Автор Тема: Шаманы и шаманизм  (Прочитано 9024 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #15 : 14 Май, 2015, 05:36:26 »
Чойжон обьявил войну всем шаманствующим бурятам и шаманам .Он проповедывал ламаизм по распоряжению Далай - ламы .Во дворе растянули шатер , под ним разостлали ковер . На столик положили несколько сабель и шашку . Женщины и мужчины составили несколько рядов .У всех было по хадаку  для подношения на мандал (блюдо для жертвоприношений ) .Подошли два трубача  и начали с другими  шаманами читать призывные стихи сахюусана . Кадили благовониями . Играла музыка ( трубы , цимбалы ,барабан ) Потом два трубача , оставив свои флейты (бишхур) , взяли две огромные трубы .Конец каждой трубы покоился на плечах хуварака .Вдруг из калитки вышел Чойжон в полном облачении .Походка быстрая , развалистая , смелые , вызывающие глаза .Голова была не прикрыта , но костюм был докшитский (в ламаистском пантеоне - боги - защитники буддийской веры и учения ) , шелковый с подвесками, кругами , к спине было прикреплено 5 флагов ,поднимающихся чуть выше головы , на флагах были птичьи перья .На бедрах и на коленях , мне показалось ,были прикреплены щиты .На груди имелось круглое выпуклое металлическое зеркало с надписью тарни хум (последний слог во многих мистических формулах -заклинаниях -мантрах ) . Сел на свое место .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #16 : 14 Май, 2015, 06:01:43 »
Один из лам окропил Чойжона святой водой , другой стал кадить .Чтецы пропели торжественные стихи , флейтисты подняли флейты вверх наискось , по направлению у югу , к облакам , стали трубить .Все смотрели , словно замерли .У многих были четки , но они не отсчитывали молитвы .Чойжон превратился в статую , ничего у него не шевелилось , глаза были устремлены вперед -вверх , словно он видел , как приблежается его гений - с неба на призыв труб .Удивительно было то , что он вовсе не мигал , взгляд его был неестественный и наводил  страх и трепет на массу .Показалось, что на Чойжона напал стлбняк .Тревожнее  и  тревожнее становились звуки труб . Глаза его стали тупеть , и веки опускаться .Вдруг лицо его посинело , вздулось, глаза помутнели , из рта появилась пена .Вмиг подбежал к нему крепкий тибетец и изовсех сил подтянул подбородник , от удушения лицо Чойжона  сделалось ужасным , судорога скорчила все его члены , глаза налились кровью , рот открылся, сверкали зубы ,хрип , свист , пронзительный крик - все .Чойжон судорожно скорчился вперед ,сразу с силой ударился назад , словно жгут какой - нибудь , но крепкий тибетец успел встать позади и обхватил Чойжона .Натянул с ужасной силой пояс , дабы не лопнуло тело .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #17 : 14 Май, 2015, 06:30:30 »
Все трепетно сложили руки .Двое из свиты держали сабли , готовые сунуть в руку Чойжону .НО сперва дали ему трость с подвесками и побрякушками . Чойжон уже прямо сидел , стуча по земле палкой ,продолжая издавать сердитые звуки и топая ногами .Далее были предсказания .Начали подходить на поклонение ,Чойжон с размаху ударил по спине кулаком , надел на шею ленточку , , вернул хадак  Чойжон вскочил и на его окрик подали саблю . Он начал кружить и махать ею и вдруг швырнул с ужасной силой .Сабля чуть не снесла голову тому же ламе , который поднес  . Подали другую -после бешенной манипуляции -полетела вон из палатки и вонзилась перед одной буряткой .Подали еше одну Чойжон свернул ее в бараний рог и швырнул вон .Потом рванулся вперед и побежал между рядами :  с ним бежали его слуги с деревянными ведрами с зерном .Чойжон схватывал зерна и швырял ими напрво и налево ..Это шло благославление .Затем взял шашку , все испугались , но это была всего палка для Чойжона .Далее подали лук со стрелами .: первая стрела перелетела через двор и  упала , другая упала позади палатки , третья пришлась на одного старика ,но он успел отстраниться .Сеанс закончился .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #18 : 15 Май, 2015, 06:31:07 »
11 апреля 1905 г.В сызрани повстречались с бурятами -  казаками ,возвращающимися из Японии .Всего было до 16 забайкальских казаков , из них половина бурят .Попали в Японию , когда был сдан Порт - Артур .Мы стали распрашивать об ужасах Порт _ Артура ,о сдаче крепости , о японцах и Японии .Они были в казачьих формах _ с желтым околышем и с желтыми лампасами .Русские принимали их за японцев, не делали   исключения  и нам .О японцах рассказывали следующее : Они к нам, бурятам ,относились очень любезно .Давали нам все нужное , а к русским солдатам и казакам относились довольно враждебно .Когда нас , порт -артурцев , стали выводить из крепости в Дальний , японские солдаты старались обрадовать нас , выделили от русских , трепали по плечу и спрашивали нас : Как же вы , монголы , оказались в рядах русских .? Узнав , что мы молимся Будде , они очень обрадовались и , показывая пальцем на себя , потом на нас , поднимали указательный палец вверх,говоря : Мы все равно одни .Многие говорили по русски ..Когда приехали в Дальний , нас всех переодели , обмыли ,потом выделили бурят ,позвали к японским офицерам ,, они угостили конфетами и обласкали нас .Потом поехали в Японию - Нагасаки . Гостили у японцев , потомучто можно войти в любой домик , как у бурят .и вас угощают , ласкают и расспрашивают .Помолились в дацанах , которые очень красивенькие и содержатся удивительно в чистоте .Буряты , наши казаки,были прямо очарованы японцами и их настроение отражалось на нас .В Верхнеудинске казаки оставили нас .Мы не думали в Порт - Артуре , что когда -нибудь увидим Матушку Родину .Жаль , что он не расспросил русских казаков о Японии .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #19 : 15 Май, 2015, 09:47:11 »
13 августа 1905г.Приехали в заграничную падь Цаган Челутай .Наш хозяин отыскал барашка за 5 руб ., раньше барашек стоил 1 руб . В этом году ввиду страшной засухи в крае , все состоятельные русские и казаки , скотоводы и буряты перекочевали в Монголию , заняли все ближайшие к границе долины и степи .,Монголы бежали в глубь в степей .В районе , где мы кочевали , обитало до 100 бурятских семейств , служащих пастухами у русскмх казаков .  Много бурят косило сено на дачах казаков ,ибо казачьи покосы орошены и почва плодородна ,благодаря чему у них ,казаков ,всегда остается излишек покоса . Эти излишки продаются бурятам,у которых очень мало покоса .Бурят суров , себе на уме , но чрезвычайно серьезен и осторожен в своих выводах .Это обстоятельство заставило многих исследователей думать , что буряты - народ хитрый , лукавый .В этом отношении на бурят страшно похожи забайкальские русские казаки .Когда в дороге приходится встречаться казаку и буряту ,между собой они чувствуют себя товарищами и всегда вооружены против остальных Российских , даже косятся против крестьян .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #20 : 15 Май, 2015, 10:07:48 »
первым шаманом у  шаманистов -бурят был Бухули Хара ,происходил из Монголии .Он установил здесь веру шаманскую .У него была книга , по которой он узнавал все , что происходит на небе и на земле .Но не было у него сына .Бухули Хара был великий шаман и вздумал одному бездетному буряту Доной Баяну создать сына .Узнав об этом ,Эсэгэ Маалан рассердился ,что Бухули Хара бее вздумал равняться с ним , творя не свое дело , и послал барана , чтоб сьел его книгу , что и было исполнено .Эсэгэ Маалан елел ворожить на лопатке того барана ,который сьел книгу .Лопатка стала отражать на себе дела людей и богов .Бухули Хара начал ворожить на лопатке С тех буряты ворожат на лопатке .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #21 : 15 Май, 2015, 10:35:13 »
О калыме .ПО обычаю кудинских бурят за калым платят 400-500 рублей деньгами .От этого бедные буряты не могут своевременно жениться .Обыкновенно работают у богатого 40-50 лет.И вот , во избежание расходов , бедняки любимых девиц увозят и венчают по обряду православной церкви .: конечно они тут же крестятся . С крещеных и обвенчанных калым не взыскивается .С каждым годом  число крещеных  увеличивается . Крещеные живут лучше некрещеных -говорили мои собеседники.Условия женитьбы очень тяжелы и разорительны .Точно также шаманские богослужения и шаманский способ через жертвоприношения .Слишком разоряют шаманы а докторов лечить нет .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #22 : 15 Май, 2015, 10:57:20 »
18 августа поехал к шаману Гозону , жившему недалеко от нас в 10 верстах.Шаман был знаком со мной и обещал отдать принадлежности  за 10-20 рублей . Достал хорошую коллекцию , состоящую из следующих предметов :Женский головной убор с рогами и подвесками , шапка с наглазником , бич с подвесками ,зеркало, надеваемое на шею ,конные трости с подвесками,бубен  с колотушками ,свинья и медведь , амулет ,лебеди ,предки племени хори -бурят ,черногруд (хорек) ,амулет .Продавать никто из шаманов не решится , но отказаться или подарить могут , за это собиратель должен подарить вместо хадака или на свечи перед бурханами .Он обещал эти деньги пожертвовать на типографское дело для напечатания учения Будды на монгольском языке .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #23 : 16 Май, 2015, 18:24:55 »
О кузнечестве .Галзуты живут на острове Ольхон .Они сперва пришли на Лену (Зулхэ)с берегов восточного океана , апроисходят от собакоподобных людей . Они не хоридоевцы , а другие эмунээ .Буряты из рода галзуд или как говорят ,из рода собачьего , от происхождения _ кузнецы _ " дархаты " .Дархатство передается наследственно .Иначе человек болеет .Они приносят жертву Галта Улаан тэнгрию , который принадлежит восточным 44 тэнгриям .А кузнецы из булагатов  -учинены от западных 55 тэнгриев  , а именно от Хуху Мунгун тэнгри . У эхиритов нет дархатства и до сих пор у них нет никакого потомственного мастера , и есть перенявшие со стороны , т.е. не эхиритов.  У булагатов , наоборот , всякие мастера , торговцы , все денежные , горазды на песни и всякого рода говорение .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #24 : 17 Май, 2015, 04:27:25 »
Поездка в Монголию. Выехали на долину р . Душийн - гол , отдохнули у одного бурята , женатого на монголке и живущего уже 20 лет в Монголии .Таких  бурят довольно много . Они обыкновенно сперва служат пастухами у казаков и пасут стада на монгольских пастбищах .Некоторые богатеют и возвращаются на родину , иные остаются бедными , а иные , нажив состояние , остаются жить за границей , как упомянутый бурят .Многие семьи полуобрусели , но остались буддистами , живут по русски - в домишках ( хотя таковых и не много видел ) , и обратно  - многие казаки ( больше , чем буряты )приняли бурятские обычаи и язык .Дело в том , что казаки ,посещая своих пастухов , очень охотно заводят романы с бурятками , и вот в результате _ ребенок полубурятского,полулурусского покроя .Здесь довольно удивления  то , что казаки ( русские ) питают пристрастие к буряткам , а буряты не имеют обратного влечения к русским девкам .Кстати , надо отметить , что тунгуски гораздо больше любят бурятских парней , нежели своих тунгусских .
 

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #25 : 17 Май, 2015, 05:06:14 »
На широкой как стол , долине р. Души  разбросаны войлочные юрты монголов . Ни постоянных  оград ,ни дворов , нет даже кольев . Телят городят подвижными ширмочками ( харчи -забор ) , их легко поставить и убрать .Ягнят и овец тоже нанизывают на зэлэ (-аркан ) , надев сквозные петли на шею .Петля сделана из одного аркана , и если развязать один конец - все овцы освобождаются . Как уж удается эта хитрость _ не ведаю .  Видели плотников ( модочи -дереводелатели ) , которые делали телеги русские (казацкие ) . Это ремесло в степи считается новшеством , потому много любопытствующих .Плотники, все здоровеннейшего телосложения , без рубашек , в одних сапогах и штанах .Они производили какое _ то странное впечатление - трогательное и в то же время грустное .Люди понастроили железные дороги , телефоны ,телеграммы , летают по воздуху , а эти дети степей лишь начинают строить плохую телегу .( Телеги, конечно, были у монголов , но долговязые арбы и тележки , вертящиеся с осью ) . 

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #26 : 17 Май, 2015, 08:01:14 »
О Гэгэне ,монголах и культе .Здесь к северу от Байкала в самом начале жили  " сагаан хитад " - " белые китайцы " .После них " хара монголы " - черные монголы , дети маратов . Затем настоящие монголы во главе с Гэгэном . Местоприбыванием его был остров Ойхон . Спустился с неба Жамсаран , претендент на Ойхонский престол .И надо было решить, кому остаться , а кому переселиться ю Стали ворожить. У кого за ночь вырастет цветок , тот и останется . У Гэгэна вырос цветок .Жамсаран взял цветок и поставил перед собой . Гэгэн проснулся , видит - пусто передним . Поэтому он со своими монголами и переселился на южную сторону Байкала .- Урда бэеду .Гэгэн велел своим монголам и бурятам (хори) собраться в дорогу и заснуть в своих юртах .На другое утро оказалось - все переселены на юг Байкала .Таково могущество Гэгэна .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #27 : 17 Май, 2015, 08:23:25 »
С переселением монголов исчезли отсюда книги , сагаанай шутун - " белая вера " т.е. буддизм .  На той   стороне  Байкала остались    покойные монголы да живые буряты .Покойные монголы  стали выходить из - под земли и всячески вредить бурятам .Тогда начали приносить им жертву . Культ возник не очень давно -лет 60-70 тому назад .Теперь на каждой горе , мысе ,бугре - монголы . С каждым годом шаманы открывают все новых и новых монголов .От монголов остались памятники на вершинах гор и на мысах - каменные строения , круги с отверстиями посередине . Буряты думают , что сюда  монголы сажают трупы великих шаманов .Никто не смеет подойти близко . На все мои просьбы показать такое место , все в ужасе отказывались .   Гэгэн   - самый великий из живых бурханов на земле .К нему относятся с благоговением и страхом .Он восседает на" Орхото уула , Мунгуту хада " лицом на север , на прежнюю родину . Видит все , что делают буряты .  ---     Путевые дневники 1903 - 1907 гг . Цыбен Жамцарано --- .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #28 : 18 Май, 2015, 19:50:19 »
Урга ( Улан Батор ) .Приехали  в Ургу 14 июля предстовлялся консулу В Ф Люба , делал снимки с борцов и лам . 15 июля поклонялись Гэгэну , уплатив по 2 р . с человека . Всех богомольцев было до 200 .Тут были монголы южные  , в костюмах китайского покроя , были восточные , говорившие по - маньчжурски были из Бурятии, быди западные .Впереди всех поставили монгола , уплатившего 50 рублей ( по таксе он имеет право получить благославление ударом руки  , а мы -двухрублевки - колотушечкой )  Распоряжались нами ламы ,гэгэнские люди , с пестрыми полосатыми кисетами на боку . С публикой обращались варварски грубо : ругали и кричали и били . Появился Гэгэн из своего дворца и началось благославение .Как только кто подходил к Гэгэну и наклонял голову , по его голове ударяла колотушка .И в то же время вас подхватывали двое крепких лам и с силой выталкивали прочь , крича : " Яб , яб -вон , вон ."Многие держали в руках ленточки (заньяа   - обряд в честь духа заяна ) чтоб в них вошла святость .Так кончилось наше поклонение Гэгэну .

Оффлайн НинаИвановна

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля
Re: Шаманы и шаманизм
« Ответ #29 : 23 Май, 2015, 09:12:04 »
1905 год  20 мая Еду в местечко Ульба , навестить больного ролственника , сличить одну рукопись и записать кое -что .Лечили его лучшие ламы .Врачей не было поблизости .На вторые сутки удалось повидать врача , тот посоветовал немедленно " животное лечение " , т.е. обернуть теплой шкурой , содранной с животного .Обернули , больной ожил .Оказалось , что они обратились осенью к шаману .Тот приехал и совершил несколько служений и жертвоприношений .сказал , что вредительствует какой - то дух ключа или колодца .Между прочим, совершил " золиг " , т. е . обмен . Вместо больного представил злому духу  чучело , одев в самую лучшую одежду больного , и посадил чучело на лучшего коня . Все это шаман взял себе .Такой " золиг " делают и ламы - гурумчины . Разница лишь в том , что ламы действуют именем Будды , тантр , именем правды и истин учения  , бьют в цимбалы и барабаны , звенят колокольчиком и т. д. .А шаман , в данном случае по имени Тухуроон , действует именем тэнгриев , могущественных добрых духов вод , именем  своих предков или учителей по шаманству , бьет в бубен конной тростью и просит , а  не угрожает , не раздражает .