Автор Тема: Скобельцын Гавриил Дмитриевич  (Прочитано 4072 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« : 01 Январь, 2022, 19:11:17 »
Всем - здравствуйте!
Случайно столкнулась с ситуацией, о которой считаю необходимым рассказать:

Работая с метрическими книгами Албазинской Свято-Троицкой церкви нашла запись 1894 г. о том, что 27 мая 1894 года скончался и 29 мая того же года был отпет и похоронен в церковной ограде Введенской церкви отставной Войсковой Старшина Амурского Конного Казачьяго Полка Гавриил Димитриев Скобельцын, причина смерти - старческое изнурение, возраст 83 года. Запись оформлена Священником Павлом Автономовичем Михайловым.

В тот же период времени (работа с МК) от старожилов села Албазина мне стало известно, что в 1984-1985 гг.при строительстве сельского Дома культуры на месте станичного кладбища, рабочими очень неаккуратно были вскрыты захоронения, останки из которых вывозились в неизвестном направлении, но затронуто было только место под фундамент клуба. Еще, в 40-70гг при переселении часть кладбища ушла под огороды и дома для переселенцев, но часть кладбища сохранилась. Кто бывает в Албазине, то видел и знает. При рытье фундамента под ДК было нарушено захоронение неизвестного мужчины, выполненное, как саркофаг из красного кирпича. Рабочие пробили саркофаг (назову его так) и обнаружили останки седобородого мужчины в черном типа сюртуке с блестящими пуговицами. На тот период еще была жива краевед Дорохина Агриппина Николаевна. Рабочие обратились к ней с вопросом, кто этот захороненный. А.Н. Дорохина ответила, что, возможно это священник. Рабочие побоялись трогать этот захоронение, и оставили под фундаментом, не разрушая далее саркофаг. Если применить к нынешнему месту положения, то: лицом к центральному входу в ДК, справа от центральной двери под фундаментом ДК, ближе ко входу в библиотеку, вход в которую сбоку, с торца, находится захоронение, которое Дорохиной названо, как возможное захоронение священника.

Исследуя МК, нашла, что в Албазине был захоронен только один священник - Павел Автономович Михайлов, в 1905 г., под алтарем, в церковной ограде Свято-Троицкой церкви, о которой известно, что она стояла на бугре за оврагом, в сторону нынешней погранзаставы.

Выясняя вопрос о Введенской церкви, документов типа Церковной Ведомости на церкви Албазина не отыскалось, за исключением Ведомости 1916 г. на Свято-Троицкую церковь, построенную в 1890 г., накануне приезда цесаревича Николая. Но в Албазине была еще кладбищенская церковь, которую сейчас именуют, как Никольскую, хотя документов на нее в архивах нет (проверено), и неизвестно как она именовалась до определения ее, как Никольская. Это к тому, что она могла быть Введенской. И в ее ограде был похоронен Скобельцын Гавриил Дмитриевич. Возможно именно его захоронение (саркофаг из красного кирпича) был вскрыт рабочими при строительстве ДК. Аналогичных захоронений не встречалось среди порушенных. Скобельцын Гавриил был Почетным Старцем Албазинской. Не исключено, что из уважения к его персоне захоронение оформлено было из красного кирпича, который, к тому же, был дорогим материалом в 1894 году, и тем самым был оказан посмертный почет Гавриилу Дмитриевичу.

На этом фоне с исследователями у меня возник некий спор-дискуссия. Несогласие с моими выводами возникли на фоне дат, определяющих возраст Скобельцына Гавриила. Оппоненты утверждали, что год его рождения меж 1813 и 1816 годами. Я отыскала метрическую запись о рождении у казака Димитрия Скобельцына сына Гавриила 26 марта 1811 года. Проблема в определении года рождения заключалась в том, что при вычурности почерка священника Николая Литвинцова, окрестившего младенца Гавриила, цифра 11 в годе написана с нижней петлёй во второй единице, которая переходит в дефис и слог "ГО", определяя падеж и склонение при произношении "1811-го", первоначально похоже на цифру "13", т.е. 1813.
1816 год определен тоже ошибочно, т.к. исследователи взяли за основу запись о восприеемнике окрещаемого младенца в 1816 году - сыне казака Димитрия Скобельцына Игнатии. 

Получив списки 6-ой сотник 4-го полка Забайкальского Казачьего Войска, увидела, что под номером 1 указана семья Скобельцына Гавриила Дмитриевича, возраст которого 42 года. Учитывая, что его дата рождения 26 марта 1811 года, а сплавы возможны только после полного вскрытия рек и окончания ледохода, при более-менее комфортных наружных температурах, указан его полный возраст на момент сплава.

Произвела нехитрые математические действия:
1894 (год смерти)-83(возраст)=1811 год (рождение)
83(возраст смерти)-42(возраст при сплаве)=41(период от сплава до смерти)
1894(год смерти)-41(период от сплава до смерти)=1853(год сплава)
1853 (год сплава)-42(возраст на момент сплава)=1811 год рождения.

Еще одним контраргументом моим выводам исследователи приводят информацию из статьи в газете "Амурская правда" "Нарышкины в станице Покровской. Уникальные фото из семейного архива Нарышкиных — в коллекции музея", опубликованной 21.10.2011, 14:18 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, в которой представлено фото группы лиц, где слева на земле сидит /цитата/: "Старый казак, ветеран амурских сплавов, с представителями общества станицы Покровской. Не исключено, что этот ветеран — легендарный Гаврила Скобельцын, проводник и любимец генерал-губернатора Муравьева. Гавриил Дмитриевич дослужился от простого урядника до войскового старшины — подполковника, что в то время было очень редким явлением. На плечах его видны контрпогоны. Когда казачьи чины уходили в отставку, они имели право ношения мундира, но погоны перешивали поперек плеча. Иван Нарышкин сидит второй справа. Фото сделано во дворе усадьбы, около 1900 года."

Мои возражения: фраза "около 1900 года" не дает оснований полагать, что фото именно 1900 или позже 1894 года - года смерти Скобельцына. Эта же фраза означает, что год неизвестен. Привязка фото к датам проживания Нарышкиных в станице Покровской в период 1900-1911, некорректна, так как, Нарышкин, как следует из той же статьи с 1880 года был представителем Торгового Дома Лукина, что не мешало ему пребывать в Покровской в период до 1894 года. К тому же, Скобельцын Гавриил присутствовал на открытии памятника Муравьеву-Амурскому в г.Хабаровске в 1893 г., и это обстоятельство не мешало ему на обратном пути сделать остановку в Покровской.

Албазинское станичное кладбище порушено несколько раз. Самой Албазинской станицы нет, нет и станиц станичного округа. Первыми захороненными на этом погосте и погостах утраченных станиц и селений: Бейтоновском, СтароВоскресенком, Пермикинском, Орловском, Рейновском были амурские казаки, но это казаки Забайкальского казачьего войска... Два года я боролась с тем, чтобы территория станичного кладбища, что в центре Албазина там, где стоит ДК, была признана исторической территорией, хотя бы сельского поселения. Это случилось. Земля изъята из незаконного владения (были сбиты координаты, кладбище отдали под "Технический двор", фактически, как земля сельхозназначения), участок перемежевали, определены его границы, координаты, установлен запрет на строительство и т.п., кроме устройства мемориала. Со всем вышеизложенным, пришла к мысли, что на этом погосте можно установить памятные знаки (эскизы есть) в честь утраченных станиц с фамилиями первых поселенцев - Забайкальских казаков, среди которых и четыре семьи моих: Лоншаковы, позже из-за небрежности написания транформация фамилии в Лончаковых. И конечно, в память о Скобельцыне, который, я уверена, покоится под фундаментом ДК.

Надеюсь на непредвзятое обсуждение и поддержку.
С уважением, Елена Кривошеева, прапраправнучка казака 6-ой сотни 4-го полка ЗККВ Ильи Максимовича Лоншакова, праправнучка казака 2-ой сотни АККП АККВ Максима Ильича Лончакова, двоюродная внучка казака 1-го имени графа Муравьева-Амурского АККП, Георгиевского кавалера, Никифора Николаевича Лончакова.   

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17299
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #1 : 05 Январь, 2022, 11:58:55 »
Я удалил весь наш диалог с Еленой, так как мы с ней свои позиции выяснили, а никого больше это пока не заинтересовало, в том числе и потомков казаков с Амура.
Итак, начнем с начала. Нулевой вариант.

У меня единственный вопрос к Елене, прапраправнучке казака 6-ой сотни 4-го полка ЗККВ Ильи Максимовича Лоншакова, праправнучке казака 2-ой сотни АККП АККВ Максима Ильича Лончакова, двоюродной внучке казака 1-го имени графа Муравьева-Амурского АККП, Георгиевского кавалера, Никифора Николаевича Лончакова:
А что Вы ожидаете от Предыстории? Допустим непредвзято обсудили, а дальше что?
« Последнее редактирование: 05 Январь, 2022, 13:42:25 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #2 : 05 Январь, 2022, 16:51:37 »
У меня единственный вопрос к Елене, прапраправнучке казака 6-ой сотни 4-го полка ЗККВ Ильи Максимовича Лоншакова, праправнучке казака 2-ой сотни АККП АККВ Максима Ильича Лончакова, двоюродной внучке казака 1-го имени графа Муравьева-Амурского АККП, Георгиевского кавалера, Никифора Николаевича Лончакова:
А что Вы ожидаете от Предыстории? Допустим непредвзято обсудили, а дальше что?

Добрый вечер. Наверное правильно, что удалили. Поправлю себя в единственном моменте, чтоб у читающих не возникло вопросов: 1853 год назвала годом сплава при том, что есть свидетельства сплава 1854 года. Неверное определение подобрала, скорее, списки на которые делаю акцент, составлены по состоянию семей на 1853 год, хотя... Кому было знать в 1853 году, кто сколько пудов хлеба (пшеницы) с собой возьмет через год, 10 пудов или 100, или вообще не возьмет? 

Отвечаю на вопрос от уважаемого главного модератора:
1. Многие исследователи изучают и периоды переселения на Амур, и личности. Возможно информация, которую выставила относительно возраста и т.д., поможет некоему числу исследователей.
2. Несколько лет вынашиваю мысль об увековечивании памяти первопоселенцев Амура середины XIX века. В их числе есть и мои прапрапрадеды. Таких потомков, как я, много. Если каждый задумает увековечить память о своих или своем, получится хаос и бесперспективно к Памяти: многие станицы и сёла брошены давно и навсегда. Центром двух основных станичных округов, заселенных первыми, были Игнашинский и Албазинский станичные округа. Я о Албазинском. Во-первых, это уже памятное место по причине Албазинских сражений и археологических работ в цитадели крепости. Во-вторых, поток туристов и паломников стремится в Албазин, как месту поклонения иконе Албазинской Божьей Матери. Учитывая два этих фактора предоставляется шанс рассказать неограниченному числу граждан о поселенцах, прибывших в середине XIX века, о личностях, проживавших и захороненных на первом станичном погостье, о всех, если не станичных округах, то станицах и селениях, входивших в Албазинский станичный округ. Я намеренно делала выборку. В их числе не только Скобельцын Гавриил Дмитриевич, и не только мастер-оружейник и кузнец станицы Рудак Николай Николаевич (мой прадед, изготовивший иконостас в бутыли, хранится в Албазинском музее). На погосте все первые Шемелины, Исаковы, Суриковы, Сенотрусовы, Тонких и Пешковы. Последние, это прямые родственники Дмитрия Николаевича Пешкова. О его коне французы сняли фильм, а о самом Пешкове на ДВ знают немного и немногие. И памятника ни ему, ни коню, нет. Приятно было прочитать, что в Читинской области в 2016 (могу ошибиться - 2006?) был открыт приход, где чтят память о семействе Гантимура. Его потомки внесли немалый вклад в освоение левого берега, и на правый хаживали в китайских походах, и в Русско-Японскую, и в Первую Мировую... В станице Албазинской жил его правнук Дмитрий с женой Елизаветой, в Свято-Троицкой Албазинской крестили свою дочь Дарью. На первом Албазинском станичном погосте захоронена дочь дворянки Татьяны Гантимуровой - Софья. Там же и сотницкий по Забайкальскому казачьему войску хорунжий Михаил Семенов Астафьев. И кроме него аргунские и забайкальские казаки.
Я действительно два года боролась за земельный участок, после того, как узнала, что в 2018 году при установке уличных туалетов были нарушены останки неизвестных мужчины, женщины, маленькой девочки. Понимаю, что ДК не перенести - его не признают аварийным, даже если это и так, т.к. некуда в селе детишек. Но, обращаю внимание, холодно там, такую махину не отопить дОтепла, и в зимнее время детям проводят мероприятия в школе и в музее. Искала спонсора для строительства нового, небольшого, эстетичного, экономичного в отоплении клуба. Был человек, начавший заниматься проектом такого здания. Альтруист. Специалист. Принимал участие в проекте храма МинОбороны в Москве. Пока боролась по земельному участку с погостом, землю, где изначально предполагался новый клуб (на месте старого, на Школьной улице), администрация передала под другой объект. Специалист не может ждать вечно. Оставили мы с ним затею с клубом. ДК остается на месте погоста на неопределенный срок. Наверное, пока сам не рассыплется. А идею о своеобразном мемориале, атмосферном, вписывающимся в окружающую среду, незагромождающего село и место, администрация района и сельского поселения поддержала после прокурорского реагирования на земли сельхозназначения, куда и был отнесен погост. Первоначально к идее памятника проявили внимание из Тихомировской художественной мастерской г.Благовещенска, но всерьез не отнеслись, ибо у них проектные работы дороги и нарасхват. А идея была такова: бревенчатые стены с наименованиями станиц (селений) и списком первых жителей; в окнах фотокерамика известных людей из первых (у моих фото того периода нет) - своего рода "станица". Предполагалась фигура Дмитрия Пешкова, спешившегося, держащего под уздцы коня, в другой руке папаха, склонив голову - то ли прибыл для благословения в дальний путь, то ли прощается со всеми, и со станицами. Чистый символ. Увидев в Благовещенском музее небольшую часовню из старых домов первоблаговещенцев: на 4-х столбах крыша, увенчана куполочком и крестом, подумала: великолепное сооружение для мемориала, в том числе, если внутри поместит фигуру Албазинской Божьей Матери. Материал для всего: дерево. Как говорил один специалист из Тихомировской мастерской, если покрыть "жидким" стеклом, то долговечно, и натурально, и эстетично. Территорию не тревожить, засадить местами декоративным кустарником зимующим и многолетними цветами из привычных. Сообразно контурам захоронений проложить хотя бы дорожки из булыжника на песчаную подушку. Но можно и без них. Поставить ограждение, неглухое, чтоб и скот не заходил, и не выпячивать, как пуп. Чтоб вписывалось в старую березовую рощу на погосте. По договоренности с администрацией решить вопрос о экспозициях прямо в том же ДК, где можно рассказать о тех, кто на погосте, и кроме них. Можно фотогалереей все оформить, а местами манекены с казачьей формой, или уголок с мебелью (такая есть в селе), чтоб оживить фотогалерею. На это нужны средства. Я обращалась к среднеамурским казакам. Они дали "Любо" на использование счета их НКО. Но в одиночку, на расстоянии в 1000 км от места мне не осилить такую работу. Знаю точно, находятся люди, готовые к таким командировкам. Чтоб и проконтролировать ход работ, и помочь, если надо. И я, и часть моих родных готовы принять участие в выполнении любой посильной работы. Как было б замечательно, если б отыскались единомышленники и непосредственные участники. В селе энтузиастов мало. Но есть неравнодушные люди, кто подключится к выполнению и физической работы. Что касается захоронения Скобельцына... Есть видеозапись моего разговора со старожилами, где даются ориентиры. Из-под фундамента его, конечно, не вынуть, да и незачем. А увековечить это место можно и нужно.  Летом 2019-го видела фрагменты памятников и возле ДК, и за пределами его территории на территории погоста. Иные можно вынуть - вросли в землю, и переустановить, и, возможно, прочитать, кто там покоится. Разговаривала с археологами. Они многое сделали и еще сделают для Албазина. Сейчас у них задача "номер раз" - памятник албазинцам-защитникам, Бейтону и Толбузину. Потому силы распылять не могут, и не должны - хоть кто-то должен же довести свою работу до логического конца?...

Вот такое моё объяснение на Ваш вопрос.
А то, что отозвались или не отозвались на первый коммент... Как говорила моя бабушка - внучка казака 2-ой сотни АККП Лончакова Максима Ильича:"Вольному - воля. Ходячему - путь". В общем, без обид я. 

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17299
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #3 : 09 Январь, 2022, 09:11:16 »
Проблема в определении года рождения заключалась в том, что при вычурности почерка священника Николая Литвинцова, окрестившего младенца Гавриила, цифра 11 в годе написана с нижней петлёй во второй единице, которая переходит в дефис и слог "ГО", определяя падеж и склонение при произношении "1811-го", первоначально похоже на цифру "13", т.е. 1813.

А нет ли у Вас скана или фотографии этой записи?  Эксперты с Предыстории могли бы прочитать и дать свое заключение, не такие завитушки 17 и 18 веков прочитывают.
Можете сообщить архивные сведения записи о рождении Г. Д. Скобельцына: Архив - Фонд - опись - документ - лист ?
« Последнее редактирование: 10 Январь, 2022, 06:35:00 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17299
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #4 : 09 Январь, 2022, 09:17:18 »
Рабочие пробили саркофаг (назову его так) и обнаружили останки седобородого мужчины в черном типа сюртуке с блестящими пуговицами.

Это не может быть священник, так как наличие блестящих пуговиц говорит о том, что это мундирные пуговицы, которых никак не могло быть на одеянии священника. Скорее всего какой-то чиновник в своем мундире. У казаков пуговиц на мундире не было, застегивались на крючки. На обычной гражданской одежде блестящих, т. е. металлических пуговиц не носили.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #5 : 09 Январь, 2022, 09:24:32 »
А нет ли у Вас скана или фотографии этой записи?  Эксперты с Предыстории могли бы прочитать и дать свое заключение, не такие завитушки 17 и 18 веков прочитывают.
Можете сообщить архивные сведения записи о рождении Г. Д. Скобельцына: Архив - Фонд - опись - документ - лист ?

Скан есть. Получен официально. Попросила коллег из МВД поработать с этим документом. Архив-Фонд-опись-номер листа выставлен здесь же.

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #6 : 09 Январь, 2022, 09:35:57 »
Это не может быть священник, так как наличие блестящих пуговиц говорит о том, что это мундирные пуговицы, которых никак не могло быть на одеянии священника. Скорее всего какой-то чиновник в своем мундире. У казаков пуговиц на мундире не было, застегивались на крючки. На обычной гражданской одежде блестящих, т. е. металлических пуговиц не носили.

Да, я такого же мнения о одежде священника. Но принимать априори относительно элементов одежды не могу, т.к. прошло много времени, возможны придуманные детали. Присутствует обстоятельство постоянное, ранее слышала ту же историю о захоронении от других лиц: длинная седая борода, человек  высокого роста, черный то ли кафтан, то ли сюртук. Биологические процессы неизбежно отразились на состоянии одежды. Вести речь о одежде, наверное есть смысл, как о претерпевшей изменения и разрушения со временем.

