Автор Тема: Конные казаки Пушкарёвы и Батурины в истории Забайкалья.  (Прочитано 785 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
Конные казаки
Пушкарёвы и Батурины в истории Забайкалья.
    Но кто они, казаки!?.   Вот как этот народ описывает самый авторитетный на сегодняшний день (и на мой взгляд) исследователь Забайкалья Анфиноген Павлович Васильев. "В начале 14-го века Рюриковичи - собиратели Руси объединили Русь около Москвы...... Жизнь русских людей становится прочною, осёдлою. Земельные отношения получают важное значение. Выделяется осёдлый собственник - земский человек. Представитель старины, эпохи движения, вольный казак вступает с ним в борьбу. Новые условия ему не нравятся. Общество преследует его за нарушение порядка: казаку трудно в новом обществе. Он не может согласить своих интересов с общественными. Его тянет на простор, в вольную степь. ... А когда началась Смута на Руси, пользуясь ею, казак вступает открыто в борьбу с возникающей гражданственностью. Ведётся долгая, упорная борьба земского человека с вольным казаком....
......По народному представлению земский осёдлый человек и вольный казак два противоположные полюса. Земский человек  работает, ...казак гуляет. Казак может жить только в широкой степи, в городе жить он не может. ...Народ сравнивал их с богатырями древней Руси. Старый казак Илья Муромец был героем народной песни в продолжении восьми веков. "Разгуляютца, распотешутца станутъ всехъ толкать. А такия потехи богатырския народу было не вытерпеть: котораго толкнутъ, тому смерть - да смерть".
    Когда земские люди начали сплачиваться вокруг Москвы в государство, казаки пошли на южные границы. Там жить им было вольготнее. ...Южные степные границы ждали защиты от кочевников, а казаки хотели воли.
   Надеясь, по отдалённости на безнаказанность, казаки часто не исполняли царских приказаний. Нередко они грабили земских людей. Московские цари принуждены были высылать против них войска. Казаков ловили и казнили. Таковы были казаки..." (Васильев "Забайкальские казаки" том 1, стр.6)
   Очень своевременно упомянул Анфиноген Павлович о времени Великой Смуты. Именно оттуда нам подал первую весточку далёкий предок наш.
   Первое по времени упоминание о Пушкарёвых я встретил на портале "Проза" (https://proza.ru/2014/12/23/904) :


ГЛАВА 6. ПУШКАРЁВЫ, СИБИРЬ И КУРСКАЯ ЗЕМЛЯ
Борис Попов
       Продолжение книги "Кто мы?" том 1 "От Ивана до Тянь-Вана"
 ......."Ивашка Пушкарёв, казак в Кромах недалеко от Новгорода-Северского. Упоминался в 1605, когда вместе с Гришей и Ильёй Пушкарёвыми, детьми боярскими, получал жалование государя Бориса Годунова  за  осадное  сидение  против войск Григория Отрепьева. Его потомки могли быть казаками.
Яким Пушкарёв, его дети: Дмитрий, Савва, Филя – казаки в Рыльске. "
       Отлично! Более четырёх веков назад на Курской земле уже действовали казаки Пушкарёвы и это время и место было бы желательно иметь отправной точкой! Но как? Как протянуть ниточку через века и расстояния, ведь от Курска до Забайкалья не меньше, чем от 17-го века до 21-го. Тогда я даже не представлял, сколько труда и времени мне потребуется на распутывание этой нити. Сколь интересных и волнующих моментов ждёт меня на этом пути. А сколько интересных и хороших людей я встретил на этом тернистом поприще!...                             Итак, в ПУТЬ!...
(прод. следует...
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
       Восемьдесят лет отделяет кромского и рыльского Пушкарёвых от первого забайкальского. Немного позже мы попробуем перекинуть мостик длиною в несколько тысяч километров. А пока предлагаю читателю из "Смутного времени" перенестись в далёкое Забайкалье, где мы вновь встречаем конного казака Пушкарёва, теперь уже нерчинского:
РГАДА 1142-1-10 Дела о назначении в казачью службу по Нерчинскому острогу.        1678 (7186) год                                                        л.6-7
"Ивашко сын Волынкин  вместо служилого человека Прокопья Падерина
 
Иван Иванов сын Астраханцов
Ермола Прокопьев
Василей Ларионов Краснояр
Афонасей Софронов
Исак Ильин
Григорей Розторгуев
Андрей Иванов Пушкарёв          
  Данило Лапкай
Фадей Пешков"
 
На челобитной обычно умалительное сокращение - Федка, Якимко, Трофимко, Ивашко.
А на Поручной полное имя отчество фамилия, если есть - Иван Иванов сын Астраханцов
(поясняет администратор сайта "Предыстория" Светлана Федотова)
Как видим, Андрей Иваныч вместе с сослуживцами подписал "Поручную" на новобранца Ивашку Волынкина . То есть, казаки ручались, что означенный Ивашка  - "человек добрый и поведения трезвого". В то время, согласно царскому указу, попасть в число "служилых" казаков можно было только на убылое, т.е. освободившееся место. Кандидатом на это место мог быть только человек казачьего же роду. В основном верстали из детей казачьих, а также в число конных казаков мог быть зачислен хорошо зарекомендовавший себя пеший казак. Из конных же в пешие переводили за провинность.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
      А через семь лет мы вновь встретим Андрея.
 
   Сибирские города. Нерчинскъ. Именные книги 1685-99 гг. А.Книга 1685 года
Книга великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны , всея великия и малыя и белыя России самодержцев, под денежной сметной и пометной список 193 г., имянная Московскому дворянину и нерчинским детям боярским и казакам с денежными их оклады.
    Среди списка в пятнадцатой десятне значится Андрей Пушкарёв: "Конные ж казаки оклады по 7 рублёв, по 8 алтын. по 2 деньги. Десятник Юрья Лаба; редовые Андрей Пушкарёв, Борис Дунаев, Василий Подкопай. Иван Травников, Максим Котельников, Степан Лихачёв, Сава Перфильев, Василий Маракин, Иван Таксин.
      Итак, в Нерчинском остроге в конных казаках служит Андрей Пушкарёв. Сам острог, впоследствии положивший начало городу Нерчинску, был заложен воеводой Афанасием Пашковым в 1658 году в устье реки Нерчи, о чём воевода и доносил царю: "верхней Шилской острог четыре башни да к тем государи башням изготовил острог весь сполна......немирных земель люди не помешали бы мне холопу вашему на башенное и на острожное дело в Даурской земле лес сечь и башни рубить и острог ставить" (https://odynokiy.livejournal.com/3077249.html).
  Более в документах конца 17-го века упоминаний о других Пушкарёвых не встречается. В Книге 1699 года нет всей десятни Юрья Лабы (запомните эту фамилию) ни по одному острогу. В те годы казаков отправляли в экспедицию на Камчатку, где и могла десятня Юрья Лабы нести службу после 1685 года. Вообще, численность казаков в городе снизилась на 60 человек. Данный факт поясняет опять же Анфиноген Павлович Васильев: "Быстрое уменьшение казаков вызывалось местными обстоятельствами: казаки, живя по острогам, не получали сполна жалования, ни денежного, ни хлебного. Они обнищали, одолжали великими долгами. Монголы часто отгоняли у них лошадей. Обогащение за счёт инородцев, вместе с приостановкою расширения ясачного района прекратилось, и вольница начала снова брести врозь. Период бродячей жизни заканчивался".
  Попытки правительства обратить казаков в земледельцев вызвали неудовольствие в их среде, а затем и открытые мятежи. Казаки Никита Мара и Василий Пешков и вовсе подговаривали казаков "ограбить царскую казну, убить воеводу" и, забрав пушки и оружие, отправиться поискать прежнюю вольную жизнь на Амуре.
    Чтобы укротить казачью вольницу в 1703 году упразднили символ её - звание атамана, и взамен ввели "казачье головство", предоставив казакам самим выбирать из своей среды казачьего  голову. "Энергичные казаки томились от бездеятельности - отмечает Васильев - Глухое брожение казаков было естественным, вследствие внезапного перехода, после полной приключений жизни к вынужденной праздности, вскоре перешедшей в беспримерную леность."

   
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
Но вернёмся к Книге сибирских городов и на стр. 21 встречаем в списке посадских людей города Нерчинска Василия Пушкарёва.
    Но когда же Василий попал туда, т.е. в посад? Точную дата даёт Окладная книга за 1708 год (РГАДА Ф. 214 Опись 5 Дело 1424)
"Книга окладная жалованья служилым людям по Нерчинску.     1708 год   Марта в 7 день по Указу Великого Государя и по помете на челобитной столника и воеводы Петра Савича Мусина Пушкина велено приверстат по Нерчинску в посад нерчинского казачья сына Василья Пушкарева, а оброку ему велено платит в казну Великого Государя денег по дватцати по три алтына по две денги на год".
   Ну, теперь понятно, пацан подрос, в службу рано, вот и, чтобы без дела не болтался, определён к месту. В посад, правда, определяли и больных, либо увечных. В общем "не способных к службе, но способных к труду". А также временно  свободных от службы казаков.
  В Сметном списке 1714 года среди "грацких и посацких" людей Василия уже нет. Следует полагать, что отдыхал Василий от казачьей службы не более 3-5 лет.
   (В некоторых книгах последующих годов нет поименных списков, а только приводится фамилия и имя десятника.)
На стр. 57 по городу Селенгинску в списках убылым после первой переписи (1722 года) значится зачисленный в посад Иван Пушкарёв. Как он попал на запад Забайкалья мы ещё узнаем.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
  Василий Пушкарёв вновь появится в документах 18-го века более чем через пятьдесят лет. Но до тех пор ещё далеко и мы пока не будем уходить от Андрея.
  Единственная запись о нём в книге 1685 года мелькнула, как вспышка, обозначив первого Пушкарёва в Забайкалье, а может и во всей Сибири, и на несколько лет, я боялся, что навсегда, исчезла. И вот однажды вечером, на сон грядущий, уже в постели, открыл в который раз третий том "Георгиевских кавалеров" В. Апрелкова и на 31 странице, что-то приковало моё внимание так, что по три раза читаю одну строчку, и далее не иду. Вроде ничего особенного, описываются отношения с Китаем в Приамурье в начале 80-х годов 17-го века. Всё давно знакомо... И вдруг, как током, пронзила фраза: "...но в результате переговоров в Букее с представителем Албазинского воеводства казачьим десятником Ю. Лабой...". Стоп! Стоп!!! Ведь у Юрья Лабы в десятне служил Андрей Пушкарёв. Так вот почему казак как в воду канул. Я его по Забайкальским острогам ищу, а он Амур покоряет. Это аж где от Нерчинска-то? Хотя прямого упоминания о самом Андрее и нету, но есть все основания полагать, что до появления в 1685 году в Нерчинске, он служил в Албазине вместе со своей десятней. Уверен в этом потому, что знаю, как сраднивались казаки в боях и походах, спасая и поддерживая друг друга.
    Ну что же, давайте взглянем, хоть краем глаза, как живётся- можется здесь, на краю земли, нашему предку.
    Албазинский острог стоял на берегу Амура на территории нынешней Амурской области. Сын Нерчинского воеводы Андрей Воейков так описывал отцу состояние острога-города: "А мерою Албазинский острог кругом 165,5 саженей с башнями. Проезжая башня от слободы на увале в 4 квадратных сажени, другая проезжая башня в поле в 3, сажени. Три угловых башни были по три сажени, а в четвёртом углу, обращённом к Амуру, что выше по течению на юру, поставлен воеводский двор."  (Васильев "ЗК" том 1 стр.158)
В слободе, о которой упоминает Андрей Воейков, жили пахотные крестьяне "с великою бережью", которым дана была от нерчинского воеводы память: "...учинить заказ крепкий крестьянам, у которых есть дочери, чтобы они их за албазинских казаков отнюдь не выдавали замуж, а выдавали бы за крестьян..." (там же, стр.159).  Вокруг острога было несколько мелких крестьянских деревенек и они "вполне обеспечивали казаков хлебом" (там же, стр.160).
     Казаки же продолжали оставаться тем, кем они были. "Одевались в цветные, с шёлковыми нашивками и такими же шнурами, суконные кафтаны; преобладали красные, иногда попадались белые; пояса носили шёлковые, обувь домашнего приготовления из кожи и праздничную из красной юфти" (Васильев "ЗК" том 1 стр.154). Спокойное сидение в остроге им было в тягость горькую. К труду мирному никакой склонности не питали и началось в их среде "шатание великое". Недаром, видимо, острог "воровским" прозывался. Сначала не понравились им приказчики, из Нерчинска присылаемые. О ту пору ещё было своё, Албазинское, воеводство и они не считали себя ниже нерчинцев. Закуражились и решили из своей среды избирать приказчиков. Тогда прислал Фёдор Воейков сына своего, Андрея, воеводою к ним, к албазинцам. Но казаки и его оскорбляли и даже дошло до того, что один из них, казак Столбов, сказал воеводе Андрею: "Когда мы поплывём на Амгунь, ты будешь у нас кашеваром". На разбор дела приехал сам старый воевода, Фёдор, но они и его, "взявши в круг, бранили, и требовали денег". Самолюбивая вольница отобрала у воеводы муку, забрала весь собранный ясак, да и самому боярину едва удалось ноги унести. Албазинцы фактически отложились от Нерчинска. Воевода доносил царю: "...твоему указу чинятся не послушны и живут своевольством своим." (Васильев "ЗК", том 1, стр. 164)
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
Но со стороны Китая уже сгущались тучи. В 1685-м году обложило десятитысячное (по некоторым источникам 15000) маньчжурское войско при 200-х пушках Албазинский острог. А в том остроге было всех 450 человек, а вооружённых только 200. И было у них три пушки и три ядра к ним. На осаждённых градом летели чугунные и каменные ядра китайских пушек, туча визжащих стрел колыхалась над острогом. Стрелы- ракетницы вызвали пожар.   Вот как описывает эту беспримерную защиту забайкальский военный историк Виталий Апрелков: "На рассвете 15 июня 1685 года разом заговорила китайская артиллерия, превращая в решето деревянные стены острога и обрушивая башни. Маньчжуры, не дождавшись после бомбардировки белых флагов..., бросились добивать уцелевших, но напоролись на встречные пули и молнии казацких клинков. До поздней ночи продолжался ожесточённый бой - и, захлебнувшись собственной кровью, маньчжуры отхлынули. Наутро всё повторилось, и двенадцать дней кипели непрерывные схватки... Видя, что штурмом Албазин взять всё таки не удаётся, лантань (командующий И.П.) приказывает сжечь его вместе с казаками и мирным населением. К канонаде добавились языки пламени - осаждающие применили огненные стрелы... Задыхаясь от дыма, ...албазинцы и на этот раз отбросили неприятеля". (В.Апрелков "ГК ЗКВ" том 3 стр.34)
   Потеряв только убитыми свыше ста человек, осаждённые пошли на переговоры с врагом. Героизм защитников настолько поразил воинственных маньчжур, что лантань отдал высокую честь героям. ...С развёрнутыми знамёнами, с оружием в руках, гордо выходили израненные, измученные, обожжённые защитники из стен своей "крепости",  с великим достоинством покидая твердыню. Вместе с ними уходили крестьяне с семьями, с имуществом, отправляясь в ужасно далёкий Нерчинск.
    Тяжек был их путь. "Албазинцы шли наги, босы и голодны. Питались травою и кореньями" - свидетельствует летописец. 10 июля привёл воевода Толбузин 111 уцелевших казаков в Нерчинск. В их числе пришёл и десятник Юрья Лаба и казак Андрей Пушкарёв. И появилась в книге города Нерчинска за  1685-й, суровый, и славой овеяный, год вот такая запись: "Конные ж казаки оклады по 7 рублёв, по 8 алтын. по 2 деньги. Десятник Юрья Лаба; редовые Андрей Пушкарёв,..."
      К чести русских людей надо сказать, что не стали они долго нежиться под нерчинским солнцем. Собрались в начале августа чуть отдохнувшие казаки албазинского острога в числе 516 человек, а к ним примкнули 155 крестьян албазинских и под руководством воеводы Толбузина и офицера Бейтона двинулись в дорогу. Долго ли коротко ли, а уже 27 августа были...? Правильно, дорогой читатель, в Албазин пришли, домой...
                     продолжение следует...

Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
    Вернулась ли на приамурское пепелище десятня Юрьи Лабы не знаю, да только пращура Андрея я опять потерял. Как сквозь землю. И он и его товарищи. Ходил я вокруг Албазина и вокруг Нерчинска кругами, да ведь не зайдёшь, не спросишь... И вдруг, глазам не верю, один добрый человек челобитную написал, а другой, не менее добрый, её на сайте "Предыстория" выложил. Я имею в виду администратора сайта Светлану Федотову. И хотя сделали они это не сговариваясь и через три с половиной века один после другого, я благодарен им бесконечно. Итак:
"Re: РГАДА Фонд 1142 Опись 1 Дело 56                                               1691г.
л.158 ...бьет челом сирота ваш торговый человек Савка Сушковской...
доведетца взять мне сироте вашему в Аргунском остроге на служилых людех по кабалам
на Иване Волге по кабале 126 рублев...
на Антоне Володимерове сыне Кореневе...
на Иване Волынкине...
на Андрее Иванове сыне Пушкареве...
аргунской прикащик Исайка Милованов...

    Вот он, Андрей мой потерянный, да ещё и с отчеством! Что там Архимед кричал? "Эврика"!? Баловство одно... Вот где "эврика", вот где нашёл, так нашёл.!!!
     - "Дорогой ты мой пращур, Андрей свет Иванович! Я не знаю, какая нужда загнала тебя в торговую лавку Савки Сушковского? Провианту ли тебе не хватило, или коня  под тобой убило?. Может быть купил ты сукно аглицкое или гамбургское на кафтан по 40 копеек за аршин, или уж решил, по молодому делу, на "шиптугу" раскошелиться, за аршин которой выкинешь 6 рублей и не меньше!  Да уж за то и кафтан выйдет на загляденье. А может друга в бою иль в пьяной драке потерял и не можешь по русскому обычаю горе залить да утишиться... Или с удалью молодецкой деньгами сорил, да девок одаривал, что и не заметил, как в кабалу долговую попал? Эх, душа казацкая... Ну как тут не вспомнить гоголевских казаков и их удалую вольницу!
    ...А может не было, казак, никакой нужды у тебя? А явились вы к торговцу шумной ватагой с песнями и плясками и пили ночь до утра, сколь душа пожелает. А потом сели на коней, рассмеялись в лицо бедному лавочнику и службу справлять поехали? ...Всё может быть...
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
   Очень хорошо, что мы знаем твоё отчество. И, вполне возможно, даже знаем имя твоего брата, ну или одного из них:
РГАДА   Фонд 214 Опись 5 Дело 1424
Книга окладная жалованья служилым людям по Нерчинску. 1708 год
Итонцынского острогу конные казаки
Михайло Батурин, а за хлебное жалованье служит с пашни. Иван Силин, а за хлебное жалованье служит с пашни и в нынешнем 708 году он Иван умре, а в ево место и в оклад поверстан по Итанцынску в конную казачью службу сын ево Петр Пушкарев - я уже обращала внимание на несовпадение фамилий у отца и сына, или же у отца упоминается отчество? (Это пояснение администратора сайта "Предыстория" Светланы Федотовой).
    Так, так, так... Михайло Батурин! Уж не перст ли судьбы? Бабушка моя, Елена Николаевна Пушкарёва была родом из мангутских караульских казаков Батуриных. Уж не пращур ли наш этот Михайло? Ну, немного позже разберёмся.
   А вот служившего с ним бок о бок Ивана Силина я уже где-то встречал. А, вспомнил. В той же самой книге по городу Нерчинску в именном списке конных казаков: "Десятник семён Вешняк; редовые: Гаврило Верёвкин, Григорий Котельников, Иван Архипов, Овдей Самара, Иван Волга, Павел Шапошников, Алексей Тарара, Ермола Савватеев, да во 193 г. сентябре месяце с 20 числа привёрстан казачий сын Ивашко Силин на Филипово место новгородца.
      7193 год от Сотворения мира - это значит, что Иван верстался в 1685 году от Рождества Христова! Мы теперь знаем, что умерший Иван Силыч суть Пушкарёв, то почему бы ему и не быть отцом Андрея? Предположим, что Андрей с конца пятидесятых годов рождения, то Ивану Силычу на момент смерти было лет около семидесяти. Что же, пока от логики отступления не вижу. Хотя, вполне возможно, что они братья! Тем более, что других-то Пушкарёвых в Забайкалье на ту пору не встречается. Но и в этой, безукоризненной пока, схеме есть одна неувязка. Итанцинск-то где? То-то. На западе Забайкалья, а Андрей в Нерчинских острогах. Это ведь 500 вёрст с гаком. Неувязка очень серьёзная и таковой бы она и осталась, если бы не встретил я однажды казака Петра Батурина, который в начале июля 1767 года приехал в Нерчинск за хлебным жалованьем аж из самого Ытанцынскага острогу. Во как! Я чуть попозже и сам документ, это подтверждающий, здесь размещу. Значит всё таки от Нерчинска там казаки служили.
   
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
     А в этом интересном издании есть ещё упоминание об итанцынских наших предках:
(Прибайкальский краеведческий альманах. № 5. Изд-во «Эдитус». г. Москва, 2018.)
    В 1699 г., согласно «Именной, денежной сметной и пометной» книге, в Итанцинском остроге находились на службе: «сын боярский» и 16 казаков(11 конных казаков, 5 десятников и 1 пеший).
«...Итанцынские, оклад 8 руб.: сын боярской Леонтий Шестаков, по указу великого государя и по грамоте он, Леонтий, из детей боярских отставлен.
 Конные казаки, оклады по 7 руб. с четью: Марко Шишгутов, Пётр Кирпишников, Нестер Плюснин, Василий Новокрещен, Евдоким Голубцов, повёрстан в его место Офонасий Лютиков,      Михайло Батурин, Иван Силин, Василий Хлуденёв, Андрей Краснояр, Епифан Новосёлов. Десятники: Гаврило Верещагин, Михайло Балаганской. Десятник Иван Астраханцов, Григорий Голубцов, Петр Опрокиднев. Оклад 5 руб. пеший казак Филька Филимонов, служит по Иркуцку...».
   Как видим, вместе с Иваном Силиным служат его нерчинские сослуживцы -Иван Астраханцев, ставший десятником, другие казаки со знакомыми нам фамилиями - Балаганский, Краснояр, Опрокиднев, Шишгутов, Кирпичников, Голубцов. Все эти фамилии есть в именной книге по городу Нерчинску за 1685 год. Это ещё одно подтверждение нашей версии о том, что пришли они всё-таки из Нерчинска.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
  Интересно, хотя бы в общих чертах, познакомиться с местом житья и службы Итанцынских казаков. И в этом нам опять помогает "Прибайкальский альманах" за №5:
В «Городовом списке» 1704 г. имеется характеристика Итанцинского острога: «стоячий» (окружён тыновыми стенами), размером в круговую 14,5 сажень (31,3 м) и высотой 2 сажени (4,32 м). Вооружение острога состояло из 60 самопалов, в том числе одной пищали-винтовки, двух знамён, 21,6 кг пороха и 92 кг свинца («5 пудов 30 гривенок»). Свинец выплавлялся в Аргунске из руды. Острог находился в ведении г. Нерчинска и подчинялся стольнику и воеводе Петру Мусину-Пушкину.
А из «Именной книги» 1711 года видим, что из Итанцинского острога в Нерчинск на должность подьячего 1-й статьи приказной избы переведён конный казак Иван Богомолов".
      501 версту насчитывает Миллер от Нерчинска до Итанцинского острога. За 35 лет с даты своего основания (1679) острог, первоначально называвшийся зимовьё, значительно расширился и на год посещения Забайкалья Миллером (1739)  имел уже 25 саженей в длину и 20 в ширину. Посередине противоположной реке стены острога есть ворота с навесной башней. Внутри острога судная изба с амбарами, а вне его церковь Спаса нерукотворного образа и 12 дворов жителей (А.Х. Эллер "Экспедиционные материалы Г.Ф.Миллера").
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
     Как пришёл из России первый казак Пушкарёв в Албазин есть у меня такая версия. Только версия.
"В 1661 году пятидесятник Никифор Черниговский с отрядом казаков, выйдя из Илимского острога (Киренска), достиг Албазина. К 1665 году городок был перестроен и значительно укреплен.
Поход Н. Черниговского к Амуру не был акцией, проводившейся в рамках государственной политики России на Дальнем Востоке. Более того, эта акция имела фактически чисто уголовную окраску. Н. Черниговский, будучи смотрителем Усть-Кутского завода, вместе со своими товарищами убил илимского воеводу Л. Обухова за его вымогательства и бесчинства и вынужден был спасаться бегством. Беглецов насчитывалось около сотни казаков и крестьян, которые и составили гарнизон русской крепости.
Пытаясь превратить «воровской острог» в регулярный военный форт государственного значения, царское правительство по инициативе сибирских властей 17 марта 1672 года объявило о помиловании всех участников убийства Обухова. За активные действия на Амуре в интересах государства Черниговский и его товарищи получили прощение за свое преступление, были удостоены награды в 2 тысячи рублей и получили серебряную печать с двуглавым орлом и надписью «Печать великого государя Сибирския земли Албазинского острога» ( Россия и Китай: 300 лет на грани войны Попов Игорь Михайлович )
   Было много дорог потомкам кромского казака Ивашки Пушкарёва пройти в Забайкалье.
   Но, давайте пока вернёмся в 80-е годы 17-го столетия. Если на ту пору Андрей служил в Албазине, то почему бы там же не быть и отцу его, Ивану? Всё может быть, ведь именной список албазинских казаков не сохранился. Тем паче, что и не все из уцелевших после осадного сидения, возвратились в Нерчинск. "На пути ... отпустил Толбузин несколько человек на Лену, чтобы "одной дорогою идучи, голодной смертию не помереть." (Васильев "ЗК" том 1 стр.182) А уж с Лены и мог попасть Иван в Итанцинский острог и жениться там и Петра родить. Нужно признать, что пока это всего лишь версия. Так же к разряду невыясненного относится и то, какими путями, когда и с кем попал первый Пушкарёв в Забайкалье. Всё это предстоит выяснить Вам, дети мои и внуки. А сейчас продолжим наши поиски.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
     Российский государственный архив Древних Актов говорит нам о том, что Пушкарёвы и Батурины всерьёз и надолго обосновались в Итанцинской долине.
   РГАДА 214-1-1626   Переписная книга г. Нерчинска ... и Нерчинскаго присудствия ...
1721 год                               Итацынского острогу                      л.102
Конной казак Петр Пушкарев 43 года
дети ево:             сын Осип 2 года
да ево же Петровы братья    Тихон 20 лет  да  Козма 15 лет
да наемной работной гулящей человек Федот Гранин 39
л.106
Казачей брат Егор Пушкарев 35
дети ево
сын Иван 3 года, да Яков 1 год
л.107             
Отставной казак Михайло Батурин 78 лет
дети ево:
 
сын Алексей 35
Ануфрий 29
Федор 25
Терентей 20
Кирило 17
Илья 15
Никита 10
    да в доме ево Михайлова
Алексеевы дети Семен 10 лет и Василей 2 года,
да Онуфриев сын Петр 5, да Федоров сын Стефан 1
     да у него ж в доме наемные работные люди гулящей человек Семен Коношенкин 20, да Василей Чернегов 40, да Василей Лебедев 50, да   Илья Левонтьев? 20 лет.
  И действительно всерьёз! Работниками обзавелись! Недаром советская власть в 20-м веке  и Пушкарёвых и Батуриных будет преследовать как злостных кулаков и эксплуататоров. А с другой стороны посмотреть - как без работников? Выше было сказано - и тот и другой "служит с пашни". Это значит хлебного довольствия не получают, а взамен отведена им пашня. Служилый человек сельским хозяйством заниматься не может, вот и держат работников.
    Пятилетнего Петра, сына Онуфрия Михалыча Батурина, выше в тексте я выделил красным цветом. Ведь это именно он поедет спустя 46 лет в город Нерчинск просить хлебное жалование на 25 итонцынских конных казаков. Именно он в 1772 году, по распоряжению селенгинского коменданта Налабордина о заселении ононских караулов, придёт в Мангут вместе с Павлом Пушкарёвым, а его пра-пра-правнучка Елена выйдет замуж за Дмитрия Пушкарёва, став нашей бабушкой!
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
    Ну, а о том, что обосновались надолго, есть сведения в вышеуказанном альманахе, теперь уже в 7-м номере:  «Исповедная роспись» Итанцинской Спасской церкви за 1737 год, (т.е. это первое-второе поколения итанцинских поселений (приводим только имена глав семейств)). В Остроге числились 97 человек: священник Тит Григорьев, служилые Кирилл Батурин, Иван Марков, Данило Некрасов, Евдоким Гурулёв, Иван Лютиков, Иван Немиров, Анания Шангин, Григорий Голубцов.
   В Утатайской деревне было 42 человека: семья Петра Пушкарёва (13 человек), семья Ивана Захарова (9 чел.), семьи Никифора Игумнова, Фёдора Шульгина, Ивана Патрахина, Василия Екимова.
   Более многочисленной по сравнению с двумя последними деревушками была Толстопятова (Толстопестова?) деревня, в которой проживало 50 прихожан Спасской церкви. Ныне этого села, кажется, нет на карте района. Большую часть прихожан Тостопятова составляли служилые люди. Первым среди них назван Михайло Космич Батурин, которому исполнилось 107 лет. Его имя мы встречаем ещё несколько лет спустя в последующих росписях. От корня Михайло Батурина шли его сыновья Фёдор 47 лет, Терентей, Илья, Никита: все служилого сословия. По нашим подсчётам, в семье Батуриных числилось прихожан разных поколений - 31 человек. Среди служилых был ещё один Батурин -Семён Алексеев
                                 Прибайкальский краеведческий альманах. – № 7, 2019 г. –Москва: «Эдитус», 2019. – 80 с.
                                                                                                                © А.З. Козин. Текст, составление, оформление. 2019
   Видимо шестидесятилетний Пётр Иванович  Пушкарёв, как и престарелый Михайло и Семён Батурины, стал негоден к службе и осел в деревне. А может из-за того, что в виду многодетности, тринадцать ртов, как-никак, "служит с пашни", поэтому и живёт своим хозяйством.
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
       В последний по времени раз мы встречались с Петром в 1737-м году, а с Василием и того раньше - в 1708-м! А с тех пор никого и не видели...  Года идут! Вовсю катит восемнадцатый век! Вот уже и половина прошла. Опять как провалились казаки... Но снова спасает наш благословенный архив.
     Просматривал я однажды дела Нерчинской воеводской канцелярии за 1767 год. Трудное дело, я вам скажу. Скоропись писца 17-18 века разобрать не каждому дано. Ну, понемногу, не спеша, люди помогают, дело движется. Том объёмный. И вот взгляд невольно замирает... и сердце тоже...  "Реестр казаков"... "Итанцинского острога"... Ну же, ну.... Есть! Вот они, голубчики, все здесь! И Василий, и Пётр. И казаки Батурины здесь же служат. В конной казачьей службе "Ытанцынскага острогу".  Андрей же Иванович до этого времени, конечно, не дожил. Теперь бы ему уж более ста было.
ГАЗК Ф.10, Оп.1, д.98 л.122-124   1767 год

(л. 122) Подано июня 1 дня 1767 года.
В Нерчинскую воевоцкую канцелярию от Нерчинских казачьих дел
Доношение.
Потребно выдачею от Нерчинской воевоцкой канцелярии находящимся в Ытанцынском остроге у разных служеб нерчинским казакам на сей 767 год на вторую половину хлебного жалования. А кому именно, при сем приложен именной список.
И для того во оную канцелярию от казачьих дел сим претставляетца, и при том почтенно просим, дабы соблаговолено было объявленным казакам за дальностию отсель то[го] острога разстояния на вторую половину хлебное жалование по окладам их, что надлежит, ис казны Ея Императорского величества, из нерчинских мангазейнов выдать – в прием присланному от них для приему денежного и хлебного жалования казаку Петру Батурину с роспискою.
Июня 1 дня 1767 году.
Прапорщик Василий Лукин.
(л. 122 об.) Список казакам.
Алексей Батурин, Борис Плюснин, Егор Кузнецов, Герасим Засухин, Алексей Батурин, Иван Батурин, Иван Гурулев, Федор Бородин, Василей Батурин, Илья Батурин, Василей Кузнецов, Дмитрей Кузнецов, Максим Кузнецов, Василей Кузнецов, Семен Гурулев, Павел Пушкарев, Матфей Лютиков, Петр Батурин, Никита Сахаров, Иван Гурулев, Василей Пушкарев, Семен Гурулев, […], Данило Сахаров, Петр Пушкарев, Митрофан Батурин, Дмитрей Батурин, да на весь 767 год Власу Попкову.
Прапорщик Василий Лукин.
Сотник […]ей Фалелеев.
(л. 123) Нерчинской воевоцкой канцелярии приказным служителям.
Справясь со всякою верностию […], подписать, опасаясь за ложную подписку в силу генерального регламента тяшкаго штра[фа], Нерчинского ведомства Итанцынского остро[га] по нижеприобщенному реэстру казаков – не [ка]саетца ль каких дел и казенной доимки не имеетца, и на сей 767 год на вторую половину хлебн[ого] жалования в даче не было ль, тако ж и за хлебно[е] жалование не имеют ли пахотных земель и сенных покосов. И по подписке обратно отдать в прав[иант]ское повытье.
Июня 4 дня 1767 года.
В секретарской должности Семен Суриков. 
(л. 123 об.) Реэстр казакам.
Алексей Батурин, Егор Кузнецов, Алексей Батурин, Иван Гурылев, Василей Кузнецов, Максим Кузнецов, Семен Гурылев, Матвей Лютиков, Никита Сахаров, Василей Пушкарев, Петр Пушкарев, Дмитрей Батурин, Борис Плюснин – на оном Плюснине обще с казаком Ильей Батуриным состоит казенного правианта девятьсот дватцать семь пудов, дватцать восемь фунтов с половиною, по бытности их в ытонцынских магазейнах в 763-м году правианскими целовальн[и]ками, Герасим Засухин, (л. 124) Иван Батурин, Федор Бородин, Илья Батурин – на оном Батурине состоит казенного правианта то ж число, что подпи[сано] выше сего под ыменем Бориса Плю[снина], Дмитрей Кузнецов, Василей Кузнецов, Павел Пушкарев, Петр Батурин, Иван Гурылев, Семен Гурылев, Данила Сахаров, Митрофан Батурин, да на весь 767 год Власу Попкову – […].
В секретарской должности Семен Суриков.
Канцелярист Никита Розмахнин.
(перевод Екатерины Аникиной)

   Нет, не двое. Появился третий, Павел, доселе нам неизвестный. ( забегая вперёд скажу, что Павлу суждено будет стать прародителем всех мангутских Пушкарёвых. Всех!) Будем считать, что чей-то сын, либо Петров, либо Васильев. Уже здесь, в острогу, народившийся. Только чей? Петра?, Василия? Обоим сейчас не менее, как под 80. Оба в 1708 году верстались, тридцатилетний Пётр в конную казачью службу, Василий в посад. Значит Пётр старше, сопляка в казачью службу не возьмут. Хотя, что гадать, нам это ничего не даст.
« Последнее редактирование: 17 Май, 2020, 13:23:15 от Игорь Александрович »
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)

Оффлайн Игорь АлександровичАвтор темы

  • Авторы
  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 411
    • Просмотр профиля
    Позже я выяснил, что это уже не те Пётр и Василий, которые в 1708 году верстались, один в конную казачью службу по Итанцинску, а другой в посад города Нерчинска. Наш Пётр Иваныч давно уже вышел в отставку и осел под острогом в Утатайской деревне, наплодив семью в 13 человек. Этот Пётр, должно быть, сын его, а вот Василий точно - сын, и этому есть подтверждение.
    Леонид Георгиевич Орлов, писатель из Улан-Удэ, тщательно изучал историю и деятельность Итанцынской Спасской церкви за 18 век и плоды своего труда увековечил в книге, которую так и назвал -Итанцынская Спасская церковь. В ней, в разделе о бракосочетании на стр. 186 есть такая запись: "Память от 5 июля 1744 года о венчании первым браком итанцынского служилого человека Василия Петрова сына Пушкарёва с девицей Параскевой - дочерью итанцынского отставного служилого Терентия Михайлого сына Батурина". От этого брака в 1745 году родится первенец Павел, которому и суждено будет стать прародителем всех мангутских Пушкарёвых. После него у Василия с Параскевой родятся ещё Макар и Фома.
      В "Переписной книге Нерчинского присудствия" за 1721 год нет Василия Петровича Пушкарёва, значит родился он чуть позже.
      Видимо, правду говорит пословица - "кто кому годится, тот тому и родится". Далёкий потомок Павла, родившегося от брака Пушкарёвы-Батурины, и сам, в свою очередь, выберет в жёны девицу из рода Михайлы Батурина. 
продолжение следует...
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут)