Автор Тема: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА  (Прочитано 38927 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Наталья Александровна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #180 : 19 Февраль, 2017, 07:02:14 »
О чалдане – культовой горе, поговорили, теперь необходимо добавить пару слов о чалдане в значении древней могилы или насыпного кургана в котором хранятся предметы древности и проследить связь между ними.

Из археологических материалов скифской культуры известно, что под высокими насыпями в курганах хоронили главным образом царей и высшую знать. О высоком социальном статусе погребённых свидетельствуют найденные золотые украшения, искусно сделанное оружие и доспехи, золотая посуда и прочие предметы необходимые, по мнению древних, усопшему для благополучного устройства в ином мире. Кроме предметов высокопоставленному покойнику полагались ещё средства передвижения – колесницы и лошади со всей упряжью и украшениями. Набор предметов по своему функциональному назначению был примерно одинаков. Как правило человек забирал с собой те вещи с которыми была связана его повседневная деятельность. Иногда усопшему давали специальные сопроводительные пердметы, которые должны были помочь ему в преодолении каких либо препятствий в путешествии по миру мёртвых.
Для археологов найти не тронутый курган – большая удача. Большинство царских погребений были разграблены ещё в глубокой древности, поэтому крайне трудно судить о том, какие именно предметы могли там быть.

По поводу расхитителей могил, в наше время так же трудно судить. Чем они руководствовались, только ли нажива ими двигала или были какие то другие мотивы, доподлинно не известно. Из фольклорных источников известно лишь, что оружию добытому из древних могил, приписывались свойства «непобедимого». Всем хорошо знаком сказочный сюжет о витязе, который прежде чем отправиться на борьбу с врагом человечества пошёл за советом к трёхсотлетней старухе, которая открыла перед ним некие тайны. Баба Яга, если помните, предложила богатырю войти в подземный мир, и открыть железную дверь, скрывавшую клад – супероружие и суперконя. Богатырь после визита к Бабе Яге отправляется на войну и благодаря волшебным свойствам «меча-кладенца» и «коня-огня» одерживает победу.
В сказке как известно ложь, но намёк понятен – люди верили в то, что оружие добытое в могилах прославленных предков, приносит удачу в бою. Возможно и другие предметы из захоронений имели волшебные свойства.

Интересное наблюдение сделали археологи на Алтае, когда изучали там замёрзшие могилы пазырыкской культуры. В одном разграбленном захоронении, они обнаружили сломаную ножку от деревянного блюда-столика, а в другой, более поздней по времени и не тронутой расхитителями могиле, нашли сам безногий столик, из чего сделали предположение, что могилы вскрывали с целью обретения какого то важного с точки зрения мистических практик предмета, поскольку считали его наделённым волшебными свойствами. Возможно это делали сами родственники покойного.
Так или иначе за «материальной» помощью к ушедшим в иной мир, обращались в буквальном смысле – делали подкоп в могилу и брали, то что считали необходимым. Возможно после использования ценный «волшебный» предмет возвращали обратно в царство мёртвых.
Предмет с покойником попутчиком могли отправить в загробный мир, примерно так же, как сегодня поступают люди, когда отправляют своим умершим близким «передачки».
Случается, что родственникам не даёт покоя усопший, приходит во снах и жалуется на то, что ему холодно или на то, что похоронили его не в той одежде. Близкие, дабы успокоить душу усопшего, дожидаются когда в деревне кто ни будь умрёт, что бы передать с «оказией» тёплую вещь или любимое платье своего родственника. Для чего спросив предварительно разрешения у близких «новопреставленного», в ногах ему кладут маленький свёрток – «посылку». Обычно деревенские жители к таким просьбам относятся с пониманием. По заверениям стариков этот способ действенный, отдав таким образом долг, ушедшему в иной мир родственнику, живые перестают испытывать мучения во снах.
Помимо этого в среде кладоискателей достаточно много свидетельств о «проклятых кладах» из разорённых могил, когда на охотника за ценностями обрушивались всевозможные несчастья и прекращались они только после возврата в землю украденного.

Можно как угодно относиться к подобным свидетельствам, но очевидно одно, люди до сих пор урегулируют конфликтные ситуации между мирами посредством передачи личных вещей покойных. Современный человек как и его далёкие предки наделяет вещи из могил волшебными свойствами. Как бы то ни было, любые личные вещи хранят энергетику человека, которому они принадлежали. Прежде чем что то взять, нужно чётко отдавать себе отчёт в том, нужна ли тебе скрытая в этом предмете «энергетическая» информация.

Для того, что бы увидеть связь между природным объектом – культовой горой и рукотворным курганом, нужно снова вспомнить Тибет, где особо почитаемых лам и святых принято хоронить в специальных камерах – субурганах. Тело святого или урну с его прахом после кремации помещают в куполообразную конструкцию с неким подобием шпиля, возвышающуюся на постаменте. Субурганы иначе ещё называют ступами (однокоренные слова – стопа, степь, степень, ступень) считается, что форма ступы повторяет древние летательные аппараты богов в которых они «поступали» с неба на землю и обратно. На древних фресках Безеклика таких сюжетов с летающими ступами достаточно много. Как тут снова не вспомнить волшебного коня Бабы Яги, который перемещался по воздуху со скоростью мысли?! И пар то у него из ноздрей и дым из ушей... Конь – огонь. По мнению набожных людей святой имеет полное право вознестись на небо в физическом смысле, поэтому и сооружаются такие замысловатые погребальные камеры. Место для установки субурганов выбирают всё там же, в окрестностях какой ни будь особо почитаемой, священной горы. Паломники ходят к этим субурганам с целью поклонения и оставляют там «на моленные» камешки.

Оффлайн Наталья Александровна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #181 : 19 Февраль, 2017, 07:03:52 »


На фото вид на священную гору. По верованиям многих народов, где то в глубине горы, в состоянии тысячелетнего сна пребывают боги, иначе говоря прославленные цари древности. Где-то там, в подземельях под горой, если верить легендам, хранятся и их средства передвижения – «огненные колесницы», а так же другие ценности. Чем не царский курган?
На переднем плане «ступы» - захоронения святых.

Оффлайн Наталья Александровна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #182 : 19 Февраль, 2017, 07:04:57 »
Чалданы – хранители родовой памяти.
Из всего вышесказанного сам собой напрашивается логический вывод, что наша старая знакомая Баба Яга, является не ведьмой и людоедкой, а хранительницей древнего наследия – чалданкой. Умна, осторожна, живёт уединённо в труднодоступном месте, что бы попасть к ней нужно предварительно встретиться и согласовать визит с двумя её младшими сёстрами. Технически подкована и не смотря на трёхсотлетний возраст сама управляет ступой. При необходимости может провести инструктаж по управлению летательным аппаратом любому витязю. На первый взгляд она может показаться чёрствой и неприветливой, но ведь её можно понять. Мудрый человек не станет доверять секреты ядерного синтеза малознакомым людям. Дураки и высокие технологии понятия не совместимые.

Оффлайн лузгина

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1364
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #183 : 21 Февраль, 2017, 07:28:56 »
Какое разностороннее и широкое толкование, казалось бы, привычного нам слова "чалдон" (челдан)!
 
Конечно, современные этнографы, собирающие устную информацию у жителей глухих сибирских деревушек (в надежде, что там сохранились отголоски трактования всем известного, но до конца необъяснимого слова) - не имеют возможности, таким образом, узнать истинное значение термина. Я обязательно встречусь с коллегой моей сестры, неутомимым исследователем и составителем сборника старожильческих говоров  и обращу ее внимание на вышесказанное. Думаю, что она будет в восторге.

Но, надеюсь, Наталья Александровна, Вы не будете против того, чтобы продолжать именовать нам наши географические объекты привычным (за время "русского присутствия" и мирного (?) сосуществования на территории Сибири разных религий) - "Крестовками"?  :) Краеведам это понятнее и привычнее :)

Интересно, что во время и после войны, когда гонения на православную религию поутихли, жители нашего Новотроицка, при активном участии бывшего псаломщика церкви А.Панина устраивали "крестные ходы" на "9 Пятницу". А недавно, я увидела в фотосюжетах современного Новотроицка совершение обрядов на этой горе жителями Новотроицка, активистами клуба "Золотая звонница". Происходило это возле чугунного креста, который всегда на моей памяти стоял на вершине горы. И, который в мой последний приезд в Новотроицк был вырван "с корнем" какими-то вандалами. А установили его вновь мои дальние родственники.
Наверно, это содействует духовному объединению жителей...
« Последнее редактирование: 21 Февраль, 2017, 07:32:55 от лузгина »

Оффлайн лузгина

  • Эксперт
  • ******
  • Сообщений: 1364
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #184 : 21 Февраль, 2017, 11:45:18 »
У нас в Прибайкалье старожилов подряд всех зовут "чалдонами", особенно тех, у кого чуть-чуть эвенкийской крови. Только мы то знаем, что Доном вообще не "пахнет"  :), наши старожилы-европеоиды (впрочем, как и многие старожилы Забайкалья) в основном,  - с Лены (пашенные крестьяне, ссыльные черкасы, ссыльные московские стрельцы, торговые и промышленные люди, выходцы с севера Руси).
Я тут искала донских казаков, которых якобы послали "для усиления ЗКВ". Знаете ли - не нашла.

И, версия "человек с Дона" так давно зашла в этимологический тупик, что уважающие себя специалисты уже рукой махнули и ее не рассматривают. Кроме того, происхождение этого слова - скорее тюркское, что, в ближайшем рассмотрении, может трактоваться, и как "старый" или "знающий". Потому, давайте, не будем уподобляться безграмотным бабушкам и дедушкам (помните, как дед Щукарь объяснял иностранные слова на русский лад).
« Последнее редактирование: 22 Февраль, 2017, 17:05:32 от лузгина »

Оффлайн Наталья Александровна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #185 : 27 Февраль, 2017, 06:41:49 »
Но, надеюсь, Наталья Александровна, Вы не будете против того, чтобы продолжать именовать нам наши географические объекты привычным (за время "русского присутствия" и мирного (?) сосуществования на территории Сибири разных религий) - "Крестовками"?  :) Краеведам это понятнее и привычнее :

Разумеется я не против!
Главное уловить связь и если доведётся встретить на местности "чалданку" понимать, что это всё та же привычная всем "крестовка". Но без христианской "одежды"  :D .
К тюркским языкам не стоит относить происхождение данного "словосочетания".
Хотя в тюркском слово "чал" так же означает белый цвет. Но вот дальше сложности с подбором однокоренных слов. Если бы слово было тюркским, то тюрки первыми бы заявили об этом. Молчат однако.

Тот факт, что люди постепенно возрождают утраченные традиции, в том числе и ритуалы связанные с посещением "крестовок", говорит о назревшей потребности общества в целом (как и каждого человека в отдельности) в полезной информации. Именно в полезной, в самом прямом смысле слова, потому что "пустозвона" из разных источников мы потребляем каждый день массу. Развитию личности такая информация не способствует. Образуется своеобразный дефицит несмотря на обилие. Так же как в магазине - продуктов много, но все они с большим количеством химических вкусовых добавок, красителей и консервантов. Натуральных продуктов - мука, масло... по пальцам одной руки пересчитать. В общем на полках - завались, а есть не чего. За полезными продуктами идём в лес или на огород.
Метафора понятная всем  :D .

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3781
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #186 : 27 Февраль, 2017, 11:53:30 »
Но, надеюсь, Наталья Александровна, Вы не будете против того, чтобы продолжать именовать нам наши географические объекты привычным (за время "русского присутствия" и мирного (?) сосуществования на территории Сибири разных религий) - "Крестовками"?  :) Краеведам это понятнее и привычнее :

Разумеется я не против!
Главное уловить связь и если доведётся встретить на местности "чалданку" понимать, что это всё та же привычная всем "крестовка". Но без христианской "одежды"  :D .
К тюркским языкам не стоит относить происхождение данного "словосочетания".
Хотя в тюркском слово "чал" так же означает белый цвет. Но вот дальше сложности с подбором однокоренных слов. Если бы слово было тюркским, то тюрки первыми бы заявили об этом. Молчат однако.

Тот факт, что люди постепенно возрождают утраченные традиции, в том числе и ритуалы связанные с посещением "крестовок", говорит о назревшей потребности общества в целом (как и каждого человека в отдельности) в полезной информации. Именно в полезной, в самом прямом смысле слова, потому что "пустозвона" из разных источников мы потребляем каждый день массу. Развитию личности такая информация не способствует. Образуется своеобразный дефицит несмотря на обилие. Так же как в магазине - продуктов много, но все они с большим количеством химических вкусовых добавок, красителей и консервантов. Натуральных продуктов - мука, масло... по пальцам одной руки пересчитать. В общем на полках - завались, а есть не чего. За полезными продуктами идём в лес или на огород.
Метафора понятная всем  :D .
"Хотя в тюркском слово "чал" так же означает белый свет..."
Я 9 лет прожил в Азербайджане, в армии со мной служили татары, узбеки, киргизы, казахи, якуты, туркмены, и впервые слышу и читаю, что "белый" в тюркских языках не "ок", "аг, "ак" и подобное им, а "чал".
Тюрки потому и молчат, что сие им, видимо, не ведомо. :)
Или все-таки есть какой-то тюркоязычный народ, в словаре которого "чал" - "белый"? Поделитесь, пожалуйста!
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн Наталья Александровна

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 44
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #187 : 04 Март, 2017, 02:42:04 »
Язык саха значительно отличается от прочих тюркских языков наличием пласта лексики неясного происхождения.
Каждый здравомыслящий человек понимает, если в языке нет возможности подобрать однокоренное слово, значит речь идёт о заимствовании. Все языки мира имеют в своём составе некоторое количество заимствованных иностранных слов.
Так, например в русском языке, слово «антитеза» используется вовсе не потому, что слово «противопоставление» отсутствует. Просто в определённых случаях, что бы быть правильно понятым, нужно пользоваться унифицированными терминами.

Кнорозов - "Великий и ужасный" шутил, что будущих дешифровщиков древних письменностей следует «лупить по башке» — главное выбрать правильный метод.
Стройбат конечно можно было бы считать кузницей лингвистов, но кто даст гарантию в правильности метода «кирпичом по башке»?

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3781
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: ДЕВЯТАЯ ПЯТНИЦА
« Ответ #188 : 04 Март, 2017, 16:18:40 »
Язык саха значительно отличается от прочих тюркских языков наличием пласта лексики неясного происхождения.
Каждый здравомыслящий человек понимает, если в языке нет возможности подобрать однокоренное слово, значит речь идёт о заимствовании. Все языки мира имеют в своём составе некоторое количество заимствованных иностранных слов.
Так, например в русском языке, слово «антитеза» используется вовсе не потому, что слово «противопоставление» отсутствует. Просто в определённых случаях, что бы быть правильно понятым, нужно пользоваться унифицированными терминами.

Кнорозов - "Великий и ужасный" шутил, что будущих дешифровщиков древних письменностей следует «лупить по башке» — главное выбрать правильный метод.
Стройбат конечно можно было бы считать кузницей лингвистов, но кто даст гарантию в правильности метода «кирпичом по башке»?
Слов много, а ответа по сути - нет! как так?
Какой вывод нужно сделать из Вашей фразы о языке саха? Что там слово "белый" имеет неясное происхождение? Или там, как и в других тюркских языках оно звучит "чал"? Или, что мне нужно применить какой-то унифицированный термин, чтобы Ваш ответ был по существу заданного вопроса?

Юрий Кнорозов мог себе позволить такую шутку, ведь свидетельств о применении им такого метода не сохранилось.
В стройбате много кого можно было выковать. :) Игоря Талькова или Сергея Гармаша, например. У нас в роте и дехкане и крестьяне с рабочими, конечно, имелись в большом количестве, но было и два будущих филолога: узбек и таджик. А еще - конструктор оружия, и несколько инженеров, профессиональный фотограф, журналист, три переводчика, резчик по ганчу (высшее художественное после армии получил)... Кирпичом по башке никто не бит- это чуждый в нашем стройбате метод. Так что я на их фоне потерялся, наверное...
Но - "имя, сестра, имя!" То есть, ответа на вопрос :)
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы