В "Гостевой книге" проводятся голосования.Приглашаются Модераторы форума и Авторы статей ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ НА ФОРУМЕ 21.05.2020ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА ПО ИВ
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Клировая ведомость 1831 года (ГАИО фонд 50, опись ОЦ т.2)Ведомость о церкви Троицкой Иркутского уезда Кудинской Слободы за 1831 год. Просвирня бывшего при сем причте умершего священника Константина Стукова жена, вдова Анастасия Афанасьевна (55 лет), живёт в оставшемся своём после мужа доме, определена 1828-го года и получает от церкви 30 рублей в год.Дети её: Елизавета (29лет); Марья (23 лет), читать умеет.
Стуков, Константин Константинович, протоиерей-миссионер и писатель по сибирской этнографии, родился в 1809 г., умер 20 декабря 1883 г. в селе Оеке, Иркутской губ. Образование С. получил в Иркутской духовной семинарии, по окончании курса которой (1830 г.) был назначен учителем в иркутском приходском училище; в 1831 г он был рукоположен во священники к Воскресенской церкви в Иркутске, а в 1832 г. определен смотрителем Нерчинского духовного училища и учителем в нем древних языков. Преподаванием этих предметов С. занимался с исключительным успехом, за что неоднократно получал благодарности от архиерея и даже от местной консистории, с которой вообще не ладил, главным образом из-за того, что он с церковной кафедры часто изобличал, иногда в весьма резкой форме, ненормальные условия жизни, созданные безумной погоней наезжих в Нерчинск промышленников и местных жителей за легкой наживой, погоней за золотом, находимым в окрестных россыпях и рудниках. В 1836 г. С. был назначен настоятелем собора, первоприсутствующим членом нерчинского духовного правления и удостоен сана протоиерея. К нерчинскому же периоду жизни С. относится его знакомство с некоторыми из сосланных туда декабристов; частые беседы с ними оказали значительное влияние на образ его мыслей; при их же помощи он основательно изучил польский, французский и немецкий языки. После кратковременного священства при иркутской Преображенской церкви (1841—1842 гг.), С. в 1843 г. был назначен миссионером к хоринским монголо-бурятам, среди которых работал в течение 8 лет, вплоть до 1851 г., когда был определен протоиереем в Читу. За время миссионерства он в совершенстве усвоил монгольский и бурятский языки, пристрастился к чтению монгольской литературы и основательно, по первоисточникам, изучил одну из самых распространенных религий — буддизм, что давало ему, как миссионеру, сильное оружие в прениях с ламами и в высокой степени способствовало успеху его деятельности.Протоиерейство С. в Чите продолжалось всего два года (1851—1853) и закончилось для него печально. Колонизаторская деятельность в этом молодом крае администрации, во главе которой стоял ген.-лейт. граф Запольский, атаман Забайкальских войск, велась слишком прямолинейно, почти грубо; преследуя в сущности единственную цель, разработку золотых россыпей, она совершенно не считалась с остальными обстоятельствами, менее всего с той рабочей силой, которая употреблялась для эксплуатации рудников и россыпей — с арестантами нерчинской каторги. Обращение с ними было в высшей степени жестокое; в особенности прославился этим карийский купец Разгильдяев, который по словам С., пользуясь покровительством администрации, «чтобы заполучить чин и промыть 100 пуд. золота, в одно лето закопал в могилу тысячи несчастных каторжников и тем возбудил моровую язву». Против этих жестокостей и возвысил свой голос С. Первые его протесты повели к тому, что его перестали принимать в местном обществе, засыпали всякими предписаниями, замечаниями, придирками и пр. Тогда С. во время одного из богослужений, на котором присутствовала вся местная знать, произнес резкую обличительную проповедь. Последствием ее был вызов С. в Иркутск и отстранение его от должности без всякого суда и следствия. Оставшись без всяких средств к жизни и с большой семьей на руках, С. поселился в Иркутске и с жаром отдался литературной деятельности, сотрудничая в «Иркутских Губернских Ведомостях», «Иркутских Епархиальных Ведомостях», в «Записках Сибирского отдела русского географич. общ.» и др. изданиях. В течение этого 13-летнего периода (1853—1866 гг.) исключительно литературной деятельности С. был избран в члены Императорского русского географического общества (1862 г.), в действительные члены Иркутск. губ. статистического комитета (1863 г.), удостоился получить Высочайшую благодарность за поднесенное Императору сочинение на монгольском языке, в 1865 г. за труды по «отечественному землеведению» был награжден серебряною медалью от географического общества, последним был неоднократно командирован в различные, места для собирания этнографических сведений наконец, написал ряд работ, наиболее ценными из которых являются: «Разбор сочинения (еписк. Нила); Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» («Ирк. Губ. Вед.», 1859 г., № 9—24), «О затмениях солнца и луны по понятиям северных буддистов» («Амур», 1860 г., № 7), «Несколько слов о ламайской медицине» (ib., 1861 г., № 37—38), «Заметки о музеуме, состоящем при сибирском отделе Имп. pyccк. географ. общества» (ib., 1862 г., № 34), «Возражение против статьи: О буддизме» («Ирк. Епарх. Ведом.», 1863 г., № 39), «Из поденной записки, веденной на Братской степи, что в Забайкальской области» («Сибирск. Вестн.», 1864 г., № 19), «Из дневника, веденного на Братской степи» («Ирк. Епарх. Вед.», 1866 г., № 26—28) и «Очерки монголо-бурят, кочующих в Восточной Сибири» — главный труд («Записки сибирск. отдела Имп. русск. геогр. общ.», 1865 г., кн. VIII).В 1866 г. С., «как человек, к прохождению миссионерской должности очень способный и в познании монгольского языка весьма сведущий» (из формуляра), был снова назначен миссионером, на этот раз в Тункинский край, откуда, после двухлетней работы, перевелся настоятелем Покровской церкви в Иркутске.Расстроенное здоровье С. заставило его просить о переводе в деревушку, где он мог бы отдохнуть, следствием чего в 1871 г. явилось назначение его священником в с. Оеку. В 1874 г., он вышел в заштат. Характерной чертой в деятельности С., как миссионера, является то, что проповеди христианского учения он предпосылал, так сказать, проповедь оседлости, ибо свойственный многим племенам Азии кочевой образ жизни служил неодолимым препятствием для успешности религиозной проповеди; наоборот, оседлый образ жизни, а в связи с ним и земледелие являлись благоприятными условиями для достижения той же цели. Благодаря такому образу действий, С. имел, как миссионер, значительный успех и вполне заслужил консисторское определение: «к прохождению миссионерской должности очень способный».Владим. Ларев, «Протоиерей Константин Стуков», «Иркутск. Епарх. Ведом.», 1884 г., прилож. к № 13. — Д. Д. Языков, «Писатели, умершие в 1881, 1882 и 1883 гг.», в книге «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей», прилож. к 4-му вып., СПб. , 1888 г., стр. 18—19. — «Энциклопед. слов.» Брокгауза-Ефрона, т. 31, s. v.
Решаю задачу по родственным связям моего ррапрадеда и рода священнослужителей Стуковых в Нерчинске
1795Я ученікъ Константинъ Алексеевъ Стуковъ священнической сынъ въ послѣднюю 4 ревизію написанъ былъ подъ именемъ отца своего Города Якутска Соборной Троицкой церкви отставнаго Священника Алексея Иванова Стукова а въ Симинарію вступилъ во обученіе 1785 году при которой нынѣ нахожусь (7/19). У меня отецъ объявленной Священникъ Алексей Ивановъ Стуковъ (43/умре в 788 году). У него, жена, моя мать родная Елена Дементьева дочь старинная (45/57). У нее дочь а моя сестра родная девица Елена (7/19), кои матерь и сестра находятся здѣсь въ Иркутскѣ.ученікъ школы риторики Константинъ Стуковъ
Аникина Е.В., Каширин А.А. «Перепись 1755 года священно- и церковнослужителей Нерчинского заказа Иркутской епархии».ГАЗК Ф.282 Оп.1. Д.20В 1755 году в Нерчинской соборной Воскресенской церкви служили протопоп Илия Иоаннов Кабаков (42 года, он же заказчик), священник Феодор Михайлов Стуков (41), диакон Симеон Михайлов Стуков (34), дьячок Василий Семёнов Кабаков (26) и пономарь Иван Иванов Скорняков (22). У Илии Кабакова был сын Иван (7), у Феодора Стукова – сын Василий (13) и «сродный» брат Алексей (20), у Симеона Стукова – сыновья Сила (13) и Борис (7), у Василия Кабакова – сын Пётр (1 мес.), брат Александр (17), племянники Пётр (10), Гавриил (7) и Фёдор (4) Ивановы. Умершими числились священник Иоанн Григорьев Подгорбунских и пономарь Иван Кабаков. Пономарь Василий Протопопов был взят в консисторию, а сын бывшего священника Симеона Иванова Андрей (14) был признан неспособным к служению.