Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям
Февраля 1 №5 1892 года.
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2574/Краткая летопись столетняго (1791—1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губернии, Верхоленскаго округа, Качугской волости.
(Продолжение)
Спустя двадцать два года после закладки сей церкви, начата была постройкою новая каменная пятипридельная. 16 июня
1812 года преосвященным Вениамином, бывшим епископом Иркутским и Нерчинским, выдана была грамота священнику Анфиму
Шергину таковая: „Иркутской епархии Бирюльской слободы Покровской церкви священнику Анфиму Шергину. Сего июня 13 дня поданным к нам вы священник Шергин прошением представили, что по благословению нашему последовавшему в прошлом 1811 году на построение в означенной Бирюльской слободе вместо деревянной, каменной церкви потребные материалы исправны и к заложению состоит в готовности, просишь на заложение оной повеления. Того ради благословляем: вам, священнику Шергину, в означенной Бирюльской слободе вместо деревянной каменную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с приделами 1-м Святаго Архистратига Михаила, 2-м святителя Николая чудотворца, 3-м всем святым и 4-м святителя Иннокентия перваго епископа Иркутскаго чудотворца, по представляемому к нам плану
по церковному чиноположению заложить и когда заложена будет о том к нам отрепортовать, во свидетельство чего за подписанием руки и приложением печати нашея дана сия грамота в богоспасаемом граде Иркутске лета, от Рождества Христова 1812
иуния в 16 день. № 592 („Грамота сия и план хранятся в архиве). Закладка сей церкви однако не произошла в год выдачи грамоты, а произведена уже в 1813 году 20 апреля „в день памяти, преподобнаго отца нашего Феодора
Трихины" -как о том
свидетельствует своею надписью на оборотной стороне грамоты ктитор священник Анфим Шергин.
Созидался храм сей на сборныя суммы и уже к 1818 году был окончен постройкою вчерне,- но от плохаго ли знания дела мастерами или от того, что вместо железных положены были дѳревянныя листвяничныя связи в сводах храма появилась щель, вследствие чего освящение церкви, хотя и были установлены иконостасы, было отложено, a затем епархиальным начальством было предписано и совсем разобрать.
стены храма.
Указом Иркутской Духовной Консистории от 22 октября
1860 года за № 3647 предписано было разобрать и колокольню. Кирпич был
сложен в амбар (стоявший в церковной ограде) и мало по малу от недогляду растащен, a частию распродан; самый же амбар от ветхости пришел к окончательному разрушению и в конце 60-х годов уничтожен. Иконостас из сего храма и много икон, как видно из отметок, сделанных рукою священника Симеона
Берденникова в описи церковному имуществу, составленной в 1846 году неизвестно — в силу ли распоряжения епархиальнаго начальства или по приказанию местнаго благочиннаго в
конце сороковых годов отправлены были в церковь села Орленги (на реке Лене),
В виду ветхости храма, а главное, по причине наклонения здания церковнаго к югу, старанием и усердием бывшаго прихожанина сей церкви— Верхоленскаго купца Карпа Карповича г.
Сапожникова, с благословения и разрешения усопшаго Преосвященнейшаго Парфения, архиепископа Иркутскаго и Нерчинскаго, в Бирюльке начата была постройкою с 1-го мая
1868 г. и окончена в октябре
1869 г. деревянная двух-придельная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и св. Архистратига Михаила. Церковь сия снабжена была строителем приличною утварию и ризницею и стоила (без колоколов) 19,608 руб. 66 коп.
Но не долго Господь судил приносить безкровную жертву в храм сем.... 13-го июня
1883 года при ясной, тихой погоде, в полдень, вдруг надвинулась с северо-запада грозовая туча, ударил гром блеснула молния и церковь сделалась достоянием пламени.
Хвала и благодарение Всевышнему за то, что в этот день в Бирюльке был полный сход прихожан! Отстоять новый храм, при отсутствии пожарной машины в Бирюльке. не было возможности, а потому прихожане позаботились о сохранении церковной утвари, здания старой (теперь существующей) церкви и хлебных экономических магазинов. Очень много вещей, принадлежащих старой и новой церквам, сгорело, сгорели одежды престолов, жертвенников и аналогиев, потому что позабыли вынести из храма шкаф, в коем хранились эти одежды. Колокола церковные пострадали от пламени: те, которые были прикреплены железными подтяжками, постепенно растопились, а два, из коих один уже более 100 лет созывал прихожан в храм Божий (литый 1728 г.), привязанные веревками, упали на пол, раскололись и потеряли от жара звук. По свидетельству очевидцев, только чудом можно объяснить то, что здание старой церкви сохранилось от пожара: когда
горела церковь, то загорались даже строения за протекающим около церкви ключем, на разстоянии более чем 50-ти сажен, старая же церковь, стоявшая всего в 12 саженях от горевшей —осталась неприкосновенною пламени!...
Сохранившись от пожара, ветхая церковь была капитально ремонтирована на средства прихожан: исправлены полы и потолки, перекрыта кровля, под южную стену подведен новый фундамент - и 11 июля
1883 года придел во имя Св. Архистратига Михаила был освящен местным благочинным, священником Иннокентием
Пляскиным, а 25 августа 1885 года освящен был и Покровский придел преосвященнейшим Макарием, бывшим епископом Киренским.
В 1890 году, в виду того, что крыша разсохлась и пропускала дождъ, по ходатайству причта и старосты сей церкви, с разрешения епархиальнаго начальства, купола церкви были обшиты листовым железом и окрашена зеленым кроном на средства прихожан —
251 руб. З1
12коп.
Общий вид здания церковнаго, существующаго уже столетие, представляет собою форму прямоугольника с выступом для церкви и алтаря холоднаго...
Крыльцо прирубное деревянное с 7-ю ступенями, потолок его и крыша (на два ската) поддерживаются четырьмя деревянными столбами. Крестов над церковию 5-ть: один над крыльцом, один над теплою церковию, один (с короною) над холодною и по одному над алтарями теплым и холодным.
Внутри церковь ежегодно обеливается глиною, снаружи же обшита тесом (I860 г.), некрашена. Ограда церковная имеетъ форму неправильной трапеции, частию состоит из балясника, частию гладкая тесовая.
Иконостасы в теплом и холодном приделах деревянные простой работы— в первом в два става а в последнем в 4-ре. Царские врата в холодной церкви резные золоченые, а в теплой простые створчатые. Иконы в иконостасе Покровскаго придела — числом 21 — от давности весьма попорчены. Да и вообще то надо сказать, что иконы от давности и ветхости в крайне плохом виде и требуют неотложной переписки. Особенно хороши в церкви 6-ть икон из церкви К. К.
Сапожникова, сгоревшей в 1883 г. с полуциркульным верхом, — все они в серебряных открытых, золоченых через огонь ризах, в коих чистаго серебра I пуд 18 фунтов и 82 золотника. В числе икон есть сохранившаяся еще от первой церкви— Св. чудотворца Николая. „Писан, помечено внизу ея, 1769 года маия 4 дня", хотя от давности живопись и попортилась.
Утварью церковь сию, как сельскую, молено считать вполне достаточного. Так: евангелий напрестольных 6-ть, из коих одно приклад
К. К. Сапожникова —опаяно серебром, позлащено, стоит 530 руб. 50 коп.; два евангелия минувшаго столетия— одно 1717 года в медной оправе, которая уже было позеленела от давности, но в 1890 году заново переплетено и позолочено чрез огонь, частию на церковныя средства, частию на сборныя усердием Иркутскаго купца Косьмы Дмитриева
Отрыганьева, -а другое — 1796; оба печатаны в Москве.
Малых требных евангелий два.
Крестов напрестольных больших три, из коих один замечательно чеканной работы 1801 года — весит 1 ф. 5 золотников.
Сосудов с принадлежностями три, - серебряные, золоченые. Один уже столетний — именно 1790 года, простой резной работы.
Дарохранительниц две - серебрянныя и одна старинная оловянная.
Ризница в церкви, можно сказать, очень хорошая. Чувствуется большой недостаток в одеждах напрестольных, на жертвенники и аналогии, ибо они сгорели в 1883 году.
Книг богослужебных разнаго наименования 97; между прочим минеи месячная, праздничная и общая, триодион, пентикостарион и апостол еще 1785 —1788 годов, Московскаго издания. Неизвестно откуда сохранилась минея за ноябрь месяц 1666 года, печатанная в Москве „меж патриаршества".
Библиотека при церкви имеется, содержится исправно и ежегодно пополняется книгами и периодическими изданиями.
Архив церковный начинается с 1793 года содержится в порядке— или в переплетах или же просто в папках.
Описи имуществу церковному имеются 1808, 1845 и 1890 годов, кроме того есть опись имуществу; пожертвованному в церковь
г. Сапожниковым в 1869 году.
В виду предстоящаго столетия в 19 день декабря с. г. придела св. Архистратига Божия Михаила, прихожане Бирюльской церкви участков: Бирюльскаго, Цакурскаго, Кокуйскаго, Юшинскаго и Косогольскаго приговором своим от 11 июля с. г. постановили ходатайствовать пред епархиальным начальством с позволения: им отпраздновать столетний юбилей храма; в ознаменование же этого события, по предложению
приходскаго священника предложили в течение трех лет производить раскладку по 50 коп. с каждой ревизской души с тем, чтобы капитал этот был употреблен на поновление крайне ветхаго иконостаса в Покровском приделе к предстоящей столетней годовщины его 8-го октября 1895 года.
( Окончание следует )