Автор Тема: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)  (Прочитано 43477 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1185 : 07 Апрель, 2020, 07:25:15 »
ИЕВ, №48, от 28 ноября 1876 г.

Постановление съезда духовенства Нерчинского Округа
Июня 27 дня 1876 года

Депутаты Окружного Нерчинского Училищного съезда: Благочинный Читинского Собора Иоанн Титов и священники: Ильдиканской Богословской церкви Иоанн Соболев, Зюльзинской Предтеченской церкви Стефан Малышев, Нерчинско-Заводского Богоявленского Собора Петр Шастин, Бунской Трех-Святительской церкви Варлаам Бенкогенов и Усть-Илимской Трех-Святительской церкви Иннокентий Суханов, прибыв в Правление Нерчинского Духовного Училища, по пропении молитвы, выбрали председателем съезда Благочинного священника Читинского Собора Иоанна Титова и Делопроизводителем священника Усть-Илимской Трех-Святительской церкви Иоанна Суханова и постановили следующее:

Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1186 : 07 Апрель, 2020, 17:45:02 »
ИЕВ, №15, от 16 апреля 1877 г.

Постановлением Иркутской духовной Консистории, состоявшимся на 10 марта с.г. и Его Преосвященством утвержденным 12 числа, согласно приходскому приговору прихожан Олинской Казанской церкви, Нерчинского округа, приписной к Зюльзинской, церковным старостою при сей церкви на будущее трехлетие с 1876-1879 год утвержден крестьянин того селения Иоаким Степанов Иванов.
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1187 : 07 Апрель, 2020, 18:03:31 »
ИЕВ, №48, от 3 декабря 1877 г.

Расписание городских и сельских приходов и причтов Иркутской Епархии Высочайше утвержденное 20 Апреля 1877 года (окончание)
Наименование приходов/Состоящие в приходах церкви/Состав причтов
7. Зюльзинский/а) Предтеченская в с. Зюльзинском б) Казанская – Олинская в) Покровская – Зюльзиканская/ Настоятель 1 Псаломщик 2
« Последнее редактирование: 07 Апрель, 2020, 18:13:04 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 6850
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1188 : 08 Апрель, 2020, 01:30:14 »
Интереснейший фонд в ГАРБ

Гунейский дацан

Ф. 420, 25 ед. хр., крайние даты: 1802-1937.

Основан в 1802 г. в местности Жаргаланта Цаган нуга на реке Онон Нерчинского уезда согласно разрешения Нерчинского земского суда на имя князя Гантимурова.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1189 : 08 Апрель, 2020, 07:23:09 »
Интереснейший фонд в ГАРБ

Гунейский дацан

Ф. 420, 25 ед. хр., крайние даты: 1802-1937.

Основан в 1802 г. в местности Жаргаланта Цаган нуга на реке Онон Нерчинского уезда согласно разрешения Нерчинского земского суда на имя князя Гантимурова.

Ф.420, 25 д., 1802 - 1937 гг.

Основан в 1802 г. в местности Жаргаланта Цаган нуга на реке Онон Нерчинского уезда согласно разрешения Нерчинского земского суда на имя князя Гантимурова. Заново построен в 1880 г. согласно разрешения Министерства внутренних дел.
К концу XIXb. штат состоял из 1 ширетуя, 2 гэлунов и 1 банди.
Прихожан, по сведениям 1890 г., составляют тунгусы: гуновского рода - 298 мужчин и 267 женщин, баликагирского рода - 46 мужчин и 30 женщин.
Дата ликвидации в документах отсутствует.
Циркулярные предписания хамбо-ламы о проведении молебствия, представлении отпуска, сборе пожертвований в пользу больных и раненых воинов, ремонте дорог, представлении отчетов.
Отчеты и доклады о движимом и недвижимом имуществе.
Сведения о постройке и штате дацана, границах прихода.
Ведомости о доходах и расходах.
Список книг.
Журналы исходящих и входящих бумаг.
Документы фонда на старомонгольской письменности.
« Последнее редактирование: 08 Апрель, 2020, 08:00:07 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1190 : 08 Апрель, 2020, 07:59:06 »
в местности Жаргаланта Цаган нуга на реке Онон Нерчинского уезда

Не умаляя достоинства Байкала, отмечу, что Гусиное озеро произвело на нас более яркое впечатление. И мимо Жаргаланты проезжали, часть нашего маршрута проходила по старому кяхтинскому тракту вдоль современной ж/д. Гунэйский дацан несколько раз перестраивался и переносился (один из первых 6 хамниганских дацанов), заходить в него смысла не было...

В ведомстве Урульгинской степной Думы в 1-й трети XIX в. возникло 6 дацанов, основанных хамниганами и бурятами: Гунэйский (1802), Токчинский (1801), Хужиртайский (1826), Тарбагатайский (1825), Ульхунский (1832), Бурцуевский (1825—28).
Источник: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=1934 Энциклопедия Забайкалья
« Последнее редактирование: 08 Апрель, 2020, 18:38:23 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1191 : 08 Апрель, 2020, 08:17:16 »
ИЕВ, №51, от 24 декабря 1877 г.

Епархиальные распоряжения

В поездку Его Преосвященства для обозрения Епархии по Забайкальской области, следующие священники награждены набедрениками за усердную и полезную службу: Князеурульгинской Богородской ц. – Иоанн Стуков, Улятуевской Казанской ц. – Михаил Титов, Шивиинской Знаменской ц. – Василий Писарев, Бунской Трех-Святительской ц. – Варлаам Бенкогенов, Бянкинской Троицкой ц. – Константин Подгорбунский, Дучарской Благовещенской ц. – Евграф Попов, Цаган-Олуевской Успенской ц. - Симеон Писарев и Зюльзинской Предтеченской ц. Димитрей Писарев.
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1192 : 08 Апрель, 2020, 18:40:25 »
ИЕВ, №14, от 9 апреля 1877 г.

О просвещении инородцев
Оружие русских скоро заставило инородцев признать над собою власть царя земного, зато они не так скоро склонили свои выи под благое иго Христа, Царя небесного, о чем, без сомнения, русские стали заботиться с первых же дней. Потеря инородцами своей независимости поселила в них ненависть к своим поработителям, которую они перенесли к вере их. После сего нельзя было ожидать скорого распространения христианства между инородцами. Однако ж нельзя не допустить, чтобы между ними не нашлось и одного способного войти в Церковь Христову...
« Последнее редактирование: 09 Апрель, 2020, 21:29:34 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1193 : 08 Апрель, 2020, 19:17:37 »
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=3264.75

"Летопись села Нижнее Гирюнино
...
Был на селе кузнец, мастер своего дела, Комогорцев Парфил Васильевич, 1899 года рождения. Он мог свободно выковать подковы, гвозди и легко подковать лошадь, отремонтировать плуг, борону, телегу, сковать кочергу, ухват и другие предметы так необходимые крестьянину в хозяйстве. Кузнечное дело стало семейной профессией..."

С внучкой Комогорцева Парфила Васильевича общаемся, вместе работаем над родословной Комогорцевых из Н.Гирюнино/Житково: "Прадед Василий и дед Парфил были кузнецами, люди недюжинной силы. Дед был лихой казак - рубил от плеча до седла, то есть разрубал человека напополам, что меня повергало в дикий ужас... В Гражданскую был ординарцем атамана Бочкарёва..."
« Последнее редактирование: 11 Апрель, 2020, 08:07:30 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1194 : 10 Апрель, 2020, 07:38:06 »
ИЕВ, №11, от 1 июня 1901 г.

Список лиц, кои оказали пожертвования на обстановку вновь открываемой в селе Олинском церковно-приходской школы
№№/_/Рубли
31. Георгий Иванов Комогорцев….1
Всего… 411
Означенным жертвователям объявляется благодарность Епархиального училищного Совета.
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1195 : 12 Апрель, 2020, 17:32:32 »
"Книга памяти" жертв политических репрессий в восточном Забайкалье
http://zabarchives.ru/memory

Колмогорова Мария Ивановна
(1 том Книги Памяти):
(Нерчинско-Заводский район) 48 лет, с. Большой Зерентуй. Из списка высел. кулаков. Дети: Дарья Васильевна - 16, Екатерина - 6.

Холмогоров Иван Осипович
(6 том Книги Памяти):
Род. в 1895 г., с. Домно-Ключи Читинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Домно-Ключи Читинского р-на Читинской обл. Работал в колхозе им. 17 партсъезда. Арестован 30 декабря 1937 г. Приговорен 8 марта 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Умер 28 сентября 1945 г. в Севвостлаге (Колыма). Реаб. 19 ноября 1956 г. Читинским обл. судом. Жена Васса Яковлевна, дети: Аграфена – 11, Александр – 8, Николай – 6 мес.

Холмогоров Прокопий Константинович
(7 том Книги Памяти):
Род. в 1881 г., с. Домно-Ключи Читинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Домно-Ключи Читинского р-на Читинской обл. Служил в Белой армии. Без определенных занятий. Арестован 10 мая 1938 г. Приговорен 3 июня 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 24 июня 1938 г. Реаб. 24 декабря 1956 г. прокуратурой Омской обл. Холост.

Холмогоров Феофан Нефедович
(6 том Книги Памяти):
Род. в 1900 г., с. Шакша Читинского уезда Забайкальской обл., русский, житель с. Шакша Читинского р-на Читинской обл. Служил в Белой армии. Работал в колхозе, конюх. Арестован 29 сентября 1938 г. Приговорен 2 ноября 1938 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 24 декабря 1938 г. Реаб. 24 июня 1957 г. Читинским обл. судом. Жена Настасья Егоровна, дети: Александр – 10, Раиса – 7, Клавдия – 5, Иван – 2.
« Последнее редактирование: 12 Апрель, 2020, 17:57:56 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1196 : 12 Апрель, 2020, 18:38:14 »
Благодаря помощи доброжелателей теперь я знаю, что моя прабабушка Холмогорова Ирина Андреевна (1887-1964) родилась в Шакшинском селении у крестьянина Андрея Филипповича Колмогорова (1860-после 1902) и Анны Ивановны, в девичестве Соловьёвой (1862-1944).
Родители Андрея - Филипп Фёдорович Колмогоров (1835-1874) и Марфа Григорьевна, в девичестве Порошина. У Филиппа Фёдоровича и Марфы Ивановны кроме Андрея были дети: два Ивана, Георгий, Назар, Константин и дочь Неонила.
Родители Филиппа Фёдоровича - Фёдор Степанович Колмогоров (ок. 1800-1846) и Марфа Ивановна. У Фёдора Степановича и Марфы Ивановны кроме Филиппа были дети: сыновья Галактион, Василий, Устин и дочери Агриппина (в замужестве Теузова), Устинья и Васса.
Родители Фёдора Степановича - Степан большой Колмогоров (умер до 1816 года) и Харитина Семёновна (1774-между 1830 и 1834). У Степана и Харитины Семёновны Колмогоровых кроме Фёдора были сыновья Михайло большой (1792-?), Павел (1793-?), Михайло младший (1797-?) и Дорофей.
Возможно, кто-то из потомков Степана большого и Харитины Семёновны Колмогоровых тоже занимается поиском своих предков. Отзовитесь.
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1197 : 15 Апрель, 2020, 15:46:20 »
СветланаФ обратила мое внимание на "Труды православных миссий Иркутской Епархии".
Издание Иркутского Комитета православного миссионерского общества. Иркутск, 1886 г. Типография Н.Н.Синицына.

Акцент сделаю на одну цитату из этого источника: "...И этот пункт получает для миссии значение особенно потому, что сюда прикочевали баргузинские буряты, оставившие свои родные степи из-за вражды партий двух братьев Хамнаевых..."

Речь идет о Зюльзикане и о появлении среди здешних каюров баргузинских бурятов (не менее 500 человек).
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1198 : 15 Апрель, 2020, 15:47:49 »
Акцент сделаю на одну цитату из этого источника: "...И этот пункт получает для миссии значение особенно потому, что сюда прикочевали баргузинские буряты, оставившие свои родные степи из-за вражды партий двух братьев Хамнаевых..."

1о   1   15591   Дело по обвинению чиновника 14-го класса Хамнаева Сахара в притеснении бурят Баргузинской степной думы         1846 - 1851   314
1о   1   15594   Дело по обвинению помощника главного тайши Хамнаева в незаконном запрещении бурятам платить долги и торговать с баргузинским купцом Черных. Том 2         1846   15
1о   1   15595   Дело по обвинению помощника главного тайши Хамнаева в незаконном запрещении торговли бурятам с Баргузинским купцом Черных         1848   25
1о   1   15597   Дело по обвинению помощника главного тайши Хамнаева в незаконном запрещении бурятам платить долги и торговать с баргузинским купцом Черных. Том 1         1846 - 1847   244
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.

Оффлайн Майя МельАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1316
    • Просмотр профиля
Re: Комогорцевы (Восточное Забайкалье)
« Ответ #1199 : 15 Апрель, 2020, 15:54:38 »
http://www.gbu-garb.ru/%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BA-200-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8E-%D1%81%D0%BE-%D0%B4%D0%BD%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-%D0%B1.%D1%86.-%D0%B6

К 200-летию со дня рождения Сахара Хамнаева размещена статья Б.Ц. Жалсановой «Сахар Хамнаев – выдающийся бурятский общественный деятель XIX в., главный тайша Баргузинской Степной думы»

Б.Ц. Жалсанова, д.и.н., директор
Государственного архива Республики Бурятия
 
Сахар Хамнаев – выдающийся бурятский общественный деятель XIX в., главный тайша Баргузинской Степной думы в 1854-1875 гг.

В плеяду бурятских общественных деятелей середины XIX в., внесших значительный вклад в развитие своих ведомств, наряду с Заяханом Хамагановым, главным тайшой Кударинской Степной думы в 1852-1864 гг., бывшим великолепным хозяйственником, оставившим замечательный памятник обычного права кударинских бурят, Тугэлдэром Тобоевым, главным тайшой Агинской Степной думы в 1858-1878 гг., автором летописи «Прошлая история хоринских и агинских бурят» (1863 г.), являющейся на сегодняшний
день ценным историческим источником, стоит имя Сахара Хамнаева, главного тайши Баргузинской Степной думы в 1854-1875 гг. Многим исследователям известно имя Сахара Хамнаева, однако до сих пор нет исследований о его жизни и деятельности. Надо отметить, что в целом история жизни и деятельности лидеров бурятских обществ в XIX – начале XX в. остается малоизученной страницей в истории Бурятии, что связано с отсутствием источников и публикаций. В данной статье предпринята попытка восстановить историю жизнедеятельности Сахара Хамнаева на основании архивных документов фонда «Баргузинской Степной думы» Государственного архива Республики Бурятия.

Архивный фонд Баргузинской Степной думы представлен делопроизводственной документацией, в которых, несмотря на их официальный характер, можно найти ценные сведения о жизни и деятельности не только Сахара Хамнаева, но и других должностных лиц органов местного самоуправления рассматриваемого периода.
...
Сахар Хамнаев родился в 1814 г. в семье Хамная Цанкирова и Сойжит Чубулаевой. Его отец – Хамнай Цанкиров, бурят Бурского рода, был главным тайшой Баргузинской Степной думы в 1827-1846 гг. Сахар был третьим сыном в семье, кроме него было пятеро сыновей: Николай, Бадма, Суван, Константин, Иван. 

В возрасте 18 лет, в 1832 г., он  по собственному желанию и «по высочайшему повелению был вызван в Санкт Петербург […] и имел счастье представиться в Бозе почившему Государю Императору Николаю Павловичу в ознаменование Высочайшего благоволения Государя императора к нему был награжден кортиком, переданным Хамнаеву при бумаге, препровожденной […] шефа жандармов графа Бенкендорфа 19 февраля 1833 года за № 203». Это было, безусловно, неординарным событием в жизни бурятских обществ.

На службу в думу поступил в 1834 г., исполнял обязанности помощника главного тайши. В 1838 г. был произведен в чин XIV класса за усердие по службе.  В 1841-1854 гг. находился в отставке по болезни. 4 сентября 1854 г.  Сахар Хамнаев был утвержден  в должности
главного тайши баргузинских бурят  и прослужил в этой должности 21 год, до 1875 г.

Сахар Хамнаев был, безусловно, неординарной личностью. В отличие от родоначальников других ведомств, С. Хамнаев излагал свое видение развития Баргузинского ведомства в посланиях – письмах Степной думе, которые на сегодняшний день представляют интерес не только как источник, но и, на наш взгляд, как памятник эпистолярной литературы. Его послания  представляют собой редкие экземпляры эпистолярного наследия бурят середины XIX в. со своим неповторимым стилем, являются незаменимым материалом не только для исследования общего состояния бурятских обществ, духа того времени, но и неповторимых граней личности самого автора. 

Так, в послании от 9 февраля 1855 г. Степной думе им были подняты вопросы «умножения хлебопашества инородцев и ограничении роскоши между ними». Содержание письма свидетельствует о том, что Сахар Хамнаев был лично знаком с Н.Н. Муравьевым-Амурским (генерал-губернатор Восточной Сибири в 1849-1861 гг.): «Об улучшении некотором хозяйства у инородцев Баргузинского ведомства я в августе прошлого года представлял предположение мое господину исправнику Беклемишеву, ныне в бытность мою в г. Иркутске Его Высокопревосходительство Николай Николаевич лично мне удостоил изъявить удовольствие за достоинство моего предположения, предоставив мне в исполнение оного убеждения к инородцам, особенно, об умножении хлебопашества и об ограничении роскоши между ними».

Ценность письма, на наш взгляд, определяется  размышлениями автора о причинах склонности бурят к безделью, которое он называет «праздношатательством». Под этим словом он подразумевает: во-первых, увлечение баргузинских бурят неумелым «торгашеством», в результате которого многие из них оказываются в долгах; во-вторых, появление большого количества разных гадателей и предсказателей, зарабатывающих своим сомнительным ремеслом;  в-третьих, нежелание бурят работать и зарабатывать честным путем, в-четвертых, увлечение молодежи «разгульной жизнью» – «молодые без изъятия богатых и бедных занимаются пьянством во время лета, они более привнесены вести жизнь легко трудную, желая жить какими-нибудь переворотами разными, не так занимаются работой, как старики, собираются партиями в не праздничные дни, пируют, переезжая из юрты в юрты, задумав себе песни и перескакивают на лошадях, в этой гулянке часто случаются разные бесчинства, драки, даже неуважение к своим
родоначальникам и старикам».

По всем этим четырем пунктам Сахар Хамнаев предлагает принять меры для их искоренения. Так, он требует от Степной думы, должностных лиц, «чтобы они блюли бы за сим строго, дабы инородцы решительно не шлялись, особенно бедного класса, без работы, и особенно по своим невыгодным  торговлям и по мошенническим изворотам, и чтобы на основании Высочайшего Устава об инородцах 1822 года 22 июля § 182 никто бы без ведома родового начальства не отлучаться бы далее 2-х дней хода».

Относительно «бесхозяйственных и неблагонадежных лам и хувараков»,  С. Хамнаев оставляет «надзор же за ними … на
неусыпной ответственности родовых Голов и родовых старшин, равно и за праздношатателями, чтобы они отнюдь не шатались без дела, словом дать им как называется в руки соху и заставить работать». Тех же лиц, которым «нечего делать ему дома, в порожнее время, то чтобы он между временем работал бы у кого-нибудь подневно или месячно, а даром не жил бы ни малейшего времени».
В отношении разгульной жизни молодых бурят, автор послания пишет, что «подобная невнимательность к хозяйству и пьянство запрещать законом, и всякий начальник должен смотреть за этим и прекращать, почему и еще предваряю особенно молодых людей, если и за сим моим настоянием встречу кого-либо в будние дни из молодых и особенно не один раз, то приму более строгие меры».

В своем следующем послании Степной думе Сахар Хамнаев излагает свои взгляды на развитие земледелия в Баргузинском ведомстве (1855 г.). Он обращается в Степную думу с требованием «… родовым головам составить списки хлебопашцев, распашку земель буду осматривать лично, независимо от заседателей думы, полевым смотрителям наблюдать за глубиной распашки, очищением земли от пней, камней и всякого мусора…, для умножения хлебопашества изыскивать удобные земли…».  В письме он дает полную инструкцию по земледелию, начиная с того, что должны быть определены ответственные за распространение земледелия должностные лица, составлены списки бурят, которые будут сеять хлеб и каким образом ведется распашка земли. 

В фонде Баргузинской Степной думы хранится еще один замечательный документ – «Описание образа жизни и хозяйства баргузинских бурят» (1855 г.), написанный Сахаром Хамнаевым для Н.Н. Муравьева-Амурского. В документе на 23 листах дано описание всех сторон жизнедеятельности баргузинских бурят: образ жизни, хозяйство, хлебопашество, картофелеводство, рыболовство, звероловство, скотоводство, торговля, общественные доходы, общественная нравственность. Безусловно, описание жизни и быта представляют большую источниковую ценность, однако, самым примечательным в этом документе является изложение взглядов С. Хамнаева на развитие хозяйства баргузинских бурят, свидетельствующие о его таланте как хозяйственника и предпринимателя. Так, он последовательно выступает за развитие скотоводства, земледелия, которые составляют основной источник жизнеобеспечения бурят. В отличие от многих родоначальников, он ставит вопрос о развитии экономичного собственного производства, например, тканей изо льна.  Он пишет, что «лен инородцы не сеют, да кажется, и никто не знает из них название, что значит и лен. В этом отношении постоянная моя есть мысль как бы посеять льна, да из оного равно и из конопли и выделывать холст самим бурятам и пользоваться своим изделием холста и это составляло бы  первое счастье и богатство инородцев, ввести же оное в хозяйство инородцев не имею сил и возможности».

Сахар Хамнаев предлагает «приучать из здешних бурятских несколько женщин, особенно новокрещеных, кои как будут ближние способны, зная русский разговор, к разработке и тканию оного, также мужчины к деланию инструментов, нужных для прядения и ткания, так и к посеву и приготовлению к выделке, назначать им плату, обучение же этих людей к разработке льна должно делаться здесь на месте, тогда для обучения нужно доставить сюда мастеров из знающих эту работу людей из других мест и им нужна плата, хоть, по крайней мере, на один или два года, пока не дойдут сами буряты впоследствии времени начало бы распространяться друг от друга  и так далее, выгоды же от продаж своих произведений холста конечно нельзя ожидать в скорости, на поддержание для собственности особенно для рабочего и среднего класса людей на рубахи и портки было бы несколько тысячное сбережение капитала общества, платимые ныне купцам дорого».
Идеи С. Хамнаева об увеличении доходности ведомства позволяют говорить о нем, как о талантливом предпринимателе. Он пишет о «полезности получения с таких необидных никому предметов деньги», предлагая заработать деньги на ярмарках путем постройки
торговых лавок и предоставления их в аренду приезжим купцам. Идеи о приобретении общественных весов и предоставлении их в аренду, о строительстве общественных мельниц, предоставлении рыболовных тоней в оброчную статью также свидетельствуют о его огромном предпринимательском потенциале. 

Надо отметить еще одно послание Сахара Хамнаева  Степной думе, в котором он предлагает интересный проект создания частного хлебного магазина в Баргузинском ведомстве. Это, на наш взгляд, уникальный документ, свидетельствующий еще раз о таланте С. Хамнаева как хозяйственника и предпринимателя. 

Хлебные экономические магазины создавались в Сибири как одна из мер по развитию земледелия и как форма взаимопомощи в
крестьянских и инородческих обществах  на случай неурожаев.  В Сибири хлебозапасные магазины стали создаваться на основе Сенатского указа от 14 февраля 1799 г.  Учреждая хлебозапасные магазины, государство без затрат со своей стороны, усилиями самих крестьянских и инородческих обществ пыталось обеспечить их хлебом и семенами при неурожае. Основная цель создания этих магазинов состояла в том, чтобы накапливать хлебные запасы на случай неурожайных лет за счет обязательного ежегодного взноса хлебопашцами по получетверику* озимых и полугарнцу** яровых хлебов.  Общественные магазины зачастую пустовали или же заполнялись некачественным зерном, поэтому они не выполняли свои задачи по обеспечению населения продовольствием. Такое неудовлетворительное положение дел в них вызвало появление проекта Сахара Хамнаева о частном экономическом хлебном магазине.

Необходимость создания такого магазина он объяснял желанием «иметь в значительных размерах хлеб на случай недостатка и тем во время скудных урожаев отвратить жалкое опустошение общественных экономических магазинов». Наблюдая за работой хлебозапасных магазинов, он увидел в них не только пользу для общества, но и определенные недостатки. Прежде всего,  это равнодушное отношение жителей к своему магазину. Он подчеркивал, что только частные запасы позволят сберечь хлеб, тогда как отношение бурят к общественным хлебозапасным магазинам предполагало «нехозяйственную трату при обилии урожая ибо известно уже, что токмо инородцы, но даже и сами поселяне при урожаях хлеба не обращают внимания на сбережение оного, а развратные разматывают без всякой необходимости за дешевизну, впоследствии скитаются из-за куска хлеба и бедствуют до неимоверности».

Конечно, одно дело писать послания в думу, а другое претворять их в жизнь. Удивительно, но факт, что в середине XIX в. баргузинские буряты освоили земледелие с системой водопроводов, успешно занимались посадкой картофеля. Усилиями С. Хамнаева богатые буряты пожертвовали бедным для занятия земледелием лошадей, также были приобретены 180 сошников на Петровском заводе. Баргузинским бурятам удалось заняться посевом конопли для изготовления из них веревок, тканей, были приобретены ткацкие станки. Было построено 5 общественных мельниц, 4 амбара для хлебных магазинов, общественные карбазы и т.д. Таким образом, то, о чем писал в своих посланиях С. Хамнаев, претворялось в жизнь.   
(продолжение следует)
« Последнее редактирование: 15 Апрель, 2020, 15:58:13 от Майя Мель »
Комогорцевы, Меньшиковы, Ельчины, Мальцевы, Пляскины, Кропачевы, Гурулевы, Эповы и др.