Автор Тема: Шаманы и шаманизм  (Прочитано 9064 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SPlotnikovАвтор темы

  • Модератор
  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 889
    • Просмотр профиля
Шаманы и шаманизм
« : 25 Апрель, 2012, 12:32:33 »
Этих вопросов неоднократно касался наш уважаемый формучанин Альберт, но до создания темы не доходило. А мне кажется, тема очень интересная и несет в себе не только религиозную составляющую, но и культурную. Во всех ли местах Забайкалья жили шаманы? Были ли они только бурятами и тунгусами? Мог ли русский стать шаманом? Как передается мастерство и в чем оно заключается?
Тема неожиданно стала интересной для меня, так как мне стало известно что мама моей прабабушки была бурятка, а в их роду вроде как были сильные шаманы. Сейчас я припоминаю, что дед говорил о способностях его мамы останавливать кровь, лечить людей. Она могла успокоить буйного пьяного сказав ему пару слов, после чего тот покорно шел домой и засыпал. Так что приглашаю к обсуждению.
Плотниковы и Каргины Большой Зерентуй, Чупровы на реке Онон в Забайкалье. Буду благодарен всем об упоминании Плотниковых, Чупровых, Сосниных и Пономоревых из Уссурийского Казачьего Войска.

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #1 : 18 Июль, 2012, 08:39:34 »

Фотография иллюстрации к книге "Живописная Россия", разд. "Забайкальская область"
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Albert

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 4440
  • Альберт Михайлович
    • Просмотр профиля
    • Восточная окраина
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #2 : 18 Июль, 2012, 15:42:05 »
Это не просто тунгусские шаманы, это знаменитые конные тунгусы. Судя по второму плану, фотография сделана где-то в нашей великолепной Даурской степи.
Мои предки: прадед Андрей Руфович Казанов, прапрадед Руф Иванович Казанов, прабабушка Екатерина Дмитриевна Номоконова (села Казаново и Номоконово).

Оффлайн Крутиков-Писарев

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 594
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #3 : 15 Апрель, 2015, 16:24:58 »
Альманах "Ориент"выпуск №1 1992г."Буддизм в России". ЭТО ИНТЕРЕСНО. На первом богослужении в Буддийском храме в Петербурге  присутствовали путешественник П.К Козлов,востоковеды,члены строительного комитета ,РУССКИЕ буддисты " княгиня  Тундутова Олизета Бегалиевна (калмыцкий род) НЕСКОЛЬКО офицеров во главе с полковником генер.штаба И. и два воспитанника училища правоведения".. Еще одним "великосветским "буддистом был барон Л.Л. фон Фелькерзан.

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #4 : 09 Май, 2015, 16:41:45 »
Путевые дневники 1903-1907 гг Цыбена Жамцарано .  " От Верхнеудинска до Иркутска .В поезде познакомился с бурятом кударинского ведомства , он был бывший голова Нагслай Турунхаев -шаманист .Нагслай охотно сообщил имена шаманов  1 . Буха Мудаин , в Хандагае , Хоромчинского улуса , молодой человек - шаман.2. Алексей Михиткин -шаман .3. Буха Булгадаев - шаман , там же .4. Балдан Дарханов , около Думы , а она в 5 верстах от гор . Кабанска .5. Куцай Николаевич Муразов , бывший тайша . "

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #5 : 12 Май, 2015, 06:46:20 »
Цыбен Жамцаранович Жамцарано (1881-1942 ) является одним из выдающихся российских ученых-востоковедов ,организатором науки и общественно-политических деятелей первой половины 20 века .Он вошел в историю бурятского и монгольского народов как просветитель и крупный ученый -исследователь .Жамцарано родился в 1881 г в улусе Судунтуй Хойто-Агинского родрвого управления в семье зайсана ( старосты ) рода ходанца -шарайд Жамцарана Гендунова .Первоначальное обучение получил в семье . В 12 лет поступил на учебу в Читинское городское трехклассное училище .1891-1901 -Иркутская учительская семинария.Учитель Агинского приходского училища -один год .В 1902 г агинские буряты  принимают решение послать на общественные средства , собранные среди земляков , его и Базара Барадина в Санкт - Петербургский университет.Его научная деятельность началась еще со студенческих лет .В 1907-1908 г преподавал монгольский язык на факультете восточных языков университкта .Жамцарано , начиная с 1903 г , проводит каждое лето в экспедициях по Иркутской губернии , Монголии и Забайкалью  по заданию Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии и Русского музея императора Александра  третьего . 

