Автор Тема: Ононский край- неизвестные страницы.  (Прочитано 310864 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1305 : 25 Ноябрь, 2019, 16:04:10 »
Конечно, что конкретно вас интересует. Он от меня за хребтом.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Алёна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 129
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1306 : 25 Ноябрь, 2019, 16:17:57 »
Конечно, что конкретно вас интересует. Он от меня за хребтом.
Интересует почему в 1895 году мои предки крестьяне из Барахоево, двинули с насиженного места на прииск Николаевский?  Хочется знать , как он называется теперь. К какому селу, деревне относится?
« Последнее редактирование: 25 Ноябрь, 2019, 16:19:47 от Алёна »

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1307 : 25 Ноябрь, 2019, 16:25:51 »
Ответ простой. В конце 19-го - начале 20-го вв крестьяне чикойских сёл массово переселялись на Ононские прииска. Манила жизнь "золотишника." Прииск Николаевский закрылся после войны. Жители переехали в основном на рудник Любовь. Ну и частично  -- кто куда!
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1308 : 25 Ноябрь, 2019, 17:07:00 »
Населённые пункты Кыринского района: Мангут (б. караул, станица); Верхний Ульхун (то же); Букукун (б. станица); посёлки: Ульхунский (Ульхун партия); Нижне-Ульхунский (теперь не существует); Михайло-Павловский; Тургенский; Ольхонский (не сущ.); Тыринский; Кыринский; Алтанский; Усть-Букукунский (не сущ.); Киркунский (не сущ.); Бальджиканский (не сущ.); Ашиньгинский пикет, в сов. время прииск. (не сущ); Бырцинский улус, впоследствии село Бырца (не сущ.); деревня с 1919 года (крестьянская) Нукен, впоследствии Мордой; семейские деревни с 1907-09 гг - Кулинда (не сущ.) и Былыра; образованная в 1919 году из "новониколаевцев д.Гавань и в то же время Билютуй (семейская); Тарбальджейское урочище (тунгусы-хамнеганы); прииски: Любовь; Николаевский (не сущ.); Хаверга (не сущ.); Хамара (не сущ.); Рензель (не сущ.); Буташивер (не сущ.); Баян-Зурга (не сущ.); Рябиновка (не сущ.); Малиновый (не сущ.)" Хайластуй (не сущ.), Хапчеранга (начало 30-х)
- Самхак (на картах Самкак), в верхнем течении Киркуна, в 19 веке это место уже было заселено "инородцами", которые занимались охотой и рыбной ловлей, в советское время работали старатели и до 2000-х годов небольшая база Кыринского охотпромхоза. Сейчас там только отвалы от золотодобычи;
- прииски Бальджа, Бальзир - оба в верховьях р. Бальджа;
-  рудник (олово) Худжернига - 12 км западнее бывшего караула Ашингинско, часть рудника сейчас на территории Монголии, остался один дом, который используют пограничники.
- прииск Алетуй - на сливе ручьев Зун-Алетуй и Барун-Алетуй, в 1923 г. 13 дворов, 76 жителей;
- рудник Дабан-Горхон, в устье одноименного ручья, правого притока Киркуна;
- рудники Сохондо и Вершина Букукуна, сейчас на территории Сохондинского заповедника;
- с. Надежный, бывший рудник, действующее, в 2010 г. Население 47 человек;
- рудники Кузьмина (на перевале в долину р. Кыра по дороге на 12 ключей) и Арашантуй (8 км западнее Надёжного) бывшие участки рудника Надежный;
- с. Устье, правый берег р. Былыра по автодороге на Надежный. Действующее, в 2010 г. Население 7 человек;
- Шоничи, лесоучасток Хапчерангинского ГОК - напротив Мангута, Падь Домашняя Шоничи затем переместился ближе к Онону.
Все эти населенные пункты связаны с добычей полезных ископаемых, возникли в период СССР и существовали сравнительно непродолжительное время. Однако во всех, кроме Самхака и Устьев были, как минимум начальные школы, медпункты и клубы.
Поселок Малиново официально именовался п. Тыринский, на картах Генерального штаба отмечен как лесоучасток Тыринский.
« Последнее редактирование: 11 Декабрь, 2019, 16:09:58 от Игорь Александрович »
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1309 : 25 Ноябрь, 2019, 17:35:30 »
 Гураны.
 Охотник подбираясь на выстрел - лучной,дротиковый,огненный (в то время тихо не взведешь и не будешь фитилить) одевая на себя, сверху шкуру гурана.Добывая добычу он обеспечивал ближних мясом, шкурой,сухожилием для шитья и т.д.
Значит отсюда и почесть и хвала человеку,который в любое время года добыл пищу. Его надо отличить ИМЕНЕМ и другим равняться на удаль казацкую.
Даже были те казаки, кто метал ножи на охоте...
С приходом казаков появились и смешанные браки.Первоначально взятые в "ясырь".
Может кто расскажет почему изначально Гантимуров со своими людьми ушел в Китай? Не был ли основной причиной "женский вопрос"?

 Вариант 1: Стоит заметить, что слово “гуран” заимствовано русскими из бурятского языка и означает самец косули. В том же значении оно употребляется монголами (gura), эвенками, калмыками (guru), алтайцами. Судя по архивным документам, уже в XVIII веке русские поселенцы в Забайкалье употребляли его как имя или прозвище. Затем так стали называть всех коренных забайкальцев (то есть тех, кто родился за Байкалом) или потомков от смешанных браков русских с бурятами или эвенками. Некоторые исследователи считают, что в результате такого смешения появился особый этнос. Еще в конце XIX столетия известный этнограф, археолог и публицист Николай Михайлович Ядринцев доказывал, что в Сибири складывается особый “областной тип”, который по мировоззрению, бытовому укладу, внешнему облику сильно отличается от жителей европейской России. Профессор Намжил Цыбиков в работе “Этногенез и резистентность” утверждает: “В своем развитии этносы постоянно подвергаются процессу взаимопроникновения (гибридизации), следствием чего является либо исчезновение этноса, либо формирование нового... Забайкалье является уникальным регионом, в котором прослеживаются эти процессы. Четко определены временные интервалы миграционных потоков русских, которые вступали в браки с аборигенами, результатом чего явилось рождение нового этноса гуранов”. Но не все ученые согласны с тем, что гураны этнос. Примечательно, что в двух вышедших томах “Энциклопедии Забайкалья” нет статьи о таком народе. В первом томе термин “гуран” объяснен как “основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения”. В разговорах его нередко используют в качестве синонима к термину “забайкалец”. Вообще, вопрос о таком этносе, как гураны, до сих пор остается открытым. И по большей части относится к самосознанию народа.
Вариант 2: Многие забайкальцы имеют смешанную кровь. Белая (Caucasoid) и желтая (Mongoloid) расы встретились в пределах сибирских границ - Западного и Восточного Забайкалья. Этим объясняется появление в пласте бытовой лексики местного населения особого слова "гуран", которое обозначает определенное понятие: человек смешанной крови в четвертом поколении, вобравший в себя черты русских первопроходцев и коренного населения - тунгусов. Позже к "гуранам" стали относить и тех славян, которые смешались с бурятами или монголами, а также - с маньчжурами. К "гуранам" относится не каждый современный метис, но человек, несущий метку поколений, имеющий "корни" в Забайкалье. Так в длительном процессе метисации формируется особый слой забайкальского населения». Сегодня можно констатировать только одно - исторических предпосылок для таких смешанных браков с явным доминированием бурятской крови нет. И, следовательно, гураны, как носители монгольской доминанты, неизбежно исчезнут уже в этом веке. Их гены растворятся в общей массе человеческих генов. Источник. Переводика. Гураны.Часть I.Казаки.

 Паллас . стр.331...
В их поведении (Тунгусов), в юртах и во всем прочем от буре(я)тов они мало отличны. И только одни шапки у них издревле держуться. Они обыкновенно их делают из оленних голов кож,оставляя и глазные дырки и уши, кои им служат для украшения с рогами: я их не однажды не видывал, хотя между моими подводчиками были некоторые и из рода Наметского; они обще(вообще) говорили, что они таковое украшение одним шаманам оставляют.
Вот объяснение Палласа по поводу головных уборов тунгусов.
Тунгусы по своему укладу жизни, характера взаимотношений между русскими казаками и местным женским населением быстро ассимилировались.

 С.Максимов. Сибирь и каторга. Часть вторая. Санкт-Петербург.1871 г.
Стр.205. Карымы - забайкальские креолы, образовавшиеся от помеси русских с бурятами, монголами и тунгусами. Таковы почти все жители приаргунского края. На реке Аргуне они почти все исключительно занимаются контрабандою, от чего по всему Забайкалью кирпичный чай носит придаточное название карымского.
Вот так определяет Максимов занятия "креолов".

 Виктор Балдоржиев.

ГУРАНЫ

Над степью бурятской бураны.
Знобящий студенистый снег.
И житель здесь прозван гураном.
Чалдонской земли человек!

Мы к этим границам России
Корнями навек приросли.
Не каждому в мире по силам
Быть жителем нашей земли...

Живем мы в извечной тревоге
С языческих древних веков.
Остроги, остроги, остроги.
Да зоркие вышки постов!

Что можно из ссыльного выжать
Средь этих дождей и снегов?
Да разве б смогли они выжить
Без наших гуранских хлебов!

На нашей земле добывая
Свинцово-убойный металл.
Бродяга, судьбу проклиная.
Как в песне поется, бежал!

Крамольники, вольные души.
Едва доходили сюда.
И сотнями гибли от стужи.
Гураны здесь жили всегда!

И край мы родной защищали
С молитвой: «Господь нас спаси!»
Мы свой «Капитал» изучали
В серебряных копях Руси...

Не мы под ружейные дула
По этим острогам прошли.
Но были еще караулы
Вдоль рек забайкальской земли!

И помнят, конечно, издревле
Чубатых и смуглых солдат
Болгарские Шипка и Плевна.
Высокие горы Карпат.

Легенды про войны и бури
Гураны доныне хранят.
Защитником был Порт-Артура
Мой прадед – казак из бурят!

Гураны из белого стана.
О вас я судить не могу...
И красные роты гуранов
Под Спасском на белом снегу...

И тридцать седьмые, как раны.
Как кровь на осенней стерне!
А сколько погибло гуранов
В последней – надеюсь войне!

Над степью бурятской бураны.
Знобящий студенистый снег.
И житель здесь прозван гураном.
Чалдонской земли человек!

1982-1984 гг.
_________________
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1310 : 25 Ноябрь, 2019, 17:49:04 »
  Харацирики
... пришедшие с Монголии и Китая объединившиеся "воровские люди". По простому монгольские тайши со своими соплеменниками, промышлявшими в основном воровством скота и захватом заложников, с целью дальнейшего обмена на тот-же скот.
Цель - ограбить местное население и отогнать скот на свою территорию, не подконтрольную казаками.
Способ - конный захват.
Первых казаков не хватало на всю границу.
Первые стычки по Онону бурят с казаками показали силу оружия казаков и часть бурят откочевала "подальше от греха". Кстати был всего один воинственный князек с 30 воинами и его быстро угомонили... откочевал подале, потом все равно вернулись.
Аргунские,Ононские и Ингодинские тунгусы были столь скотом богаты,что никогда самым лучшим бурятам не уступали: и таковых их было очень не редко (достаточно),кои табуны тысячами считали. Но беспокойство их духа тянула их всегда, прежде нежели границы разделены были,к множественным наездам и неприятельским действиям с Мунгалами, те собой хоть и невеликие воины, однако многолюдством своим много вредили...
Паллас. стр.332.Путешествия по разным ......
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1311 : 25 Ноябрь, 2019, 17:56:01 »
Аргунские,Ононские и Ингодинские тунгусы были столь скотом богаты,что никогда самым лучшим бурятам не уступали:
Ой, не всегда. Во второй половине 18-го века караульские тунгусы впали в такую нищету, что "всяким гнусом питались" А.Васильев
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1312 : 25 Ноябрь, 2019, 18:19:25 »
Васильев А.П. т.2 "Забайкальские казаки" стр.144(152- 156): "Живя в неудобных местах около маяков, скот они почти весь потеряли и не имея чем питаться, самовольно покидали караулы... тунгусы были разорены ясачными сборщиками, часто отбиравшими всё имущество. весь скарб....многие из тунгусов не имели коней и поголовно все были бедны; питались собаками и" всяким гнусом".  По всей линии среди тунгусов развилась смертность от голода. Доведённые до крайности тунгусы начали в 1759 году грабить монголов"
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1313 : 26 Ноябрь, 2019, 11:16:13 »
1759 год.
... караульские тунгусы- это некоторая часть мужчин в возрасте от 13 до 40 лет из числа мужского населения тунгусских родов, несущая службу на границе.

 Нынешняя активная деятельность рано или поздно приведет нас к документам по умершим в этот период на пограничных территориях.
И мы сможем сравнить цифры боевых потерь на границе и провести сравнительный анализ смертности среди всего населения и той части караульских тунгусов.

 Интересно сравнить по числу караульских тунгусов на "станках", т.е пограничных пикетах, затем караульских тунгусов в пограничных караулах нерчинской линии и проживающих вдоль границы родственников рода.

 Конечно надо понимать, что все документы с мест событий в то время писали " со скудовством и жалобливо" ...

 Теперь о "всяком гнусе", т.е. тарбаганах. Это во все времена, деликатес. Время добычи с весны до ранней осени, пока в спячку не ушли.

1772 год.
 Через 13 лет П.Паллас отмечает скотоводческое богатство тунгусов проезжая по тем местам.
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1314 : 26 Ноябрь, 2019, 12:48:29 »
Да, караульские тунгусы, "привязанные" к маякам, разоряемые тяготами службы, монгольскими грабежами,  и пр. жили несравненно хуже своих "ясашных" сородичей. Однако и последние далеко не всегда процветали. "В 1758 году погибло: 11329 лошадей, 33022 скота, 192724 овец и козлов.   ...обратиться к шуленгам и зайсанам ясачных тунгусов, прося дать пограничным тунгусам-стражникам лошадей и съестные припасы или заменить караульных тунгусов другими. Начальники тунгусских родов отказались сменить их, говоря, что все тунгусы обеднели по причине падежа скота во время пурги 1758 года, что все роды умирали с голоду и от монгольских грабежей откочевали внутрь границы."  Не случайно Иван Разгильдеев своих тунгусов приучал к хлебопашеству и они в экономическом отношении были гораздо благополучнее других. Но в вершину Онона его рука, видимо, не дотянулась и караульские тунгусы так и не оправились от потрясения конца 18-го века. Где-то читал, что тунгусы с тех пор работали в хозяйствах русских казаков.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1315 : 28 Ноябрь, 2019, 23:01:26 »
  А с теми де табунутцкими людьми приходили мугальского ж Далай-контайши люди и иных разных мугальских тайш, которые кочюют близ нерчинских острогов.
В среднем течении реки Онон в Агинских степях бурятский князек с 30 соплеменниками грабил набегами и казаков доставал, когда они только пришли сюда и жили в Урульгинской пади. Их же осталось мало, первых казаков. Огненным боем его пугнули... убежал, но говорят приходил еще...

  Для закрепления и охраны порубежных земель в начале XVIII в. была переселена на китайско-монгольскую границу большая часть забайкальского казачества. Правительство отменило казакам хлебное жалованье и выделило им землю для запашки. Казаки получили возможность вести самостоятельное хозяйство. Стал складываться особый казачий уклад жизни - воинов-земледельцев. В 1655-1658 годах в Даурии формируется Нерчинское уездное воеводство, одно из двадцати, учрежденных в Сибири. Вначале в его ведомстве находилась вся территория Даурии, от Байкала до верховьев Амура. На рубеже XVII - XVIII веков Нерчинский уезд (воеводство) ограничивался территориями по Шилке, Аргуни, низовьям Онона, Ингоды и верховьям Хилка. Воеводская администрация выполняла здесь основную задачу - "искать великому государю прибыли". Это приведение в подданство русскому царю местного бурятского и тунгусского населения, создание острогов, слобод и деревень, налаживание земледелия, горного производства и торговли, организация обороны края.
Экспозиции музея.
История и культура народов Забайкалья в XVII-XIX веке. Встреча народов и цивилизаций. Составитель обзора - зав. отделом археологии и культурной антропологии коренных народов Забайкалья, кандидат философских наук А.В. Жуков

 Необходимость защиты дальневосточных владений от притязаний южных соседей заставляла Москву спешно наращивать там вооруженные силы. Мелкие и крупные партии служилых людей перебрасывались в Забайкалье и на Амур в 50-70-е годы XVII века. В 1685 г. вместе с послом Ф.А. Головиным за Байкал прибыло 1110 человек, набранных из московских стрельцов, сибирских служилых людей, "их детей и братьи", а так же из ''промышленных и гулящих людей''. К началу переговоров Головина с маньчжурами, численность войск увеличилась до 2434 человек. По сибирским меркам для того времени это было очень крупное воинское подразделение, поскольку во всех сибирских городах на 1688 г. по списочному составу насчитывалось всего 72151 человек. Что касается комплектования во второй половине XVII в., то по наблюдениям Г.А. Леонтьевой, до середины 1680-гг. гарнизоны Забайкалья пополнялись за счет присылаемых на временную службу из других регионов Заключение в 1689г. Нерчинского трактата стабилизировало обстановку и уменьшило военную угрозу для русских владений в Забайкалье. Это в свою очередь позволило более чем вдвое сократить там воинский контингент. К 1693/94 гг. численность постоянных казачьих гарнизонов (без сибирских дворян и детей боярских) составила в забайкальских острогах Иркутского уезда (Селенгинском, Удинском, Баргузинском, Ильинском и Кабанском) 630 человек, в Нерчинском уезде (Нерчинском, Аргунском, Теленбинском, Итацинском, Читинском, Еравнинском и Иргенском острогах)-425 человек. Всего насчитывалось 1055 человек.
 Самым простейшим типом острога в Сибири было зимовье, огражденное тыновой стеной. Примером такого укрепления являлся острожек, поставленный албазинскими казаками на устье Долонца. Небольших размеров, практически состоящий из одной избы и ограждения, он и назывался острогом чисто условно, скорее в силу традиции. Несколько таких же острожков было поставлено и в Нерчинском уезде в конце XVII века.
Пограничный Аргунский острог был «деревянной, стоячий, мерою... в длину 6 сажен с полусаженью, поперег 4 сажени с аршином, в высоту две сажени, в стене две избы»60.
Крупнее был Теленбинский острог, у которого «мерою кругом 33 сажени, башня с проезжими вороты, в стене две избы, в которых сидят аманаты»61.
Данный тип острожка представлял собой разновидность укрепленного пункта, поставленного в отдаленных местах для сбора ясака. В принципе он мало чем отличался от зимовья.
Это материалы, по которым экскурсоводы проводя обзорные лекции и экскурсии говорят о жизни в XVII веке, говорят о территории Даурии и острогах и поселениях того времени.
 Остроги и острожки имели произвольную форму плана согласно рельефа местности, затем эта форма постепенно приобретает геометрически правильные очертания. Часто форма острога зависела от расположения в нем изб, амбаров и других построек. Обычно они включались в контуры стен острога, либо выступали наружу, либо были вставлены заподлицо со стеной. Такая постановка диктовалась требованиями сокращения трудоемкой работы по возведению острожных стен, а также необходимостью компактной планировки. Иногда размещение некоторых построек в стенах было обязательным, как, например, аманатской избы. Это делалось для того. чтобы при необходимости можно было показать заложников родственникам, которые приходили платить ясак, в то же время не допуская их в пределы острога. С этой целью в стене аманатской, выходящей наружу, обязательно устраивалось небольшое оконце, которое одновременно служило для переговоров с «ясачными людьми».
Кормление аманатов было предметом заботы их сородичей, поэтому специальный амбар «для аманатского корму» почти всегда располагался за пределами острога. Это уже вопросы собствееной безопастности... Известны случаи, когда такие же амбары в крупных острогах и городах находились рядом с аманатской избой или даже совмещались с ней.
Размеры и набор элементов первых острожков были настолько небольшими, что практически различий между планировочными композициями укрепленных зимовий и острожков не существовало. Усложнение планировочной структуры острога происходило наряду с увеличением его размеров и изменением количества построек в нем. Нельзя не отметить также, что появление в Сибири небольшого укрепленного пункта было жизненной необходимостью. Но вместе с тем очевидной была и слабость этих укрепленных пунктов, поэтому не случайно царские наказы рекомендовали остроги простейшей конструкции укреплять «накрепко всеми крепостьми», чтобы можно было оставлять в них для службы «безстрашно и без боязни ково пригож».
Интересно будет, если провести раскопки Чиндант- Турукаевской крепости. Многие скажут- это 1726 год. Здесь главное, на сколько продвинулось фортификационное сооружение за 25 лет.
По материалам.ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ КРЕПОСТИ СИБИРИ

 "...Великий государь... пожаловали сим ковшем, весом в 2 фунта, устюжанина Петра Родионова сына Худякова, за многой радетельной таможенного и кабацкого збору прибор, что он, будучи в Сибири, в Нерчинску, в четырех годах, против прежних большого збору четырех же годов учинил... казне прибыли 78924 рубли 24 алтына 5 денег". Но несмотря на такие старания правительства, гарнизоны острогов были малочисленны.
К тому же эти служилые люди в крае были непосредственными проводниками всей политики правительства. Они занимались сбором ясака, присоединением новых территорий, освоением богатств и т.д. По этой причине они часто уходили из острогов надолго и на большие расстояния. В острогах оставалось мало людей, которые были в постоянной опасности. Так, в 1681 г. из 135 служилых в Селенгинске - 20 находились на службе в Верхнеудинске, 20 - "для обережки ясашных по заимкам", 40 были отправлены за хлебными запасами, 16 - в Нерчинск. Из 103 служилых в 1683 г. в Нерчинске - на месте было 46, остальные ходили за хлебными запасами, ясаком и т.д.
Ввиду этого многочисленные отписки, челобитные, расспросные речи местных воевод, приказчиков, острожных голов, казаков, служилых людей пестрят такого рода жалобами: "остроги ставить некем", "запасов ничего нет", и просьбами "прислать прибавочных людей... наскоро", оружия "для ради нужного всякого осадного времени" и т.д. Воеводы, порою, были в отчаяньи: Ларион Толбузин, приехавший в Нерчинск в 1662 году сообщал, что "в нем всего 75 человек", что "хлеб: не родитца", что "служить их великих государей службы никакими мерами не мочно, и в ясачном сборе им... больше прибыли учинить некем и :остроги от немирных земель людей оберегать некому". А в 1683 году Федор Воейков сообщал, что он живет "с великим опасением, а бердышев и рогатин и топорков... в казне и нерчинских казаков нет..."
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ В ХVII - ХVIII ВВ.
С.В. Евдокимова

 Обязаны были всемерно содействовать осуществлению и еще одной важной цели, которую преследовало правительство при основании острогов разысканию полезных ископаемых. Царские грамоты повелевали жителям острогов узнавать "...про золотую руду, и про серебро, и про жемчуг, и камены, и медь, и олово, и свинец, и железо...". В 1681 г. селенгинскому воеводе Ивану Власову особо было предписано "серебряных, и золотых руд и селитренных земель приискивать" и если таковые будут найдены, то "тех мест досмотреть и сметить, и описать". Нерчинский воевода Самуил Николаев должен был по указу же сосредоточить внимание на "отыскивании сердоликов и иных таких надобных вещей собою". Такие же инструкции получали и другие остроги. Выполнять эти указания надлежало "с великим радением, неоплошно", "всякими мерами", приискивать для этого мастеров и т.д.
« Последнее редактирование: 28 Ноябрь, 2019, 23:03:08 от ПЕШКОВ »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1316 : 29 Ноябрь, 2019, 08:21:23 »
Усть-Зейский пост.
   Во время Крымской войны 1853-го года, когда Россия отражала англо-франко-турецкую агрессию на Чёрном море, создалась реальная угроза восточным рубежам России. Английская эскадра прощупывала возможность установить свой флаг на российском побережье Тихого океана. Забайкальские казаки дали им достойный отпор в бухте Де Кастри, но для того, чтобы держать надёжную оборону, сил было мало. К тому времени сообщение с Дальневосточными рубежами было дальним, кружным и очень обременительным. Генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьёв давно уже "не спускал глаз с Амура". Он прекрасно видел все выгоды присоединения Амура и с некоторых пор это стало его самой желанной мечтой. Поселив по Амуру и Уссури казаков можно было убить сразу двух зайцев. Во-первых, надёжно оградиться от непредсказуемого Китая, из которого на ту пору шли худые вести, а во-вторых - это прямой и достаточно удобный водный путь на океанское побережье. И войска можно доставить для его обороны и провиант им и прочее снаряжение и продукты, конечно. А если ещё и заселить долину Амура, то лучшего и желать-то не надо. К воплощению в жизнь этой мечты Николай Николаевич, этот истинный патриот России, направил всю свою кипучую и неуёмную энергию. Настоящий ад начался для тех, кому выпала честь служить под его командой. Требовательный, жёсткий, волевой и решительный он не знал покоя сам и не давал его другим. По Шилке двинулись караваны барж с грузами и людьми. В результате первого сплава 1854 года наши войска отбили англо-французскую эскадру от Петропавловска и заперли устье Амура. Три сплава уже было совершено к тому времени, когда получили благоприятные известия из Китая, свидетельствовавшие об отсутствии у него дурных намерений, да и Крымская война, хоть и неудачно для России, но всё же закончилась. Отпала необходимость держать большие войска на Дальнем Востоке, тем более снабжать их продовольствием оказалось очень затруднительно. Это обстоятельство заставило Военное ведомство принять меры для возвращения русских войск. Полковник М. Корсаков, Наказный атаман Забайкальского казачьего войска, даёт распоряжение устроить посты по Амуру, где изготовить сараи из коры для хранения в них запаса продовольствия на 2700 человек, возвращавшихся с устья Амура.
     В июне 1856 года плоты с продовольствием начинают сплавляться по Шилке на амурские посты. 12-го числа отплывает караван с продовольствием сроком на 10 дней, который назначено складировать в устье Зеи, левого притока Амура. Сопровождают караван казаки нашего, Второго отдела. Здесь в основном казаки верховских станиц, Букукунской, Мангутской, Верхнеульхунской. Прибыв к месту назначения, в спешном порядке начинают сооружать навесы для укрытия продуктов от непогоды. В ход идут брёвна от разобранных плотов, кора, сено и прочие подручные материалы. По началу казаки и для себя соорудили балаганы, но уже вскоре стало ясно, что войска будут подниматься по реке не один день, а значит и казакам на посту надо устраиваться надолго и основательно. Пользуясь тёплой погодой казаки роют землянки, косят сено, постреливают дичь.  Ближе к осени полковник Корсаков получает от Муравьёва письмо, в котором дана команда оставить на четырёх вновь образованных амурских постах на зимовку команды казаков "...для хранения казённого имущества и для содержания зимней почты с войсками нашими, на устье Амура находящимися». На Усть-Зейском посту остаются наши, верхнеононские казаки, числом 50 человек во главе с сотником Травиным.
    В последних числах июля войска тронулись с устья Амура вверх по реке тремя партиями. Этот поход 1856 года с полным правом можно назвать не просто из ряда вон выходящим, но и поистине героическим. Вряд ли и во всей истории найдётся много примеров, подобных этому походу. Первая партия почти в тысячу человек, хотя и испытала на пути много лишений, но всё же преодолела этот путь длиною в 2340 вёрст по местности абсолютно не обжитой и вошла в Забайкалье ещё до морозов и почти без потери людей. Второй партии численностью более 800 человек повезло гораздо меньше. В пути они уже почувствовали недостаток продовольствия и голод даже испытали, вследствие чего потеряли 96 человек. Первые две партии, а это чуть ли не две тысячи молодых, наработавшихся ртов, которые бечевой тянули вверх по огромной реке "туземские" лодки  с оружием и  снаряжением, уже основательно подъели запасы оставленных на постах продуктов. Потому третья партия, 370 нижних чинов и 9 офицеров, отправившаяся в конце июля и делавшая в сутки тридцативёрстные переходы, двигалась уже, так сказать, по разорённой, а вернее опустошённой местности. В пути их застигла зима и двадцатиградусные морозы в обнимку с голодом вовсю придавили войска, которым уже приходилось и ночевать в пургу под открытым небом и бесконечно вброд переправляться сквозь ледяное крошево больших и малых притоков великой реки. Говорят, китайцы в древности называли Амур бешеным драконом или что-то вроде того. Насколько это правда - не знаю, но потрепала эта река наши войска основательно. 143 дня затратил последний отряд на дорогу и прибыл в Забайкалье только 16-го декабря, потеряв в пути 102 человека.
   Но как же наши казаки, кыринские и акшинские, которым пришлось остаться зимовать для содержания почты на голодном Усть-Зейском посту? Тяжкая доля ждала их. Скормив продукты проходящим войскам они начали голодать. Охота давала мало пропитания. Дикие звери, которые могли давать хоть какую-то поддержку казакам, откочевали с тех мест, напуганные проходящими войсками. Глубокий снег, необжитое место и чужой климат довершили страшное дело. Казаки начали умирать...
   Первым тяжело заболел и 7 октября умер мангутский казак Евфимий Перфильев. Через несколько дней слегли казаки Акшинской станицы Терский Исидор и Трухин Ерофей. Терский умер 22 октября, а Ерофей Трухин - 28-го. Третьего ноября умирает Забелин Никифор, а через  10 дней Иван Трухин. В ту же ночь не стало Афанасия Курбатова из Кыры. Его братья, оплакивая покойника не знали, что Климентию осталось жить меньше недели, а Андриан промучается ещё две и отойдёт в вечность 28-го ноября. Назавтра не станет верхнеульхунца Ивана Салтанова. Наступивший декабрь будет не менее безжалостным и второго числа заберёт Трухина Ивана,  через два дня Евлампия Забелина, 8-го - Николая Власова, 12-го другого Забелина Ивана. В эту же ночь упокоятся Трофим Забелин и Евфимий Казанцев, а на следующий день не станет Постникова Семёна. 18-го декабря умрёт Софрон Тюменцев и 28-го - Трухин Василий. В январе следующего года навалится на измождённых казаков извечная спутница голода и холода - цинга. В конце января наступившего 1857-го  уходят из жизни акшинцы Агарышев Семён и Матвеев Алеазар. В феврале в муках скончаются  Тюменцев Никита и Матвей Трухин. И хотя по весне и доставят на пост малую долю продуктов, но люди так и не смогут оправиться от свирепого голода и цинги. 3-го мая умирает мангутский казак-тунгус Иринчин Далаев, а 8-го июля верхнеульхунский Никита Власов. Вот такую дань положила  кыринская земля на алтарь Отечества. Вот таких сынов вырастили верхнеононские станицы. Умирали, но пост не бросили! Я специально выписал даты смерти, чтобы могли потомки этих фамилий помянуть своих славных мучеников предков, героев земли русской. Да и всем нам не грех склонить головы пред их памятью и отдать им последний долг уважения!
       На месте Усть-Зейского поста стоит сейчас красавец Благовещенск. Помнят его жители подвиг наших земляков. Когда-то давно, может ещё при графе Муравьёве-Амурском, воздвигнут был памятник нашим героям и  благодарные благовещенцы ухаживают за ним и обновляют его. Вот такая надпись выбита на памятнике: «Место захоронения забайкальских казаков-первопоселенцев г.Благовещенска, погибших в зиму 1856-1857 гг. на Усть-Зейском посту.»
Агарышев Семен
Власов Никита
Власов Николай
Далаев Иринцен
Забелин Евлампий
Забелин Иван
Забелин Никифор
Забелин Трофим
Казанцев Ефим
Курбатов Андриан
Курбатов Афанасий
Курбатов Клим
Матвеев Елизар   Перфильев Ермил
Перфильев Ефим
Перфильев Ксенофонт
Постников Семен
Салтанов Иван 1-й
Терский Сидор
Трухин Василий 1-й
Трухин Ерофей
Трухин Иван 2-й
Трухин Иван 3-й
Трухин Матвей 2-й
Тюменцев Никита
Тюменцев Софрон
«Не тщетно трудились мы: Амур сделался достоянием России. Святая православная церковь молится за вас! Россия – благодарит!» Н.Н. Муравьев-Амурский»

   Большое видится на расстоянии. Не сразу, уже после смерти графа, Российская империя высоко оценила вклад Муравьёва-Амурского в дело освоения Сибири и Дальнего Востока. В Хабаровске, на высоком берегу Амура, поставили ему бронзовый памятник в семь аршин высотой(4,97 метра). Скрестив на груди руки стоит во весь рост его покоритель, а в одной руке держит свиток Айгунского трактата, а в другой морской бинокль.                   Вернее стоял. При советской власти памятник взорвали, а бронзу сдали в счёт госплана по сдаче цветных металлов. Копия его имеется в Русском музее в городе Санкт-Петербурге.   Источники: А.П.Васильев "Забайкальские казаки" том.3; Николай Смирнов "Забайкальское казачество"; В.Апрелков "Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего войска том 5."
                                                                                      И.А.Пушкарёв
 



« Последнее редактирование: 21 Июнь, 2020, 03:04:30 от Игорь Александрович »
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1317 : 30 Ноябрь, 2019, 18:39:45 »
  Огромное вам благодарность за сохранение памяти потомков, Игорь Александрович!

Амур — богатая река!
Много в ней золота и серебра.
Амур кровь усопших впитал,
Вкус войны навсегда в нём остался,
И всегда в нём журчит вода,
И не кончится никогда!

Амур — защищали солдаты,
И не дали его перейти,
Но теперь, всё кончилось, дети,
Так что можно к нему подойти!

На Амуре погибли люди,
У которых была семья,
Но сейчас, не смотря на это,
На нём строятся города!

Мы границу отвоевали,
Так что делаем что хотим,
И сейчас не смотря на это,
Много про войну картин!

Много драм сняли про это,
Их сейчас не перечесть,
Но люди в мундире этом,
Сохранили доблесть и честь!

Выборов К.
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1318 : 06 Декабрь, 2019, 23:18:06 »
 На наиболее опасных участках Приононья, против "воровских людей" с Монголии  должны стоять кочевья тунгусов  или постоянные   казачьи «станки». Нерчинская канцелярия и казачье  начальство зная о непримиримой вражде между определенными категориями людей двух сопредельных государств старается использовать этот момент с целью обеспечения охраны границы.
   Тунгусские воины в связи с малым числом первопроходцев русских казаков, которых к 1725 году было 429 человек, как нельзя кстати подходили для охраны Нерчинской пограничной линии.
 После Буринского трактата с нанесением на карту и на местность пограничных знаков по всей границе происходит заселение тунгусских родов на участках границы. С подписанием Буринского и Кяхтинского договоров завершился начальный этап становления русско-китайской границы в Забайкалье.
     В 1728 году в Селенгинске было создано Генеральное пограничное управление во главе с полковником Бухольцем. На забайкальской границе протяженностью свыше 2,5 тысячи вёрст действовал 31 караул.  Располагались они на расстоянии от 100 до 200 вёрст друг от друга.(эта ошибка "кочует" и кочует из различных материалов. Нельзя применять средне арифметическое 2500 верст : 31караул = среднее 80 верст?
   Пограничную (караульную) стражу представляли кочевавшие возле границы представители  тунгусских родов, русские служилые люди – казаки и солдаты регулярных войск.   Вводился институт объездчиков, которые должны были ежегодно с мая по октябрь осматривать границу от караула к караулу, заниматься починкой маяков (пограничных знаков), разрешать пограничные конфликты, пресекать переход границы в ту или другую стороны, угон скота, не допускать на границе торговлю, кроме Кяхты и Цурухайтуя (современное название – Староцурухайтуй), где были учреждены таможни, без уплаты пошлины, учреждать при необходимости новые караулы.
  Одно место постоянной дислокации пограничных казаков было выбрано в районе Шаранайских сопок в урочище  Хара - Бырке. По легенде казак Токмаков один из первых жителей поселения Хара -Быльчирское. Ульхунская резервная партия и  партия в районе реки Ара – Иля и Урулюнгуевская  создавались как мобильные резервы…
  Во второй половине XVIII века новыми инструкциями о несении пограничной службы устанавливалось, что пограничникам поступала четвёртая часть от товара, конфискованного у контрабандистов. В этих же инструкциях строго указывалось «никому никаких обид, разорения и притеснения не чинить, взятками и подарками ни на одну копейку ни за что не касатца». За упущения по службе пограничным служителям грозили «указным штрафом, истязанием и всего имения лишением».
  В начале 1770-х годов в системе охраны границ произошли изменения. Пограничные русские казаки с семьями были поселены на границе на постоянное проживание. Кроме казаков всем остальным запрещалось селиться ближе 15-вёрстной полосы от границы.
  Казачьи семьи разместились по караульным посёлкам в среднем 30 верстах от границы, а вдоль линии была проложена дорога. Большинство приграничных казачьих посёлков Забайкалье было основано в 1773 году. Забайкальские казаки, в том числе и пограничные, несли бессрочную службу, в конце XVIII века она была ограничена 25 годами. Однако и после выхода в отставку они давали обязательство продолжать службу в «случае крайней необходимости». Пограничным же казакам была дана привилегия оставления службы после 25-летнего срока.
  Кто были эти казачьи стражники на нерчинской границе? Из книги 1790 года о тунгусах. Тунгус стреляет вверх стрелой и пока одна летит, достает вторую и расщепляет первую стрелу второй стрелой.                                                                                                                   Интересно говорят о луке тунгуса. Двое "братских" управляются с ним, а тунгус один.                                                                                                 
    «Даурскïе степные народы столько искусны, что скача изо всей силы въ цель попасть стрелой не промахнется…» (Палласъ П. С. Путешествiе по разнымъ провинцiямъ… 1772 и 1773 годовъ. Ч. 3, пол. 1, с. 280).«…иркутский надворный советник Франц  Ланганс сообщал (в конце XVIII в.) о конных тунгусах, что их луки бывают «отменной доброты и столь  туги, что редкой бурят в состоянии их натянуть, а оттого они и вдвое далее  бурятских стреляют… 
  Натуралист Р. Маак пишет, что «имел случай удивляться  ловкости в стрельбе из  лука  у тунгусов, бродящих в районе енисейских золотых приисков». Тунгус брал две стрелы (с тупым наконечником)  тамар, одну из них пускал из лука вверх, как можно выше, а другой успевал попасть в падающую стрелу. На каждые десять сделанных выстрелов он допускал только два или три промаха. Русские землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят".
Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."
  Тунгусское происхождение обурятившихся и обрусевших тунгусов (эвенков) Даурии подтверждается работами исследователей и путешественников. Например, М. А. Сафьянников писал, что «Нерчинские тунгусы, т. е. инородцы Урульгинской думы, не составляют по происхождению одной племенной семьи: 4 рода, и из этих родов многие инородцы, приняв св. крещение, осели и образовали  отчасти Шундуинскую; инородцы Урульгинской управы и отчасти Шундуинской вышли из Маньчжурии со своим родичем Гантимуром и приняв русское подданство в 1665 году, … ещё позднее вышли, опять из Маньчжурии несколько родов с родовичами…»
В Даурии проживают так называемые конные тунгусы, подразделяющиеся на обрусевших и обурятившихся. Те тунгусы, которые не подверглись смешению с другими народами, эмигрировали в 1920-х годах в Маньчжурию.
 Обурятившиеся тунгусы (эвенки) называют себя хамниганами и живут среди Агинских (или хоринских) бурят Тургинской и Борзинской долин Даурии. У них сохранилось предание о переходе их из Маньчжурии в Даурию: их предки когда-то в прошлом, несколько сот лет тому назад, пришли в район Даурии с юго-востока (видимо, из Маньчжурии) через перевал Гуун-Тулбуур. Это были настоящие эвенки или тунгусы и их в простонародном обиходе среди бурят называют γхэр хара хамниган досл. «чёрные, как коровы, хамниганы». На границе после камлания шаманов они разделились на две половины. Одна группа пошла на север, а другая — на юг. Тунгусы из северной группы частично сохранились в северных районах Читинской области, какая-то часть их обрусела, а южная группа обурятилась. И обрусевшие, и обурятившиеся тунгусы (эвенки) утверждают, что их предки относятся к следующим эвенкийским родам: баягид или баягир, улят, дулигат, золтут, хара и шара намяты, долот, чипчины (или шэбшэн барга), алтанган. Название алтанган, видимо, обозначает ответвление от намятов, так как такого родового названия нет ни в каких документах. Таково же мнение и местных обурятившихся тунгусов.
  В постепенном ассимилировании «конных тунгусов» (язык, вера, материальная культура, хозяйственная деятельность) Даурии значительную роль сыграли коренные монгольские роды сарадур или сартот, узон, тукчин, гуни-монгол (гунуй) и улят, проживающие среди них до сего времени, наряду с бурятами, переселившимися в эти места позже монголов.
  Yхэр хара хамниган досл. «чёрные, как коровы, хамниганы». Хара(черный) и шара(желтый) намяты. (К названию поселений – Шара(желтый)наи и Хара(Черный) - Бырка). В этих местах до прихода русских первопроходцев жили тунгусы. В районе  Хара – Бырки находились пашни и поля, где местное население занималось выращиванием различных культур. Исследователь Таранов в конце XIX века особо отмечал земледелие в районе Хара – Бырки еще до прихода казаков – первопроходцев. Среди местных жителей Шаранайских и Хара - Быркинских поселений встречается много высоких и крепких темнокожих мужчин. О женщинах и говорить не приходится - красавицы. К конным тунгусам относятся рода:баягид (баягир), улят, дулигат, золтут, хара и шара намяты, долоты, чипчины (шебшен барга), алтанганы, увас, сортоты, узон, тукчин, гуни монгол. Хамниганы  (скотные люди), это тунгусы скотоводы. В семнадцатом веке наиболее влиятельными князьями конных тунгусов были Улан Ган Тимур, Боодай, Вэньду, Тудойхунь.Род князя Гантимура (дуликагиры) проживал на реке Нерчь, в удельном селении - Княжье..." Род  алтанган, обозначает ответвление от намятов. Следует, что род намятов делился на ответвления: ардуул, алтанган.Намяты, по-русски - не(а)мясинцы . 
   Тунгусский пятисотенный полк был сформирован на основании Указа Правительствующего Сената от 17 октября 1760 года. "...и которые тунгусы определены будут для содержания караулов, оных из ясака выключить и выбрать всех пятьсот человек от родов добрых и здоровых и к вящему их бодрению  и оказанию к службе ревности, дабы они в бедности не были и жалованье им определить..."
  Непосредственно же полк был сформирован в 1761 году и просуществовал до 1851 года, то есть до включения его в ЗКВ. Таким образом, полк просуществовал 90 лет! Ни одно подразделение, в более чем трехсотлетней истории забайкальского казачества, не имело такой длительной собственной истории.
 Пограничный караул на границе,   в первые годы существования полка, состоял из ефрейтора (из солдат) 6 казаков (в том числе и пеших) и 25 или 15 тунгусов. И как пишет А.П. Васильев, старшими на караулах, как раз были эти самые ефрейторы из солдат. А все вместе подчинялись князю Гантимурову (60-е годы XVIII-го в.). В Тунгусском полку  упомянутые казаки и солдаты также находились в составе пятисотенной команды (полка), но сверх штата. 26 марта 1762 года тунгусской пятисотенной команде решено по указу Сената выдать сабли. Ковали сабли в Туле. 500 тунгусов, 162 конных казака, 22 солдата Якутского полка положили основание пограничному Забайкальскому казачеству.
1764 - 1765 года. Общее руководство пограничной линией генерал Якоби. В Акше учреждается канцелярия пограничного  коменданта Нерчинского участка пограничной линии.
 Ефрейтор (начальник заставы - автор) письменно докладывает о происшествиях на линии коменданту. Отсюда следует что комендант из первых уст знал обстановку на пограничной линии. Кроме того князь Гантимуров так - же принимал доклады.
 Караулы от Бальджиканского до Аргунского подчинялись и доносили кроме коменданта Акши о пограничных делах князю Павлу Гантимурову.
 Князь Гантимуров проживал в резервной партии на Ононе. Когда создается тунгусский пограничный полк, на наиболее опасном участке, против "воровских людей" должны стоять: крепости и постоянные заставы. Двойное подчинение пограничников продолжалось недолго.
 После назначения Акшинского коменданта князь Гантимуров отказался от руководства пограничной линией. Тунгусская пятисотенная команда переходит в подчинении Акшинского коменданта.
 Создается опорный пункт Акша. Крепость обеспечена артиллерией.
Комендант крепости, начальник участка нерчинской линии, старший начальник регулярной (воинской части) исполняет обязанности коменданта (командира - автор). Акшинскому коменданту подчинены все войска на участке Нерчинской пограничной линии от Бальджиканского караула до Аргунских серебрянных рудников.  В ведении Акшинского коменданта войска: Пятисотенная тунгусская команда, русские казаки и солдаты Якутского пехотного полка. Штатное расписание в Якутский полк могли производить  из мужчин казачьих забайкальских семей, которые ранее не попали в казачий штат. Селенгинский пехотный полк получил свое штатное расписание за счет переселенцев из польских земель. Русские жители, старообрядцы не желая подчиняться царскому правительству ушли в конце XVII века на польские земли. Однако война в Польше, в  середине XVIII столетия и генерал Салтыков принимает решение, что эти старообрядцы способны физически и экономически, а самое главное готовы духовно дойти за семь тысяч верст до Нерчинского уезда и усилить нерчинский участок границы. В своих убеждениях генерал не ошибся. 
 1764 год. Нерчинский уезд. Китайская граница( в том числе и Нерчинская пограничная линия). Акша.
Aкшинский комендант, он же начальник участка нерчинской пограничной линии смотрел за китайской границей от Бальджиканского караула до Аргунских серебрянных рудников.  Сложности в пограничных делах с Китаем привели к закрытию торговли в Кяхте на 7 лет.
1767 год.  Желая восстановить торговые отношения русское правительство отправило полномочного комиссара , полковника Кропотова.  По решению Кропотова и китайских чиновников был добавлен п.10 Буринского трактата.
1768 год.  Международные отношения. Буринский трактат. П. 10.
Установлена обязательная сдача воровских и перехожих следов через границу чинами русской пограничной стражи монгольскими караулами и наоборот.  Этот новый дипломатический акт обязывал: "привести пограничную цепь в лучшее отношение".   Следовательно для несения пограничной службы нужны были пограничники на границе. А где их взять? Поверстать обратно из посадских жителей(городские жители Нерчинска, Стретенска, Доронинска), казачьих детей из переведенных в  горно - заводские крестьяне Нерчинского горно округа, крестьян Городищенской и Ундинской волости.  Казаки расселялись по деревням: ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 48.1784 г.(л. 562) "1784 года генваря 15 дня деревни Шивеинской выключенные из нерчинских крестьян в поселение и Балтинского порта поселщики, деревни Уборулятуевской военнопоселщики, деревни Шиндуинской ясашные, деревни Долгыкычинской ис казаков посельщики – все тех деревень нижеподписавшияся в руках со общего согласия вознамерелись в Шивеинской деревне построить церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, и о заложении(и) той церкви послан от нас за мирскими руками Его Преосвященству Михаилу Епископу доношение."
1772 - 1804 года.   Тунгусская пятисотенная команда. Русские казаки и тунгусские казаки на пограничной линии подчиняются главному старшине. Согласно штатного расписания на Акшинской и Чиндант - Турукаевской дистанциях казаки несут службу на караулах, в количестве 10 - 12 человек.
  Название войсковой(главный - автор) старшина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков. Во второй половине XVIII века это название в видоизмененной форме распространилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управления казачьего войска. С 1754 г. войсковой старшина приравнивался к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году — к подполковнику. Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя звездами. Особый резерв в Приононье - 4 пограничных караула, по другому называемая "партия" и одна партия в Приаргунье.
1766 - 1805 - 1851 года.  Все опорные пункты были выбраны на случай войны с кочевыми народами вопреки европейской тактике.
Расколотками назывались пункты, где нет поселений, караулов, а на охране находится один казак, как часовой. Расколотки и караулы от маяков находились на различных расстояниях от 25 верст до 60 верст. Смена через каждые 4 месяца. Кроме русских пограничных казаков были тунгусские пограничные посты или инородческие партии.
 Акшинская пограничная дистанция. Первая пограничная инородческая партия на реке Онон после ее вхождения в пределы России. Это место постоянной дислокации князей Гантимуровых.
 Вторая партия находилась на устье реки Каральги, впадающей в Онон...
Третья партия находилась на устье реки Терки, впадающей в Онон ...
 Чиндант - Турукаевская пограничная дистанция.
  Пограничная инородческая партия у устья реки Онон - Борзя ...На каждом пограничном инородческом посту или инородческой партии находились по 50 казаков. Итого: 200 казаков в Приононье и 50 казаков на маленькой речке Качинтуй, которая впадала в Урулюнгуй. Пятисотенная тунгусская команда на Акшинской пограничной дистанции содержит 5 (пять) резервных пограничных инородческих партий, находящихся позади линии караулов. Четыре Тунгусских пограничных партий несут пограничную службу на Акшинском и Чиндант - Турукаевском пограничном направлении. Пять резервных пограничных партий находятся в резерве и постоянно готовы к выступлению на границу.
 Могойтуй. По рассказам местных долгожителей, сохранивших легенды о своих предках несли службу непримиримые враги с сопредельной территории. Прекрасные наездники, отлично владеющие искусством стрельбы из лука. В гутулы влаживали дополнительно боевые стрелы, как для стрельбы по легкой кавалерии. так и по броневой защите противника. Хара - Бырка или ранее Хара - Быльчирское или Бырка. По данным Ф. Бальдауфа здесь в 1811 году проживает "конная команда князя Гантимура".
 Штатное расписание конного Тунгуского полка.Пограничные инородческие партии - 5. Личный состав каждой партии - 50 казаков. Всего - 250 казаков. Пограничные резервные партии - 5. Личный состав каждой партии - 50 казаков. Всего - 250 казаков.
 Таким образом казаки Тунгусского казачьего конного полка вошли в 1851 году в состав ЗКВ. 
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1319 : 06 Декабрь, 2019, 23:22:57 »
Путешественник Кропоткин пишет: «Наши казаки всех своих соседей безразлично называют мунгалами, только изредка приходится слышать, чтобы они называли их солонами; между тем язык, на котором они объясняются с ними, зовут солонским. Язык этот ни что иное, как язык, на котором говорят все наши тунгусы, с примесью только монгольских слов. Солоны, рассеянные на западном склоне Хингана по северной окраине Гоби, в окрестностях Далай-Нора, даже в окрестностях Цицигара (по свидетельству Ланге) составляют доныне народ загадочного происхождения. Европейские писатели дарят их самыми прихотливыми названиями: Манчжу-Солонами, Камнега-Солонами, даурскими тунгусами и т.п. Солоны местами занимаются хлебопашеством, главное же занятие их военная служба; — кочующие в окрестностях Далая».
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы