Автор Тема: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ  (Прочитано 87129 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Майя Мель

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1586
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #300 : 17 Апрель, 2021, 18:36:57 »
https://www.abirus.ru//content/564/623/626/14338/14852/14948/14957.html

БИЧУРИН Н. Я. [ИАКИНФ]
СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КИТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Часть II
Статистическое описание Манчжурии, Монголии, Восточного Тюркистана и Тибета
Маньчжурия
I. ГРАНИЦЫ
Маньчжурия лежит между 40° и 55° северной широты, 3° западной и 22° восточной долготы от пекинского полуденника; на восток простирается до Восточного моря, на западе смежна с Монголией и Россиею, на юге граничит с Китаем и Корею, на севере с Россиею. На маньчжурском языке называется она Маньчжу (Слово маньчжу на китайский язык тонически переложено двумя буквами мань-чжеу,что значит наполненная страна света. В Сибири инородцев, живущих по берегам Амура, вообще называют тунгусами; а в Забайкальском крае тунгусам правого берега от стрелки вниз дали название мангиры, а тунгусам левого берега — орочоны. Но слова тунгус нет ни в маньчжурском, ни в монгольском языке. Не дано ли им народное сие название русскими от слова дунгус (свинья), потому что шаманские обряды у них по большей части совершаются с закланием свиней? Следуя привычке, я часто буду заменять словом тунгус нынешнее временное слово маньчжу, ибо со временем, с переменою ныне царствующего в Китае дома, и народное имя должно измениться, между тем как слово тунгус останется в России неизменным), родовым прозванием одного княжеского дома, ныне царствующего в Китае под названием Цин.
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя Мель

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1586
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #301 : 17 Апрель, 2021, 18:44:21 »
О тунгусах в Энциклопедии Китая (287 результатов)

https://www.abirus.ru/search.html?searchValue=%F2%F3%ED%E3%F3%F1&searchStatus=yes&submit=%CD%E0%E9%F2%E8
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Алёна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 129
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #302 : 19 Апрель, 2021, 11:56:50 »
В Вашу копилку. Алена !

Спасибо! Сохранила себе информацию. Вот так по крупицам и восстанавливаем истину.

Оффлайн ivanov-loginov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #303 : 22 Апрель, 2021, 09:05:37 »
 «О радетеле тунгузских родов князе Гантимурове»

1. Урульгинская церковь Казанской божьей матери двухпрестольная , нижний предел во        имя св. Николая деревянная построена в 1784 г.  Новая однопрестольная церковь построена взамен обветшавшей усилием начальников тунгусов князя Гантимурова и пособием жертвователей в 1874 г. (ф.282, оп.1, №2479 «Клировые ведомости церквей Читинского округа за 1879 г. « на 97 листах.
2. В 1840 г. от Урульгинской инородческой управы есть решение о выделении 500 рублей князю Гантимурову на достройку Урульгинского приходского училища. Священник Яков Подгорбунский, голова Шагдур Наранов. (Урульгинская инородческая управа). Нестыковка в документах по дате открытия приходского училища в клировых ведомостях, так как есть документ от Урульгинской степной думы г. Читинскому окружному исправнику от 23. 04. 1871 г. : «что в ведомстве Думы находится только одно училище в селении Княже- Урульгиское, основанное как из дела видно в 1818 г., по ходатайству всего тунгузского общества, с разрешения Высшего начальства, содержится на суммы внутренней повинности. В настоящее время обучается 32 мальчика разделяющихся по сословию: дворян — 7, почетных граждан — 1, мещан — 1, казаков — 1, крестьян — 2, инородцев — 20. Учитель — 1. Из потомственных дворян Гавриил Гантимуров. …..  «   (ф. 55, оп. 1, № 290, лист. Может быть это и есть писатель из рода Гантимуровых  - псевдоним Ганя Хмуров.

3. В 1871 году 15 мая почетный блюститель … и т. д. князь Гантимуров пишет господину штатному смотрителю училищ Нерчинского округа: « о необходимости переноса училища из Старой Урульги в Новую (Урульгу), т. к. «в последней находятся ныне присутственные места». Где-то в эти же годы и церковь из Старой Урульги была перенесена в Новую Урульгу.
4. «Господину Читинскому Окружному Начальнику  Начальник Нерчинских тунгузских 15 родов князь Гантимуров от марта 9
 1895 г. « Ввиду крайней нужды в большем распространении образования и просвещении среди вверенных мне инородцев, в особенности в данное время, прошу ходатайства Вышего Высокоблагородия о разрешении мне приглашать по временам в село Княже-Урульгу или в другой какой-либо удобный пункт всех деятелей на поприще народного просвещения служащих по ведомству вверенной мне Думы, как-то: Священников и учителей для обсужнения совместно с ними различных насущных вопросов по народному образованию и какие по ним следует принимать меры к возможно большему распространению последнего, … «.  Это прошение было одобрено епископом Забайкальским и Нерчинским Георгием от 22 апреля 1895 г. собственноручно. (ГАЧО ф. 8, оп. 1 , ед. хр. 25). Здесь речь идет о первых учительских съездах.
5. Князю Гантимурову и инородческой управе приходилось и регулировать отношения жителей выходящие за рамки: мелкие правонарушения, кражи, драки и прочее согласно Уголовного права и , особенно важно, «обычаям 15 родов». Обычаи родов составлены также князем Гантимуровым, представляют собой очень интересный документ. Обычаи родов сформированы на протяжении многих веков и были сохранены вплоть до революции 1917 г.
« Последнее редактирование: 22 Апрель, 2021, 10:30:38 от ivanov-loginov »

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7263
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #304 : 22 Апрель, 2021, 11:03:36 »
Сохранилось в деле репрессированного прадеда Зябликова Афанасия Егоровича 1873 г.р.

Ученик Князе-Урульгинского одноклассного сельского училища Министерства Народного Просвещения
сын казака Афанасий Егорович Зябликов успешно окончил курсъ, в чем и выдано сие свидетельство за подписью
Директора народных училищ Забайкальской области.
Июня 16 дня 1886 года.
Директор народных училищ статский советник Спирин
Законоучитель Священник Акакий Стуков
Учительница Елизавета Бурлакова.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн ivanov-loginov

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 40
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #305 : 22 Апрель, 2021, 13:03:19 »
"В Онцогонскую инородную управу в апреле 1871 г от учителя Г. Гантимурова. Для ученика Онцогонской инородной управы Шагдура Санданова взято мною у купца Г. Голишевского: синей дабы кусок 3р.50 коп., 10 аршин сарпинки по 25 коп. аршин - 2 р. 50 коп., затем на шитье одного халата, 3 рубашек и 3 подштанников, на нитки и пуговицы употреблено 3 руб. 60 коп., на книги - 40 коп. Всего - 10 руб. Деньги мной не получены. Имею честь покорнейше просить Урульгинскую Степную Думу вытребовать от главы Онцогонской Управы 10 рублей следующие для оплаты означенных расходов."
Там же: " В Урульгинскую Степную думу февраля 1871 года. Для вверенного мне ученика нужны следующие учебные материалы: 1/2 дюжины карандашей, коробочка стальных перьев, 1/2 стопы серой бумаги. "

Оффлайн Микаела

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 152
  • Топоркова
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #306 : 19 Май, 2021, 07:40:00 »
Год назад смотрела Онон Борзинскую станицу в фонде 282. Увидела инородца Ёлгина, для себя выписала, что и такие Ёлгины были, а номер документа выписывать не стала.
 
В 1901году крещён НИКОЛАЙ.
 Отец- инородец Шаранайского улуса НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ЁЛГИН, жена его по степному обряду Домна Стефановна Ярославцева.

Здравствуйте! Можно ли спросить про тунгуские казаки  по фамилии Топорков. Мои из станицы Дуройской/села Дурой. Где можно почитать о их крещении. Как крестили, как давали имена ,фамилии после. Спасибо! С уважением Микаела 💐
« Последнее редактирование: 29 Декабрь, 2022, 02:34:12 от Микаела »
Ищу всё о Топорковых из Станица Дуройская/ село Дурой.

Оффлайн Натали Шестакова

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 922
  • Наталья Иннокентьевна
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #307 : 19 Май, 2021, 14:50:23 »
Можно ли спросить про тунгуские казаки  по фамилии Топорков. Мои из села Дурой. Где можно почитать о их крещении. Как крестили, как давали имена ,фамилии после.

Дуроевский караул входил в приход Николаевской Цурухайтуевской церкви, в этой теме много архивных данных о тунгусах-казаках от Наталии Пешковой и Михаила Викторовича Шестакова - https://predistoria.org/forums/index.php?topic=3409.msg51892#msg51892 -
« Последнее редактирование: 19 Май, 2021, 14:53:55 от Натали Шестакова »
Шестаковы д. Казакова Ундинской слободы и с.Утан Чернышевский р-н, Катниковы, Былковы с.Кокуй Алек-Заводский район

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3781
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #308 : 31 Октябрь, 2021, 21:40:35 »
 Санкт-Петербург.
Фрагмент фотокопии краткой канцелярской выписки из архива РГИА
« Последнее редактирование: 31 Октябрь, 2021, 21:44:04 от ПЕШКОВ »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Елена Кривошеева

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #309 : 12 Май, 2023, 02:41:34 »
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
………
Вы сотни лет глядели на Восток,
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
……
Мы помним всё – парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далёкий аромат,
И Кёльна дымные громады...
…………
Всё, что сказано Александром Блоком в стихотворении "Скифы", выглядит и сегодня как напоминание миру о военных походах наших предков в Европу для спасения её или усмирения.
Поэт бросил вызов всему Свету и открыто заявил, что да, мы и без вас знаем – мы больше азиаты, чем европейцы, при этом цивилизованы, не менее европейцев, и нам всё близко: и европейское, и азиатское. И сравнивает Россию с мудрым и сильным Сфинксом.
Поэт был прав не только аллегорически, потому часто на фоне строк стихотворения «Скифы» начинаются рассуждения, что мол, русского поскреби, татарина увидишь, и приводится из учебников истории в качестве аргумента информация про монголо-татарское иго …
Возможно, монгольская кровь и присутствует в крови потомков воинов – моголов, мунгалов, джунгаров, чьи фамилии говорят сами за себя: Мунгаловы, Тугарины, Тугариновы, но отнюдь не по причине ига кровь смешалась, а исключительно потому, что инородцы, принимали крещение, женились на русских девушках, а русские мужчины женились на девушках из семей крещённых инородцев.
Всё гораздо проще и понятнее, чем запутанные объяснения про нашествия, если обратиться к Переписным книгам XVIII века или Епархиальным ведомостям. Всего каких-то 200–250 лет назад, например:
-  тунгус дученгарского рода Ябкада стал Козьмой Екимовичем Михайловым, а его соплеменник Геденча Келтеров в крещении стал Петром Алексеевичем Лоншаковым, запутавшим на время мое родословное расследование;
- что баягирского рода тунгус Далгуниз стал Тимофеем Степановичем Чернецких, а потомки его соплеменников с именами: Санчай, Боль, Арунан дали большую ветвь казаков, мещан и купцов Каюковых;
- что потогорского рода тунгус Чечван стал Федором Петровичем Добрыниным, а тунгус дулегарского рода Тилчан Даев стал Иваном Ивановичем Андреевым;
- что казак Телембинского острога Трофим Никитович Минин — это крещённый тунгус баягирского рода Сеулудс Душев;
- что казаки с фамилией Гамов пошли от тунгуса почегорского рода Мандынрея Гургунаева, ставшего Логином Федоровичем Гамовым, а потомки Алексея Максимовича Исакова, ведут свой род от томского татарина Карабица Качкина, жившего в Нижне-Сретенском остроге;
- что казаки - выходцы из Ундинской слободы Забайкалья, имеющие в своих родословных корнях предка с данными – Иван Петрович Лесков, это потомки крещённого тунгуса дулегарского рода по имени Деляур;
 - что предок казаков Пазниковых Дмитрий Егорович из Куенской слободы Забайкалья — это крещённый тунгус шарацкого рода Кишинтуй Намцов.
Многие роды дальневосточников и забайкальцев и из перечисленных, и из неупомянутых мною, дали России в её прошлом и настоящем огромное число метких стрелков, храбрых и выносливых воинов, чьи лучшие военные качества могут быть вполне объяснимы не только наработанной привычкой, но и личным качеством предка, проявившись на генном уровне.
И да, прав поэт:

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!


Своим рассказом выражаю благодарность воинам Восточного военного округа – участникам СВО.
« Последнее редактирование: 12 Май, 2023, 02:46:23 от Елена Кривошеева »

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #310 : 27 Январь, 2024, 08:41:04 »
"Тунгусская легенда об утках-турпанах

Когда-то турпан был человеком, ламой и ходил в красных одеждах. Однажды он поспорил с богом, что так как он человек богатый и знатный, то и после смерти будет также жить в богатой юрте, и помощь бога ему не нужна и он не боится никого и ничего. В наказание боги отняли у него всё, а самого превратили в утку. Вот почему эта утка преимущественно живёт там, где кочуют тунгусы и так же хитра, как они".

К сожалению, я не могу вспомнить, откуда списал эту легенду? Может кто-то подскажет?
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Натали Шестакова

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 922
  • Наталья Иннокентьевна
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #311 : 27 Январь, 2024, 10:14:33 »
К сожалению, я не могу вспомнить, откуда списал эту легенду? Может кто-то подскажет?

Игорь Александрович! Прогуглила, вышло не мало информации об этой легенде, чаще ссылаются на А.А. Черкасова -

"Надо заметить,что про турпана в Даурии существует легенда.Она говорит о том ,что турпан был когда-то человеком-тунгусским ламой и,как все ламы,носил всегда красную одежду: летом монгольского покроя халат или бешмет,а зимой-баранью шубу,крытую сукном или красной китайкой.Но вот однажды лама поспорил с богом о том.что так как лама-человек богатый,то он ничего и никого не боится на земле,а после своей смерти знает,что он и за гробом будет жить также в богатой юрте. Это надо заметить,общее верование всех бурят: они говорят что их шаманы и книги толкуют о том,что все тунгусы и на том свете живут юртами,занимаясь скотоводством.Так или иначе-дело убеждения и веры,но суть легенды такая ,что господь наказал ламу,напустил на его стадо мор и сделал его бедняком,а затем превратил в турпана с красным оперением-и вот ,дескать,почему эта утка живет преимущественно около тех мест,где кочуют тунгусы, и вот почему турпан такой хитрый,как истый азиатец..."

А.А. Черкасов.Природа и охота,1886г,Записки сибирского охотника,Зерентуй.
« Последнее редактирование: 27 Январь, 2024, 10:16:10 от Натали Шестакова »
Шестаковы д. Казакова Ундинской слободы и с.Утан Чернышевский р-н, Катниковы, Былковы с.Кокуй Алек-Заводский район

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1023
    • Просмотр профиля
Re: ПО СЛЕДАМ КОННЫХ ТУНГУСОВ
« Ответ #312 : 27 Январь, 2024, 12:24:21 »
Спасибо большое. Сделаю себе пометку.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы