Автор Тема: Литвинцевы иркутские и забайкальские  (Прочитано 3665 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #15 : 07 Сентябрь, 2017, 10:08:17 »
"Расследуя" родословие некоторых ветвей священников Литвинцевых, обратила внимание на миссионерскую деятельность кое-кого из них. Да, и вообще, захотелось узнать побольше о миссионерстве на территории Вост.Сибири (в т.ч. - в Забайкалье). А то, эти миссионеры-священнослужители постоянно перед глазами, да еще - отмечены разными наградами и званиями (в т.ч. Почетными потомственными...).
Потому и необдуманно согласилась принять в свою личную библиотеку 9-томник "Истории русской церкви"(Москва, 1997г.). А в итоге, их - 11 полновесных книг. Они одно время служили у меня на "государевой службе" хорошим "гнетом" при изготовлении музейных этикеток - выпрямляли наклеенные на картон листочки, лучше некуда. Вот, недавно, пришло время поинтересоваться "содержимым"...

Обнаружила, что более-менее, интересующая меня информация содержится только в книге № 8, часть вторая:
"... Уже в конце 17 века был поставлен вопрос о миссионерстве юго-восточнее Иркутска, в Даурии. Опорными пунктами миссии могли служить храмы в укрепленных городках, но, прежде всего, существовавшие там монастыри. Еще в 1664 г. жители Якутска построили первый монастырь. В 1669-1672 г.г.  монах Герасим (умер в 1676г.) основал первый монастырь в Иркутске, а в 1689 г. в этом городе возник второй монастырь. В 1690г. примерно в 1000 верстах севернее (правильно - южнее!) Якутска, при впадении Киренги в Лену, был выстроен третий (?) монастырь. На южном берегу озера Байкал  игумен Феодосий основал в 1681 г. близ села Посольское Троицкий монастырь, а в следующем году, южнее Селенгинска - другой Троицкий монастырь. Оба монастыря находились на торговом пути в Кяхту и позднее играли важную роль в истории Китайской миссии. С самого начала они стали опорными пунктами Даурской миссии, основанной в 1681 г. по инициативе царя Федора.
В 1682 г. сюда прибыли 14 миссионеров. Сибирский митрополит Павел дал игумену Феодосию грамоту на основание монастырей, помогавших обращать язычников в православие. Началась миссионерская работа среди тунгусов  этого региона, и в 1684г. их князь Хан-Тимур принял крещение вместе с некоторыми другими тунгусами. По-видимому, эта Даурская миссия просуществовала недолго, с начала 30-х годов 18 века она не упоминается ..."

Далее идет перечисление викарных иркутских епископов: Варлам Коссовский, Иннокентий Кульчицкий (вначале он был назначен для миссии в Пекине), Иннкентий Нерунович, Софроний Кристалевский( он и последующие архиереи - Михаил Миткевич и Вениамин Багрянский продолжали борьбу с ламаизмом, которая весьма осложнялась из-за веротерпимой политики Екатерины II и ее преемников).
 
"В 1770-х годах среди тунгусов в южном Забайкалье трудился священник К.В.Суханов (1741-1810).
Священник Г.Слепцов начал миссионерскую работу у чукчей на крайнем северо-востоке Сибири, а священник А.Духовский отправился миссионером к якутам. С этого времени начался постепенный переход миссии  в руки белого духовенства, что особенно заметно в Сибири в 19 веке ... "

Ну, вот так, как бы понятно... Но, что я буду теперь делать с этими, не только "полновесными", но и большеобъемными книжицами - ум "зависает"... Логичнее отдать их серьезным исследователям духовенства - ау-у-у!
« Последнее редактирование: 08 Сентябрь, 2017, 16:35:19 от лузгина »

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3238
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #16 : 07 Сентябрь, 2017, 16:28:32 »
Так и написано, что "В 1770-х годах среди тунгусов в южном Забайкалье трудился священник К.В.Суханов (1741-1810)?"

 Его Бушулейская слобода, находится на реке Алеур ,северном притоке Шилки, в конце жизни он жил в Нерчинске и здесь похоронен.

 На юге Забайкалья был Бырцинский миссионерский стан, это недалеко от КЫРЫ , там КВСуханов не был.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #17 : 08 Сентябрь, 2017, 16:32:42 »
Вера Николаевна!
Так и написано! Правда, я не очень осведомлена о деятельности св. Суханова, но меня в этом парадном многотомном, посвященном очередному юбилею Москвы озадачивали те явные ошибки авторов, которые я упомянула.

Да и вообще, подобно Вам,  я досадовала, что про Сибирь совсем мало написано - могли бы и размахнуться... Хотя, не с чего им "размахиваться" - никто путем сведений таких там не искал. Рядом архивы полные "богатств", но нет альтруистов, которые для Сибири расстараются. Все, оканчиваю, а то из меня полезет сибирское "областничество"!

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #18 : 29 Ноябрь, 2017, 14:05:45 »
Сегодня в Иркутске начался краеведческий "съезд" в Областной библиотеке.

Про эту конференцию под звучным названием "Краеведение Приангарья" мы знали год назад. Я уговорила своих единомышленников поучаствовать, и они представили свои статьи в обещанный сборник. Сама, как-то, не сподобилась ... Зато "прилетела" на это "действо", даже без приглашения.
Вот, то, почему я не люблю всякого официоза, случилось и на этот раз - большую часть "краеведческого времени", отъели парадные выступления начальства, чрезмерно длинные речи заезжих гостей. Для самих краеведов остались невеликие минуты. У меня на языке "зуделись" всевозможные вопросы к выступавшим краеведам, но пришлось смолчать  :(

Зато, в считанные минуты перерыва атаковала попавшихся под руку краеведов,  морочила им голову по предмету их статей-выступлений. В конце-концов, нагло выкрала со стола под табличкой "Стендовые доклады"  печатный вариант статьи "Семья Литвинцевых в культурной среде Иркутска конца 19 - начала 20 века (опыт изучения эпистолярного наследия)" учителя Качугской средней школы №1 И.В. Зуевой.

По слову "эпистолярный" в названии я сразу догадалась, что речь там должна идти о письмах дочери священника Никольской Байкальской церкви о. Евгения Литвинцева - Ларисы Евгеньевны Литвинцевой.  Последняя у меня в постах выше упоминалась вместе с сестрой Августой и матерью Лидией Васильевной. Письма адресовались Августе Евгеньевне, которая в то время училась за границей. Каким образом переписка сестер оказалась далеко от Иркутска - в Качуге, предстоит выяснять. Ну, а про то, что эти письма послужили основой будущей книги мне ранее поведала наша замечательная Т.А.Крючкова, историк, пресс-секретарь Иркутской епархии.

Правда, в похищенном я не нашла цитирования оригиналов писем, есть только "впечатления" автора статьи от 100-летней давности великолепных (видимо) образцов эпистолярного жанра, но не теряю надежды когда-нибудь увидеть их опубликованными. Более того, почерпнуть из них родословные "моменты".
Поскольку про священника Евгения Литвинцева у меня немало добыто в архиве документов. А, наша замечательная Е.Аникина,  наконец, определила старинные забайкальские  "корни" о.Евгения!



« Последнее редактирование: 13 Февраль, 2018, 07:19:00 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #19 : 30 Ноябрь, 2017, 06:06:00 »
Огромное спасибо Орловой!
Ее ссылка (от 30 октября):   
 "Прибавления к И.Е.В. № 27 от 1864 г.
                                                   Содержание: Пополнение причтов в 1730 году
                                                               Управление Святителя Иннокентия.
                                                                               (1730 г.)
 ....В феврале 1730 года, по просьбе прихожан города Иркутска Троицкой церкви, в числе коих первое место занимал дворянин Петр Алексеев сын Медведев, и церковные старосты Данилы Кудреватого на место отрешенного за суеверное письмо дьячка Димитрия Серебреникова, определен Соли-вычегодской священнический сын Иван Стефанов Литвинов ... "     
 
   -   может помочь нам  предполагать  "истоки"  иркутской ветви "Стефановичей" священников Литвинцевых. Да и не только....
« Последнее редактирование: 03 Декабрь, 2017, 16:49:54 от лузгина »

Оффлайн Воронков

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 108
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #20 : 08 Декабрь, 2017, 14:57:20 »
При просмотре в государственном архиве Красноярского края брачных документов фонда Енисейской духовной консистории
были обнаружены паспортные книжки Вертинского К.Я. и Литвинцевой Л. И., которые готовились вступить в брак.
Каким образом Литвинцева Любовь попала в Красноярск, выяснить не удалось,
 в документах  такой информации не имеется.

     ф. 674                 «Енисейская духовная консистория»
оп. 1, дело № 6509 «паспорта и удостоверения разных лиц»
                                    начато 8 января 1912 года         на 369 листах
                                    окончено 4 ноября 1912 года
24 августа 1912 года
1. паспортная книжка безсрочная
владелец Вертинский Климент Яковлев
 крестьянин Томской губернии и уезда,  Семилужской волости
 возраст - 25 лет/ вероисповедания римско – католического / место постоянного жительства -  г. Красноярск
был женат, жена умерла в январе 1912 года/

2. паспортная книжка безсрочная
владелица Литвинцева Любовь Илларiонова
звание – дочь умершего священника/ девица
время рождения- 30 ноября 1887 года
вероисповедания – православного
место постоянного жительства – г. Иркутск
документы, на основании которых выдана паспортная книжка – клировая ведомость Еланцивской Покровской церкви Иркутской Епархии за 1906 год
и метрическая выпись из книг Читинского Кафедрального Собора за 1887 год,
выданная просительнице 25 октября 1898 года за № 212
   Интересно, к какой родословной ветви Литвинцевых следует отнести Любовь Илларионовну?

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #21 : 09 Декабрь, 2017, 14:55:51 »
Священник Илларион Литвинцев известен в Иркутске:

"Иркутские епархиальные ведомости"1873 №14 И. долж. псаломщика Иркутского Каф. собора Илларион Литвинцев, 24 марта, рукоположен во диакона и определен на место псаломщика к Иркутской Спасской церкви.

Там же.1874 №24—Дьякон градо-Иркутской Спасской церкви Илларион Литвинцев сим имеет честь известить жителей города Иркутска, что он, получив из Иркутской Врачебной Управы свидетельство на право привития оспы, принимает желающих привить оспу к себе на дом, и может производить привитие оспы в домах пациентов. Жительство имеет по Харлампиевской улице, в доме Корабельникова"

Т.е. он не имеет собственного дома, живет на съемной квартире - для коренного иркутянина это не типично. Как и необычно его "увлечение" оспопрививанием.
Любовь родилась во время службы родителя в Чите. Выходит, последнее место службы Иллариона - т.н "Еланцивская Покровская церковь", где о его смерти сообщается в клировой ведомости 1906г.

 По созвучию, название населенного пункта, где эта Покровская церковь могла быть - Еланцы (в нынешнем Ольхонском районе Ирк. обл.) Но, была ли там, вообще, церковь? Узнаю на будущей неделе.
Что касается причастности Иллариона к разным ветвям св.Литвинцевых - пока неясно, поскольку неизвестно его отчество. Последнее помогло бы "приложить" этого священника к уже известным "ветвям", иркутским и забайкальским. 

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #22 : 17 Декабрь, 2017, 16:02:50 »
В книге И.В.Калининой "Православные храмы Иркутской епархии" (Иркутск, 2000г.) есть сведения о сведения о церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Еланцы (Ольхонский район). Строилась она в 1869-1871г.г.

В описании этой церкви есть следующее: "...С 1861г. в 10 инородческих ведомствах Иркутской губернии начинает свое существование христианская миссия, основной задачей которой было обращение местного населения, исповедовавшего, в основном, шаманизм, в православную веру. В 1867 г. в Ольхонское инородческое ведомство, ввиду удаленности его от других ведомств, был назначен миссионер. В этот период здесь насчитывалось около 150 человек крещенных, и остро вставал вопрос о построении храма для привлечения большого числа бурят к православию. Ассигновал строительство миссионерского стана, в который вошли храм, помещение для миссионера и училище, верхоленский купец Михаил Агеевич Сапожников...Церковь освятили в 1971г. ... Иконостас был создан одним из лучших иркутских художников.
В 1915 г. в приходе  покровской церкви значилось более 570 крещенных, кроме того, 4393 человека продолжали исповедовать шаманизм. Ло наших дней здание (церкви) не сохранилось...
К Еланцинскому Покровскому храму в Приольхонье находились 4 приписные часовни:
1 - в честь Святителя Иннокентия , на берегу Байкала, где летом бывали базары,
2 - в честь Святителя и Чудотворца Николая ближе к Ольхону, улус Кутульский. Часовня была украшена иконостасом,переданным из Забайкальской церкви села Кударинского
3 - в честь Святителя Иннокентия на острове Ольхон, где инородцы Абызаевского рода пожертвовали в улусе Семисосенном дом с усадьбой.
4 - в честь Святителя Николая-Чудотворца, у подножия "шаманского камня" -  в виде двух конусообразных скал, рядом с пещерой. Эта часовня поставлена в 1915г.

Т.е. присутствие весьма деятельного и опытного православного священника, каким нам представляется Илларион Литвинцев, в Приольхонье, даже в начале 20 века - было весьма предпочтительно  :). Теперь надо попытаться поискать клировые ведомости Покровской церкви этого времени (заодно  и узнаем, какое отчество было у этого Литвинцева).
О Иларионе есть еще одно упоминание в "Иркутских епархиальных ведомостях"-1870г №41—На место отлучившагося самовольно от должности И, д. псаломщика Кафедральнаго Собора Петра Ларева определяется с 18 сентября уволенный из средняго отдедения Иркутской Семинарии воспитанник Иларион Литвинцев.
« Последнее редактирование: 31 Декабрь, 2017, 10:23:16 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #23 : 31 Декабрь, 2017, 10:15:42 »
"Иркутские епархиальные ведомости",1870г. №32, Прибавления:

(При Неруновиче в 1747г.)
 " ... В половине апреля послан был от Консистории в Братскую пустынь Иркутской Тихвинской Церкви пономарь Иван Литвинцев для принятия посвящения во диакона в Кяхтинский Фарпост к Воскресенской церкви.
Но 18 мая Литвинцев явился обратно в Консисторию, и донес, что к Его Преосвященству представлялся он проситель 22 апреля, подал ему посланныя из Консистории бумаги, и получил отказ, что Его Преосвященство за прежестокими своими болезнями посвятить его во диакона не может, и с тем отпустил его Литвинцева обратно. К тому Литвинцев присовокупил, что на 3-е число мая (1747г.) Преосвященный вторично принимал таинство елеепомазания".

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA._%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C.jpg
 - Тихвинская церковь находилась в центре старинного и нынешнего Иркутска. Теперь место ее и приходского кладбища  занимает здание бывшего треста "ВостСибуголь" и сквер перед ним.

Поскольку архиепископ Иннокентий (Нерунович) умер, то посылка И.Литвинцева в Кяхту не состоялась. Он, как указано выше, в  ссылках на "Иркутские епархиальные ведомости", был принят в услужение в Иркутскую Троицкую церковь, В ней, а также в близлежащей Архангельской (ныне - Харлампиевской) почти 2-х столетия служили потомки "сольвычегодского выходца" И.Литвинцева. В этих церквях начинал службу выпускник Иркутской духовной семинарии, миссионер Петр Степанович Литвинцов (о котором упоминается в иркутской летописи Кротова), тоже потомок Ивана Литвинцова.

https://www.tourprom.ru/site_media/images/poiphoto/trinity_church_in_irkutsk_1.jpg

https://qna.center/storage/photos/robergo/579259.jpg

В первой -Троицкой, во времена моего детства был городской планетарий, а вторая - Харлампиевская или Архангельская, еще называлась - Морская, т.к. была построена на средства купцов-мореплавателей по Тихому океану. А более современные события нашими незатейливыми экскурсоводами (на волне возрождения интереса к "белому движению") обычно связывают с именем А.Колчака.
« Последнее редактирование: 21 Май, 2018, 11:26:42 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #24 : 12 Февраль, 2018, 15:42:07 »
Изданный в 2014 году сборник "Иркутский мемориал: исследования и реконструкции" я, оказывается, приобрела давно, но когда купила еще один экземпляр и нашла время почитать его, то обнаружила (наконец!) там статью Т.А.Крючковой "Биографические сведения о священно-церковнослужителях города Иркутска, погребенных на Иерусалимском кладбище".
Правда, трудолюбивая и щедрая Тамара Александровна не упустила случая поделиться с читателями этой статьи сведениями о захоронениях и на других кладбищах Иркутска. Нашлась интересующая нас информация о Илларионе Литвинцеве (с.157):

  "... В Князе-Владимирском монастыре:
   1907 г. - заштатный священник Благовещенской епархии Илларион Стефанович Литвинцев.  ...."

https://tropki.ru/sites/default/files/styles/article/public/previews/6761/knyaze-vladimirskiy-monastyr.jpg?itok=8iFwxSu8

Этот монастырь находится в предместье Рабочем г.Иркутска, его иногда называют "Литвинцевской церковью". Хотя, второе название отношения к священникам Литвинцевым не имеет, он строился на средства иркутского купца Литвинцева. Оный Литвинцев  "истоки" свои имеет от посадских жителелей старинного Иркутска, пока неясно - откуда они?
Зато, не случайно, наверно, стремился увидеть его потомок иркутско-манзурских священников Литвинцевых-"Стефановичей". Попали мы на территорию реставрируемого монастыря (два года назад) уже в сумерках, долго кружа по узким улочкам предместья. В лучах заходящего солнца увидели великолепную картину возрождаемого храма.
« Последнее редактирование: 12 Февраль, 2018, 17:33:25 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #25 : 12 Февраль, 2018, 15:54:16 »
Среди других сведений в статье Тамары Александровны (с. 158):

     "....В ограде Преображенской церкви:
      1889 г. - священник Преображенской церкви Федор Вениаминович Литвинцев;  ..." (из забайкальской ветви)

(Кстати, в 1901г. здесь же похоронен протоиерей Преображенской церкви Симеон Яковлевич Писарев, брат новотроицкого священника П.Я.Писарева).

http://smorodina.com/uploads/image/image/7083/1312713640_771.jpg

Там же (с.158):
   "....В ограде Михаило-Архангельской (Харлампиевской) церкви:
    1879 г. - священник (той  же церкви) Прокопий Константинович Литвинцев...." (это уже из ветви "Федоровичей")
« Последнее редактирование: 12 Февраль, 2018, 16:07:09 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #26 : 12 Февраль, 2018, 17:20:25 »
На стр.171 приводится краткая биография:
"ЕвгениЙ Петрович Литвинцев (? - 7 мая 1894) родился в семье псаломщика Шилкинского дьячка Петра Андреевича Литвинцева и его супруги Агриппины Ивановны. В 1862 г. Е.Литвинцев успешно, с аттестатом 1 разряда закончил ИДС и повенчался с 17-летней Лидией Васильевной Орловой, дочерью вдового запрещенного священника Василия Иоанновича Орлова, служившего дьячком в иркутской Крестовоздвиженской церкви.
Вскоре, после получения сана дьякона, а потом священника, Евгений Литвинцев был назначен на священническое место в Байкальской Никольской церкви  в с. Лиственичном, где прослужил 20 лет. В 1883 г. ....перемещен на священническую вакансию к Осинской Николаевской церкви. В 1887 г. переведен на должность священника к Быковской Петропавловской церкви. В 1890 г., согласно прошению, уволен  заштат". (ИЕВ, 1890, №35, с.3).
Далее автор статьи сообщает, что "После этого семья Литвинцевых переехала в Иркутск" и приводится сообщение из "Иркутских епархиальных ведомостей о смерти заштатного священника Литвинцева в Иркутске в Кузнецовской больнице и о погребении на Иерусалимском кладбище.

В «ИЕВ» за 1863г. №32 — «Священник Евгений Литвинцев из Манзурской Введенской церкви переведен в Байкальскую Николаевскую церковь…». Т.е. после окончания ИДС Евгений Литвинцев был направлен в Манзурку, где началась его священническая "карьера".
Я, как-то (шутейно) называла Манзурскую Введенскую церковь, священническим "бизнес-инкубатором". Поскольку, именно из нее выходили просвещенные и активные священники, позже занимавшие заметные места в Иркутске. Т.е. в не столь уж отдаленной от губернского центра Манзурке была возможность служебного "роста". Тем более, что Манзурское благочиние всегда приближено было к местам миссионерской деятельности (в т.ч. к Ольхону).
Возможно, имеется какая-то связь с местом начала службы о.Евгения - с появлением коллекции писем его дочерей в Качуге? Этот населенный пункт находится не столь далеко от Манзурки.

Помимо сообщения в "Иркутских епархиальных ведомостях" я самолично видела запись в метрической книге Николо-Иоанновской церкви при Иркутской Кузнецовской больнице (ГАИО, ф.50 опись 9, дело 242 стр. 271) за 1894г.:
«…запись 61. Умер 7-го мая, погребен на градском кладбище — 11-го священник Евгений Петров Литвинцев, 54 лет, причина смерти — от цынги….»
Еще мне удалось ознакомиться с архивным делом из Канцелярии иркутского генерал-губернатора, где приводится жалоба священника Е.Литвинцева на недобросовестное исполнение обязанностей таможенников на Больше-Разводнинской таможне (недалеко от Байкала). Из приведенных документов можно сделать выводы о чертах характера этого священнослужителя.
« Последнее редактирование: 14 Февраль, 2018, 14:41:11 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #27 : 20 Август, 2018, 17:40:08 »
     

Это остатки фундамента старинной Ильинской церкви в с.Анга Качугского района Иркутской области. И, металлическая конструкция для колокола этой церкви.
 Это все, что сохраняется от старого церковного учреждения, в первую очередь, знаменитого тем, что в Анге родился святитель Иннокентий Вениаминов, будущий митрополит Московский и Коломенский. Прославился он на поприще миссионерских деяний на Аляске, в конце 18 столетия.
Но, мало кто знает, что именно в этой церкви начинал свою священническую службу в 19 веке священник Федор (Вениаминович) Литвинцев, из забайкальской "ветви". Здесь отец Федор основал приходское училище, духовно окормлял не только русских прихожан, но и занимался миссионерскими делами - крещением живущих здесь инородцев, обращал в православие ссыльных, дотоле исповедовавших иудаизм, католичество и ислам. Последние годы он жил в Иркутске, служил в кладбищенской Входо-Иерусалимской церкви.


« Последнее редактирование: 20 Август, 2018, 17:50:48 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #28 : 20 Август, 2018, 18:04:03 »

Это современная церковь в Анге.

Собственно, из-за празднеств в нынешнюю Троицу в честь какого -то очередного юбилея, связанного с именем Иннокентия Вениаминова и состоялась экскурсия иркутских музейщиков в Качугский район.

Я долго соображала, каким образом, я представлю свой минералогический музей в "маевке этого года под девизом "Музей и духовная культура". Поскольку о "духовности", которую привносят в нашу жизнь творения земных недр - минералы и породы - об этом еще можно поспорить... А, потом удивила своих коллег-музейщиков пространным повествованием о родословии иркутских священников Литвинцевых. Кстати, это мое невольное и неформальное увлечение и заставило меня стремиться на север области. Мне хотелось хоть глазком, хоть из автобуса взглянуть на территорию Манзурского благочиния, где служили искомые мною священники.


Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1331
    • Просмотр профиля
Re: Литвинцевы иркутские и забайкальские
« Ответ #29 : 20 Август, 2018, 18:28:11 »
Не последнюю роль играло в этой " маевочной экскурсии" и то, что на территории Качугского района находятся всемирно известные "Шишкинские писаницы".



Познакомилась я и с замечательной исследовательницей этого археологического памятника с наскальными рисунками. А, не далее, как недели полторы назад стала обладательницей великолепного двутомника об этих писаницах.
Потому, что я позаимствовала от подножия "писаниц" образцы красноцветных песчаников в музей - мне теперь нужно (почти профессионально) описать новые экспонаты. 
Каюсь, рука не дрогнула - отщипнула немного цемента и утаила в карман часть кирпича от старинной Ильинской церкви. Впрочем, инициатива всегда наказуема - для описания этих двух последних экспонатов для экспозиции "Стройматериалы", пришлось выяснять места добычи извести и глины в Качугском районе во времена строительства Ильинской церкви.

Зато, курируемая мною экспозиция пополнилась старинными раритетами, помимо других, которые, последнее время, не только в качестве даров принимаю, но и добываю почти "воровски".... :)
Прошлой осенью нагло расшатала в кладке полуразрушенного старого брандмауэра в центре Иркутска  и вынула тесаный кирпич из местного юрского возраста песчаника. На "дело" пошла, запасшись перчатками и пакетами (почти "профи"), и, сделав независимый вид. Зато, как студенты-строители вместе со мной радовались.....
« Последнее редактирование: 20 Август, 2018, 18:32:53 от лузгина »