Автор Тема: РЕКРУТЫ ЗАБАБАЙКАЛЬЯ  (Прочитано 4894 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3169
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #15 : 24 Март, 2013, 03:39:04 »
Фонд 180,оп.1,д 723  Дело о наборе рекрут.
Маршруты от Губернского города Иркуцка до города Селенгинска
____________________________________________________________
Которых             Здание  селений ,в котором имеют                Верст        Месяц 
 губерний           быть ночлеги и растахи                                      и числа
____________________________________________________  ___________
                            От Иркуцка               
Иркуцкой     Зимовье Пашковское                                                   30
губернии            ________Листвинишное                           31
                           Мыс       Листвинишный                        29
                                     Растахъ
                       Зимовье Голоустное                        20
                   Чрез Море Монабрырь(Монастырь??)         
                               Посольский                  55
                   Деревня Степная                  23
                      Острог Кабанский                    23
                    Деревня Тараканова            24
                                             Растахъ
                    Острог Ильинский                24
                    Застава Половников            21
                                                Растахъ
                        Город Верхнеудинск            29
                         Деревня Иволгинская            18
                      ____________Шишкина         20
                         Растахъ
               _________Нижнеубукунская                25
                 ______________Подсошная          27
               Растахъ
                      Город  Селенгинск             27
   ________________________________________________________________
                        Итого                426 вёрст    22 дня
   ________________________________________________________________
      Секретарь Сидоров
Днёвок, может и пять было, а шли то они 22дня
 А пешком пойдёшь , организованно с питанием и отдыхом не замёрзнешь.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн СибирячкаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 820
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #16 : 24 Март, 2013, 05:54:01 »
днёвок у них всего пять было. Стало быть, 11 дней затратили, а дистанции неравномерные.
ну, последнюю они могли и пешком осилить, а вот 145 верст за один переход?
Не поняла. Чётко написано 426 вёрст: (22 дня- 5 днёвок)=25,06вёрст в день. Если считать все переходы и дневки, то у меня получилось 21 день. Но есть   самый длинный промежуток-  это через море 55 вёрст,  нереально.Вряд ли такой  большой путь они прошли за один день, значит за два - вот он ещё один день пути.   Второй по протяжённости  путь  составляет 31 версту. Вполне реальный для однодневного перехода промежуток, хоть  и напряжённый.
 Я сначала подумала, что они от Голоустного до Посольского проехали на подводах, но тогда не хватает одного дня.  1.Значит   солдаты ночевали прямо на ледяном Байкале.
2. Или от Голоустного  до Посольского использовали подводы. Тогда ошибка  секретаря 21 день а не 22.
3. Если в середине была чайная, то там можно было ночевать. Про чайную интересно, если её использовали постоянно, то, наверно, лёд должен подтаивать и всегда  есть опасность провалиться, ведь такой аккумулятор тепла внизу.

Всё таки выгоднее в Голоустном перевоз держать, лошади то были. Писарь ошибся на один день. 


Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3169
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #17 : 24 Март, 2013, 09:17:56 »

3. Если в середине была чайная, то там можно было ночевать. Про чайную интересно, если её использовали постоянно, то, наверно, лёд должен подтаивать и всегда  есть опасность провалиться, ведь такой аккумулятор тепла внизу.

Всё таки выгоднее в Голоустном перевоз держать, лошади то были. Писарь ошибся на один день.
"Едва закончив работы по строительству Забайкальской железной дороги, А.Н. Пушечникову было поручено организовать гужевую переправу по льду озера Байкал. Надо сказать, что подобная переправа существовала испокон века, как только устанавливался лед на озере. Но в январе 1901 был особый случай...
Получив указания и полномочия, А.Н. Пушечников распорядился проложить ледовую дорогу от мыса Баранчик до станции Мысовой. Дорога была оборудована по последнему слову гужевых перевозок. Вдоль дороги были установлены телеграфные и верстовые столбы, посредине озера построено теплое помещение с буфетом, на обоих берегах создана гужевая инфраструктура – помещения для конюхов и лошадей, коновязи, заготовлен фураж.  Для организации работ А.Н. Пушечников распорядился использовать ресурс Забайкальской железной дороги, в частности в Забайкалье были взяты юрты для конюхов, привезены лошади..."
http://irkipedia.ru/content/pushechnikov_aleksandr_nikolaevich_0
СП Крашенинников в 1735году пишет:"У Галауснова  зимовья . От сего зимовья через море переезжают, которое в том месте сказывают шириною на 45 верст..."
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Землячка

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 736
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #18 : 24 Март, 2013, 12:44:26 »
В  среднем в день проходили около 20вёрст.
Торопились не спеша :) ;)
Когда впервые прочитала о расстояниях, которое проходили ратники в день, почему -то подумалось, что немного. А сейчас, прочитав информацию, появившуюся после, прихожу к мысли, что это довольно большой отрезок пути в среднем 20 верст, чтобы пройти его за короткий зимний день при полной амуниции да с провиантом пешком. Скорее всего (здесь я согласна с Иваном Белокрыловым) у них была подвода, хотя бы одна, на которой они перевозили весь свой груз. Как пример:переброска стрелков через Байкал в 1904 году (1 подвода на 4 солдат). http://irkipedia.ru/content/guzhevaya_pereprava_po_ldu_baykala_v_1904

Оффлайн Землячка

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 736
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #19 : 24 Март, 2013, 13:41:33 »
Я тут (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%F0%F3%F2) вычитала:

"Каждый рекрут должен был иметь при себе одежду, обувь и продовольствие (выходит, амуниции у них не было) Доставку рекрутов к месту службы обеспечивали «отводчики»: казаки, выделенные воеводской канцелярией, и солдатские команды. По нормам 1766 года полагалось два старых солдата на 10 рекрутов, на 20 рекрутов – один унтер-офицер и на 50 рекрутов – один обер-офицер. (а уж они-то вряд ли шли пешком)
К месту службы полагалось передвигаться «прямыми трактами»; в хорошую погоду полагалось проходить 20-30 вёрст. В плохую погоду переходы сокращались наполовину. Каждый третий день отводился для отдыха. Два раза в день проводилась перекличка."

и засомневалась, а были подводы для рекрутов? "Отводчики" могли ведь и верхом на лошадях ехать.

Ну а по поводу количества дней: 21 или 22. Мне кажется, что в документе пропущен день отдыха после 2-х дневного перехода через Байкал.


Оффлайн Иван Белокрылов

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1350
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #20 : 24 Март, 2013, 14:44:43 »
днёвок у них всего пять было. Стало быть, 11 дней затратили, а дистанции неравномерные.
ну, последнюю они могли и пешком осилить, а вот 145 верст за один переход?
Не поняла. Чётко написано 426 вёрст: (22 дня- 5 днёвок)=25,06вёрст в день. Если считать все переходы и дневки, то у меня получилось 21 день. Но есть   самый длинный промежуток-  это через море 55 вёрст,  нереально.Вряд ли такой  большой путь они прошли за один день, значит за два - вот он ещё один день пути.   Второй по протяжённости  путь  составляет 31 версту. Вполне реальный для однодневного перехода промежуток, хоть  и напряжённый.
 Я сначала подумала, что они от Голоустного до Посольского проехали на подводах, но тогда не хватает одного дня.  1.Значит   солдаты ночевали прямо на ледяном Байкале.
2. Или от Голоустного  до Посольского использовали подводы. Тогда ошибка  секретаря 21 день а не 22.
3. Если в середине была чайная, то там можно было ночевать. Про чайную интересно, если её использовали постоянно, то, наверно, лёд должен подтаивать и всегда  есть опасность провалиться, ведь такой аккумулятор тепла внизу.

Всё таки выгоднее в Голоустном перевоз держать, лошади то были. Писарь ошибся на один день.
Согласен.
Это я поторопился и как-то даже не подумал о том, что они же и спать должны были1 :) а они у меня прямо летали. :) Да, 21 день получается. С ночевкой на льдутолько как-то не вяжется. тогда укзание на ночлег какое-то было бы
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубковы, Глотовы

Оффлайн СибирячкаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 820
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #21 : 24 Март, 2013, 15:19:31 »
Ну а по поводу количества дней: 21 или 22. Мне кажется, что в документе пропущен день отдыха после 2-х дневного перехода через Байкал.
Очень вероятно, что после  моря пропущен день отдыха. Но тогда через Байкал они прошли за один день. 55 вёрст только на  подводах могли проехать за один день. Этот маршрут был расписан для 1817г.Были в это время чайные на  середине моря?

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3169
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #22 : 25 Март, 2013, 01:40:35 »
Очень вероятно, что после  моря пропущен день отдыха. Но тогда через Байкал они прошли за один день. 55 вёрст только на  подводах могли проехать за один день. Этот маршрут был расписан для 1817г.Были в это время чайные на  середине моря?
  "16 марта 1733 года был принят указ сената «О проведении самого длинного тракта в мире». При этом ставилась задача наладить регулярное почтовое сообщение восточно-сибирских городов с Томском и Петербургом. Уже к 1741 году были открыты почтовые станции, которые располагались друг от друга на расстоянии 25–30 вёрст, имели на содержании по четыре пары почтовых и по нескольку ямских лошадей."
 "В 1803 году сенатом было принято постановление «О лучшем и удобнейшем устройстве сухопутной дороги вокруг Байкала».
http://www.aldana.ru/categ.php?id=19&text=31409&year=&mnth=

 У меня есть документальные свидетельствование из ГАЗК, что шли в 18 веке на переселение через Байкал, по льду.Шли дети от двух лет. Чаще всего так и было. Так как весной и осенью , переправа через Байкал была опасной.
 Читала, что на середине озера стаяло теплое помещение. Но где читала, найти не могу пока.
 А вот могли ли остаться на ночевку на середине озера ? У меня на это нет подтверждений.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Землячка

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 736
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #23 : 25 Март, 2013, 04:36:43 »
Описание зимнего пути через Байкал у Д. Стахеева:

Д. Стахеев. Очерк Байкал. 1895г.
http://www.magicbaikal.ru/history/baikal-staheev-3.htm
«…Когда же Байкал совершенно замерзнет, тогда с обеих сторон, Посольской и Лиственичной, высылаются партии бурят и крестьян «вешить» дорогу, т.е. обозначать вехами путь для проезда, и сбивать «торосы» (льдины). В Иркутске в тот же день, как Байкал замерзает, узнают об этом наверное: небо проясняется, туман исчезает, и отдаленные горы ясно виднеются вдали, со своими характерными очертаниями. Иркутянин, мещанин или казак, запрягает лошадь в легкие саночки и едет (по-сибирски «бежит») в Лиственичную, чтобы проведать море. Вскоре потом потянутся из города обозы «за море» - и зимний путь устанавливается.
В некоторых местах Байкал покрывается льдом на протяжении 10-20 верст так ровно и гладко, точно зеркало, и едущие «вешить» дорогу с трудом двигаются во время ветра по льду; иногда ветер подхватит человека и свалит с ног: одно спасенье ножом или топором ударить в лед, чтобы удержаться на месте. Другого неопытного крестьянина ветер катит по льду версты две, повертывая с боку на бок, пока он не догадается ударить топором в лед.
Зимний почтовый тракт устанавливается через Байкал следующим образом: из селения Никольского первая станция идет по берегу до зимовья Кадильного; из Кадильного путь идет тоже по берегу до зимовья Голоусного, а от этого зимовья путь направляется прямо через Байкал, перерезая его поперек до Посольского монастыря. Станция эта имеет 50 верст. Проезжают ее на одних лошадях, безостановочно, в течение четырех часов и менее: лед гладкий как стекло, лошадям легко бежать, только и слышно, как они подковами постукивают по льду…»

Наверняка, так «вешить» дорогу по льду начали еще с момента обустройства почтовых станций в начале XVIII века (о коих выше писала Вера Ёлгина).
Тогда, выходит, что «наши» рекруты преодолевали 55 верстный путь по Байкалу за один день. Если на лошадях, то день отдыха после пересечения Байкала поэтому и не давался, а если пешком (затемно вышли - шли, держась за что-то, катились - затемно пришли - день-то короткий) … где день отдыха? :D

Оффлайн Землячка

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 736
    • Просмотр профиля
Re: РОССИЙСКИЕ РАТНИКИ
« Ответ #24 : 25 Март, 2013, 06:08:43 »
И еще о зимней дороге через Байкал:

Н.С. Щукин, 1848 г.
Зимняя дорога по Байкалу….; …
http://www.magicbaikal.ru/history/baikal-schukin-3.htm

« …Тогда Байкал в одну ночь покроется тонким льдом, атмосфера прояснится, и даже в Иркутске, за 60 верст, узнают, что море стало. Тишина продолжается, лед крепчает, и на третьи сутки какой-нибудь смелый крестьянин из Посольского монастыря отправляется на тройке в море и прокладывает дорогу. Немедленно дают знать о том Иркутскому Губернатору и уездного города Верхнеудинска исправнику. Крестьяне из ближайших селений едут на Байкал с возами сосен, втыкают их в лед на известном расстоянии друг от друга, и зимняя дорога установляется. Весть о замерзнувшем Байкале распространяется от Иркутска до Кяхты, все говорят друг другу: море стало!...
… Байкал замерзает по большей части гладко; только в некоторых местах лед, оторванный от закраин и замерзнувший в тихой воде, образует местами кочки (торос). В ясный день эти льдины удивительно отражают лучи солнца и горят как изумруды и бриллианты. Упавший снег всегда сметается ветрами, и лед на Байкале чист как стекло: это вредит слабому зрению при сильном отражении солнца. Зимой здесь бывают столь сильные ветры, что сбивают лошадей с повозкой, а пеший человек на гладком льду падает и катится по направлению ветра. Чтоб удержаться на одном месте, вынимают из ножен ножик, и, вонзив его сильно в лед, держатся за черень обеими руками. Каждый сибирский крестьянин и инородец непременно носит на поясе нож в ножнах по одну сторону, а по другую огниво….»