, Романовы - ст.Сретенская; Сотниковы, Зуевы, Брезгины - г.Галич, Костромская губерния;Tall - Aakre, Toomberg - Tõlliste, Tuvi, Лифляндская губерния.

Оффлайн ШадринАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 280
    • Просмотр профиля
        В мае месяце удалось осуществить давнишнюю задумку. На фарковском погосте  был установлен памятный крест. Местные краеведы попросили анонсировать это событие в районной газете. Пришлось попробовать себя в новом статусе. Прошу строго не судить первый опыт, надо было успевать в тираж.
https://radikal.host/i/XEFozE

"Советское Забайкалье"  01 июня 2023г. г.Сретенск

       У каждого города, деревни, как и у каждого человека своя биография, своя судьба, которая не всегда бывает благосклонна к ним. На территории Сретенского района, как и во многих других уголках нашей большой страны есть навсегда исчезнувшие населенные пункты, которые постепенно, перестали существовать, брошенные своими жителями. Причины тому были разные, результат для всех этих деревень и сёл один - заросли бурьяна и заброшенные погосты. Старые документы, карты сохраняют еще названия, а ведь за названиями этих поселений память о людях, о их традициях, делах, промыслах и помыслах, о вероисповедании, о семейном укладе, быте и даже разговорной речи присущей именно этому месту. Сохранить эту память - задача потомков. Зная и помня прошлое своей семьи, своего края, гораздо легче понять богатую, интересную и иногда противоречивую историю и нашей великой Родины.
       23 мая, в канун двунадесятого праздника Вознесения Господня, с благословения высокопреосвященнейщего Димитрия митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского, при поддержке главы сельского поселения «Молодовское» Надежды Викторовны Балагуровой, на погосте исчезнувшей деревни Фарково, что располагалась на левом берегу Шилки в 6 км ниже г. Сретенска, был установлен памятный крест. От лица потомков Фарковских фамилий благодарю всех, кто принял в этом мероприятии своё участие!
       Богатая история деревни была утрачена вместе с уходом из жизни ее последних жителей. Пришлось потратить несколько лет на изучение архивных документов, проанализировать не многочисленные свидетельства потомков, чтоб появилось понимание с чего началась, как развивалась и чем закончилась история этого поселения.
      Активное освоение земель вниз по Шилке от города Нерчинска началось в конце 17 века. В фондах РГАДА сохранились документы «Нерчинской приказной избы» (органы местной государственной власти при городовых воеводах в 16-18 веке), челобитные Нерчинских служилых людей о выделении земель под пашню и выпас скота на территории современного Сретенского района.
      Челобитная даурских нерчинских казаков Василия Петрова сына Птицына и Степана Федосиева сына Лихачева о даче им «пустой дикой земли для о(пы)ту хлебной пашни вниз по Шилке-реке с Нижн(го) Матакану до Ломов по обе стороны Шилки». Помета от 20 марта 1684 г. об отводе земли
      Челобитная даурского нерчинского казака Андрея Ларионова об отведении ему «земли для опыту хлебной пашни вниз по Шилке-реке с Нижного Матакану до Ломов по обе стороны Шилки-реки в павал со служилыми людьми с Васильем Петровым да со Стефаном Федосиевым». Помета от 24 марта 1684 г. об отводе земли.
      Примерно в это время начинается и история деревни Фарково с поселения в этих местах Нерчинских служилых людей.
У большинства наименований населенных пунктов существует несколько вариантов происхождения. Возможно, давались они от названия местности, рода занятий жителей, их имен или прозвищ, либо его унаследовали из языка местных народностей. В географическом описании Нерчинского уезда, составленном российским историографом немецкого происхождения Герхардом Фридрихом Миллером в 1735 году во время его исследовательской экспедиции по Забайкалью у Фарково прописано и второе название: « К Стретенскому острогу относятся следующие деревни на Шилке: ……Фаркова, или Тоболова, на северном берегу, в 7 верстах от предыдущей…»