О пуговицах. Возможно приукрашение (сказала выше), возможно имеет место факт их наличия. Нужно тщательно и детально разобраться с формой казаков до ее изменения в период с 1835 до 1894. Скобельцын уходил на пенсию с почестями, ему был оставлен его мундир старого образца. Какой образец, не знаю. Умер, по исследованиям амурских историков, будучи небогатым, а скорее бедным человеком. Описания процедуры похорон не встретилось. Одежда могла быть иной, чем казачий мундир.

В общем, о костюме две версии.

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #7 : 09 Январь, 2022, 09:40:29 »
А нет ли у Вас скана или фотографии этой записи?  Эксперты с Предыстории могли бы прочитать и дать свое заключение, не такие завитушки 17 и 18 веков прочитывают.
Можете сообщить архивные сведения записи о рождении Г. Д. Скобельцына: Архив - Фонд - опись - документ - лист ?
фонд 282, оп.1 д.107 л.51об.

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17299
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #8 : 09 Январь, 2022, 09:46:42 »
Нужно тщательно и детально разобраться с формой казаков до ее изменения в период с 1835 до 1894. С

У нас есть тема, посвященная формам обмундирования ЗКВ. Ни в какой период времени пуговиц ни у офицеров, ни  у казаков на мундирах и чекменях не было. Все застеливалось на крючки.
См. https://predistoria.org/forums/index.php?topic=98.msg1588#msg1588

Г. Д. Скобельцын ушел в отставку в 1860 году, как сказано в приказе, с мундиром.
Т.е. мундир по состоянию на 1860-й год. Отставники имели право носить только тот мундир, в котором служили, причем без эполет.
« Последнее редактирование: 09 Январь, 2022, 09:56:46 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #9 : 09 Январь, 2022, 09:50:43 »
А нет ли у Вас скана или фотографии этой записи?  Эксперты с Предыстории могли бы прочитать и дать свое заключение, не такие завитушки 17 и 18 веков прочитывают.

Созвонилась, на неделе сообщат результат. В личные вышлю Вам сканы с записями о Скобельцыне Гаврииле и Игнатии, и фото из МК с записью о смерти.

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #10 : 09 Январь, 2022, 09:56:58 »
Г. Д. Скобельцын ушел в отставку в 1860 году, как сказано в приказе, с мундиром.
Т.е. мундир по состоянию на 1860-й год. Отставники имели право носить только тот мундир, в котором служили.

За ссылку благодарю. Мнение о праве носить мундир не оспариваю, Вы знаток более, чем я. Одно обстоятельство: носить и быть одетым для похорон. С 1860 до даты смерти в мае 1894 мог и в негодность прийти. Потому одежда на момент смерти остается под вопросом кроме цвета и длины: черного, длинный кафтан или сюртук (с определением фасона человек тоже может заблуждаться, т.к. это обычный житель, не исследователь, определил фасон теми определениями, которые имеются в личном багаже знания наименования одежд и эти наименования не имеют для него особенного значения, что оправданно)

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17299
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #11 : 09 Январь, 2022, 10:12:06 »
Подкреплю свои слова выдержкой из приказа 1855 года, не так далекого от года отставки Г. Д.:
Приказ Военнаго Министра
С.-Петербург, Августа 10-го дня 1855 года.
167.
     ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, согласно положению Военнаго Совета, в 31-й день минувшаго Июля, Высочайше повелеть соизволил:

     1) Казачьим офицерам, получающим при отставке право ношения мундира, предоставить носить тот самый мундир, который они имел на службе, только без эполет.

     2) Казачьим офицерам, увольняемым в отставку без мундира, носить чекмень того цвета и покроя, какой присвоен каждому войску по принадлежности, но без эполет, без петлиц на воротнике и обшлагах рукавов, без газырей в тех войсках, где они установлены, и без прочих знаков офицерскаго звания; при этом чекмене носить шаравары, фуражку с кокардою и шинель, присвоенныя каждому войску, равно и шашку на установленной портупее, с темляком;  в тех же войсках, где обмундирование различно, сообразно роду оружия, употреблять для однообразия чекмень также без шитья, шаравары, фуражку, шинель и шашку, присвоенныя полевым полкам каждаго войска по принадлежности.

