Автор Тема: Никифор Романов сын Черниговский  (Прочитано 13060 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #15 : 16 Декабрь, 2012, 05:10:09 »
Отписка якутского воеводы И. П. Барятинского в Сибирский приказ об осаде маньчжурскими войсками Албазинского острога
1671 г. не ранее февраля 13 (Датируется по упоминанию числа в тексте.).

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холопи твои Ивашко Борятинский, Степка Елчюков челом бьют.

В нынешнем, великий государь, во 179 году февраля в 13 день приехал в Якутский острог из Олекминского острожку сын боярский Матвей Ярыгин и привез с собою твоей, великого государя, ясачной казны, что он, Матвей, собрал в Олекминском острожке с твоих, великого государя, ясачных людей — с тунгусов и с якутов — на нынешней на 179 год.
Да подал он, Матвей, в съезжей избе нам, холопам твоим, записку за иноземскими знамены, и в записке, государь, написано:
179 года января в 17 день Нанагирского роду ясачной тунгуз Юпчанейко Дачигин сказал у ясачного платежу: был де он на соболином промыслу и видел беглого тунгуса Онкоулка Сегленкина вверху на Олекме, и слышал у него, Онкоулка, что де был во 178 [1670] году летом в Даурах; и сказывал де он, Онкоулко, ему, Юпчанейку, что де Никифорко Черниговский с товарищи, которые убили илимского воеводу Лаврентия Обухова и сбежав жили на Амуре в Лазкаевском [ошибочно, жили они в Албазинском] острожке, и тот де Черниговский Никифорко в острожке обсажен накрепко от богдойских людей, а на реке де на Амуре под тем острожком стоят многие бусы с людьми, а после де пришли конные многие ж люди, и около де того острожку сделали вал земляной. А сказывал де он, Онкоулко: чает де, что Черниговский с товарищи побиты. Да богдойские же, государь, люди под Тугирским волоком поставили городок, и в тот де городок многие хлебные запасы привели. А от того де, государь, городка по Тугире-реке плыть вниз до Олекмы-реки двои сутки, а от Тугиря-реки Олекмою-рекою вниз же плыть до Лены-реки трои сутки, где стоит Олекминский острожек, а от Олекминского, государь, острожку до Якутского острожку Леною рекою вниз же плыть 5-ры сутки. И говорят де, государь, они ж, богдойские люди, чтобы им перейти на Олекму-реку и тою рекою итти под твои великого государя городы, и которые [люди] тебе, великому государю, ясак платят, и они де с них хотят ясак сбирать на богдойского...

Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 22,стр. 153—154.

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #16 : 16 Декабрь, 2012, 05:12:36 »
Отписка енисейского воеводы М. В. Приклонского в Посольский приказ о походе албазинских служилых людей Н. Черниговского с товарищами по р. Ган против маньчжурских войск
1675 г. не ранее июля 19 (Датируется по упоминанию числа в тексте.).

/л. 186/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Мишка Приклонской челом бьет.
В нынешнем, государь, во 183 году июля в 19 день приехали в Енисейской з Байкала из Баргузинского острогу баргузинские и даурские служилые люди, и в Енисейску, государь, в приказной избе баргузинские служилые люди сказали: из Даурских де острогов пошли в поход на китайских людей албазинские служилые люди, всего 300 человек. И по твоему великого государя указу велел я, холоп твой, для подлинной ведомости допросить даурских служилых людей, которые присланы из Албазинского острогу с твоею великого государя казною, и в приказной избе передо мною, холопом твоим, даурские служилые люди Тимошка Иванов да Якунька Дементьев допрашивают, а в допросе сказали:
В нынешнем де во 183 [1675] году приезжали в Албазинской острог з Гану-реки даурские люди и били де челом тебе, великому государю, что б им быть под твоею великого государя царского величества высокою рукою в вечном холопстве, а живут де они под областию Китайского государства. И им де, государь, от китайских людей налоги и обиды великие и утесненье, и жить де им под китайскою областью не в мочь. И чтоб ты, великий государь, пожаловал их, велел из Албазинского острогу послать с ними служилых людей для того; как де они, даурские люди, пойдут ис китайских улусов в Албазинской острог, и служилые б люди их от китайских людей оборонили. И прикащик де албазинской Микишка Черне/л. 185/говской, взяв с собою служилых и промышленых людей 300 человек, и пошел в китайские улусы на Ган-реку для даурских людей. А буде де, государь, от китайских людей или от-ыных иноземцов о тех даурских людех учинитца какая спона, и ему, Микишке, над китайскими людьми и над иными иноземцы чинить поиск. А о той, государь, посылке к тебе, великому государю, к Москве нерчинских острогов приказной человек Павел Шульгин не писал, и [480] посылает он, Павел, без твоего великого государя указу в походы на китайских людей и на иных иноземцов беспрестани.

А какову, государь, скаску даурские служилые люди мне, холопу твоему, подали, и тое скаску к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве послал я, холоп твой, под сею отпискою.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 186, 185. Подлинник.
Список — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 271 об.—274.
Копия XVIII в. с отпуска — ЛОА АН СССР, ф. Портфели Миллера, оп. 4, кн. 23, № 273, лл. 297 об.—298.
Опубл.: «Дополнения к Актам историческим», т. VI, СПб., 1857, № 133, стр. 395—396.


Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #17 : 16 Декабрь, 2012, 06:38:56 »
Сказка в Енисейской приказной избе албазинских служилых людей Тимофея Иванова с товарищами о просьбе даурских людей принять их в русское подданство и о походе албазинских служилых людей против маньчжурских войск
1675 г. июля 20.

/л. 187/
183-го июля в 20 день. В Енисейску в приказной избе перед стольником и воеводою Михаилом Васильевичем Приклонским допрашиваны албазинские служилые люди Тимошка Иванов, Якунька Дементьев — по какому указу пошол из Албазинского острогу в поход войною на китайских людей албазинской приказной человек Микишка Чернеговской, а с ним пошло людей 300 человек; а в допросе они сказали:
В нынешнем де во 183 году приезжали з Гану-реки даурские люди сотник Лопсодейко с родом своим, и били челом великому государю, чтоб им быть под ево великого государя, царского величества, высокою рукою в ясачном платеже и вечном холопстве и жить в Албазинском на прежних своих породных землях. А живут де они под Китайскою областью, и им де от китайских людей налоги и обиды великие и утесненье, а жить де им под Китайскою областью не в мочь. И чтоб великий государь пожаловал их, велел из Албазинского с ними на Гань-реку послать служилых людей для того: как де они, Лопсодейко с родом своим, пойдут совсем з Гана в Албазинской, и служилые б люди их от погонщиков от китайских людей оборонили. И албазинской де приказщик Микишка Чернеговской пошол из Албазинского, взяв с собою служилых и промышленных людей 300 человек. И ему де, Микишке, служилыми и промышлеными людьми даурских людей, которые пойдут з Гану-реки в Албазинской острог, от китайских и от-ыных людей оберегать, а буде /л. 254/ китайские люди или иные иноземцы учинят [479] на дороге о тех даурских людех какую спону, и ему над китайскими людьми и над-ыными иноземцы поиск чинить. А о той де посылке и о челобитье ясачных людей нерчинских острогов приказной человек Павел Шульгин к великому государю к Москве не писал.

На лл. 187, 254 по склейке и под текстом рукоприкладство: К сей скаске вместо даурских служилых людей Тимошки Иванова, Якуньки Дементьева по их веленью служилой человек Гришка Власов руку приложил.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 187, 254. Подлинник.
Список — там же, кн. 3, лл. 274—275 об.


Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #18 : 16 Декабрь, 2012, 06:41:12 »
Отписка Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути до Иркутского острога
1675 г. сентября 7 (Датируется на основании указания в тексте времени выезда из Иркутска)

/л. 25/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Николайко Спафарий челом бьет.
В прошлом, великий государь, во 183 году июля в 18 день писал я, холоп твой, к тебе, великому государю, что поехал из Енисейска рекою Енисеем и Тунгускою. А в нынешнем, великий государь, во 184 году сентября в 5 день милостию божиею и счастием приехал в-Ыркуцкой /л. 25 об./ острог в целости, только, государь, задержали пороги и воды великие по рекам. И в Ыркуцком, государь, остроге стоял сентября по 7 число, для того что снастили дощаники для Байкальского моря 1. И того ж, государь, числа твоим великого государя счастием из-Ыркуцкого острога к Байкальскому морю поехал рекою Ангарою. А тою, государь, рекою Ангарою ходу до Байкальского моря трои сутки, а морем до усть Селенги-реки ходу, как бог даст, парусное погодье пособное в двои сутки. И отселе, государь, не поехал прямо в Дауры для того, что здешние, государь, знающие люди казаки сказали мне, холопу твоему, что ныне время осеннее и перебегать море в Дауры прямо зело страшно и опасно. Потому, государь, хотя и пособная тишина будет, однако ж де, государь, насилу перебегают в 8 дней, и на той стороне горы и утес каменные, а на Селенгу, государь, ближе и место ровное, а от Селенгинского острога мочно ехать /л. 26/ в Дауры сухим путем чрез твоих великого государя ясачных людей. Только, государь, здесь подлинно слышал, что из Албазина Черниговский, собрав с 300 человек казаков и гулящих людей, и пошол в марте месяце на подданных Китайского государства, которые живут на реке на Науне, чрез которых людей в прошлых годех китайской хан послал лист к тебе, великому государю. А какой они промысл над китайскими подданными учинили, еще здесь никакой ведомости нет. А буде, государь, бог благоволит успеть за море проведав, про все учну я, холоп твой, писать к тебе, великому государю, и про мое путное шествие, и про их поход. И смотря, государь, на их дело, какой они промысл учинили, [481] так учну я, холоп твой, путь шествовать х Китайскому государству с великим береженьем или чрез Мунгалы или чрез Дауры, куды государь податнее, чтоб твоему великого государя делу не учинилось какие помешки и порухи. А я, холоп твой, посылал /л. 26 об./ проведать из Енисейска и отселе в Дауры, и тех, которых посылал, велел я, холоп твой, быть к себе навстречю. А. какая, государь, от них ведомость будет, и я, холоп твой, из-за моря учну писать к тебе, великому государю, к Москве. А сию отписку велел я, холоп твой, подать в Посольском приказе боярину Артемону Сергеевичю Матвееву да дьяком думному Григорью Богданову, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину, Емельяну Украинцову.

ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 4, лл. 25—26 об. Список, включенный в статейный список Н. Г. Спафария.

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #19 : 16 Декабрь, 2012, 06:42:41 »
1675 г. декабря 19 (Датируется на основании "Отписки Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути от Нерчинска до границы Цинской империи и о переговорах с маньчжурскими чиновниками в Букее") —
Отписка Н. Г. Спафария в Посольский приказ о пути посольства из Селенгинской заимки в Нерчинск

/л. 195/ Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу холоп твой Николайко Спафарий челом бьет. [484]
В нынешнем, великий государь, во 184 году сентября в 28 день писал я, холоп твой, к тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, что приехал Селенгинского острога в Большую заимку сентября в 25 день, и из Селенгинской заимки, собрав кони, поехал сухим путем в Селенгинской острог. А воденым путем не поехал, для того что до Селенгинского острогу ходу 2 недели, а сухим путем в 3 дни, и было время осеннее и стужи и водою ехать нельзе. И енисейских казаков, которые были в работниках в гребцах, отпустил за море (Озеро Байкал.), покамест было им время переехать море, в-Ыркуцкой острог. А я, холоп твой, собрав кони и из твоих, великого государя, служилых людей человек 40, поехал степью чрез Мугалы в Селенгинской острог для того, чтоб отпустить в Мугалы для покупки коней и верблюдов, на чем бы поднятца на твою, великого государя, службу.


А наперед себя послал я, холоп твой, на Наун-реку к тому воеводе еще из Енисейска даурского сына боярского Игнатья Милованова, которой был прежде сего послан в Китай из Нерчинского, а ис Китай с листом к тебе, великому государю, к Москве был послан же, только, государь, Байкальское море ево задержало, и для того замешкался. А из Нерчинского, государь, острогу отпущен он ноября в 9 день к тому воеводе на Наун-реку, а по се время еще с отповедью не приехал для того, что он поехал чрез Албазинской острог окольною дорогою. Однако ж де я, холоп твой, не ожидая ево отповеди, из Нерчинского поехал, потому все иноземцы сказывают, что китайской хан от тебя, великого государя, посольства великим желанием ожидает.
А про албазинских, государь, казаков сказали, что в прошлом году ходили в поход человек с полтретьяста на порубежных китайцев для того, что сотник китайской обещал им быть к ним со всеми своими людьми, выехать на твое великого государя имя в вечное поданство. И как они поехали, и их обманул и село запустошил и сам бежал со всеми своими людьми, и казаки поворотились назад и ничего ни кому не учинили. Иного походу на китайцев не было.


ЦГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1674 г., д. № 1, ч. 2, лл. 195—200. Подлинник.
Списки — там же, оп. 1, кн. 3, лл. 281 об.—294; кн. 4, лл. 29—34 об. Частично опубл.: Ю. В. Арсеньев, Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г., СПб., 1882, стр. 173—174 (приложения); Николай Милеску Спафарий, Сибирь и Китай, Кишинев, 1960, стр. 155—158.


Воспроизводится по:
Русско-китайские отношения в XVII в. Материалы и документы. Т. 1. 1608-1683. М. Наука. 1969

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #20 : 16 Декабрь, 2012, 18:19:32 »
Красноштанов в своей книге рассказывая об этом походе (см. сообщения выше) кроме приведённых документов пишет:

... Поход состоялся до 1 сентября 1675 года. ... Спафарий, находясь в Манчжурии,  писал: А про албазинский поход, что они учинили на здешних, по се время здешние воеводы говорить мне не смеют, для того что в прошлом году сотник, который живёт в селе по Гану реке, бил челом тебе, великому государю,  и челобитную подал албазинским казакам, чтоб они пришли в поход близ села и взяли б ево и людей ево, сто человек, в Албазинской. И будет он у тебя, великого государя, в вечном подданстве.
И в прошлом [1675ом] году казаки, человек с триста, близ села того приходили. А тот сотник к ним же приходил и корм привёз, и велел им себя подождать. А приехав назад, запустошил село своё и бежал на Наун. И казаки, видя ево обман, возвратились назад и никово ничем не вредили.
И ныне воеводы, преж моего, холопа твоего, приезду говорили албазинским казакам, чтоб они о том ничего не говорили, и мне, холопу твоему, не сказали б, для того что они и сотник опасаютца богдыхана, чтоб им не учинил наказанья. И я, холоп твой, видя, что они о том ничего не говорят, и им ничего о том не сказал же.


Здесь речь идёт о китайских воеводах, а албазинские казаки сопровождали Спафария.



« Последнее редактирование: 16 Декабрь, 2012, 18:54:12 от Grudinin »

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #21 : 17 Декабрь, 2012, 13:16:30 »
ИСТОРІЯ ПРІАМУРЬЯ.
IV.

ЭКСПЕДИЦІЯ НИКИФОРА ЧЕРНИГОВСКАГО И МЕЖДУВЋДОМСТВЕННАЯ РОЗНЬ

       Въ концъ 60-хъ годовъ XVII столћтія нћкій Никифорка Черниговскій въ Усть-Киренской волости (на Ленћ) убилъ воеводу Обухова и бћжалъ «со товарищи» на вольный Амуръ. Здћсь онъ наткнулся на разрушенный тунгусами Албазинскій острогъ, огородилъ его тыномъ и назвалъ городомъ. Люди Черниговскаго и самъ онъ развиваютъ въ окрестностяхъ Албазина пушной промыселъ, который до ихъ прибытія туда не носилъ такого интенсивнаго характера. Къ Черниговскому вскорћ стекаются вольные русскіе колонизаторы, пашенные и промышленные» люди, основываются поселенія и острожки; спортивныя упражненія постепенно приходятъ въ упадокъ и замћняются мирными торговыми сношеніями. Но общественности не суждено было осуществиться въ Пріамурьћ. Къ Черниговскому командируется царскій воевода и междувћдомственная рознь, наблюдаемая и въ наши дни между военными и гражданскими управителями Пріамурьемъ, какъ видимъ, впервые проявила себя еще въ тћ отдаленныя времена. Черниговскій уступаетъ свое мћсто воеводћ и Амуръ быстро перестаетъ прельщать вольныхъ русскихъ переселенцевъ. Вскорћ вокругъ воеводы кромћ приказныхъ никого не осталось и правительство, въ заботахъ о заселеніи края переходитъ къ принудительному переселенію имћвшихся подъ рукой ссыльныхъ поселенцевъ. Новоселы нашли на Амурћ широкое, почти неиспользованное поле для примћненія своихъ разнообразныхъ способностей, слухи о которыхъ, вћроятно, черезъ переодћтыхъ китайцами японцевъ, проникли въ Китай.

***
       IV. Грамота из Военного министерства Белому царю Русского государства
В наше министерство последовал указ его величества:
       Издавна старшины наших соболиных охотников высоч. доносили: разбойные люди из государства, именуемого Лоча, в области р. Амура грабят наших соболиных охотников — чжучеров, дагуров и прочих; к тому же наш Гентемур скрылся и находить себе приют у Лоча. После этого, по слухам, оказалось, что именуемые Лоча суть подданные Белого царя. Когда послали с приказанием произвести расследование и высоч. донести, то Данила, начальник находившийся в Нерчинске, от имени Белого царя высоч. доносил: желаю на будущее время всегда жить в согласии, чтобы оба государства находились во взаимной дружбе, беспрепятственно послали друг к другу посольства и торговых людей. При этом Данила с своей [87] стороны заявил: относительно Гентемура я донес Белому царю, и как только получу от Белого царя приказание его (Гентемура) выдать, без замедления пришлю. По причине грабежей и притеснений наших чжучеров, дагуров и прочих со стороны Никифора и других живущих в Албазине, десять человек головарей было захвачено, и об этом высоч. донесено. После того, как он (Данила) заявил, что они ожидают (по этому делу) распоряжений своего государя, мы узнали, что они действительно русские подданные, и тогда же послали грамоту Белому царю:
       Твои послы действительно издавна приходили; и теперь, если ты пожелаешь на будущее время всегда жить в дружбе, согласно твоему заявлению, то возврати Гентемура и впредь не поднимай дел на границах,— при таких условиях будем жить в дружбе и мире.
       В ответ на это не было ни грамоты, ни возвращения нашего перебежчика Гентемура, и грабежи и притеснения наших пограничных жителей по-прежнему не прекращались. Позднее прибыл русский посол Николай Гаврилович Спафарий с товарищами и привез обратно грамоты, которые были посланы в прежнее время, заявив, что они не понимают письменности нашего государства. Посла Никол. Гавр. Спафария с товарищами я убеждал, уясняя обстоятельства дела, вернуть [88] нашего беглеца Гентемура и всех прочих и чтобы нам не разрушать взаимной дружбы; (с тем) его и отослал. В ответ на это также ни грамоты не присылали, ни посольство не приходило, а из Нерчинска и Албазина русские люди еще более вторгались в местности (инородцев) Фяка и Килер, жителей убивали и производили пожары. Этирке и прочих двадцать человек солонов, дагуров и орочон, охотившихся за соболями, обманом зазвали в избу, избу зажгли и всех погубили. Так как они (русские люди) не знают законов благопристойности, хотя я их вразумлял, то я нарочно выдвинул цзянь-цзюня и войска, поместив их в Айгуне, Хумаре и других пунктах, и поручил им не дозволять русским людям своевольничать по-прежнему. После этого (наши отряды) захватили в плен всех русских, поднимавшихся по р. Амуру, а также бывших в местности Хенгунь, но никого не убили, а дали пищу; военные власти, вручив русским полоненникам Ивану и Михайле-молодому грамоту, отослали, убеждая начальников, бывших в Албазине и Нерчинске, вернуться в свои места. Так как после этого (русские) по-прежнему принимали наших перебежчиков и в свои пределы не возвращались, то я приказал нашим войскам выступить,— они осадили Албазин и всех Лоча взяли в плен; ни одного не убили, но отослали назад, [89] убеждая их мало-помалу перейти в свои пределы и в наши места не приходить. В то время, как наши войска возвращались назад, русские пришли в Албазин, поселились и снова убивали наших подданных. В том предположении, что, может быть, эти люди издавна отвергнутые своим государем преступники, из-за страха не могут возвратиться в свои места или, быть может, они, боясь наказания за свои поступки, не пересылают наших грамот своему государю, — мы по-прежнему написали грамоту на маньчжурском, монгольском, латинском и русском языках:
       Ваши русские люди в наших пограничных местах не перестают производить беспорядки; если выслать войска для войны и истребления, то, когда я подумаю, что русское государство с давних пор жило в дружбе с нашим государством,— война и истребление для меня нестерпимы. Поэтому без замедления возьми своих подданных, живущих в Албазине, в любом месте Якутской области поставь границу и посели их; пускай каждый в своих пределах занимается охотой и торговлей. По этому делу пришли грамоту или командируй посла, в таком случае, выступавшие войска я не допущу идти далее и отзову их в пограничные места. При таких условиях мы могли бы жить в дружбе, [90] посылая друг другу посольства и торговых людей.
       Написав грамоту, вручили ее по-прежнему русскому полоненнику и из местности Калка отправили его в русское государство.
Если посмотреть, что русские люди и теперь насмерть отстаивают Нерчинск и Албазин, то возникает сомнение: передал ли наши слова своему государю Ник. Гавр. Спафарий? Может быть, и живущие в Нерчинске и Албазине русские люди, все ссыльные преступники, перехватывают на пути наши грамоты и не отсылают их, и Белый царь не знает положения дела? Вследствие этого, теперь в вашем министерстве снова напишите и отошлите грамоту:
       От Белого русского царя послы издавна приходили к нам, и мы жили во взаимной дружбе. Русские люди, живущие в Нерчинске и Албазине, притесняют наших пограничных жителей, захватывают жен и детей, убивают и в своих поступках не останавливаются; по этой причине в своих пограничных местах я поставил войска. Хотя несколько раз я говорил им (русским людям), чтобы они отступили в Якутскую область, установили пограничную линию, и чтобы каждый в своем месте занимался охотой и торговлей и жил в благополучии, однако они не уходят, насмерть отстаивая Нерчинск и Албазин. Теперь пускай Белый [91] царь возьмет назад своих подданных, в любом месте Якутской области поставит пограничную линию, и пускай каждый в своем месте занимается охотничьим промыслом и живет в благополучии. В противном случае, невозможно, дав свободу их русским людям, допустить притеснять наших пограничных жителей. Если вследствие этого наши войска, стоящие на границах, дойдут до необходимости подстерегать, ловить и убивать русских людей, то это не может быть согласно с моими намерениями, по причине моего расположения к далекому государству; а когда будет нарушена стародавняя дружба, то и русским людям также, согласно их желанию, невозможно будет ни охотиться, ни вести взаимной торговли.
       Ясно изложив этот предмет, напишите грамоту и отошлите для уведомления русскому Белому царю. Пускай Белый царь без замедления пришлет мне грамоту или отправит посла, будет ли то сухим путем или водою, — по его усмотрению. Если же для прибытия посла встречается затруднение, то пускай грамоту, мне адресованную, он перешлет через государство Си-янское или Голландское.
       Ради вышеизложенного нарочито послали.

       Кан-си, 25 г., 8 мес., 6 числа.
(пер. А. Е. Любимова)

Текст воспроизведен по изданию: Некоторые маньчжурские документы из истории русско-китайских сношений в ХVII-м веке // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. XXI. Т. 2-3. СПб. 1912

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #22 : 17 Декабрь, 2012, 16:29:00 »
Отписка приказчика Идинского острога Василия Перфирьева иркутскому воеводе Леонтию Кислянскому о сборе ясака с бурят.
1691 г. ранее апреля 29.

/л. 39/ Великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича [титул] стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю Васька Перфирьев челом бьет.
В нынешнем во 199-м1 году в Ыдинском остроге собрано великих государей соболиной ясачной казны з брацких людей на нынешней на 199 год пять сороков четырнатцать соболей, пятьдесят семь лисиц красных, в том числе четыре сиводушчатых и те соболи и лисицы посланы в Ыркуцк с ыдинскими служилыми людьми з десятником казачьим с Прокопьем Чернеговским да рядовыми казаками с Прокопьем Манковым, с Петром Бутаковым и велено подать в Ыркуцком в Приказной избе тебе стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю.
На обороте адрес: «Великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича [титул] стольнику и воеводе Леонтью Костянтиновичю».
Там же другим почерком: «199-го году апреля в 29 день подал идинской казак Прошка Черниговской».
Наверху л. 39 об. помета: «Против отписки счесть, а казну принять».
 
ЦГАДА, ф. 1121 — Иркутская приказная изба, столб. 222, л. 39 и об. Подлинник.

ПРИМЕЧАНИЯ:
 
1.   1690/91 год.
2.   Библиографическое описание:
3.   СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ ПО ИСТОРИИ БУРЯТИИ XVII век, УЛАН-УДЭ , ВЫПУСК 1. 1960г.

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #23 : 17 Декабрь, 2012, 16:44:12 »
1680 апреля 19.Грамота Красноярскому воеводе Дмитрию Корсакову, о принятии в пешую стрелецкую службу детей Никифора Черниговскаго.
   
От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в Сибирь, в Красноярской, воеводе нашему Дмитрею Степановичю Карсакову. В прошлом во 182 году писал ко отцу нашему государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, из Даур Тоболской сын боярской Данило Аршинской, и прислал Албазинского острогу Микифорка Черниговского с товарыщи, ста одного человека, челобитную, и челобитчиков Микифорковых товарыщей Черниговского Ивашка Перелешина да Ярка Творогова, а в челобитной их написано: пошед де они из Устькиринской волости, воеводу Лаврентья Обухова убили за невозможное свое терпение, что он Лаврентей, приезжая к ним в Устькиренскую волость, жен их насильничал, а животы их вымучивал, и идучи де они по великой реке Лене, нашим государевым всяких чинов людем никакие обиды не чинили и не побивали и не грабили; и во 183 году марта в 15 день отец наш государев, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, указал: Микифорка Черниговского с детми с Федкою, с Онисимком, с Васкою, да Ивашка Перелешина с товарыщи семнадцати человек, за их воровство, казнить смертью; а которые к ним после убойства приставали на дороге [276] и торговых и промышленых людей грабили, сороку шти человек, учинить наказанье, бить кнутом и отсечь по руке; и марта ж в 17 день отец наш государев, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожаловал их Микифорка Черниговского с товарыщи, что они пришед в Дауры вины свои принесли, и на Албазинском городище острог поставили, и ясачных людей призвали и аманатов поимали, и пашню завели, казнить и наказанья им чинить не велел, а быть им Микифорку с товарыщи в Албазинском, а Микифорковых детей Черниговского и товарищей их, которые сидят в Илимском и в Якуцком в тюрмах, сослать с женами и с детми в Енисейск, в Красноярской, а товарыщей их в Томской в пешую стрелецкую службу. И ныне мы великий государь указали: Микифорковых детей Черниговского Федку, Онисимка, Васку, с женами и с детми послать в Енисейск, в Красноярской, а товарыщей их в Томской в пешую стрелецкую службу. — И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, а Микифорковы дети Черниговского из Илимского в Красноярской присланы будут, и ты б велел их принять и быть в пешей стрелецкой службе; а которого числа те колодники в Красноярской и с кем имены присланы будут, о том к нам великому государю писал, а отписку велел подать в Сибирском Приказе боярину нашему князю Ивану Борисовичю Репнину, да столнику нашему Кирилу Аристарховичю Яковлеву, да дьяком нашим, Семену Румянцеву, Лву Ермолаеву. Писан на Москве, лета 7188 апреля в 19 день.

P.S.: Дети Никифора так и не были отправлены на службу ни в Енисейский, ни в Красноярский остроги - они остались сначала в Идинском, потом Иркутском и осели на Иркутской земле.

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #24 : 31 Январь, 2013, 15:30:17 »
Миллер «Историческое обозрение Сибири»
1828 год, книга первая, стр. 181-182:

Черниговской, один из Малороссийских козаков, сделавшись убийцею Илимскаго воеводы, возвращавшегося с Киренской ярмарки, спасается от правосудия с сообщниками на Тугир, оттуда с 84 казаками ускользает на остатки Албазина, и там основавшись лучше, чем Марий на развалинах Карфагена, добровольно в 1669 г. подчиняет своё заведение Нерчинску, и, постоянно посылая туда сбираемой ясак, не забывает искать себе помилования в преступлении. По предстательству Тобольскаго воеводства, оценившаго раскаяние, покорность и полезную расторопность Черниговскаго, Государь склонился решить судьбу преступника с заслугами: 15-го Марта 1672 г. осудив его на смерть с 7-ю [17-ью, тут у Миллера видимо опечатка] главными сообщниками, и 46 менее виновных на телесное наказание, чрез два дня изрекает в милостивом указе всем им прощение, сверх того повелевает послать 2000 р. [выдумка!] награды Албазинским козакам, а на воеводство в Албазин отправляет Любима Евсеева, который, прибыв на место, повторил, во услышание всех, именем Государя мир и радость.

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #25 : 12 Февраль, 2013, 17:52:39 »
Слышал я, что в Улан-Удэ издали сборник из 6 томов "Поляки в Бурятии", и в 4-ом томе есть статья "История рода Черниговскаго".

Никто не сталкивался со сборником, не читал ? Может есть у кого возможность взять и отсканировать данную статью ?


... что ж... прочитал я сегодня эту статейку "Черниговский Никифор" ....  уже наверное с час возмущению моему нет предела: как такое издание решилось напечатать такую, простите меня,  ЧУШЬ(ЛОЖЬ,...) ?

автор статьи, Юрий Черниговский, "малость" исказил жизнь Никифора Романовича Черниговского, но ещё и сочинил от него свою родословную уложившись по "генеалогическому закону" в 11 поколений (ну если  считать сына автора:  12 поколений, т.е. три поколения на век и вот вам 400 лет). Да ладно бы это, по младшим сыновьям вполне такое может и выйти (вот у меня только получается, поколений 15 или 16 до Никифора, и то неясно т.к. НЕТ ДОКУМЕНТОВ НА СТЫКЕ времён 1760-1792 годов), так автор ещё и нагло выдумал сыновей Никифора (о которых нет ни единого упоминания вообще нигде!):

Мне удалось составить, думаю, наиболее полное древо по потомках Черниговского Никифора, но пробелов - море, и всё из-за наличия(и доступности!) документов:

- по РГАДА (благодаря Георгию Борисовичу Красноштанову !!!) удалось составить древо примерно с 1600 по  1739-1760 года.
- по ГАИО доступны метрики с 1792 года (1ая опись, дай бог памяти, с 2004 года ни разу не была доступной и только в ней есть метрические книги по Евсеевской волости с 1784 года ...    Т.е. фактически мал шанс составить непрерывную ветвь до Никифора (на данный момент имеется всего 1 единственная зацепка по непрерывной линии от 1900 года до самого Никифора, но это ещё не доказанный факт, и тем более в этой линии нет имён, которых приводит Юрий Черниговский - ох как хочется взглянуть на его записи-выписки из документов!). 

Так автор этой статьи, Юрий Черниговский вообще на ГАИО и не ссылается, и он даже не ссылается на книгу Красноштанова (если бы он её прочитал, то статьи просто напросто и не было бы !) ...

уххх... Как Зевс я грозен и молнии мечу :)...
ну, по порядку (курсивом - статья, ниже - мои опровержения):

... современный автор в описании Сибири упоминает только, что семья Черниговских состояла из отца, по имени Роман Якса, сына Никифора и дочери...
ссылки на документ нет, какой это "современный писатель" - неясно (сам автор ?):   Согласно документов РГАДА - Никифор нигде не говорит о своём отце, или сестре. Имя отца вытекает из отчества Никифора. 
"Якса"... как польские историки влюбились в это слово... вот читаю в польской википедии:

Czerniachów (Черняхів Ukr) - поселок городского типа в Украине, Житомирской области, район "штаб-квартиры czerniachiwskiego". Родина и место рождения Черниговского (Czernichowskiego) Никифора, основателя государства "Jax"  в Сибири.

Мда...  Албазин (по-китайски - Якса) ...    Албазин, как даурское поселение, существовал давно на месте селения даурского князька Албазы. В 1651 г. Хабаров отнял Албазин у дауров, укрепил его и сделал центром для своих полухищнических операций на Амуре.

...      т.е. по мнению автора статьи, отец Никифора носил прозвище совпадающее с наименованием городка, который ещё только лет эдак через (1651-1633*)= 18 лет только появится на карте.   * - это год пленения Никифора в Смоленской войне.  При этом название городка пошло от даурского князя - странно, что в статье не написано, что этот даурский князь и был Роман Якса :) (почти как 2+2)...
А Роман вообще в Московском государстве и не был - ну нет сведений, что Никифора пленили с кем-то из родственников !

...      ну и на последок по этому вопросу: поляки пошли ещё дальше, они говорят, что образовав государство Якса - Никифор ещё герб ему "свой родовой" дал: вот тут и написано:   Tam założył własne państwo o nazwie Jaksa (prawdopodobnie od swojego herbu) ze stolicą w twierdzy Ałbazin. ,   Nicefor Jaxa-Czernichowski.

все данные, однако, подтверждают, что Черниговские были родом из бывшего Киевского воеводства, где до настоящего времени можно встретить жителей с такой фамилией, и где находится бедная деревенька Черняков (Czerniachów). Теперь это Волынская губерния, Житомирский уезд. Семья Черниговских, возможно также, как и все   их товарищи, были военнопленными, взятыми  в плен из армии Сигизмунда 3-го.
- В челобитной воеводы Вологды Петра Сабурова от “Генваря в 7 день” [1633 года] написано про Никифора:
«Взят де он под Новым Городком Северским и сослан на Вологду в тюрьму. И ноне де он в Польшу идти не хочет, а хочет служить государю на Вологды с черкасы. А в роспросе сказался черкашенин Брягильского повету.
- В разрядной выписке есть краткие сведения, составленные по расспросам в 1633 году. О Никифоре Черниговском записано: «Микифор Черниговской сказал: родом поляк Киевского повету
- при крещении в 1635 году о Никифоре записано: Микифор Романов сын Черниговской. Сказался шляхтич Брестского повету

  В киевском же воеводстве было всего три повета: киевский, житомирский и овручский. что ж, один ответ Никифора совпал с мнением автора (причём категоричным - киевским и всё!).
бедная деревенька Черняков (Czerniachów) - вообще-то называется Черняхов  (Черняхів Ukr), этот город есть и поныне близ Житомира.
У меня есть вырезка из дореволюционного словаря географических мест Польши на слово Czerniachow. Описаны три поселения с таким названием (обалдеть можно от всех этих черни(е,я)ховов). Третий из них, житомирский, описан кратко и главная достопримечательность – что здесь родился Никифор Черниховский. Но нет не единого документа, что Никифор Романович родом оттуда...
    Откуда, спросите, взято это ?

Вот, что на это пишет исследователь рода ЧерниХовских - Михаил из Екатеринбурга (он потомок истинно польских шляхтичей, на что есть архивные документы с конца 16 века (родословные из польского архива):

"Меня заинтересовали начальные источники по месту рождения Никифора (г. Черняхов).
Для начала я выяснил, что первооткрывателем Никифора для Польши явился Мариан Дубецкий.
Кто это такой. Числится в Польше уважаемым историком. Краткая биография: род. в 1838г. окончил Киевский университет и сразу по окончании в 1861 загремел в первую ссылку в Вятку (участие в демонстрациях). Через год вернулся в Польшу, и тут подоспело восстание 1863г. В нем поучаствовал серьезно и в 1865г. получил жуткий приговор: смертная казнь с заменой на 30 лет каторги с последующим вечным и т.п. При таком приговоре, однако, уже в 1868 г. был на поселении в Иркутске, где, якобы, начал рыться в архивах. Уже в 1872 г. вернулся в Польшу (мой прадед при сопоставимом приговоре в это время еще даже на поселение не вышел, то ли Дубецкий нужные зад...цы лизал, толи мой прадед все-таки уже там накуролесил, пока неясно). В 1874 опубликовал опус о Никифоре, но не в научном журнале, а в популярном еженедельнике, где кроме исторических статей публиковались и романы и пьесы и т.п. На этот опус и ссылается географический словарь, выдержку из которого я Вам высылал. Произведение это я скачал и перевел (только первую часть).
И вот что получилось.
После рассказов об известных и без него польских лицах, занявших в разных странах высокие посты, Дубецкий плавно подходит к «изюминке». Сначала он указывает на то, что в Пекинской дипломатической корреспонденции 17 века употребляется польский язык при связях с поселениями приамурья, хотя официальных связей Речи Посп. с Китаем тогда не было. Никаких ссылок или обоснований этого утверждения не приводится. Далее поэтично указывается, что, видимо, сибирский «поляк-колонизатор» (дословный перевод) не забыл родные польские корни и из любви к далекой родине стал вести переписку с китайцами по-польски. Теперь, наконец, не менее поэтичный переход к Черних(г)овским: «... в то самое время, как Арцишевский плыл к берегам Бразилии, в глубины восточной Азии прибыла семья Черниховских». Вот теперь идет ссылка на некую брошюру 1681г. неизвестного автора. Указано только, где сама рукопись (тогда – в царской библиотеке Петербурга). В данной брошюре есть сведения о составе семьи Черниховских: отец Роман, сын Никифор и безымянная дочь. Специально посетовано на то, что никаких сведений о корнях и происхождении семьи в брошюре НЕТ! Далее указано, что это происхождение – «до сегодняшнего дня загадка, но можно сделать некоторые допущения.» И Дубецкий таки их делает, да еще как!
    Далее по тексту: «не подлежит сомнению (!) то, что фамилия происходит с восточных окраин РП». Почему это не подлежит сомнению, естественно, не объясняется. Далее уже читатель подготовлен и следуют безапелляционные утверждения: «.. с давних лет род этой фамилии проживал на севере житомирского повета, где и до сих пор встречаются жители с этой фамилией, и где мы также находим г. Черняхов, родовое гнездо фамилии, который существует и сегодня» (почти дословный перевод). Каково? Ни единого факта, ни одной ссылки, а родовое гнездо уже есть! Браво, Дубецкий!
Но то ли еще будет.
« Последнее редактирование: 13 Февраль, 2013, 16:35:20 от Крюков-Грудинин »

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #26 : 12 Февраль, 2013, 17:59:00 »
(продолжение)

Кстати, для того, чтобы встретить Черниховских с севера Житомирщины, Дубецкому даже из Сибири не надо было выезжать, мог прямо там встретить моего прадеда с овручскими корнями. А может и встретил? Вот был бы цирк! Я-то обрадовался, что корни Никифора ИЗ НЕЗАВИСИМЫХ ИСТОЧНИКОВ ведут на житомирщину к моим предкам. А может, просто Дубецкий встречал моего прадеда в сибири или слышал о нем, а когда понадобилось найти корни Никифора, решил просто запихнуть его к моим предкам-однофамильцам Никифора? Вот это облом, так облом.

   Но сам Дубецкий, видимо, чувствует слабость своих утверждений и решает их подкрепить. Для этого ему захотелось найти еще какого-нибудь Черниховского 17 века и он его находит. Далее так же безапелляционно написано: «Из того же родового гнезда – Черняхова – происходит «рыцарь», участвовавший в битве под Корсунем 1648г.». Дается точная ссылка на документ 1648г., где об этом говорится. Правда, скромно указано, что данных о том, является ли данный вояка родственником Романа или нет, в документе нет. ЕЩЕ БЫ!
   Я скачал этот документ и просто обалдел. Этот документ представляет собой реляцию польскому королю о разгроме поляков под Корсунем отрядами Хмельницкого и татарскими войсками (там поляки умудрились не только потерять все войско, но и в плен попали два гетмана, один из которых – Великий, то есть главнокомандующий всей РП).
Читаем документ и видим. В первых же строках перечисляются высшие офицеры, идущие с войском к месту битвы. «С войском шли два гетмана. Полковников тоже было два: Пан Черниховский и Пан Денхоф (наемный немец). Ротмистров было ....»и т.д. и т.п. до капитанов. Действительно есть Черниховский, и не абы какой, а целый полковник! Только, во-первых, ни единого слова не только о Черняхове, но и вообще о происхождении данного персонажа в документе НЕТ!. Во-вторых, при изучении документа я обнаружил странности. Например, далее следует описание битвы, где указываются действия всех высших чинов, но фамилия Черниховский более нигде не встречается, как и не было его в битве. Еще хуже то, что к сборнику этих документов составлен именной указатель и Черниховского там тоже НЕТ. Все есть, а его нет.
   Начал разбираться и разобрался. Никакого полковника с фамилией Черниховский в битве вообще не было. Все дело в особенностях польского титулования высоких особ. Например, великий гетман Николай Потоцкий имел должность «воевода Краковский», второй польный гетман Калиновский имел должность «воевода Черниг(х)овский». И в тексте везде они назывались не по родовой фамилии, а по должности. Например, не Потоцкий, а «JMP(an) Krakowski» (Его Милости Пан Краковский). А в битве участвовал Черниг(х)овский полк. А у этого полка был полковник. И его тоже называли в документах не по родовой фамилии, а по названию полка: Пан Черних(г)овский. Для того, что бы в этом убедиться, Дубецкому достаточно было проглядеть другие документы из этого же сборника. В одном из них описывается расположение войск за месяц до битвы. Так вот про Черниговский полк написано: pulk Pana Czerniechowskiego (стоял) w Kaniowe i Boguslawe. Причем из описания других соединений также следует, что почти везде командиры указаны по названию полков. Вот я разобрался, не зная языка, за 2 часа, а поляк и ИСТОРИК Дубецкий нет. Что же сделал этот "историк"? Мало того, что он притянул за уши и без малейших оснований назначил Черняхов родовым гнездом Черниховских, так еще и засунул туда несуществующий персонаж. ВОТ ТАК ПИШЕТСЯ ИСТОРИЯ...

... первые два абзаца статьи разобрал, но ещё интересней будет впереди ...  завтра продолжу, а то уж через 6 часов вставать на работу)...
« Последнее редактирование: 12 Февраль, 2013, 18:13:09 от Крюков-Грудинин »

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #27 : 13 Февраль, 2013, 15:39:40 »
перескочу на время в конец статьи :

Юрий Черниговский пишет:
 В заключении приведу хронологию мужской родословной рода Черниговских с обозначением событий в судьбе Никифора и его сыновей. Имена моей родословной выделены.
Выделил "жирным" - как указал автор, и ещё красным цветом.  В квадратных скобках [...] - мои примечания.

Хронология родословной Черниговских

1632-пленные из войска Польского под Смоленском: отец Роман Якса, шляхтич, Мозырский хорунжий, 2 сына, дочь [Якса - это названия Албазина с китайского, шляхтич-хорунжий-2сына-дочь - в РГАДА таких данных нет, в распроссах такого Никифор не говорил]
1636 - Никифор, сын Романа, переведён из Москвы в Тобольск служилым сотником [РГАДА: 1636 год - Никифор направлен служить в ТУЛУ. в июле он совершает побег в Литву]
1665 - Никифор. Албазинский казачий атаман
1672 - Никифор повёрстан  в сыны боярские по Красноярскому округу [источник автором не указан - однозначно это байка из интернета, я тоже встречал на сайте Красноярских казаков эту информацию,  опять-таки без источника. По РГАДА: по документам Никифор постоянно в Албазине, в Красноярск не ездил - т.к. прощения от царя ещё не получено албазинцами, в Красноярске бы его ждала тюрьма, допросы и вероятно казань за убийство воеводы]
1678-1679 - Никифор Красноярский, сын боярский, казачий атаман, руководитель обороны Красноярска [источник автором не указан! явная байка-выдумка]
1691 - Прокопий, сын Никифора, Иркутский уезд, Ыденский острог. казачий десятник. [генеаологу непростительно ошибаться в поколениях! РГАДА: Прокопий - внук Никифора и сын Анисима Никифоровича]
1691-1696- Фёдор, второй сын Никифора, казачий пятидесятник, Иркутский уезд, Ыденский острог, иркутский сын боярский [это ПЕРВЫЙ сын Никифора ! Родился он в Енисейске - информация РГАДА]
1701 - Фёдор,  иркутский сын боярский, казачий пятидесятник, Селенгинский острог, в отряде гетмана В.Многогрешного, в боях с нашествием монголов. Осада Селенгинского острога. [источник автором не указан! В документах РГАДА такой информации нет! По РГАДА: в 1699 -Фёдор иркутский сын боярский; в 1704 - всё также в Иркутске сыном боярским. В 1701году Фёдор Никифорович и конный казак Иван Чичагов по указу государя ... ездили в Ыркуцкий уезд в Верх-Ангарские деревни, в Кудинскую и в Урецкую, ив Оёкскую слободы, в Хомутовскую и в Талькинскую, и в Карлуцкую, и в Познякову деревни.  А кто такой В.Многогрешный ? О Демьяне и его сыне Петре - читал, а о В. - ... ??? РГАДА: Пётр - убит в 1690-1691г.  А про гетмана Демьяна М. читал что он как раз в 1701 постригся в монахи, а служил уже в Иркутске, и через 2-3 года умер... Так что о каких нашествиях монголов - неясно ;D]
1697 - Род.Иван Фёдорович [источник автором не указан ! РГАДА: Фёдор Никифорович имел двух сыновей: родного - Егора, и пасынка - Пётра Афанасьева Раздобреева, атаман в ИРкутске в 1707 году. Среди внуков Никифора - Ивана нет - автор выдумал, и при этом указывает как своего предка и потомка Никифора]
1708 - Род.Роман Фёдорович [источник автором не указан ! РГАДА: см. выше. У Никифора внука Романа - не было ]
1717 - Никифор Иванович [источник автором не указан ! Этот Никифор такой же ВЫДУМКА как и его "отец" Иван Среди потомков Никифора Романовича нет ни одного Никифора влючая поколение прапраправнуков (далее идёт разрыв - данные в РГАДА закончились)]
1738 - Василий Романович  [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1764 - Никифор Васильевич [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1815 - Фёдор Васильевич [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1750 - Тимофей Никифорович [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1770 - Яков Тимофеевич [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1793 - Михаил Тимофеевич [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1806 - Фёдор Тимофеевич [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1784 - Роман Тимофеевич [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1804 - Григорий Романович [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
1847 - Никита Романович [источник автором не указан ! РГАДА: такой персоны нет]
Только отсюда (!) видимо начинается достоверная часть родословной, т.к. автор начинает указывать степень родства по отношению к себе:
1838 - Максим Григорьевич, мой прадед
1840 - Никита Григорьевич
1857 - Василий Максимович
1858 - Лев Максимович
1860 - Гавриил Максимович, мой дед
1876 - Григорий Максимович
1901 - Даниил Гаврилович, мой отец
1902 - Изосим Гаврилович
1911 - Илья Гаврилович
1928 - Юрий Данилович , я
и т.д.

хочется добавить, что под "РГАДА" я имел ввиду документы РГАДА по книге Красноштанова "Никифор Романов Черниговский".

вот так и пишется история. 6 томов сборника - вызывают уважение, и лет через 100 если они сохранятся - будут читаться как История/Хронология  Скалигера-Петавиуса...  :o я в шоке от статьи...  остаток выложу завтра...
« Последнее редактирование: 13 Февраль, 2013, 16:31:13 от Крюков-Грудинин »

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #28 : 19 Февраль, 2013, 05:03:27 »
(окончание)

Юрий Черниговский пишет:

"Повод, который вынудил Черниговского взять саблю в руки, несет на себе оттенок романтичности. В 1665 г. в Киренске на Лене проходила ежегодная ярмарка. На неё прибыл Илимский воевода Лаврентий Обухов - человек, всеми ненавидимый за свою жестокость при сборе дани. Обухову очень понравилась сестра Черниговского. «Великой красоты полька», как говорит предание, воевода хотел украсть или даже украл сестру пленного.
Черниговский, кипя негодованием за посягательство на честь сестры, стал во главе вооруженного отряда. Напал на Обухова и его солдат, убил его и его подчиненных и отобрал сестру."


то, что это была не сестра его - я уже писал в этой теме, и то что в нападении на Обухова сам Никифор не участвовал, и следовательно его убийцей он быть не мог.


"Никифор остановился в местности, где когда-то находился даурский острог одного из многочисленных местных князьков - князя Албазы, в местности, которая ещё со времен Хабарова была известна под названием Албазин, и заложил новый острог -Яксу.
Известно, что со времени прибытия Черниговского Албазин стали называть Яксой, такое название приводят китайские летописи. Став табором на этом месте, Никифор начал строить острог. На высоком берегу поставил крест и через несколько лет на левом берегу Амура уже стоял новый городок."

про Яксу я уже писал. Автор противоречит сам себе: " со времен Хабарова была известна под названием Албазин" и "со времени прибытия Черниговского Албазин стали называть Яксой" ... Якса - это название Албазина (на китайском), известно со времён Хабарова... Ну, а русские уж конечно город по китайски не называли.

"Возле крепости начали возделывать землю и охотно принимать новых пришельцев. Специальная книга законов Яксы запрещала насилие, давала свободу в выборе занятий и гарантировала охрану.
Нет ничего удивительного в том, что начали возникать новые поселения, и Край постепенно заселялся. Соседи дауры, притесняемые китайскими отрядами,снова переселились за Амур, на левый его берег, где чувствовали себя в безопасности от набегов китайцев.
Слава Яксы росла и в то же время беспокоила и русских и китайцев. Чтобы обезопасить свои земли от набегов воинственных соседей, Н. Черниговский завязал контакты с императорским двором в Пекине. Существует непроверенная информация, что будто бы документы были на польском языке, в любом случае китайцы признали независимость земель, управляемых Черниговским и называли эти земли Якса. Не забывал Черниговский о налаживании контактов и с русскими властями в Сибири.
Китайцы хотя и неприязненно смотрели на новую крепость на Амуре, но и не нападали. Черниговский в это время был неограниченным владыкой местных народов до р. Зея включительно. Приняв землю практически пустыней, за 14 лет он сделал её цветущим краем."


"книга законов Яксы" - явная аналогия с "Яса/Ясой" Чингинсхана ?  ::)
ну не было государства Яксы, и всего из этого вытекающего... фантазия исходящая из польских источников.
"за 14 лет" - Никифор прожил в Албазине всего 10 лет: 1665-1675гг(год его смерти).
« Последнее редактирование: 19 Февраль, 2013, 05:17:52 от Крюков-Грудинин »

Оффлайн Крюков-ГрудининАвтор темы

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
  • г.Иркутск
    • Просмотр профиля
Re: Никифор Романов сын Черниговский
« Ответ #29 : 19 Февраль, 2013, 07:47:02 »
Сегодня смогла получить на руки только эту: Болонев Ф. "Сокровища земли Тарбагатайской".

У Болонева очень много книг ценных именно для нас т.к. он пишет про Забайкалье в периода, интересующие нас. Дяденька жив и сейчас и пусть его творческий путь будет долгим и таким же пладотворным. Работать с его книгой мне очень понравилось. Все доступно, очень подробно с выписаки, цитатами из архивова ГАИО, ГАЧО. Цитатами других историков и коллег.

К сожалению, именно эта книга не включает ни Жиндо, ни  Жиндокона и близ лежащих деревень. А очень и очень жаль, т.к. он так подробно расписал всю историю по Тарбагатской земле. С выписками по всем деревням и проживающими в них по- фамильно на разные даты. Наша фамилия нигде в книге ни разу не проскачила, поэтому делаем вывод, что на Тарбогатской земле Елизовых не было.


интересно, а что-нибудь по фамилии Черниговский встречается у Болонева ?       интересует появление фамилии в этих краях.