Автор Тема: Петровы (Усть-Иля, Улача, Тулутай)  (Прочитано 1440 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 88
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Посвящается бабушке - Петровой в девичестве Татьяне Ивановне 1923 г.р (Усть-Иля).
Задача найти её предков казалась нелёгкой - во-первых, фамилия слишком распространённая, во-вторых, от её отца не осталось никаких фото и документов, вообще ничего.
Кроме того, что отец её - Иван Петров был убит около 1924-26 гг. на службе в Иркутске, было известно только одно - что деда звали Матвей Иванович Петров. Когда бабушка осталась круглой сиротой около 1930 г.,он взял её на воспитание и все 1930-е гг. до поступления в педучилище они прожили в Тулутае.

Не совсем понятно, что это был за Тулутай. По описаниям это не было похоже на деревню Усть-Тулутаевское, очень часто вспоминали: "жили на заимке". На карте я нашел овцетоварную фирму Тулутай в 12 км выше по течению от устья реки Тулутая, может речь о нём? Эту тему о двух Тулутаях я не совсем понимаю - один Усть-Тулутаевское, а второй???
В школу ходили, а чаще ездили с Потехиным на телеге в Такечу или Улачу (воспоминания).
Возможно, воспоминания исказились и это всё таки было Тулутаевское, если оно уже начало уменьшаться в те годы.

Вот и практически всё, что было известно. Оказалось не всё так страшно - довольно быстро обнаружилось семейство Петровых, которое жило практически только в Усть-Иле и тесно связанное с Матвеем Ивановичем.
Максим Петров (1770-1825) и жена его Арина (Ирина) Афанасьевна (1770 г.р.) уже жили в Усть-Иле к 1824 г. и названы военнопоселенными.
У них выросли, помимо дочерей, два сына - Емельян Максимович Петров (1802 г.р.) и Евлампий Максимович Петров (1816-27.06.1899).
То, что это наша семья Петровых, доказано пока только косвенно - по огромному количеству пересечений как крестных Матвея Ивановича с ними, но вот запись о его рождении, которая должна была быть в 1867 году, не удалось пока обнаружить из-за плохого состояния метрической книги за этот год (не удалось изучить)
И, как назло, и у Емельяна, и у Евлампия был дети с именем Иван, поэтому мы долго разрывались, кто же наш предок - Иван Евлампиевич или Иван Емельянович. Собственно, это пока неизвестно, хотя по косвенным признакам (присутствию как крестных - дядей) абсолютно точно (то есть всё указывает за и ни одного аргумента против) получается Иван Евлампиевич, который и должен быть моим прапрапрадедом.
Потомки обеих братьев жили в Усть-Иле, за исключением периода, когда в 1837 г. Евлампий был взят в рекруты, но к 1862 г. он возвращается в Усть-Илю как отставной солдат. Евлампий после окончания службы (в 1861) и  Матвей Иванович (в 1880-е), также запасной рядовой какое-то время проживали в Улаче (первый - по исповедным и второй - по метрикам соответственно), в остальном большое семейство постоянно проживало в Усть-Иле.

Судя по метрическим книгам, Матвей Иванович Петров был очень активным "сельским общественным деятелем" или по крайней мере в церкви - он выступает крёстным более 50 раз, и явно не только у родственников.
Вся моя прямая линия Петровых сплошь военные - отбывали военную службу. Но поселённые изначально как военные (в зачёт рекрут?), Петровы дальше переходят в крестьяне.
Перед революцией Матвей Иванович был уже зажиточным, и его дом в Усть-Иле отобрали под почту.
Почему-то уехал из Усть-Или в Тулутай, и скорее всего это было связанно с преследованиями его как кулацкого элемента.
У него были наёмные рабочие. Ко временам коллективизации ещё была по крайне мере одна работница, бурятка, которая жила с ними в доме. Был суд за эксплуатацию чужого труда, на котором она сказала, что жила/работала у него добровольно, и только благодаря этому ему удалось избежать репрессий. Но это согласно "семейной легенде", документов я никаких об этом не видел. Он ещё был жив в 1940-е гг., а потом связь потерялась.

Семьи, с которыми породнились Петровы и информацию по которым мы также выписывали: Головкины (жена Ивана Емельяновича), Федоровы (жена Евлампия Максимовича), Былкины (первая жена Матвея Ивановича), Леоновы (вторая жена Матвея Ивановича), Тимофеевы (жена Ивана Матвеевича), Максимовы (муж Татьяны Ивановны).
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Онлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 88
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Петровы (Усть-Иля, Улача, Тулутай)
« Ответ #1 : 31 Март, 2019, 14:46:31 »
ГАЗК, ф.282, оп.1, д.112
Исповедные ведомости за 1824 год Нерчинского духовного правления
Усть-Илинское селение, Трехсвятительская церковь
Военнопоселенные
...Максим Петров - 50 лет
Ирина - 55
сын Емельян - 21
дочери Дария -11
Дария - 9

ф.282. оп.1, д.190
Исповедные ведомости за 1826 год
Максим Петров - 66
Ирина - 56
дети Емельян - 24
Евлампий - 10
Дарья - 14
у Емельяна жена Вера - 21
сын их Иван - 2

ф.282, оп.1, д. 300
Исповедные ведомости за 1830 год
Усть-илинского селения крестьяне
Максим Петров - 70
Ирина - 60
Емельян - 28
Евлампий - 14
Дарья - 18
У Емельяна жена Вера - 25
сын Иван - 6
« Последнее редактирование: 31 Март, 2019, 15:00:09 от Костик1981 »
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7261
    • Просмотр профиля
Re: Петровы (Усть-Иля, Улача, Тулутай)
« Ответ #2 : 31 Март, 2019, 14:52:30 »
Волости и населенные места 1893 года / изд. Центр. стат. ком. М-ва внутр. дел. - СПб., 1893-1896. - (Статистика Российской империи).
Вып. 8 : Забайкальская область. - 1896. - [2], 66, 47 с., [1] л карт. : табл. - (Статистика Российской империи ; 27).
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3.../77/zoom/4

Читинский округ   Урульгинская степная дума: Кужертаевская управа   138   Тулутаевский ул.
ул. - улус
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Онлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 88
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Петровы (Усть-Иля, Улача, Тулутай)
« Ответ #3 : 31 Март, 2019, 18:33:43 »
Тяжелов пишет так
Цитировать
ТУЛУНТАЙ НОВЫЙ входил в состав Кожерт. Управы Урульгинской инородческой Думы.  Основан в 1872 году людьми, переселившимися из села Цоронхонского на реке Онон. В Цоронхонском жили казаки, державшие в батраках эвенков, хозяева их окрестили и женились на казачках, затем они переселились в пограничных караулах и в селе Цоронхойском остались эвенки, крестьяне их стали вытеснять и они переселились в основном в Тулутуй. В 1895 году в Цоронхае остался 1 дом. К эвенкам в Тулунтае стали присоединяться другие оруселые эвенки, заняли земли около села и начала враждовать с бурятами, жившими по соседству, доходило до драк. Через 12 лет в 1884 году поселившиеся в Тулутае эвенкам выделили земли. Возможно название от бур. «тул» - таймень.

А вот похоже его первоисточник
http://sun.tsu.ru/mminfo/000349167/1883/1883_004.pdf

Тулутай
, Забайкал. обл. (корресп. "Вост.Обозр.")
"Лет пять тому назад в деревне Цоронхоне, что на правой стороне Онона, недалеко от г. Акши, на отведенных во временное пользование землях, проживали десятка два тунгусских семей. Встречая постоянные стеснения со стороны казаков ближайших селений, цоронхонцы должны были скочевать на тунгусские дачи: половина их около того времени скочевала в вершину речки Тулутая, одного из левых притоков Онона. На новых местах тунгусы завелись усадьбами и начали обрабатывать землю, но тут они встретили неожиданное препятствие со стороны бурят Агинского ведомства. Буряты, недовольствуясь своими прекрасными и обширными землями, которыми они владеют чуть ли не по 300 десятин удобной земли на душу, - закочевывают на чужие дачи и всякими неправдами стараются укорениться. Такой захват чужой земли практикуется Агинскими бурятами с тех пор, как они отделились от Хоринских бурят и перекочевали на Агу. Это было в конце прошлого столетия, когда часть Хоринских бурят, уступивших свои земли под русские поселения. заняли тунгусские земли по левой стороне Онона, начиная от Цасучеевского караула до речки Барун-Шара-кундуя, почти на 40 вёрст; они заняли вершины речек Гашуна, Зуткалея, Нарин-Кундуя, Курлыкту, Чиндала, Адагулика, Жипкошина и Кужертая, впадающих в Онон с левой стороны. С тех пор начинаются споры между бурятами и тунгусами, которые оканчиваются в 1807 году полюовным соглашением обеих сторон: бурятам были уступлены земли по левой стороне Онона, ниже устья Барун-Шара-кундуя на 40 вёрст в вершины остальных речек до Кужертая.

Это соглашение не обошлось для тунгусов без печальных последствий: на землях, уступленных бурятам прежде кочевал целый Бачикагирский род тунгусов, имевший даже экономический магазин; потеряв свои земли, род этот обеднел и теперь, в числе 164 душ обоего пола, рассеян по различным местам тунгусского ведомства. Тунгусам по тому же соглашению оставлены во владение все речки, впадающие в Онон с левой стороны, исключая их вершин, отошедших бурятам. Река Онон служила границею их с прочими соседями. Эти владения в том же 1807 году иркутским землемером Лосевым были обмежеваны, и тунгусам был выдан план на эту землю.

Начиная с 50-х годов, буряты вновь начинают принимать всевозможные меры к новым захватам тунгусских земель. Споры ведутся в продолжении десятка лет. Само забайкальское областное Правление, считая эти земли тунгусскими, делает в 1871 году распоряжение о выкочевке бурят с этих земель. Несмотря на это, буряты продолжают самовольно владеть захваченным местом, делают более 50 круглых поскотин; весною же и летом отпускают верблюдов и лошадей своих в тунгусские земли. В довершение этого, единственный документ тунгусов на земли, план 1807 года Лосева, вытребованный Забайкальским областным правлением в 1868 году и отосланный областному землемеру в 1871 году, как бы нарочно, затерян и нигде не отыскивается. Буряты этим воспользовались и окончательно завладели чужими землями. Чтобы показать, какими уловками пользуются они для своих целей, расскажу еще одно обстоятельство. Эти места были осмотрены забайкальским областным землемером и оказалось, что из них будто бы более ста лет проживают агинские буряты в числе 104 душ. В 1876 году между тунгусскими и бурятскими доверенными была составлена подписка; при этом два тунгусских доверенных были споены, а третий запуган. В результате оказался подписанным документ, где из 104 душ образовалось уже 105 юрт, которым и дозволялось кочевать на захваченных местах. Те же тунгусы имели спор с крестьянами Тутхолтуевского селения из-за острова Цаган-Арала: тунгусам было объявлено, что если они добровольно не уступят остров, единственное лучшее место как для покосов, так и по лесным материалам, то земли у них отберут насильно. Они уступили и остались не только без покосов, но потеряли и лесные угодья, так как большая часть кустарников отошла крестьянам. и тунгусам нечем развести даже огня.

Такие невзгоды сильно влияют на их состояние: тунгусы постепенно беднеют, и теперь они далеко уступают бурятам в скотоводстве. Для доказательства привожу таблицу народонаселения кочевых тунгусов Кужертаевской управы. Всего в Кужертаевской управе значится 362 семьи, в которых числится 2005 д. об.п.; они живут в 512 юртах; у них значится скота: рогатого 5241, лошадей 2442, овец 10564, верблюдов 49. засевается хлебом 27 дестяин земли; орцы (род сырца) было заготовлено в 1878 г. 995 торохонов, в 1879 г. 394 т. Из общего числа семей 25 не имеющих скота, 160 имеющих 10 и менее скотин, 122 семьи имеющих от 10 до 25 скот., 45 от 25 до 50 и 10 более 50.

Особенно буряты теснят тунгусов, населяющих деревню Тулутай. Они поселяются в тунгусской городьбе, ставят свои угульджены около тунгусских полей или на тунгусских покосах, стравливают тунгусские выпуски. подгоняют свой скот к самым тунгусским жильям, даже загораживают и выкашивают тунгусские сенокосы. Тяжбы бурят и тунгусов доходят до областного управления и последние большей частью проигрывают, так как буряты, как более богатые, имеют более знакомств в местной высшей администрации. Буряты, проживающие в окрестностях Тулутая, обложили себя по 5 рублей с души и расходуют этот сбор на подмазывание губернской административной машины. Эта аграрная война ведется иногда таким манером: богатый, влиятельный бурят Вампил Бадмаев, имеющий руку в Чите, выкашивает сена на тунгусских дачах; тунгус Сынгэ Ванчиков скармливает это сено своему скоту. Бадмаев насчитывает на Ванчикова значительную сумму за потраву и для более верного взыскания жертвует ее на Читинский детский приют. На другую зиму Бадмаев сам скармливает своему скоту сено Ванчикова; Ванчиков старается взыскать с противника деньги и тоже жертвует их на тот же Читинский приют. Иногда, впрочем, дело доходит и до насилий; борющиеся берутся за стяги, камни и даже топоры. Старые сибирские бюрократические порядки, вместо того чтобы умиротворять подобные поземельные споры сельских миров, своим пристрастием к более богатой стороне, только подливают в огонь масла и поддерживают борьбу. И здесь, как во многих других случаях, гласный суд мог бы облегчить невзгоды в жизни сибирского земледельческого населения."

("Восточное обозрение", 1883, №4, стр.7)
   
« Последнее редактирование: 31 Март, 2019, 18:47:21 от Костик1981 »
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля

Онлайн Костик1981Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 88
  • Голев Константин Вадимович
    • Просмотр профиля
Re: Петровы (Усть-Иля, Улача, Тулутай)
« Ответ #4 : 23 Апрель, 2024, 14:22:34 »
Забыл про бабушкины частушки!

Записано в 2009-2010 годах со слов Максимовой (Петровой) Татьяны Ивановны (1.1.1923-16.11.2012), родившейся в п. Усть-Иля и проживавшей в 1923-26 гг. в Усть-Иле, 1926-30 годах в Убур-Тохторе и в 1930-1938 годах в Тулутае. Орфография автора по произношению! Не буду делить на строки, не филолог, всё дело в рифме! 8 частушек она всё время повторяла.

Надо учитывать, что Татьяна Ивановна была коммунисткой и голосовала даже в последние годы всегда за КПРФ и Зюганова. И тут такое выдала!)

1. "Коммунисты - люди чисты, кобылятину едят, има хлеба не хватает - они Бога матерят".
2. "При царе, при Николашке, ели белы колабашки, а пришла Советска власть - нечего в квашонку класть".
3. "Слава Бог - Ленин сдох, Троцкий умирает, а Калинин у ворот смерти поджидает".
4. "Лягу спать на кровать, на белую подушку, если милый не придёт - приглашу подружку".
5. "Все песни перепела, даже все припевочки, а теперь мне до них, дорогие девочки".
6. "Всё бы пела, всё бы пела, всё бы веселилася, кабы ранешняя жизнь (любовь) назад бы воротилася"
7. "Никто нас не разлучит - ни Солнце, ни Луна, а только нас разлучит сырая Мать Земля".
8. "Куплю Ленина портрет, золотую рамочку - вывел он меня на свет, тёмную крестьяночку"
Тимофеевы (Усть-Иля, Улача, Бальзино, Акша, Атамановка, Чита)
Максимовы (Иля, Акша, Дульдурга)
Петровы (Убыр-Тохтор, Усть-Иля