Автор Тема: Даурия, где ты?  (Прочитано 12939 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3810
  • Wings
    • Просмотр профиля
Даурия, где ты?
« : 25 Январь, 2011, 14:59:31 »
Ищем сообща приметы этой области
начало разговора здесь -
https://predistoria.org/index.php?name=Forums&file=viewtopic&p=40428#40428
« Последнее редактирование: 25 Январь, 2011, 15:01:10 от Wings »
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн Стрельцов

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 472
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #1 : 13 Февраль, 2011, 06:34:02 »
Продолжая поиски о Даурии и даурах наткнулся на карту
http://download.maps.vlasenko.net/smtm1000/m-50.jpg
На карте есть обозначение - ВАЛ ЧИНГИС-ХАНА

Далее почитал
ВАЛ ЧИНГИС-ХАНА – ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА ИМПЕРИИ АЙСИНЬ ГУРУНЬ (ЗОЛОТАЯ ИМПЕРИЯ)
http://www.levking.ru/val.htm
Информация в целом представляет определенный интерес, так как есть информация о даурах.
Чтобы листать страницы текса  жмите на квадратики с китайскими иероглифами.

 
Не знаю, может быть ранее на форуме и давали ссылку на данный источник, но на всякий случай размещаю ссылку о вале Чингисхана



Оффлайн Стрельцов

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 472
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #2 : 05 Март, 2011, 18:57:53 »
Д.П.Болотин
Этногенез дауров


Дауры – монголоязычный этнос, проживающий в настоящее время в Ки-тае, где их численность в настоящее время составляет более 121 тыс. человек. Выделяют два диалекта: бутхаский, цицикарский, а иногда пишут и о синь-цзянском. В основном они расселены в автономном районе Внутренняя Монголия, в Морин-Дава-Даурском автономном  хошуне, автономном хошуне Бутха-ци и хошуне Арун-ци. Кроме того, дауры проживают в провинции Хэйлунцзян – в окрестностях г. Цицикара, в уездах Лунцзян, Фуюй, Нэньцзян, Айгунь. Малочисленная группа дауров проживает также в уезде Тачэн (Чугучак; Тарбагатай) Синьцзян-Уйгурского автономного района. Их проживание в Северо-Западной провинции связано с историей подавления джунгарского восстания в конце XVII в., куда они пришли в составе цинских войск. В 2003 г. численность дауров составляла 6700 чел., т.е. 0,04% от  общего населения автономного района. 
Дауры до последнего времени не имели письменности, поэтому пробле-мы их этногенеза и даже написания этнонима остается дискуссионным. На-писание термина «даур» имеет различные формы. Есть двусложные и трехсложные варианты: даху, дагу, дахур, дагур, дахуль, дагули, дагуйли и др.
В чем же причина разнообразия в вариантах этнонима? Во-первых, раз-личная форма написания наименования дауров тесно связана с особенностя-ми произношения этого слова. В международной фонетической транскрипции слово dagur имеет звонкий согласный [g], который в китайской фонетике в сочетании [gu] может принимать форму ху, гу, ку. Для транскрибирования подбирались сходные по звучанию иероглифы, и каждый из переводчиков имел возможность выбрать собственный вариант. У самих дауров письменности не было, а, значит, не существовало формы написания собственного этнонима. В маньчжурских и монгольских источниках этноним записывался разными формами: дакур, дахур, дагур и др. Во-вторых, в китайском языке отсутствует звук [r], а также (за исключением закрытых слогов с [n], [ng]) согласные не могут быть конечными в слоге. Этноним «даур» на даурском языке означает пахарь. Это название народа впервые упоминается во времена династии Мин. После создания КНР по инициативе самих дауров было принято название «даур», что свидетельствует об отношении к нему как к самоназванию [Хао Цинюнь, 1999.С.207].
Среди китайских ученых существуют различные мнения относительно происхождения дауров: от монгольских племен, что выражается в близком языковом родстве; от предков солонов, так как в отношениях с цинским правительством они выступали именно под этим этнонимом; являются потомками белых татар, живших в период династий Сун и Юань, так как у них сходны обряды (свадебный, погребальный) и обычаи; произошли от племен шивэй, которые так же являлись монголоязычными и жили на территории современного Восточного Забайкалья и Северной  Маньчжурии; ведут происхождение от населения проживавшего в бассейне р. Хэйшуй (Средний Амур) и противопоставляются бохайцам-предкам чжурчжэней.
Однако большинство китайских исследователей считают дауров – потомками киданей. В 1891 г. цинский ученый Сюй Чжунлян издал книгу «Хэйлунцзян чжилюэ», где отметил, что «дауры являются потомками Ляо Тайцзу (первого ляоского императора), они одни из коренных жителей бассейна р. Хэйлунцзян». Кроме того, в конце правления Гуансюй вышла книга «Моэр гэньчжи», где есть сведения о том, что «Балэдар, назвавшийся дауром, привел 27 человек в город Шэнкин (первая столица Цин, современный Шэньян) для капитуляции и принес дары. Он назвался потомком Великого Ляо». В 1926 г. известный даурский ученый Го Кэсин писал в своей книге «Хэйлунцзян сянталу», что дауры произошли от киданей. «Слово даур представляет собой название одного хэйлунцзянского племени, которое ранее именовалось дахэ. Дауры селятся на севере. Граничат с племенами жун и ди, постепенно стали сходны с ними, бросили пашни, стали заниматься животноводством, бросили свои дома и стали жить в переносных круглых домах из кожи, переменили тканую одежду на  одежду из кожи, постепенно стали кочевниками». Го Кэсин в своей книге критиковал другие взгляды на происхождение дауров. По его мнению, они не могли быть потомками солунских племен, так как те являлись потомками подчиненного  населения Ляо, в то время как дауры – потомками правящего дома Ляо. Произношение даур – дахэ, а племена дахэ – предки Ляо. Другие ученые также писали, что «дауры – потомки Ляо» (Ся Цин «Хэйлунцзян вай цзи»), «дауры – киданьское дворянство» (Хуан Вэйхань «Хэйшуй сянь минь чжуан»), «дауры – это кидани» («Хулань фучжи»). В 50-е годы проблемой  происхождения от киданей дауров занимался известный исследователь Чэнь Ши [Хао Цинюнь, 1999. С.208-210].
В российской исторической науке сложились несколько иные гипотезы эт-ногенеза дауров. Традиционным для российской этнографии и археологии является исследовательский интерес ко всем этносам, как  современным, так и жившим ранее на территории нашей страны. Дауры по разным причинам оказались исключением. Работы, где имеется информация об этом этносе, можно перечислить по пальцам. И это не гипербола.
Этногенез дауров лишь частично связан с территорией современного Китая. Становление этого народа шло в бассейне реки Амур (китайское название Хэйлунцзян), где дауры занимали обширные территории до середины XVII века, откуда были переселены по приказу цинского правительства. Вынужденная миграция связана с противостоянием в Приамурье между Русским царством и Китайской империей.
Современные дауры в своих преданиях связывают становление народа с различными, но конкретными местами на Верхнем Амуре. Так, по сведениям Б.Д.Цибенова, который непосредственно работал с информаторами-даурами, род (“хала”) Аула проживал в городке Якса и его окрестностях, а родовое ответвление (“мокон”) Доогин расселялось по верхнему течению реки Тэгдэн- притоку Амура. На месте даурского городка  Якса во второй половине XVII века располагался знаменитый казачий Албазинский острог, а в настоящее время село Албазино Сковородинского района Амурской области. В российской литературе эти дауры известны как лавкаевы, то есть находились под общим правлением князя Лавкая, а непосредственное правление ими осуществлял его племянник- князь Албаза. В XVII веке это была самая северная группа дауров[Долгих, 1960. С. 586-587]. Из бассейна Амура в том же веке ушли два ответвления рода Дулар: кээгэрчэн и таагарчэн (“чэн”-окончание множ. числа), соответственно с притоков Амура рек Кээгэр и Таагар [Цыбенов, 2005. С. 220-221].
В связи с вышесказанным интересно, что в восточной сказке “История мо-лодого царя Тибета и царевны найманов” упоминается Албазин, как поселение найманов откуда бежала царевна, потерявшая трон в результате междуусобной войны с дядей по отцовской линии. Несомненно достойным внимания следует считать упоминание и о войне найманов с монголами [История…, 1990. С. 55]. Здесь вполне может быть отражена причина движения части монгольских племен на Амур и последующего основания Албазина. Но это не более чем предположение. Названная сказка была опубликована Пети де ля Круа в 1710 году в Париже, как часть собрания повестей ”1001 день”. Оригинал им получен во время пребывания в Иране в 1675 году от исфаханского старца-суфия Мухлиса, который в молодости занимался литературным трудом и был автором данного собрания. Кристаллизовавшись и обретя письменную форму сказки, имели до этого более долгую устную жизнь. Несомненно, что устный вариант названной повести существовал "по законам фольклорного произведения, то есть, кочуя из страны в страну, меняя язык, трансформируясь в зависимости от вкусов рассказчика и запросов аудитории”[Петрова, 1990. С. 3-5].
Судьба связала дауров с Приамурьем на несколько сотен лет. Мигриро-вали они туда в первых веках II тыс. Данный факт подтверждается археоло-гически. Дауры – народ близкий монголам и бурятам. Монгольские элементы впервые на Амуре зафиксированы во владимировской археологической культуре, датируемой XIII-XIV-XVII вв. и распространенной по верхнему Амуру и Зее [Болотин, 1993].
Носителями этой культуры нельзя считать исключительно дауров. Этот народ пришел не на пустующие земли.  Приамурье было уже довольно густо населено тунгусоязычными земледельцами – потомками мохэ и чжурчжэней. Встреча и сосуществование этносов, вероятно, были мирными, о чем свидетельствует активное взаимопроникновение элементов культуры. Еще в начале XX в. дауры использовали колыбель «тунгусского типа», а некоторые роды имели тунгусские названия [Журавлева, Стариков, 1965]. Тунгусоязычные народы Приамурья до недавнего времени строили летнее жилище, называемое «дауро» [Маак, 1899, С. 61], а женщины носили серьги, выполненные в виде вопросительного знака [Сем, 1973. С. 231; Гонтмахер, 1988. С. 64], впервые появившиеся во владимировской культуре. Интересно, что Л.И. Шренк, посетивший Амур во второй половине XIX в. и непосредственно контактировавший с даурами Приамурья, отнес их к тунгусскому этносу «с сильной монгольской примесью», а Б.О. Долгих, анализируя письменные источники XVII в. среди амурских земледельцев-дауров, выделял «одаурившихся тунгусов» [Долгих, 1960. С. 585].
Серьезные потрясения даурам принес XVII в., когда на Амуре столкну-лись интересы двух могущественных держав – Российского царства и Китайской империи. В 1654 г. по приказу цинского правительства дауры были переселены на р. Нонни [Кириллов, 1894. С. 134]. Однако еще в XIX в. представители этого этноса жили на Амуре в «зазейской области». Окончательно дауры покинули Приамурье в 1900 г.

Оффлайн Стрельцов

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 472
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #3 : 05 Март, 2011, 18:59:31 »

Д.П.Болотин
Этногенез дауров


Продолжение

Процесс этногенеза даурской народности, по всей видимости, проходил на территории верхнего Приамурья. Именно здесь монголоязычные дауры приобрели специфические черты, отличающие их от других этносов, в т.ч. монголоязычных. Время прихода дауров на Верхний Амур все отечественные исследователи ограничивали первыми веками II тыс., что, как уже указывалось, подтверждается археологическим  материалом. Кроме того, в 1932 г. языковед Н.Н. Поппе установил близость даурского языка к монгольскому XIII в. [Новиков-Даурский, 1953. С. 9]. Можно предположить, что это примерное время разрыва дауров с основным ядром родственных монгольских племен.
Территорией, с которой началась миграция будущих дауров, в настоящее время считается регион традиционного проживания монгольских племен: Восточная Монголия, Забайкалье, бассейн Нонни, где в раннем средневековье обитали монголоязычные шивэй.
Причины,  заставившие часть монгольского этноса мигрировать на чу-жую для них территорию, установить сложнее. По этому поводу существует несколько гипотез. Одна из них – политическая, самая ранняя, представленная схожими точками зрения ученых XIX – XX вв. Так, П. Кафаров считал дауров остатками «монголо-китайской военной колонии» [Шренк, 1883. С. 228]. В.И. Огородников писал, что «до X-XII дауры жили в северной Маньчжурии… в этих столетиях под давлением родственных племен с юга они стали переходить на левый берег Амура» [Огородников, 1927. С. 11]. Г.С. Новиков-Даурский выдвинул следующую гипотезу: дауры пришли на Амур «не ранее 30-х годов XIII столетия, когда войска Угэдэя, под началом Тацира, вели беспощадный разгром чжур-джень-ской империи Цзинь. Можно предположить, что родоначальником даурских «князей» был один из военачальников, приближенный хана, которому при разделении Угэдэем монгольской империи на уделы была выделена область, охватывающая низовье Шилки и верховье Амура. В дальнейшем этот удел делился между потомками сподвижников чингисидов» [Новиков-Даурский, 1961. С. 12]. К этой точке зрения присоединились Н.И. Рябов и М.Г. Штейн, предположив, что «по самым различным причинам часть победителей-монголов осела на пепелищах побежденных, частично ассимилировалась с остатками местного населения и восприняла их культуру. Таким образом, на монгольской этнической основе формировались дауры» [Рябов, Штейн, 1958. С. 16].
Автор, работая над этнической интерпретацией владимировской культу-ры, в конце 80-х гг. предложил несколько иное объяснение причин, при-ведших в движение монгольские племена [Болотин, 1989. С. 8-11]. В монгольском обществе на рубеже I и II тыс. проходил процесс социальной стратификации. Для кочевников этого периода характерно перераспределение пастбищ среди родственных племен и захват их более сильными коллективами [Федоров-Давыдов, 1981. С. 229]. Слабейшие племена, лишившись этого основного материального условия существования, были вынуждены мигрировать из общемонгольского центра. Но не только предки дауров покинули родные земли. Примерно в то же время на территориях, прилегающих к озеру Байкал, появляются предки бурят. В пользу одновременности, а значит, и единой причины начала движения этих племен свидетельствует большая схожесть культур названных народов. На это обращали внимание русские казаки-землепроходцы в XVII в., называя дауров «братами», «братскими людьми», то есть бурятами.
Однако в настоящее время нам кажется более логичным следующее объяснение. Время начала миграции предков дауров в основном совпадает со становлением Империи Чингис-хана.
Формы перехода от первобытности к индустриальному обществу чрезвы-чайно разнообразны и в каждом случае они зависят, прежде всего от двух факторов тесно переплетающихся между собой и дающих тот или иной облик доиндустриальному обществу. Это природные условия и уровень развития производительных сил. Для ранних синполитейных  обществ возникает третий, несомненно, важный фактор – внешний, т.е. непосредственное или опосредованное влияние обществ уже прошедших стадию первобытности. Возникновение ранних государств следует рассматривать именно в контексте этого всемирно-исторического процесса. Названные факторы в конкретном сочетании делают процесс возникновения ранней государственности многовариантным, «зависимым от многочисленных и разнообразных переменных» [Крадин, Скрынникова, 2006. С. 113].
Однако, как показывает история исследований, ученые ищут доминирую-щую причину. Вероятно самой популярно концепцией возникновения Империи Чингис-хана можно считать гипотезы опирающиеся на природные изменения. Военная активность кочевников и как следствие – возникновение имперского государственного образования монголов многие ученые еще с рубежа XIX-XX веков связывают с усыханием степей. Это такие исследователи  как Э. Хантингтон, М.А. Боголепов, А. Тойнби, Г.Г. Грум-Гржимайло [Крадин, Скрынникова, 2006. С. 113]. Центробежные тенденции объясняются вынужденным поиском продуктов первой необходимости вне зоны прежнего обитания. Усыхание степей можно расценивать как следствие похолодания климата. Этот процесс, по мнению В.В. Клименко, в первые годы XIII века прослеживался во всем мире [Клименко, 2003]. Г. Дженкинс считает, что резкое понижение температуры наблюдалось на территории Монголии и в ряде других регионов мира в 1175-1260 годах [Крадин, Скрынникова, 2006. С. 113-114]. Того же мнения придерживаются А.С. Монин, Ю.И. Шишканов, Н.А. Ясаманов [Монин, Шишков, 1979; Ясаманов, 1985].
Ф.Н. Рянский, не называя конкретные годы, ограничивается веками, пишет, что на стыке III-IV вв. закончился период оптимальных климатических условий, наиболее выгодных для цивилизаций, основанных на использовании биологических ресурсов. Начинается долгий период более сухого и холодного климата, сопровождавшегося последней, наиболее значительной голоценовой регрессией Японского моря, сокращением и усыханием рек и озер. Максимум этого периода пришелся на XII-XIII вв. Пастбища Центральной Азии лишились влаги, что вызвало миграцию скотоводческих племен на территории, обильные влагой [Рянский, 1992. С. 9; Рянский, 1993. С. 57].
«Другая сторона медали» декорирована одновременно схожим и противоположным мнением. Л.Н. Гумилев полагал, что не усыхание, а увлажнение вызвало миграции кочевников и генезис Империи. Голодным кочевникам на тощих конях не под силу вести опустошительные войны – аргументировал исследователь. О максимальном увлажнении степей Внутренней Азии писали Л.Г. Динесман, Н.К. Киселева, А.В. Князев [Динесман, Киселева, Князев, 1989. С. 204-205]. Одновременно есть мнение, что на хронологический отрезок от 1120 по 1280 гг. пришелся так называемый средневековый максимум среднегодовой температуры и солнечной активности [Крадин, Скрынникова, 2006. С. 114], что подтверждает мнение об увлажненности степей.
Как мы видим мнения относительно климата в интересующий нас период разделились вплоть до диаметрально противоположных. Но парадокс в том, что столь разные причины могли привести к сходным следствиям. Как известно количество населения на определенной территории зависит от объема, прежде всего, продовольственных ресурсов. С.Ю. Малков пишет: «Глобальные потепления в целом по планете приводили к увеличению демографической емкости территорий (улучшая условия выживания при неизменных способах природопользования), что влекло за собой увеличение плотности населения. При похолоданиях, напротив, возникала относительная перенаселенность (повышенная демографическая нагрузка на территорию вследствие уменьшения продовольственной базы из-за снижения урожайности выращиваемых сельскохозяйственных культур), приводившая к массовым миграциям, социальным катаклизмам, войнам с последующим снижением плотности населения» [Малков, 2002. С. 297].
Вне всякого сомнения, похолодание – экологический стресс, в кочевых ус-ловиях – это уменьшение кормовой базы для скота, численности последнего, а значит и нехватка продовольствия для того количества людей, которое ранее свободно могло прокормиться на данной территории.
Потепление, с сопровождающим его ростом населения – только первый акт действия. Проблема возникает, когда климатические условия меняются, хотя бы просто возвращаясь в прежний температурный режим. Возросшая плотность населения становится причиной дефицита продовольствия.
Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что причиной миграции и создания Империи Чингис-хана могло служить как похолодание и потепление с последующим относительно быстро наступившим похолоданием. Миграции могли быть в разных формах: военных действий или мирного продвижения. Но цель была одна – проникновение в земледельческую зону как более обильную продовольственными ресурсами. Кочевник-монгол мог оставаться воином и скотоводом, но мог и  влиться в земледельческую цивилизацию. Так, придя на Амур предки дауров уже не имели возможности заниматься своим традиционным хозяйством и были вынуждены воспринять агрокультуру местного населения, складывавшуюся на протяжении нескольких тысячелетий [Окладников, Деревянко, 1973. С. 41; Окладников, 2003. С. 67-68]. Однако в XVII в. дауры сохраняли определенные специфические черты, вероятно, оставшиеся от кочевого хозяйства. Так дючеры Приамурья пахали на быках, дауры же для этой цели использовали лошадей [Огородников, 1927. С.33].
 Работая над проблемой этногенеза дауров, отечественные исследователи в XIX-XX вв. высказывали различные точки зрения, которые можно суммировать в три гипотезы: политическую, социальную и экологическую. Отличие нашего подхода от способов решения проблемы китайскими учеными – в использовании не только письменных исторических источников. Это дает некоторые преимущества, позволяя привлекать больше исследовательских методик, разработанных как историей, так и археологией или этнографией.

Болотин Д.П. Владимировская культура позднего средневековья в При-амурье // Проблеме этнокультурной истории Дальнего Востока и сопредельных территорий. Благовещенск,1993.
Болотин Д.П. Русская и советская историческая наука  о даурах и времени их появления на Амуре // Проблемы краеведения (Арсеньевские чтения). Уссурийск, 1989.
Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже. Хабаровск, 1988.
Денисман Л.Г., Киселева Н.К., Князев А.В. История степных экосистем Мон-гольской Народной Республики. М., 1989.
Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М., 1960.
Журавлева М.Г., Стариков В.С. Дауры (Дахуры) //Народы Восточной Азии. М.: Л., 1965.
История молодого царя Тибета и царевны найманов // Повести о мужчинах, верных в любви. Пер. с англ. И.К.Петровой. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990.
Кириллов А.В. Географическо-статистический словарь Амурской и Примор-ской областей. Благовещенск, 1894.
Клименко В.В. Климат и история в средние века // Восток. 2003. № 1.
Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М.,2006.
Маак Р.К. Путешествие по Амуру, совершенное по распоряжению Сибир-ского отдела имп. Русского географического общества в 1855 г. Спб., 1859.
Малков С.Ю. Математическое моделирование исторических процессов //  Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М.,2002.
Монин А.С., Шишков Ю.А. История климата. Л., 1979;
Новиков-Даурский Г.С. Историко-археологические очерки. Благовещенск: Амурское кн. изд-во. 1961.
Новиков-Даурский Г.С. Приамурье в древности // Зап. Амурского обл. музея краеведения и общества краеведения. Благовещенск: Амурское кн. изд-во, 1953. Т.2.
Огородников В.И. Туземное и русское земледелие на Амуре в XVII в. Владивосток, 1927.
Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья . Владивосток, 1973.
Окладников А.П. Археология Северной, Центральной и Восточной Азии. Новосибирск,2003.
Петрова И.К. Фольклорные корни и литературные черты в “Повестях о мужчинах, верных в любви”// Повести о мужчинах, верных в любви. Пер. с англ. И.К.Петровой. М.: Главная редакция восточной литературы, 1990.
Рябов Н.И., Штейн М.Г. Очерки истории русского Дальнего Востока (XVII – начало XX века). Хабаровск: кн. изд-во, 1958.
Рянский Ф.Н. Фрактальная теория пространственно-временных закономерностей: естественные предпосылки и общественные последствия. Биробиджан, 1992.
Рянский Ф.Н. Эколого-экономическое районирование в регион. Владиво-сток, 1993.
Сем Ю.А. Нанайцы. Материальная культура (вторая половина XIX – сере-дина XX вв.). Владивосток, 1973.
Федоров-Давыдов Г.А. Монгольское завоевание и Золотая Орда // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.
Хао Цинюнь. Китайские ученые о происхождении дауров // Традиционная культура востока Азии. Благовещенск, 1999. Вып. 2.
Цыбенов Б.Д. Этнографические заметки о дагурах // Исследователь монголь-ских языков (К юбилею Б.Х.Тодаевой). Элиста,2005.
Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края. Спб., 1883. Т. 1.
Ясаманов Н.А. Древние климаты земли. Л., 1985.




 

Оффлайн ViktorLopuhin

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Лопухин В.Б.
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #4 : 10 Март, 2011, 03:55:10 »
Хотелось бы ещё раз обратить внимание на вопрос, оставшийся без ответа. Почему даурских князей называют именно князьями? Такое название им дали казаки-первопроходцы а затем так же их стали называть русские исследователи, или в этом есть более глубокий смысл? И ещё один момент. Почему-то у всех исследователей даже племена кочевников выглядят не очень "мобильными". У Максимова ("Сибирская каторга")  каторжане в кандалах быстрее передвигаются :) . То же мы наблюдаем сейчас в Африке. Сотня тысяч беженцев за одну ночь перешла границу Туниса, не все же они двигались на автомобилях. Здесь же говорится о том, что дауры почти двести лет шли в верховья Амура (так и не понятно откуда?). Если учесть этот момент, то все перечисленные причины миграций выглядят не очень серьёзно.
« Последнее редактирование: 10 Март, 2011, 03:59:10 от ViktorLopuhin »
Култума(Курлея) - Лопухины, Усть-Начин - Овчинниковы.

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3778
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #5 : 10 Март, 2011, 04:40:21 »
В Читинской краевой библиотеке имени А.С. Пушкина есть книга "Амур", К - 199, В - 67, № 75145. Есть рисунок даурца в профиль. Очень интересная книга.
Ласковое обращение первых казаков с перечислением всех титулов, званий, принадлежавших территорий русского царя с подношениями местным вождям племен, угошением вином поднимало статус местного "руководителя" по отношению к одному из титулов царя и де-факто ставило его в равное положение с государем. Особо подчеркиваю - только один титул в сравнении (князь).
Получая дефицитные вещи вождь изначально попадал в зависимость от русских, представителей первопроходцев. Данная зависимость  красиво обставлялась, красивой и богатой одеждой первопроходцев (была своя "коробья", казаки могли и собирать наиболее ценные и красивые вещи на круг и одевать преставителей казачества для дальнейшего представления в обществе). Особо ценились казаки умеющие говорить с "лаской и бережливостью".
ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, А ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ.
 Территория Забайкалья с богатым травостоем по долинам рек, лесостепей и ограниченная хребтами позволяло на участке одной реки выращивать и содержать скот для безбедного существования кочевников. Их кочевки представляли собой миграцию:
- осень - конец весны (зимовка)
- конец весны - лето (травостой и нагул скота).
Потому кочевники и не так мобильны, так как целиком и полностью зависят от животноводства.
« Последнее редактирование: 10 Март, 2011, 05:05:11 от peshkov62 »
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн ViktorLopuhin

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 368
  • Лопухин В.Б.
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #6 : 10 Март, 2011, 09:00:01 »
Такое объяснение применения понятия "князь" очень убедительно! Теперь понятно, почему у Д.П.Болотина при упоминании даурских "князей" слово князья написано в кавычках.
Со скотоводами, кочевниками как-то всё-равно не "вяжется". Даже если говорить о сезонной миграции, получается внушительная территория. К примеру, в Семиречье чабаны гоняют отары овец. Весной гонят в горы, на богатые травы альпийских лугов. Осенью - назад. Получается примерно 100-200 километров в один конец за одно лето. Каждый год гоняют на разные луга, то есть в разные ущелья (долины рек). Если учесть, что чабаны между собой общаются, по великим праздникам съезжаются в одно место, то получается, что немногочисленный народ занимает всё Семиречье. Другими словами, один отдельно взятый взрослый чабан знает всю округу в радиусе 500-1000 километров, и, как минимум, 80-90% этой территории обскакал лично на коне. Если говорить о Монголии,Бурятии, Забайкалье и Амурской области (в современном понимании), то получится, что одна семья кочевников за два-три сезона может спокойно побывать во всех этих землях. При необходимости!
Цитата:
"...Работая над проблемой этногенеза дауров, отечественные исследователи в XIX-XX вв. высказывали различные точки зрения, которые можно суммировать в три гипотезы: политическую, социальную и экологическую..."
Предложение простое. Не суммировать в три разные гипотезы, а попытаться их объединить и добавить всю другую известную информацию, вплоть до характера отдельной личности. Объяснения, что та самая семья кочевников отправилась на Амур потому что в монгольской степи засуха, или наоборот дожди, явно не достаточно. А почему на Амур, а не в Алтайский край? Иными словами, "работая над проблемой этногенеза дауров", мы сталкиваемся с необходимостью моделирования. На подобие информизма, когда рассматривается система объектов, связей между ними и событий. Ничего общего с информатикой здесь нет. Единственное, что при правильной формализации такую модель можно реализовать (визуализировать) на компьютере (типа игрушки-стратегии).
А что по этому поводу думают специалисты?
Цитата:
"...Однако, как показывает история исследований, ученые ищут доминирую-щую причину..."
Могу предположить, что "доминирующей причиной" окажутся как раз общественные отношения, хотя исход боя может решить и погода на тот день, и одна выдающаяся личность.
« Последнее редактирование: 10 Март, 2011, 09:26:50 от ViktorLopuhin »
Култума(Курлея) - Лопухины, Усть-Начин - Овчинниковы.

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3778
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #7 : 10 Март, 2011, 09:29:21 »
Просто вопросы зимней и летней кочевки местного населения в треугольнике Китай - Монголия - Россия не рассматривался. Вопрос кочевки - Байкал - Халкасия - Даурия - Китай такоже... :)
 
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Стрельцов

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 472
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #8 : 20 Апрель, 2011, 08:54:29 »
С китайского форума.
Перевод плохой, но смысл понятен.



Какие Даур и монгольских месте же и другое?

      "Даур" является термином претензии Даур. Цин, Даур и жилая площадь называется "Солон кафедры" и "Саха Ercha департамента" (полный речи и ума соболя Департамент). Канси шесть лет (1667), "Цин Патриарх Рекорд" приступила к записи как "Тигр ребенка", так как часто в наших учебниках истории, как "до вызова осень", "из древних Лэйн", "до вызова в", "из древних детей "," Фруктовый сад ребенка "и транслитерации появляются. Различные фонетического письма, все они относятся к этой семье, сказал Даур.

      Даур этнических монгольский язык относится к алтайской; Даур в долгосрочной перспективе жизни общественного производства, создавая отражение экономической жизни Даур, культурной жизни и обычаев, религии и других аспектах богатый и уникальный словарь, в частности в охоту, рыбалку , животноводства, сельского хозяйства, табачной промышленности и живой природы, аспекты лексики и более подробные, а до середины 17 века, в основном за пределами Даур горы к юго-востоку от крупного рогатого скота человек Цзян (в настоящее время Россия Бурея Река) , к западу Шилка долине реки к северу от провинции Хэйлунцзян. Этот регион, Ляо, Цзинь, Юань, Мин династии осуществляет юрисдикцию отправиться органов.


      Даур построен в Tuen Yishanbangshui вниз солнечные большая часть земли, Даур людей с различными бизнес, самодостаточной экономики неразделимы. Хилл свернуть теплое солнце, полезным для людей, жить в покровителем областях для содействия охоты, заготовки древесины и рубить лес, чтобы принять, недалеко от рыбалки реки, долины, равнины пышной двор скота выгоды множества роста плотно реки плетеная, подготовка забор может быть вырезана. Подножия горы холмы, плодородные почвы, пригодные для посадки сельскохозяйственных культур. Даур людей этой природной среды для сельского хозяйства, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства, охоты и добычи богатых природных ресурсов; Даур премьер тяжелых манеры, в общественной жизни, Есть много важных ритуалов, таких как свадьбы, похороны, фестивали, фестиваль ОВО, предлагая генеалогии, и шаманизм и другие религиозные обряды.

      Даур этнической группы, сказал источник
      Во-первых, название группы
     "Даур" является термином претензии Даур. Цин, Даур и жилая площадь называется "Солон кафедры" и "Саха Ercha департамента" (полный речи и ума соболя Департамент). Канси шесть лет (1667), "Цин Патриарх Рекорд" приступила к записи как "Тигр ребенка", так как часто в наших учебниках истории, как "до вызова осень", "из древних Лэйн", "до вызова в", "из древних детей "," Фруктовый сад ребенка "и транслитерации появляются. Различные фонетического письма, все они относятся к этой семье, сказал Даур.
      Республика эпохи Китае, когда у власти признают только Хан, маньчжурском, монгольском, хуэй, тибетские и другие этнические группы, Даур быть включены в Монголии.
  После 1949 года при Правительстве Административного совета КНР "на защиту всех этнических меньшинств пользуются равными правами учредительных решения", апрель 1956 года, государство официально признанных Даур этнических меньшинств в Китае, одной и единой писать для "Даур ".
      Во-вторых, национального происхождения
  О происхождении Даур много легенд народных, из династии Цин Daoguang до начала 50-х годов этого века, некоторые Даур интеллигенции пишет книги, а также изучить происхождение нации. В "социальной истории Даур расследования", разбивка происхождения многих точках: Blackwater страны между Суй и Тан потомков; Тан Шивэй Шивэй департамента в министерство или департамент (из (женщина бытовые )) потомков; потомками киданей Ляо; Песня Tata Er между министерством или один из "белых татарских," потомки; и монгольских идентичности.
      Этнические китайцы и зарубежных историков и ученых Даур этнических Источники для обсуждения можно кратко изложить следующим образом: Суй и Тан Шивэй, который оставил Департамента; потомками киданей Ляо; монгольской ветви и так далее.
      Шивэй людей, которые оставили Министерство зрения считают, что, 17 веков назад люди Даур расположен в провинции Хэйлунцзян на севере и штраф чудесной долине реки, является частью Департамента Суй и Тан династий Шивэй, племена были некоторое время проходят должное Центральной равнине, заключить Даур Шивэй Суй и Тан династий и некоторые племенные происхождения тоже.
      Киданей потомки тех, кто говорит, что предки Даур киданей людей, когда вы переехали в золоте Хэйлунцзян Ляонин на северо. Главные аргументы: истории киданей истории племени изменений и легенды Даур последовательным; киданей язык и многие из тех же слов Даур языка; образ жизни ближе к своей продукции, таких как поселение, занимались охотой и рыбной ловли и других сельскохозяйственных и скотоводческих производства, в состоянии построить жилищного строительства, строительства и производства больших транспортных средств и других замков, таможенных также имеют много общего, такие как резка подледная рыбалка, охота ястреб, атакующий хоккей, Даур-прежнему сохраняет традиции древнего народа киданей. Историки, которые придерживаются такого же мнения более аргументы более полно.
      Те, кто считает, что отрасль Монголии, Даур монгольском языке и многие из тех же сходство, особенно в "Тайной истории Монголии" в некоторых древних слов исчезли в современном монгольском языке и на языке Даур сохраняет, Даур людей должно быть отделение Монголии.
      Даур этнического происхождения проблема не была единой вывод, продолжение следует академических исследований и изысканий.

      Даур этнических языках
      Даур монгольский язык относится к алтайской семьи. Даур язык, потому что многие из монгольской языковой семье, особенно монгольском языке того же состава и характеристик, но также, и маньчжурского языка Тунгусского составе семьи или какой-либо родственной заимствования слов, так что система находится на проблемы Даур языка в прошлое имеют разные взгляды. После многих работников лингвистики в опросах и углубленного исследования, что язык Даур и монгольского происхождения, в определенных голос или семантические изменения, но сохраните соответствующий словарь слов приходилось 50% респондентов, чтобы собрать больше, и маньчжурских Тунгусского языковой семьи на одном языке и похожих слов, только около 5%. Между тем, язык Даур также имеет уникальные особенности лексики и грамматики. В языке Даур родственников между монгольским сравнения, звук и смысл меньшее количество одинаковых слов, но большинство из родственников в голосе и комплекс имеет различное значение и другое. В родственников, Есть некоторые слова имели место в связи с увеличением в голосе, уменьшение шума, голос преобразования и перестановки оставляя совсем другое. Поэтому для определения Даур монгольский язык является отдельной языковой семьи. 
      Даур язык древнего языка. В "Тайной истории Монголии" Изучение языка, показало, что 13-го века Даур монгольском языке и имеют много общего. Например: широкая, древней монгольской и Даур язык как "Агу"; его словам, древний монгольский язык и Даур как "Индийский", более, древний монгольский язык и Даур как "естественный бар". Даур Древние монгольский язык и что такое же соотношение близко, что язык Даур является древний язык. Между тем, многие Даур монгольской лексике, а также современной и древней монгольской лексике различия, но также показывают, что древний язык в Даур был изменен и развиваться.
      Даур в долгосрочной перспективе жизни общественного производства, создавая отражение экономической жизни Даур, культурной жизни и обычаев, религии и других аспектах богатый и уникальный словарь, в частности в охоту, рыболовство, животноводство, сельское хозяйство, табачной промышленности и живой природы, аспекты лексики, более подробный. Например, для пола и возраста скота термины: "Ху библиотеки, такие как" скот "; Wunie" корова; "Багдад", бык, "опора библиотеки власть" стадо "; Эри Шпенглера" быка, "в соответствии с Дэн," старая корова; "выскабливание сельского хозяйства", старая корова; "контролировать эту" старую корову и так далее. Популярное имя для лошади может быть больше чем 20. Даур языка в процессе развития, впитал много слов других людей. Эти оправдания включить китайский, маньчжурский и тунгусо слов, заимствованных из других языков. Для китайских заимствованные слова, существует также рано, по словам и по слову точки в последнее время. Была интегрирована в небольшом числе китайского языка Заимствования Даур, или даже в современном китайском было редко используется, как Чинг Минг фестиваль холодной пищи, Даур язык как "холодный", что пельмени Бянь Ши, Даур язык как "плоские Запад", арахис, Даур язык как "капля-библиотека гора" и так далее. Некоторые последние оправдания, имеет с китайского соответствующие голоса, как сахар и относится ко всем сахар, Даур язык как "Цезарь Дэн". Камера, Даур язык как "(бумага (Wang позиция)," и так далее. Даур языке Есть некоторые из Маньчжурии словом Тунгусский, таких, как солдаты маньчжурских как "Чир о Ха," Даур язык для "Тюо назад". Маньчжурских министра "Амо класса" Даур язык для "Абердина", маньчжурские мемориал как "лежащие Ксимо Бу" Даур язык как "заложить новую ткань."


Оффлайн Шишмарев

  • Редколлегия
  • Старейшина
  • *****
  • Сообщений: 1722
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #9 : 20 Апрель, 2011, 10:48:44 »
Стрельцов
Спасибо за статью. Из этого материала по разным признакам видно , что наиболее вероятная  прародина  даур -   Монголия и Алтай.
С уваженим Александр
Шишмарев Александр Тихонович, Новосибирск
Шишмаревы, Бурдуковские, Аршинские, Плюснины, история казачества Западного Забайкалья

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4356
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #10 : 13 Июнь, 2011, 05:09:19 »

 
Wings 
Даурия, где ты?


Ищем сообща приметы этой области

  Нерчинская Даурия
 
"  Под управлением нерчинских воевод возникли в Восточной  Даурии серебряные рудники и серебряные заводы , получившие от города своё наименование (Нерчинских ). С 1721года им дано было самостоятельное управление , и только город Нерчинск с некоторыми острогами, как например Еравинским и Итацинским, остались под властью воевод.   Вследствии  Нерчинская  Даурия сделалась одним из 5 уездов Иркутской губернии... Несвоевременные морозы в этой стране сильно вредят жатвам , в Нерчинской Даурии , не смотря на далёкое ея распростронение на юг  и короткия безснежныя зимы ( по причине возвышенного ея положения )."
" Самый большой и нижний приток Аргуни с левой или русской стороны есть Газимур: он разделяет треугольник Нерчинской Даурии , расположенной между Шилкой и Аргунью, на две половины -- северо-западную и юго-восточную."
 Землеведение Азии. Карл  Риттер.(1779-1859)
 
Записки путешественников и исследователей .  Хрестоматия . Том 1.
Новосиб. книжное изд. 2007г.стр.368.стр.373
 
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4356
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #11 : 13 Июнь, 2011, 08:28:47 »
Даурия принадлежит к странам , потерявшим своё древнее народонаселение , в такой же степени , как это случилось в некоторых частях северной и средней Америки, Венгрии, Авганистане и других подобных , странах, расположенных на границе продолжительных столкновений и проходов перекочевывающих народов...
Дауры и Дучеры были народы различные между собою и отличные от Тунгузов , и что они обитали между Монголами на западе и Тунгузами на востоке, в то время когда Русские прибыли сюда впервые и покорили эту страну , после чего Манджуры и Китайцы явились сюда для того , чтобы опять завладеть ею, пока наконец , по заключенным трактатам, Дауры , отступая перед европейскими (русскими) поселениями, совершенно удалились, а Монголы, Буряты и Тунгузы водворились в Даурию...
Что  ещё более затрудняет всякое историческое заключение об этих народах, это то что в историях прежняго времени разумеется ещё не могло быть сделано никакого различия между русскою и китайскою Дауриею, а потому древнейшия указания , распространяются всегда на обширное , неопределённое отечество Манджуров и предков их , также как и на Монголов , т.е. на обширный бассейн Амура, степь Гоби и северный горный хребет"
 Землеведение Азии. Карл  Риттер.(1779-1859)
 
Записки путешественников и исследователей .  Хрестоматия . Том 1.
Новосиб. книжное изд. 2007г.стр.392
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4356
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #12 : 14 Июнь, 2011, 02:42:16 »
Но если владычество Манджуров и возникло сначала на севере от Белой горы, из средняго бассейна системы Амура, где распространились через всю верхнюю область системы Амура до Даурии и сначала в истории Манджуров говорится о 17, а потом о 40 таких различных племенах, называемых тунгузскими ордами и подчинившихся с 1583г.одному властителю. Когда же столица их была перенесена сначала в Мукден, а потом в Пекин, то и историческия о них сведения передвинулись к югу, а самыя северныя из орд -- Дауры,сообщившие название своей целой стране, не заслужили никакой особенной славы...
По прибытию русских Дауры удалились с земель, лежащих по сю сторону Аргуни...
...Исбранд отзывается о них с похвалою.  он говорит именно, что эти Дауры отличные стрелки из лука, хорошие земледельцы, сеют ячмень, овёс и просо, имеют превосходныя стада, ездят на волах также как и на лошадях; черты их лица монгольские, летом они одеваются в бумажныя ткани, а зимою в звериныя шкуры. Они составляют независимое племя , избирающее себе главного начальника, говорят на тунгузском языке и платят дань Китаю.
 Землеведение Азии. Карл  Риттер.(1779-1859)
 
Записки путешественников и исследователей .  Хрестоматия . Том 1.
Новосиб. книжное изд. 2007г.стр.393-394.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4356
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #13 : 14 Июнь, 2011, 04:58:10 »
   " ...Он  (Исбрант 1692) выхваляет их хлебопашество, садоводство, плантации табаку,говорит также,что они с криком и шумом вызывают сатану, и что религия их шаманская... . Жилища их состоят из землянок , покрытых камышом и похожи на европейския крестьянския избы; стены внутри выбелены. В сенях на столбе , около котораго устроены скамьи, висит оружие; оконныя рамы заклеены бумагою. Дауры рослы; женщины их красивы... .
Колежский советник Ланге говорит,что население Науна (1736) состоит из Даур,Солонов, никанских и китайских купцов."
 Землеведение Азии. Карл  Риттер.(1779-1859)
 
Записки путешественников и исследователей .  Хрестоматия . Том 1.
Новосиб. книжное изд. 2007г.стр.394
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4356
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Даурия, где ты?
« Ответ #14 : 14 Июнь, 2011, 12:25:46 »
... Иезуиты называют этот народ Тагури и почитают их аборигенами страны, очень истреблёнными и подчиненными Маньчжурами и смешанными с ними Солонами. Все эти факты доказывают что Тагури, Даори, Дауры, Дори, Таргозины и Мергенцы составляют те самыя малочисленныя , уединенныя тунгузския племена 16,17. и 18века, которыя до вторжения русских в Сибирь перешли на среднюю часть Амура и присоединились к племенам , составившим манджурскую нацию, между тем как другие их сродники, ещё более Дауров бывшие тунгузскими дикарями вступили в богатую памятниками , русскую Даурию, которую некоторые из них опять покинули.
Землеведение Азии. Карл  Риттер.(1779-1859)
 
Записки путешественников и исследователей .  Хрестоматия . Том 1.
Новосиб. книжное изд. 2007г.стр.394-395.
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.