Небольшое отступление о монастырских вкладчиках:
"1. Нерчинский Успенский монастырь, который является мужским монастырем, расположен на южной стороне Шилки, в 3 верстах ниже устья реки Нерчи, на речке Арзамасовке, которая возникает из гор в 5 верстах южнее и впадает в рукав Шилки рядом с монастырем. Этот монастырь был построен в 1708 г. по разрешению тобольского архиепископа нерчинским сыном боярским Никитой Титовым сыном Варлаамовым, называемым также Марой. Он имеет каменную церковь Успения богородицы с построенной отдельно кеменной колокольней (от названия церкви происходит и название монастыря) и построенную недавно деревянную церковь, посвященную Богоявлению господню. Кельи и другие монастырские здания деревянные.
Вокруг немногие дома так называемых монастырских вкладчиков. Во главе монастыря должен стоять игумен. Однако сейчас здесь лишь викарий, так как последний игумен Нафанаил был послан в 1735 г. архимандритом в Иркутск."
...
"Другой класс русских жителей Нерчинского уезда, а именно те, кто относится к городу и подчиненным ему острогам и слободам и платит подати, состоит из следующих сословий:
1. Посадские — 259.
2. Отставные дворяне — 5.
3. Отставные дети боярские — 25.
4. Отставные служилые — 521. [204]
5. Бобыли — 1469.
6. Крестьяне — 617.
7. Монастырские крестьяне — 38.
8. Вкладчики при этих монастырях — 100.Первые платят по 120 копеек с человека, четыре следующих сословия — по 110 копеек, /л. 26об./ а два последних — по 70 копеек. Помимо этого государственные крестьяне поставляют определенное количество хлеба в казну,
а монастырские крестьяне и вкладчики пашут и работают на нужды монастыря."
Г. Ф. Миллер
Географическое описание и современное состояние Нерчинского уезда Иркутской провинции в Сибири.
"Монастырские вкладчики
Характерной особенностью монастырской повседневной жизни было регулярное поступление вкладов.
Выражение «вложился» или «вложил», по мнению A.A. Савича, свидетельствовало о том, что с данного момента вкладчик становился полноправным членом монастырской корпорации.
Монастырь брал на себя обязанности «покоить», питать и одевать вкладчиков как всю остальную братию.
Вкладчики могли жить при монастырях, а также влиять на избрание монастырской администрации.
В некоторых небольших малочисленных обителях за недостатком братии миряне-вкладчики могли занимать и официальные монастырские должности."
"Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства"
Шамина Ирина Николаевна
Подробности о монастырских вкладчиках можно почерпнуть из клировых ведомостей и приходно-расходных книг, например по Нерчинскому Успенскому монастырю:
Ф282-1-4 Приходно-расходная Нерчинского монастыря
Ф282-1-6 Приходные и расходные книги Нерчинского Успенского монастыря сведения о родившихся и выбывших из сел прихожан принадлежащих монастырю. Рапорты в Иркутскую духовную консисторию о получении указов ее императорского величества сведения о числе церков 801 л.
Ф282-1-7 Приходо-расходная книга Нерчинского Успенского монастыря. Донесения о сборе подушных податей 367 л.
Ф282-1-8 Приходо-расходная книга Нерчинского Успенского монастыря за 1740-1741 годы 100 л.
Ф282-1-15 Приходо-расходная книга Нерчинского Успенского монастыря. Инструкции вновь избранным старостам 452 л.
...
Ф282-1-30 Рапорты о получении Указов ее императорского величества. Указания Нерчинского Успенского монастыря. Списки подушных плательщиков. Приходо-расходная книга. Долговая книга. Донесения о сборе подушной подати о наборе рекрутов 357 л.
...