Автор Тема: Овсянниковы-г.Благовещенск,Овчинниковы-Васильевка Хабар.край,ст.Донинская Заб.об  (Прочитано 2590 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
Ф-282 Оп. 1 Д. 866
МК Донинской Единоверческой Николаевской церкви 1860 г.
Пелагея род. 25 августа 1860 г.
родители:
Казак Донинской станицы Козма Иванович Овчинников, единоверческого вероисповедания
и его законная жена Наталья Игнатьевна , православного вероисповедания
восприемники:
казак Иван Трифонов
и казачья жена Марфа Дмитриевна Овчинникова
Таинство крещения совершил священник Василий Корелин
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прокопий род. 19 сентября 1860 г.
родители:
казак Донинского села Амос Иванович Овчинников
и его законная жена Марфа Дмитриевна,
оба единоверческого вероисповедания
восприемники:
казачий сын Егор Лаврентьевич Овчинников и
казачья дочь Ксения Лаврентьевна Овчинникова
Таинство крещения совершил священник Василий Корелин
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Екатерина род. 14 ноября 1860 г.
родители:
казак Донинского станицы Лаврентий Иванович Овчинников
и его законная жена Настасия Романовна,
оба единоверческого вероисповедания
восприемники:
казачий сын Федот Григорьевич Овчинников
и казачья дочь Матрона Лаврентьева
Таинство крещения совершил священник Василий Корелин с причетником Еремием Кошичкиным
« Последнее редактирование: 24 Октябрь, 2019, 15:33:43 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
ГАЗК ф.1 оп.1(о) д. 17543
Ревизская сказка Иркутской губернии Нерчинского уезда Газимурской волости деревни Донинской за 1834 год.
Крестьяне
№ 45 Иван Иванович Овчинников (умер в 1820 году в возрасте 46 лет)
№46 Василий Иванович Овчинников (умер в 1828 году в возрасте 53 лет) - мой 5 раз прадед
его жена Парасковия Кирилловна  60 лет -  5 раз прабабушка
их дети:
Иван 32 года - 4 раза прадед
Ивана жена - Мария Киприяновна  30 лет - 4 раза прабабушка
их дети:
Лаврентий 15 лет прапрапрадед
Сарапион 11 лет
Козма 7 лет
Аммос 4 года
Палагея 5 лет
Матрена 2 года
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
А. П. Васильев
"Забайкальские казаки"

Исторический очерк. Т. 3.
г.Чита  1916 - 1918 г. г.
...
Устройство Забайкальского казачьего войска и его обучение.
...
Летом 1852 года казаки были собраны: пешие по баталионам, конные русские по сотням, а бурятские по полкам.
После шестидневного учения, баталионы были представлены на смотр Муравьева. Они делали различные эволюции в баталионных колоннах и развернутым фронтом; взводом командовали казаки.
При бригадных штабах были выставлены почетные караулы.
" Их осанка, движение, строй и ответы заставили меня невольно забывать, что эти люди крестьяне," писал о них в рапорте Государю от 17 сентября 1852 года.
В общем пешие казаки безропотно принимали на себя новые обязанности. Только три казака, происходивших из 70 семейств раскольников, сосланных за Пугачевский бунт, проявили недисциплинированность. Один казак схватил бригадного командира за эполет, другой выразился дурно об особе ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, а третий одобрил голосом своего преступного товарища. Схвативший бригадного командира за эполет был прогнан сквозь строй и не перенес - умер; двое других были отправлены в Якутский полк.
...
1851 - 1872 г. Управление. Административное устройство Забайкальского казачьего войска.
Примечание:
...
Округ 1-й пешей бригады ( № - 1 бат. ) состоял из пеших казаков, живших по Аргуни между Газимуром и Аргунской Борзею.
...
Штабы 1-й пешей бригады и 2-го баталиона находились в деревне Олочинской, Штаб 1-го баталиона - в селе Донинском"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Из сообщения Шестакова.
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=113.msg8441;topicseen#msg8441

Очень интересный отчет графа Муравьева-Амурского за 1851 год  перед государем-императором  о первых шагах ЗКВ:

Барсуков И.П., Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский по его письмам, официальным документам, рассказам современников и печатным источника. Том 2, стр.97-104
35. Его Императорскому Величеству всеподданнейший рапортъ.
(1852 г., 17-го сентября. Иркутскъ.)


 Ha подлинномъ собственною Его Императорскаго Величества  рукою написано: (Желательно, чтобы было  какъ описано: тогда можно быть довольному. Переговоримъ).

          Представивъ Вашему Императорскому Величеству всеподданнейшій отчетъ мой за 1851 годъ, я считаю долгомъ вместе съ темъ повергнуть на Высочайшее Ваше воззреніе и о томъ, чтб найдено мною при личныхъ моихъ обозреніяхъ и смотрахъ въ теченіе нынешняго уже года.
...

         Почти все люди въ строю были одеты въ летнихъ казачьихъ чекменяхъ, а некоторые и въ суконныхъ; находившіеся же вне строя были большею частію въ своей крестьянской одежде. Везде было много казаковъ въ меховыхъ шапкахъ по установленной форме, а батальонъ № 1-й (въ с. Донинскомъ) былъ весь въ форменныхъ шапкахъ. Bo всехъ батальонахъ устроены лагерные бараки по данному имъ плану, частію деревянные, частію плетеные. Батальоны были безъ ружей, потому что отправленное для нихъ оружіе только нынешнимъ летомъ перевозилось изъ Иркутска въ Читу; но въ бригадныхъ штабахъ, при встрече моей, были почетные караулы съ ружьями въ полной одежде, для батальоновъ сихъ установленной, и караулы сіи делали: на караулъ, на плечо и къ ноге порядочно, маршировали хорошо.

                  Ныне вторично въ каждомъ батальоне я самъ объявлялъ казакамъ о Высочайшей Вашей милости, имъ оказанной перечисленіемъ ихъ въ это сословіе изъ горнозаводскихъ крестьянъ, и они отвечали мне громкою и единогласною благодарностію, а также громко и единогласно изъявляли готовность служить хорошо. Вообще ихъ осанка, движеніе, строй и все ответы на мои вопросы и приветствія заставляли меня невольно забывать, что эти люди — крестьяне, только-что собранные изъ своихъ избъ и изъ-за сохи, и думать, что нахожусь предъ старымъ войскомъ.
...
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=113.msg8441;topicseen#msg8441
Продолжение.
...

                  He могу здесь умолчать предъ Вашимъ Императорскнмъ Величествомъ и о непріятныхъ случаяхъ, сопровождавшихъ формированіе 1-го пешаго батальона: тамъ находится до 70-ти семействъ раскольниковъ, потомковъ сосланныхъ еще за Пугачевскій бунтъ; изъ нихъ одинъ казакъ, Овчинниковъ, призванный для взысканія въ Бригадную Канцелярію, дерзнулъ поднять руку на бригаднаго командира и схватилъ его за эполеты; за преступленіе это онъ. по конфирмаціи наказного атамана, прогнанъ сквозь строй чрезъ тысячу человекъ три раза и наказанія этого не перенесъ;  строгій примеръ этотъ былъ для упорныхъ, хотя немногочисленныхъ, раскольниковъ необходимъ; другой казакъ изъ раскольниковъ, въ то же время, отказываясь отъ принятія военной одежды, осмелился дерзко выразиться о Высочайшей Особе Вашего Величества; и, наконецъ, третій, также изъ раскольниковъ, показалъ на смотру при мне уже упорное одобреніе действій первыхъ двухъ и просилъ перевода изъ своего места къ другимъ раскольникамъ; я обоихъ ихъ перевелъ въ Якутскій казачій полкъ. Впрочемъ поставляю себе долгомъ къ этому присовокупить, что большая часть изъ вышеозначенныхъ раскольниковъ исполняютъ свои обязанности усердно: если же по сведеніямъ, которыя мне будутъ представлены своевременно, я увижу надобность удалить некоторыхъ упорнейшихъ, то, по примеру двухъ последнихъ, переведу ихъ въ другіе казачьи полки Восточной Сибири.
« Последнее редактирование: 15 Ноябрь, 2019, 22:33:41 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
Сборник
"Забайкальское казачество: история и современность."
Елисей III (Елисей Елисеевич Елисеев),
Древлеправославный Иркутско-Амурский архив,
Русской Православной Старообрядческой Церкви, г. Большой Камень, Россия.
Чита
Забайкальский государственный университет. 2018
К вопросу о степени изученности староверия в среде забайкальских казаков.

"... Считается, что единственной крупной станицей в Забайкалье по количеству казаков - старообрядцев была станица Донинская ( ныне с. Доно Калганского района Забайкальского края ). Однако немало казаков данного вероисповедания проживало еще в середине - конце XX века в таких населенных пунктах, как Зоргол, Чингильтуй, Аргунск (китайский), Верхний, Средний и Нижний Калгукан, Бырка, в ряде селений Сретенского района Читинской области.
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
http://wiki.starover.net/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%86%D1%8B_%D0%B7%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC.
Казаки - старообрядцы за Байкалом.
...
"В результате наших поисков стало известно, что казаки-старообрядцы проживали в с. Бичура и станице Доно. Причем последняя считалась одной из лучших станиц в Нерчинско-Заводском округе. В ней в конце XIX в. насчитывалось около 300 домов, из них 80 дворов принадлежали старообрядцам, предки которых были уральские казаки, сосланные сюда во время Пугачевского восстания. Правда, другие авторы здешних казаков считают выходцами с Дона, а само название станицы тоже связывают с Доном. По данным газеты «Жизнь на восточной окраине» (1897. № 82), потомки ревнителей старой веры «сохранили дух пугачевщины в разных видах и со всевозможными оттенками, которые проявлялись на каждом шагу». Этот дух казаков-старообрядцев беспокоил светские и духовные власти. Желая разобщить старообрядческий дух, они усердно насаждали в этом краю единоверие. А отдельных, наиболее преданных старой вере приверженцев, иногда выселяли из станицы. Так, примерно в 1865 г. староверы этой станицы (две семьи Овчинниковых, Кабановы и Марковцевы по одной семье) были переселены на оз. Котокель, недалеко от Байкала, где обосновалось старообрядческое население, а деревню назвали Исток..."
Ф.Ф.Болонев

Моя бабушка - Овсянникова Зинаида Тимофеевна часто говорила, что предки ее мамы Овчинниковой Ирины из донских казаков. В детстве я просила рассказать о них, бабушка не хотела разговаривать на эту тему, при этом любила бесконечно пересказывать нам историю рода своего мужа Орлова.
Мама моя, услышав от меня информацию о переселении Овчинниковых из Доно в Исток, вспомнила, что бабушка, работавшая с 1937 по 1944 годы в школе в селе Исток (недалеко от Байкала на озере Котокель), в последний год перед отъездом, вдруг зачастила ходить в гости к староверам. Маме в то время было 12 лет, она просила взять ее с собой, но бабушка всегда была непреклонна, нет и все. И это было удивительно, староверы держались особняком, дома их находились в другой части села, и в гости они не приглашали чужих. Да и бабушка очень редко ходила в гости и только к близким.
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2019, 15:08:15 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
Каклга. doc
Сценарий одной из бесед «Истоки веры», проведенный в СДК
с.Доно , данные сведения записаны Козловой Мариной Владимировной, заведующей СДК.
«Истоки веры»
( История старообрядчества в Забайкалье и храма с. Доно)

"...
При изучении старообрядчества Восточного Забайкалья невозможно обойти вниманием единственную сохранившуюся
в этом регионе старообрядческую Свято – Никольскую церковь, находящеюся в селе Доно.
На Доновской земле стоит памятник архитектуры – церковь.
На территории бывшего советского Союза сохранилось всего три таких церкви. Одна из них в селе Доно – Никольская
раскольничья. Из справки Центра по сохранению историко – культурного наследия Читинской области: « Свято –
Никольская старообрядческая церковь построена в ? году. Церковь находится на юго – восточной возвышенной
окраине села, господствуя над окружающей деревянной застройкой. Рублена из круглых бревен диаметром 23
сантиметра, в углах – «в обло»; обшита тесом. Поставлена на ленточном бутовом фундаменте. Расположена по строго
осевой композиции: парадное входное крыльцо, трапезная, собственно храм и алтарная часть.
Храм имеет пятиглавое завершение, а над трапезной – четверик колокольни, завершенной восьмигранным шатром с
главкой на верху. Алтарная часть также завершена главкой на восьмигранном барабане. Все пять главок храма также
поставлены на восьмигранных барабанах.
иконы, утварь, датированные 18 -19 веками.
Первым старообрядческим священником стал отец Козьма ( Олейников), который принял мученическую смерть в
феврале 1919 года за связь с партизанами. В ограде церкви и сейчас находится могила К. С. Олейникова.
году: « Основано село переселенцами с реки Дон. До этого земли эти не были заселены. Вскоре была построена
небольшая церквушка, так как народ был верующий. Стояла она на том месте, где сейчас стоит караулка. Иконостасы
были деревянные, выкрашенные бурой краской. Число жителей в селе с годами стало расти, стали жить зажиточно.
Село было окружено лесом, на месте сейчас Богословка, был густой лес. На месте, где расположена улица Юбилейная
была площадь, где казаки устраивали праздники – игрища. Решено было строить новую церковь. Из села выбрали двух
человек ( ходоков), которые ездили по близь лежащим селам и собирали на строительство деньги или делали
«подписку» - те, кто не имел денег в наличии, подписывал скот: коров, баран, лошадей.
Этот скот сдавали, а деньги шли на строительство церкви. Специально выбранный человек подводил итог собранным
деньгам и производил закупку необходимых строительных материалов. Заготовка бревен на строительство была
распределена между мужским населением села и называлась «расположкой», т.е. на каждого мужчину, не вышедшего
из возраста, приходилось заготовить по 18 бревен. Заготовку балок возложили на зажиточное население, в хозяйстве у
которых было много лошадей. Одно бревно на балку везло 3 лошади. Лес заготовляли в пади Доно, Данко, Шарбей и
других. Для крепости строения балки укладывали по 3-4 штуки. После того, как был заготовлен лес, были приглашены
мастера. Писали и рассылали письма по селам с приглашением принять участие в строительстве церкви. Первым
отозвался Васильев из Нер – Завода, помощником у него был Шапошников. Они руководили строительством церкви,
которое длилось года. Олифы в то время не было, варили ее сами с добавлением куриных яиц. Яйца тоже собирали с
каждого дома. Песок, из которого получали охру, возили на лошадях с Улана. Его заливали в кадушках, разбалтывали,
сливали. Песок оставался на дне. Воду отстаивали, охра осаживалась на дно. Затем ее сушили и толкли, разводили с
олифой и красили полы. Краска была очень крепкая .
Иконостасы и колокола выписывали из разных мест. Большой колокол 50 пудов выписал Никита Федорович Родионов –
купец из села Бырка. Всего на церкви было семь колоколов, которые во время Великой Отечественной войны были
сняты и использованы на вооружение. Кресты на башню устанавливал Васильев, при этом он одевался во все белое, как
бы готовясь к смерти, так как работа была очень трудная и опасная.
Никаких механизмов не было. Сделали сходни, по которым он поднимался с крестом на плечах. Колокола поднимали
канатами. На открытие церкви (святину) съехалось много народа со всех близь лежащих деревень.
Святина состоялась 21 ноября по старому стилю. Священником был Игнатьев отец Иван»
Кандидат исторических наук Наталья Константинова в своей статье «На волне духовного возрождения» пишет:
«В Доно еще в 1950 – х годах была старообрядческая община, куда из Борзи для службы в Свято –Никольской церкви
приезжал священник. Церковь была в хорошем состоянии, и в ней было много икон, даже с позолотой. В начале 1980 –х
годов церковь износилась: совершенно сгнило крыльцо, стала протекать крыша, и от этого страдала церковная утварь. В
августе 1984года из Читы приехали сотрудники художественного музея. Ценности, иконы, книги и священническое
облачение увезли в музей. Церковь была закрыта.»
Восстанавливала церковь в 1995 году золотодобывающая артель «Даурия» под руководством покрыли крышу и
сделали два крыльца. Первая рождественская служба и крещения состоялись в ней 7 января 1996 года. Через год – два,
хоть и с задержками и трудностями , стали возвращаться из Читинского художественного музея иконостас, иконы,
старообрядческие книги, церковная утварь и священнические одеяния. В декабре 1995 года настоятелем
старообрядческих приходов Читинской области и республики Бурятия стал читинец Вячеслав Измайлов,
рукоположенный в иереи епископом Силуяном. В 1997 году Вячеслав Измайлов, который стал настоятелем
старообрядческих приходов, установил связь с Михаилом Моисеевичем Овчинниковым, родственником казаков,
перебравшихся когда-то за Аргунь, в Трехречье (сейчас территория Китая), а затем в Австралию. Он и помогал в
дальнейшем ремонте Свято- Никольского храма.Да и все верующие жители села участвовали в этом благом деле:
ремонтировали, красили, белили. Наконец открытие возрожденного храма состоялось 12 сентября 1999 года. Чин
освящения совершил преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири. Вместе с ним был отец Вячеслав,
приехали из Австралии Овчинниковы, сделавшие большие пожертвования в фонд церкви. Было очень много народа.
Старостой восстановленного храма выбрали семидесятилетнего Горлова Степана Александровича, отец и мать,
четырнадцать братьев и сестер которого были крещены по старообрядчески.
Из воспоминаний первого старосты восстановленной церкви Горлова Степана Александровича:
«Отец мой, Александр Иванович Горлов, 1883 года рождения, хоть и неграмотным был, а книги в доме
старообрядческие имел и их читал, коров пас – книга всегда при нем была. Мы – Горловы, Лелековы, Трифоновы
Козловы, Марковцевы, Овчинниковы, что жили в верхней части села Доно- потомственные старообрядцы.»
После смерти С.А. Горлова, старостой была избрана Лелекова Любовь Деомидовна.
Помогают в церкви
Щербинина Клавдия Николаевна, Кузнецова Таисия Сергеевна, Раменская Маргарита
Николаевна.
Церковь реконструирована к постановке на государственную охрану как памятник архитектуры регионального значения.
Список использованной литературы:
1 Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье.
Жуков А.В., Янков А.Г., Баринов А. О., Дроботушенко А.В.,
2 Казачье население Забайкалья.
Г.В. Никитин.
3 Полевые исследования студентов РГГУ.
( Выпуск 4 и 9)
4 Историческая справка с. Доно"
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2019, 15:06:31 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
http://uchebana5.ru/cont/2014246-p4.html
Доно

"...
Богато своей историей село Доно. В 1745 году был открыт Донинский (Никольский) прииск в пади Доно.

Село было основано потомками бежавших от царского и духовного гнета – староверов (не принявших веры Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в 17 веке) и ссыльными пугачевцами.

Расположились первые поселенцы на северном склоне горы Кокова, на левом берегу реки Борзя, между двумя примечательными утесами. Вырыли землянки, постепенно стали обживаться, знакомиться с местностью. Оказалось, что в 12-ти верстах, за горою есть поселение тунгусов (улусов). Село носило название Калгукан. Новые поселенцы стали приобретать у тунгусов орудия труда, со временем стали строить дома, выращивать хлеб, охотиться.

Первыми поселенцами были лишь пять семей: Козловы, Горловы, Перминовы, Овчинниковы и Морковцевы. Когда построили село, дали ему название – Доно (означающее – внутреннее пространство, по другой версии – Доно - данное богом). От первых построенных домов в дальнейшем село расстроилось до 500 дворов, 5 верст в длину, было три улицы и две выселки. Были построены две школы, две церкви (т.к.было две веры), пять торговых купеческих лавок, 19 мельниц на речках. Так образовалась Донинская станица.

В сентябре 1866 года Чернышевский Н.Г. был перевезен из Кадаи в Александровский Завод. По пути он сделал короткую остановку в селе Доно..."
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2019, 15:13:24 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
https://www.chita.ru/articles/134307/
"Сокровища генерала Семенова.
...
Доно начинается тогда, когда кажется, что дорога будет бесконечной. Чуть в стороне — одно из кладбищ, которых в селе несколько. Это — староверов. Ещё одно кладбище — по левую сторону от дороги, где хоронят членов семей нескольких донинских фамилий. Есть и общее.

Поворачиваем, не доехав, кажется, до середины села. Дорога превратилась в хлябь, пробираться по которой нужно медленно и осторожно. Сливаясь с иссиня-серым, нависшим над степью небом, упираются в брюхо тучам шпили Никольского храма — одной из трёх в России сохранившихся с тех времён старообрядческих церквей.

Мы уехали от церкви и поднялись к старообрядческому кладбищу, за оградой которого — старинный памятник хорунжему Аргунского полка Владимиру Колчину, родившемуся в 1883-м, кажется, году и скончавшемуся в 1909-м..."

22 августа 2019 г.
Юлия Скорнякова.

« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2019, 15:12:57 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
https://to75.minjust.ru/ru/node/272095
"...
Следуя из Александровского Завода в Кадаю, мы подъезжали к церкви села Доно.

Первое упоминание о селе датируется 1745 годом – открытие Донинского Никольского прииска. Известно также, что в 1809 году, после отбывания каторги сюда было сослано 20 уральских казаков-староверов, бывших участников Пугачевского восстания. И сегодня село украшает единственная сохранившаяся в крае старообрядческая Свято-Никольская церковь - памятник деревянного зодчества середины 19 века. Потомки казаков–старообрядцев сохраняют свою веру и традиции - церковь действует и поныне..."

28. 08. 2015 г.

Александр Петров,
помощник  начальника Управления Минюста России по Забайкальскому краю
                                                                                                                                                                                       
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2019, 15:14:27 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/10/31/sud_ba_kazakov-staroobryadcev_ovchinnikovyh
Судьба казаков-старообрядцев Овчинниковых
Михаил Овчинников
31.10.2009
"Настоящее и будущее незримыми нитями связано с прошлым. Размышляя о судьбах казачества, проблемах, касающихся его сегодняшнего возрождения, часто мысленно уходишь в прошлое, к истокам.

Мои предки - старообрядцы-казаки переселились с Дона в Забайкалье после нововведений Патриарха Никона и раскола Русской Православной Церкви в XVII веке. В 1653 году, то есть немногим раньше, туда же прибыл первый русский ссыльный - знаменитый протопоп Аввакум, навсегда оставшийся в истории как "неистовый протопоп" и ставший для забайкальских староверов самым почитаемым святым мучеником. Там, в забайкальских краях, где бродил с жестоким воеводой ссыльный Аввакум, поселились в "раскольные" годы казаки-староверы с Дона. Неподалеку от границы с Монголией и Китаем у реки Аргунь появилось поселение Доно. Село жило безбедно и спокойно до самой революции 1917 года. А потом начались гонения, и старообрядцы стали уходить в Китай, в Трехречье. Мои будущие родители, отец - Моисей Иванович и мама - Екатерина Тихоновна, в Китае оказались в 1920-х годах. Они родились в Доно, крестились, там же они и повенчались. У меня 5 сестер и три брата. Получилась хорошая крепкая казачья семья.
...
В 1962 году, как и многие другие, наша семья бежала из Китая в Австралию. Мы относились к эмигрантам второй волны. Все наши, трёхреченские, были выходцы из донских, оренбургских и забайкальских казаков. Я родился в Китае, и моё детство прошло на китайской земле. Полноводные реки, березы, бескрайние поля и леса...

Наше местечко находилось на стыке трёх рек и называлось Трёхречье. Я воспитывался на образах простых русских людей, выражающих лучшие черты казачества: трудолюбие и талант, сохранение традиций, юмор и умение постоять за себя. Эти люди, движимые мечтой о каком-то своем "казацком царстве", вовсе не помышляли о той исторической "миссии", которая выпала на их долю.

Там, в Трёхречье, я слушал удалые песни казаков. Много песен запомнилось с той поры, но одна из них особенно взволновала меня. Стоя в кругу бородатых станичников, великан Григорий громовым басом заводил "Гремела буря, дождь шумел..." Эта сцена потрясла моё юное воображение. Слабым голосом я подпевал, силясь вникнуть в суть песни. Много в жизни мне пришлось покружить и по Китаю, и по России, и по Австралии, но картины детства всегда вставали в моей памяти в больших русских застольях. Прошло без малого 47 лет, а образ тогдашних трёхреченских казаков жив и сегодня. Он не тускнеет...

Сегодня русские казаки в Австралии живут полноценной жизнью. Духовные молитвы укрепляют дух каждой казачьей семьи. Самые большие и крепкие семьи Овчинниковых, Кирпичниковых, Родионовых, Марковцевых, Чернышевых, Калугиных, Белоноговых,.. да всех не перечесть. Ведь первое, что строили скитальцы - это храмы, при них русские воскресные школы, собственные жилища, да мало ли что. Не буду рассказывать о построенных православных храмах на австралийской земле давным-давно. Их много. Но высится чудо-храм в местечке Лидкомбе, что в Сиднее, уникальный в своем роде, старообрядческий Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храм, построенный руками казаков уже в этом веке. Храм всегда полон, хотя не все его прихожане говорят по русски..."
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь, 2019, 19:50:46 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
https://e-libra.ru/read/397138-iz-zapisok-sibirskogo-ohotnika.html

Александр Черкасов.
"Из записок сибирского охотника."
1884 г.
"...
 Тут, мне кажется, кстати будет заметить, что сформирование забайкальских казаков из бывших приписных крестьян к Нерчинскому горному округу состоялось по инициативе графа Муравьева-Амурского, — это всецело его детище! Лишь только казачество было решено, как, понятное дело, явилась потребность в офицерах, и вот Муравьев кликнул клич по всей Руси православной, дескать, пожалуйте, господа, вот вам честь и место, — приходите и княжите!

Призыв этот магической силой разнесся по всем полкам российского воинства, и многие из тех промотавшихся или спившихся субъектов, которым тяжело было оставаться в своих командах, изъявили полное желание ехать в Восточную Сибирь, чтоб принять бразды правления в новом войске, учить бывших крестьян уму-разуму и княжить; а главное, заполучить увеличенные выдачи на дорогу и рассчитывать на уменьшенный срок сибирской службы. Многие из этих пионеров, вероятнее всего, не помнят, от «сердечных возлияний», как они добрались до Даурии. Знаю немало и таких примеров, что некоторым из них при путешествии зимою прописывалось в подорожных и казачьих «бланках», чтоб на станциях обязательно выдавалась проезжающему проходная доха!.. Делалось это по той простой причине, что у многих казачьих пионеров, этих цивилизаторов края, кроме солдатского форменного пальто, не было при себе никакой другой теплой одежды. Значит, если не дать офицеру ямщицкой дохи, то он замерзнет на дороге же, как таракан, а потому вместо цивилизации привезет в край только свой один проспиртовавшийся труп.

Видел своими глазами, как однажды один из подобных пионеров просил ямщика положить в «перекладную» побольше сена, чтоб можно было им хорошенько закутаться. Действительно так и случилось: когда ямщик исполнил просьбу офицера, то этот последний бросил в повозку небольшой чемоданчик, засаленную подушку, залез сам, закутался с головой сеном и бессвязно крикнул: «Пошел!»

Пусть читатель догадается сам, что можно было ожидать от этих первых пионеров при формировании забайкальского казачества. Только особенная понятливость сибирского простолюдина, его терпение, выносливость характера сделали то, что образовалось казачество, а вся эта реформа произошла почти без особых волнений. Сам атаман Запольский говаривал так: что если б все люди были настолько доступны и понятливы, как сибиряки, то он взялся бы приготовить в два-три месяца сотни тысяч отборного войска, а останавливаясь на цивилизаторах, не стеснялся делать такое заключение, что если сформировать другое забайкальское казачество и снова вытребовать такое же количество учителей, то он ручается в том, что по всей российской армии не останется более уже ни одного негодяя. В принципе решение это верно, и выражения атамана, вероятно, еще многие помнят.

Один из «отцов-командиров» Донинского батальона однажды собрал к себе старейших из образовавшихся казаков и серьезно спросил их:

— Ну, а что вы, ребятушки, засеваете?

— Да как что, ваше благородие! Сеем всякого хлеба достаточно: ярицу, овес, ячмень, гречиху и пшеницу различных сортов, — значит, кубанку, простую, арнаутку, кому кака люба.

— Хорошо! А крупу сеете?

— Крупу… крупу! — шептали казаки, переглядывались и топтались на месте.

— Да, да, крупу сеете? — повторил командир.

— Никак нет, ваше благородие! — проговорило несколько голосов.

— Ну вот то-то и есть, болваны! А вы знаете, что крупа — это лучший солдатский приварок. Сеять! С будущего же года сеять! Слышите? — скомандовал командир и с миром отпустил людей.

Казаки вышли на улицу, поулыбались двусмысленно между собою, похлопали по бедрам руками и разошлись по домам; но казус этот живо разошелся по всему Забайкалью, и многие, подтрунивая над казаками Донинского батальона, в шутку называли их крупосевами ."
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.

Оффлайн орловаАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 532
    • Просмотр профиля
ГАЗК
Архивная справка
ф. 31, оп. 1, д. 572, л. 226

В ревизской сказке крестьян, приписанных к Нерчинским горным заводам за 1812 год по Донинскому участку Донинской деревни значатся
дети умершего Ивана Овчиникова (так в документе):
Иван - 38 лет,
у Ивана сын Степан 11 лет.
Василей - 37 лет,
у Василия дети:
Иван - 9 лет,
Петр - 7 лет.
Петр - 32 года,
у Петра сын Михайло - 1 год.

Осталось совсем немного до донского казака Ивана Овчинникова.

https://predistoria.org/forums/index.php?topic=3576.msg53917;topicseen#msg53917
Сообщение от СветланаФ  17 Май, 2019

"РГАДА, ф.350, оп. 2 д.901 (1748 год).
Книга Переписная ...
работных людей и крестьян, приписанных к Нерчинским серебряным заводам.

Показанные по ведомости от Нерчинского горного началства Присланные в сылку
до 745 году
на Нерчинские серебреные заводы которые пожелали быть
по поданным скаскам в горное началство на Нерчинских заводах во крестьянстве

На Нерчинском заводе
...
47321 Города Черкаска бывшей донской казак Овчиннков"


Сообщение от Ёлгина Вера  31 Январь, 2019
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=155.msg49722;topicseen#msg49722

"Давно , в декабре 2011 года, пользователь сайта texto, опубликована перепись 1747 года, в теме В архиве Забайкальского края.Очень благодарны за данную информацию, перепись была мной скопирована.
 В Читинском архиве перепись не полная ,всего 77 страниц, т.е часть переписи утрачена. Есть перепись в Москве РГАДА. Ф 350, оп. 2 д.901 1748 г
В переписи только лица м.п.с именами и возрастом.
 texto, переписала только фамилии и на том спасибо.
ГАЗК, ф. 31, оп. 1, д. 8.
Нерчинское горное правление.
Сведения о крестьянах-старожилах сел Забайкалья,
о месте прежнего жительства переведенных в Забайкалье крестьян
и даты перевода. 1747 г. 77 л.
[Выписаны названия поселений, все встречающиеся там фамилии,
сведения о происхождении крестьян-переведенцев и ссыльных,
общее количество жителей по каждому поселению]

Книги ревизионныя 1747 года
(начала нет, название поселения неизвестно, счет с номера 384)
...
Показанные по ведомости от Нерчинского горного началства присланные в ссылку до 1745 года на Нерчинские серебряные заводы которые подлежали быть по поданным скаскам в горное началство на Нерчинских заводах во крестьянстве

[Далее идет список ссыльных разного происхождения, переписать всех полностью времени не было, поэтому только у некоторых фамилий в скобках показано происхождение]

На Нерчинский завод
...
(Города Черкаска бывшей донской казак) Овчиньников"

« Последнее редактирование: Вчера в 20:24:13 от орлова »
Орловы-Кударинская станица,Троицкосавск, Пестеревы,Ладыженские-Мурочинская станица
Овсянниковы-Курская область Щигровский уезд,Амурская область,г.Благовещенск,
Овчинниковы-станица Донинская, станица Васильевская,Хабаровский край.