Автор Тема: Сретенский отдельный Дивизион речных кораблей Краснознаменной Амурской военной ф  (Прочитано 997 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
На 1945 год Сретенский дивизион имел в своём составе следующие суда: 1-й Отряд бронекатеров ,четыре катера проекта 1125 ранних образцов.
2-й Отряд бронекатеров , два катера типа "Штык" ,и два катера типа "Н". Отряд глиссеров : два авиоглиссера проект НКЛ-5. Плавбаза ПБ-1.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Любопытна судьба катеров типа "Н"
В Сретенском дивизионе таких было два за номерами 81 и  84.
БК-84 (до 02.11.1920 -СКА-4; до янв  1921 СКА-10; до 25.05.1921 СК-10; до 1928 СКА-4; до 21.08.1934 Н-4; до 15.04.1937 БК-113; с 10.02.1944 БК-84.) Заложен в 1915 г спущен в 1916 вступил в строй в 1916 03.07.1920 вошёл в состав морских сил чёрного моря в качестве сторожевого катера. В 1920-21 гг прошёл кап ремонт в июне 1926 возвращен в класс бронекатеров. С 27.06.1926 находится в составе Днепровской флотилии. В 1929-30 гг прошёл кап ремонт и модернизацию. 29.03.1934 передан в состав Амурской военной флотилии. 24.10.1940 сдан в отдел фондового имущества , но вскоре возвращен в боевой состав. Участвовал в Маньчжурской наступательной операции. Его собрат катер БК-81 проделал точно такой же путь.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Забайкальский флот
Всё дальше от нас грозные события второй мировой войны, о них написаны тысячи книг научных статей и мемуаров снято множество фильмов, но некоторые эпизоды той войны не заслуженно обделены вниманием. К таковым можно отнести войну между СССР и Японией 1945 года. Какие можно вспомнить фильмы о той войне? На ум приходит многосерийный фильм «Государственная граница» да несколько документальных передач, еще меньше описаны действия Краснознаменной Амурской военной флотилии и уж совсем вскользь упоминаются действия такого подразделения как Сретенский отдельный дивизион речных кораблей Краснознаменной Амурской военной флотилии сокращенно СОДРК. Обычно упоминания о нем умещаются в несколько строчек. Хотелось бы в этой статье более широко рассмотреть действия Сретенского отдельного дивизиона речных кораблей (далее СОДРК). Разобраться какие суда стояли на вооружении и какие люди несли на них службу, как воевали и как побеждали. А сделать это будет не просто, слишком скудные и отрывистые сведенья дошли до наших дней о СОДРК. Просмотрев несколько десятков публикаций, научных статей, книг и справочников, а также несколько сотен наградных листов удалось собрать некоторый материал. Итак начнем.
     Командир СОДРК Кап.3р. Гундорин Алексей Николаевич   
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля


Командир СОДРК Кап.3р.
Гундорин Алексей Николаевич
« Последнее редактирование: 06 Январь, 2020, 18:21:42 от СветланаФ »
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Родился 27 сентября 1915 г в селе Дубовый-Умет Куйбышевской области в семье крестьянина. Его отец Гундорин Николай Васильевич погиб в 1919 году на колчаковском фронте. В 1931 поступил учиться на кузнеца в г. Куйбышеве. В этом же году вступает в ВЛКСМ был членом бюро комсомольской организации, позже секретарем комсомольской организации. В 1933 году комсомолом направлен в Военно-морское артиллерийское училище имени Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины в г Севастополь. В 1937 году окончил училище и получив звание лейтенанта убыл для прохождения службы на Краснознаменную Амурскую военную флотилию в Хабаровский отдельный дивизион бронекатеров на должность командира бронекатера. С 1939 года начальник штаба Хабаровского дивизиона. С 1940 года Командир 1-го отдельного дивизиона бронекатеров Зее-Бурейской бригады речных кораблей. На 1945 год командир Сретенского отдельного дивизиона речных кораблей. В 1955 году окончил Военно-морскую академию им Ворошилова. Долгое время служил в Севастополе.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Современная реплика бронекатера проекта 1125
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Катера и их вооружение

Катерный состав СОДРК на 1944 год: в состав дивизиона входили 1-й и 2-й отряды бронекатеров (ОБКА) местом их базирования были г Сретенск и падь Даван на р Шилке. В состав 1-го ОБКА входили катера проекта 1125 ранних образцов №16, №17, №18, и №19. В состав 2-го ОБКА входили два катера типа «Н» за номерами 81 и 84, а также два катера типа «Пика» за номерами 93 и 94. Кроме того отряд из двух глиссеров проекта НКЛ-5 за номерами АР41 АР42 и плавбаза ПБ-4, бортовые номера судов не были постоянными и иногда менялись.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Бронекатер проекта 1125 на Амуре.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Проект 1125
Эти катера на тот период были вполне современными и отвечающими требованиям времени. Разработка этого проекта началась еще 12 ноября 1931 года, когда Командование Рабоче-Крестьянского Красного флота утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров. Проект 1124 для Амура и проект 1125 для Днепра. В 1932 году учетно-строевое управление ВМФ РККА рассмотрело 7 эскизных проектов. В итоге главным конструктором проекта 1125 стал Юлий Юльевич Бенуа. Экипаж катера состоял из 10-13 человек. Катер имел 8 водонепроницаемых переборок. Высота под-палубных помещений от настила до кромок под-палубного набора около 1,15 м имелись складные столы, подвесные койки в том числе и в пулеметных отсеках, выпрямится во весь рост было невозможно от чего обитаемость катера была ужасной, но имелось водяное отопление от системы охлаждения двигателя. На катере была установлена радиостанция «Ерш» дальностью действия 148 км. На катере применялась система защиты топливных баков от возгорания, охлажденные выхлопные газы подавались к топливным бакам и далее уходили в выхлопную трубу. В качестве энергетической установки использовался 12 цилиндровый V- образный авиационный бензиновый двигатель ГАМ-34БП мощностью 800 лошадиных сил что обеспечивало скорость хода 35-40 км/ч и дальность плаванья 296-370 км. После 150 часов работы нового двигателя требовалась его полная переборка. Движитель один винт в открытом тоннеле. Водоизмещение 26-29,3 т длинна 22,5 м ширина 3,4 м осадка 0,5 м. Запас топлива 1.3-1.75 т. Вооружение: одна 76 мм пушка КТ-28 и один пулемёт ДТ в башне от танка Т-28 кроме того 3 пулемета Максима в трех башнях ПБ-3 на корме носу и рубке катера. Бронирование катера противопульное борта 7 мм палуба 4 мм борт рубки 8 мм. Нижняя кромка бронирования опускалась на 150 мм ниже ватерлинии. Во время ВОВ вооружение катера сильно варьировалось устанавливались различные пулеметы в основном это: Дегтярев танковый-ДТ, Максима, ДШК, также и иностранные образцы, одиночно или в спаренных установках. Различные пулеметные башни, башню от т-28 сменила башня т-34, на некоторых катерах устанавливались пусковые системы типа «Катюша». В период войны устанавливались и иностранные двигатели «Хоол-Скотт» мощностью 900 л. с. и «Паккард» мощностью 1200 л. с. В одной из публикаций в интернете указывается что на катера проекта 1125 СОДРК установили двигатели «Паккард» и пусковые установки типа «Катюша», но подтверждений этому ни где не нашлось. Кроме того, во время ремонта старых катеров в их вооружение и конструкцию могли вносится существенные изменения и усовершенствования.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Бронекатер тип "Н" после модернизации.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

 Тип "Н"
В 1915 году Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Российской империи возбудило вопрос о создании речных броневых отрядов, в каждом отряде помимо прочих судов должно было иметься 6 бронированных катеров –разведчиков. Штабс-капитан Симонов 20 апреля 1915 года организовал эскизное проектирование.  Заказ на изготовление бронированных катеров разведчиков были выданы судостроительному заводу К.О. Ревенского в Одессе на 14 катеров и Технической конторе «Бюро Вега» Финляндия на 4 катера. К середине 1916 года «Бюро Вега» закончил изготовление 4 катеров, а завод Ревенского затянул изготовление катеров до 1918 года. ТТХ катера: водоизмещение 15-20 т, длинна 15,2 м, ширина 3,05 м, осадка 0.61-0.90 м. Вооружение изначально состояло из двух пулеметов Максима в носовой и кормовой вращающихся башнях. В конце 20-х кормовую башню демонтируют и вместо неё устанавливают 76.2 мм горную пушку на открытой тумбовой установке. По причине нехватки двигателей на катера устанавливались двигатели разных систем при чем мог устанавливаться как один двигатель с одним гребным винтом в открытом тоннеле так и два двигателя с двумя гребными винтами, от чего могли различаться осадка катера и его скоростные характеристики,  в среднем мощность одного или суммарная мощность двух двигателей составляла 100 л. с. скорость 19-21 км/ч  Бронирование также несколько различалось, использовалась хромникилевая сталь: пояс по ватерлинии 7 мм, палуба 5 мм, рубка 7 мм, башни пулеметов 7 мм. Экипаж 7-10 человек 25 десантников.  Катера разведчики под номерами Н-1, Н-2, Н-3, и Н-4 29.03.1934 года отправили по железной дороге из Киева в г Сретенск. Около 6 лет они служили на Амуре 24 октября 1940 вышел приказ о их разоружении и сдаче на лом, но вскоре два катера были возвращены в строй и служили в составе 2-го ОБКА СОДРК под номерами 81 и 84. До своего прибытия в Сретенск эти катера успели послужить с 1920 г. в составе Морских сил Черного моря с 1926 в составе Днепровской флотилии в 1934 переданы Амурской военной флотилии. Встречаются чертежи катеров типа «Н» датированные 1938 годом с дополнительно установленными пулеметами: ДШК над машинным отделением и пулеметом Максима на ходовой рубке.
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
 Тип "Пика"
Серия из 10 бронированных посыльных судов спроектированных и построенных на Путиловском заводе специально для действия в бассейне Амура. Заложены в 1908, закончены в 1910.Катера: «Кинжал», «Копье», «Палаш», «Пика», «Пистолет», «Пуля», «Шашка», «Сабля», «Рапира», доставлены для сборки в село Кокуй Забайкальской области. Штык остался на заводе для дальнейших испытаний. Посыльные суда типа «Пика» стали первыми в мире бронекатерами. В 1915 году восемь катеров с Амура были отправлены на Балтийское и Черное море. Водоизмещение 23,5 тонны, длинна 22,5 м, ширина 3,12 м, осадка 0,51 м. Бронирование 8 мм, рубка, машинное отделение, борта. Силовая установка два керосиновых двигателя Лесснера или два бензиновых двигателя Даймлер суммарной мощностью 200 л. с. скорость 16 км/ч, дальность плаванья до 580 км. Запас топлива 1.7 тонны. Экипаж 12 человек.  Вооружение 76.2 мм пушка образца 1913 года и два пулемета Максима. С первых дней революции экипажи катеров «Копье» и «Пика» встали на сторону советской власти в 1918 году «Копье» захвачен японцами и уведен в Японию.  Бронекатер «Пика» был выведен из строя экипажем. В 1920 году был отремонтирован бронекатер «Пика», а в 1925 году Япония возвращает «Копье». После модернизации катера вошли в состав СОДРК принимали участие в конфликте на КВЖД. В 1934 году после переименования «Копье» стал БК-93, а «Пика» БК-94. В октябре 1940 катера сдали на слом, но вскоре вернули в строй.
« Последнее редактирование: 06 Январь, 2020, 22:33:09 от Александр191186 »
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)

Оффлайн Александр191186Автор темы

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Зыряновы,Бянкины (Ишикан),Подойницыны (Подойницыно),Ветровы (Нижний Кокуй) Кривоноговы (Аргунск) Зимины (Ложниково) Никоновы (Батакан)