     3) описанное в означенных двух пунктах обмундирование предоставить и офицерам за-уряд в войсках, несравненных в чинах с Армиею, так как офицеры за-уряд, начиная с за-уряд Есаула, на основании примеч. к 46 ст. IX Т. Зак. о Сост. (по IX Продол.), имеют права личных дворян, а за-уряд Полковники, на основании примечания 2 к 26 ст. того же Тома и по тому же Продолжению суть уже потомственные дворяне.

     4) Правила о предоставлении Казачьим офицерам мундиров, постановленныя в 1  и 2 п. 2005 и 2006 ст. час. 1 кн. 2 Св. Воен. Пост., а также изложенныя в прописанных трех пунктах, распространить на Казачьи войска Восточной Сибири и Тобольские Казачий Конный полк и Пеший баталион.
....
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #12 : 09 Январь, 2022, 10:15:10 »
Посмотрела по ссылке описание формы ЗКВ и на сайте Альтернативной истории, описания подробные, но в основном, это верхняя одежда, либо на совпадает период (сайт Альтерн.ист.). Но в верхней одежде не хоронят


увидела ссылку на исследования Н. Константиновой и вспомнила: приобрела летом  "Историю Забайкалья" авторы А. и Н,Константиновы, недостаточно времени дочитать книгу )
« Последнее редактирование: 09 Январь, 2022, 10:26:45 от Елена »

Оффлайн Елена КривошееваАвтор темы

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 254
  • Лончаковы (Лоншаковы), Юсовы, Налобины, Рудак
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #13 : 09 Январь, 2022, 10:22:18 »
 2) Казачьим офицерам, увольняемым в отставку без мундира, носить чекмень того цвета и покроя, какой присвоен каждому войску по принадлежности, но без эполет, без петлиц на воротнике и обшлагах рукавов, без газырей в тех войсках, где они установлены, и без прочих знаков офицерскаго звания; при этом чекмене носить шаравары, фуражку с кокардою и шинель, присвоенныя каждому войску, равно и шашку на установленной портупее, с темляком;  в тех же войсках, где обмундирование различно, сообразно роду оружия, употреблять для однообразия чекмень также без шитья, шаравары, фуражку, шинель и шашку, присвоенныя полевым полкам каждаго войска по принадлежности.

Скобельцыну было сделано исключение, ему позволили костюм с газырями (почему-то их назвали в одном из источников как "галыри")

И вот еще вопросы возникают: существовала ли определенная церемония для погребения офицера такого ранга, как Г.Д.Скобельцын?
Какую форму ему оставили: забайкальскую или амурскую?

Он же был Почетным Старцем Албазинской станицы, могли похоронить не обязательно в казачьем обмундировании, а просто достойно сопроводив церемонию

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17299
    • Просмотр профиля
Re: Скобельцын Гавриил Дмитриевич
« Ответ #14 : 09 Январь, 2022, 10:50:22 »
1. Никакого исключения не было. Напатронники, так правильно, (или газыри) были элементом формы того времени.
Вот их описание: Черный бархатный, с внутренними гнездышками; обложен вокруг широкою серебряною тесьмою; втулки корельской березы, с высеребренными головками на 8 патронов каждый, в головках продет серебряный шнур и прикреплен на высеребренную бляшку с крючком, пристегиваемую сим крючком на груди на нитяную петлю.

Напатронники носились на чекмене и мундире. Они были отменены в 1867 году. Так что в отставку он уходил в мундире с напатронниками.
См. прилагаемый рисунок. На примере офицера Иркутского каз. полка, но и в АКВ форма та же.

3. В отставку он уходил в чине Войскового Старшины 1-го Амурского каз. полка, т. е в мундире АКВ.

3. Про процедуру похорон отставных офицеров мне не ведомо. Если бы при гарнизоне, то стопудово с воинскими почестями. Сам в таковой в качестве почетного караула участвовал в марте 1975 года в Голицыно-2 под Москвой. Хоронили отставника, ветерана войны.
« Последнее редактирование: 09 Январь, 2022, 16:05:59 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman