Автор Тема: Дацаны  (Прочитано 2051 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Леонова Ольга ВладимировнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 38
    • Просмотр профиля
Дацаны
« : 07 Июнь, 2022, 12:38:19 »
   Бандидо  Хамбо  ламайского  духовенства  Восточной Сибири
Прихожане   Шарагольской,   Усть –Урлукской, Кударинской  и  Мензенской станиц  и часть инородцев  Чикойской волости, переименованые  из инородцев  Хамнегадайского,  Киретского  десятков, Тамирского и кударинского урочищ, чрез доверенных: инородца Чикойской волости, Кударинского булука Самбу Майдарова и казака шарагольской станицы Жигмыт Мадаева,   прошением, от 14 декабря 1910 года, возбудили ходатайство о перечислении их из прихода Кударинскаго  в приход  Цонгольскаго дацана.
Из собранных по существу этаго ходатайства сведений и из дел Забайкальскаго Областного Правления видно, что 9 июля 1854 года, Главное Управление Восточной Сибири, на основании параграфа (знак) 36 положения о ламайском духовенстве, предложило Военному губернатору Забайкальской области представить росписание приходов дацанов с указнием какие улусы и стойбища, какого рода и в каком числе инородцев будут принадлежать  к каждому дацану.
При определении границ дацанов, инородцы Хамнегадайскаго и Киретскаго десятков, Тамирскаго и Кударинскаго урочищ, проживающие на землях, смежных с прихожанами кударинскаго дацана и вблизи от последняго, не  были оставлены  приходу этаго дацана, были в составе прихожан Цонгольскаго дацана. Росписание границ дацанов, с  относящимся к нему материалом, 13 ноября 1875 года за № 6035, было предоставлено на утверждение г. Генерал –Губернатору Восточной Сибири.
Главное  Управление Восточной Сибири, при размотрении проэкта росписния  прихода дацанов от29 Декабря 1875 года за № 1608, просьбу означенных выше  инородцев об оставлении их  в приходе Цонгольскаго дацана, ссылаясь на параграфы 40 и 41 полож.о лам.дух., отклонило, предложив одновременно составленное росписание приходов дацанов пересоставить вновь, а инородцев Хамгегадайскаго, Киретскаго десятков, тамирскаго и кударинскаго урочищ для округления дацанских приходов причислить к ведомству кударинскаго дацана.
Окончательное определение границ дацанов было закончено в 1894 году, где инородцы  Хамнегадайскаго, киретскаго десятков кударинскаго и Тамирскаго урочищ, согласно требования Главного Управления Восточной Сибири за № 1608, значились  включенными в состав кударинскаго дацана. Розписание это до сего времени не утверждено и как видно из письма, от 13 декабря 1894 года за № 147, Приамурский Генерал - Губернатор  утверждение границ пределов дацана  нашел более целесообразным обождать до наделения бурят землею, дабы распределение приходов  по временному пользованию землею не  запутало дела размежевания.
Заведующий землеустройством и  переселенческим делом в Забайкальской области, от 25 февраля сего года за № 1954, сообщил, что землеустройство в районе Чикойской волости, где  расположены Цонгольский и кударинский дацаны, еще не начато и что указать приблизительно время окончании работ по наделению землею инородцев не представляется возможным, так, как некоторыя  инородческия волости в Верхнеудинском, Селенгинском и Баргузинском уездах совершенно еще не затронуты землеустройством.
Из представленнаго мне, на благоусмотрение (зачеркнуто), при донесении от  12 августа 1913 года за № 413, постановления Вашего, состоявшегося 23 декабря 1912 года, усматривается , что Вы, при участии ширетуев Кударинскаго и Цонгольскаго дацанов, разсмретрев означенное выше ходатайство инородцев и казаков, признали таковое заслуживающим  уважения и без особого на то соглашения со мною, перечислили их из прихода кударинскаго в приход Цонгольского дацана.
 Согласно параграфу 36 положения о ламайск.дух. , приход  каждаго дацана должен быть определен  по соглашению Военнаго Губернатора Забайкальской области  с Бандидо Хамбою с утверждения Генерал –Губернатора. Всякое  изменение по этому предмету впоследствии зависит также от окончательнаго утверждения  Генерал –Губернатора.-
Вследствие сего,  признавая ходатайство казаков Шарагольской, Усть –Урлукской, Кударинской  и Мензенской станиц и части  инородцев Чикойской волости о перечислении их из приходу  Кударинскаго в приход Цонгольскаго дацана преждевременным и не подлежащим  дальнейшему направлению, оставлять таковое без последствий.-
 Что же касается до постановления Вашего от 23 декабря, то имея в виду, что хотя утверждение  границы приходов  дацанам  до сего времени не утверждены,  тем не менее, означенные выше  казаки и инородцы, по распоряжению Генерал – Губернатора Восточной Сибири на точном основании параграфа № 36  полож. Причислены к приходу Кударинскаго дацана и они, следовательно вновь, в приход  Цонгольскаго дацана, где они состояли до 1876 года,  иогут быть перечислены  исключительно властью ЕГО  Высокопревосходительства  к утверждению этаго  постановления, как заключающему в себя не предусмотреныя  законом действия, я не усматриваю оснований  а также не вижу  достаточных данных, к  представлению его вместе с ходатайством казаков и инородцев, на предмет удовлетворения г. иркутскому  Генерал – Губернатору.
Об этом для исполнения и объявления прихожанам Кударинскаго дацана уведомляю Вас, милостливый Государь.
Приложение: переписка на  140 листах о получении которой сообщить  первому Отделению Областного Правления.-
                                                 (ГАЗК, ф-1(о), оп.1,д.14997, л.25 – 26 об)

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7263
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #1 : 08 Июнь, 2022, 09:06:15 »
ГАРБ
Ф.2   Оп.1   Д.264   1835—1835   14л   Дело о выборе Бандида хамба ламы и духовного начальства, о воспрещении тайшам, головам делать сборы на случай выбора

ГАИО
Ф.29 Оп.1 Д.32 «По ходатайству главного ламы Бандидо-хамбо об оставлении без изменения высочайше утвержденнго 15 мая 1853 года положения о ламайском духовенстве. -//-. 6 л
Ф.29 Оп.1 Д.176 Послужной список о службе Бандидо-Хамбо-Ламы Ломайского духовенства Восточной Сибири, ширетуев, штатных лам и Бандиев 32 дацанов Забайкальской области и именные списки хуваракам учащимся при Гусиноозерском дацане.

Описания всех дацанов в ГАРБ:
https://predistoria.org/forums/index.php?topic=4850.msg65342#msg65342

Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3794
  • Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #2 : 28 Декабрь, 2023, 19:11:32 »
 Цугольский Дацан, июль 2023 года
Пешковы Номоконовы Шадрины Подшиваловы Морогины Савватеевы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1044
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #3 : 26 Январь, 2024, 17:33:16 »
В конце 19-го века Цугольский дацан считался одним из самых богатых (если не самым богатым) из всех 32-х дацанов Забайкалья. Об этом говорит уже тот факт, что на празднествах, например в честь бога Майдери, колесницу со статуей бога вёз ...слон!
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1044
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #4 : 26 Январь, 2024, 17:39:36 »
Может быть было бы лучше объединить эти две темы - Дацаны и ГАРБ Дацаны?Как-то не совсем удобно. Не знаешь, куда лучше написать.
« Последнее редактирование: 26 Январь, 2024, 18:02:26 от Игорь Александрович »
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Иван Анатольевич

  • Любитель
  • **
  • Сообщений: 90
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #5 : 27 Январь, 2024, 16:23:33 »
Очень интересует роль дацанов по выполнению функции ЗАГСов.
Если для православного населения в Забайкалье до 1920-х годов учет рождений, бракосочетаний, смертей осуществлялось в церквях, то где это отражалось для ламаистов? Беседовал с бурятами и хамниганами, но они были представителями поколения 1950-х и позже годов рождения, и ответа на этот вопрос не имеют.
Пока складывается такая картина: Видимо, Дацаны в отношении инородцев осуществляли те же функции, что и Церкви для православных.
Записи о рождении, смерти, бракосочетании в дацанах велись на старомонгольском языке. Сохранились ли архивы дацанов до наших дней, никому из моих собеседников не известно. Крещенные инородцы, в том числе казаки записывались в МК Церквей.
Возможно кто-то может прояснить этот вопрос?

Оффлайн Игорь Александрович

  • Авторы
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1044
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #6 : 27 Январь, 2024, 16:43:17 »
Казачий дацан.

Когда-то давно рядом с родной мне станицей Мангутской стоял буддийский монастырь. В конце 19-го века это было уже обычное для Забайкалья явление. Необычность же этого небольшого и небогатого дацана заключалась в том, что он единственный из 32-х, действовавших в то время в нашей области, назывался казачьим. Да, пожалуй, не только в области, а и по всей-то России не было монастырей, дацанов, скитов и прочих подобных организаций со столь "экзотическим" названием.
"Казачьим он называется потому, что как население его - нештатные ламы и ховараки - так и весь приход составляют  казаки-тунгусы, из которых когда-то здесь был сформирован пятисотенный казачий полк. Эти казаки-тунгусы живут как в окрестных улусах, так и довольно далеко, например, ближе к другому Бырцинскому дацану, но числятся в приходе именно этого Ульхунского казачьего дацана.
Вместе с ламаизмом они приняли и обычаи бурят, и даже совершенно забыли свой родной язык; все они говорят на монголо-бурятском языке, подлежат ведению Мангутского, Верхне-Ульхунского и Букукунского станичных правлений, пользуются всеми правами и относят все повинности наравне с русскими казаками 2-го Военного отдела Забайкальского казачьего войска, уже не пользуясь правами инородцев и нисколько не завися от Урульгинской степной думы и тунгусских инородных управ. Таких казаков-тунгусов числится в приходе до 1400 человек обоего пола. Один из лам дацана состоит даже по выбору помощником атамана Мангутской станицы ".
В процитированной статье, опубликованной в газете "Приамурские ведомости" за 1896 год, приводится подробное и довольно красочное описание этого трёхэтажного дацана, окружённого тридцатью домами для проживания лам и ховараков, и обнесённого сплошным забором. Примечательно то, что казаки-тунгусы привнесли в колорит священного убранства монастыря и свои, давно привычные и необходимые им, атрибуты. Так среди золочёных бурханов, ярких хадаков и пышных балдахинов картинно расположились две сабли в ножнах и ружьё. Таким образом казаки обозначили свою сущность, не встретив препятствия со стороны лам и шеритуя, которые были такими же казаками и находили подобное украшение очень даже уместным.
Довольно часто я проезжаю это место, где стоял когда-то дацан - "...поблизости от проезжей дороги на громадной, гладкой как ладонь, степи"... Глядя из окна автомобиля на пустынную ныне степь, мне представляются картины празднества, описанного в статье более чем столетней давности. В зыбком мареве летнего полдня чудятся нарядные толпы народа в национальных одеждах, казаки и женщины, все верхами, как и описывает автор Г.Стуков. У многих казаков-тунгусов на груди неярко поблёскивают кресты и медали, заслуженные в боях и походах, в сопровождении дипломатических миссий и в научных экспедициях. Смутно я различаю лица Георгиевских кавалеров Созона Тынжиева, Санжи Шагдурова, Аюрзы Петрова, Цыбика Сандеева, Нимы Егорова, Доржи Макарова...
Налетевший ветерок рассеивает знойное марево, вместе с ним исчезает мираж и перед глазами вновь стелется "громадная, гладкая как ладонь, степь", всё, что осталось от прежней жизни. Тоска и уныние холодной струёй заползают в сердце - уничтожено и отправлено в небытие целый народ, огромный пласт культуры, яркая страница истории. И только в мечтательном, зыбком мираже могут возвратиться к нам чарующие, манящие и такие недосягаемые картины нашего богатого и навсегда утраченного славного прошлого...
В 1935 году дацан обложили налогами на строения, земельной рентой и прочими поборами, и обнищавшие прихожане вынуждены были отказаться от содержания монастыря. Оставшийся без внимания дацан пришёл в упадок и запустение, а вскоре и след его растворился в степных ковылях. Как и самих прихожан почти не осталось. Какие ушли в Монголию в пору тревожной сумятицы Гражданской войны, каких разметала бурная страда насильственной коллективизации, кого-то поглотила жадная пасть сталинских репрессий. И лишь неподвластный людским страстям степной ветер носится над ононскими просторами, унося в заречные дали смутные образы и неясные видения из далёкого прошлого...

Игорь Пушкарёв
Брошюра Г.Стукова под названием "Ульхунский дацан и хурал в нём в честь бога Майдери" хранится в фондах Забайкальского (Читинского) краевого краеведческого музея.

« Последнее редактирование: 28 Январь, 2024, 02:14:42 от Игорь Александрович »
Пушкарёвы (Мангут) Андреевы (Урлук). Заболоцкие (Байхор), Батурины (Мангут), Шильниковы (Мангут), Ульзутуевы, Минины, Хайдуковы

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17380
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #7 : 27 Январь, 2024, 17:09:20 »
Может быть было бы лучше объединить эти две темы - Дацаны и ГАРБ Дацаны?Как-то не совсем удобно. Не знаешь, куда лучше написать.

На тему "ГАРБ Дацаны" я повесил "замок", так как она чисто справочная и содержит информацию о том какие документы есть по дацанам в ГАРБ.
Поэтому наполняйте эту тему.
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17380
    • Просмотр профиля
Re: Дацаны
« Ответ #8 : 28 Январь, 2024, 03:38:17 »
В РГВА Ф. 40417 оп. 1 док. 13, л. 143 приведен документ (Приговор инородцев Узонского сомона) на русском и бурятском языках (так в документе), в котором упоминается  в числе мест проживания бурят и Кужертаевский Дацан.

Текст документа на русском языке я приводил.
 См https://predistoria.org/forums/index.php?topic=6650.msg91028#msg91028

Скан подлинника см. https://gwar.mil.ru/documents/view/120001226/?parent=120120654&obraz=130248809
« Последнее редактирование: 28 Январь, 2024, 08:53:58 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman