Автор Тема: Гнеушевы  (Прочитано 19876 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #30 : 25 Май, 2020, 12:39:08 »
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Бичура - Бичурский район - Республика Бурятия

Церковь была перестроена из старообрядческой часовни в 1848 г. В связи с этим часто встречается упоминание "старообрядческая церковь". В действительности церковь была единоверческой. Русский историк, этнограф и публицист Павел Аполлонович Ровинский, побывавший в этом селе в 1871 г., так описывал церковь: "Здесь на широкой и ровной плоскости длинною полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от нее в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно; только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен во 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, названная по имени тамошних старожилов; тут же острог, волостное правление, общественные магазины. По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один. Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переходами из плах и досок. Промежуток (сажен в 200, 300 и до версты) неудобен для заселения, потому, что затопляется, но и тут нашлись высокие места; по этим гривкам приютились кабачки, склады и другие жилища без симметрии и почти вразброс. Главным образом все это промежуточное пространство занято огородами. На всем протяжении реки, покуда она протекает по селению, работают более 20 мельниц. Свежестью и прохладой обдает река среди знойного дня; холодом веет от ее мрачной пади, когда поравняешься с нею, проходя ночью. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные-длинные улицы и между ними правильные и неправильные четыреугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зеленого у огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там-сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же так называемые телятники, огороженные места для выпуска мелкой скотины, добавляют зелени.
Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила: это полости из оболонков или полукруглых плах на четырех столбах вышиною с одной стороны аршина 2 1/2, с другой в 2 со склоном на полдень; здесь просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба.Как все великорусские селения, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже полисадничками; ни одного деревца ни на улице, ни во дворе. Кое-где только близь речки сам собою разросся чернотал, да группы черемухи и дикой яблони, никем не посаженые и уцелевшие случайно, попавши во время в изгород двора или огорода, и те однако изувечены, потому что здесь нет обычая обирать плоды, а ломают целые ветки…На Московской улице, немного уступивши с нее, подле тропинки, ведущей к водопою, между огородами и дворами, на маленькой площадке, вы не сразу заметите церковку: она деревянная, потемнела от времени и будто с намерением от стыда или скромности скрылась на глухом закоулке: только крест, обитый жестью, блестит издали и новоприезжему гостю указывает путь к святому храму. Прежде это была старообрядческая часовня, а теперь представляет единоверческую церковь. Сиротливо она смотрит по наружности, сиротою оказывается и на самом деле, потому что, как мы видели, стадо ее 10 лет остается бесплодною смоковницею.В то время; как здесь сиротою стоит церковь, в верхнем конце селения, в самой холодной, сырой и неприютной его частя, в так называемой Грязнухе живут более 300 дворов сибиряков, которые также сиротствуют, представляя из себя стадо без церкви….

1. Фотография с сайта: https://sobory.ru/article/?object=45284
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
1 января 1900

2. Миловидов священнослужитель Еланской церкви
« Последнее редактирование: 25 Май, 2020, 12:41:19 от Светлана Арсентьева »

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #31 : 25 Май, 2020, 12:42:23 »
Малокуналейская церковно-приходская школа открыта в 1885 году, в Узком Луге – в 1889 году, Ара-Кирети – в 1894 году, в Топке – в 1895 году.
Бичурская Успенская (единоверческая) церковь открыла школу в 1897 год
В 1910 году на территории района насчитывалось девять школ. В этот год были открыты школы в Верхнем Мангиртуе, Поселье и Старой Бичуре.
В 1912 году в Еланской и Топкинской школах уже обучались 93 мальчика и 37 девочек.
В 1914 году начались занятия Бичурской начальной школы в доме священника Анкиндина Павлова.
В 1917 году в районе было 7 начальных школ.

В 1894 год декабрь 24 дня —Бичурская Успенская церковь священник -1. В приходе Бичурской Единоверческой Успенской ЦЕРКВИ-священник Николай Писарев-1855 год.

Фонд№282 Опись №1 Том1-Церкви Забайкальской области начато 1722- окончено 1856..

Источник: http://virbur.ru/index.php/bichurskij-rajon/educ3

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #32 : 25 Май, 2020, 12:42:54 »
Успенская церковь в Старой Бичуре.

Предписание старообрядческого епископа Сибири и Дальнего Востока
священнику Тарбагатайской единоверческой церкви об освящении
Бичурской единоверческой церкви по старопечатным книгам
Сентябрь 1848 г.


Тарбагатайской единоверческой церкви священнику Знаменскому
Препровождая при сем древний Антимин, освященный в лето от
сотворения мира в 7151 ноября в 6-й день на память Св[ятого] отца нашего
Павла Исповедника при благоверном царе и великом князе Михаиле
Федоровиче и при Патриархе Иосифе Московском и всея Руси, –
предписываю совершить освящение по старопечатным книгам
новоустроенной в Бичуре единоверческой церкви, предварив о том всех
тамошних единоверцев. При том известить их, что утварью охотно могут
послужить для сей церкви обители и церкви православные. О
последующем рапортуйте*

ГАРБ. Ф.478. Оп.1. Д.2. Л.178. Рукопись. Подлинник.
« Последнее редактирование: 25 Май, 2020, 12:49:27 от Светлана Арсентьева »

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #33 : 25 Май, 2020, 12:43:24 »
Секретное донесение протоирея Троицкосавского Троицкого собора
Н. Тихомирова архиепископу Иркутскому, Нерчинскому
и Якутскому и кавалеру Мелетию26
о появлении в селении Бичурском старообрядческого попа
г. Троицкосавск, № 18 25 мая 1835 г.


По дошедшим до меня достоверным слухам известно, что
Верхнеудинского округа Куналейской волости в селении Бичурском,
населенном старообрядцами секты поповщины и входящем по местному
положению в приходе Еланской Богородского-Введенской церкви, с
некоторого времени появился неизвестный человек, почитаемый между
старообрядцами под именем попа, привезенный ими неизвестно откуда,
который выдавал себя за старообрядческого священника и исправляет у них и
мирские требы. Впрочем, они, старообрядцы, тщательно скрывают оного от
всех посторонних лиц, то есть, непоследующих их секте, и содержат его
втайне, а потому оный никогда публично не появляется, разве только в кругу
одних старообрядцев, своих последователей. Справедливость сих слухов о
появившемся сем так называемом попе подтвердил при личном со мной
свидании и г[осподин] Верхнеудинский окружной начальник Протопопов,
тоже известившись о сем через достоверных людей. О каковом обстоятельстве
долгом считаю довести до сведения вашего высокопреосвященства, с тем,
если оное подтвердится, то не благоугодно ли будет вашему
высокопреосвященству через посредство гражданского начальства пресечь
сему лжепастырю всякую возможность принимать на себя власть священства,
вероятно, никем ему не преподанного, поелику, – как достоверное заключить
можно, – оный есть или наемник, подстрекаемый корыстолюбием, или даже
преступник, укрывающийся от праведной кары законов, его преследующих, и
следовательно, или грубый невежда, или человек без нравственности,
естественно влекущий в вещее заблуждение и без того уже заблудших своих
последователей вашего высокопреосвященства.
Протоиерей Н. Тихомиров
ГАИО. Ф.50. Оп.1. Д.3660. Л.1-2. Рукопись. Подлинник.
« Последнее редактирование: 25 Май, 2020, 12:49:39 от Светлана Арсентьева »

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #34 : 25 Май, 2020, 12:44:38 »
Иркутские епархиальные ведомости. № 50 (12 декабря 1870 г.)
1870
Его Высокопреосвященствомъ Архиепископомъ Парфениемъ рукоположены окончившие курсы въ Иркутской Семинарии:

-Диаконъ Петровского Завода Григорий Поздышинъ 11 октября рукоположенъ Его Высокопреосвященствомъ во священника къ Единоверческой церкви села Бичурскаго


Забайкальские епархиальные ведомости. Отдел официальный. № 14-15 (15 июля - 1 августа 1910 г.) 1910

Вакантныя места. Священническия при церквах:
4) Бичурская Успенская – жал. отъ казны 365 р. 78 к. и отъ миссии 200 р. Сенокосной семли 55 д., домъ для священника есть. Число дворовъ 8, жителей м.п. 23, ж.п. 27.


Забайкальские епархиальные ведомости. Отдел официальный. № 13-14 (15 июля - 1 августа 1909 г.)
1909, стр. 23

Журналъ №36
1909 года июня 8 дня Забайкальский епархиальный съездъ духовенства и мирянъ въ гор. Чита слушалъ:
2) Отношение Забайкальской Духовной Консистории 4 июня с.г. №3979 съ рапортомъ Священника Бичурской единоверческой церкви Павлова за №30: препровожденный въ Консисторию о. Благочиннымъ единоверческихъ церквей о. Протоиеремъ С.С. Ремщиковымъ 28 апреля с.г. за № 150 о дозволении покупать свечи помимо Епархиальнаго свечного склада и безъ обложениий 23-хъ рублевымъ налогомъ въ виду того, что прихожанъ при церкви имеется только пять домовъ.

Забайкальские епархиальные ведомости. Отдел официальный. 312-13 (15 июня – 1 июля 1910 года. ) 1910
Вакантныя места. Священническия при церквах:
4) Бичурская Успенская – жал. отъ казны 365 р. 78 к. и отъ миссии 200 р. Сенокосной семли 55 д., домъ для священника есть. Число дворовъ 8, жителей м.п. 23, ж.п. 27.

Источник http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #35 : 25 Май, 2020, 12:47:05 »
П.А.РОВИНСКИЙ

В 1804 году в Бичуре семейских была уже 186 душ (должно .быть ;одних мужских), а старожилов 11.
В то время, как Урлук уже наслаждался плодами трудов своих, джидинские семейские стали селиться на Бичуре. Не страшил их никакой труд и борьба с природой, не встретили они сопротивления в русских посельщиках, сидевших в какой-то трущобе, в самом тесном месте Бичурской долины, среди болот, почему и названа та часть Грязнухой. Не то ожидало их со стороны бурят-казаков. Едва семейские пришли на место поселенья, которое вперед обследовали их ходоки, как бурята кинулись на них вооруженные нагайками и чем попало, и стараясь потоптать их конями. Русские гуситы вооружились стягами, затаражились телегами и дали такой отпор, что они удалились. Но после еще были схватки и прекратились только вмешательством власти. Это было между 1798 и 1801 г., потому что в одном документе 1789 года видно, что еще не было на Бичуре семейских, в 1801 году видно, что они уже там.
Борьба эта продолжалась не малое время, хотя и в другом роде. Бурята крепко жались в средней части Бичуры и жали русских вверх и в то же время не допускали их к Хилку. Таким образом у русских отняты были луга. Буряты нарочно разбивали свои юрты на покосных местах, травили сено и даже хлеб. В 1810 году местная власть принялась за это дело очень крепко: бурятам велено откочевать на их собственные урочища и потому уже столкновения становятся реже. Взаимные жалобы впрочем не прекращаются: алентуйские крестьяне жалуются, что один зайсан завладел их угодьями, а хоринские буряты заявляют, что крестьяне самовольно селятся на их землях.
Не легко однако уступала им свои права и природа. То побило молодые всходы весной; то хватила засуха, то налетела саранча и у одних Бичурян съела 550 десятин разного хлеба, то погода мешала убирать хлеб, часть, именно 41 десят., стояла на корню, а тут навалился снег. К этому присоединилась междоусобие: одни настаивали отворить ворота поскотины и пустить скота, а целая треть противилась, надеясь еще как-нибудь выбрать хлеб. Дело доходило до драк, а вражда поселилась на долгое время. Это событие старики вспоминают с большим прискорбием
Такое быстрое увеличенье населения в Бичуре и Елани объясняется тем, что в 1804 года стало записываться в эти новые села люди из разных мест и сословий: из мещан, помещичьих и архиерейских крестьян и ссыльных.
К сожалению, мы не имеем показаний, сколько именно вновь приписалось и сколько прибыло вследствие нарождения.
1825 г.
Для Бичуры имеем следующее: старообрядцев 381 ревизк. Душа в 150 домах; старожилов 34, различных посельщиков 57, а всех 614 м., 584 ж.; старообрядцев: мужеского 530, женск. 539; родилось муж 25, жен 20; умерло муж 15, женского 23; между умершими старообрядцев: 1 женщ. 55 дет, между 6 и 14 годами 5, остальные 17 моложе 5 лет. Самые старые были 1 мужчина 81 год, 1 тоже мужч. 77, 6 мужч. от 72-75, 3 женщ. 70 лет.

Так православных в Бичуре в 1825 году было 84 души мужеского и 45 женского; через 5 лет 104 и 50, а еще через 5 лет 41 и 35, а всего с переселенцами 97. Последняя цифра впрочем сомнительна.

Отсюда приступим прямо к новейшему времени и берем 1860 год
Видимо, что Бичура прогрессировала более всех. В самой Бичуре остается решить, кто более прогрессировал семейские или несемейские. Сравнив эти цифры с цифрами за 1830 год, следовательно за 30 лет, мы найдем, что население старообрядцев в этот период почти удвоилось, а у православных едва увеличилось в два раза.
Из Бичуры семейские, разработавши всю принадлежащую им землю снимают участки за 70 и более верст у православных и у бурят.
При такой силе семейские, принимая в себя чужие элементы, ассимилировали их себе, тогда как слабое православное население, принимая к себе разного рода посельщиков, с одной стороны пополнялось ими, а с другой задерживалось в развитии собственных сил. Эти посельщики большею частью люди бессемейные, не привыкшие к труду или отвыкшие от него, часто устарелые и увечные, разрушенные физически и нравственно, могли служить только бременем, а не помощниками. Они поневоле делались паразитами бедного православного населения, которое от того значительно страдало, и уже, конечно, не могло выдержать ни малейшей борьбы с семейскими, а должно было во всем уступать.
Самое грустное явление, как следствие такого ненормального положения, представляют их отношения ко всему остальному русскому населению. Тут мы встречаем не только полнейшую разъединенность, но и антагонизм, какого не встречаем между русскою народностью и другими, живущими тут же. Они наделяют друг друга разными прозвищами, семейские называют сибиряков желторотые, немшоные, соленые уши, а те этих востроголовые, сычи, шаманы, еретики и т. п., и эти прозвища далеко не так невинны, как все прозвища, даваемые одними городами или селами другим: в них заключается жестокий укор, за которым скрывается ненависть друг к другу. Где бы ни был семейский, он входит в артель не с односельцем своим, а только с семейским, хотя бы он был вовсе другой волости; в судбищах и тяжбах каждый старается отстоять своего, хотя бы для того привелось покривить душой.
Православный в этом случае несколько мягче, вследствие большой пассивности; семейский напротив относится ожесточено, потому что всегда подозревает власть на стороне православного, если не считает представителя ее закупленным.
РОВИНСКИЙ 1872 г Долина Хилка в той части его течения, где он скоро должен покинуть юго-западное направление, чтоб перейти в западное и потом в северное, достигает наибольшего расширенья. С правой стороны ее идет Заганский хребет однообразным плоскогорьем, безлесный, весь открытый, отовсюду доступный; с левой -Малетинский, отделяющий Хилок от Чикоя, весь покрытый лесом с темными, почти черными полосами, которыми издали обозначаются глубокие пади, мрачный и не приютный. Ширина долины доходит здесь верст до 15. Правый берег, высокий с самого начала, далее то поднимается небольшими увалами и пологими сопками, то спускается широкими логотинами и котловинами с обширными еланями; местами в глубь хребта на несколько верст вдаются широкие и отлогие долины; из них вытекают Гутай и другие мелкие речушки. Левая сторона, совершенно плоская, отлогая почти без подъема стелется у подножия окаймляющих ее гор, которые тянутся сплошь и в одном только месте делают устье, чтоб дать выход Бичуре. Вырвавшись из узкой долины между двумя боковыми хребтами, с библейскими названиями, Варлама и Апонского, речушка эта растекается широко и несколькими рукавами устремляется на соединение с Хилком.
Там под Заганским хребтом приютились бурята Хоринского ведомства, найдя отличную защиту против всех непогод во впадинах, замкнутых со всех сторон, превосходные пастбища с мелкими со сочными травами по гривам и горным скатам, елани с толстым слоем чернозема, самою природою поставленные под естественное орошенье повсюду живою струею бывших ключей.
Здесь на широкой и ровной плоскости длинною полосою протянулось русское селение по обе стороны р. Бичуры, то приближаясь к ней вплоть, то держась от нее в почтительном отдалении. По правому берегу прошла Московская улица на 9 верст почти непрерывно; только в одном месте каменная скала мысом притиснулась к самой почти речке и вынудила сделать промежуток сажен во 100, и тут же отделилась короткая поперечная улочка Тюрюхановская, названная по имени тамошних старожилов; тут же острог, волостное правление, общественные магазины. —
По другую сторону почти на таком же протяжении идет Колесовая улица с несколькими перерывами то в два ряда, то в один.
Между этими улицами в три рукава несется речка с двумя мостами и несколькими переходами из плах и досок. — Промежуток (сажен в 200, 300 и до версты неудобен для заселения, потому, что затопляется, но и тут нашлись высокие места; по этим гривкам приютились кабачки, склады и другие жилища без симметрии и почти в разброс. Главным образом все это промежуточное пространство занято огородами. На всем протяжении реки, покуда она протекает по селению, работают более 20 мельниц. Свежестью и прохладой обдает река среди знойного дня; холодом веет от ее мрачной пади, когда поравняешься с нею, проходя ночью. Если смотреть на селение с близи стоящего утеса, то вы видите на обе стороны длинные—длинные улицы и между ними правильные и неправильные четыреугольники зеленого цвета разных оттенков: от сероватого цвета капусты и светло-зеленого у огурцов и моркови до темного у картофеля и свеклы. Там—сям зелень пестреет желтыми гвоздиками, красным и белым маком и разноцветными астрами. Тут же так называемые телятники, огороженные места для выпуска мелкой скотины, добавляют зелени.
Дома все однообразны, но смотрят свежо и бодро. Перед многими стоят сушила: это полости изоболонков или полукруглых плах на четырех столбах вышиною с одной стороны аршина 2 1/2, с другой в 2 со склоном на полдень; здесь просушивают снопы и делают пробу умолота нового хлеба.
Как все великорусские селения, Бичура не красится ни рощами, ни садами, ни даже полисадничками; ни одного деревца ни на улице, ни во дворе. Кое-где только близь речки сам собою разросся чернотал, да группы черемухи и дикой яблони, никем не посаженые и уцелевшие случайно, попавши во время в изгород двора или огорода, и те однако изувечены, потому что здесь нет обычая обирать плоды, а ломают целые ветки.
На Московской улице, немного уступивши с нее, подле тропинки, ведущей к водопою, между огородами и дворами, на маленькой площадке, вы не сразу заметите церковку: она деревянная, потемнела от времени и будто с намерением от стыда или скромности скрылась на глухом закоулке: только крест, обитый жестью, блестит издали и новоприезжему гостю указывает путь к святому храму. Прежде это была старообрядческая часовня, а теперь представляет единоверческую церковь. Сиротливо она смотрит по наружности, сиротою оказывается и на самом деле, потому что, как мы видели, стадо ее 10 лет остается бесплодною смоковницею.
В то время; как здесь сиротою стоит церковь, в верхнем конце селения, в самой холодной, сырой и неприютной его частя, в так называемой Грязнухе. живут более 300 д. сибиряков, которые также сиротствуют, представляя из себя стадо без церкви. В единоверческую церковь православный не имеет права ходить, построить свою они малым и при том весьма бедным обществом не в состоянии, поэтому за всеми требами им приходится ездить за 20 верст в Елань, а под час они прибегают и к старообрядческим дьячкам начетчикам.
Откуда бы вы ни ехали в Бичуру: от Куналея ли, если отправились прямой дорогой из Верхнеудинска по Петрозаводскому тракту, или от Кяхты, верст за 10 до селенья вам приведется ехать сплошь между хребтами.
Я подъезжал с Кяхтинской горы в 20 числах июля: хлеб уже пожелтел, но местами был в прозелень и зерно было мягкое; время бы жать, сто дней необходимые для созревания вышли уже, а он все таки нежится. Только замашка (посконь) выбрана и выслана на пригорках. Куда ни взглянешь, все хлеб; даже высоко, на самом хребте и то все желтеют нивы и скаты гор решительно все исполосованы. только где-где виднеются рощицы, из опушки которых торчат черные скалы, значит, там голый камень. потому и не распахано.
Покосы отсюда далеко, на Хилке; туда перенеслась и вся жизнь; а здесь, пусто и тихо; в селении также никого не видать.

Ровинский П.А. Этнографические исследования в Забайкальской области // Известия СО РГО. Иркутск, 1872. Т. 3, № 3. С. 120-133.

Ровинский П.А. Материалы для этнографии Забайкалья // Известия СО РГО. Иркутск, 1873. Т. 4, № 2. С. 99-101; №3. С.113-132.

РОВИНСКИЙ П.А. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ // ИЗВЕСТИЯ СО РГО. ИРКУТСК, 1872. Т. 3, № 3. С. 120-133.
Полностью статья здесь http://yakov.works/history/19/1870/rovi1872.html

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #36 : 25 Май, 2020, 12:47:45 »
Выборка из материалов Ровинского П.А.

1737 г. 6 дворов сибиряков (исследования Машановой)
1768 г семейские 70 мужчин/66 женщин
православные 2-3 дома
1804 г. семейские 186 мужчин/? женщин
православные 11 мужчин/? женщин
1825 г. семейские 530 мужчин/539 женщин
православные 84 мужчин/45 женщин
1830 г. семейские 619 мужчин/657 женщин
православные 104 мужчин/50 женщин
1835 г. семейские 764 мужчин/768 женщин
православные 41?мужчин/35? женщин
1860 г. семейские 1178 мужчин/1258женщин
православные 172 мужчин/102 женщин
единоверцев 25 мужчин/ 30 женщин
1865 г. семейские 1279 мужчин/1429 женщин
1872 г. в Грязнухе 300 домов (православных и единоверцев)

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #37 : 25 Май, 2020, 12:48:15 »
М. М. ШМУЛЕВИЧ ТРОИЦКОСЕЛЕНГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1982,— 64 с. с ил.

Хилоцкая вотчина была самой крупной в Забайкалье. Она росла постепенно. В 1708 году к вогчине присоединили земли
в устье Хилка, в 1720 году собственностью вотчины стала верхнехилокская деревня Буй. Обширные сенные покосы монастырь получил в 1729 году между реками Чикоем и Хилком, вверх по обе стороны реки Киреть. Через год селенгинской земской избой монастырю был дан указ на владение
пахотной землей и скотским выпуском по левую сторону Хилка до Бичуры и до Кирети-реки
*65 Ц Г А Б урА С С Р, ф. 262, on. 1, д. 146, л. 2 об.— 3; об

В ведении этого крупного хозяйства находились села, расположенные в среднем и верхнем течении реки Хилок: Еланская, Сухой Ручей, Бичура, Узкий Луг, Буй, Красная Слобода (Красный Яр) и Куналей (Малый Куналей). В центре вотчины Хилоцкой слободы, или Харитоново, названной так по имени одного из ссыльных, насчитывалось в 1723 году 37 дворов. Позже эти села вошли в состав Мухоршибирской и Куналейской волостей

*66 Шмулевич М. М. К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Зап адн ом З аб ай к ал ье в X V III— первой половине XIX* века.— В кн.: Этногр. сб. Улан-Удэ, 1974. Вып. 6, с. 87, 95.

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #38 : 26 Ноябрь, 2020, 19:05:27 »
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=5476.msg72832#msg72832
Финляндские стрелковые полки:
Гневашев   Василий   Демидович   7 ФСП   стрелок      Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старопечерская   пропал б/в   15.09.1915   у д. д. Мыкса и Богуши
Гневашев   Игнатий   Федорович   7 ФСП   стрелок      Верхнеудинский уезд   Еланская волость      пропал б/в   03.08.1915   под городом Вилькомиром
Гневашев   Михаил   Ильич   7 ФСП   стрелок      Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старо-Бичурское   ранен   04.10.1915   у дер. Суцков
Гневушев   Илья   Арсенович   7 ФСП   стрелок      Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старая Бичура   болен   16.12.1915   Полевой запасной № 136 госпиталь
Гнеушев   Демьян   Иванович   7 ФСП   стрелок   32 г.   Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старая Бичура   болен   26.10.1915   Москва, Таганский госпиталь №с108
Гнеушев   Никонор   Федорович   7 ФСП   мл. унтер-оф.      Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старая Бичура   ранен   20.08.1916   под городом Вильна
Гнеушев   Тимофей   Михайлович   7 ФСП   стрелок      Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старо-Бичурское   ранен   31.07.1915   под городом Вилькомиром. Поступил 1 сентября в эвакуационный госпиталь.
Гнеушев   Тимофей   Михайлович   7 ФСП   стрелок      Верхнеудинский уезд   Еланская волость   Старо-Бичурское   ранен   01.08.1915   под городом Вилькомиром

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #39 : 26 Ноябрь, 2020, 19:07:52 »
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2631.msg68534#msg68534

Список церквей, вступивших в "Союз взаимопомощи в несчастных случаях" Забайкальской епархии на 1916 г.

XVIIблагочинническийокругъ.
Еланская Введенская
Верхне Маргентуйская Св.Ду-ховская при писн.к Елан'ск
Старо Бичурская Прокопиевская
 Боянхосунская Николаевска при ней:а)караульный дом б)кладовая.•
Желтуринская Покровская при-писн. къ Боянхосунской при ней караульный дом
Нарынская Ильинская
Аракиретская Николаевская

Оффлайн Натали Шестакова

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 919
  • Наталья Иннокентьевна
    • Просмотр профиля
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #40 : 28 Май, 2021, 15:07:24 »
Так же в Национальной библиотеке, в Улан-Удэ, я наткнулась на книгу(не помню автора, но найду и исправлю), в которой есть ответы старожилов сел о их возникновении. Вот что пишут о Бичуре.

О заселении Бичуры.
- Слепневская фамилия переселена сюда из Самары. Сосланы за религию, слыхали поди, про раскольникв-то. Когда Иван Слепнев со старухой приехали сюда, здесь жили одни буряты да монголы. Потому и названия все бурятские: и Бичура, и Аракичиначи, так прозывается одна падушка тут, Адага, Дондуково и др. все бурятские. Русских только там, где старая деревня, так она и прозывается: «Старая деревня» жили только Гнеушевы, муж с женой. Раньше нас, значит, прибыли. Православные были. Потом появились Григорьевы, муж с женой, казацкий род. Тоже староверы с Дону сосланные. От них пошли казаки, вот казачья улица у нас есть. Приезжали все парами, семьями, значит. Потому и семейские.
-Так от этих нескольких семей и развелись здесь семейские?
-Да, так и развелись.
[В разговор вмешивается жена Марья Кирилловна]
- Да ты сам посуди, милой, от одной меня сколько потомства пошло: семь своих, сорок три внука, да тридцать поболе правнуков. А за столько-то время сколько их было.
- Ну, а другие фамилии, так я думаю, что они же слепневски, или гнеушевски, или григорьевки. Только, как это сказать, где-то в роду по другой фамилии стали. Вот скажем отец како имя имет, то и сыну фамилия. Старуха-то моя из казаков, Григорьева. Казаки раньше пользовались земледелием отдельно от крестьян. Получали землю поблизости, как военные, защитники. У нас здесь три казачьих войска стояло: Ара-Киретьское, Кяхтинское и Заудинское. Может, и другие были, я то эти знаю. Ара-Киреть – это станица казачья, здесь поблизости у нас.

Зап.Найданов В.Ц. от Слепнева Матвея Федоровича, 1882 г.р., с.Бичура, Бичурского р-на РБ, 21 октября 1960 г.
ЦВРК ИМБТ, инв. №1898, п.1, л. 197-198

Удивительно, что нет на форуме фамильной темы "Слепнёвы". Моя судьба свела меня с замечательными людьми - потомками бичурских Слепнёвых.
 Три брата Николай, Владимир и Виталий Фёдоровичи Слепнёвы, родившиеся в Новосретенке, стали владельцами золотодобывающих предприятий в Бодайбинском районе Иркутской области. Но став весьма успешными и занятыми, они не забыли свои семейские корни и свою малую родину и в 2015 году благодаря их меценатству в Новосретенке распахнул свои двери Древлеправославный храм (РДЦ) в честь Сретения Господня.


"Как было сказано выше, без помощи уроженцев села Новосретенка, братьев Слепневых, возведение церкви было бы невозможно. И на торжественное открытие приехал один из братьев – Владимир, который обращаясь к своим землякам, сказал: «Сегодня для всех нас радостное и замечательное событие. На этой земле строились дома, школы, магазины, Дома культуры, но никогда не было церкви, и теперь она есть. Теперь же колокольный звон будет звучать в наши праздники. Для нас, братьев, это большая честь построить храм Божий в родной деревне. Церковь построена не специально для какого-то праздника или события, она построена в память о наших предках и глубочайшего уважения к своим корням и традициям старообрядчества.

 

Источник - https://navigator.starove.ru/item/staroobryadcheskij-hram-sreteniya-gospodnya-novosretenka-rdts/

На основе родословной, которой плотно занималась одна из невесток Тамара Слепнёва, потомки бичурских Слепнёвых выпустили книгу о своих семейских корнях и тех местах за Байкалом, куда три века назад пришли их предки-старообрядцы (жалею, что не попросила один экземпляр себе, конечно бы не отказали.)


Р.S.  Светлана Арсентьева! Если моё сообщение о Слепнёвых не к месту, можно удалить - никаких обид.
« Последнее редактирование: 28 Май, 2021, 17:39:48 от Натали Шестакова »
Шестаковы д. Казакова Ундинской слободы и с.Утан Чернышевский р-н, Катниковы, Былковы с.Кокуй Алек-Заводский район

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #41 : 11 Июнь, 2021, 16:33:56 »
Удивительно, что нет на форуме фамильной темы "Слепнёвы". Моя судьба свела меня с замечательными людьми - потомками бичурских Слепнёвых.
 Три брата Николай, Владимир и Виталий Фёдоровичи Слепнёвы, родившиеся в Новосретенке, стали владельцами золотодобывающих предприятий в Бодайбинском районе Иркутской области. Но став весьма успешными и занятыми, они не забыли свои семейские корни и свою малую родину и в 2015 году благодаря их меценатству в Новосретенке распахнул свои двери Древлеправославный храм (РДЦ) в честь Сретения Господня.


"Как было сказано выше, без помощи уроженцев села Новосретенка, братьев Слепневых, возведение церкви было бы невозможно. И на торжественное открытие приехал один из братьев – Владимир, который обращаясь к своим землякам, сказал: «Сегодня для всех нас радостное и замечательное событие. На этой земле строились дома, школы, магазины, Дома культуры, но никогда не было церкви, и теперь она есть. Теперь же колокольный звон будет звучать в наши праздники. Для нас, братьев, это большая честь построить храм Божий в родной деревне. Церковь построена не специально для какого-то праздника или события, она построена в память о наших предках и глубочайшего уважения к своим корням и традициям старообрядчества.

 

Источник - https://navigator.starove.ru/item/staroobryadcheskij-hram-sreteniya-gospodnya-novosretenka-rdts/

На основе родословной, которой плотно занималась одна из невесток Тамара Слепнёва, потомки бичурских Слепнёвых выпустили книгу о своих семейских корнях и тех местах за Байкалом, куда три века назад пришли их предки-старообрядцы (жалею, что не попросила один экземпляр себе, конечно бы не отказали.)


Р.S.  Светлана Арсентьева! Если моё сообщение о Слепнёвых не к месту, можно удалить - никаких обид.

Уважаемая, Наталья. Никаких обид). Это же память!

Оффлайн Натали Шестакова

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 919
  • Наталья Иннокентьевна
    • Просмотр профиля
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #42 : 11 Июнь, 2021, 16:59:43 »
Уважаемая, Наталья. Никаких обид). Это же память!

Да, память, и конечно же гордость - какие достойные потомки продолжают Слепнёвский старообрядческий род. 

« Последнее редактирование: 11 Июнь, 2021, 17:11:57 от Натали Шестакова »
Шестаковы д. Казакова Ундинской слободы и с.Утан Чернышевский р-н, Катниковы, Былковы с.Кокуй Алек-Заводский район

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #43 : 04 Октябрь, 2023, 10:56:19 »
Бичурский род Гнеушевых мною изучен почти полностью, за исключением нескольких персон, но думаю это вопрос времени. Так что если в вашей родословной встречается фамилия Гнеушев, пишите мне в личку, будем рабзираться.
Также проживают в Бурятии и крещенные иноверцы Гнеушевы Ашебагатского (Кяхта) и Сонгольского(Тамир) родов, по ним не изучала, но тут тоже вопрос времени и интереса.
« Последнее редактирование: 04 Октябрь, 2023, 11:14:26 от Svetlanochka03 »

Светлана Соловьева

  • Гость
Re: Гнеушевы Старая Бичура
« Ответ #44 : 04 Октябрь, 2023, 11:12:50 »
Пока я изучала родословную, медленно, но верно пришла к истории самой Бичуры. Один из предков, а именно Федор Семенович Гнеушев, утверждал, что Гнеушевы и основали Бичуру. Кто не знал об этом, читайте данную тему сначала. И если коротко, то при поддержке администрации Бичурского района, я провела исследование на тему: "Первое упоминание о Бичурской деревне". Каково же было мое удивление, так же как и архива г.Улан-Удэ, документы подтверждающее этот факт, хранятся в Улан-Удэ. На основании моего исследования в 2023 году Бичура отмечала юбилей 300 лет. Очень рада быть причастной к такой дате.
Вишенкой на торте стал выпуск моей книги "Бичура. Разгадка юбилейной даты", где я полностью обосновала свое исследование. В книге вы найдете, наверное первую, сельхоз. перепись Бичуры, где отражена семья полностью, а также количество скота и описание усадьбы, в которой жила семья. Интересные фамилии, которые сейчас фигурируют совсем в других районах республики, такие как Аргамацкий, Новокрещенных, Зайков, Шестаков, Сафонов, Пестерев, Панков, Шайдуров, Шарапов. В книге отражены также бурятские рода кочевавшие, в первой половине 18 века, на территории Бичуры- это Гучитский и Кудаевский(Худаевский) рода. По вопросам приобретения книги, пишите в личку.