Автор Тема: "Глазково" - Иркутск  (Прочитано 515 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
"Глазково" - Иркутск
« : 17 Ноябрь, 2020, 15:59:46 »
Сомневалась долго, стоит ли плодить новую тему?
Но практический опыт последнего времени показал, что ко мне часто обращаются местные или издалека потомки выходцев из этого района города Иркутска. Да, и сама живу рядом и работаю недалеко от старинной части Глазково. И, стало быть, бываю там частенько.
Но, когда начала, время от времени, обращаться к архивным сведениям о глазковских жителях, то обывательское отношение к оставшимся старым домишкам и тенистым садикам на высоком левом берегу Ангары (примыкающим к иркутскому железнодорожному вокзалу станции Иркутск-пассажирский) - сменилось трепетным отношением к этой старине, исследовательским "зудом".



Дореволюционная иркутская открытка показывает начало ул Кругобайкальской (ныне - Терешковой), т.е. начало Кругобайкальского тракта. Некоторые из домов наверху склона сохранились до сих пор. Ровная площадка на переднем плане - привокзальная площадь станции Иркутск-пассажирский.

Когда в начале 20 века формировали привокзальную площадь, площадки под рельсовые пути - срезали часть крутого склона Кайской горы, обращенного к Ангаре. Срезка производилась вручную, работали наемные рабочие, в основном - бывшие крестьяне из центральных районов России, много было людей татарской национальности. При земляных работах в пределах высоких рыхлых террасовых уступов находилось много каменных орудий труда эпохи неолита, причем среди них часто встречались нефритовые изделия.

С последними рабочие устроили настоящий промысел, собирая их в большом количестве и продавая купцам-перекупщикам. Тогдашние немногочисленные иркутские археологи пытались остановить разграбление существовавших на этом месте многочисленных неолитических стоянок, но ничего поделать не смогли.
Вообще, вся территория этой части склона Кайской горы (от приустьевой части Иркута и далее на юг, вдоль Транссиба) изобиловали археологическими стоянками. Здесь, к северу от бывшей деревушки Глазково, была описана т.н. "глазковская культура". До сих пор предпринимаются попытки основать археологический музей под открытым небом - "Глазковский некрополь", в пределах части березовой рощи, известной также под названиями: "Циклодром",  "Парк им. Парижской коммуны".

« Последнее редактирование: 21 Ноябрь, 2020, 14:34:38 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #1 : 21 Ноябрь, 2020, 05:38:31 »
Само предместье Глазково в разных отношениях чрезвычайно интересно. О нем можно рассказывать бесконечно.
Но, поскольку наш главный интерес - родоведческий, то начну с перечисления старинных фамилий, которыми должен гордиться этот район Иркутска.
Деревушка Глазкова была одним из первых поселений на этом склоне Кайской горы. О происхождении жителей одноименной деревни  у меня сведений пока нет. Но среди первых иркутян Иркуцкого острога упоминается Ефим Глазков, казак.
С развитием города Иркутска, деревушка эта никуда не девалась, так и вошла в состав города в виде предместья. Среди Глазковых были иркутские мещане и казаки ИККП.

На более поздних картах, в окрестностях Глазковой деревни виден населенный пункт - Могилева (деревня?). Могилевы селились не только в Глазково, но и в  Мельниковой,и даже - в Смоленской. Помимо первых иркутских казаков Могилевых, позже появились мещане, предприниматели.

Михалевы - тоже старинные жители Глазково. Но поселились они, первоначально - в Кузьмихе.  В последнее время разбираюсь с ними - какое они имеют отношение к известному первопроходцу и рудознатцу Анисиму Михалеву, иркутскому казачьему пятидесятнику.
Более поздними  поселенцами Глазково надо считать мещан, купцов Власовых. Про них можно сказать, что они, определенно, выходцы из села Михалево на старом Кругоморском тракте. Но с формированием Кругобайкальского тракта - известной торговой дороги, одна из ветвей Власовых переселяется на левобережье Ангары в Иркутске. С "истоками" Власовых окончательно не понятно. Но ясно, что происходят они из Нижнеилимского района Иркутской области. А, кто были ранние предки - есть две версии.

С развитием левобережной части Иркутска "фамильный состав" жителей Глазково  становится все более обширным. Перечень этих фамилий появится позже.



Я не случайно поставила здесь эту схему города Иркутска начала 20 столетия. Потому, что на ней хорошо видно, как последовательно развивается левобережная часть города- Глазково, с севера на юг.
 Самая старинная часть Глазково (в рамках деревни Глазковой) расположена в северной части предместья, там, где у правого берега (на излучине Ангары) виден водный "переход", во время создания карты - понтонный мост. До того здесь существовала сезонная переправа на карбасах, а в 1930-х годах был построен самый первый в Иркутске бетонный мост.
« Последнее редактирование: 21 Ноябрь, 2020, 14:37:18 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #2 : 21 Ноябрь, 2020, 09:44:58 »
Немного о деревне Глазковой.
Тех курных избушек конца17-начала 18 веков (которые обычно показывают в музеях деревянного зодчества) в Глазково, естественно, не осталось. Дома в Иркутске плохо сохранялись из-за повышенной влажности (это вам не степное Забайкалье!) и частых пожаров.  Если что-то и было поближе к берегу Ангары, то окончательно было снесено при строительстве железной дороги.
Сейчас активно ведется точечная застройка в Глазково, не так уж, и много осталось здесь деревянных домов конца 19 - начала 20 века.



Единственный "репер", указывающий на центр Глазково во второй половине 19 века - Николо-Иннокентьевская церковь (совсем недалеко от вокзала).



Была построена на средства купца Малкова. До того, жители Глазково плавали (зимой ходили по льду) в церковь Троицкую на правом берегу Ангары. (потому-то, записи о глазковских жителях, раньше 1860-хгодов надо искать в МК Троицкой церкви. Но, интересно, что прошение о строительстве церкви в Глазково, подписали многие тогдашние жители предместья (в том числе Глазковы и Могилевы).
А, во время моего раннего детства в этой церкви был кинотеатр "Заря", мои родители нас туда водили смотреть какой-то "взрослый" фильм.

Еще интересное местечко есть в Глазково - место поворота трамвайного пути с улицы Терешковой (Кругобайкальской) на ул Пушкина. Иркутяне знают, что слева от трамвайного пути (в сторону Студгородка) есть довольно обширный и запущенный то ли сквер, то ли лесок из лиственных растений (много черемухи, яблони). Сразу за старым магазином, который называли "каменушкой". Тянется этот "зеленый массив" до улицы Клары Цеткин. Сколько себя помню, никогда этот "лес" ничем не застраивался. А недавно его слегка благоустроили.

Меня все время удивляло, это пустынное место. Но потом, когда стала размышлять о старинной "кругоморской" дороге, проходящей вдоль берега Ангары, далее - мимо деревни-однодворка Титово, Кузьмихи и далее - до Байкала, то представила, что этот поворот дороги огибал околицу деревни Глазковой. И, здесь могло располагаться небольшое кладбище. Наверно, оттого и продолжается по сей день традиция не застраивать это место жильем?
 Изложила эту "крамольную" мысль и жду - у одной ли меня она возникала? Я, даже, как то, потратила полдня, "исследуя" эту "местность". Других вариантов у меня не появилось....
Хотя запечатлевать там было нечего, но снимки я добросовестно сделала, хранятся они в одном файле со снимками местности, где было когда то старое Глазковское кладбище (а, как же: изучаю архивные документы с записями о погребении, значит должна быть иллюстрация приходского кладбища  :P) Находился этот известный "погост" выше по ул.Кругобайкальской (там проходил тот самый Кругобайкальский тракт, переваливая через Кайскую гору, в долину р.Каи, притока р.Иркут (деревня Мельникова), мимо Чертова озера (деревушка Медведева) и далее берегом Иркута).

Ну, вот, так, в общих чертах - "вводная" про Глазково.  Несомненно, что в родоведческой части этой темы будет не одна  возможность рассказать еще какие-нибудь "байки" про Глазково.
« Последнее редактирование: 22 Ноябрь, 2020, 05:28:45 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #3 : 24 Ноябрь, 2020, 10:37:04 »
Одна из самых примечательных личностей  среди старинного казачества Иркутского острога - Ерофей Яковлев Могилев.

Наиболее широкая сводка его подвигов - на страницах сборника "Первые иркутяне" (Иркутск, 2011). Автор - С.А.Гурулев (кандидат геолого-минералогических наук,  создатель Иркутского родословного клуба, ученый секретарь АЭМ "Тальцы", Заслуженный деятель науки Республики Бурятия) отводит на страницах этой книги Ерофею Могилеву значительное место:
Могилев (Могулев, Могулов) Ерофей (Ерошка, Юрко, Ярафей,Ярко) - служилый человек или охочий казак, участник строительства Селенгинского острога, 1666; нерчинский служилый человек, 1677; иркутский казак, 1682; приказчик Тункинского острога, 1684, 1691; казачий десятник, Иркутск, 1697; казачий пятидесятник конных казаков (с окладом 7 руб., 7 четей с осьминою ржи, 4 пуда овса, 2 пуда соли в год, Иркутск, 1699; в 1700 переведен из пятидесятников в рядовую казачью службу с денежным окладом 7 руб. в год, Иркутск, 1704.

В 1683 г. иркутский казак М. с товаищами ездил в Монголию и Туву для покупки Скота и привез с собою "краски желтую и белую и синюю", которую очень дешево купил у местных жителей; привезенная краска была подвергнута  исследованию в Иркутске и отправлена в Енисейск со следующим описанием:
  "... зов тем краскам желтым обоим по Немецку блегель, а по Русски жолть Цареградская, а ценою ее купят немалою, а привозят ее из Немец и покупают ее фунт по рублю и болши и менши рублев бывает а синяя краска называют индык а по Русски крутик а белая что есть за краска и как ее название тому толку не уметь и знатцов на нее в Иркуцком нет и к писанию иконному она не корыстна, разве она годитца в лекарства и или в иные какие угодья. Да иных де розных цветов красок в Мунгальской земле продают много".
В 1684 г. М. в ответ на память иркутского письменного головы Л.К.Кислянского о посылке служилых людей на реку Ур "проведать о слюде и взять опыт" писал следующее:
" И по указу великих государей  и по памяти спрашивал из в Тункинском  у служилых людей и у ясачных иноземцов про тое слуду что на Уре реке  и утесе и в ниском месте под мохом. И служилые люди и брацкие мужики и тунгусы про тое слуду не ведают. И ясашные люди в Мунгальскую землю вожем казаков вести не смеют".
Несколько позднее, в том же году М. снова пишет  иркутскому письменному голове Л.К.Кислянскому о слюде на реке Ур:
"Про слуду государь  Леонтей Константинович спрашивал у долонгутцких людей, которые были в провожатых за посланцами в Тункинском с Уры реки. И они на Уре реке нигде слуды не ведают и сказывают, что де по Уре реке нигде ни в которых местех  ни в горах ни в утесах  ни под мхом нет. Мы де знаем доподлинно и о том государь Леонтий Константинович как изволишь не ведаючи про  тое слуду казаков послать не смею".

Молодец, Ерофей Могилев!  Без предварительной заявки настоящий рудознатец не будет тратить государевы средства на поиски.... А, я очень подозреваю, что Ерофей Могилев является "пращуром" не только иркутских мещан, казаков, предпринимателей, но тех Могилевых, которые обучались в Иркутском Горно-промышленном училище, стали известными иркутскими(и не только) геологами.
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь, 2020, 13:27:10 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #4 : 24 Ноябрь, 2020, 14:52:26 »
Надо отметить, для у Ерофея Могилева характерной чертой является решительность.
 Эпизод о котором упоминается в следующем документе произошел во время его службы нерчинским казаком. Об этом упоминает Г.Красноштанов своей книге "Никифор Романов Черниговский" (Иркутск, 2008, стр. 231-232),ссылаясь на авторитетный источник - ДАИ, СПб, 1859, Т.YII, № 75, стр. 373-374:
"...Служба П. Я Шульгина закончилась в Нерчинском остроге в 1677 году весьма своеобразно. Служилые люди Нерчинского острога  ему "от Съезжие избы отказали" и послали об этом челобитную в Москву:
    "Илюшка Шутов
      Филка Тюфяков
      Ярофейко Могулёв
Жалоба государь нам холопям твоим Нерчинского острогу на приказнова человека на Павла Шулгина в том:
  в прошлых государь годех и в нынешнем во 185 (1676-1677)году учинил он Павел Шулгин в вашей государевой казне поруху болшую и нам холопям вашим и ясачным людем учинил налоги и обиды большие. И мы холопи ваши от ево Павловых налоги обид стали нужны и бедны и служить вам великим государем с ним Павлом стало невозможно.
И мы холопи ваши послали челобитчиков с заручною челобитною к вам великим государем к Москве на него Павла во всехсвоих обидах, а ему Павлу до вашего государева указу от Съезжие избы отказали.
И выбрали мы холопи ваши в Нерчинском остроге к вашему государеву делу до вашего государева указу нерчинского сына боярского Григорья Иванова Лоншакова да десятника Ивана Иванова Астраканцова"
.
Неизвестно, получил ли Е.Могилев свой "доносчику первый кнут", но какое-то "внушение" возможно, в его адрес быть могло по традициям того времени. Тем не менее, служебная карьера его продолжилась и спустя три года он возвращается в Иркутский острог.
Надо еще привести здесь упоминание из сборника "Летописи города Иркутска. 17-19 века" (Иркутск,1996), из того раздела, который составлен А.И.Лосевым - "Обозрение разных происшествий...":
"1677 (год).
Во время бытности в Иркутске приказчиком сына боярского Ивана Перфильева, за Байкалом, между реками Ононом и Аргунью, иркутскими казаками найдены остатки древних развалин. Они состояли из крепких, скопившихся вместе разных пород камней, удивительным образом обработанных, а при том примечены необыкновенной величины из разрушившихся зданий кирпичи, служившие большою защитою в глубокой древности монгольским народам. Между семи обломками развалин нашлось много удивительных редкостей зодчества, каменных статуй и драконов не малой величины, которые суть памятники величественной  изящности бывших на сем месте манчжурских древностей.
Не в дальнем расстоянии от сих развалин  казаки видели на степях земляные укрепления, соединенные валами, простирающимися в восточную сторону изгибами непрерывно на несколько десятков верст, что также служит доказательством древностей манчжурского народа. Подобные сему памятники случалось видеть в селении Кондийском (в 1807году) из них складена церковь, у которой статуи и драконы из камня выделанные, составляют наружное церкви украшение,о чем подробно объяснил я в "Хозяйственном описании Иркутской губернии" (1810 года в отделении первом, см. параграф 19)"
.
Увы, указанной работы в сборнике нет, зато в примечании сообщается: "Остатки поселений в Восточном Забайкалье и верховьях Амура описывали многие исследователи Сибири. См. подробнее: Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб, 1886, Кн. 2, стр.305-306.
Не исключено участие Е. Могилева и в вышеупомянутых "исторических" исследованиях. Без сомнения этот "опыт" мог пригодиться в его дальнейшей службе в Тунке, на границе с Монголией.
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь, 2020, 13:27:40 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #5 : 25 Ноябрь, 2020, 09:49:16 »
 На тункинской "службе" после Нерчинского острога  Ерофей Могилев находился дважды - с 1684 г. и с 1691г. (надо полагать, эта казачья "повинность", по традиции, длилась по три года каждый раз). Еще раз акцентирую, должность была у него там  весьма ответственная - приказчик.
В 1684 году он извещал  иркутского письменного голову Л.К.Кислянского о приезде в Тункинский острог монгольских посланцев:
"В нанешнем государь во 192 году маия в 6 день приехали из Мунгальской земли от мунгальского царя Чирой кана посланцы дватцать человек к Тункинскому острогу. А сказывают что де мы едем к тебе государь Леонтий Константинович в Ыркуцкой пословатца а о чем пословатца и оне посланцы мне в Тункинском не сказали и я их в Тункинском задержал и тебе .... об этом ведомость учинил".

