Автор Тема: Храмы и церкви УКВ и АКВ  (Прочитано 1648 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SPlotnikovАвтор темы

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 859
    • Просмотр профиля
Храмы и церкви УКВ и АКВ
« : 02 Декабрь, 2018, 20:23:10 »
Данный материал уже был в ветке про уссурийцев. Но мне кажется, тема более глубокая и интересная, заслуживает отдельной беседы. Поэтому я открываю новую ветку обсуждений и выкладываю "старый" материал.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в станице Гродековской Уссурийского казачьего Войска.

От этой церкви ничего не осталось, а фундамент закатан под асфальт на центральной площади в Пограничном. Самое интересное то, что сегодня ни в частных архивах, ни в государственных, ни в местном краеведческом музее не сохранилось даже фотографии этого Храма. Возможно, где-то они есть, но пока не найдены. А ведь он был построен именно как Войсковой Храм. Копаясь в РГИА (Санкт-Петербург), я неожиданно нашел схему-эскиз. Кроме неё ничего больше нет, но даже она дает понятие о величественности и красоте Церкви. Сам Храм был уничтожен большевиками в 30-е годы.

Интересны выдержки из моей переписки с работником РГИА ДВ Горчаковым Алексеем и бывшим директором местного краеведческого архива Светланой Камуро.
Привожу их полностью.

Алексей:
Нашел клировую ведомость Гродековской Успенской церкви за 1921 г. и в ней указано, что построена она в 1913 г. на средства Петербургского купца Григория Ляпина. Здание и колокольня каменные. Престолов три: главный - в честь Успения божьей матери, второй - в честь Евсевия епископа Самосатского и третий - в честь Григория Богослова.

Светлана:
Добрый вечер, Сергей! В свое время территорию с остатками фундамента мы регистрировали (я была депутатом), чтобы когда-нибудь можно было возвести церковь на том месте. Название церкви в Гродековском - Успенская.
В ст. Гродековской сразу же после основания казаки построили дощатую, без печного отопления церковь. Но сразу приступили к сбору пожертвований на строительство капитального храма. За несколько лет собрали 10 000 руб. В 1911 г. от московского купца поступило 40 000 руб. Уже в июне этого же года состоялась закладка храма, на которой присутствовали архиепископ Евгений, наказной атаман генерал-майор Чернышов, секретарь Духовной консистории Поляновский и другие почетные лица. Храм вместимостью 900 человек был сооружен очень быстро. В стенах храма были выставлены 12 мраморных досок с именами уссурийских казаков, погибших в боях, и казаков, награжденных знаками отличия военного ордена. К сожалению, ни великолепие храма, ни историко-патриотическая значимость не спасли его от варварского разрушения в советское атеистическое время. С.П.

Искреннее надеюсь, что рано или поздно найдутся еще материалы и информации станет больше.
Кроме того, имеется любопытный документ из РГИА ДВ, в котором идет речь о подготовке к церемонии освящения Храма.
И выдержка из Епархиальных Ведомостей короткой строкой об этом событии (правда, читается с трудом)





















 
« Последнее редактирование: 28 Февраль, 2019, 23:09:13 от SPlotnikov »
Плотниковы и Каргины Большой Зерентуй, Чупровы на реке Онон в Забайкалье. Буду благодарен всем об упоминании Плотниковых, Чупровых, Сосниных и Пономоревых из Уссурийского Казачьего Войска.

Оффлайн SPlotnikovАвтор темы

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 859
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #1 : 02 Декабрь, 2018, 22:42:48 »
Любопытная информация по вероисповеданию в УКВ, количеству церквей.
Взято из Годового отчета УКВ за 1912 год (РНБ)


« Последнее редактирование: 02 Декабрь, 2018, 22:46:26 от SPlotnikov »
Плотниковы и Каргины Большой Зерентуй, Чупровы на реке Онон в Забайкалье. Буду благодарен всем об упоминании Плотниковых, Чупровых, Сосниных и Пономоревых из Уссурийского Казачьего Войска.

Оффлайн Наташа Орлова

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 57
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #2 : 03 Декабрь, 2018, 13:41:34 »
Может кому то встречалась информация, когда была построена Поярковская Богородичная церковь?
Соколовы (Цурухайтуй, Чесноково Амурская область ), Войлошниковы, Кайдаловы, Федотовы, Минченко (станица Удобная) Романенко (Курская губерния , Новосибирская и Кемеровская обл) Дмитриевы, Вихоревы с. Долговка Курганская обл

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7018
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #3 : 03 Декабрь, 2018, 14:06:10 »
Наташа есть

Камчатские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1894–1899
http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/5018/

Печатный орган Камчатской, Курильской и Благовещенской епархии, издававшийся с 1894 по 1899 г. с периодичностью 2 раза в месяц (в 1899 г. вышли 9 номеров, с № 10 издание получило название «Благовещенские епархиальные ведомости», в связи со сменой наименования епархии).

Благовещенские епархиальные ведомости. Благовещенск, 1899–1918
http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/5019/

А также можно задать вопрос архиву по ранним клировым ведомостям по искомой церкви.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Наташа Орлова

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 57
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #4 : 03 Декабрь, 2018, 15:02:07 »
Светлана, спасибо за ссылки! Очень полезный ресурс, но делаю поиск по населенному пункту Поярково и ничего не нахожу... По Амурской области есть Александровск, Благовещенск, Мраморное и еще пару населенных пунктов.
Соколовы (Цурухайтуй, Чесноково Амурская область ), Войлошниковы, Кайдаловы, Федотовы, Минченко (станица Удобная) Романенко (Курская губерния , Новосибирская и Кемеровская обл) Дмитриевы, Вихоревы с. Долговка Курганская обл

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7018
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #5 : 03 Декабрь, 2018, 19:06:23 »
По Исповедным ведомостям, к сожалению, нет поиска, так как выложены только сканы.
Их надо читать и "переводить" на компьютерный язык, чтобы можно было опоисковывать.
Почему то наши библиотеки и архивы считают оцифровкой - выкладывание сканов.
Оцифровка - это то, что делает ЭЛАР - он выкладывает скан и рядом считанную и набранную информацию.

Многие архивы уже полностью оцифровали хотя бы свои описи.
Только РГАДА отстает.

Новосибирский госархив кинул клич среди исследователей - готовы выложить разработки исследователей у себя на сайте - списки фио и другие списки, которые позволили исследователям ускорить процесс.

Нет единой системы. Все архивы - кто во что горазд.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Стрельцов

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #6 : 03 Декабрь, 2018, 23:00:57 »
Может кому то встречалась информация, когда была построена Поярковская Богородичная церковь?

На 1891 год церковь в Поярковской станице уже существовала. Поэтому если и смотреть  Камчатские епархиальные ведомости, то нужно более раннее года чем 1894 год. Если не торопитесь, то постараюсь в ближайшие дни узнать у действующего настоятеля  нынешней   Поярковской церкви о дате постройки Поярковской Богородичной церкви. Только уточните, она действительно так называлась?  Кстати, в д.Поярково Московской области существует храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1664 году. 

Оффлайн Стрельцов

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ
« Ответ #7 : 16 Декабрь, 2018, 08:31:42 »
Может кому то встречалась информация, когда была построена Поярковская Богородичная церковь?
Храм Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" станицы Поярковской был построен в 1868 году. Чуть позже уточню в названии было ли слово "Иконы".

Оффлайн SPlotnikovАвтор темы

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 859
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ и АКВ
« Ответ #8 : 11 Март, 2019, 01:31:55 »
Храмы и церкви Гродековского станичного округа
Уссурийского казачьего Войска.

В 1879 году часть казаков переселились с Уссури и основали между с. Турий Рог и р. Суйфуном 10 новых населенных пунктов: 2 станицы (Платоно-Александровская и Полтавская) и 8 поселков (Комиссаровский, Нестеровский, Богуславский, Благодатный, Константиновский, Фаддеевский, Алексей-Никольский, Александро-Никольский).
Места были совершенно дикие и покрытые тайгой. На первом месте стоял вопрос  обустройства на этих просторах. В это же время необходимость духовного окормления была крайне насущной. Первое время казаки пользовались церквями, расположенными в ближайших крестьянских поселках. Так, например, мои предки из поселка Богуславский были вынуждены венчаться (в 1884 году) и крестить своего первенца (в 1895 году) в Ханкайской Богоявленской церкви села Камень-Рыболов. А это, на минуточку, порядка 50 верст по лесным дорогам. Позже начинают строиться казачьи Храмы, и записи о крещении, венчании со временем появляются в них.
На сегодняшний день мне удалось найти записи о нескольких церквях и часовнях, расположенных на территории Гродековского станичного округа.



К началу Первой Мировой войны в Гродековском округе, согласно информации из РГИА (Ф. 799. Оп. 3. Дело 82 Приморская область Никольск-Уссурийский округ, церкви) были следующие Храмы
(орфография и стиль документов сохранены).

В поселке Барановский-Оренбургский – Свято-Георгиевская церковь.
Описание церкви следующее (от 27 июня 1911 года):
«Свято-Георгиевская церковь деревянная на каменном цоколе, снаружи обшита цинком, внутри обита картоном и выкрашена маслянистою краскою. Покрыта цинком.  Длина церкви, включая колокольню и алтарь 9 саж. И 1 арш. Наибольшая ширина 3 саж 1 арш. Высота снаружи от земли до верхняго карниза 2 саж. 1 арш. На церкви имеется одна большая главка и одна малая над алтарем, больших окон 14, малых на главах 4, дверей внутренних филенчатых двухполотных  3, наружных двухполотных филенчатых также 3. Иконостас в ней в три яруса. Высота его 3 саж. 1 арш., ширина 3 саж. 1 арш. (оценен в 1000 руб). Колокольня в три яруса, общая высота до верхняго карниза 6 саж. Ближайшия к церкви постройки: местная казачья школа с восточной стороны в 35 саж. , а казачьи жилые дома с северной и южной стороны в 40 саж. Церковь построена в 1906 году».
Всего прихожан в поселке было 963 человек, из них казаков 503, казачек 460 (перепись Приморской области от 1915 года).
Изображения церкви не имеется.

В поселке Духовском – Свято-Троицкая церковь.
Описание церкви следующее (от 10 сентября 1916 г.):
«Свято-Троицкая церковь деревянная, на каменном фундаменте, внутри оштукатурена и обелена известью, покрыта оцинкованным железом. Длина церкви считая и колокольню 9 саж. и 2 арш. Наибольшая ширина  4 саж. и 2 арш., высота до верха карниза 3 саж. Одна глава на церкви и одна на колокольне. Окон больших 9 и 1 малое , дверей наружных двустворчатых 3 шт. и 1 одностворчатая. Иконостас 6 арш, высотою 5,5 арш. (оценен в 100 руб – временный). Церковь отапливается одной печкою. Колокольня в 2 яруса, общею высотою до карниза 4 саж. 1 арш.
Церковь построена в 1914 году».
В данном деле имеется схема церкви.



Всего прихожан в поселке было 660 человек, из них казаков 360, казачек 293,
лиц невойскового сословия 7 чел. (перепись Приморской области за 1915 год).

В поселке Нестеровском – Свято-Иннокентьевская церковь.
Описание церкви следующее (от 20 июня 1911 года):
«Иннокентьевская церковь деревянная на каменном фундаменте, снаружи обита тесом, выкрашена масляною краскою, внутри отштукатурена. Длина церкви считая колокольню и алтарь 9 саж. 2 арш., наибольшая ширина 3 саж. 1 арш. Высота снаружи до карниза 5 арш., на церкви имеется одна большая главка и одна маленькая над алтарем с металлических крестом на них, больших окон 12 штук, дверей наружных створчатых 3, иконостас в два яруса высота 4¾  арш., ширина 3 саж. 1 арш. Церковь отапливается двумя голландскими печами, обшитыми железом. Иконостас оценен в 500 руб. Церковь построена в 1883 году, оценена в 4000 рублей. Колокольня при церкви деревянная, в два яруса, высота до карниза 4 саж. 1 арш., построена в 1910 году, покрыта цинком, оценена в 800 руб. Ближайшие к церкви чужия постройки жилые дома местных казаков с западной стороны в расстоянии  30 саженей и местная казачья школа и дом для псаломщика с северо-восточной стороны в расстоянии 25 саж».
Изображения церкви не имеется.
В 1913 году в этом же поселке построена часовня, вот как она описана в страховой карточке:
«Часовня деревянная, покрыта цинком, внутри оштукатурена, снаружи покрыта тесом и выкрашена масляною краскою. Длина ея 15¼ арш., ширина 7½ арш., высота снаружи до карниза 5 аршин, окон в ней больших 8, дверей простых наружных 1, иконостас в 1 ярус, высотой 4 аршин».
 Всего прихожан в поселке на 1915 год было 934 человек, из них казаков 476, казачек 455, лиц невойскового сословия 3 чел. (перепись Приморской области за 1915 год).
Изображения часовни не имеется.

В поселке Ново-Сергиевский – церковь-школа.
Описание следующее (от 21 апреля 1915 года):
«Церковно-причтовый дом – одноэтажный на каменном фундаменте, построенный из кедрового дерева, снаружи и внутри обмазан глиною с песком, накрыт оцинкованным железом волнистым. Высотою от фундамента 4½ арш., длина дома 13 арш., ширина 12 арш. Всего окон в доме 4 простых, высотою  2 арш., шириною 1 арш. 2 вершка и 2 окна итальянских, вышиною 2 арш, шириною 2 арш., 6 вершков с двойными рамами, дверей двухстворчатых 3, высотою 3 арш., шириною 1 арш. 5 вершков, печей голландских 2. К этому дому пристроена кухня из такого же материала и на таком же фундаменте. При доме с второй лицевой стороны устроена открытая веранда с дощатыми перилами покрашенная белой краской. С надворной стороны к кухонной стене, пристроена кладовка из теса, покрашенная белой краской под одну крышу с кухней. Все полы в доме и пристроенной кухне и кладовка выкрашены желтой краской, а наличники и ставни у окон дома выкрашены белой краской. Дом построен в 1913 году».
Как мы видим, в поселке церкви не было, её роль выполняла церковь-школа. С учетом того, что на 1915 год (перепись Приморской области) численность Ново-Сергиевского составляла 1156 человек, то можно предположить, что основная часть Богослужений осуществлялась в близлежащем поселке Нестеровский.
Изображения церковно-причтового дома не имеется.

В поселке Софье-Алексеевском – часовня.
Описание следующее (от 11 июня 1911 года):
«Часовня деревянная, на каменном фундаменте, оштукатурена снаружи и внутри, внутри выкрашена простою краскою, покрыта цинком, с одною главкою с деревянным крестом на ней. Длина 5 саж. 2 арш., ширина наибольшая 3 саж., высота снаружи до карниза 4½ арш., больших окон 6 штук, малых 2. Дверей внутренних двухполотных филенчатых 1, наружных таких же 1, иконостас в 1 ярус высота 5 арш. При церкви колокольня, покрыта цинком, высота до карниза 2 саж. Церковь построена в 1909 году».
  Внимательный читатель увидит, что в описании изначально указана часовня, а далее следует указание церкви. Скорее всего, мы видим описание Храма-часовни (церковь-часовня) – переходный тип храма. В ней имеется алтарь и возможно проведения литургии, однако совершается обедня не регулярно, а лишь время от времени: по большим праздникам или даже один раз в год, в связи с памятью какого-либо события.
Всего прихожан в поселке было 753 человека, из них казаков 357, казачек 357, не войскового сословия 39 лиц (перепись Приморской области за 1915 год).
Изображения церкви-часовни не имеется.

В поселке Богуславский – часовня.
Описание следующее (от 20 июня 1911 года):
«Часовня деревянная, покрыта цинком, внутри оштукатурена, снаружи обита тесом и окрашена масляной краской. Длина ея 15¼ арш., ширина 7½ арш. Высота снаружи до карниза 5 арш., окон больших в ней 8, дверей простых наружных 1, иконостас в 1 ярус высотою 4 арш. Дверь шириною ½ арш., печей 1 голанская круглая, обита железом, строение крепкое».
Данная часовня относилась к Нестеровскому Приходу.
Всего прихожан в поселке на 1915 год было 966 человека, из них казаков 481, казачек 485 (перепись Приморской области за 1915 год).
Видимо, наличие такого большого количества жителей поселка предполагало в дальнейшем строительство церкви. Об этом говорит упоминание в отчете Наказного Атамана УКВ (Приказ по Уссурийскому казачьему Войску № 571от 19 июля 1914 года – РНБ, шифр хранения 135/232 ). В нем, по поселку Богуславский сказано следующее:
«Имеется небольшая часовня; предполагают строить церковь, но средствами не располагают и просят о ходатайстве об отпуске денежных средств из сумм Епархиального ведомства; необходимо оказать содействие».
Но видимо, наступившая через месяц война помешала этому благому делу.
Изображения часовни не имеется.

Село Жариково.
Так же заслуживает внимания церковь Покрова Пресвятой Богородицы в крестьянском селе Жариково. До строительства собственных Храмов многие казачьи семьи из близлежащих поселков были прихожанами этой церкви, поэтому мы должны её так же отразить.
Описание следующее (от 20 июня 1911 года):
«Покровская церковь деревянная, на каменном цоколе, снаружи обита цинком, внутри окрашена зеленою масляною краскою. Длина церкви считая колокольню и алтарь 18¾ арш., наибольшая ширина 6 саж., высота до карниза снаружи 2 саж. 1 арш., на церкви имеется одна большая главка и одна малая над алтарем с металлическими крестами на них; больших окон 10 шт., малых на главке 4 шт., дверей наружных створчатых 3 обшитых железом, внутренних 2 шт. филенчатых со стеклом., иконостас длиною 18 арш. высотою 4 арш. колокольни нет; печей нет. Ближайшая к церкви чужая постройка крестьянский жилой дом, находится на разстоянии 40 саж. с южной стороны; церковь построена в 1893 году, строение сохранилось хорошо».
Всего прихожан в селе на 1915 год проживало 2354 человека, из них крестьян 1184, женщин 1018, остальные 152 инородцы (перепись Приморской области за 1915 год).
Изображения церкви не имеется.



Плотниковы и Каргины Большой Зерентуй, Чупровы на реке Онон в Забайкалье. Буду благодарен всем об упоминании Плотниковых, Чупровых, Сосниных и Пономоревых из Уссурийского Казачьего Войска.

Оффлайн Филатова Елена

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 202
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ и АКВ
« Ответ #9 : 29 Январь, 2022, 10:05:36 »
https://khab-vesti.ru/news/temy_nomera/5976_svyatitel-innokentiy-v-sudbe-habarovska/

28 июня 1858 года в Хабаровку прибыл генерал-губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский. В его присутствии по благословению архиепископа священник походной Николаевской церкви Усть-Зейского поста Александр Сизой провел первый молебен в Хабаровке и освятил место закладки будущего города и его первого храма.

«…По велению и благословению архиепископа Камчатского Иннокентия я был послан с походною Николаевскою церковью из Усть-Зейского поста в Восточно-Сибирский батальон № 13, до местечка, рекомого ныне Хабаровкой, — рассказывал А. Сизой. — Остановились недалеко от утеса на берегу. В это время прибыл сюда на своем катере и генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев, который, не медля, приказал расчистить небольшую площадку на среднем из холмов, на которых впоследствии расположилась Хабаровка. На этой площадке и совершено было благодарственное молебствие Господу Богу Триединому и освящено место для поселения. Исправив все требы в батальоне, я вернулся… в Зейский пост» («Камчатские епархиальные ведомости», 1894, № 19).

Так что первым священником Хабаровска можно считать Александра Сизого. Имя этого человека хорошо известно на Амуре. Он родился в Иркутской губернии, в 1848 году окончил Иркутскую духовную семинарию и несколько лет служил миссионером Николаевской походной церкви в Якутии. В 1857 году святитель Иннокентий назначил его первым священником Усть-Зейского поста (будущий город Благовещенск). Несколько лет Сизой был единственным священником на пространстве в 1600 верст, его многотысячная паства жила от верховьев Амура до устья Уссури (Хабаровка), и жизнь о. Александра протекала в постоянных разъездах по приходу. Именно поэтому еще в июне 1858 года со своей походной церковью он и появился в новорожденной Хабаровке. Александр Сизой не только освятил место закладки будущего города и храма, но и стал первым духовником его строителей. В самом Благовещенске о. Александр прослужил 43 года, до конца своих дней. Его труды были отмечены двумя орденами св. Анны, а главное — огромным уважением людей. Настоящий подвижник и труженик, он заслужил на Амуре народную любовь и благодарную память.

«Благословляю и я...»

От Благовещенска до Хабаровки — более 840 верст, и, конечно, для военных строителей нужен был свой пастырь. Уже в июле 1858 года святитель Иннокентий направил служить сюда священника из Николаевска Константина Коллегова. «Что же касается места для отправления богослужения, — писал Иннокентий приморскому губернатору П.В. Казакевичу, — то на первый раз оно может быть избрано в казарме. Но если найдется ныне или на будущий год построить там храм, то благословит Господь такое дело; благословляю и я построить сей храм во имя св. равноапостольной Марии Магдалины».

В 1858 году первые богослужения действительно проходили в обычной солдатской казарме. Спустя годы известный священник-миссионер Афанасий Протодиаконов рассказывал об этом так:

«Первою заботою вновь прибывшего батюшки было — найти место для отправления богослужений. Командующий батальоном Я.В. Дьяченко любезно предложил о. Константину одну комнату в казармах, наскоро построенных, которая и была убрана зеленью для отправления служб церковных. Трогательно было первое богослужение! Умилительное зрелище представляла группа усердно молящихся, закинутых судьбой в пределы Дальнего Востока. Вся юная Хабаровка, еще ничтожная по количеству населения, собралась к первому служению. Горяча, искренняя была молитва каждого… Смутное в то время понятие об Амуре, предполагаемые случайности заставляли «едиными устами и единым сердцем» взывать к Творцу Вседержителю о помощи. Первое служение благотворно подействовало и на о. Константина, который с сердечною радостью увидел свою паству в горячей восторженной молитве, обнаружившую лучшие свои душевные качества».

По благословению святителя Иннокентия жители (они же и строители) Хабаровки в 1858 году возвели часовню. Правда, А. Протодиаконов, которого можно считать первым историком церковной жизни в Хабаровске, утверждал, что часовню построили годом позже: «В 1859 году была закладка храма, небольшого, зато славного по усердию жертвователей и строителей».

Часовню построили на склоне горы у амурского берега — на том самом месте, которое освятил и где провел первый молебен А. Сизой. Для первых жителей Хабаровки она стала и символом России, и лучшим украшением их небольшого еще селения, и местом молитвенного единения.

До 1859 года Хабаровка входила в приход походной Николаевской церкви, которую возглавлял А.П. Сизой. В 1859 году здесь открылся самостоятельный приход. Приходским батюшкой служил К. Коллегов. В августе 1861 года его сменил священник Павел Прокопьевич Громов. Скорее всего, он был сыном известного историка церкви, протоиерея из Иркутска П.В. Громова — однокурсника и друга святителя Иннокентия. Павел Громов прослужил в Хабаровке более десяти лет, а в 1873 году его сменил Иоанн Гомзяков — выпускник Новоархангельской семинарии, созданной на Аляске камчатским архиереем Иннокентием.

Из путевого журнала

В свои путешествия по Амуру и Уссури в 1860 и 1861 годах святитель Иннокентий побывал в Хабаровке. Сложилось мнение, что в это время он и освятил церковь во имя Марии Магдалины. Но оно ошибочно. В своем донесении в Синод о путешествии 1861 года Иннокентий перечислил все освященные к тому времени храмы Приамурья, и хабаровского среди них не было. «Церквей, устроенных и освященных, по всему Амурскому краю в настоящее время пока только пять: 2 в Николаевске, 1 в Михайловском, 1 в Мариинске и 1 в Благовещенске», — писал он 16 августа 1861 года.

Но заботу о хабаровской пастве святитель Иннокентий действительно проявлял огромную. В начале 1860-х годов в Хабаровке жило около тысячи человек. Часовня, рассчитанная на сто человек, становилась все более тесной. К тому же, построенная на зыбком грунте и деревянном фундаменте, она начала разрушаться. Святитель Иннокентий не раз поднимал вопрос о строительстве в Хабаровке новой церкви. В путевом журнале Камчатского архиепископа Иннокентия за 1863 год осталась небольшая, но очень интересная запись о его пребывании в Хабаровке (он прибыл сюда 30 июня из станицы Казакевичево):

«2 июля, вторник. Отправлял литургию в Хабаровской церкви, и у литургии было довольно много народу. Здание здешней церкви, бывшей часовнею до 30 июня сего года, было построено из старого леса на непрочном основании и потому довольно уже ветхо и уклонилось к югу. Без капитальных поправок более 2 — 3 лет не простоит. Давно здесь предложено было выстроить церковь, и была к тому вся возможность, но бывший начальник здесь находящегося батальона, г. Дьяченко, все только обещал и тем кончил.
Вновь писано мною об этом г. военному губернатору» (речь идет о губернаторе Приморской области П.В. Казакевиче — Т.Г.).

Судя по этой записи, 30 июня 1863 года и была освящена первая хабаровская церковь. Но освящал ли ее сам Иннокентий, точно сказать нельзя: в его путевом журнале об этом нет записей, да и прибыл он в Хабаровку именно в этот день, и уже в шестом часу вечера.

Продолжение https://khab-vesti.ru/news/temy_nomera/5910_svyatitel-innokentiy-v-sudbe-habarovska-okonchanie/

Творения Иннокентия митрополита Московского. Книга вторая  https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-vtoraja/
Уссурийские казаки: Кузнецовы-Шестопаловы-Суворовы, Пятых-Чашины-Лозины
Поселки на Уссури: Лончаково, Козловский, Видное;
на Амуре: Верхне-Благовещенское;
в Забайкалье до 1862 года: Ушмунская, Налимская, Городищенская слобода, Нижне-Борзинская,  Чашино-Ильдиканская, Грязнова.

Оффлайн Филатова Елена

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 202
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ и АКВ
« Ответ #10 : 14 Февраль, 2022, 22:18:54 »
Хабаровск. Часовня Марии Магдалины

Отдел краеведческой литературы ДВГНБ. Альбом газетных вырезок.


Фото 1900-ых годов. Автор В. Солдатов

12 июня 1854 года генерал губернатор Сибири Н.Н. Муравьев на крутом берегу Амура служил «благодарственное богу молебствие за благополучное прибытие первого амурского сплава к устью реки Уссури».

В 1858 году (на месте служения молебна в 1854 году) , солдатами 13 линейного батальона под командованием Якова Дьяченко была заложена церковь во имя Святой Марии Магдалины. В дальнейшем место вокруг церкви не застраивалось. В 1870 году церковь разобрали, а на месте ее алтаря соорудили часовню в память о первой церкви города и месте закладки города Н.Н.Муравьевым Амурским (в 1929 году часовня была снесена).
http://park-khv.ru/history.html
https://sobory.ru/article/?object=48464
Уссурийские казаки: Кузнецовы-Шестопаловы-Суворовы, Пятых-Чашины-Лозины
Поселки на Уссури: Лончаково, Козловский, Видное;
на Амуре: Верхне-Благовещенское;
в Забайкалье до 1862 года: Ушмунская, Налимская, Городищенская слобода, Нижне-Борзинская,  Чашино-Ильдиканская, Грязнова.

Оффлайн Филатова Елена

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 202
    • Просмотр профиля
Re: Храмы и церкви УКВ и АКВ
« Ответ #11 : 19 Февраль, 2022, 19:33:54 »

В поселке Духовском – Свято-Троицкая церковь.
Описание церкви следующее (от 10 сентября 1916 г.):
«Свято-Троицкая церковь деревянная, на каменном фундаменте, внутри оштукатурена и обелена известью, покрыта оцинкованным железом. Длина церкви считая и колокольню 9 саж. и 2 арш. Наибольшая ширина  4 саж. и 2 арш., высота до верха карниза 3 саж. Одна глава на церкви и одна на колокольне. Окон больших 9 и 1 малое , дверей наружных двустворчатых 3 шт. и 1 одностворчатая. Иконостас 6 арш, высотою 5,5 арш. (оценен в 100 руб – временный). Церковь отапливается одной печкою. Колокольня в 2 яруса, общею высотою до карниза 4 саж. 1 арш.
Церковь построена в 1914 году».
В данном деле имеется схема церкви.


https://sobory.ru/article/?object=52088

Уссурийские казаки: Кузнецовы-Шестопаловы-Суворовы, Пятых-Чашины-Лозины
Поселки на Уссури: Лончаково, Козловский, Видное;
на Амуре: Верхне-Благовещенское;
в Забайкалье до 1862 года: Ушмунская, Налимская, Городищенская слобода, Нижне-Борзинская,  Чашино-Ильдиканская, Грязнова.