Автор Тема: ДОПОЛНЕНИЯ к актам историческим Том 7-й. Акты о возмущении тунгусов в Охоцке  (Прочитано 517 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
Дополнения к Актам историческим, собранныя и изданныя Археографическою коммиссиею, том седьмой.
САНКТПЕТЕРБУРГ. В типографии Эдуарда Праца. 1859 г.

https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01004230624?page=289

стр. 277

61. – 1677 ноября 25 -1681. Акты, относящиеся до возмущения Тунгусов и злоупотребления начальных людей в Охотске.

     I. 186 году ноября в 25 день, в Охотцком городке, в ясачной избе, перед приказным сыном боярским Петром Андреевым Ярыжкиным сказали Тунгусы (*) Щербак, Теланейко: в нынешнем де во 186 году ноября в день, на Ураке, в Щеках, побили де казаков ясачные Тунгусы Годниканы оленные Некрунко с братьею с Бежкою, да Шадюканко да Нюнья с родники, да Уяганского роду оленной Тунгус Баралгучан, Еллятин родник, а взяли де в полон казачью жену казака Ивана Аввакумова: поди де ты в Охоцткой городок, и скажи де приказному сыну боярскому Петру Андрееву сыну, что де мы казаков убили от налог и обид сына боярского Юрья Крыжановского.
----------------------------------------------
(*) В подл. сказал Тунгус.

     Того ж числа в Охотцком городке в ясачной избе сказала в допросе осталая баба казачья жена Ивана Аввакумова Окулинка Анкидинова дочь: убили де казаков на Ураке, в Щеках, пятидесятника казачья Устина Панфилова с казаками ясачные Тунгусы Годниканского роду Некрунко, да брат его его Бешка, да Дутка с родниками, до Шадюканко, да Ивчанко, да Нюнья,   да Баюган с родниками, да Уяганской оленной Баралгучанко, Еллятин родник; а меня де Акилинку взяли они в полон Тунгусы, и, побив де казаков, отдали де меня пешим Тунгусам, которые приходили на встречю, и велели де меня отвесть в Охотцкой, и скажи де ты Акининка приказному сыну боярскому Петру Андрееву Ярыжкину: побили де мы казаков от налог и обид сына боярского Юрья Крыжановского, имал де у нас соболи и олени силно и плевал де нам в глаза, что де мне мало носите, то выручу.

     Подлинник писан столбцем, на одном листке. На обороте изображены знаки Тунгусов с надписями: Знамя Щербачково, Знамя Теланийсково.
     Ниже: К сей сказке вместо казачьей жены Акилины Анкидиновой дочери, по ее веленью, казак Васка Иванов сын Гурьев руку приложил.
« Последнее редактирование: 28 Август, 2021, 15:16:35 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     II. 186 году ноября в 28 день, в Охотцком городке, в ясачной избе, перед приказным сыном боярским Петром Андреевым Ярыжкиным сказал Горбиканскому роду оленной аманат Сикачиканко Дегинин сын: в прошлом де во 185 году приказной сын боярской Юрье Крыжановской посылал на встричю к отцу моему и к родникам, как шли де в Охотцкой великого государя с ясаком, пешего Горбиканского Тунгуса Ивашка, и велел де он Юрье приносить к себе добрые соболи, и у пеших де Тунгусов Ивашко у отца моего соболи ворочал и выбрал де доброго соболя и велел того доброго соболя отнесть к приказному к Юрью.

     Того же числа сказал Горбиканскому роду оленной аманат Дерул теж речи, что сказал в допросе Сикачиканко Дегинин: и за мною таже сказка; а как де прийдут (*) в Охотцкой с ясаком родники наши, а они де будут сказывать на сына боярского на Юрья  Крыжановского про его налоги и обиды.

     Подлинник писан на одном листке.
     На обороте:  Знамя Сикачиканково.
     На лицевой стороне, в конце: Знамя Дерулово.

----------------------------
(*) В подл. прийду.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     III. Декабря в 2 день, в Охотцком городке, в ясачной избе, сказал Уяганского роду оленной Тунгус Еллятин, Ихора он же, Иланиев сын: был де он у Годниканов у оленных у Некруна с братьею и с родниками, и говорил ему Некруну: за что же ты убил казаков и государеву казну пограбил? и Некрун де с братью и с родниками сказал: убили де мы казаков за налоги и обиды сына боярского Юрья Крыжановского, имал де с нас соболи добрые и рыси и парки рысьи и олени, с человек соболи по четыре и по пяти, да малых де робят у нас всех выискал и велел за них приносити по соболю; а имал де он Юрье соболи и рыси и олени, и мы де покупаючи соболи к нему Юрью и носили: а покупали соболи на олени и на холопи; от его Юрьевы изгони и казаков побили и казну великого государя взяли.

     Отпуск писан столбцем, на одном листке.
     Все три акта из архива Якутского Областного Правления.

« Последнее редактирование: 29 Август, 2021, 07:12:52 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     IV. Государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, воеводе Андрею Афанасьевичю Охоцкого острожку приказной сын боярской Петр Ярыжкин челом бьет.

     В нынешнем в 186 году декабря в 18 день приходили в Охоцкой острожек ясачные оленные Тунгусы Азяна, Анего шаман с родниками и приносили великого государя ясак с себя не весь сполна, да Килары оленные Зелемейковы родники Гомия, да Боуча, да Шепчюга с родниками и ясак приносили не весь же сполна; и пришел с верх-Охоты Киларской Зелемей Ковурин под Охоцкой острожек к родникам своим и в их родников своих Гомгоню, да Боучю, да Шепчюгу с родниками, да Азянов Анегу шамана, да Елькучю с родниками, да Кантагирей и Гульгирей оленных и Бояшинцов оленных отозвал их с юртами вверх по Охоте к себе жить, а в Охоцкой острожек великого государя с ясаком и с переменою под аманатов он Зелемейко (*) им Тунгусам ходить не велел.

     Да в Охоцкой же острожек приходил Горбиканского роду оленной Тунгус Елдора, а с ним два Тунгусишка Боникашка, а ясаку принесли оне за себя и за родников 20 соболей; да с ним же Елдорою приходил в Охоцкой Яганскаго роду Тунгус Чюкурканко; а сказывали пешие Тунгусы, что де он Елдора и Чюкурканко приходили в Охоцкой, для подсмотру, от Некрунка, и высмотря в Охоцком он Чюкурканко и Елдора сказывали Некрунку с родниками:
     казаков в Охоцком немного, а живут днем и ночью в острожке, а за острожком де в казачьих дворишках нет никого, опричь баб их казачьих; и Годниканко и Некрунко с братьями с Бешкою да Лидуткою, да Конашанко с сыном, да Ивчанко да Оладьица приходили под Охоцкой острожек, ночью крадем навели и из дворишка у казака у Васки Елфимова Кожову ясыря его некрещеную бабу Марфутку, да у казака Матюшки Блохина наемную кортомленую Тунгусскую девку Нектака, и уведчи тое бабу Марфутку, спрашивал у ней он Некрунко, много ли в Охоцком казаков? и та баба Марфутка сказывала ему Некрунку: казаков де здоровых в Охоцком немного, человек с 20 есть, а иные многие казаки увечны, слепые и кривые и хворые, не могут де выстрелить и из пищали.

     И собрався он Некрунко со всем родом своим с Годниканы с оленными и с пешими, и Киларской Зелемейко (*) с родом своим с оленными и с пешими Килары и Горбиканы, Дегина да Еба, да Елдора с родниками с оленными и пешими с Ярконинком, да Уяганы оленные Сорочановы родники и Лебликовы дети, и Чюкурканко с братьями и с родниками, и Евъянки и Летягири оленные и пешие, и Зашиверского острожку Кукугири, которые были на убойстве казачье, и Кантагири и Гульгири и Унахтягири и иных родов многие Тунгусы, болши человек 1000, пришли под Охоцкий острожек в куяках и в шишаках, и в нарышнях, и с щитами, генваря в  7 числе, на зоре утряной, и Охоцкий острожек и за острожком казачьи дворишки обошли они Тунгусы кругом; и послал я из Охоцкого  острожку толмача Игнашку Олферьева да с ним шесть человек казаков на разговор с ними Тунгусами, а велел с ними перекликатца и разговаривать; и толмач Игнашка с Зелеймейком (**) перекликался, что де вас многолюдно пришло и кругом де вы острогу обошли? и звал его Зелемейку в Охоцкий острог: поди в Охоцкой и с приказным человеком переговори, не пасися ничего; и он Зелемейко ему толмачю сказал: в острог де я нейду, да и ясаку де у нас нет, а почто де мы пришли, и вы де увидите сами. И я его толмача и казаков кликал в острог, потому что многие Тунгусы по подбережью крадутся, хотят от острожку его толмача и казаков отрезать.
-------------------------------------------------------------
(*) В подл. Земелейко. – (**) В подл. с Земелейком.

     И скопяся они Тунгусы они Тунгусы пошли валом на приступ, и сына боярского Юрья Крыжановского за острожком во дворе обсадили, и у избы окна выбили, и под стену огня склали, и в казачьи дворишки засели, и из за дворишков в острог стрелять учали, и стрел на острог полетело со всех сторон что комаров; и сын боярской Юрья учал кричать о выручке, и я, прося у Спаса милости, с десятники казачьи с Ивашком Артемьевым, да с казаками со Фролком Яковлевым, с Петрушкою Жаравлевым, с Игнашкою Олферьевым, с Спиркою Барабанским, с Ярофейком Гундышевым, с Никифоркою Мошинцовым, с Петрушкою Никитиным, с Антонком Микулиным, с Петрушкою Сергеевым, с Петрушкою кузнецом, с Стенкою Пановым, с Федкою котелником, с Ивашкою Дмитриевым, с Ивашком Мелким и с ними казаками вышли из острожку на вылазку дратца с ними Тунгусами, и дралися с утра до наужина; и Божиею милостию и царским щастьем от острогу их Тунгусов отшатили, и сына боярского выручили, и из казачьих дворишков их Тунгусов выгонили; а на вылазке под острогом оне Тунгусы ранили казаков Спирку Барабанскаго меж крылца в хребет, Ярофейка Гундушева в грудь, Петрушка кузнеца в правую ногу, в стегно, на вылет; а их Тунгусов побили на приступе и на вылазке Некрункова брата Бешку да Евьянскаго оленнаго Тунгуса Келлу, а иных Тунгусов многих ранили.
     
     И после приступу, назавтрие, приходили под Охоцкой острожек оленные Горбиканы Дегина да Еба с родниками и перекликалися из за протоки с толмачем, и сказыали они Горбиканы: ходил де на Алдан к Якутам до Быстрые Протоки, летом, Киларского роду Зелемейко Ковырин, и сказывал де он Зелемейко Годниканам Некрунку с родниками и нам Горбиканам и  иным Тунгусам: в Якуцком де остроге все казаки умерли, осталося два человека живых, и послать в Охоцкой некого, иные казаки не будут; и по той де его Зелемейкове сказке, Некрунко с родниками на Ураке и казаков побил, да на приступ де мы все роды приходили по его же Зелемейкове сказке, и хотели Охоцкой острог взять, и приказного и казаков побить, и казну великого государя пограбить, и аманатов своих отбить.

     Да после приступу ж приходили в Охоцкий острожек пешие Тунгусы великого государя с ясаком Годниканы и Горбиканы и Килары и Нахтигари и Шологы, и сказывали они пешие Тунгусы, заказывали де им оленные Годниканы Некрунко да Конашанко с родом своим: не возите летом казакам рыб и ягод, и сами де вы к ним казакам не ходите, а мы де их казаков весною и летом под Охоцким острогом и на рыбных ловлях (*) побивать и выморим казаков достальных в острожке голодом; а в Якуцкой с отписками и из Якуцкого в Охоцкой казаков де мы не пропустим, станем их казаков на дорогах ждать и побивать. Да оне же пешие Тунгусы сказывали: хотел де он Некрунко с родниками зимою идти на Юлому в казачье зимовье, и казаков в зимовье побить и зимовье и дощаники сжечь.
---------------------------------------------------------------------
(*) Здесь, в подл., недостает: учнем, или другого глагола.

     И ноября с 27 числа сижу я с казаками в Охоцком острожке в осаде, днем и ночью караулим на башне и на стене, и по дрова и по рыбу из острожку выходить не смеем за малолюдством; и великий государь нас пожаловал бы, и ты государев воевода Андрей Афанасьевич послал бы к нам на выручку в Охоцкой острожек казаков наскоро, и пороху и свинцу и мушкетов и куяков, чтоб нам, сидячи в Охоцком, голодною смертию не помереть и побитым не быть и аманатов бы голодом не поморить; а многие казаки, сидячи в осаде в Охоцком острожке, зачинжали и захворали, и два аманата умерли, Киларского роду Зелемиев аманат   Елбуга, Боучин брат, умер, да Годниканского роду оленной Коношанов сын Омочанко умер.

Из рукописи под заглавием: Списки Якуцкой архивы (часть 2, в лист, на 344 л.), принадлежит Императорской Академии Наук.
« Последнее редактирование: 28 Август, 2021, 16:11:47 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     V. Февраля в 6 день, в Охотцком остроге перед приказным сыном боярским Петром Андреевым сыном Ярыжкиным сказал в допросе Киларской пешей Тунгус Улбиний шаман:
     убили де пониже моей юрты казака Михайла Павлова толмача Годниканы пешие Нютюкан шаман, копьем сколол его Михайла, да Годниканской же пешей Мучюлкан парку де с него снял да и палкою де его добил, в голову и в рожу бил; да его Михайла били Годниканы же пешие Мамкур с детми, а петлю де ему на шею накинул Кукугирской Тунгус, а имени де его не знаю, де и Горбиканы де пешие тут же были многие, и били (ль) де его Михайла, того он не видел, что де я пришел, а он Михайло убит.

     На обороте: Знамя Улбиниево.

     Того ж числа пешего Киларского шамана Улбинийка жена его Евук сказала в допросе: сколол де казака Михайла Павлова Годниканской пешей Тунгус Нютюкан шаман, а батоги де били они же Годниканы в голову де его били они же Годниканы и Горбикани пешие, а имян де их не знает.

     Февраля в 8 день, в Охоцком острожке, в ясачной избе, перед приказным сыном боярским Петром Андреевым сыном Ярыжкиным Годниканского роду Тунгус пешей Нютюкан сказал в допросе: убил де я казака Михайла Павлова толмача у пеших Килар под юртами, а велел де мне его Михайла убить Годниканской оленной Тунгус Некрунко с родниками, а грозил де мне он Некрун: буде не убьешь де казака Михайла, и я тобе де обрежу нос и губы и убью де тебя;
     а надругалися де над ним Михайлом Годниканской оленной Тунгус Ковыни, Некрунов родник, да Кугугирской Чибалин – били его Михайла батоги и ремень на шею накинули ему Михайлу и раненого его додавили; а санаяк де и шубу с него Михайла сняли Кукугирской Тунгус Чибалин и в ту пору изодрали, а лускутье де имали Горбиканы пешие Туголуков сын Мамикан, и на приступ де мы Годникани под Охотцкой ходили с ним Некруном.

     На обороте: Знамя Нютюканово.

Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     VI. 187 году октября в 1 день, в Охотцком острожке, в ясачной избе, перед приказным перед казаком пред Филипом Андреевым сыном Щербаковым навещал казак Ивашко Уваров толмач в том:
     сказывал де мне Ивашку Ачганского роду ясачной пешей Тунгус Тавиканко Чегонкин: в прошлом де во 185 году, будучи в Охотцком острожке на приказе, сын боярской Юрье Крыженовской взял у него Тавиканка с родников его Тавинканковых три лисицы черныхсебе, а не в ясак великому государю.

     Подлинник писан на одном листке. На обороте: К сему извету вместо толмача Ивана Уварова, по его веленью, казак Стенка Панов руку приложил.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     VII. 187 году апреля в 29 день, в Охотцком городке, в ясачной избе, перед приказным Филипом Андреевым сыном Щербаковым сказал казак Стенка Андреев сын Панов по святой евангелской непорочной заповеди Господне, еже ей ей, в правду, что в прошлом во 185 году был на Ламе, на приказе, сын боярской Юрья Крыжановской в Охотцком, и он Юрья книги приправочныя и ясачныя держал у себя на дому, а ведали с ним Юрьем у него на дому толмач Игнашка Олферьев да Петрушка Жаравлев, а ясак с кого имали, и про то оне сами знают;
     и ночью к нему Юрью ясачные Тунгусы, оленыя и пешия, с ясаком приезжали, и приходили к нему Юрью на дом преж ясачного платежу, - обиды и налоги много чинил; да он Юрья преж ясаку у иноземцов у оленых и у пеших Тунгусов велел выбирать соболи добрыя к себе, а в ясак плохия;
     а посылал к Тунгусам по те соболи на выбор выбирать Тунгуса ясачного Ивашка Горбиканского, и велел сказывать иным оленым и пешим Тунгусам, чтобы к нему Юрью приносили соболи и выбирали добрыя из ясаку, и вотчину государеву всю выпустошил, долго справа имать и впредь.
     То моя и сказка: писать сам Стенка своею рукою, лета 7187 году апреля в 29 день.

     Подлинник писан на одном листке.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     VIII. Лета 7187 году, по указу великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и по указной памяти Якуцкого острогу съезжые избы великого государя за печатью, от воеводы Фомы Ивановича Бибикова, велено в Охоцком острожке сыскать про Петра Ярыжкина Рускими людми и иноземцы: в прошлом во 186 году, будучи он Петр в Охоцком острожке на приказе, Руским людем и иноземцам ясачным Тунгусам обиды и налоги чинил ли?

     и что в прошлом же во 186 годк, на Ураке реке, служилых людей оленные Тунгусы Годниканы Некрунко с родниками и с иными родами с оленными Тунгусами побили, и государеву товарную казну и пушку взяли, а казачье оружье побрали, а тое государеву товарную казну и казачье оружье и их казачьи осталые статки и всякие их борошни в Охоцкой острожек пешие Тунгусы с Ураку реки привозили ль и ему сыну боярскому Петру Ярыжкину отдавали ль?

     И в нынешнем во 187 году, в розных месяцех и числех, в Охоцком острожке приказной Филип Андреев в ясчной избе Руских людей про сына боярского про Петра Ярыжкина допрашивал по святой Христове евангилской заповеди Господни, еже ей ей, а иноземцов Тунгусов допрашивал по их вере, по шерти, про обиды и налоги Петра Ярыжкина и про осталые казачьи статки, и кто что в допросе в сыску сказали, и те их допросные обыскные речи писаны ниже сего статьями, порознь, Руских людей обыскные речи за их руками, а иноземские Тунгуские речи за их иноземскими знамены и за толмаческими руками.

     Февраля в 29 день, в Охоцком острожке, в ясачной избе, служилые люди десятник казачей Ивашко Артемьев, да рядовые казаки Онтонко Микулин, Фролко Яковлев, Парфенко Полянсково, Семейка Павлов в допросе сказали, по святой Христове евангилской непорочной заповеди Господни, еже ей ей: в прошлом в 186 голу, как был в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам от него Петра обиды и налоги никакой не бывало; а про иноземские обиды и про налоги от него Петра к ним Тунгусам мы не знаем, потому что мы Тунгуского языку не умеем.

     Того ж числа казаки Васка медник, Мишка Внифантьев, Матюшка Ураков, Матюшка Блохин, Демка Юрьев, Федка котелник, Федка Панфилов, Ивашка Аввакумов в допросе сказали по святой Христове евангилской непорочной заповеди Господни, еже ей ей: нам де от него Петра Ярыжкина обиды и налоги были многие, и своими руками нас без вины бил, и дворишка наши розломал и сараишка подрубил, а насилством своим у меня Матюшки Блохина да у Мишки Внифантьева дворишко наше отнял и собаками нас называл.

     Того ж числа казак Сенка Павлов в ясачной избе сказал: в прошлом во 186 году сказывали мне Сенке с двора от Петра Ярыжкина казаки ж Ивашко Пермяков да Никитка Долган: были де нагородне во дворе у Петра Ярыжкина государева прядена неводного двенадцать безмен, а ныне де того прядена не стало, а в казне государевой не объявилось же.

     Того ж числа казаки Федка котелник, Петрушка кузнец в допросе сказали: в прошлом во 186 году, как побиты служилые люди на Ураке реке, и после убитых казаков всякие их казачьи статки с Ураку реки привозили в Охоцкой острожек пешие Тунгусы к приказному к сыну боярскому к Петру Ярыжкину ко двору, а не в ясачную избу.

     Того ж числа десятник казачей Ивашко Артемьев, рядовые казаки Фролко Яковлев, Онтонко Микулин, Матюшка Блохин, Ивашка Аввакумов, Федка Памфилов, Мартьянко Прокопьев, Парфенко Полянсково, Петрушка Анисимов, Офонка Онтонов, Васка Елфимов, Матюшка Ураков, Никитка Гребенщиков, Мишка Внифантьев, Марко Петров, Ивашко Дмитриев, Демка Туруханов, Васко Онтонов, Ивашко Федоров Хворой, Ивашко Аввакумов на допросе сказали: в прошлом во 186 году, как побиты служилые люди на Ураке реке, и после убитых казаков всякие их казачьи статки с Ураку реки привозили в Охоцкой острожек пешие Тунгусы к приказному к сыну боярскому к Петру Ярыжкину ко двору, а не в ясачную избу.

     На обороте: К сей сказке вместо казаков Онтона Микулина, да Фрола Яковлева, Парфена Полянского, Семена Павлова, по их веленью казак Стенка Панов руку приложил.

    К сей сказке вместо десятника казачья Любима Артемьева, Демки Турухана, Матвея Блохина, Микитки Гребенщика, по их веленью, Ивашка Босиков руку приложил.

     К сей сказке вместо казаков Васки медника, Ивашки Хворова, Ивашки Верхозина, Демки Юрьева, Мишки Лифантьева, Ивашки Щерки, Матюшки Уракова, Ивашки Юрьева, Офонки Онтонова, Петрушки Онисимова, по их веленью, казак Ивашко Заплетаев руку приложил.

     К сей сказке вместо казаков Петрушки Дмитриева, Маршки Просва (*), по их веленью, и за себя Федка котелник руку приложил.
----------------------------------------------
(*) Так в подл., может быть ошибк. вместо Петрова
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     Апреля в 29 день казак Стенка Панов подал сказку своею рукою:
     187 году апреля в 29 день,  в Охотцком городке, в ясашной избе, перед приказным Филипом Андреевым сыном Щербаковым сказал казак Стенка Панов по святой евангелской непорочной заповеди Господни, еже ей ей, в правду, что был на Ламе  в прошлом во 186 году на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и убиенных казаков статки привозили Тунгусы к нему Петру надом, прядино и всякой борошен казачей, и он Петр сам имал к себе, и кабалы были на меня Стенку, и он Петр те кабалы взял к себе и правил на мне, взял по тем кабалам денги все, мучил и бил и налоги и обиды много терпел, и балками (**) меня и мою братью казаков бил и увечил напрасно своими руками на дому и на улице без вины, про то ведают казаки, и (к) иноземцам всячески приметывался и к нам казакам, и Охотцкой городок Юрья да он Петр выпустошил всю, при их сиденье ясаку мало сбиралося.
     То моя и сказка; я сказку писал я Стенка сам своею рукою 187 году апреля в 29 день.
----------------------------------------------
 (**) Так в подл. вместо полками.
   
     187 году октября в 1 день, в Охоцком острожке, в ясачной избе, бил челом великому государю словесно Горбиканского роду ясачной пеший Тунгус Нютыни перед приказным перед казаком перед Филипом Андреевым сыном Щербаковыс на сына боярского на Петра Ярыжкина в том: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке, на приказе, он Петр Ярыжкин взял у меня Нютыни две лисицы черных себе, а не в ясак великого государя, и ничего за те лисицы он Петр мне не дал.
     На обороте: Знамя Нютынково.

     И того ж числа сын боярской Петр Ярыжкин в ясачную избу, против битья, ставлен и про те лисицы допрашиван, и Петр Ярыжкин в допросе сказал: никаких де я лисиц у него Нютыни не имывал и не знаю, тем де он Нютыни меня поклепал напрасно.

     И на очной ставке Тунгус Нютыни говорил ему Петру: взял де ты у меня Нютыни подлинно две лисицы черных себе, а не в ясак великому государю, и ничего ты мне за те лисицы не дал.

     И сын боярской Петр Ярыжкин бил челом великому государю словесно, чтоб его Нютыни допросить, с кем он с толмачем те лисицы ко мне Петру принес и кто толмачил? И Нютыни в допросе сказал: принес де я Нютыни к нему Петру на дом две лисицы черных Ачганского роду с Тунгусом с Максимком, и толмачил де об тех лисицах ему Петру и мне Нютыни он же Максимко, потому что от Руского толмача Петра он таился.  – А у сего челобитья и у допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.

     187 году октября в 1 день, в Охоцком острожке, в ясачной избе, пред приказным казаком Филипом Андреевым Щербаковым бил челом великому государю словесно Горбиканского роду ясачной пешей Тунгус Шолганкурко Туголукова сын в том: едучи де великого государя с казною в Якутцкой острог, сын боярской Петр Ярыжкин с казаками велел де меня Шолганкурка связать, и били де меня палкою и кулаками и за волосы драли неведомо за што, и отняли де у меня лук и стрелы; а вины я на себя никоторые не знаю; а спрашивают де у меня Шолкангурка про воров про изменников про Некрунка с родниками, есть ли оне на Ураке реке, а я де них изменников Гондиканов не знаю. – А у сего челобитья толмачили казаки Ивашко Уваров да Кандрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Шолкангурково.

     Ноября в 7 день, Унахтагирского роду Торочанко, да Кавлачко, да Окачко, да Елуга, да Моралли в допросе сказали: будучи в Охотцком остроге на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, посылал нас он Петр на Урак реку, где побитые служилые люди, псталые борошни; и мы Торочанко и Кавлачко с родниками по осталые борошни ходили и сбирали осталые борошни всякия, холсты, и рубашки, и конопле, и прядино, и платье кавтан суконной с нашивкою, до трои сапоги красные новые целые, и, собрав те борошни, привезли в Охотцкой острожек на двух нартах Руских и отдали приказному сыну боярскому Петру Ярыжкину у него Петра на дому; и велел де он Петр те борошни привозити к себе на дом, а казакам сказывать про те борошни не велел, что к нему Петру привозили, а будет де скажите, и яз де вас буду кнутьем бить. А толмачил де ему Петру и нам Тунгусам толмач Игнашка Олферьев.
     На обороте: Знамя Торочанково. Знамя Кавлачково. Знамя Окачково. Знамя Едугино. Знамя Мораллино.

     Да он же Петр Ярыжкин, поедучи с казною в Якутцкой острог, заказывал мне Кавлачку, чтоб я Кавлачко на него Петра в сыску не сказывал ничего про осталые статки казачьи, чо к нему Петру привозили мы Кавлачко с родниками; я будет де сказывать станете, а яз де Петр буду на прок на Ламу приказным, а яз де вас за то буду кнутьем бить. А толмачил ему Петру казак Петрушка Хахала.
     На обороте: Знамя Кавлачково.

     Того ж числа Бояшинского роду Шелонкурко, да Шелонского роду Шулга, да Байяканко, да Онкатко, да Яко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, осенью, будучи в Охотцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, посылал меня Шелонкурка он Петр на Урак реку, где побиты служилые люди, по осталые борошни, а велел мне Шелокурку звать с собою Шолонского роду тунгусов; и я Шелонкурко, взяв с собою Шелонских Тунгусов четырех человек, ходили на Урак и сбирали всякия осталые борошни казачьи; я Шелонкурко привез суму с борошнем, а в ней рубашки и штаны, да обуй сапоги, и чарки, да свеч восковых ломаных,  а весу и числа я не знаю сколко было, и отдал в ясачной избе приказному Петру Ярыжкину; а мы Шулга привезли на нарте конопли и прядена, да кавтан суконной лазоревой новой, и иные мелкие борошни всякие привезли ко двору приказному к Петру Ярыжкину и отдали те борошни ему Петру, а не в ясачной избе. А толмачил ему Петру и нам Тунгусам толмач Игнашка Олферьев.
     На обороте: Знамя Шолонкурково. Знамя Шулгино. Знамя Байяканково. Знамя Онкатково. Знамя Яково.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     Февраля в 11 день, Тоуя реки ясачной пешей Тунгус Бобутту в допросе сказал: будучи в в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и он Петр приказывал ко мне на Тоуй реку с Тоуйским же Тунгусом с Бодынею, чтоб я ему Петру изготовил гостинцы немалые соболей, а ясаком бы де и не спешил; и я Бобутту в прошлом по 186 году в Охоцкой острожек для того и с ясаком не пошел. – А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Боббутту шаман знамя свое приложил.

     Марта в 2 день, Гулюгирского роду ясачной пешей Тунгус Очомки в допросе сказал: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе, сын боярской Петр Ярыжкин взял у меня Очомки лисицу черную у себя на дому себе, а не в ясак великому государю, а посулил мне Очомке он Петр за тое лисицу три соболи в ясак, и тех соболей за тое лисицу мне Очомки он Петр на дал, ни в ясак за меня Очомки он Петр тех трех соболей не положил же. А толмачил у него на дому об той лисице ему Петру и мне Очомки Ачганского роду пешей ясачной Тунгус Максимко, и приходил ко мне Очомки на Урак реку от него Петра для той черной лисицы он де Максимко Ачганской.
     На обороте: Знамя Очомкино.

     И того ж числа Тунгус Максимко Ачганской в ясачную избу ставлен, и с ним Очомкою об той лисице дана очная ставка; и на очной ставке Максимко Ачганской  сказал, яз де Максимко об той лисице черной сыну боярскому Петру Ярыжкину толмачил, и для той черной лисице на Урак реку к нему Очомки я Максимко ходил, а посылал меня Максимка для той лисицы к нему Очомки сын боярской Петр Ярыжкин.
     На обороте: Знамя Максимково.

     Апреля в 17 день, в ясачной избе, Щолганского роду Тунгусская некрещеная девка именем Лаврук, умерщего казака Алексея Константинова купленая ясырь , в допросе сказала: оставил де меня в Охоцком острожке хозяин мой Алексей Константинов и с детми своими, а он Алексей послан из Охотцкого за государевою казною в Якутцкой острог, и ему Алексею на дороге смерть случилася; а после его смерти в Охоцком острожке приказной сын боярской Петр Ярыжкин меня девку Лаврука взял к себе и отдал толмачю Игнатью Олферьеву, а велел продать Тунгусам; и он Игнатей меня Лаврука продал Щолганского роду Тунгусу Кеванию, а цену за меня взял у Кевани приказной сын боярской Петр Ярыжкин себе десять соболей да десять лисиц красных, а Кевани продал меня Лаврука Щолонского роду Тунгусу Инкани.
     На обороте: Тунгус Микини вместо девки Лаврука, по ее велению, знамя свое приложил.

     И того ж числа Щолганского роду Тунгус Кевани в ясачную избу ставлен и допрашиван про девку Лаврука; и Кевани в допросе сказал: в прошлом де во 186 году приказной сын боярской Петр Ярыжкин продал мне Кевани умершаго казака Алексея Константинова купленную его девку Лаврука, я взял у меня за тое девку семь соболей да четыре пластины собольи да десять лисиц красных себе; а толмачил де об той девке ему Петру и мне Кевани толмач Игнатей Олферьев; а ему Игнатью дал от толмачества яз Кевани две соболи.
     На обороте: Знамя Кевани.

     Апреля в 23 день, Буллюкагирского роду ясачные пешие Тунгусы Торочанко, да Кавлачко, да Откачко, до Курбучанко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам Торочанку с родниками он Петр обиды и налоги чинил, и в казенку нас сажал, и угрожал нам он Петр кнутом, и огнем жечь, и, за угрозами, приметами своими взял он Петр у нас Торочанко с родниками одиннадцать соболей, да шесть лисиц красных, да две рыси, да бобра, да волка, и тем он Петр нас Торочанка с родниками изобидил напрасно; а толмачил у него Петра на дому толмач казак Игнашка Олферьев. – А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили Тунгуские речи казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Торочанково. Знамя Кавлачково. Знамя Откачково. Знамя Курбучанково.

     Того ж числа Киларского роду ясачные пешие Тунгучы Шалга, да Ульбуни шаман, да Декан, да Девья, да Бултюмря, да Черига, да Туйдуканко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам он Петр обиды и налоги чинил, и своими приметами имал у нас и с родниками наших себе гостинцы, у меня Шалги взял две соболи да лисицу красную, а у меня Улбуни взял он Петр два ж соболи да лисицу красную, а у меня Чериги (*) взял три соболя, и тем он Петр нас Шолгу с родниками изобидил, а ничего он Петр за те соболи и за лисицы не давал; да Черина ж сказал: толмачил де у него Петра на дому, как я Черига принес три соболя, толмач Игнашка Олферьев; а иные его Чиригины родники сказали: приносили де мы к нему Петру  соболи и лисицы без толмача. – А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Шалгино. Знамя Улбунино. Знамя Деканково. Знамя Бултюмрино. Знамя Черигино. Знамя Девьино. Знамя Туйдуканково.
------------------------------------
(*) В подл. Серюги.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     Апреля в 24 день. Бояшинского роду ясачные пешие Тунгусы Шолонкурко, да Брянкурко, да Омчюка, да Лявка шаман, да Щербачко, да Гарелкан в допросе сказали: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и он Петр нам обиды и налоги чинил, а меня Шолганкурка в казенку садил, и от того он Петр взял с меня и с родников наших шесть соболей да лисицу чернобурую, а велел он Петр те соболи выбрать из ясаку и принесть с себе на дом, и тем он Петр нас изобидил, а ничего нам он Петр за те соболи и за лисицу не дал. – А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Шолонкурково. Знамя Брянкурково. Знамя Омчюкино. Знамя Лявкино. Знамя Щербачково. Знамя Гарелканково.

     Апреля в 25 день. Неникагирского роду ясачные пешие Тунгусы Тыянка, да Васка, да Голтаулко, да Наяега, да Боитко, да Мулдюга, да Куваканко, да Томкани, до Накачанко, да Телка в допросе сказали: в прошлом во 186 году, как был в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам от него Петра обиды были, а у родников наших у оленных тунгусов взял он Петр пять соболей, а велел те соболи выбрать из ясаку лутчие соболи, и в то число он Петр дал им оленным Тунгусам пять же соболей своих плохих и велел принесть в ясак; а те оленные Тунгусы платят ясак с нами же с пешими Тунгусами в один оклад; а что мы ему Петру приносили в почесть, и за то мы ничего не спрашиваем. – А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Тыянкино. Знамя Васкино. Знамя Голтаулково. Знамя Нятегино. Знамя Боилково. Знамя Мулдюгино. Знамя Куваканково. Знамя Томканино. Знамя Накачанково. Знамя Телгино.

     Тогож числа Шолонского роду ясачные пешие Тунгусы Бараксанко, да Чюкола, да Голаканко, да Уйвани в допросе сказали: в прошлом во 186 году, как был в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам от него Петра обиды и налоги никакой не бывало, толко лише он Петр взял у Бараксанка лук роженец Даурской на подержанье, и того лука мне не отдал, да меня же Бараксанка посадил в казенку в аманаты, не за долгое время до приказного человека Филипа Андреева, и хотел меня Бараксанка бить, да заехал вскоре приказный Филип Андреев. - А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Бараксанково. Знамя Чюколино. Знамя Голаканково. Знамя Уйванино.

     Тогож числа Шолганского роду ясачные пешие Тунгусы Бучко, да Широнка, да Чака, да Ганкан, да Ливдига, да Емгачко, да Шлявка, да Худый в допросе сказали: в прошлом во 186 году, как был в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам от него Петра обиды и налоги никакой не бывало и ничего у нас не имывал, а только лише меня Бучка он Петр держал в аманацкой казенке.  - А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Бучково. Знамя Широнкино. Знамя Чакино. Знамя Ганканково. Знамя Ливдигино. Знамя Емгачково. Знамя Шлявкино. Знамя Худыйково.

     Тогож числа Уяганского роду ясачные пешие Тунгусы Сорочанко шаман, да Кулюмгучко, да Девья, да Юмагичко, да Щербачко, да Кондочку, да Ландунко, да Кирилканко, да Дурутко, да Барунко, да Епкытко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и мне Сорочанку он Петр обиды и налоги чинил, садил меня Сорочанку в аманацкую казенку сверх аманата, и от того у меня Сорочанка взял он Петр себе пять соболей, да две выдры, да три лисицы красных; а иные родники его Сорочанковы, кои в сказке написаны, - нам де от него Петра изгони и обиды никакой не бывало и ничего у нас не имывал; а что де мы ему Петру приносили в почесть, и того мы не спрашиваем. - А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Сорочанково. Знамя Кулюмгино. Знамя Девьино. Знамя Юмагино. Знамя Щербачково. Знамя Кондочково. Знамя Ландунково. Знамя Кирилканово. Знамя Дурутково. Знамя Барунково. Знамя Ептытково.

          Апреля в 30 день. Горбиканского роду ясачные пешие Тунгусы Боранко, да Еллючанко, да Шолганкурко, да Нюнарийко, да Уйряничко, да Удуганко, да Алтыкучко, да Кимриканко шаман, да Кабатачко, да Чюбанайко, да Угченкурко, да Токтанко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам он Петр обиды и налоги чинил, и в казенку нас сажал сверх аманатов, и от того у нас он Петр имал себе запросом соболи добрые: у меня Еллючанка с братьями взял шесть соболей, а у меня Шолганкурка с братьями взял восемь соболей, да у Нюка с братьями взял семь соболей, а велел он Петр нам приносити к себе на дом соболи добрые, и мы к нему Петру на дом после ясачного платежу нам не давал; да он же Петр взял у меня Шолкангурка лисицу черную, а ничего мне за ту лисицу на дал; а у меня Еллючанка взял он Петр себе же лисицу черную, а ничего мне за тое лисицу на дал же, а та лисица положена была в юрте Ачганского роду у Тунгуса у Максимка, а я Еллючанко в то время седел в казенке, и Максимко Тунгус тое лисицу отнес без меня к толмачю к Игнашке Олферьеву на дом, а Игнашка Олферьев тое лисицу отдал Ачканского же роду Тунгусу Арчиканку, а он Арчиканко отнес тое лисицу к сыну боярскому к Петру Ярыжкину без меня Еллючанка, а сказал мне Еллючанку про то толмач Игнашка Олферьев, что та лисица отнесена к Петру Ярыжкину. - А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Боранково. Знамя Еллючанково. Знамя Шолганкурково. Знамя Нюнярийково. Знамя Уйрянкино. Знамя Удугино. Знамя Алтыкино. Знамя Кимриканково. Знамя Кабатино. Знамя Чюбиниево. Знамя Угченкурково. Знамя Доктаниево.

          Маия в 5 день, Ачканского роду ясачные пешие Тунгусы Тавиканко Чеголкин, да Максимко, да Коричко, да Увачичко, да Кабаканко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, будучи в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам он Петр обиды и налоги чинил, и преж великого государя ясаку взял он Петр у нас своими приметами пять соболей, и велел он Петр те соболи выбрать из ясачных соболей добрые; да он же Петр взял у нас четыре лисицы красных, да волка, да выдру, а ничего нам он Петр за те соболи и лисицы не дал; а толмачил у него Петра на дому наши Тунгуские речи об его Петровых посулах толмач Игнашка Олферьев. Тавиканко же Чееголкин сказал: в прошлом же де во 186 году сын боярской Петр Ярыжкин брата моего Тавиканкова Толмачку для своих поминков бил батоги, потому что дать было нечего; а Максимко сказал: у меня де Максимка взял он Петр два соболи; а у меня де Кабы взял дваж соболи да две лисицы красных; а у меня Увачи взял соболя, а ничего нам за те соболи и за лисицы он Петр на давал. - А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Тавиканково. Знамя Максимково. Знамя Корино. Знамя Учино. Знамя Кабино.

          Маия в 14 день, Годниканского роду ясачные пешие Тунгусы Юмка, да Акранко шаман, да Мамкулко, да Бабачко, да Бантугачко, да Таркиничко, да Немигачко, да Керчюканко в допросе сказали: в прошлом во 186 году, как был в Охоцком острожке на приказе сын боярской Петр Ярыжкин, и нам от него Петра обиды никакой не было, а ему де Петру мы в почесть приносили после ясачного платежу соболи добрые, а всех де соболей ему Петру дали со всего своего Годниканского роду двадцать соболей, а давали де мы ему Петру для того, чтобы нам дал жить, потому что пред великим государем мы виноваты: в прошлом во 186 году генваря в 7 день приходили мы с оленными Тунгусами под Охоцкой острожек на приступ ратным боем.  - А у сих допросных речей в ясачной избе толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев.
     На обороте: Знамя Юмкино. Знамя Акранково. Знамя Мамкулково. Знамя Бабачково. Знамя Бантугачково. Знамя Таркиничково. Знамя Немигачково. Знамя Керчюканково.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     187 году февраля в день, в Охоцком острожке, в ясачной избе, приказному служилому человеку Филипу Андрееву Якуцкого острогу казак Ивашко Суздалов да казак же Корнишка Кальин в доезде сказали: в нынешнем во 187 году, осенью, посыланы мы Ивашко и Корнишка из Охоцкого острожку на Инь реку, для высылки оленных Тунгусов Уяганскогь роду Тарегу с родниками, и мы его Тарегу с родниками в Охоцкой  острожек с ясаком звали, и Тарега на Ине реке Ачганского роду Арчиканка спрашивался, иттиль ему Тареге в Охоцкой острожек с ясаком? И Арчиканко ему сказал: итти де тебе Тареге с ясаком в Охоцкой не с полным, и тебя де из Охоцкого не отпустят, посадят в казенку в аманаты.
 
     На обороте и в конце акта, на лицевой стороне: К сему доезду вместо Ивашки Суздалова да Кормишки Кальгина, по их веленью, казак Варлушка Обухов руку приложил.

     И того ж числа Арчиканко с ними казаками в ясачной избе ставлен и допрашиван, и Арчиканко в допросе сказал: говорил де я Арчиканко ему Тареге: будет де ты Тарего пойдешь в Охоцкой с ясаком не с полным, и тебе Тареге сидеть в казенке в аманатах.
     На обороте: Арчиканко знамя свое приложил.

