Автор Тема: Ононский край- неизвестные страницы.  (Прочитано 243795 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3364
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1320 : 06 Декабрь, 2019, 23:18:06 »
 На наиболее опасных участках Приононья, против "воровских людей" с Монголии  должны стоять кочевья тунгусов  или постоянные   казачьи «станки». Нерчинская канцелярия и казачье  начальство зная о непримиримой вражде между определенными категориями людей двух сопредельных государств старается использовать этот момент с целью обеспечения охраны границы.
   Тунгусские воины в связи с малым числом первопроходцев русских казаков, которых к 1725 году было 429 человек, как нельзя кстати подходили для охраны Нерчинской пограничной линии.
 После Буринского трактата с нанесением на карту и на местность пограничных знаков по всей границе происходит заселение тунгусских родов на участках границы. С подписанием Буринского и Кяхтинского договоров завершился начальный этап становления русско-китайской границы в Забайкалье.
     В 1728 году в Селенгинске было создано Генеральное пограничное управление во главе с полковником Бухольцем. На забайкальской границе протяженностью свыше 2,5 тысячи вёрст действовал 31 караул.  Располагались они на расстоянии от 100 до 200 вёрст друг от друга.(эта ошибка "кочует" и кочует из различных материалов. Нельзя применять средне арифметическое 2500 верст : 31караул = среднее 80 верст?
   Пограничную (караульную) стражу представляли кочевавшие возле границы представители  тунгусских родов, русские служилые люди – казаки и солдаты регулярных войск.   Вводился институт объездчиков, которые должны были ежегодно с мая по октябрь осматривать границу от караула к караулу, заниматься починкой маяков (пограничных знаков), разрешать пограничные конфликты, пресекать переход границы в ту или другую стороны, угон скота, не допускать на границе торговлю, кроме Кяхты и Цурухайтуя (современное название – Староцурухайтуй), где были учреждены таможни, без уплаты пошлины, учреждать при необходимости новые караулы.
  Одно место постоянной дислокации пограничных казаков было выбрано в районе Шаранайских сопок в урочище  Хара - Бырке. По легенде казак Токмаков один из первых жителей поселения Хара -Быльчирское. Ульхунская резервная партия и  партия в районе реки Ара – Иля и Урулюнгуевская  создавались как мобильные резервы…
  Во второй половине XVIII века новыми инструкциями о несении пограничной службы устанавливалось, что пограничникам поступала четвёртая часть от товара, конфискованного у контрабандистов. В этих же инструкциях строго указывалось «никому никаких обид, разорения и притеснения не чинить, взятками и подарками ни на одну копейку ни за что не касатца». За упущения по службе пограничным служителям грозили «указным штрафом, истязанием и всего имения лишением».
  В начале 1770-х годов в системе охраны границ произошли изменения. Пограничные русские казаки с семьями были поселены на границе на постоянное проживание. Кроме казаков всем остальным запрещалось селиться ближе 15-вёрстной полосы от границы.
  Казачьи семьи разместились по караульным посёлкам в среднем 30 верстах от границы, а вдоль линии была проложена дорога. Большинство приграничных казачьих посёлков Забайкалье было основано в 1773 году. Забайкальские казаки, в том числе и пограничные, несли бессрочную службу, в конце XVIII века она была ограничена 25 годами. Однако и после выхода в отставку они давали обязательство продолжать службу в «случае крайней необходимости». Пограничным же казакам была дана привилегия оставления службы после 25-летнего срока.
  Кто были эти казачьи стражники на нерчинской границе? Из книги 1790 года о тунгусах. Тунгус стреляет вверх стрелой и пока одна летит, достает вторую и расщепляет первую стрелу второй стрелой.                                                                                                                   Интересно говорят о луке тунгуса. Двое "братских" управляются с ним, а тунгус один.                                                                                                 
    «Даурскïе степные народы столько искусны, что скача изо всей силы въ цель попасть стрелой не промахнется…» (Палласъ П. С. Путешествiе по разнымъ провинцiямъ… 1772 и 1773 годовъ. Ч. 3, пол. 1, с. 280).«…иркутский надворный советник Франц  Ланганс сообщал (в конце XVIII в.) о конных тунгусах, что их луки бывают «отменной доброты и столь  туги, что редкой бурят в состоянии их натянуть, а оттого они и вдвое далее  бурятских стреляют… 
  Натуралист Р. Маак пишет, что «имел случай удивляться  ловкости в стрельбе из  лука  у тунгусов, бродящих в районе енисейских золотых приисков». Тунгус брал две стрелы (с тупым наконечником)  тамар, одну из них пускал из лука вверх, как можно выше, а другой успевал попасть в падающую стрелу. На каждые десять сделанных выстрелов он допускал только два или три промаха. Русские землепроходцы, исследователи, путешественники высоко отзывались о тунгусах: "услужливы без раболепства, горды и смелы". Харитон Лаптев, обследовавший берега Ледовитого океана между Обью и Оленеком, писал: "Мужеством и человечеством, и смыслом тунгусы всех кочующих в юртах проживающих превосходят".
Ссыльный декабрист В. Кюхельбеккер называл тунгусов "сибирскими аристократами", а первый енисейский губернатор А. Степанов писал, что "их костюмы напоминают камзолы испанских грандов..."
  Тунгусское происхождение обурятившихся и обрусевших тунгусов (эвенков) Даурии подтверждается работами исследователей и путешественников. Например, М. А. Сафьянников писал, что «Нерчинские тунгусы, т. е. инородцы Урульгинской думы, не составляют по происхождению одной племенной семьи: 4 рода, и из этих родов многие инородцы, приняв св. крещение, осели и образовали  отчасти Шундуинскую; инородцы Урульгинской управы и отчасти Шундуинской вышли из Маньчжурии со своим родичем Гантимуром и приняв русское подданство в 1665 году, … ещё позднее вышли, опять из Маньчжурии несколько родов с родовичами…»
В Даурии проживают так называемые конные тунгусы, подразделяющиеся на обрусевших и обурятившихся. Те тунгусы, которые не подверглись смешению с другими народами, эмигрировали в 1920-х годах в Маньчжурию.
 Обурятившиеся тунгусы (эвенки) называют себя хамниганами и живут среди Агинских (или хоринских) бурят Тургинской и Борзинской долин Даурии. У них сохранилось предание о переходе их из Маньчжурии в Даурию: их предки когда-то в прошлом, несколько сот лет тому назад, пришли в район Даурии с юго-востока (видимо, из Маньчжурии) через перевал Гуун-Тулбуур. Это были настоящие эвенки или тунгусы и их в простонародном обиходе среди бурят называют γхэр хара хамниган досл. «чёрные, как коровы, хамниганы». На границе после камлания шаманов они разделились на две половины. Одна группа пошла на север, а другая — на юг. Тунгусы из северной группы частично сохранились в северных районах Читинской области, какая-то часть их обрусела, а южная группа обурятилась. И обрусевшие, и обурятившиеся тунгусы (эвенки) утверждают, что их предки относятся к следующим эвенкийским родам: баягид или баягир, улят, дулигат, золтут, хара и шара намяты, долот, чипчины (или шэбшэн барга), алтанган. Название алтанган, видимо, обозначает ответвление от намятов, так как такого родового названия нет ни в каких документах. Таково же мнение и местных обурятившихся тунгусов.
  В постепенном ассимилировании «конных тунгусов» (язык, вера, материальная культура, хозяйственная деятельность) Даурии значительную роль сыграли коренные монгольские роды сарадур или сартот, узон, тукчин, гуни-монгол (гунуй) и улят, проживающие среди них до сего времени, наряду с бурятами, переселившимися в эти места позже монголов.
  Yхэр хара хамниган досл. «чёрные, как коровы, хамниганы». Хара(черный) и шара(желтый) намяты. (К названию поселений – Шара(желтый)наи и Хара(Черный) - Бырка). В этих местах до прихода русских первопроходцев жили тунгусы. В районе  Хара – Бырки находились пашни и поля, где местное население занималось выращиванием различных культур. Исследователь Таранов в конце XIX века особо отмечал земледелие в районе Хара – Бырки еще до прихода казаков – первопроходцев. Среди местных жителей Шаранайских и Хара - Быркинских поселений встречается много высоких и крепких темнокожих мужчин. О женщинах и говорить не приходится - красавицы. К конным тунгусам относятся рода:баягид (баягир), улят, дулигат, золтут, хара и шара намяты, долоты, чипчины (шебшен барга), алтанганы, увас, сортоты, узон, тукчин, гуни монгол. Хамниганы  (скотные люди), это тунгусы скотоводы. В семнадцатом веке наиболее влиятельными князьями конных тунгусов были Улан Ган Тимур, Боодай, Вэньду, Тудойхунь.Род князя Гантимура (дуликагиры) проживал на реке Нерчь, в удельном селении - Княжье..." Род  алтанган, обозначает ответвление от намятов. Следует, что род намятов делился на ответвления: ардуул, алтанган.Намяты, по-русски - не(а)мясинцы . 
   Тунгусский пятисотенный полк был сформирован на основании Указа Правительствующего Сената от 17 октября 1760 года. "...и которые тунгусы определены будут для содержания караулов, оных из ясака выключить и выбрать всех пятьсот человек от родов добрых и здоровых и к вящему их бодрению  и оказанию к службе ревности, дабы они в бедности не были и жалованье им определить..."
  Непосредственно же полк был сформирован в 1761 году и просуществовал до 1851 года, то есть до включения его в ЗКВ. Таким образом, полк просуществовал 90 лет! Ни одно подразделение, в более чем трехсотлетней истории забайкальского казачества, не имело такой длительной собственной истории.
 Пограничный караул на границе,   в первые годы существования полка, состоял из ефрейтора (из солдат) 6 казаков (в том числе и пеших) и 25 или 15 тунгусов. И как пишет А.П. Васильев, старшими на караулах, как раз были эти самые ефрейторы из солдат. А все вместе подчинялись князю Гантимурову (60-е годы XVIII-го в.). В Тунгусском полку  упомянутые казаки и солдаты также находились в составе пятисотенной команды (полка), но сверх штата. 26 марта 1762 года тунгусской пятисотенной команде решено по указу Сената выдать сабли. Ковали сабли в Туле. 500 тунгусов, 162 конных казака, 22 солдата Якутского полка положили основание пограничному Забайкальскому казачеству.
1764 - 1765 года. Общее руководство пограничной линией генерал Якоби. В Акше учреждается канцелярия пограничного  коменданта Нерчинского участка пограничной линии.
 Ефрейтор (начальник заставы - автор) письменно докладывает о происшествиях на линии коменданту. Отсюда следует что комендант из первых уст знал обстановку на пограничной линии. Кроме того князь Гантимуров так - же принимал доклады.
 Караулы от Бальджиканского до Аргунского подчинялись и доносили кроме коменданта Акши о пограничных делах князю Павлу Гантимурову.
 Князь Гантимуров проживал в резервной партии на Ононе. Когда создается тунгусский пограничный полк, на наиболее опасном участке, против "воровских людей" должны стоять: крепости и постоянные заставы. Двойное подчинение пограничников продолжалось недолго.
 После назначения Акшинского коменданта князь Гантимуров отказался от руководства пограничной линией. Тунгусская пятисотенная команда переходит в подчинении Акшинского коменданта.
 Создается опорный пункт Акша. Крепость обеспечена артиллерией.
Комендант крепости, начальник участка нерчинской линии, старший начальник регулярной (воинской части) исполняет обязанности коменданта (командира - автор). Акшинскому коменданту подчинены все войска на участке Нерчинской пограничной линии от Бальджиканского караула до Аргунских серебрянных рудников.  В ведении Акшинского коменданта войска: Пятисотенная тунгусская команда, русские казаки и солдаты Якутского пехотного полка. Штатное расписание в Якутский полк могли производить  из мужчин казачьих забайкальских семей, которые ранее не попали в казачий штат. Селенгинский пехотный полк получил свое штатное расписание за счет переселенцев из польских земель. Русские жители, старообрядцы не желая подчиняться царскому правительству ушли в конце XVII века на польские земли. Однако война в Польше, в  середине XVIII столетия и генерал Салтыков принимает решение, что эти старообрядцы способны физически и экономически, а самое главное готовы духовно дойти за семь тысяч верст до Нерчинского уезда и усилить нерчинский участок границы. В своих убеждениях генерал не ошибся. 
 1764 год. Нерчинский уезд. Китайская граница( в том числе и Нерчинская пограничная линия). Акша.
Aкшинский комендант, он же начальник участка нерчинской пограничной линии смотрел за китайской границей от Бальджиканского караула до Аргунских серебрянных рудников.  Сложности в пограничных делах с Китаем привели к закрытию торговли в Кяхте на 7 лет.
1767 год.  Желая восстановить торговые отношения русское правительство отправило полномочного комиссара , полковника Кропотова.  По решению Кропотова и китайских чиновников был добавлен п.10 Буринского трактата.
1768 год.  Международные отношения. Буринский трактат. П. 10.
Установлена обязательная сдача воровских и перехожих следов через границу чинами русской пограничной стражи монгольскими караулами и наоборот.  Этот новый дипломатический акт обязывал: "привести пограничную цепь в лучшее отношение".   Следовательно для несения пограничной службы нужны были пограничники на границе. А где их взять? Поверстать обратно из посадских жителей(городские жители Нерчинска, Стретенска, Доронинска), казачьих детей из переведенных в  горно - заводские крестьяне Нерчинского горно округа, крестьян Городищенской и Ундинской волости.  Казаки расселялись по деревням: ГАЗК, ф. 282, оп. 1, д. 48.1784 г.(л. 562) "1784 года генваря 15 дня деревни Шивеинской выключенные из нерчинских крестьян в поселение и Балтинского порта поселщики, деревни Уборулятуевской военнопоселщики, деревни Шиндуинской ясашные, деревни Долгыкычинской ис казаков посельщики – все тех деревень нижеподписавшияся в руках со общего согласия вознамерелись в Шивеинской деревне построить церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, и о заложении(и) той церкви послан от нас за мирскими руками Его Преосвященству Михаилу Епископу доношение."
1772 - 1804 года.   Тунгусская пятисотенная команда. Русские казаки и тунгусские казаки на пограничной линии подчиняются главному старшине. Согласно штатного расписания на Акшинской и Чиндант - Турукаевской дистанциях казаки несут службу на караулах, в количестве 10 - 12 человек.
  Название войсковой(главный - автор) старшина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков. Во второй половине XVIII века это название в видоизмененной форме распространилось на лиц, командовавших отдельными отраслями управления казачьего войска. С 1754 г. войсковой старшина приравнивался к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году — к подполковнику. Носил погоны с двумя голубыми просветами на серебряном поле и тремя звездами. Особый резерв в Приононье - 4 пограничных караула, по другому называемая "партия" и одна партия в Приаргунье.
1766 - 1805 - 1851 года.  Все опорные пункты были выбраны на случай войны с кочевыми народами вопреки европейской тактике.
Расколотками назывались пункты, где нет поселений, караулов, а на охране находится один казак, как часовой. Расколотки и караулы от маяков находились на различных расстояниях от 25 верст до 60 верст. Смена через каждые 4 месяца. Кроме русских пограничных казаков были тунгусские пограничные посты или инородческие партии.
 Акшинская пограничная дистанция. Первая пограничная инородческая партия на реке Онон после ее вхождения в пределы России. Это место постоянной дислокации князей Гантимуровых.
 Вторая партия находилась на устье реки Каральги, впадающей в Онон...
Третья партия находилась на устье реки Терки, впадающей в Онон ...
 Чиндант - Турукаевская пограничная дистанция.
  Пограничная инородческая партия у устья реки Онон - Борзя ...На каждом пограничном инородческом посту или инородческой партии находились по 50 казаков. Итого: 200 казаков в Приононье и 50 казаков на маленькой речке Качинтуй, которая впадала в Урулюнгуй. Пятисотенная тунгусская команда на Акшинской пограничной дистанции содержит 5 (пять) резервных пограничных инородческих партий, находящихся позади линии караулов. Четыре Тунгусских пограничных партий несут пограничную службу на Акшинском и Чиндант - Турукаевском пограничном направлении. Пять резервных пограничных партий находятся в резерве и постоянно готовы к выступлению на границу.
 Могойтуй. По рассказам местных долгожителей, сохранивших легенды о своих предках несли службу непримиримые враги с сопредельной территории. Прекрасные наездники, отлично владеющие искусством стрельбы из лука. В гутулы влаживали дополнительно боевые стрелы, как для стрельбы по легкой кавалерии. так и по броневой защите противника. Хара - Бырка или ранее Хара - Быльчирское или Бырка. По данным Ф. Бальдауфа здесь в 1811 году проживает "конная команда князя Гантимура".
 Штатное расписание конного Тунгуского полка.Пограничные инородческие партии - 5. Личный состав каждой партии - 50 казаков. Всего - 250 казаков. Пограничные резервные партии - 5. Личный состав каждой партии - 50 казаков. Всего - 250 казаков.
 Таким образом казаки Тунгусского казачьего конного полка вошли в 1851 году в состав ЗКВ. 

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3364
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1321 : 06 Декабрь, 2019, 23:22:57 »
Путешественник Кропоткин пишет: «Наши казаки всех своих соседей безразлично называют мунгалами, только изредка приходится слышать, чтобы они называли их солонами; между тем язык, на котором они объясняются с ними, зовут солонским. Язык этот ни что иное, как язык, на котором говорят все наши тунгусы, с примесью только монгольских слов. Солоны, рассеянные на западном склоне Хингана по северной окраине Гоби, в окрестностях Далай-Нора, даже в окрестностях Цицигара (по свидетельству Ланге) составляют доныне народ загадочного происхождения. Европейские писатели дарят их самыми прихотливыми названиями: Манчжу-Солонами, Камнега-Солонами, даурскими тунгусами и т.п. Солоны местами занимаются хлебопашеством, главное же занятие их военная служба; — кочующие в окрестностях Далая».

Оффлайн Иван Анатольевич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1322 : 09 Декабрь, 2019, 04:21:49 »
Похоже Вы хорошо знаете Кыринский район и его  жителей. Вам известно что-нибудь о прииске Николаевском?
Прииск Николаевский находился в самой вершине пади Зун-Хонгорун (местные ещё называют Хонгорок, а ещё чаще Падь Николаевская), это 3 км юго-восточнее рудника Любовь. Сейчас там ничего нет, только отвалы и размытые отстойники. Чуть ниже расположено фермерское хозяйство одного из жителей с. Любовь. Насколько знаю, когда закрылся прииск, большая часть жителей переехала в Любовь. После там артель старателей заново все перекопала современной техникой.
Если скачать по ссылке "Советские военные карты", то там можно найти это место, название прииска написано латиницей.
Паздниковы - Балейский район. Верхний Ульхун

Оффлайн Иван Анатольевич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1323 : 09 Декабрь, 2019, 04:35:53 »
В почтовых справочниках конца 19- начала 20 веков указана станция Тыринская с расстоянием от Верхнего Ульхуна 29 верст, от Кыры 18,5 верст. Между тем, село Тырин находится в 12 км от Ульхуна и более 40 от Кыры.
Исходя из рельефа местности, так как почту перевозили на лошадях, и скорее всего запряженных в телегу, то может быть станция располагалась по р. Тырин выше Хапчеранги, в районе развилки Кыра-Хапчеранга? Один из местных старожилов утверждает, что почтовая станция была на месте поселка Мухор-Булак, но по расстоянию не соответствует никак.
Возможно кто-нибудь разбирался с данным вопросом?
Паздниковы - Балейский район. Верхний Ульхун

Оффлайн Алёна

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 79
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1324 : 09 Декабрь, 2019, 08:44:48 »
Прииск Николаевский находился в самой вершине пади Зун-Хонгорун]



Спасибо Вам, Иван Анатольевич, за информацию. Да, действительно, мои родственники по маминой линии после закрытия прииска Николаевского жили и работали на руднике Любовь. Хохряков Тимофей Артемьевич по сентябрь 1934 года трудился на этом прииске, сначала слесарем, а потом механиком. С 1934 по 1940 на комбинате Доросунзолото слесарем на шахте, а потом заведующим лесопилкой на комбинате( он был уже пенсионером). В 1941 году 8 месяцев отработал на прииске Хаверга. Это всё я узнала из рассказов родственников, переехавших в Иркутск, а потом прочитала в автобиографии бабушки, когда она поступала на работу на режимное предприятие нужно было подробно описать события и прошлое своё и родных. Если вам что-то известно , то буду рада любой информации.
« Последнее редактирование: 09 Декабрь, 2019, 08:47:21 от Алёна »

Оффлайн Игорь Александрович

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1325 : 09 Декабрь, 2019, 08:58:15 »
месте поселка Мухор-Булак, но по расстоянию не соответствует никак.
Возможно кто-нибудь разбирался с данным вопросом?
Почтовый тракт на участке В-Ульхун-Кыра проходил совсем не там, где теперь идёт трасса. Ведь скальный грунт пробили уже в 6о-х годах. А раньше от Мухор-Булака поворачивали направо в Зун-Хонгорок, падь Сорочья, из неё по пади, которая и до сих пор зовётся Трахтовой, пересекали Данду Хонгорок  километрах в 8 ниже Любови, затем Баян-Зурга, а далее не знаю. Скорее всего так через хребты и ехали.
« Последнее редактирование: 09 Декабрь, 2019, 09:09:49 от Игорь Александрович »
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Иван Анатольевич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1326 : 09 Декабрь, 2019, 13:24:17 »
буду рада любой информации.
Насколько мне известно из рассказов старших, Хохряковы из т.н. семейских пришли в Кыринский район из Красного Чикоя. Сам процесс переселения затянулся на несколько десятилетий. Вначале, во второй половине 19 века семейские из долины Чикоя сколачивались в небольшие артели и через тайгу приходили наниматься на промывочный сезон на Ононские золотые прииски. Затем, некоторые из них начали перевозить на прииски свои семьи. Основная же масса семейских пришла на территорию Кыринского района в 1908-1910 годах и основала села Билютуй, Былыра и Кулинда (сегодня его уже нет).
В книге Кыринского писателя В.И. Сажина "Земля и люди" несколько страниц посвящено Хохрякову Тимофею Яковлевичу, председателю колхозов в с. Билютуй и с. Ульхун-Партия.
В его книге "В мирных забоях" упомянуты: старатель Яков Хохряков, ещё до войны награждённый орденом Ленина, и передовой бурильщик прииска Баян-Зурга  в 1950-е годы Михаил Хохряков. Возможно это Ваши родственники. К сожалению отчества их не указаны.
Паздниковы - Балейский район. Верхний Ульхун

Оффлайн Иван Анатольевич

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1327 : 09 Декабрь, 2019, 13:40:17 »
Скорее всего так через хребты и ехали
По старой дороге я много раз ездил из Ульхуна в Кыру и обратно ещё в 1970-е годы, в 1978 году новой ещё точно не было. Возможно так и возили почту, но почему же станция называлась Тыринская? И в 29 км от Ульхуна?
Паздниковы - Балейский район. Верхний Ульхун

Оффлайн Игорь Александрович

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1328 : 09 Декабрь, 2019, 16:44:00 »
основала села Билютуй
Первые чикойские жители появились в Билютуе  в 19-м году. До них там был инородческий улус.
станция называлась Тыринская
Не знаю. Возможно станция и была на месте Тырина или Мухор-Булака, а с открытием Ононских приисков переместилась поближе, например на стрелку Николаевская - Сорочья падь. Ведь на почтовых тройках и горные чиновники могли ехать и корреспонденцию на прииски доставлять. Ну это только моё предположение!
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Алёна

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 79
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1329 : 09 Декабрь, 2019, 17:38:28 »
в 1950-е годы Михаил Хохряков.

Как приятно,  что осталась память о людях из моего рода-племени! Михаил наш!  Хохряков Михаил Тимофеевич, 1914 г.р., п. Любовь. Учился в Мангутской 7-и летней школе. Закончил 5 классов и подготовительный курс в горном техникуме. Это старший брат моей бабули.
Хохряков Тимофей Яковлевич, может и родственник, но не по прямой линии. Мой прадед - Тимофей Артемьевич Хохряков. Очень хорошие воспоминания о себе в семье оставил, гордились им дети. В старости дочь его, моя бабуля к себе в Иркутск  отца и мать забрала, да и всех братьев и сестер со временем к себе переманила . Тимофей Артемьевич  ещё и красный партизан был, имел удостоверение.

Спасибо, Иван Анатольевич, теплом с ваших суровых мест повеяло.
« Последнее редактирование: 09 Декабрь, 2019, 17:41:31 от Алёна »

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3364
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1330 : 09 Декабрь, 2019, 22:16:57 »
   ТРЁХРЕЧЬЕ  КИТАЯ И МОНГОЛИЯ К ИСХОДУ КАЗАЧЕСТВА.
  На стыке трех границ России, Китая и Монголии проживают представители разных религий, которые в течении нескольких столетий передают друг другу исторические и культурные знания, обмениваются опытом, торгуют и создают смешанные браки.  Развитие и увеличение торговых оборотов России с Китаем и Монголией настоятельно требовало нового подхода к сложившемуся «Трёхграничью» на Нерчинской пограничной линии. Знания и обычаи монгольских способствовали успеху[1 л.134]
Китайская стража также стремилась утвердить законным порядком созданные  торговые приграничные отношения  ещё с времен устройства Нерчинской пограничной линии. Сложившиеся пограничные «трёхграничные» взаимоотношения, как круглогодичный выпас домашних животных с устройством заимок в Трёхречье  у предгорья Хингана и районах Монголии, сенокосы в Китае и Монголии, заготовка леса и постоянная ярмарочная торговля в Китае и Монголии создали объективные благоприятные условия развития этнокультурных процессов.                                                                                                                         
В РГИА  Санкт-Петербурга хранится очерк о  торговых и пограничных сношений с Монголией и современное положение страны во второй половине XIX века. В очерке отмечается, что на востоке от Кяхты, Приононский край, начинающийся от хребта К(Х)е(э)нтей и далее Приаргунский (край) населены у нас бывшими пограничными казаками гражданского ведомств[2].
  Забайкальское население предпринимает активные меры для налаживания международных отношений и со временем только наращивает российское присутствие в регионе «трёхграничья» России, Китая и Монголии. Русские казаки ввозят на границу рога, панты, пушные товары, разные металлы, кожи. Ононские казаки торгуют в  «Долоннооре»,  довольно значительном пункте китайцев с монголами, в монгольских улусах Цыцен-хана. Сбывают за границей разные русские товары, лошадей и скот, вывозят кирпичный и байховый чай, китайские шелковые, полушелковые и бумажные материи, шелк, сахар-леденец, табак, соль, чугунные чаши, деревянную посуду и «тому подобные предметы необходимые в обыденной жизни забайкальского края». Торговля с Монголией жителей Ононского края обещает развиваться довольно больших размеров. Ханькоу главнейший пункт для вывоза байхового чая. Ханькоу и Фучжоу составляют чайные рынки Китая. Чай на границу поставляют сами производители чая. Затем весь чай перекупают перекупщики-китайцы, у которых русские купцы обменивают товар. Груз везут на верблюдах по 4-5 ящиков на верблюде. Тамошние жители получают чай и китайский товар в половину дешевле из Урги чем в Долонноре могут снабжать Нерчинский и даже частью Амурский край [3,л 4].
«Производилась обменная торговля монгольскими товарами ...масла и сала «скотских», скота, кож «скотских» и других прочих монгольских произведений». Европейские товары были представлены бумажными изделиями. Все вышеперечисленные китайские и монгольские товары привозились китайскими мелочными торговцами и расторговывались в Иркутске, Верхнеудинске и поселениям Забайкальской области [2, лист 6] 
  Казаки в своих записках разного времени, сообщают о причинах обмена на товары: "Страшная дороговизна на все Русские товары и ткани ... и если бы не было китайских товаров, то многим бедным казакам и их семействам было бы очень дурно"[4].
    Поэтому наиболее прогрессивным документом для развития добрососедства среди местного населения «трёхграничья» России, Китая и Монголии стали Правила для сухопутной торговли от 1881 года, которые соблюдали во времена исхода казаков в Трёхречье. В приложении Правил утвердили список Забайкальских пограничных пунктов в большинстве своём по Приононью для проезда русских подданных, отправляющие для торговли в Китай.
Список пограничных пунктов ярко показывает крупномасштабную картину этнокультурных отношений Трёхграничья.
 На реке Аргунь только один караул русский караул Старо-Цурухайтуйский с переходом на китайский караул Хубольдчжих.
 В Приононье первым пограничным переходом становиться казачий караул Цаган-Олоевский напротив караула Цзэринту;
Ключевской-Моокгэдзэгэ;
 Кулусутаевский-Улянту;
 Ч(Ц)асучеевский-Доролок;
 Дурулгуевский-Хорин-нарасу;
Тохторский-Хураца;
без названия-Баяндарга;
 Ашингинский-Ашинга;
 Мендзинский-Миндза;
 Шарагольский-Уялга;
Кударинский-Кудара;
 Кяхта-Кяхта;
Боцийский-Харахучжир;
 Желтуринский-Чжиргэтэй;
 Харацайский-Ортохо;
Хамнейский-Ирекчилам;
 Ключевской-Уюлет;
Хангинский-Былтыс;
 Окинский-Цзай-гооль;
 без названия-Чжинчжилик;
 без названия-Юстыть;
без названия-Суок;
Цаган-обо-без названия;
 Баргасутай-без названия;
Хабар-усу-без названия
; Бахты-без названия;
 Каптагай-без названия;
 Перевал Кок-су-без названия;
 Хоргос-без названия;
Перевал Бедель-без названия;
Перевал Тэректы-без названия;
Перевал Туругат-без названия;
 Перевал Суиок-без названия;
Иркещтам-без названия.[5 лист 7]
 Происходит дальнейшее развитие торговых отношений жителей Приононья, Акшинского округа Забайкальской области с монголами «существующих издавна и усиливающихся из года в год». Русское население сбывает монголам лошадей, преимущественно кобылиц, верблюдов, волов, бычков, коров, баранов, скотские, лисьи и волчьи шкуры, кредитные билеты, топоры, замки и некоторые другие предметы. Закупает у монголов кирпичный чай, различные китайские бумажные и шелковые материи, леденец, деревянные чаши, табак, китайскую крупчатку, частью монгольский скот. Кроме того торговые отношения по всей границе поддерживаются бесплатным пользованием монгольских  пастбищ, их  сенокосами и лесом.
  Такими преимуществами наше пограничное население может пользоваться лишь до тех пор, когда существуют дружеские отношения между двумя государствами что и указывает на выгодность от нас на поддержание таковых отношений и необходимость для сей цели надлежащего устройства пограничной линии.

продолжение следует

Оффлайн Игорь Александрович

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 291
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1331 : 10 Декабрь, 2019, 03:23:03 »
Как приятно,  что осталась память о людях из моего рода-племени! Михаил наш!  Хохряков Михаил Тимофеевич, 1914 г.р., п. Любовь. Учился в Мангутской 7-и летней школе. Закончил 5 классов и подготовительный курс в горном техникуме. Это старший брат моей бабули.
Хохряков Тимофей Яковлевич, может и родственник, но не по прямой линии. Мой прадед - Тимофей Артемьевич Хохряков. Очень хорошие воспоминания о себе в семье оставил, гордились им дети. В старости дочь его, моя бабуля к себе в Иркутск  отца и мать забрала, да и всех братьев и сестер со временем к себе переманила . Тимофей Артемьевич  ещё и красный партизан был, имел удостоверение.

Спасибо, Иван Анатольевич, теплом с ваших суровых мест повеяло.
Михаил Александрович был с 30-х годов. Я с ним работал в молодости!
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Онлайн СветланаФ

  • Администратор
  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 5282
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1332 : 10 Декабрь, 2019, 07:53:50 »
 ТРЁХРЕЧЬЕ  КИТАЯ И МОНГОЛИЯ К ИСХОДУ КАЗАЧЕСТВА.

Игорь Георгиевич, последнее китайское предупреждение. Или Вы снабжаете ссылками свои сообщения, или я буду вслед за Вами их удалять.
Как мне надоест на это тратить свое время, начну банить.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3354
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1333 : 10 Декабрь, 2019, 08:15:01 »
ТРЁХРЕЧЬЕ  КИТАЯ И МОНГОЛИЯ К ИСХОДУ КАЗАЧЕСТВА.
Я вообще не поняла, при чем тут Монголия и Трехречье?
 Пишете в теме "Ононский край- неизвестные страницы". так и пишите про Онон и Монголию.
Такое впечатление, что автор не знает ,где находится Трехречье.
Подошло к слову "Трёхграничье"?
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3364
    • Просмотр профиля
Re: Ононский край- неизвестные страницы.
« Ответ #1334 : 10 Декабрь, 2019, 09:58:57 »
 Уважаемая Светлана, вот пришло окончание и появился список литературы.
Цитата от СветланаФ
Цитировать
Игорь Георгиевич, последнее китайское предупреждение. Или Вы снабжаете ссылками свои сообщения, или я буду вслед за Вами их удалять.
Как мне надоест на это тратить свое время, начну банить.
   Одним из официальных документов о состоянии Трёхречья может служить: «Отчёт о семимесячном путешествии по Монголии и Маньчжурии в 1894 году часть II Хулумбур и Хинган подполковника Генерального штаба Стерльбицкого». Отчет был представлен в рукописном варианте.
 Основанием для прохождения маршрута по Халх(к)е, Большому Хингану и Маньчжурии, прямой дороге из Урги во Владивосток с 24 апреля по 4 декабря 1894 года был приказ Командующего Приамурским военным округом. В целях исследования Хайларского округа, горной дороги из Хинган до Цицикара, « по линии реки Керулен имеет специальный географический интерес, а также дорог по Маньчжурии». Абагайтуевская дорога, Хайластуевская или Цурухуйтуевская дорога подходят к реке Хайлар с переправой.
 Город Хайлар пограничное казачье население называет Амбань-Хото. Автор описывает рельеф местности, леса, горы, реки, искусственные  сооружения и природные преграды, почвы, деревья, кустарники, направление розы ветров.
 Ярмарка в городе представляет собой улицу с входными деревянными арками и рядами с обеих сторон идущих непрерывно магазинов. У входа с обеих сторон выдвигаются деревянные длинные шесты с подвижными и всевозможными предметами изображающие товары хозяина лавки. Можно увидеть колчан со стрелами, куски материи и огромное колесо монгольской арбы … и конные партии монголов.
 Хайлар или Амбань Хото имеет выдающееся культурное и экономическое значение для жителей огромного района между Ургой, Цицикаром и Долон-Нором. Город составляет главный пункт округа Хулумбуир Лей Лунь Дзянской (Цицикарской) провинции. Хулум по местному-весь, буир-название озера, появляется значение территории, охватывающий Буир или Буир-Нур. Другой перевод определяется через военно-административное устройство края, как бур «стоящий на ногах», готовых к обороне границы. Административное и военное устройство этого края тесно связано с племенным составом местных жителей, как и исторические события освоения этого края. Монголы, называющих как и у нас бурятами или «берге-буряты», затем «солон-барсков», небольшого числа китайцев. Часть этих племен переселено сюда для охранения границы и ведут кочевой образ жизни. Буряты кочуют на западной границе в округе озера Далай-Нура и по низовьям реки Кирлюна. Солон-барски в южной и юго-восточной части округа от озера Буин-Нура до главного хребта Хингана. Чингины-к северу и вдоль реки Хайлара. Ойлюты кочуют в долинах Хингана к югу от почтовой Цицикарской дороги. Орочены «разбросаны отдельными семьями по глухим и диким участкам Хинганских дебрей». Остальных кочевых бурят на западной границе от Далай-Нура и затем по течению реки Хаим-Голь. Все говорят на монгольском языке, хотя казаки-буряты, побывшие в Халхе, объясняют, что есть некоторые «уклонения от чистого монгольского языка». Всё дело в том, что произошло смешение языков солонов, монголов и маньчжуров. Орочены также говорят по своему. Ламаиские религиозные атрибуты в юртах соседствуют с шаманизмом. Всё население приравнено к знаменным войскам Маньчжурии и обязано военной службой на коне со своим оружием и снаряжением. Основная единица-хошун. Не имеет ничего общего с солонмонгольским территориальными военными формированиями.
 В Халхе (Монголии) само понятие хошун связано с наследственными землями того или иного князя-чингизида, а здесь это территории правительства и если не несешь службу, обязан выселиться.
Буряты составляют 8 хошунов, солоны и чипчины по четыре хошуна, ойлюты-один хошун, орочены государственных повинностей не несут. Каждый хошун обязан выставить три «стрелы»: ниру или сумунь по 50 всадников каждый. Территория образования «Хулумбури» дает 51 стрелу или 17 хошунов. В дальнейшем организации хошунов входят в 4 полка и получают свое положение в боевых порядках. I чипчины, Солон-дзебило:1) Гуль-улан медно красное знамя,2) Гуль-шара медно желтое знамя,3) Хубуть-Улан сине красное знамя, 4) Хубуть-хуху сине голубое знамя.
II Солон-Дасхань: 5) Хубуть-шара сине желтое знамя, 6) Хубуть-Цаган сине белое знамя, 7) Гуль-Цаган медно-белое знамя,8) Гуль-Хуху медно голубое знамя.
III Бурят-Дасхань, IV Бурят-Дзебило: буряты. Хошуны имеют те-же названия, но в обратном порядке от Гуль-Хуху (9-й) до Гуль-Улан (16-й). Составленная древняя организация вместе с тем и составляет административное деление страны, крылья, центры, хошуны, сумуны, образуя территориальные единицы.
Хулунбу(и)рское земское положение ближе всего напоминает организацию наших казачьих земель, с которыми оно имеет много общих точек соприкосновения. Наши пограничные казаки спрашивают разрешение у пограничных начальников, иногда с урядниками (багико) на право пользоваться покосами, порубок т.д. на чужой территории. Китайское влияние на монголов накладывает свой отпечаток: «их сильно тронула какая-то другая жизнь и какое-то постороннее влияние, которое к счастью чуждо массе наших друзей халхасцев». Местное население закупает всё необходимое на знаменитой Ганджурской ярмарке, представляющей собой один из крупных торговых  центров Азии. С 1-го числа 9-й луны (август-сентябрь) открывается громадный рынок, привлекающий продавцов и покупателей даже с отдаленных мест Маньчжурии, из Урги, Улясатая. Сотнями, тысячами идут на ярмарку арбы подвозя муку, буду, толокно, шелковые и бумажные материи, металлические  изделия, «кожевный» товар, ящики с медными трубками, яшмовыми точеными мундштуками, яшмовыми табакерками в виде маленьких флаконов, бронзовых идолов китайской и американской «фабрикации», тюки ламайских образов писанных по полотну масляной краской. Навстречу ведут домашний скот, овец, табуны лошадей и идут вереницы караванов верблюдов. Забайкальцы ведут преимущественно лошадей, которых охотно раскупают китайцы. Направляются пышные караваны князей, устраиваются гуляния, скачки (найданы), ламы везут амулеты, молитвенные вертушки, какие-то целебные красные крупицы, которые сами собой размножаются в коробках, жемчуг, … [6]   
  На всем протяжении освоения и развития  Забайкальского края приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений всего населения Забайкальской области с  Манчьжурией и Монголией.
 Таким образом в «трёхграничье» России, Китая и Монголии к 1920-ым годам  сложились уникальные этнокультурные отношения между жителями этих территорий.
   Источники и литература.
1. РГИА. Фонд 1273.Опись 1. Дело 264 л.134.
2.РГИА. Фонд 1273. Опись 1. Дело 264. Очерк торговых и пограничных сношений с Монголией и современное положение страны. Лист 1, 3, 4, 6.
3.РГИА. Фонд 970. Опись 1. Дело 246.. Министерство финансов. Департамент внешней торговли Отделение Г Стол 3 31 декабря 1861 года №19.724 Об устройстве таможенной части в Восточной Сибири. 30 марта 1861 года по делу о торговле с Китаем.
4.Рукопись улятуйского казака Филлипова А.Н. Сайт Предыстория.  https://predistoria.org/forums/index.php?topic=48.msg3891#msg3891
5. РГИА. Правила для сухопутной торговли 1881 года.
6. РГИА. Отчёт о семимесячном путешествии по Монголии и Маньчжурии в 1894 году часть II. Хулумбур и Хинган подполковника Генерального штаба Стерльбицкого. Рукописный вариант. 1896г.
7. Русско-китайское Трёхречье. Прошлое и настоящее. Аналитическая записка. Авторский коллектив: С.Г. Бобров, С.Н. Ворожейкин, М.В. Кайгородов. Чита. 2019 г.