Автор Тема: Чайный путь  (Прочитано 7706 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Чайный путь
« : 02 Август, 2011, 23:35:19 »
Достопримечательности Великого Чайного пути

1. Здание чайной биржи (гостиного двора) в г. Кяхта. Памятник культуры. Построен в 1842 году. Представлял собой два огромных корпуса, построенных в виде замкнутых прямоугольников (один внутри другого). Наружное капитальное здание имело 72 помещения. В 1865 году был передан в ведение кяхтинского купечества, за счет которого производилось содержание здания. В гостином дворе производилось большое количество торговых сделок, здесь же готовились товары для торговых караванов.

2. Дом купца А.М.Лушникова в г. Кяхта - видного общественного деятеля, ученика и друга декабристов. Дом в разные годы посещали декабристы Н. А. и М. А. Бестужевы, К. П. Торсон, И. И. Горбачевский, И. И. Пущин, С. П. Трубецкой и С. Г. Волконский с семьями, М. К. Юшневска, известные путешественники и исследователи Центральной Азии: Н. М. Пржевальский, Г. Н. и А. В. Потанины, Д. А. Клеменц, П. К. Козлов, В. А. Обручев, американский путешественник Дж. Кеннан и многие другие. В этом доме в 1865 году родился Д. Н. Прянишников, впоследствии академик, основоположник отечественной агрохимии. Памятник культуры.

3. Гостиные ряды в г. Кяхта. Памятник культуры. Построены в 1853. Отличаются достаточно оригинальной архитектурой. В 1977 году ряды были реставрированы, ныне в них размещаются магазины под общим названием «Торговые ряды». Находятся в ведении Министерства культуры Республики Бурятия.

4. Троицкий собор в г. Кяхта. Памятник культуры. Построен в 1812-1817 годах на средства кяхтинского купечества. Долгое время он оставался самым крупным церковным зданием Забайкалья. В Соборе с 1854 года содержалась копия чудотворной иконы Божией Матери «Сподручницы грешных». В 1997 году здание собора передано Русской Православной Церкви.

5. Воскресенский собор в г. Кяхта. Заложен в 1830 года по проекту московского архитектора Г.Герасимова, к строительству были привлечены итальянские мастера. В соборе был установлен уникальный хрустальный иконостас с серебряными царскими вратами, живописью икон, серебряными престолом и жертвенником, драгоценным евангелием и громадным серебряным паникадилом, усеянным цветными камнями. Иконостас был сделан в стиле Вестминстерского аббатства в Лондоне. Высота колокольни до верхушки креста равнялась 42,6 м. В 1970-1990 годы в здании собора проводились реставра¬ционные работы, по завершении которых здесь предполагалось открыть Музей истории Российских географических открытий в Центральной Азии. В 1996 году собор передан в ведение Русской Православной Церкви. Собор является выдающимся образцом архитектуры русского классицизма.

6. Успенская церковь в г. Кяхта. Памятник русской культовой архитектуры второй половины XIX века, в котором сочетаются элементы русско-византийского стиля и русского классицизма.

7. Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А.Обручева. Старейший музей Забайкалья. В его фондах содержится более 30000 единиц хранения, в том числе ряд уникальных образцов материальной культуры Центральной Азии, а также богатая библиотека. В 14 экспозициях музея представлены археологические материалы от каменного века до эпохи средневековья. Заметное место занимает коллекция предметов материальной культуры хунну. В 2005 г. открыта новая экспозиция по материалам «Чайного пути», проводятся тематические мероприятия.

8. Мурочинский Дацан. Мурочинский Дацан является первым буддийским храмом – центром ламаизма в Западном Забайкалье. В 1772 году Дацан посетил русский ученый-естествоиспытатель Петр-Симон Паллас. В библиотеке Дацана были собраны уникальное собрание трудов буддийских философов. Дацан имеет название «Балдан-Брэйбун», что в приближенном переводе с тибетского языка на русский означает «Совершенное собрание плодов» буддийского учения. Недалеко от основного храмового комплекса в местности Ранжур на скале проявляется молитвенная надпись «Ом мани падме хум». Это одно из двух уникальных святынь буддизма, где по поверьям Будда оставил свой знак. Второе такое место есть в Непале. У скалы ныне ежедневно проводятся медитации. Дацан открыт для посещений.

9. Тамчинский дацан. До революции дацан был главным буддийским монастырем Бурятии. Его первые строения были заложены в 1738 году и первоначально стояли на месте, где ныне находится середина Гусиного озера. Позже дацан был перенесен. На протяжение многих лет он был центром искусств, книгопечатания, медицины. Здесь издавалось около 100 наименований книг на монгольском и тибетском языках, действовала школа хувараков, проводились философские диспуты, а также религиозные мистерии «Цам». Во дворе дацана был установлен сохранившийся до нашего времени памятник истории 9-8 веков до нашей эры - Алтан-Сэргэ (Золотая коновязь).

10. Поселок Новоселенгинск. В 1665 году казаками здесь был заложен первый в Забайкалье острог, а в последующем был построен город, ставший главным и военным центром Забайкалья. Здесь состоялось решающее сражение между войсками Тушету-хана и казаками, под предводительством ссыльного украинского гетмана Демьяна Многогрешного. Здесь бывал прадед поэта А.С.Пушкина генерал-аншеф, крестник Петра I, - А.П.Ганнибал, отбывали ссылку декабристы М.А. и Н.А. Бестужевы, К. Торсон. В 1888 году был построен Вознесенский собор. В начале 19 века жили английские миссионеры. В конце 19 века возник кружок бурятской интеллигенции, один из членов кружка, сын декабриста Н.А. Бестужева – А.Д.Старцев стал крупным купцом, внес большой вклад в развитие чайной торговли с Китаем, построил первую в Китае железную дорогу, собрал всемирно известную коллекцию предметов буддийского культа, уникальную библиотеку. В русле реки Селенги здесь находится Чайный остров, где купцами устраивались званые чаепития. В Селенгинске квартировался знаменитый Селенгинский полк, прославившийся в Отечественной воне 1812 года, а также в русско-японской войне. Ныне в сохранившемся доме купцов Старцевых работает Мемориальный дом-музей декабристов, недалеко от поселка в память о них возведен мемориальный комплекс. Часть экспозиции музея представляет материалы по истории «Чайного пути». Музей находится в ведении Министерства культуры Республики Бурятия.

11. Удунгинский купеческий тракт. Начинается от пос. Удунга недалеко от озера Гусиное. Ведет через хребет Хамар-Дабан в Мысовую (г. Бабушкин). Он имел название Удунгинского (Кяхтинского) купеческого тракта и имел протяженность 90 верст. На тракте стояло несколько почтовых станций, были построены заезжие избы, конные дворы, хранились запасы продовольствия и сена для проезжающих обозов. Здесь останавливались для отдыха и ремонта. Почти параллельно Удунгинскому тракту из села Клюевка, где купцы Клюевы держали пристань, шел Ивановский тракт, выходящий на поселок Темник на реке Темник, где эти пути соединялись.

12. Гора Убиенная. Гора – перевал возле Гусиного озера. Названа так потому, что на ней в 18-19 веках происходили бои между казаками и манчжурскими захватчиками, часто случались нападения на торговые караваны, перевозившие чай. На горе находится памятник - стоянка Гэсэра со столбами-коновязями и сакральным камнем, а также мемориальный крест и колокол.

13. Место основания города Улан-Удэ (Верхнеудинска). Находится на скалистом правом берегу реки Уды, возле автомобильного моста. Именно здесь в 1666 году был построен Верхнеудинский острог, вокруг которого вырос город Верхнеудинск. Об этих событиях свидетельствует мемориальный камень и два православных креста. Отсюда начинаются обзорная экскурсия по городу.

14. Улица Ленина г. Улан-Удэ. Главная улица города, в прошлом имевшая название Большой Николаевской в честь цесаревича Николая. Начинаясь от Одигитриевского собора, она пересекает центральную часть города и связывает две площади: площадь Революции (бывшая Базарная) и площадь Советов (бывшая Нагорная). Большинство зданий, расположенных вдоль улицы, построена купцами, торговавшими на «Чайном пути», является памятниками истории и архитектуры. Часть улицы ныне является пешеходной зоной.

15. Гостиные ряды г. Улан-Удэ. Место проведения ежегодных Верхнеудинских ярмарок. Здесь были расположены склады для товаров и места для оптовой торговли. Ряды построены в складчину купцами, торговавшими на «Чайном пути». Работы по строительству начались в 1804 году. Гостиные ряды является одним из значительных архитектурных и исторических памятников города и Бурятии. В настоящее время здесь размещены многочисленные магазины.

16. Здание Верхнеудинского уездного училища г. Улан-Удэ. Построено купцом II гильдии А. Шевелевым - высокообразованным и просвещенным человеком, другом декабристов. В 1806 г. было подарено городу для размещения Верхнеудинского уездного училища. Было куплено просветителем и поэтом Давыдовым Д.П. – автором стихов известной песни «Славное море священный Байкал». В настоящее время здесь находится Республиканская станция детско-юношеского туризма и краеведения.

17. Торговые ряды купца Курбатова в г. Улан-Удэ. Построены в начале 1820-х годов. Дом является одним из главных элементов архитектурного ансамбля главной площади Верхнеудинска и выдающимся образцом архитектуры русского классицизма Сибири. Достопримечательностью дома являются уличные колонны, сделанные из цельных лиственниц. В настоящее время здание используется под физиолечебницу.

18. Дом купчихи Т. Борисовой в г. Улан-Удэ. Построен в 1870-х годах. В 1909 году здесь был открыт электротеатр – «Иллюзион», в 1918 году - кинотеатр «Золотой рог». В настоящее время здесь находятся салон электронной техники «Эрдем» и кинотеатр «Эрдэм».

19. Гостиница «Пти-отель» в г. Улан-Удэ. Двухэтажное каменное здание построено в 1870-х годах. Принадлежало мещанке Селищевой. В 1890 году здесь останавливался писатель А.П.Чехов во время своей поездки на остров Сахалин. В настоящее время размещается управление Сбербанка РФ.

20. Магазин - пассаж купца Второва в г. Улан-Удэ. Одноэтажное каменное здание оригинальной архитектуры. В настоящее время здесь размещены кафе "Кингсбургер", магазины.

21. Здание старой почты в Улан-Удэ. Двухэтажное здание оригинальной архитектуры. Первый этаж - каменный, второй - деревянный. Построено в конце 19 века. Здесь размещалась Верхнеудинская почтово - телеграфная контора.

22. Одигитриевский кафедральный собор в Улан-Удэ. Собор основан в начале 1700-х годов. Деньги на строительство собора неоднократно жертвовал известный благотворитель, мещанин П.А. Фролов. Сначала церковь была деревянная, затем был построен каменный храм. Зимняя церковь Богоявления Господня была освящена в 1770 году, в 1785 году освящен храм во имя иконы Божией Матери Одигитрия. Главным художественно-декоративным элементом храма были золоченые резные иконостасы. Ныне храм отреставрирован, в нем располагается центр благочиния бурятского округа.

23. Свято-Троицкий храм в г. Улан-Удэ. Храм был построен в 1798 -1809 годах. Начал строительство храма верхнеудинский купец В.Пахолков, завер¬шал строительство купец А.Налетов. Средства на постройку храма жертвовало как русская, так и бурятская часть населения города. В настоящее время храм отреставрирован и начал действовать.

24. Верхнеудинская часовня во имя Святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца в г. Улан-Удэ. Часовню построил кяхтинский купец 1-ой гильдии Я.А.Немчинов в 1871 г. Часовню посетил во время своего путешествия в Сибирь наследник российского престола - цесаревич Николай. В советское время часовня была снесена, в 2003 году она построена заново, в ней проходят службы.

25. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Основан в 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича. Монастырь выполнял роль официального религиозного центра в Забайкалье и был самым крупным в Сибири оборонительным сооружением. Он имел крепостные стены, башни, пушки, гарнизон казаков. В нем располагалась первая в истории Сибири Даурская духовная миссия. Наибольшего расцвета монастырь достиг в 18 веке. Храм был построен в архитектурном стиле барокко. Высота колокольни составляла 34 метра, на ней было установлено 7 колоколов, в т.ч. колокол весом 147 пудов. Его внутреннее убранство отличалось большим вкусом и богатством. Был установлен сплошной золоченый иконостас, свод был расписан под голубое небо со звездами. В монастыре бывали многие известные люди России. В настоящее время монастырь восстанавливается.

26. Посольский Спасо-Преображенский монастырь. Основан в 1681 г. миссией игумена Феодосия по указу царя Федора Алексеевича на правом берегу Байкала. Является первой православной церковью на Байкале. Архитектура монастыря является выдающимся памятником архитектуры «сибирского барокко». В настоящее время монастырь восстанавливается при участии и попечительстве Министерства иностранных дел России.

27. Поселок Кабанск. Основан в 1660 году казаками, построившими здесь «первую Даурскую крепость». Ныне административный центр Кабанского района. Одна из исторических страниц района связана с «Великим чайным путем». Через его территорию в 17-18 в.в. осуществлялось движение торговых караванов сухопутным путем через горный хребет Хамар-Дабан и водным путем по реке Селенга и озеро Байкал из города Кяхты до города Иркутска. В Кабанске ежегодно проводились по две ярмарки, извозом занимались бывшие крестьяне, ставшие купцами. Одной из наиболее известных купеческих семей была семья Эйдельманов. Сохранился дом Эйдельмана, в нем находится Кабанский краеведческий музей, в котором находится несколько экспозиций. В поселке сохранилось здание еврейской синагоги, построенной купцами. Ныне в нем располагается Администрация района. Кабанск посетили многие известные люди, в том числе старообрядец протопоп Аввакум, гетман Демьян Многогрешный, политические ссыльные, в том числе стрельцы, польские повстанцы, народники и герои первой русской революции. Здесь на вечном поселении жил декабрист Михаил Глебов.

28. Город Бабушкин (Мысовая). Город занимал видное место на «Чайном пути». Через нее шли караваны с чаем и другими китайскими товарами. От Мысовой до Иркутска грузы перевозили водным путем через Байкал. В 1890 году купцом А.Я. Немчиновым было создано Кяхтинское пароходное товарищество обязывалось совершать почтово-пассажирские рейсы от Лиственичной до Мысовой. Здесь была построена крупная пристань Байкальской железнодорожной переправы, куда заходил ледокол «Байкал», перевозивший целый железнодорожный состав через Байкал. Ледокол был потоплен в годы гражданской войны. Вместе с тем строился и обходной сухопутный участок Мысовая – Иркутск. Его строительство началось в 1865 году, закончено в 1867 году ссыльными поляками. В городе работает краеведческий музей, в котором расположена экспозиция, повествующая о нескольких периодах истории города. В залах музея выставлены старинные предметы быта, документы, а также коллекция старинных самоваров и атрибутов, использованных при чаепитиях. Отдельно выставлена экспозиция камней Байкала и рисунков на камнях.
http://www.tearoad.ru/
http://www.uazdo.ru/index.php/plans-now/prepare-expedition/164-fianits
« Последнее редактирование: 06 Август, 2011, 16:45:45 от Ekaterina »

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: чайный путь
« Ответ #1 : 02 Август, 2011, 23:41:59 »
В 1727 году талантливейший дипломат Савва Рагузинский, после 58 переговорных встреч, подписал от имени России дружественный трактат с Китаем.


 

Случилось это как раз возле нынешней Кяхты. И именно здесь был «мир вечно утвержден, граница разведена». Мы первыми из европейских государств начали торговать с поднебесной империей. Причем ни одна другая страна не смогла заключить с китайцами подобного договора в последующие полтора столетия.

Переговоры шли трудно и медленно. "Китайцы требовали весьма много, - так впоследствии напишет в своем пекинском донесении Рагузинский, - и хотели даже, чтобы все земли, лежащие к югу от Байкала, были признаны их собственностью". Лишь твердость и решительность графа его искуссность "переговорщика" принудили китайцев отказаться от большей части требований, и договор был подписан.

http://www.petrovsk.com/forum/threads/158-чайный-путь

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: чайный путь
« Ответ #2 : 03 Август, 2011, 00:01:27 »
"Обычаи странны в России, так что иностранцы находят их необычайно шокирующими, когда впервые встречают", - писал в своем кулинарном словаре Дюма. Так, например, он находит удивительным, что "мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора".

Мой дед - коренной забайкалец "петрован" Иннокентий Иванович Добрынин чай предпочитал пить только из стакана с подстаканником, и когда ему наливали чай в чашку, возмущался: "Что это Вы мне как девке чаю налили?"


А сейчас эта традиция ушла и не многие о ней помнят....

Подстаканник - однин из символов ушедшей Российской Империи конца XIX начала ХХ века.

Подстаканник как-бы обозначал некий мужской клуб, яркими представителями которого были тогда офицеры, инженеры  и путешественники ( железная дорога, объединившая страну - главный символ той эпохи)


подробнее здесь:  http://www.petrovsk.com/forum/threads/158-чайный-путь/page3

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4486
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: чайный путь
« Ответ #3 : 03 Август, 2011, 04:44:36 »
В Забайкалье подстаканники долго держались, в семье моей бабушки таким образом пили чай и в 80-е годы, как-то сподручней горячий чай пить с подстаканником, пальцы не обжигаются :) Причем замечу в сельской местности в советское время, то из чего пить чай зависело не от людей, а от советской плановой экономики - что завезут в магазин СельПО (РайПО) из того и будешь пить. Насколько я помню чашками особо не баловали, все больше стаканы поставляли. Что касается традиции, то эта традиция совсем не ушла в прошлое, например в поездах Российских железных дорог, до сих пор используют подстаканники.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #4 : 03 Август, 2011, 12:41:18 »
А вот мужчины как-то перестали чай из подстаканников пить:(

Да и в поездах некоторых уже пытаются отменить подстаканники....

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11870
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #5 : 03 Август, 2011, 14:41:17 »
А я застал стариков забайкальцев, которые чай пили только из блюдца. В Ачинске к нам часто после бани заходил Иннокентий Кустов. Он выпивал 7-8 стаканов. После чего ложил стакан в блюде, что означало конец чаепития. В нашей семье чай с молоком пью только я. У меня фарфоровая кружка объемом 350 мл.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Онлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 11870
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #6 : 03 Август, 2011, 15:17:18 »
А что меня разочаровало в Старом Цурухайтуе, так то, что чай там заваривают из пакетиков. Скорость жизни убила традицию чаепития. Хотя чай пьют много и из больших кружек.
Но у меня дома жена этого (пакетиков)  себе не позволяет и обычно чай заваривает из  2-х сортов крупнолистового чая.
« Последнее редактирование: 03 Август, 2011, 15:40:07 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя. А также Гантимуровы, Кайдаловы,Федосеевы, Пинигины и Стрельниковы.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3203
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #7 : 03 Август, 2011, 15:44:28 »
Путь Чайный, имелось ввиду из Китая.  Этот путь явился причиной прекращения производства Русского чая.
Копорский чай (иван-чай, русский чай) — традиционный русский чай, упоминаемый в старорусских летописях с XII века. С древности наши предки владели технологией изготовления вкусного, ароматного и целебного чая из кипрея  узколистного (иван-чая).

С XIII века чай зовется Копорским по названию града Капорье (сейчас поселок Копорье Ленинградской области), где он производился в больших объемах в основном для экспорта за границу. Согласно Софийской летописи Копорье было основано по велению князя Александра Невского после победы над немецкими крестоносцами в 1241 году. Доходы России от экспорта Копорского чая в Европу опережали доходы от продажи пеньки, золота и мехов вплоть до конца XIX века. Сотни тысяч пудов Копорского чая потребляли в год европейские страны, где он был известен как «русский чай». Особенно высоко ценили прекрасные свойства иван-чая английские аристократы и монархи — самые известные любители чаепития. Статья о нем вошла в Большую Британскую энциклопедию в XVIII веке. Лишь через двести лет после русского (к началу XVII века) в Европе появился китайский чай, чуть позднее — индийский. В XX веке производство Копорского чая в России было свернуто в силу известных исторических событий.

"По старинному поверью, Копорский чай не только помогает очистить тело, но и проясняет ум, а также укрепляет дух человека.

Копорский чай обладает приятным, чуть терпким вкусом с душистым цветочно-травяным ароматом.

Собирают листья в пору массового цветения в начале июля — в южных широтах, середине или конце месяца — в северных.

Завяливание иван-чая: листья рассыпают слоем не толще 5 сантиметров на день или сутки, пока они не сделаются вялыми, при этом их надо периодически ворошить, не давая пересыхать листьям верхнего слоя и по краям.

Скручивание иван-чая: листья скручивают между ладонями рук в небольшие веретенообразные колбаски размером примерно в полсосиски до тех пор, пока они не потемнеют от выступившего сока
.

Ферментация иван-чая: скрученные листья укладывают слоем в 5 сантиметров в эмалированную миску или лоток, укрывают мокрой тканью и ставят в теплое место (24- 27° С) на 6-12 часов для созревания. Чем выше температура, тем процесс ферментации идет быстрее. Он характеризуется изменением травянистого запаха на насыщенный цветочно-фруктовый. Опасны слишком высокая температура и передержка — кипрей приобретает запах низкосортного перекипяченного «общепитовского» чая.

Сушка иван-чая: ферментированные листья мелко режут, расстилают на ситах или противнях, застеленных пергаментом, слоем в 1 — 1,5 сантиметра и сушат при температуре 100°С около часа, периодически проверяя готовность на ощупь. Хорошо просушенный чай имеет цвет черного настоящего чая, насыщенный и более крепкий аромат, чаинки при сдавливании ломаются, но не рассыпаются в труху. Когда этой кондиции достигнет основная масса чая, температуру сушки уменьшают, а тягу, умеренную в процессе сушки, резко увеличивают. При слишком высокой температуре и передержке чая в сушилке в букете появляется примесь запаха «сухой бумаги».

Хранение иван-чая: как и настоящий чай, копорский требует плотной упаковки. Хранить его лучше всего в стеклянных банках с полиэтиленовыми крышками. Товарной кондиции копорский чай достигает примерно через месяц хранения, а в дальнейшем его свойства, как и у настоящего чая, еще больше улучшаются. Высушенные цветки также дают прекрасный напиток"
http://ksv.ru/Исследуем/Чужое/Выживание/Еда/FOOD001.shtml
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #8 : 03 Август, 2011, 16:03:36 »
 
Возродим производство?!  ;)

Странно всё же, что при наличии своего чая именно китайский завоевал всеобщую популярность. И хотя забайкальские старообрядцы китайский чай не пили (но при этом почему-то любили сахар именно китайский!), а вот торговали чаем в большинстве своём именно купцы из старообрядцев.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3203
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #9 : 03 Август, 2011, 16:26:04 »
Сделать Русский чай очень трудно. Работа ручная,попробуйте каждый листик скрутить! А в Китае листики разве скручивают?
Мой брат с детьми иногда балуется чаем из кипрея, скручивают листики руками, сушат их и ещё слегка сбрызгивают молоком,затем тщательно высушивают, растирают  ... . Чай действительно очень вкусный, если учесть какой нам продают в магазине, с добавлением краски и ещё не зная каких трав.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #10 : 03 Август, 2011, 17:37:09 »
Слышала, что в Гороховце (это граница Ивановской и Новгородской области) пытаются возродить производство этого чая.

Оффлайн Ирина Котельникова

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Чайный путь
« Ответ #11 : 03 Август, 2011, 18:47:11 »
Отличный чай из грушанки. А её хватает по берегам всех рек. Ну и курильского чая, хоть завались. Бабушка звала его "семишкурник".
Потом найду из своей темы, как попался с самой крупной контрабандой чая из Китая золотопромышленник Яков Фризер. На Витимские прииски поставлялся в основном китайский чай.
А вообще удивительно, что и коренное население забыло про чай из тайги. Недавно пришла эвенка и просит взаймы чай. Дело не в том, что взаймы, а в том, что жить в тайге и не знать из чего чай заварить...
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #12 : 03 Август, 2011, 19:39:55 »
А разве курильский чай не на Курилах растёт или он и в Забайкалье есть?

Оффлайн EkaterinaАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 350
    • Просмотр профиля
Re: Чайный путь
« Ответ #13 : 04 Август, 2011, 10:09:09 »
Нашла об возрождении производства копорского чая:

изготавливался наш продукт не из чего-нибудь, а самой что ни на есть богородицыной травы, в просторечии именуемой иван-чаем. Да! Всем знакомый красно-лиловый кипрей, зарослями которого богата Россия, и был тем единственным сырьем, из которого делали русский чай. И мы одни знали технологию его изготовления (чтобы в результате получался именно чай, а не травяной настой). Когда были распробованы азиатские чаи, оказалось, что технология их изготовления принципиально мало чем отличается от русской. Зато цена была не в пример ниже. Да и мягче был наш чай, без азиатской терпкой горечи. Теперь известно, почему: в составе кипрея отсутствует кофеин.

В Городецком районе вот уже десять лет, как возобновили производство исконно русского продукта.
Занимается этим ЗАО имени Емельянова, что на территории Тимирязевской сельской администрации.
Каждое лето отряды школьников и пенсионеров выходят на просеки, делянки, горелые урочища (любимые места произрастания кипрея) и собирают вручную молодые цветки и листочки. Затем траву везут на местную мини-фабрику и начинается процесс: кипрей сушат, вялят, обрабатывают вакуумом, вновь сушат, упаковывают в симпатичные пачки и отправляют потребителям.

Современная технология изготовления иван-чая запатентована, имеет сертификат пищевой промышленности, хотя в магазинах пачки с Иван-чаем пока не встречаются и купить его можно только в аптеках, но это уже совсем другая история.

Главное, что через сто с лишним лет знаменитый продукт возродился. И не зря, наверное, это произошло в Городце — месте, где когда-то закончил свой земной путь Александр Невский, отец-основатель чайного производства на Руси. Сейчас традиционный русский чай, как дите в люльке: только набирает силу. Но непременно вырастет, возмужает и вновь станет одним из российских брендов на мировом рынке…
« Последнее редактирование: 04 Август, 2011, 10:12:39 от Ekaterina »

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4486
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Чайный путь
« Ответ #14 : 04 Август, 2011, 12:17:00 »
"Чай для забайкальца не только напиток, но и один из важных пищевых продуктов. Чай является необходимым для каждой семьи, и забайкальцу не понятно, как можно жить без него".

К. Логиновский "О быте казаков Восточного Забайкалья"

Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).