         Оба своих наименования деревня, по всей видимости, получила от фамилий её основателей. 
Первое, документально зафиксированное, название Таболова заимка относится к 1731 году. В Книге записей церковных сборов от 15 ноября 1731г есть запись: «Того же числа дана венечная память священнику Леонтею венчат Тоболовой заимки служилого человека Федора Петрова сына Шадрина повторым браком на девице Евдокие Георгиевой дочери Кожевниковой. Пошлины архиерейские  с отвозными пятнадцать алтын  по указу взято.»
         Среди Нерчинских служилых людей начала 18 века встречается рядовой казак Федор Тобол. В Книге окладной жалованья служилым людям по Нерчинску за 1708 год прописано, что рядовой Федор Тобол служит с пашни, то есть поселился на одной из заимок в Нерчинском уезде, где ему выделена пашня, как жалование за его службу. Можно предположить, что именно от этого служилого человека и пошло первое название деревни – Тоболова заимка.
          Позднее, уже к 1734 году за деревней закрепляется название Фарково, это видно по церковным документам того времени. В выписках Нерчинского архива встречается фамилия Фарков. "Даурских всяких чинов людям, которые посланы с князем Павлом Гантимуровым за воровскими людьми, их сикмами: Конные казаки  ….., Гаврила Фарков,…».  Но нет ни каких свидетельств, что именно он поселился деревне на жительство в первой половине 18 века. 
          Ротация населения была делом обычным для того времени, тем более люди служилые. И кто именно из Нерчинских казаков с такими фамилиями были первожителями Таболово - Фарково, неизвестно.
         В конце 18 века, в одном из церковных документов, деревня Фарково записана деревней Шадриных. Возможно представители этой фамилии стали преобладать по количеству среди населения, либо Шадрины остались одни из старожилов деревни. Как долго деревня носила это название точно сказать нельзя, но что такое наименование было в ее истории, установлено документально.
         В 19 веке, и теперь уже навсегда, за деревней закрепляется название Фарково.
Все найденные документы и свидетельства дают основания утверждать, что деревня была основана, как заимка Нерчинскими служилыми людьми, казаками, определенными на службу с пашни, возможно в конце 17 или в самом начале 18 века, где по данным ревизии 1721 года уже проживает большое семейство Нерчинского служилого человека, казака конного строя, Афанасия Петровича Шадрина.
Встречаемая мной ранее версия других исследователей об основании Фарково заводскими приписными крестьянами верна лишь отчасти. Казаки, основавшие это поселение в конце 17 века, во второй половине 18 века были переведены сначала в разночинцы, а затем в приписные крестьяне. Первожители  же Фарково - это Нерчинские служилые люди, пешие и конные казаки. Как видно из различных документов, состав населения деревни не был однороден и постоянно менялся, но Шадрины, Декины, чуть позднее Пестеревы, Касьяновы, Перфильевы, Федоровы составляли основной его костяк, имели крепкие хозяйства, большие, многодетные семьи.
         Вообще надо отметить, что в Фарково жили не плохо в те далекие времена. Обусловлено это было и удачным месторасположением деревни неподалеку от Сретенска и трудолюбием ее жителей. Кроме службы государевой жители активно занимались земледелием, отвоевывая у тайги пашни и сенокосы, промышляли охотой и рыболовством, сбором грибов, ягод, огородничеством, занимались заготовкой и продажей дров, в том числе и в Сретенск, позднее, с развитием судоходства на Шилке дровяники стояли по берегу деревни и с проходящих судов дрова покупали для топки котлов. В период с середины 18 до середины 19 века, будучи приписанными к Нерчинским сереброплавильным заводам, население привлекалось на обязательною отработку, но судя по всему времени на собственные дела оставалось достаточно. Экономическое положение жителей деревни было достаточно прочным. Это видно из описания хозяйств жителей в списке крестьян ведомства Сретенского острога (1780-1781 гг.), это же доказывает и дальнейший рост населения деревни, увеличение количества самостоятельных хозяйств. В полноценных семьях было по 6-12 детей и рождаемость не снижалась до самой революции 1917 года. Если семья теряла кормильца детей забирали родственники.
         По данным 8 ревизии 1834 года к этому времени в деревне Фарково Сретенской волости Нерчинского уезда насчитывалось 151 житель обоего пола   и числилось 21 самостоятельное домохозяйство.
        Казачья служба – это отдельная страница в истории деревни. В первой половине 18 века Нерчинские служилые люди, фарковские казаки исправно несли свою службу. Привлекались они для охраны скота от угона на пограничных территориях, для сбора ясака, уплачиваемого обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью (шкурами животных), которым облагалось коренное население.
К концу 40-х годов 18 века казаки и дети казачьи, обосновавшиеся в деревне Фарково, не занятые на службе, были причислены к разряду разночинцев.  Во второй половине 18 века в Забайкалье начинается эпоха развития сереброплавильного производства.
        С началом выплавки серебра на Шилкинском заводе население Фарково переводится в разряд приписных крестьян Нерчинского горного правления. Заселение Нерчинского уезда связано непосредственно с деятельностью Нерчинских заводов.  Так называемое «переселение в Дауры» инициировалось и проводилось заводской администрацией. Сереброплавильное производство развивалось, строились новые заводы, требовались рабочие руки, требовались новые земли, и крестьяне, которые бы их обрабатывали, удовлетворяли растущие потребности края в продовольствии. Ко второй половине 18 столетия начался период процветания Нерчинских Заводов. К ним было приписано почти все крестьянское население Нерчинского уезда. 
      В 1758 году в Нерчинское воеводство было прислано 238 семейств из Пермских соляных заводов на поселение. Переселенцы эти были размещены по Шилке в деревнях: Горбичанке - 19 сем., Кулари - 41 семейство, Чалбучи - 90 сем., Ломах - 21 семейство, Чалбучи - 90 сем.,  Лончаково - 8 сем. И в Стретенском остроге - 69 семейств. Поселенцы эти были подчинены смотрителю поселенцев сыну боярскому, проживающему в Сретенском остроге... 
Касьяновы появились в Фарково примерно в этот период. Возможно, что они были в числе таких переселенцев. Но пока это только лишь версия.
       Так, в несколько этапов, в разных формах, продолжительно по времени, формировалось население Нерчинского уезда, так формировался и состав жителей деревни Фарково. По данным о количестве населения Сретенской волости на 1815 год в Фарково проживает 51 человек, учет в то время проводился только по душам мужского пола, женское население в переписи не участвовало.
       В середине 19 века, вместе с реформами графа Муравьева-Амурского, начинается новая эпоха в истории Забайкальского края, эпоха возрождения казачества, эпоха новых открытий, новых побед. В 1851 году 17 марта (29 марта по старому стилю) образовано Забайкальское казачье войско.     
21 июня 1851 было Высочайше утверждено положение об образовании из горнозаводских крестьян пешего сводного казачьего батальона для смены 15-го Сибирского линейного батальона находившегося на охране Нерчинских заводов.
       Деревня Фарково была отнесена к расположению 12-го батальона третьей пешей бригады и представлена 104 казаками. Позднее она стала называться поселком Фарковским Ломовского станичного правления и отнесена к третьему военному отделу.
       Уже в 1855 году фарковцы были среди 465 казаков Сводного пешего полубатальона Забайкальского казачьего войска, сформированного из лучших стрелков и охотников, при защите восточных рубежей, при обороне от англичан бухты Де Кастри.
       Наши земляки приняли непосредственное участие и в амурских сплавах, в освоении восточных окраин Российской империи. Известна судьба Марка Осиповича Шадрина, жителя Фарково, принимавшего участие в событиях при бухте Де Кастри, в последствии поселившегося на реке Уссури в поселке Лончаковском.
       20 век, век великих событий, век страшных потрясений, век героизма и отваги. Во всех военных компаниях начала 20-го столетия казаки – фарковцы принимали непосредственное участие.  Китайский поход 1900 года, Русско-Японская война 1905 года и, конечно, Великая война 1914-1918 года. Наши Касьяновы, Перфильевы, Шадрины, Пестеревы внесли свой вклад, свой труд и свои жизни в укрепление и оборону границ Российской Империи, показывая чудеса доблести и героизма везде, куда бы их ни занесла военная судьба. Многие из них отмечены боевыми наградами.
        Усилиями многих людей, краеведов, исследователей истории нашего края, истории Забайкальского казачества постепенно восстанавливается память о героях-забайкальцах, отдавших свои жизни, потерявших свое здоровье, заслуживших награды, почет и уважение на полях сражений во времена Российской Империи. В период великой смуты многие из них были забыты, их заслуги и подвиги, их ратные дела были преданы забвению, а их имена под страхом смерти стерты из людской памяти. Исправить эту величайшую несправедливость задача потомков этого славного воинства!
Данные о количестве населения Фарково на начало 20-го века можно увидеть в Памятной книжке Забайкальской области «Списокъ населенныхъ мѣстъ Забайкальской области. 1914 год» -  в поселке Фарковском  Ломовской станицы 422 души всего населения, 602 десятин пахоты, 1827 десятин сенокоса.  71 хозяйство.     
        Отгремела война мировая. Кто остался жив, вернулись в родное Забайкалье. Встречали фронтовиков здесь по-разному, да и возвращались они с войны уже разделенные большевистскими агитаторами на два лагеря. Кто-то остался верен присяге, а кто-то уверовал в светлое будущее без богатых и бедных и поддержал установление новой власти. Для любой страны нет ни чего страшнее, чем война гражданская. В братоубийственных войнах не бывает героев, не бывает победителей. Выпало это суровое испытание и нашим дедам-прадедам.
        В 1919-20 году из-за близкого расположения к Сретенску деревня часто оказывалась в эпицентре военных действий. По сводкам НКВД того времени село Фарково почти на 100% процентов поддержало Атамана Семенова.
        В 1920 году в Сретенском районе установилась советская власть. По результатам сельскохозяйственной переписи 1923 года на Дальнем Востоке в селении Фарковское Нерчинского уезда Сретенской волости значилось 108 домохозяев и 336 десятин пашни в обработке. 20 домохозяев без земельных наделов. На сокращение возделываемой пашни, скорее всего, сказалась потеря трудоспособных мужчин поселка на фронтах Великой и Гражданской войн, а также уход в начале 20-х годов части работоспособного населения из Фарково в Китай. А увеличение общего числа домохозяйств, скорее всего, связано с началом добычи золота в этих местах.
        Не все приняли новую власть. Служившие в армии Атамана Семенова или поселковой дружине ушли при отступлении с войсками на территорию Китая, в Маньчжурию.  Исход населения продолжился и позднее. В 1921 году избегая призыва в Красную армию, направляемые родственниками, в Китай уходят 10-12 человек молодежи. Некоторые из них больше не вернулись. По различным причинам многие перебрались жить в Сретенск, кто-то уехал работать на Амурскую железную дорогу.
         Затем был период коллективизации, когда все принадлежавшее частным хозяйства имущество обобществили. Появились не согласные с этим. Начались репрессии.  Данных статистики на 1940 год по Фарково пока не встретилось, но судя по количеству выселенных и осужденных за 20-30 годы, население деревни сократилось больше чем на половину и в основном это коренные жители-старожилы.
         Документально известно о почти 250 жителях села, арестованных, высланных, вынужденных по тем или иным причинам покинуть Фарково, кто насильно, кто добровольно, но и те, и другие навсегда.  В начальный период коллективизации многие домохозяева распродали все имущество, скот и со своими семьями покинули деревню.  Все имущество оставшихся в Фарково, зажиточных семейств в дальнейшем было забрано в колхоз безвозмездно, сами же хозяева после непродолжительной работы в колхозе «Знамя Труда», объявлены вредителями, выгнаны из колхоза, преданы различным мерам административного воздействия, выселение, лишение избирательных прав, ссылка за пределы Забайкальской области. Часть жителей подверглось уголовному преследованию. В 1933 году появились первые расстрелянные. В 1937-38 годах передел имущества был окончен, уничтожили остатки тех, кто мог на него претендовать, т.е. бывших хозяев. Кто воевал в период Гражданской войны на стороне Семенова, кто в дальнейшем открыто участвовал в восстаниях против Советской власти, были уничтожены в первую очередь. Затем были их родственники, друзья и просто жители непокорного села.
         На этом не закончились суровые испытания. Началась Великая Отечественная война. Подвиги своих отцов и дедов повторили наши земляки на полях сражений, некоторые там остались навсегда, многие отмечены боевыми орденами и медалями. Среди фарковцев-участников войны были не только призванные из Сретенского района, но из мест, куда они были высланы семьями в период 20-30-х годов. Имена многих из них не увековечены в монументах на малой Родине. Это еще предстоит сделать. Необходимо описать и подвиг женщин-казачек, на чьих плечах держалось хозяйство и семья во все суровые времена.
         В советский период, причиной ликвидации Фарково, как административной единицы, по официальной версии стало бесперспективность существования села на фоне укрупнения коллективных хозяйств. Все наделы, пашни и сенокосы отошли к Молодовску. В 50-е годы ликвидированы все административные учреждения, а к 70 годам село перестало существовать полностью. В период Гражданской войны произошло деление сел и поселков Сретенского района на «красные» и «белые». Участь Фарково постигла многие населенные пункты, жители которых поддержали не ту сторону, именно по этой причине было столько выселенных и репрессированных, а жить и работать попросту стало некому.
        Вот такая история открылась за безымянными могилками, за заброшенным погостом исчезнувшего казачьего поселка. Не простая выпала судьба на долю жителей Фарково, никогда не жили они беззаботно, только великий труд, житейская смекалка, упорство и мужество позволили им пройти с достоинством почти через три века Российской истории. Потомкам Фарковских фамилий есть чем гордиться, пусть установленный крест напоминает об этом и хранит память о наших великих предках.
                                                                                                                                                              Шадрин О.Б.
*Упомянутые в тексте документы собраны и систематизированы на краеведческом ресурсе «Предыстория» https://predistoria.org/forums/index.php?action=forum  его участниками, исследователями истории нашего края.
« Последнее редактирование: 27 Июнь, 2023, 18:49:20 от Шадрин »
Шадрины, Перфильевы, Пестеревы - пос.Фарковский, ст.Ломовская; Зимины, Романовы - ст.Сретенская; Сотниковы, Зуевы, Брезгины - г.Галич, Костромская губерния;Tall - Aakre, Toomberg - Tõlliste, Tuvi, Лифляндская губерния.

Оффлайн ШадринАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 280
    • Просмотр профиля
Погост бывшего поселка Фарковского Ломовской станицы. Фото Шадрина О.Б. 23.05.23г
« Последнее редактирование: 27 Июнь, 2023, 18:50:27 от Шадрин »
Шадрины, Перфильевы, Пестеревы - пос.Фарковский, ст.Ломовская; Зимины, Романовы - ст.Сретенская; Сотниковы, Зуевы, Брезгины - г.Галич, Костромская губерния;Tall - Aakre, Toomberg - Tõlliste, Tuvi, Лифляндская губерния.

Оффлайн ШадринАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 280
    • Просмотр профиля
Место на левом берегу Шилки, где располагался поселок Фарковский. Фото Шадрина О.Б.  23.05.23г.
« Последнее редактирование: 27 Июнь, 2023, 18:03:06 от Шадрин »
Шадрины, Перфильевы, Пестеревы - пос.Фарковский, ст.Ломовская; Зимины, Романовы - ст.Сретенская; Сотниковы, Зуевы, Брезгины - г.Галич, Костромская губерния;Tall - Aakre, Toomberg - Tõlliste, Tuvi, Лифляндская губерния.

Оффлайн Пестерев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
Пестерев Варлаам Спиридонович(19.11.1895-после 1957) – казак 1 Читинского полка. Пос. Фарковский Ломовской станицы
ГМ 4 степ. –«будучи ранен остался в строю до конца боя(1917)
Доброволец ОМО(1918); служил в 4 Забайкальском казачьем полку. За боевые отличия произведен в подхорунжие. Покинул Россию с последними частями Земской Рати из Владивостока(1922). В эмиграции член Забайкальской  казачьей им. Атамана Семенова станицы. В рамках репатриации выехал с семьей в середине 50-х годов в Казахстан(г.Шортанды)
В.Ю. Апрелков, «ГК ЗКВ во Второй Отечественной войне 1914-1918 годов»
Нашёл информацию на Пестерева В.С.в базе данных "Участники белого движения в России" Ссылка  http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_15-P.pdf (автор: Историк С.В. Волков)

Пестерев Варлаам Спиридонович. Вахмистр. В белых войсках Восточного фронта до эвакуации Приморья. Летом 1923 в составе 2-й сотни Атамана Семенова казачьего полка в Гензане (Корея). /653-3/

Кроме него в базе есть информация и на других Пестеревых. Только Не знаю, относятся ли к Фарково каким-нибудь образом или нет

Оффлайн Андрей Павлович

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Вот что имеется, касающееся станицы Ломовской

Оффлайн ШадринАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 280
    • Просмотр профиля
Ф.89-1-18
Стр. 347
Копия октября 1826 года

Его Благородию Господину командиру 5-й сотни Забайкальскаго казачьяго полка 14 класса Толпыгину
Онаго ж полка и сотни неслужащаго Сибирскаго дворянина Афонасья Лоншакова жены Анисьи.

Прошение
По жительству моему в селении Заводскаго ведомства 12 числа прошедшаго сентября пошла я дома своего для собственной своей надобности, вместе с девицею по соседству со мной, живущею заводскаго ведомства, умершаго крестьянина Данилы Монтева, дочерью Авдотьей, в селение Фарковое, расстоянием от дом моего в 3 верстах.

Примерно с версту достигла нас заводская крестьяне встретенской волости Василей Декин и Филип Кузнецов, из коих первой, в пьяном образе остановил меня и поимал за плечо, ругал скверно-матерною бранью, причем приказывал товарищу своему Кузнецову имать сопутницу мою и обоих со мною связать, проговаривая что де они содержать ... но как товарищ его по благоразумию ниму отказывался в сем законопротивном деле, уговаривая его произносить такие дерзости, посему он бросил меня, поимал помянутую девицу Монтеву, с намерением тоже и ее взять, которая при усиливании от него вырватем при драке он на ней верхнее платье, когда  девица освободилась от него, то он взял … в Фарковое селение и во все путешествие  дорогою тоже ругал скверною бранью, с тем что доведя нас в селении прикажет связать.

 По достижению котораго, он Декин ушел от нас в дом свой, посему в то же время нами было о сем объявлено крестьянину Степану Касьянову и отцу того Декина, из коих последний сказал, что я в сем деле сына своего неучил.

По сим обстоятельствам покорнейше прошу Вашего Благородия донесть о сем высшему Начальству. Произвесть из следования и меня не оставить в нанесеной мне крестьянином Деканным обиде законно удовлетворением.
 На подлинном написано сие прошение по приказанию родительницы моей Анны Лоншаковой, со слов ее писал и по неумению его грамоте руку приложил сын ее урядник Максим Лоншаков.

Дублирую в тему. Евгений, спасибо за документ! Зачитаешься!)
« Последнее редактирование: 16 Март, 2024, 15:51:25 от Шадрин »
Шадрины, Перфильевы, Пестеревы - пос.Фарковский, ст.Ломовская; Зимины, Романовы - ст.Сретенская; Сотниковы, Зуевы, Брезгины - г.Галич, Костромская губерния;Tall - Aakre, Toomberg - Tõlliste, Tuvi, Лифляндская губерния.