 В промежутке" между тункинскими "командировками" - не менее ответственная работа: с Ерофеем Могилевым посылались припасы и   служилые люди на Селенгу, в Ильинскую слободу. Об этом писал в 1688 г. иркутский воевода, стольник А.С. Синявин:
"И по указу великих государей послано из Ыркуцка к тебе в Ильинскую слободу Ыркуцкого острогу служилых людей и казачьих детей дватцать семь человек да промышленных и гулящих людей тритцать восмь человек да зелейные великих государей казны бочка пороху ручного весом семь пуд десять гривенок з деревом с рогожами и с веревки три пуд свинцу Ыркуцкого острогу с казаком с Ярофием Могулевым а хто имяны ыркуцких служилых и промышленных людей и казачьих детей посланы и тому под сею отпискою роспись. .... Да в полк к стольнику и полковнику Федору Скрыпицыну с казаком с Ерофеем Могулевым ыркуцких служилых и промышленных людей шездесят пять человек зелейные великих государей казны дано им бочка пороху ручнова весом семь пуд
 .гривенок с рогожи и с веревки три пуда свинцу, ружья промышленным людем девять мушкетов девятнатцать с пик девятьнатцать бердышей".

В 1691 году приказчик Тункинского острога Ерофей Могилев неоднократно писал в Иркутск о нападении монгольских "воровских" и урянских (урянхайских) людей на тункинских бурят, об отгоне у них скота, о просьбе бурят защитить их или разрешить  перекочевать на реки Китой и Белую....
 С.А. Гурулевым приведена целая страница "отчетов" Е.Могилева по следующим источникам: Сборник документов по истории Бурятии,17 век. Вып1, Улан-Удэ, 1960.; Материалы по истории русско-монгольских отношений. Москва, 2000; Скалон В.Н. Русские землепроходцы 17 века в Сибири.Новосибирск, 2005.

Из донесений Е.Могилева известно, что "воровские" мунгальские люди грабили "брацких мужиков" Койморских улусов (совсем недалеко от Тункинского острога), грабили прежних тункинских годовальщиков, живших в Торской степи. В Торской же степи бурят грабили "урянские люди" и за ними Могилев посылал тункинских казаков с прежними годовальщиками (которые обосновались в Торской степи)  в погоню. Среди перечисленных тункинских казаков был Елеска (Елисей Кузьмин) Могилев, похоже, потомок другого Могилева - Козьмы Андреева, о котором речь пойдет дальше.

РS: Торская "степь" это окрестности современного села Торы в Тункинской долине, наиболее приближенные к юго-восточной границе Иркутской области. При подъезде к селу (51 км) находится в горах культовое место "Буха-Нойон" (белый бык) - скальный выход белых мраморов, на вершине которого стоит кумирня. Есть много легенд, связанных с шаманской религией. На самой скале побывать не довелось, да и отношусь я к таким "объектам" только с геологической точки зрения (да, простят меня, великодушно, шаманисты).  В самом селе (как и по всей долине) сохранилось много деревянных домов конца 19 века. Один из них вывезла в Култук известный иркутский этнограф Л.Аболина. Она разместила его в своем усадебном комплексе, который уже развивается, как музей-усадьба.
Еще интересна в окрестности с.Торы -  Гамма-обсерватория TAIGA. Там мне удалось побывать почти сразу после мощного землетрясения в 2008г. Когда ехали через Култук, то были видны лежащие на крышах домов свалившиеся печные трубы. А сотрудник обсерватории рассказывал, как он бежал и падал по территории во время подземных толчков, и было ощущение, что это не земная "твердь", а толстое пуховое одеяло, в котором заплетаются ноги.
Ничего не поделаешь! Тунка - "сестра" Байкала, и ее, одновременно с Байкальским рифтом, сотрясают мощные землетрясения.
Так выглядит хребет Восточный Саян возле п.Торы, рядом с обсерваторией. И, где то здесь по этим горам был кратчайший путь из Тункинской долины в Ыркуцк.
 

 
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь, 2020, 13:29:02 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #6 : 25 Ноябрь, 2020, 13:48:13 »
Пожалуй, последнее, что хотела сообщить о Ерофее Могилеве.

Естественно, что меня интересовало, где потихоньку стал "оседать" он в окрестности Иркутска. Все иркутские казаки, до поры,  занятые "государевой службой" селились в окрестностях посада (надо непременно посмотреть по ранним ревизиям!), но на склоне лет заводили заимки, готовясь "служить с пашни". Заимка, указанная, как "Могилева" в старинной истории Иркутска оказалась неточно привязанной, а потом, вообще, исчезла, когда стало актуальным в обиходе название "Глазково".
Делая выписки из Метрических книг Иркутской Духовной Консистории начала 19 века, обратила внимание на неких крестьян Могилевых, проживающих в селе Смоленском. Посчитала, что это какая то случайная "ветвь" неясного происхождения какое-то время жила в столь трепетно изучаемом мною селе (таких временных жителей было в истории Смоленской деревни немало).
Но, внимательно читая "иркутский именник" Гурулева, на стр. 103 увидела строки из тех же самых "Материалов..." 2000г. где сообщается, что в 1690г. иркутский казачий пятидесятник Кирило Козьмин принимал вместе  с Ярофеем Могуловым Дархин-зайсана, посланца Бушухту-хана на заимке Смоленской на Иркуте:

"198 года февраля в29 день пятидесят(ник) казачей Кирило Козьмин да Ярофей Могулов с товарыщи по указу великих государей и по наказной памяти стольника и воеводы Леонтия Константиновича Ки(слянского) съехалися с калмыцким по(слан)цом на заимке у Смоленских. И на съезде их посланца спрашивали. И они калмыцкий посланец сказал себе посланцу имя Дархан-зайсан а с ним 10 человек от Бушту-хана. А у себя сказал два листа один к окольничему Федору Алексеевичю а другой лист к стольнику и воеводе Леонтию Константиновичю Кислянскому. А что де какое дело и то де писано в листах а словесно что де будет и то перед тобою стольником и воеводою Леонтием Константиновичем. А ныне пошли от Смоленских и ты где Леонтей Константинович изволишь поставить их".

Чуть повыше этого места они и встречали Дархан-зайсана. Правда зимой. Но я и зимний снимок смогу приискать (правда, не такой выразительный...):

 

Выходит  я поторопилась "отрешить" Могилевых от Смоленской деревни? Пожалуй, да - есть там ближе к Иркутску местечко с пашнями, позже его именовали  "деревня Константинова" (как то пришлось мимо него пешком по полевой дороге пропутешествовать от Смоленщины до Черемушек - определенно, там "пахнет" былым населенным местом)
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь, 2020, 13:29:35 от лузгина »

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Старейшина
  • *****
  • Сообщений: 2898
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #7 : 25 Ноябрь, 2020, 15:26:11 »
Спасибо! Очень интересно. Требую продолжения))
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Алёна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 117
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #8 : 26 Ноябрь, 2020, 08:40:04 »
Много открытий и для иркутян. Любопытно узнавать историю районов нашего города. Здесь каждый район богат удивительной историей: Глазково, Иннокентьевский, Жилкино и т.д.

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #9 : 26 Ноябрь, 2020, 11:43:48 »
Спасибо за отклики! Сама знаю, как порой трудно воспринимать "сухомятину", потому изощрялась в создании "образа".
Почему я согласилась (сама с собой), что какое-то жилое место с Могилевыми (и крестьянами тоже) может находиться недалеко от Смоленской деевни?
Потому, что проповедую "принцип кратности расстояний". Впервые о нем открыто заговорили, как о геологическом явлении, на чешском месторождении радиоактивных руд - Пршибрам. При детальной разведке там выяснилось, что рудные зоны и рудные тела расположены относительно друг друга на расстояниях примерно равных или кратных.
(Ну, и я, как продвинутый геолог-поисковик, выводила из себя иркутских съемщиков тем, что являлась на рассмотрение их полевых материалов с обычной линейкой, меряла расстояния между известными рудными зонами, тыкала пальцем ровно между ними и строго вопрошала, как, де, мол, тут с "рудой". Бедные полевики с неохотой ответствовали, что, де, руду тут никто не искал (не до нее было - там до рыбалки далеко), но геохимические аномалии есть.
И, с криком -"Вот, оно!" - я вцеплялась в карту и отцеплялась только, когда мне обещали на следующий год посмотреть это "место" и (может быть) шурф или канаву там пройти).
Но, когда занялась родоведческими делами, то увидела, что между старинными деревнями (неважно где - в Иркутском или Нерчинском уезде) этот природный "принцип" очень (даже) соблюдается.
Потому, "пустое место" между Смоленской деревней и дер. Медведевой (на Кае) - имеет чересчур большую протяженность. На мой взгляд, там одна-две деревушки бы, точно, поместились...

Кстати, недавно, Вера Николаевна поместила интересный пост "В поисках Удумкаевского караула" (в теме "Ононский край - неизвестные страницы"). Про "караулы", вообще, давно известно, что они моему любимому "принципу" подчиняются (и причина не только субъективная, природные объекты: хребты, пади, реки - их расположение зависит от тектоники, которая - природное явление).
« Последнее редактирование: 26 Ноябрь, 2020, 13:18:22 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #10 : 26 Ноябрь, 2020, 13:08:20 »
В книге - Иркутск. Материалы по истории города  17 и 18 столетий. Москва, 1883, сведений о постоянном "базировании" Ерофея Могилева в Иркутске - я не нашла.  Впервые о "городских" Могилевых сообщается в списках 3-й ревизии. Видимо, когда Глазково стало входить в "черту" города Иркутска.
Но о еще одном Могилеве - Кузьме Андрееве из Усть-Куцкой деревни (нынешняя Усть-Куда) известно там из Писцовой книги 1686года.
Казак родом из Енисейска, где служил в казаках вместе с отцом. Пришел в Иркутский острог гулящим человеком, служилый человек или охочий казак. Места службы - Селенгинский острог, 1666 г.; иркутский казак, служил с пашни без хлебного жалованья, в 1672г. приказчик А.Барнышлев отвел ему земли по Иркуту и Ангаре, близ острога, рыбных ловель и птичьих угодий не имел; жил в Усть-Куцкой деревне отдельным двором, служил с пашни без хлебного жалованья и пахал 3 десятины земли, 1686г.
С.А.Гурулев сообщает -
В 1673г. в заручных книгах приказчика А.В.Строгонова написано:
"Куплено у служилого человека у Коземки Могулева две козы аманатам на корм. Дано за те козы 23 алтына 2 деньги".
К.Могилев откупал, совместно с товарищами рыбные ловли на устье Иркута и платил по откупу в 1681 г. 1 руб. с полтиною. В иркутской книге "Перечневыя выписки окладных неокладных расходов и доходов 1699-1700 г.г. записано:
"Откупу с усть Иркута реки на 207 г. с Коземки Могилева с товарыщи с 3 человек взято 2руб. 8 алт. 2 деньги.
(ссылка на книги "Иркутск- первое столетие", "Иркутск. Материалы по истории города ...")

РS: Все, как-то, близко  к Ерофею, того и гляди -родственник...
Деревня Усть-Куда (Устькуцкая), первоначально, называлась "Казачьей слободой", где, начиная с 1667 года начали селиться своими дворами иркутские казаки. Чуть позднее начали селить пашенных крестьян. Находится деревня к северу от Иркутска на устье р. Куды.
В Усть-Куде от 19 столетия осталась память о живших здесь декабристах: улицы, названные их именами и "Камчатник" - место на берегу Ангары, где С.Волконский вытесал из местного песчаника "диваны" - сиденья, на которых до сих пор посиживают любующиеся Ангарой.





 Сама деревня с обновленной Казанской церковью очень живописна:


Все копии фотоснимков заимствованы, мне никак не удается "поизучать" Усть-Куду. Редкие мои посещения этого села связаны с какими-то неотложными делами. Тем более, что от первых иркутских казаков  там, видимо не осталось, разве только усадьбы их с археологами покопать...Но это - почти безнадежное дело.

« Последнее редактирование: 28 Ноябрь, 2020, 10:03:56 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #11 : 27 Ноябрь, 2020, 14:30:03 »
За неимением других "источников", пришлось сразу обратиться ко 2-й ревизии (все там же) , 1744г. -

" ... 2380. Сергий Могилев 66л. у него сын Илья 26л...."

 В третьей ревизии:

Андрей Могилев (70л  в 752 ум.) У него дети
Петр (48 в 758 ум)
Василий (47) 66
Иван (35) 54
Андрей (31)  50
У Петра жена Анна Артемьева 56 взята у тобольского дворянина Артемия Обольянинова
дети у них Иван (1)  19
У Василья жена Анна Назарова 60 взята у илимского посадского Назара Воробьева
у  Ивана жена Авдотья Андреева 35 взята Верхъангарских деревень у крестьянина Андрея Грудинина
у них сын Петр 14
Андрея Андреева дети - Кирило (6) 27  Дмитрий (9 мес.) 19  - стр.68.
Поскольку недалеко в списке есть Глазковы, то выше перечисленные Могилевы, однозначно, жили в Глазково.
Есть какой-то Алексей Иванов сын Могиляков (?) (40 в 759 ум) - стр.81

Глазковых тоже припомню  (там же):
Прокопий Гласков (30 в762 ум) у него сын Никифор (9 отдан в рекруты), Яков (3)  22, Иван (4 нед.  ум). - стр.68
Симон Гласков (55  в 747 ум) у него сын Максим (5 нед.)  19,
у Максима жена Агафья Михайлова 20 взята у иркутского казака Михайлы Зверева.
Сергий Иванов с.Гласков (50)  69 - стр.75
Гаврила Гласков (25  взят в рекруты) - стр.76.
 
Негусто....
Для "разрядки" поставлю снимок еще добротного, но уже покосившегося заплота. Возможно такой мог быть и в 18 веке, Особенно, в Глазково. В правобережной части Иркутска таких много оставалось и в 20 столетии. Даже у меня в прежнем домовладении был.

« Последнее редактирование: 27 Ноябрь, 2020, 16:18:52 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #12 : 27 Ноябрь, 2020, 15:25:06 »
Начало 19 века - довольно скудные сведения из метрических книг Иркутских градских церквей:
Записная книга Троицкой Петро-Павловской церкви 1810г. - ф.50 оп.1 ед.хр.209.

Стр.82 об.. Рождена у  крестьянина Афанасия Гласкова дщерь Татиана.
Стр. 83 Запись 3. 6 февраля рожден, 10 февраля крещен у казака Ивана Гласкова сын Алексей. Отцем - цеховой Иван Шароглазов, восприемной матерью - солдата Ильи Ипатникова жена Евдокия Николаева.
№ записи нет. 9 февраля рожден, 11 февраля крещен у казака Степана Могилева сын Алексей. Отцем - отставной казак Иван Могилев  матерью - умершего Луки Охонина (?) жена Агриппина Григорьева.
83 об. запись 5. 25 февраля рожден, 27 февраля крещен у казака Алексея Могилева сын Гавриил. Отцем – казак Ларион Могилев, матерью -  казака Ивана Могилева жена Татьяна Николаева.
Стр.91 запись 13. 19 июля рожден, 20 июля крещен у крестьянина Осипа Могилева сын Илья.  Отцем - казак Семен Могилев и отставного казака Николая Могилева жена Вера Григорьева. 
Запись 24.  У крестьянина Смоленской деревни Прокопия Могилева дщерь Наталия. Отцем – иркутский цеховой Андрей Соколов и псаломщика Трофима Малых дочь девица Маремьяна.
Стр. 91 об. запись 18. 3 октября рожден, 6 октября крещен у отставного казака Игнатия Могилева сын Петр. Отцем - священник Иван Карамзин, матерью -   мещанина Осипа Шутова дочь девица Маремьяна.
Стр. 93 запись 41.  22 декабря рождена, 26 декабря крещена у казака Семена Могилева дщерь Анна. Отцем – казак Иван Могилев, матерью - 2-й роты фельдфебеля Ивана Паншина жена Ирина Андреева.

Стр. 93 об. запись 2. 30 января Венчаны казачьего полка казак Семен Могилев и дочь Ангинской(?) волости крестьянина Савы Малых девица Дария первым браком. Поезжане -  Иван и Мирон Могилевы.
Запись 3. 6 февраля. Венчаны Жилкинской волости Гласковской  деревни Дмитрий Могилев  с дочерью иркутского мещанина Ивана Суворова девицей Татьяной первым браком.  Архитриплин(?) – отставной солдат Дмитрий Могилев, поезжане -  крестьянин Федор Михалев (?), и Иосиф Могилев.
Стр. 94. Запись 6. 11 февраля. Венчаны Климовой (?) деревни Кирил Могилев с дочерью отставного казака Андрея Кузнецова девицей Матроной. Тысячной - иркутский цеховой Иван Шароглазов, поезжане - штатной унтер-офицер Михаил Коротких, иркутский цеховой Никита Шароглазов и иркутский мещанин Василий Свинин.
 
Стр. 95 Умершие.
Запись 1.13 янв. У крестьянина Афанасия Гласкова  дщерь Татиана 2 нед.
Запись 3. 14 янв. Казака Степана  Могилева жена Фекла Осипова 19 л. в горячке без напутствия.
Запись 1. 19 янв. Казака Степана Могилева сын Семен 2 нед.   
Стр. 95 об. запись10. 27 маия.  Отставной казак Евдоким Могилев 65л. без напутствия.
Запись 11. 28 маия. Крестьянина Смоленской деревни Николая Могилева дщерь Наталья 1 нед.

Интересный свадебный термин - архитиклин (иногда был написан - архитриплин). Ну, вроде сообразила, что это - "тысяцкий" или "тысячной".
Эту большую книгу сплетенных  вместе "записных книг" разных иркутских церквей: от 1792г до 1810г. - ГАИО, ф.50 оп.1 ед.хр.126, 209, 1085 я, наверно, смотрела одной из последних наяву, потом началось их сканирование. 
Помимо горожан Иркутска и моих любимых крестьян старинных подгородних деревень, есть сведения о родственниках российского Колумба - Шелехова и "епонцах" - из тех, что жили в Иркутске (о них есть фильм "Сны о России").
« Последнее редактирование: 27 Ноябрь, 2020, 16:43:45 от лузгина »

Оффлайн лузгинаАвтор темы

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1403
    • Просмотр профиля
Re: "Глазково" - Иркутск
« Ответ #13 : 28 Ноябрь, 2020, 15:05:53 »
Возвращаясь к Казачьей слободе (с.Усть-Куда),решила привести здесь перечень живших там первых иркутских казаков  (из "именника" С.А.Гурулева):

Анкудинов Афанасий

Борода Сергей (Сергушка) Петров - родом из Вятки, в Енисейск пришел гулящим при воеводе А.Пашкове. Поверстан в Иркутский острог в 1671г. Сын боярский А.Барнышлев отвел ему земли под пашню, сенные покосы, скотинный выпуск по Ангаре реке близ острога и по Кае реке.

Кашик Федор (Фетька)

Колбецкий (Котоецкий) Александр - казачий десятник, родом из Нижнего Новгорода, прислан по указу в Енисейск, где "многие годы" (по челобитной) служил казачью службу. Начал служить в Иркутском остроге с 1677 г.В 1686-1688г.г. - начальный человек отряда казаков, отряженного от Иркутска "на усть Ангары реки к  Байкалу морю" для организации караула. В 1688г. отправлен на Селенгу, в Ильинскую слободу к полковнику Ф.Скрипицыну. В 1689г. сопровождал монгольских посланцев из Иркутска до Тункинского острога.
Его дети: Кононко 20л, женат, Сенка 10л.

Коша (Каша) Федор Федоров - родом из Тюмени, из казачьих детей, служил в Енисейске "многие годы", по челобитной отправлен служить в Иркутский острог в 1673г. Сын боярский И.Перфильев отвел ему пашню на устье р.Куды. Жил одним двором с Е. Г. Ягодиным.

Маркелов Федор Иванов - рядовой казак, родом из Енисейска, где служил в казачьей службе вместе с отцом. В Иркутском остроге с 1680 года. Отводную память на землю, выданную сыном боярским В.Самойловым, "увезли в Дауры" ограбившие его вместе с отцом в 1685г. верхотурские и тюменские казаки. Посылался в Ильинскую слободу в 1688г. В 1699-1700 г.г. - иркутский рядовой конный казак (с окладом 7 руб, 7 четей с осьминой ржи, 4 пуда овса, 2 пуда соли в год). В 1704г. -  иркутский рядовой конный казак с окладом 7 руб в год.

Мельниковы: Иван и Афанасий Карповы - сыновья Карпа Мельника (служившего на «государевой мельнице» на реке Кае в окрестности Иркутска). Жили, видимо, одним двором. Иван родился в Братском остроге, отец их родом из Тюмени, в Иркутск пришли гулящими людьми. Поверстаны в рядовые конные казаки в 1686г.  служили "с пашни". Иван в 1704г. служил с денежным окладом рядовым конным казаком.

О Могилеве К.А. - уже известно.

Москвитин Андрей Савельев -  казак, родом из Москвы, где служил при дворе стольника Т.Дубровского. В Иркутск прислан по указу при А.Барнышлеве в 1686г.  Дети - сын Федька 25л. (женат, на казачьей службе).
 В 1689г.- приказчик Тункинского острога. В 1693г. - десятник пеших казаков, посылался с государевой казной в Москву (иркутские воеводы высылали идинскому приказчику Ф.Черниговскому наказную память о выделении служилых людей для сопровождения "казны" до Яндинского острога).
В 1696г. при воеводе А.Савелове  был поверстан из пятдетиидесятников в сыны боярские с окладом умершего Я.Д.Многогрешного, в 1699 г. при воеводе И.Николеве этот оклад Москвитина был отставлен, потому, что  назначение было произведено без царского указа и грамоты.
 В 1698-1700г. - казачий пятидесятник , иркутский сын боярский, сыщик. В 1700г. - приказчик Селенгинского острога. В 1705г. - сотник иркутских пеших казаков, владелец колесчатой мельницы  на речке Цакя(ур)та(?) в Иркутском уезде.
Интересно, что сын его Федор Московитинов, был приказчиком и строителем Бельского острога в 1694 году: «А в Белском остроге верхний бой и полати и кровля построено…» (из челобитной Ф.Москвитина иркутскому воеводе И.П.Гагарину – из книги Г.Красноштанова «Никифор Романов Черниговский». Иркутск, 2008, стр.312-314).

(Интересно, что на противоположном, правом берегу Ангары, по сей день, в окрестностях бывшего Идинского острожка, живут многочисленные Москвитины. Есть они рядом, в Осинском районе. Облик их – несколько «брацковатый». Речка с трудно передаваемым бурятским названием, на которой стояла мельница А.Москвитина, сейчас, наверно, именуется как «Сахюрта» и могла располагаться в окрестностях села Казачье (на Ангаре, в устье речки Шелот), где до сих пор стояли дома многочисленных старинных Москвитиных. Но, из-за значительного подъема уровня воды в верхней части Братского водохранилища, мало сохранилось, да и вряд ли кто искал).

Помаскин Константин Родионов -  служилый человек, родом с Еренского городка (отец был посадским), пришел в Енисейский острог гулящим при воеводе К.Яковлеве в 1668г. Поверстан в казачью службу в Баргузинский острог, служил в Иркутском остроге за "хлебное жалованье"(земля пол пашню, сенные покосы, скотинный выпуск отведены  в 1677 сыном боярским И.Перфильевым за Ангарою рекой.

Савельев Андрей - казак, прибыл в 1667г.из Москвы, пахал на себя 5 десятин земли в Казачьей слободе.

Уксусов Иван Оксенов – казак, родом из Великого Устюга, где отец его был посадским человеком, пришел в Сибирь гулящим. Поверстан в казачью службу в Енисейске около 1656г. Отвозил вместе с А.Нестеровым в Енисейск ужинные и умолотные книги в 1673г., 1687г..В 1687 г. сопровождал в поездке на переговоры к монгольским ханам посла С. Шестакова. В 1688г. рядовой казак, участвовал в «карауле «на усть Ангары…» в отряде А.Корбетского. В 1699г. - десятник иркутских пеших казаков с окладом 5руб. 5 четей с осьминой ржи 4 чети осва 2 пуда без чети соли в год. На карте С.Ремезова  указана деревня Уксусова на  левом берегу Ангары, выше Иркутска.

Черный (Чернов, Черной) Кондратий - казак из Соли Вычегодской, был дворовым у Строгоновых, пришел в Сибирь около 1646г. гулящим человеком при воеводе И.Акинфиеве, поверстан в казачью службу в Енисейске около 1656г. Один из первых жителей Казачьей слободы (1667г.). Служил с пашни без хлебного жалованья. Пашня и сенные покосы ему были отведены в 1686г. «вверх по Куде по левую сторону до соснового лесу и по сосновому лесу прямо на частой березник а и с того березнику на тонкую речку а с тонкой речки на еловый ручей и по еловому ручью прямо к Ангаре…»

Ягодин Ефим (Анфим, Елфим) Григорьев - казак, родом из Тюмени, из казачьих детей, многие годы служил в казаках в Енисейске. В 1673г.направлен по челобитно на казачью службу в Иркутский острог с пашни, за хлебное жалованье. В 1680г.приказчик И.Перфильев отвел ему землю на устье Куды, вместе с Ф.Кошей. Имели одиг двор с Ф.Кошей. В одном из документов в 1682г. указано: «…Ялань от межи уриковских пашенных крестьян … и на тое де земле пашут они Ефим Ягодин за хлебное жалованье лет с пятнатцать по данной». В 1699-1700 г.г. – пятидесятник пеших казаков с окладом 5 руб. 5 четей с осьминою ржи 5 чети овса 2 пуда без чети соли в год.

Таково, в общих чертах казачье «окружение» Ерофея и Козьмы Могилевых в конце 17 века.

Известно, что Ерофей Могилев тоже принял участие «в карауле на усть Ангары…» в отряде Корбетского В 1688г. иркутские власти опасались прямого нападения монголов на Иркутск:
«Лета 7196-го февраля в … день ….память иркуцким служилым людем десятнику Александру Корбетцкому рядовым Ерофейку Мотылеву Мишке Астраканцеву Ивашку Уксусову Фетьке Андрееву Алешке Маркелову ехать вам из Иркутцка на усть Ангары реки к Байкалу морю и учинить на усть Ангары караул крепкой днем и ночью да другой бы караул учинить бы вам у моря в Голоустной и потому ж быть на техкараулах и стеречь опасно от приходу неприятельских людей….а для пополнения караула взять вам на усть Ангары обротчика Пашка Никитина и велеть караулить с Вами за одно. Да вам же съездить в подъезд тайным обычаем откуль пристойно за море на Посольский мыс и проведать про приход неприятельских людей подлинная ведомости».

Да...., в самый мороз, небольшим отрядом "учинить караул" - по южному Байкалу, да еще в Посольское  "проведать"  - не позавидуешь!