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #6 : 12 Май, 2015, 07:32:09 »
"Проехали от Верхнеудинска до восточного берега Гусиного озера .Ямщик говорит , что селенгинцы состоят из 6 родов бурят и 8 родов Цонголов . Про первых говорят, что они вышли из ямы , вырытой Сивым Порозом ,а мать у них шаманка Атухани .Она как-то шла по берегу Байкала и подобрала ребенка из под Сивого Пороза .От  последнего родились 2 сына : Хоридой ( теперь 11 родов Агинской и Анинской Дум ) и Буряадай ( теперь 6 родов Селенгинской Думы ) .А 8 родов цонголов суть не буряты , а монголы  . НО , когда они размножились , то Селенгинская Дума  в административном отношении разделилась на 22 рода или Управы . Змечательно ,что Пороз играет большую роль у племени Булагат и Эхирит ( они суть настоящие буряты ) .Унас же племени Хори , кажется , никакого Пороза нет .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #7 : 12 Май, 2015, 07:55:48 »
Продолжение .5 июля приехали в дацан Хамбын хурээ. Небольшой ,чистенький монастырь .Строения небольшого размера , везде чисто , твердая каменистая почва .Только улицы узенькие .Лам не видать,все разьехались по улусам .Говорят ,во время большого хурала случается до 900 лам . Дисциплина не отличается строгостью . У нас в Аге и вообще в хоринских дацанах женатые ламы не посмеют явиться на хурал , а здесь - не редкость .У лам в Агинском дацане женщины должны каждый раз испрашивать разрешение на ночлег в дацане .Оно дается тем , на которых можно надеяться , что они не будут шалить  . Встретились с Хамбо -ламой  - Чойнзон -Доржи Иролтуев ( 1895 - 1910  ) .Хори суть буряты 11 родов ведомства Агинской и Анинской ( обыкновенно - Хоринской )Дум .С Хомбо долго беседовали .Он рассказывал очень обстоятельно об Индии и Цейлоне .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #8 : 13 Май, 2015, 03:15:34 »
  "7 июля 1903 г переписывал некоторые копии : 1) Грамоты Царя Феодора Алексеевича к хану Лоджану , сыну Алтына Туметского , за присылку посла Тархана Багши с изьявлением верности и подданства своего . Дана 1680 г 6 марта .2) Именной указ Алексея Михайловича о прнятии в подданство Мунгальского Царя Лозана ( Лоджан) Алтынова сына и о дозвалении ему писаться подданым Мунгальского Царя .Дан 1664 г 12 дня .3) Договор , заключенный Мунгальскими   тайшами   с Российским послом на китайской границе о вечном   оных  , тайшей , подданстве Российскому престолу. 1689 г . Последний , если не ошибаюсь , печатался в трудах  Куломзинской комисси ."

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #9 : 13 Май, 2015, 03:47:42 »
" Осюда нас повезли в Оронгото (Оронгой находится в 70 км от Улан Удэ по Кяхтинскому тракту ) ,К Верхнеудинску  У ямщика Жимбе имеется рукопись 6 родов бурят , главным образом харнутов .Есть немного их хоринских родов : родословная кубдутцев ,  шарайтов , и хальбинцев . Жимба продать отказался .От Верхнеудинска до Иркутска . Из Иркутска приехал в Кутулик к другу Толмачеву .На другой день поехали в Аларский дацан .Дорогой Толмачев (русский )   рассказал о  тайлгане и камланьи .Прихожу на этот тайлган (жертвоприношение ) - собралось много бурят , человек 30 .Вижу несколько стариков выплескивают время от времени тарасун с покрикиванием : Сок -соог -( восклицание шамана после каждого фрагмента призывания духа , имеющий смысл " принимай призыв , молитву , жертвуприношение )А возле , тут же , держат лошадь Наконец , перестали выплескивать тарасун.Тут несколько сильных бурятопрокинули лошадь , связали ноги , передние вместе ,задние тоже вместе , а за концы веревок стали тянуть по 10 человек .Передние вперед , задние назад  .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #10 : 13 Май, 2015, 04:11:37 »
- Да видно , что ей тяжело . Глаза таращит , шею гнет кверху .Тяжело , с трудом дышит .Один бурят засучил рукава , взял большой нож и распорол ей живот, там где мечевидный отросток , да распорол... да запустил туда руку .Вот стрвшно-то было... А лошадь так так как завизжит Ввы . Зубы оскалила , глаза ужасные .Бурят вынул руку а она вся в крови ..Говорили , что отрывают сердце . А лошадь так жалко .Я убежал , не дождавшись конца " .Это рассказывал Васька Толмачев - мужчина . А я несколько раз прекращала писать и плакала .Какая жестокость . И как хорошо , что сейчас нет жертвоприношений .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #11 : 13 Май, 2015, 05:30:21 »
 "О религии аларцев .   Большинство аларцев -буддисты , или, как их назавают, ламаиты .Меньшинство -шаманисты и крещеные .Но крещеные религиозные свои потребности удовлетворяют при помощи шаманов и лам .Так же ходят в дацан , так же приглашают шамана , некоторые сами бывают шаманами . Дацан построен уже в 1811 г , но буддизм встретил сильный отпор со стороны еще сильного шаманства .Правильнее было бы считать аларцев полушаманистами , полуламаистами, ибо у них существуют тоже шаманские жертвоприношения , камлания , теже Боги -онгоны , как иу чистых шаманистов : кудинских ,верхоленских , ольхонских бурят .Ламы ввиду успешного распространения должны были делать уступки ,заменяя шаманские богослужения ламскими .Для чего они приносили жертвы шаманским богам в более смягченной форме " призывали отошедшую от тела душу " записывали шаманские молитвы , исполняли религиозные требы по книжке -наполовину шаманской , наполовину ламской .Шаманизм также изменялся и изменяется , как и другие религии .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #12 : 13 Май, 2015, 05:59:26 »
Аларцы суть не буряты , а хонгодор -монголы , но их принято называть бурятами .В Алари -8 родов и 1 род шарнутов .Все выходцы из Монголии .О них печаталось В Записках Восточно -Сибирского Отделения Императорского Русского Географического общества ..Вообще надо заметить , что под именем бурят называют не только настоящих бурят , но и все племена монгольского происхождения .Например, в Иркутской губернии -хонгодоры .шарнуты , шошолоки и  др .В Забайкалье  - сартулы , цонголы ,атаганы и др .Некоторые племена в Монголии были буддистами , но перейдя в Россию ,за неимением лам ,обратились в шаманистов .О чем поют шаманы в своих песнопениях .В Тунке в Шолоках есть шаман Ямпил , из рода шошолок .Он пел так :Гурбан цагаан  ламатай , гушан гурбан хуварактай,зургаан хара багшатай ( т е с тремя белыми ламами , с тридцатью тремя послушниками ,шестью черными учителями ) . Они шошолоки , живут по правую сторону Ангары и в Тунке . Все беженцы из Монголии, преследовали их свои Многие за измену были загублены и убиты монгольским Сохор -ноеном .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #13 : 13 Май, 2015, 10:53:37 »
17 июля .Приехал в Могойтуй .Засуха была ужасная , ни одной капли не упала с неба .Ямщик при станции сообщил мне,что в Цугольском дацане обретается Чойжон Сэтаб из Тибета и что он обьявил войну всем шаманам .Обьявил , что дождь в его власти , захочет -падет ,не захочет -будет засуха .Взялись за дело шаманы и народ требовал , чтобы шаманы совершили по -бурятски  по -старинному великие тайлаганы  тэнгриям   неба и духам местностей .) Шаман Тухуреон готовился к тайлагану и рисовал солнце и луну на миткале .Солнце было нарисовано на желтом лоскутке , а луна на белом .Еще были скроены лоскутки , изображающие горностая ,белку и пр. зверьков ,подносимых духам местностей . Были изготовлены миниатюрные березовые грабли , остроконечные палочки и 12 миниатюрных чашечек из теста .НАбролось 40-50 дымов (юрт)Принимали участие 8 родов .Соорудили кучу берез ,лиственниц , сосен , яблонь ,тальника . Все убрали ленточками , рисунками и мехами  и связали посередине - это все могло называться обо . В западной стороне от обо соорудили из березы стол -ширээ с четырьмя ножками ,вместо настолешника положили кучу ветвей .Вокруг обо поставили 18 чашечек по3 с каждой стороны .В среднюю чашечку с фитилем налили масло , а в оковые две -вина и молоко .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #14 : 13 Май, 2015, 11:21:38 »
НА восточной стороне от обо находились костер ,чаша для варки мяса , деревянные блюдца и корытца . Привели большого барана .Лишили жизни барана .Под ширээ развели огонь , на огонь положили баранью голову , с легкими , сердцем и грудину .Начался молебен .Шаман взял бич (ташуур)и торжественно громко стал отсчитывать моления ,обратившись лицом к заходящему солнцу .Он сидел на левом колене и правой рукой делал плавные удары бичиком .Унего были большие черные очки с сетками , а волосы были несколько взьерошены .. Голос был грудной , густой бас ,словно звуки исходили из под земли .Шаман перечислял все роды .После тайлгана полагаются скачки и борьба .Тайлган закончился поздно и все остальное отменили .Целью жертвы было вызвать дождь . к счастью пал дождь и  слава шамана и шаманства облетела всю степь .Тайлганы стали проводить везде .Эти обстоятельства поставили всех лам на ноги .Миряне разделились на две партии - темная масса стояла за допущение шаманства , а более образованная за буддизм .. Ламы решили воспользоваться  упомянутым Чойжоном Сэтабом .