Автор Тема: Ононский край- неизвестные страницы.  (Прочитано 310838 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #45 : 10 Февраль, 2011, 13:00:28 »
Движение в Забайкалье зимой по грунтовым дорогам затруднено из-за отсутствия снега. Поэтому как только предоставляется возможность движения по льду рек, по замершим болотам дороги налаживаются там. Поэтому жители Караксара града нерчинских купцов и мещан до сих пор помнят рассказы о караванном пути в Китай и Монголию. До сих пор потомки караксарцев помнят рассказы о поставке мяса и шкур из Якутии.
На карте Ремезова по пути, который рассматриваем, показаны условные знаки:«Знамения, почем познавать в чертеже какия места». С.У. Ремезов.
Конец XVII — начало XVIII в.Стоит напомнить, что употребляемые Ремезовым условные обозначения (около 35 видов), «в целом не отличаются от принятых в древнерусской картографии».
Х- ход (путевой маршрут, дорога, караванный путь - авт.)
Д - Деревня.
S - заимка.
 В начале долины Урульги на карте Ремезова обозначены: деревня, заимка, дорога. Тем более два знака взаимозаменямые. Х и Д подтверждают дорогу, ход, деревню. О деревнях здесь существовавших мы уже знаем, поэтому логично Ремезов и ставит знаки.
Знаки в вершине реки Унды - ход, дорога, лес.
Знаки на реке Онон. Первый приток Онона по ходу слева - это Ага. Я прочитал как Култук... Показаны местные жители мунгалы. Знаки - обратная "с" - считаю шурф, "с" - лежащая вверх - глубокая яма. "о" - месторождения полезных ископаемых. Будущие Агинские медные рудники.
На другой стороне реки Онон по ходу течения реки справа - ход, дорога, Г - град, гора, городище, городок. Деревня Шаранай.
 Делаем вывод - ход, дорога шла по долине реки Урульги, на Унду, затем по  Онону вверх и получила свое название Нерчинская большая дорога. Что в последующем подтверждает П.Паллас.
 По селениям на реке Онон царскому агенту Ланге в 1726 году казаки - старики рассказывают о русских людях живущих на Ононе. Ремезов у нас здесь не бывал, чертил по отпискам и сказкам казаков, их рассказам.
 ...  Ремезов много зашифровал на своих картах месторождений Забайкалья.
Указан ход на соленные борзинские озера, питьевые колодцы по еще одному караванному пути в Монголию и Китай.
Вверх от Нерчинска по реке так - же показано - ход, дорога, деревни. Это путь проложенный до Якутска. Карты Ремезова подтверждают мои изыскания по караванным торговым, почтовым, транзитным путям через Нерчинск товара из Дальнего Востока, Якутска по ранее не описанным маршрутам в Китай и Монголию. Колодцы на маршрутном пути - это вековые места водопоения животных, найденные по предполагаемому пути, изделия из бронзы, камня поделочного, монеты разных периодов -XI - XII веков найденные на протяжении маршрута так - же подтверждают караваный путь вдоль реки Онон.
« Последнее редактирование: 11 Январь, 2012, 04:43:24 от ПЕШКОВ »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #46 : 11 Февраль, 2011, 17:10:53 »
  Описание части пути по большой Нерчинской дороге, которая дальше придет на Онон.
 Что здесь интересно:
- хлебный магазин на серебрянные заводы (Нерчинский горный округ)и значит поставка хлеба для своих заводских нужд отдельно от казаков...
- живут зажиточные купцы (белки до 400000 штук - цена от 70 до 145 рублей за тысячу штук = 2800 рублей до 5800 рублей)
- деревянный острог с четырьмя башнями и одними воротами...
- торговля омулем (кто его на Байкале и как ловил?)
- откуда столько скота у купцов? Где покупали?
- провоз соли (из Усолья - Сибирского)

   На реке Уде стоит острог деревянный с четырьмя башнями и одними воротами. Позади острога находится новопостроенная для хлеба магазейна (хлебный магазин), из которого хлеб на серебрянные заводы отпускается. Обыватели - зажиточные купцы. Богатство их в скоте, овчинах, даурских черных белок, особенно на Кяхту отпускается каждый год до четырех сот тысяч доходит и другой мягкой рухляди.
Вывоз хлеба по Нерчинской дороге до Даурских заводов и провоз соли. На обратном пути подряд для провоза свинца. Так - же провоз соленной рыбы, особенно омулей по ту сторону гор особенно недостаточный (дефицит рыбы ближе к даурским заводам).
На Нерчинской дороге не везде стоят столбы (верстовые), не везде исправлена и мосты имеются. Казенные посылки провозятся зимой.
По материалам путешествия П.Палласа. стр.235.
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2018, 14:35:08 от ПЕШКОВ »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн лузгина

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1541
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #47 : 12 Февраль, 2011, 19:38:23 »
peshkov62,
Значение слова "култук" (тюрк.) - "залив", "угол", "тупик". В случае Забайкалья на карте Ремезова может означать верховья долины без перевала в исток другой гидросистемы.

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #48 : 13 Февраль, 2011, 04:06:37 »
      А разве не видно из ремезовской карты, что русскими на Ононе в то время (рубеж веков), даже и не "пахнет". Кстати большая "клякса" в середине карты, ближе к нижнему краю, это озеро Далай-нор.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн лузгина

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1541
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #49 : 13 Февраль, 2011, 16:33:08 »
Немного разочарую Вас. Ранее упоминалось о поездке в 1690-91г.г. иркутского казака Г.Кибирева в качестве посланника к монгольскому Бужухту-хану. В своем отчете Кибирев сообщает о приезде к Бужухту-хану посланцев из Нерчинска во главе с Яковом Судейкиным. Последний при хане говорил невежливо... Хан в разговоре с Кибиревым называл Судейкина дураком и выражал недоумение, зачем тот приезжал... Судейкина после его речей хан больше не принимал и "корму не давал".
Посланцев, которых направил с Кибиревым Бужухту-хан, в Нерчинске принимал воевода Ф.Скрипицын. Одновременно, приезжали в Нерчинск посланцы от китайского богдыхана, но Скрипицын о целях приезда китайских посланников Кибиреву не говорил...
Повторю о пути Кибирева из Монголии в Нерчинск: из ставки Бужухту-хана в верховьях Онона посольство шло вниз по Онону ("розвоеванными пустыми местами"). С Онона через хребет на Агу-реку и по ней две недели до Нерчинска. (по материалам документальной статьи С.А.Гурулева, Иркутск, 2006г)

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #50 : 14 Февраль, 2011, 10:57:26 »
Игорь Георгиевич, о какой Большой Нерчинской дороге, вы говорите? Да ещё на Палласа ссылаетесь. Дорога проходила около  р. Онон?"Мимо Удинска проходит большая Нерчинская дорога, по которой не везде столбы стоят и не везде исправлена или мосты имеются, а оставлена так, как она есть, потому что по ней не всегда ездят, а перевоз и другие казенные посылки все случаются зимою. От городка поезжают сперва песчаным бором или соснягом до реки Березовки"http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Pallas/1text1.phtml?id=1060 Большая Нерчинская дорога, шла до Читинска, Паллас , её и описывает, затем до Нерчинска, отсюда до Аргунска.
Может и были "Ононские караваны ", где то 11, 12 веке. Вы вспомните Первый русский торговый караван , шёл с послом Спафарием под усиленной охраной. Они дошли до Плотбища(Читинска),  ,до Нерчинска. Находясь  уже за Аргунью в Маньчжурии, Спафарий  всё ещё  опасался мунгальский воинствующий народ.
"... Ныне мунгалы чинят многие обиды селенгинским и даурским служилым людям и ясачным ..." Из отписки Спафария  в Посольский приказ (1675год)
 И в это время, вы считаете что  купцы могли с караваном пойти по Онону в Китай?
 На карте Ремезова,  показан маршрут, возможно торгового пути,  через Аргунск. По р . Онон , на карте следов каравана ,нет.
"...из под заимки для воровства и отгонов скотских табунов по все годы во многолюдстве беспрестанно подъезжают и русских людей насмерть побивают и грабят , и скот отгоняют.... Да в прошлом же году от тех тайшей подъезжали их улусные воровские люди и разоряли ... братских ясашных людей , человек с 30 побили , конной и рогатой скот весь без остатку отогнали". О монгольских перебежчиках ( 1690-1692гг)
"История Забайкалья", АВ и НН Константиновы . стр.80
Всего Русских казённых торговых караванов было 17, это прошедших не только через Кяхту и Аргунск. Так представляете, это казённые, наверно охрана была!!!  Служилые люди, конечно устраивали торговлю и на границе и по возможности ходили к мунгалам и китайцам. Договор 1689года , запрещал русским казакам переходить границу с Монголией и Китаем," учинить заказ крепкий под смертной казнью , чтоб впредь в сторону  китайского богдыхана на соболиные и на иные никакие промыслы не ходили , ...без иркутских указных памятей нихто не ездили ". " История Забайкалья ", стр . 81
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #51 : 15 Февраль, 2011, 17:07:08 »
По большой Нерчинской дороге возили:
 - из Усолья - Сибирского соль
 - Жители Байкала поставляли рыбу - омуля
 - Перевозка хлеба для различных ведомств, хотя Иркутская канцелярия по велению Императрицы в 1754 году казакам жившим по заимкам и поселениям хлебного жалования не давать, а взамен дать земли на вечное пользование и чтобы они сами себя хлебом снабжали...
 - перевозка свинца для нужд сибирских
- провоз транзитного товара в Кяхту из Камчатки, Якутска
По материалам стр. путешествия П.Палласа, особенно стр.235
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #52 : 15 Февраль, 2011, 18:03:08 »
"В  восточной части Забайкалья сложилась целая сеть основных  сухопутных дорог , именуемых трактами . Действовали Карийский,Нерчинско Заводской, Борзинский , Приаргунский, Ундинский,  Акшинские тракты. Протяжённость каждого из них составляла от 300до 350 и более  вёрст. Протяжённость Зюльзинского  и Аленгуйского  трактов равнялась 150 и 120 верстам...Два тракта  пересекали край с запада на восток -  Московский и Амурский. "
"История Забайкалья ", АВ и НН Константиновы, 2002год , стр 125.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #53 : 15 Февраль, 2011, 18:17:51 »
" Нерчинский договор также узаконил маршрут , который уже с 1670года  пользовались  нерчинские казаки , торговцы, дипломаты и путешественники. В Китай они следовали от Иркутска до нерчинска, а от него по Шилке и Аргуне в район Цурухайтуя и через  Маньчжурию в Пекин .  От Нерчинска до Пекина , можно было проехать сухопутной дорогой , минуя Шилку, Унду, Газимур, Борзю--также к месту расположения Цурухайтуя . Находясь на пути следования торговцев , Нерчинск уже с последней четверти 17века становился крупным центром русско-  китайской торговли . В соответствии с  Нерчинским договором в 1690-х гг. из Нерчинска было отправлено несколько казённых , а затем частных караванов."
История Забайкалья , АВ и НН Константиновы, 2002год. стр. 128.   
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #54 : 15 Февраль, 2011, 18:25:42 »
Мясо забитых животных складировалось, забой происходил после того как реки замерзали и на реках производился забой скота. Шкуры шли на различные нужды.
Живой скот гоняли по скотопрогонным путям в Китай и Монголию. Особенно дорого стоил кирпичный чай, его прессовали с использованием именно телячьей крови. Делаем вывод: гоняли живой скот и еще как гоняли с Онона в Китай. 
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #55 : 16 Февраль, 2011, 01:39:31 »
Кяхта - восточные ворота России, один из главных торговых центров "Великого чайного пути" (XVII-XVIII вв.). Основание города историки связывают с именем Петра I, который в 1689 году направил в Китай миссию для урегулирования пограничных и торговых отношений. На берегу р. Кяхты 14 июня 1728 г. был заложен первый камень в основание форпоста Российской империи. К концу года был возведен Гостиный двор с 24 лавками и 32 купеческие избы. Напротив Кяхты, у самой границы с монгольской стороны, вскоре вырос торговый городок. В 1743 г. по указу Сената Кяхтинский форпост получил статус торговой слободы. Главной статьей дохода, основой процветания Кяхты была торговля чаем, ввозимом из Китая в обмен на русские меха, ткани и другие товары. В Кяхте чай зашивали в специальные тюки - цыбики - и перевозили в Иркутск по Селенге или по почтовому тракту. Цыбики зашивались в бычьи шкуры шерстью внутрь, чтобы чай не подмок, на далеком пути через Сибирские просторы.
 
 Общая протяженность пути составляла 9-10 тыс. км, и путь одного каравана занимал в среднем 1 год.
http://www.baikal.irkutsk.ru/php/statya.php?razdel=buriatia&nomer=23.txt
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #56 : 16 Февраль, 2011, 05:34:42 »
Игорь Георгиевич, всё, что вы цитируете ,это описание Большой нерчинской дороги от Удинска(Улан-Уде) до Читинска. Пётр Симон  Паллас подробно описывает каждую речку впадающую в реку Уду
..."еще две речки нарочито гористыми местами и к утру на реку Ону приехали. Здесь один кяхтинский мещанин имеет для зимовья поскотину, где я остановился, для того, что вблизости на Кудуне находилась некоторая рудокопная яма, так и ее осмотреть, и оставшихся в Удинске из моих спутников за починкою телег тут дождаться.

Река Она, вышед из гор на равное место, при Уде находящееся, разделяется на три рукава, из коих нижний по-буретски Татур, а верхний Жиргиле называется. Средний удерживает настоящее свое имя, и немного повыше оного на Уде стоит зимовье; ниже же впадает в Уду с другой стороны река Кудун, отчего Уда, выше соединения не иначе как ручеек, здесь в большую речку возрастает."http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Pallas/1text1.phtml?id=1060
Река Она и Река Худан(По ПалласуКудун), это правый и левый притоки реки Уда, которая впадает в Реку Селенга. Все реки в республике Бурятия.
"Ночью поехали далее, переехали речки Еныгутей,",сейчас здесь село Энэгэтэй.
« Последнее редактирование: 16 Февраль, 2011, 05:50:56 от Ёлгина Вера »
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #57 : 16 Февраль, 2011, 05:53:03 »
Ф.А. Головин? друг Петра заранее знал о выгодной торговле с Китаем и твердо отстаивал торговые интересы Руси. После подписания договора он, не связываясь с Москвой, прямо «из разрядного шатра»— своей резидении— поспешил отпустить в Китай торговый караван из служилых и торговых людей. И с этого момента объем русско-китайской торговли, исключительно выгодной для Руси, в первые же три года после заключения Нерчинского договора возрос более чем в три раза. Нерчинский договор разрушил монополию среднеазиатских купцов, которые до его заключения были фактически единственными посредниками между Сибирью и Китаем. Значит возросли и объемы перевозок по большой Нерчинской дороге.
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #58 : 16 Февраль, 2011, 10:31:55 »
...что по-прежнему во многих местах Забайкалья в междуречье Аргуни и Онона и на границе по реке Аргуне продолжалась мелкая розничная торговля китайцев, монголов с русскими и бурятами. Понимая необходимость этих связей, С.Л. Владиславич-Рагузинский подчеркивал, что сибирские пограничные жители живут за счет торговли, поэтому ее нельзя ограничивать. "...Ежели пограничный торг будет запрещен, то они (т.е. сибирские жители) без сомнения тайным образом и без платежа надлежащих пошлин всякими окольными и заповедными дорогами к мунгалам товары будут возить", писал сподвижник Владиславича-Рагузинского швед Л. Ланге ...
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2018, 14:41:08 от ПЕШКОВ »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ПЕШКОВАвтор темы

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3780
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Тайны Ононских караванов.
« Ответ #59 : 17 Февраль, 2011, 11:17:23 »
 Вот как описывают по своим хроникам местное население о взаимодействии с Российским государством.
  Очень интересно посмотреть освоение Забайкалья через описание бурятских хроник, которые изначально несли устное пересказывание и только в XIX веке были перенесены на бумагу. Описание событий как двух отдельных государств( пример - заключили в 1642 году мирный трактат с полномочным сановником Поярковым) ставит вопрос о мирной жизни, как о свершившемся событии в Забайкалье. Первые даты в хронике носят приблизительный характер, а окладные книги по ясашным относятся к более позднему периоду XVII столетия.
Мероприятия воеводства по прокладке и содержанию дорог имеют основания считаться правильными, хотя - бы по той самой при причине, казаки будут заезжать к местным друзьям на огонек...

  Из летописи...После того как они впервые заключили в 1642 году мирный трактат с полномочным сановником Поярковым, были отправлены вместе с ним, в соответствии с их достатком, предметы необходимости и подводы для людей, отправлявшихся от них, а также по приказу российских властей с целью постройки больших городов Албазина и Нерчинска и многочисленных острогов вдоль того пути.                                                                                                                                                               
 Согласно изложенному, они были после 1658 года приписаны к Нерчинскому воеводскому управлению и в количестве 160 душ вносили ясак по 20 копеек с каждой головы и содействовали возведенным по той самой Нерчинской дороге острогам,  там проживавшим казакам и  крестьянам .                                                                                                                                                                                               
 Начиная с 1728 года, (По рукописи A – ошибочно 1708 года) отправляли от хоринцев, по решению графа Рагузинского, по очереди на три года 60 казаков с одним начальником и их семьями, всего 61 двор, на Мензинский караул, заготовляли  и отправляли верховых лошадей и провиант на всех них, дойный и убойный скот, одежду и оружие – все сполна на средства народа. До их возвращения смотрели за их оставленным здесь скотом и выращивали его. Кроме того, они соблюдали свои старые казенные наряды и чинили Нерчинскую и проселочные дороги.
Летописи хоринских бурят. Труды института Востоковедения XXXIII. М-Л. АН СССР. 1940. ХРОНИКА ВАНДАНА ЮМСУНОВА.
 
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь, 2018, 14:45:11 от ПЕШКОВ »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы