Автор Тема: Якутия  (Прочитано 12823 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Якутия
« : 10 Январь, 2012, 14:41:06 »
Эта тема назревала давно. Просто материал по ней настолько объёмный, что трудно было определиться, с чего начать. Начну, пожалуй вот с этой карты, где видно, что территория Якутия простиралась вплоть до Нерчинского уезда, а дальше понемногу с вашей помощью будем продвигаться вглубь.
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #1 : 10 Январь, 2012, 14:54:45 »
I. Легенды, сказки, предания.
1. Легенды о происхожденіи якутов.
а) Когда то очень давно во время борьбы русскихъ съ татарами, на Ленѣ, въ нынѣшнемъ Якутскомъ округѣ, жилъ богатырь въ coсѣдствѣ съ другимъ человЬкомъ. Богатырь ловилъ звѣрей, рыбу и держалъ много скота. Разъ лѣтомъ во время бури, которая часто бываетъ въ нашихъ мѣстахъ, онъ вышелъ на берегъ рѣки изъ своей юрты и увидѣлъ, что къ нему приплылъ на деревѣ съ необрубленными сучьями и корнями неизвѣстный человѣкъ, изъ себя бѣлый, красивый и высокій. Богатырь пригласилъ незнакомца знаками къ себе въ гости, потому что онъ не умѣлъ говорить нa языкѣ богатыря, почему тотъ и назвалъ его "Тыла-сохъ", что значить „языка нетъ" (тылъ—языкъ и сохъ—нѣтъ).Незнакомецъ такъ понравился богатырю, что тотъ оставилъ его у себя вмѣстѣ жить, чему Тыла-сохъ послѣ долгой скитальческой жизни, какую онъ велъ въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ, былъ очень радъ. Долго онъ работалъ на богатыря безъ всякой платы; работалъ хорошо, не лѣнился, пасъ коровъ, лошадей, заготовлялъ сѣно для нихъ, ловилъ рыбу и звѣря, и, вообще, всѣ работы по хозяйству исполнялъ, какія случались. Богатырь сдѣлался чрезъ это еще болѣе богатъ въ сравнѳніи съ прежнимъ: у него увеличились стада коровъ и лошадей, а также много стало мѣховъ. Желая чѣмъ либо вознаградить Тыла-сохъ за долговремеяную безплатную работу, онъ предложилъ ему въ жены одну изъ 8 своихъ дочерей на выборъ. Такое предложеніе Тыла-сохъ принялъ съ радостью, но затруднился въ выборѣ себѣ жены, потому что всѣ дочери богатыря были неописанныя красавицы, кромѣ одной, самой младшей. Тыла-сохъ въ это время уже умѣлъ говорить на языкѣ богатыря и успѣлъ разсказать ему, что на прежней своей родине онъ былъ грамотнымъ, имѣлъ книги, былъ оюномъ 2), а звали его Эллей. Книги свои онъ бросилъ въ рѣку, когда бѣжалъ изъ дома. Эллей, желая выйдти изъ затруднительнаго положенія при выборѣ жены, обратился за совѣтомъ къ сосѣду богатыря, который и посовѣтовалъ ему выбрать жену съ такими достоинствами, объяснить которыя не совсѣмъ удобно.Достоинствами этими обладала самая младшая дочь богатыря, самая некрасивая изъ всѣхъ; на ней онъ и женился. За то что Эллей выбралъ себѣ некрасивую жену, богатырь далъ ему въ приданое одну только лошадь и корову. Зло закипѣло въ душѣ жены Эллея, когда она узнала награду своего отца. Для нея ясно стало, что отецъ ее ненавидитъ и желая отмстить ему, она сдѣлала кумысъ какой-то особенный,сильно охмѣляющій и напоила имъ всѣхъ своихъ родственниковъ, которые были пьяны три дня, и спали не просыпаясь. Ha четвертый день, сдѣлавшись трезвыми, за такое угощенье такъ разсердились на зятя и его жену, что не захотѣли вмѣстѣ съ ними жить на землѣ, какъ со злыми людьми, и вознеслись всѣ живыми на небо къ богу Ирюнь-ани-тоёнъ, т.-е. къ безгрѣшному господину. Въ память этого вознесшагося съ дочерьми богатыря возникъ обычай поднимать умершую незамужнюю дѣвушку во время погребенія нѣсколько разъ кверху, воображал при этомъ, что она соединится, какъ незамужняя, узами брака съ богомъ Ирюнь ани-тоёнъ, живущимъ всегда на небѣ и никогда неспускающимся на землю. У Эллея родилось 15 сыновей и столько же дочерей, отъ нихъ и произошли якуты. (Зап. со словъ старшины B. Габышева).
— , Этнографическое Обозрение. Том 3, стр.150
ИЗЪ МАТЕРІАЛОВЪ ПО ЭТНОГРАФии ЯКУТОВЪ.
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #2 : 10 Январь, 2012, 15:02:28 »
Ещё одна версия этой легенды
в) Ha томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ былъ построенъ сначала г. Якутскъ, жилъ человѣкъ-бай  Омогонъ. Онъ должно быть былъ чукча или японецъ, достовѣрно неизвѣстно; у него было много разнаго добра. Съ юга по р. Олекмѣ пришелъ къ нему бѣдный чѳловѣкъ, звали его Эллеемъ. Онъ былъ высокого роста, красивый и сильный. Кромѣ красоты и силы, у него ничего не было. Эллей остался у Омогонъ-бая въ работникахъ. Долго онъ работалъ Омогону, который разъ сказалъ ему, а не хочешь ли ты взять себѣ въ жены любую мою дочь? Эллей выбралъ самую младшую, некрасивую; но за него очень желала выйдти замужъ старшая красавица дочь Омогона, которая очень любила Эллея. Омогонъ далъ зятю своему корову и кобылу. Когда кобыла ожеребилась, то Эллей сдѣлалъ кумысъ и принесъ богу Ирюнь-ани-тоенъ жертву, а также и угощалъ бога Ытыкъ, покровителя всѣхъ животныхъ и людей. Омогонъ съ семействомъ, смотря на жертвоприношеніе, очень удивлялся, потому что никогда его не видалъ. Старшая красавица дочь съ горя и печали построила собѣ домъ въ 7 этажей, отдѣлилась отъ отца и жила въ самомъ верхнемъ помѣщеніи, занималась какимъ-то особеннымъ шаманствомъ, такъ что всѣ домашніѳ считали eё сумасшедшей, но она не была такой, а превратилась въ злого духа и старалась дѣтямъ Эллея и всему скоту его посылать всѣ болѣзни. У Эллея много родилось дочерей и сыновей, отъ которыхъ и произошли якуты, въ томъ числѣ и Тыгынъ. Ытыкъ— покровитель скота далъ ему столько коровъ и лошадей, что онъ сдѣлался гораздо богаче Омогона. Все было хорошо, но одно не ладно; старшая дочь Омогона изъ мести, что Эллей не женился на  ней, часто посылала разныя болѣзни на потомковъ его. Они посылаются и понынѣ на якутовъ, потому что она прокляла noтомство Эллея, но оюны (шаманы) отводятъ ихъ и если бы не 6ылo богов Ирюнь-ани-тоенъ, Ытыкъ и оюновъ, то быть можетъ все якуты умерли бы. Послѣдніе (оюны) просятъ боговъ, чтобы они заступились за якутовъ и отвели посылаемыя болѣзни отъ нихъ. (Зап. со словъ инор. Сем. Торговкина.)
Этнографическое Обозрение. Том 3, стр.151
     www.knigafund.ru
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #3 : 10 Январь, 2012, 15:11:36 »
Я пока помещаю эти легенды, потому-что к ним не раз ещё придётся вернуться в нашей истории.

Съ той стороны, гдѣ закатывается солнце, по Ленѣ шли два брата: одинъ—Алей, а имя другого забыто; дойдя до р. Олёкмы, назавъ ее золотыми воротами, они раздѣлились; одинъ изъ нихъ пошелъ на сѣверо-востокъ; отъ него и произошли якуты; другой удалился на полдень, потому что здѣшняя сторона ему не  понравилаоь. Кто былъ другой братъ или народъ покрыто мракомъ.  Нѣкоторые якуты говорятъ, что они происходятъ отъ „иллилахъ", животнаго съ руками, а также отъ медвѣдя, бывшаго когда-то человѣкомъ, черта (абасы); отъ богатыря и наконецъ отъ мужчины и женщины, которыхъ Ирюнь-ани-тоёнь спустилъ съ неба на землю: отъ нихъ они и размножились. Ho у нѣкоторыхъ якутовъ существуетъ опредѣленное преданіе, гдѣ они говорятъ, что якуты пришли сюда изъ тѣхъ мѣстъ, гдѣ живутъ буряты. Якуты называютъ себя "саха", что это значить они и сами не знаютъ, но предполагаютъ, что первый богатырь былъ Саха. Нынѣшнее же названіе они получили отъ тунгусовъ, своихъ сосѣдей, которые при встрѣчѣ называютъ ихъ "еко"; нѣкоторыѳ pycскіе и теперь называютъ ихъ екутами, но не якутами. Изъ отрывочныхъ и темныхъ преданій,сохранившихся между якутами видно, что они, когда-то, будто бы жили въ Барабинской степи,  потомъ перешли къ верховьямъ Енисея, а затѣмъ ушли за Байкалъ, откуда ихъ вытѣснилъ Чингисханъ, или она сами отдѣлились отъ него: они составляли одинъ изъ передовыхъ отрядовъ, а Чингисханъ всегда употреблялъ, ихъ не жалѣя, во время cpaжений въ дѣло первыми, отъ чего якуты въ численности весьма уменьшились; предчувствуя, что, если истребленіе ихъ пойдётъ и далѣе такъ быстро, они всѣ будутъ перебиты, они ушли на сѣверъ, оставивъ Чингисхана и нынѣшнюю Забайкальскую область. У якутовъ, какъ утверждаютъ очень немногіе, была когда то письменность, но вслѣдствіе какого то великаго несчастія, постигшаго все племя, они всѣ письмена и книги бросили въ рѣку. 
 Ho при какихъ обстоятельствахъ это произошло и когда, они нѳ знаютъ. Въ Олекминскій округъ якуты переселились изъ Якутскаго для почтовой гоньбы слишкомъ 200 лѣтъ тому назадъ. До пришествія казаковъ, они жили въ округѣ, но неудачныл битвы съ ними, заставили ихъ удалиться вмѣстѣ съ Тыгыномъ, своимъ предводителемъ въ Якутскій округъ, такъ что Олёкминскій много времени послѣ покоренія уже якутовъ, оставался незаселённымъ. Pyсскихь они навывають „нюча*, въ насмѣшку—мерзлыми медвѣдями, татаръ—волками. Когда я спрашивалъ, почему они русскихъ называютъ медвѣдями,то они объясняли мнѣ это такъ: русский очень похожъ на медвѣдя; когда онъ сытъ, онъ не тронетъ якута и въ нёмъ въ это время проглядываетъ доброта, но когда онъ голоденъ и если его разсердятъ, не жди пощады—всѣ кости переломаетъ. Татаринъ же—сытый рвётъ, и голодный рвётъ: онъ всегда рветъ, но татаринъ трусъ, русскій же смѣлъ: одинъ на трехъ или четырёхъ якутовъ идетъ и нисколько не боится.
Этнографическое Обозрение. Том 3, стр.152
 
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #4 : 10 Январь, 2012, 15:33:35 »
Легенд о Тыгыне очень много. Об этой исторической личности нельзя не сказать, потому-что в первых сведениях казакой о Якутии Тыгын будет упомянут. Я выбрала это, потому-что здесь есть географические привязки к местности.
2. Преданіе о Тыгынѣ, богатырѣ якутовъ и первых столкновеніяхъ ихъ съ казаками.

Картинка взята отсюда: http://ilin-yakutsk.narod.ru/2011-34/18.htm
Тыгынъ былъ богатырь замѣчательно высокаго роста; онъ имѣлъ много у себя рабовъ (кулутъ) и работниковъ (хамначитъ), которыхъ онъ бралъ себѣ, пользуясь своей силой, сколько хотѣлъ. Всѣ князья ему подчинялись во всёмъ. Каждое слово его, каждое приказаніе было закономъ для всѣхъ и никто не смѣлъ его ослушаться. За ослушаніѳ Тыгынъ расправлялся жестоко. Провинившихся въ чемъ либо онъ вѣшалъ, топилъ въ водѣ, разстръливалъ изъ луковъ; зa маловажныя же прѳступленія наказывалъ, какъ ему вздумается:иногда отбивалъ у виновныхъ скотъ, жену, дѣтей и проч. За жестокости якуты не любили его, но боялись. Такими-жѳ богатырями были его сыновья Чалай и Мечёнъ. Якуты подъ предводительствомъ Тыгына вели постоянно войны съ тунгусами и побѣждали ихъ каждый разъ. Они, желая чѣмъ нибудь отмстить Тыгыну зa это, явилиоь къ русскому царю, и, сдѣлавшиоь его данниками, попросили послать войско для покоренія якутовъ. Царь согласился на это прѳдложеніе и послалъ казаковъ, которые приплыли въ нынѣшній Олекминскій округъ на большихъ лодкахъ по р. Ленѣ вмѣстѣ съ тунгусами. Тыгынъ въ это время былъ недалеко отъ нынѣшней Нахтуйской станціи, гдѣ судилъ якутовъ. Когда сказали ему, что пришли казаки и требуютъ, чтобы якуты платили подати имъ, Тыгынъ сильно разгнѣвался на нихъ, созвалъ всѣхъ богатырей на совѣщаніе, на которомъ было рѣшено отказать казакамъ въ требованіи и всѣхъ ихъ истребить. Первая ожесточенная драка произошла между руоскими и якутами выше города Олекминска за 245 верстъ на правомъ берегу Лены, противъ нынѣшнѳй Нахтуйской станціи, на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ теперь стоить резиденція золото-промышленняка Соловьева. Якуты не могли устоять противъ казацскихъ пуль,которыхъ они называли мухами. Много погибло богатырей во время этой схватки, хотя казаки занимали не особенно выгодное, открытое для боя положеніе, якуты же укрывались отъ казацкихъ пуль толстымъ лѣсомъ съ южной стороны; казаки же нападали съ сѣверной береговой, ничѣмъ незащищенной стороны. Наконецъ, когда у нихъ стало на землю валиться много народа, Тыгынъ обратился въ бѣгство. Казаки на мѣстѣ боя выстроили въ одну ночь деревянный домъ, (деревянный—мастъ, домъ—дже). Впослѣдствіи русскіе усвоили это названіе и оно извѣстно теперь подъ имѳнемъ „Мачи" или Мачинской резиденціи. Тыгынъ, преслѣдуемый казаками, переправился на лѣвый берегъ Лены, пройдя въ одну ночь 70 верстъ по тѳченію ея, и остановился для отдыха на небольшой полянѣ  Хону, что значить поляна или чистое мѣсто, окруженной со всѣхъ сторонъ лѣсомъ, почти на самомъ берегу Лены. Здѣсь казаки по указанію тунгусовъ, служившихъ имъ въ качествѣ проводниковъ и пособниковъ въ дракѣ, напали на Тыгына, заставивъ его занять опушку поляны съ сѣверной стороны, а сами начали стрѣлять съ южной по нимъ, такъ что поляна была совершенно свободна, и всякій, выходившій на открытое мѣсто(поляну), былъ ли то якутъ, или казакъ убивался пулей или стрѣлой съ жѳлѣзнымъ наконечникомъ. Стрѣлы и пули во время драки летали по полянѣ какъ мухи и съ такимъ свистомъ, какъ пронзительный вѣтеръ между двумя скалами: даже толстыя лиственицы, служившія прикрытіемъ казакамъ, прострѣливались насквозь. Случалось, если два врага встрѣчались въ лѣсу на близкомъ разстояніи другъ отъ друга, якутъ пускалъ въ дѣло свой батасъ т.-е. обыкновенный кинжалъ: онъ, не подпуская къ себѣ близко казака, такъ мѣтко бросалъ батасъ, что всегда безъ промаха вонзалъ въ грудь или животь, нанося ему всегда смертельную рану: Казаки же не могли въ этом состязаться съ якутами, но ружейный громъ наводилъ ужасъ на якутовъ, такъ что и здѣсь казаки остались побѣдителями, обративъ въ бѣгство Тыгына, переправившагося опять на правый берегъ Лены. Придерживаясь ея берега, онъ достигъ рѣки Олекмы, впадающей въ Лену съ правой стороны, пошелъ вверхъ по ней т.-е. на юг-западъ. Когда онъ дошёлъ до р. Чары, притока Олекмы, казаки, послѣ небольшой стычки, заставили Тыгына двинуться вверх  по ней; при небольшой рѣчкѣ Молдунскѣ, впадающей въ Чару въ 125 верстахъ отъ Олекминска, казаки много побили якутовъ между двумя высокими скалами, преградивъ Тыгыну путь по Чаре. Отсюда онъ пошёлъ тайгой на сѣверо-востокъ, встрѣтивъ на пути озеро Кудай-куоле; на берегу его онъ расположился отдыхать, но казаки нечаянно напали на него и разбили, такъ что Тыгынъ бѣжалъ отсюда тайгой на сѣверъ, не придерживаясь ни рѣкъ, ни притоковъ. Это было послѣднее сраженіе въ Олекминскомъ округѣ. Казаки шли вслѣдъ за Тыгыномъ.
Этнографическое Обозрение. Том 3, стр.153
 
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #5 : 10 Январь, 2012, 15:38:00 »
 Путь имъ указывали тунгусы. По мнѣнію якута Габышева, если бы не тунгусы, казакамъ никогда бы не покорить якутовъ, потому что казаки, незнакомые съ мѣстностью, въ лѣсу безъ дорогъ не могли свободно гоняться за Тыгыномъ, а слѣдъ его всегда указывали тунгусы, узнающіе, какъ и сами якуты, на сухомъ сѣверномъ мху слѣдъ человѣка и безошибочно опредѣляющихъ по нему національность. Тыгынъ, идя на сѣверъ, остановился въ 70 верстахъ отъ нынѣшняго Якутска на правомъ берегу Лены, гдѣ онъ постоянно жилъ со своими женами и дѣтьми и гдѣ были сосредоточены его силы,съ которыми онъ надѣялся прогнать казаковъ: здѣсь онъ былъ побѣжденъ хитростью, такъ какъ казаки не могли уже мѣряться силой съ Тыгыномъ: силы же послѣдняго возрастали съ каждымъ днемъ, потому что въ это время прибыли на помощь богатыри изъ самыхъ отдаленныхъ мѣстъ. Обманъ заключался вотъ въ чёмъ: казакамъ, которыхъ побѣждалъ уже здѣсь Тыгынъ, надо было занять сколько нибудь земли, на которую бы Тыгынъ не имѣлъ претензіи, какъ на свою собственность; поэтому отъ  главнаго начальника казаковъ былъ отправленъ казакъ съ тунгусами и лицами, служившими переводчиками при объясненіи съ якутами. Много было потрачено словъ послами ва то, чтобы убѣдить Тыгына уступить земли. Наконецъ, послѣ долгихъ переговоровъ, онъ уступилъ мѣсто на воловью шкуру, которой казаки, разрѣзавъ на тонкіе ремни, отмѣрили столько земли, сколько хватило, ремней и въ одну ночь выстроили высокую башню. По утру Тыгыну ясно стало, что его   обманули казаки, но было уже поздно: слова брать назадъ нѳ захотѣлъ. Много было пролито крови здѣсь. Якуты часто загоняли казаковъ въ башню съ открытаго мѣста, да и сами казаки въ полѣ не вступали уже въ драку съ якутами, а больше все сидѣли въ башнѣ, такъ что положеніе ихъ нерѣдко было очень опасно, особенно когда якуты окружали ихъ цѣлыми тысячами. Разъ начальникъ казаковъ послалъ посла къ Тыгыну и велѣлъ ему передать, что драться съ нимъ больше не будетъ, хочетъ жить въ согласіи, и приглашаетъ его со всѣмъ семѳйствомъ и другими богатырями въ гости—арги (водку) пить, въ гостяхъ же никто изъ пришедшихъ не подвергнется никакой непріятности, и даже ни одинъ волосъ съ головы нѳ упадетъ. Когда рѣшался вопросъ, идти или нѣтъ къ казакамъ въ гости, младшіЙ сынъ Тыгына Мечёнъ говорилъ: „идти можно*; старшій же Чалай доказывалъ противное, говоря, что казакамъ вѣрить нельзя, что они убьютъ.
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #6 : 10 Январь, 2012, 15:45:23 »
 Самъ Тыгынъ былъ на стороне младшаго сына, такъ что споры кончились тѣмъ, что нѣкоторые ушли  съ Тыгыномъ; дома остался Чалай и немногіе другіѳ. Сначала казаки обошлись съ гостями очень ласково, угощали ихъ aproй (водкою),но чемъ больше сами пили, тѣмъ болѣе становились не любезнѣе и наконецъ, когда гости уже ходить не могли и сидѣли на мѣстахъ какъ прикованные, казаки схватили всѣхъ, связали и бросили въ глубокую яму, нарочно вырытую no срединѣ башни; въ ней они выкололи богатырямъ глаза длинными жѳлѣзными палками, a затѣмъ убили ихъ самымъ жестокимъ способомъ, отрѣзали руки и ноги и половой органъ у Тыгына, и положили его ему въ ротъ. Чалай, оставшись одинъ, вошелъ на высокій холмъ и наблюдалъ за тѣмъ, что происходило въ башнѣ. Вдругъ онъ видитъ, что идетъ начальникъ казаковъ прямо на холмъ. Чалай обрадовался этому случаю, прицѣлился изъ лука и убилъ начальника. Послѣ гибели Тыгына съ богатырями Чалай понялъ, что не въ состояніи противиться казакамъ со своими приближенными, потому что, когда народъ узналъ о гибели богатырей, умѣвшихъ драться съ казаками, онъ разбѣжался въ разныя стороны. Чалай съ отчаянія, оплакивая гибель отца и родственниковъ своихъ, явился къ казакамъ и сказалъ имъ:  "Везите меня къ своему царю, хочу быть его данникомъ, но не вашимъ." Казаки согласились на это; связали Чалая желѣзными веревками и въ такомъ видѣ повезли къ царю. Нo Чалай на первомъ жо ночлеге веревки эти разорвалъ и бросилъ въ Лену. Всю дорогу до Ангары онъ пилъ водку и по ночамъ настолько сильно храпѣлъ, что казакамъ не давалъ спать. Наконецъ, храпъ его надоѣлъ казакамъ такъ, что они, когда ѣхали уже по Ангарѣ, напоили его водкой и убила. Отсѣкли часть ноги отъ ступни до колѣна, длина которой была 2 аршина и взяли на показъ 1 глазъ вѣсомъ въ 25 фунтовъ и все это "За то, что вы его убили," говорить царь, я велю васъ повѣсить*— и казаки были повѣшены.(Зап. со словъ Н.Габышева.) Преданіе это кроме явнаго вымысла несогласно съ исторіей покоренія якутовъ; но oнo какъ будто бы правдоподобно, насколько. говорится о мѣстѣ драки якутовъ съ казаками и гдѣ точно указывается мѣсто этой драки. Исторія же говоритъ, что никакихъ кровавыхъ схватокъ между ними въ Олекминскомъ округѣ не происходило; но мнѣ кажется, хотя я точныхъ доказательствъ не имѣю, что преданіе, циркулирующее между якутами Олекм. округа до извѣстной степени правдоподобно: едва-ли якуты, ѳсли они жили въ Олекм. округѣ, безъ боя пропустили бы въ 1632 г. сотника Бекетова внизъ по Ленѣ съ немногочисленнымъ отрядомъ или отрядъ, отправленный въ 1626 г. изъ Туруханска подъ предводитѳльствомъ Пенда,который пробылъ на Ленѣ 3 года. Вѣроятно, драки между якутами и казаками въ Олекминскомъ округѣ были, но документовъ о нихъ не сохранилось. Теперь же, когда сгорѣлъ до основанія областной архивъ, не только трудно, но и невозможно установить многое по исторіи завоеванія якутовъ, а также и изучить древній бытъ якутовъ до принятія ими христіанства.
  Этнографическое Обозрение. Том 3, стр.155
 
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #7 : 10 Январь, 2012, 15:50:14 »
Ну, а теперь обратимся к другим историческим источникам.
 
§ 33. По своему происхождению ни один из сибирских народов не является таким примечательным, как якуты, живущие на нижнем течение  Лены. Их язык и внешний вид ясно указывают на то, что они в прошло составляли один народ с татарами. По своему местожительству они так  удалены от татар, что трудно было бы про них сказать что-либо правильное, если бы не сохранилось у них старинное предание, которое проливает свет на их взаимные отношения. Якуты рассказывают, что с незапамятных  времен их предки жили вместе с монголами и бурятами, которые известны им теперь только по именам. Якуты прогнали их после некоторой борьбы. Затем на верховьях Лены они сели на плоты, взяв с собой скот, и высадились около Олекмы и Якутска и оттуда распространились по другим ныне занятым ими местам.
§ 34. Различные обстоятельства подтверждают нам, что это предание имеет известные основания. Я считаю, что самыми вескими доказательствами происхождения того или иного народа являются те, которые основаны на его языке. Я уже говорил выше, что, по данным их языка, якуты должны были когда-то составлять один народ с татарами. В то же самое время их язык содержит в себе много слов монгольских и похожих на бурятские. Это подтверждает правильность рассказа об их прежнем месте  жительстве, которое у них было общим с монголами и бурятами. 
§ 36. Состояние местности по верхнему течению реки Лены также служит доказательством того, что народ, привыкший жить в степях и получавший средства к жизни преимущественно от скотоводства, только по причине войны или с отчаяния мог выбрать своим местопребыванием берег  этой реки. Лена в большей части своего течения протекает между высокими отвесными горами, где для разведения скота в большом размере было  весьма мало удобных мест. Только близ Олекмы и там, где теперь стоит  Якутск, можно найти по берегам обширные луговые пространства, которые  показались беглецам пригодными для поселения, и там они на самом деле основались. У них не было иного выхода, как перевезти свой скот на плотах, так как другие, жившие там, народы совсем не занимались скотовоством, и потому якутам пришлось везти сюда весь свой скот. 
§ 36. Примечательно еще то, что якуты себя называют «соха», во множественном числе «сохалар». Это название совпадает с тем, которое имеет один небольшой татарский род Красноярского уезда. Татары производят само название от князя Татар-хана, который в седьмом колене происходил  от Иафета, сына Ноя. Якуты же среди почитаемых ими богов имеют одно, которому они присваивают имя древнего татарского князя Татара. Этим не только подтверждается родство между якутами и татарами, но этот факт можно даже принять, как сильное доказательство древности татарской истории. В течение многих столетий, благодаря большой своей отдаленности, якуты жили отдельно от татар и в это время не могли иметь с ними ничего общего. У них не было письменности и книг, откуда они могли бы взять имя обоготворенного князя. Из этого видно, что предание не могло возникнуть в новое время и что оно относится, по крайней мере, к той глубокой древности, когда якуты жили еще вместе с другими татарами и монголами
 Миллер Г.Ф., История Сибири. Том 1, стр.194
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #8 : 10 Январь, 2012, 15:51:31 »
§ 37. Некоторые писатели  причисляют к татарам и монголам также тунгусов, один из самых значительных сибирских народов, живущих начиная от реки Енисея до берегов Великого океана, но для этого не имеется никаких оснований. Я считаю тунгусов первыми обитателями тех стран, которые они занимают поныне. Cygя по их совершенно непохожему на другие языку, тунгусы имеют особое происхождение. Занимая громадные простраства и кочуя там с места на место, тунгусы до русского владычества не могли находиться в зависимости от какого-либо иного народа.
§ 38. У живущих по реке Лене тунгусов есть предание, унаследованное ими от своих предков, что когда якуты прибыли в те места, предки их оказали сильное сопротивление непрошенным гостям и не хотели их пропустить, но были побеждены. Они указывают на место, где происходила кровавая битва между якутами и тунгусами, неудачная для последних. Это место находится недалеко от устья впадающей в Лену реки Патомы. Там тянутся горы, которые русскими называются Гусельными. Последствием этой первой встречи является продолжающаяся еще до сих пор вражда между этими двумя народами. Когда случается тунгусам встретить на охоте па Витиме, Патоме, Олекме и в других тамошних местах якутов, то редко дело обходится без столкновения между ними.
§ 39. Несмотря на то, что некоторые тунгусы, а именно те, которые  живут в степях Нерчинского и Селенгинского уездов, занимаются скотоводством и имеют некоторое сходство в образе жизни с татарами и монголами, все-таки это еще не является достаточным доказательством общности их происхождения с последними. Скорее можно сделать обратное заключение: так как они не имели на своем тунгусском языке собственных названий для различных пород скота и многих предметов, касающихся скотоводства, то заимствовали их от соседних монголов. Из этого можно сделать вероятный вывод, что в древности эти степные тунгусы, подобно остальным тунгусам, жили в лесах и на горах средней Сибири, они ничего не знали о скотоводстве как все лесные тунгусы, ездили на северных оленях и только при перемене своего места жительства привыкли к образу жизни других степных народов.     — Миллер Г.Ф., История Сибири. Том 1, стр.195
 
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #9 : 10 Январь, 2012, 15:52:48 »
§ 40. То же самое надо сказать и о даурских и манчжурских народах, находящихся под властью китайцев и живущих по ту сторону рек Амура и Аргуни. Что эти народы когда-то были одним народом с тунгусами, показывает сходство их языков. И этому нисколько не противоречит то, что в китайской истории эти народы постоянно встречаются под названием восточных татар. Как известно, китайцы никогда не различали по отдельности народы, жившие за стеной и на границах с Китаем, и всех их смешивали под одним общим названием татар. Это происходило, вероятно, оттого, что татары со времен великого Чингис-хана и его ближайших преемников больше всех других были известны Китаю своей храбростью.
§ 41. Если бы кто-либо хотел узнать время, когда тунгусы и происшедшие от них дауры и манчжуры переселились из сибирских диких мест, густых лесов и гор в пограничные с Монголией и с Китаем степи, то ничего больше сказать нельзя, как только, что это произошло не раньше ухода татар из названных мест. О том, что эти земли находились сначала во владении татар, свидетельствует прежде всего татарская история,  а затем многочисленные находимые там остатки древностей являются также достаточным доказательством их принадлежности татарам, так как тунгусы и дауры единогласно утверяют, что эти остатки не принадлежат им, и что, следовательно, окончательное переселение тунгусов и дауров совершилось после победоносного завоевания татарами Китая. Надо думать, что переселение было предпринято не всеми сразу, что отдельные роды и семьи мало-по-малу избирали себе новый образ жизни и, в виду связанных с ним удобств, находили себе все больше и больше последователей. Многие примеры указывают, что с тех пор, как Россия стала владеть тамошним краем, еще на памяти современных людей, некоторые тунгусские роды, которые сначала жили в лесах и разводили оленей, частью добровольно, частью по нужде, так как олени их постепенно вымерли от повальных болезней, переселились в степи и там стали заниматься скотоводством. » — Миллер Г.Ф., История Сибири. Том 1, стр.196
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #10 : 10 Январь, 2012, 16:17:35 »
Ссылка на сайты, куда время от времени мы будем заглядывать:
http://www.sakhamemory.ru/ShowArticle.aspx?ArticleID=16&CategoryID=22
http://ilin-yakutsk.narod.ru/index.htm
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #11 : 10 Январь, 2012, 17:22:18 »
Наскальные рисунки в Якутии.

"На левом берегу   в местности Багадьылах на 15-метровой скальной гряде обнаружены рисунки, выполненные светло-красной охрой. Они отображают моменты ритуального танца, две фигуры мужская и женская расположены крестообразно. Рядом антропоморфные рисунки с шаманской атрибутикой, зооморфные изображения. Рисунки относятся к периоду ымыяхтанхской культуры Якутии. Оленеводческая тематика появляется позднее – в 1-м тысячелетии до нашей эры. Это изображение фантастического животного с рогами-ветвями, с прямоугольной мордой. Рисунки изучались археологическим отрядом Якутского государственного университета под руководством Н.Н.Кочмара в 1986году. В среднем течение Олёкмы открыто 6 неолитических стоянок. На стоянке Чыпчаал найдены изделия из керамики, наконечники стрел, различные ножи, скребки, пластины. Стоянка в нижнем течение Олёкмы в левом притоке р.Чара отнесена к эпохе камня. " Цитирую своё Зимовьё Чаринское, так как история его - это история южной части Якутии и севера нынешней Читинской области.
http://www.stihi.ru/2011/05/10/7351 (Правда, история только там началась. И кое-что, выкладываемое в дальнейшем здесь, добавится туда)
« Последнее редактирование: 10 Январь, 2012, 17:30:25 от Ирина Котельникова »
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #12 : 10 Январь, 2012, 18:13:59 »
"Летопись Якутского края, составленная по официальным и историческим данным" - издание Г.В. Юдина. Красноярск. Енисейская губернская типография. 1896г.

Царствование Михаила Феодоровича
1620г
Первые сведения, полученныя от Мангазейских казаков о р.р.Енисее и Вилюе и донесения их в Тобольск о новом народе Якутах.
1628-30гг
Фактическое открытие долины р.Лены десятью Енисейскими казаками под начальством Бугора, действовавшего со своим отрядом между г.Енисейском и р.Киренгою
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #13 : 10 Январь, 2012, 18:52:08 »

Миддендорф А.Ф., Путешествие на север и восток Сибири. Часть 1, выпуск 4, отд. 4. Растительность Сибири,

Миддендорф не говорит о крепости, как об остроге... А вот начало завоевания Якутии, как и в легендах о Тыгыне, где была построена крепость вспоминается... Позднее, я дам рисунки Якутского острога и его описание.
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.

Оффлайн Ирина КотельниковаАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 420
  • Ирина Котельникова
    • Просмотр профиля
    • Сайт Ирины Котельниковой
Re: Якутия
« Ответ #14 : 10 Январь, 2012, 18:56:03 »
Интересно описание календаря якутов:
"...у нихъ завелся календарь пустыни, какъ высшій даръ цивилизаціи. Очевидно, они усвоили его себѣ, отъ Русскихъ поселенцевъ. Это такъ называемый кард и (русская пасхалія), изъ мамонтовой кости. Зарубки служатъ скользящему по нимъ пальцевому ногтю мѣстами остановки, по которымъ тщательно отсчитывается число дней, отъ знака до знака, Между этими знаками напр. слѣва на верху очертаніе животнаго означаетъ медвѣдя, т. е. день св. Георгія (23-го апрѣля) . Счетъ идетъ внизъ по порядку и потомъ переходитъ на лежащій справа рядъ зарубокъ, назадъ къ противоположному концу и т. д. »
 — Миддендорф А.Ф., Путешествие на север и восток Сибири. Часть 1, выпуск 4, отд. 4. Растительность Сибири, стр.148
« Последнее редактирование: 10 Январь, 2012, 19:01:48 от Ирина Котельникова »
Котельниковы -Алтайский край,Ребрихинский район, Нагаевы, Кареловы, Осиповы,  -семейские Забайкалья. Александровы - Екатерина Алексеевна, род 1905,Тверская губ, мать Татьяна, отец Алексей,   (приехала по вербовке в 30-е годы на Многообещающую Косу на Витиме).Цуковы -возможно -Тверская, Малюженец.