     Подлинныя допросныя речи писаны столбцем, на девятнадцами листках. На обороте, по склейкам, и на лицевой стороне, в конце акта: …. Филипа Щербакова, по его веленью, Якутцого острогу служилой Федка Михайлов сын Краснояров руку приложил.

     К сему допросу и сыску вместо казака Филипа Щербакова, по его веленью, казак Федка Краснояров руку приложил. У сих допросных речей вместе (*) толмачили казаки Ивашко Уваров да Кондрашка Берсенев; по их веленью казак Ивашко Федоров руку приложил.

     На обороте последняго листка и на лицевой стороне его, в конце актов, еще раз: Вместо толмачей Ивашки Уварова да Кондрашки Берсенева, по их веленью казак Ивашко Федоров руку приложил.
-----------------------------------
(*) В подл. вместо.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     IX. 188 октября в 16 день привел в приказную избу перед воеводу перед Фому Ивановича Бибикова Ламской прикащик казак Филип Щербаков погромных Ламских трех робенков Тынгуских: два Уяганского роду, один имянем Жакжауль одиннадцати лет, а другой Кабата осми лет, а третей Готниканского роду имянем Жакна шти лет; а приведчи, бил челом великому государю словесно, а в челобитье своем сказал:

как де во 186 году посылан был он Филип из Якуцкого великого государя на службу на Ламу в Охоцкий острожек с казаками штьюдесят человеки, горою, коими, для великого государя ясачного сбору и для изменников, которые на Ламу великому государю изменили и казаков побили;

 и пришел он Филип с казаками на Ламу в Охоцкий острожек, и посылал из острожку, зимою, на Улбей реку к тем изменником к Тунгусом Уяганского роду Тынгуса именем Даклани, а тот те Даклани тем изменникам родник, чтобы он Даклани тех изменников призвал к острогу с ясаком, и они де изменники ему Даклани отказали, что де они к острогу нейдуь и ясаку с семя не платят;

и он де Филип весною, по полой воде, послал на тех изменников в поход казаков тридцать человек, Кондрашку Берсенева с товарыщи, и велел тех изменников призывать к государьской милости ласкою и приветом, чтоб они пришли к острогу и ясак с себя великому государю дали;

а буди де они изменники учинятца непослушны, к острогу с ясаком не пойдут и ясаку с себя давать не учнут и учинят с ними казаками бой, и им казакам, прося у Бога милости, велел тех непослушных изменников имать за боем;

и они де Кондрашка с товарыщи ходили в поход на тех изменников, и те де изменники, встретясь с ними казаками, учинили бой, и нам де бою они казака Петрушку Бочкарева ранили; и Божиею де милостию и государьским счастием те казаки Кондрашка с товарыщи на том бою тех изменников трех человек убили до смерти; а трех человек живых привели в острог, Уяганского роду Тавикана да Бугачю, а третьему имя он Филип пропаметовал, и тех де Тынгусов он Филип в остроге посадил в аманаты в казенку;

и на том де погроме они казаки Кондрашка с товарыщи взяли у тех изменников тех трех робенков Тынгуских, а однем де робенком Жаняуком для царьского величества ударили челом они казаки Кондрашка с товарыщи ему Филипу, а другого де робенка Кабата он Филип купил у них же Кондрашки с товарыщи из войска, дал за него три рубли, а третьего де робенка Жакну купил с паю у казака у Марка Фомина, дал за него три рубли с полтиною, и чтоб великий государь пожаловал его Филипа, велел тех погромных Тынгуских робят и челобитье его в приказной избе записать.

     Подлинник писан столбцем, на двух листках. На обороте и на лицевой стороне, в конце акта: К сей сказе вместо казака Филипа Андреева сына Щербакова, по его велению, казак Микитка Прокопьев руку приложил.
     Все пять актов из архива Якутского Областного Правления.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
    Х. Государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Ивашко Бибиков челом бьет.

В нынешнем, великий государь, в 188 году марта в 6 день, били челом тебе великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, Якуцкого острогу Спаского монастыря черной поп Евфимей, да соборной церкви живоначальные Троицы белые попы Степан Фомин, Степан Яковлев, черной дьякон Алексей, дети боярские Григорей Пущин, Артемей Крупетцкой, сотники стрелецкие и казачьи Ларион Трофимов, Иван Курбатов, приказной избы подьячие Петр Удин с товарищи, пятидесятники и десятники казачьи и рядовые казаки Ивашко Бурлаг, Никифорко Аргамаков, таможенной голова Осип Казанцов, посадские и приезжие торговые люди Гришка Прокопьев, Гришка Ларионов и все Якуцкого острогу служилые и посадские и торговые люди, которые в нынешнем в 188 году в Якуцком были на лицо, да ясашные Якуты розных волостей, Батуруской волости Немняк Очеев, Кангаласской волости Майзяк Бозеков, Намской волости князец Букей Никин и все ясашные Якуты подгородных волостей подали мне холопу твоему челобитные, Русские люди за руками, а иноземцы за знамяны, чтоб ты великий государь пожаловал их, велел у твоих  великого государя дел в приказной избе вместо отца моего Фомы Ивановича быть мне холопу твоему, и твой великого государя ясак собирать, и всякие росправные дела меж ими делать, до приезду брата моего столника Данила;

а тот, государь, брат мой Данило, по отпуску отца моего Фомы Ивановича, в прошлом в 187 году послан на твою великого государя службу на Ламу в Охоцкой острожек, и как, государь, брат мой Данило с той твоей великого государя службы приедет, и велел бы ты великий государь быть вместо меня холопа твоего ему Данилу и твой великого государя ясак сбирать и всякие росправные дела делать, по твоему великого государя указу и по наказу, каков дан твой великого государя наказ отцу моему Фоме Ивановичу;

и я холоп твой те их челобитные принял и вместо отца своего Фомы Ивановича, для твоего великого государя ясачного сбору и для всяких росправных дел, в приказную избу сел, и твой великого государя ясак сбираю и всякие твои великого государя росправные дела делаю, по твоему великого государя указу, чтоб твой великого государя ясачный сбор не стал и всяких чинов людем безросправных не быть.

 И в нынешнем же, великий государь, в 188 году апреля в 18 день пришел в Якуцкой острог с Ламы из Охоцкого острожку казак Ивашко Суздалов, и в приказной избе мне холопу твоему он Ивашко сказал: в нынешнем де во 188 году февраля в 22 день пошел из Охоцкого острожку в Якуцкой, на нартах, брат мой Данило с казаками с 38 человеки, да дворовых его людей 5 человек, да сына боярского Юрья Крыженовского дворовой человек Петрушко, а твоей де великого государя соболиные казны было с ним Данилом 28 сороков 10 соболей, лисица чернобурая, да с ним же де Данилою было в провожатых за тою твоею великого государя соболиною казною из Охоцкого острожка служилых 7 человек, да ясачных иноземцов пеших Тунгусов розных родов 15 человек;

и пошел де он Данило с казаками и с людми своими до Юдомы реки, и, пришел он Данило к Юдоме реке, провожатых казаков 7 человек и иноземцов 15 человек отпустил назад в Охоцкой острожек, а сам де он Данило с казаками и людми своими шел низ по Юдоме реке два дни; на третий день марта в 6 числе, не дошел до порогу, на ходу, в половине дня, прибежал к ним Ивашку навстречу казак Гришка Тимофеев и сказал ему Ивашку, что де Данила и казаков и людей его иноземцы Тунгусы, напустя на них с горы, побили всех 39 человек до смерти, и твою великого государя ясачную соболиную казну, и куяки, и его Даниловы и казачьи пожитки все, и ружье, и всякое рухлядишко, и корм взяли и увезли  собою; а он де Ивашко шел позади его Данила и казаков с казаками ж с Софронком Яковлевым, с Фролком Акиловым, с Кирилком Соболевым, потому что де у него Ивашка попортилась нарта, да на той же нарте волок он Ивашко казака Ивашка Уварова, потому что он был болен и после убойства умер;

и они де Ивашко с товарищи своими сам пять на Юдоме реке на льду стали и нартами огородились и сидели де до вечера, и в вечеру де, по захождении солнца, приехали к ним Ивашку те убойцы, Охоцкого острожку оленные ясашные Тунгусы Годниканского роду Конашанко с родниками своими и иных родов многие Тунгусы, и учали де к ним Ивашку приступать и по них стрелять, и они де Ивашко из за тех нарт учали их иноземцов стрелять же из пищалей, и убили де у тех иноземцов 4 человек;

и после де бою с убойцом Конашанком он Ивашко перекликался, и говорил де ему он Конашанко, что де Данила и казаков и людей его побил с Тунгусами для того, что в прошлых де годах были в Охоцком на приказе дети боярские Петр Ярыжкин, Юрья Крыжановской, и они де Петр и Юрья в Охоцком им Тунгусам обиды и налоги и насильства чинили многие; да ему ж де Ивашку говорил убоец Конашанко: будет де впредь из Якуцкого к ним на ламу в Охоцкой посланы они Петр и Юрья на приказ, и они де Тунгусы казаков до Охоцка не допустят и учнут побивать всех;

и говорил де тот убоец Конашанко ему Ивашку, что де он ныне с родниками своими пошел к Охоцкому острожку; а в Охоцком де, государь, острожке осталось после его Данила казаков 60 человек, а аманатов в казенке 50 человек, а ясачных де Тунгусов оленных и пеших родов около острожку живут больше 2000 человек; а что де в Охоцком над служилыми людми учинитца, и того де он Ивашко не ведает;

а сидели де они Ивашко с товарищи с пятью человеки в осаде на льду 11 дней, и с той де осады пошли оне Ивашко посторонною иною дорогою, да в Подпорожной де речке сидели в осаде 4 дни, и за ними де те иноземцы до Еловой речки в погоне гонялись; и пришли де они Ивашко в Горбейское зимовье, и товарищи де его Ивашковы 4 человека, которые после убойства шли с ним Ивашком, оцынжали и остались в Горбейском зимовье, а он де Ивашко, взяв из Горбейского казаков Ивашка Пинегу, Гаранку Федотова и пришли в Якуцкой;

и в нынешнем де, великий государь, во 188 году надобно послать из Якуцкого на ту твою великого государя службу на Ламу в Охоцкой острожек служилых людей 100 человек на малую статью, на выручку. И мне холопу твоему служилых людей пожаловать твоим великого государя денежным и хлебным жалованьем нечем, потому что в Якуцком в твоей великого государя казне денег и в житницах хлебных запасов апреля по 22 число ничего нет.

А которых, государь, служилых людей, по твоему великого государя указу, велено прислать в Якуцкой из Енисейска и из Илимского, те служилые люди в Якуцкой апреля по 23 число не бывали, и о том что ты великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, укажешь?

А челобитные, государь, за руками градских служилых людей и всяких чинов и за иноземскими знамены, послал я холоп твой к тебе великому государю царю и великому князю Феодору Алексеевичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве, под сею отпискою, с казаки с Андрюшкою Федоровым да с Левкою Качаном, и велел, государь, им Андрюшке и Левке (*), приехав к Москве, явитца и отписку дать в Сибирском Приказе боярину Родиону Матвеевичю Стрешневу, стольнику Богдану Федоровичю Палибину, да дьяком Лву Ермолаеву, Саве Таркову.

 Из рукописи под заглавием: Списки Якуцкой архивы (часть 2 в лист, на 344 л.), принадлежит Императорской Академии Наук.
----------------------------------------------------------------------
В рукоп. ошибка: и с Андрюшкою и Левком.
« Последнее редактирование: 30 Август, 2021, 15:03:55 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн ШестаковАвтор темы

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 14459
    • Просмотр профиля
     XI. 189 году октября в 4 день, в Якутцком, в приказной избе перед стольником и воеводою пред Иваном Васильевичем Приклонским сын боярской Петр Ярыжкин сказал:

в прошлом де во 186 году, по указу великого государя, из Якутцкого в Охотцкой городок при воеводе Андрее Барнешлеве послан был я на приказе на перемену сыну боярскому Юрье Креженовскому, и, дорогой идучи, не дошел до Охотцкого городка за два дня, шел я наперед в Охотцкой семью человеки, и без меня пятидесятника Устина Панфилова с товарищи иноземцы Тунгусы Годниканского (**) роду Некрунко с родниками и с иными родами побили и казну великого государя, оружье, порох и свинец, и одекуй, и всякой подарочной товар, которой со мной послан, и наши пожитченка взяли к себе, и из того погромного полону казачья жена Ивана Аввакумова Окулинка Онкудинова дочь пришла и в Охотцком в ясачной избе сказала, что де тот Неркунко с родниками веле в Охотцком сказать, что де они Тунгусы убили Устина с товарищи для изгони сына боярского Юрья Креженовского;

и в том я Петр, по наказу, сыскивал про него Юрья в Охотцком Рускими людми и иноземцы ясачными и тот сыск привез я в Якутцкой острог и подал воеводе Фоме Ивановичу Бибикову на дворе, и дети его Данило да Иван Фомичи сыск смотрели, и отписки были из Охотцкого от Филипа Щербакова две, посланы с казаками Ивашком Микулиным с товарищи, одна отписка о его Юрьевых пожитках шести сороках двадцати соболях, и тот сыск и отписки и соболи почему в Якутцкой приказной избе не объявились, про то я не знаю;

а с чего тот сыск был писан с черных речей, и те речные письма есть у меня, а рука писмо казака Петра Жаравлева; а толмачем был со мной казак Игнашка Олферьев, а иноземского языку я не знаю и мимо того Игнашка иноземцам никто у меня не толмачил ничего; а преж того я в Охотцком не бывал и никого иноземцов не знаю, и при мне в Охотцкой оленные Тунгусы не бывали, толко великого государя с ясаком присылали те оленные Тунгусы неболших людей, и тому ясачному сбору следуют книги; а он Юрье был в Охотцком на приказе двою.

 – Сказку писал по его Петрову велению, казак Петрушка Григорьев.

Подлинник писан столбцем, на двух листках. На обороте, на склейке, и в конце акта: К сей сказке Петр Яоыжкин руку приложил.
- На обороте первого листка, вверху: 189 октября в 5 день, взять к делу, и сыск черной, за его Петровою рукой, а из сыску выписать подлинно.

----------------------------------------
(**) В подл. Гордниканского.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman