Автор Тема: Евреи в Забайкалье  (Прочитано 49975 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3090
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #135 : 30 Март, 2020, 14:34:37 »
Огромное спасибо за интересные сведения.
Эта тема - не мое личное пространство, а наоборот была сделана специально для облегчения поиска потомкам забайкальских евреев, и открыта для всех.
Спасибо!
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3810
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #136 : 31 Март, 2020, 09:53:38 »
Эх, дамы, дамы... Как же, скажите, в антисемитской империи количество евреев с 1 600000 в 1825 году выросло к 1897 году до 5 200000?
Во Франции за тот же период количество евреев выросло с 50000 человек до 71000. В РИ - в 3,25 раза, во Франции - в 1,42. В Германии за тот же приблизительно период - с 500 000 до 568 000!

Читайте, Еврейскую энциклопедию, и да откроется вам!
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн Мисайлова/Чикина

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #137 : 31 Март, 2020, 13:19:24 »
Дочь Читинского купца Итти Энохова, по св. крещению Мария Гриф, согласно прошения, определением Забайкальского Епархиального Начальства, от 25-29 сентября с. г. за № 917 и 4059, исключена из православия в иудейское вероисповедание (ЗЕВ № 20 от 15 октября 1913 г.)
« Последнее редактирование: 31 Март, 2020, 14:36:28 от Мисайлова/Чикина »
Мисайловы из Кули, Сутурины и Лоскутниковы из Обора, Гремячи, Байхора, Красного Яра., Пановы из Усть-Мензы

Оффлайн Мисайлова/Чикина

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 582
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #138 : 31 Март, 2020, 13:29:36 »
Последствия такой пропаганды налицо - евреев почти не осталось в пределах бывшей Российской империи.  Все могут спать спокойно
         Речь Мефодия обратила на себя внимание тем, что  "штампы", которые он озвучил более 100 лет назад, до сих пор не уехали.
Мисайловы из Кули, Сутурины и Лоскутниковы из Обора, Гремячи, Байхора, Красного Яра., Пановы из Усть-Мензы

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7263
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #139 : 31 Март, 2020, 13:46:36 »
Эх, дамы, дамы...

Я никогда не забуду лицо моего ныне покойного мужа, когда он, выросший в семье, где употреблялось слово "жид",
узнал в 30 лет, что его отец еврей.
Мои друзья, которые общались с ним, похохатывали - "да он из наших" :)))

Мой отец никогда не позволял не только мата в семье, но и оскорблений о ком-бы то ни было ни в отношении физических недостатков или национальных признаков и считал это верхом некультурности.
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3810
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #140 : 31 Март, 2020, 14:08:42 »
Я никогда не забуду лицо моего ныне покойного мужа, когда он, выросший в семье, где употреблялось слово "жид",
узнал в 30 лет, что его отец еврей.
Мои друзья, которые общались с ним, похохатывали - "да он из наших" :)))

Мой отец никогда не позволял не только мата в семье, но и оскорблений о ком-бы то ни было ни в отношении физических недостатков или национальных признаков и считал это верхом некультурности.
Дамы - это не оскорбление
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7263
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #141 : 31 Март, 2020, 14:12:26 »
Дамы - это не оскорбление

: ))

А я не об этом, а о том, что Вы считаете Российскую империю не антисемитской.
И в Советском Союзе было, только прикрытое "покрывалом".
Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн Иван Белокрылов

  • Модератор
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3810
  • Wings
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #142 : 31 Март, 2020, 14:22:41 »
: ))

А я не об этом, а о том, что Вы считаете Российскую империю не антисемитской.
И в Советском Союзе было, только прикрытое "покрывалом".
Ну, то есть, вы считаете оскорблением мой отказ признавать Российскую империю антисемитским государством? :)
Я на старом форуме изрядно фактов приводил и доводов, почему это не так. Повторяться не стану.
Антисемитизм на государственном уровне - это средневековая Испания, когда практически ни одного еврея не осталось. Или упомянутые выше Франция с Германией, где давление на евреев экономическое, моральное., да и физическое, было таковым, что они плодится и размножаться не могли :)
Белокрылов Иван Александрович (Акатуй - Москва)
Белокрыловы, Березины, Слепковы, Рукосуевы, Зубовы, Глотовы

Оффлайн СветланаФ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 7263
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #143 : 31 Март, 2020, 14:40:48 »
Вообще-то я про оскорбления писала о семье моего мужа, где употреблялось слово "жид", а не о Вас.


Казаки Зябликовы, казаки Ульзутуевы, казаки Горячкины, казаки Колмогорцевы, казаки Измайловы, Георгиевские, Дутовы, Шигановы - Забайкальские. Каргаполовы, Коковины, Собины, Достоваловы, Гладких - Алтайские.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #144 : 01 Апрель, 2020, 17:26:45 »
Я на старом форуме изрядно фактов приводил и доводов, почему это не так.
Я могу тут десятки страницы заполнить перечислением антисемитских законов в Российской империи.  Антисемитские цитаты из речей и статей видных деятелей империи. Судебные процессы по наветам об употреблении евреями христианской крови. Погромы, расследование которых всегда показывало, что власть не препятствовала, а поощряла. А на самом верху видели пользу в  погромах в том, что они выдавят евреев за пределы Российской империи. 
Да и из родословной могу привести кучу примеров применения антисемитских законов. Во всех архивах, включая и забайкальские, хранятся разъяснения властей против евреев. Высылка, отъем бизнесов, запрет на передвижения за пределы уезда, запрет на учебу, отказы в открытии синагог и молельных домов и тд, и тп. 

И в РИ, и в Европе государственный антисемитизм в конце концов привел в движение механизмы национального самосознания евреев. Но это - следующая глава в истории.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #145 : 04 Август, 2020, 10:56:20 »
НЕРЧИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
 —
Александр Литвинцев

 РИМОНИМ
Современный человек, рассматривая эти две красивые старинные вещи, вряд ли может сразу ответить на вопрос: «Что это такое?». По внешнему виду чувствуется, что эти предметы имеют серьезное культовое значение.
Они представляют собой металлические ажурные трёхярусные наконечники, изготовленные из серебра и меди, высотой 32 см, полые внутри, стоящие на цилиндрическом конусе, на вершине которого, находится корона с сидящим на ней орлом с расправленными крыльями. На нижнем и верхнем ярусах имеются по четыре петли, на которых крепились ныне утраченные колокольчики. Корону украшают изображения четырех роз с листьями. На средней, вогнутой  части  -  четыре пятилепестковых цветка граната с листьями в овальных обрамлениях. На верхних и нижних  ярусах - листья. Как видим, украшения  выполнены с большой смысловой нагрузкой.
На гладкой поверхности цилиндрического основания   наконечника имеются  клейма «GALW»  и «J. SZEKMAN» (фирма и автор-изготовитель), а также по две строчки надписей на иврите. Нам удалось выяснить, что данная фирма существовала в Варшаве в 1886 – 1939 гг. и изготавливала  металлические изделия, столовые приборы, посуду.
Результаты поисковой работы также позволили установить назначение данных предметов. Это  римоним  – навершие, украшающее катушки  свитка Сефер (Святой) Торы  – главной святыни любой еврейской общины. Сначала их делали в виде плодов граната (отсюда и название: римоним в переводе на русский означает гранат), а в Ираке и Иране — в виде яблока (тапухим), а потом — в любой форме. Обычно римоним изготавливаются из серебра и зачастую снабжаются колокольчиками, которые напоминают об одежде первосвященника (ведь Сефер Тора наследует святости Храма), а также призывают всех молящихся обратить внимание на вынос свитка и почтить его молчанием и вставанием. Римоним чередуются с кетер Тора — «короной Торы». Римоним надевают на свиток по субботам, а кетер — в праздники.
Перевести  гравировку  с одного из римоним в 2014 году помогла гостья нашего музея из Москвы Наталья Конрадова. Надпись гласит: «Нерчинск  5659». Эти цифры означают год от сотворения Мира. В переводе с еврейского летоисчисления это 1898 год, в котором, по всей видимости, и были изготовлены данные римоним. На втором гравировка была почти не заметна и только после тщательной очистки металл «выдал» слова, непохожие на первые. Благодаря помощи нашей землячки Людмилы Цейтлер (Черняк) и её коллеги Керен, проживающих в Израиле, данные строчки также удалось расшифровать: «Мирям Ривка дочь Цви Ирш Ширман».
Можно предположить, что это имя дарительницы римоним Нерчинской еврейской молельне, которая на рубеже XIX – XX вв. располагалась по ул. Большой. К слову скажем, что, несмотря на все невзгоды, здание молельни сохранилось, сейчас это жилой дом по ул. Советской, 6.
Возможно, Мирям Ривка имела какое-то отношение к трём женщинам с фамилией Ширман, проживавшим более 100 лет назад в Нерчинске. Судя по однодневной переписи 1889 года, одним из домов по ул. Старой (ныне Орджоникидзе) владела купчиха Мери Ширман, а одним из домов по улице Большой (Советской) – Мар. Гр. Ширман. Имена Мери, Мар. и Мирям созвучны, но пока нет доказательных оснований утверждать, что кто-то из них и была той самой дарительницей. По данным переписи 1917 года сохранившийся и сейчас дом по ул. Советской, 22 принадлежал некой Анне Рувимовне Ширман.
Как и когда римоним попали в наш музей – неизвестно. Сама же Святая Тора из Нерчинской еврейской молельни, по информации краеведа Ирины Куренной, хранится в Чите, в фондах Краевой библиотеки им. А.С. Пушкина, и мы надеемся, что когда-нибудь эти реликвии вновь воссоединятся на одной из выставок.
Информацию подготовила Евгения Легун, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.


https://vk.com/club87245440?z=photo-87245440_457244592%2Fwall-87245440_2056
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн Сергей Серко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #146 : 26 Октябрь, 2020, 17:42:44 »
Как же, скажите, в антисемитской империи количество евреев с 1 600000 в 1825 году выросло к 1897 году до 5 200000?

И все же это интереснейший вопрос. И применительно к Забайкалью в частности. В сей историей 19-20 века вбивается мысль, что Сибирь была дикой и необжитой. И это был край каторжан и ссыльных. А с начала 20 века Сибирь и усиленно стала заселяться, начиная со Столыпина и под разными вывесками продолжалась до середины 1960х. Я могу чтото интересное показать об этом плане.
Но ОТКУДА в Сибири и Забайкалье столько евреев????
Путешествуя по Сибири, я как-то спокойно наблюдал присутствие синагог и кладбищ евреев от Тобольска и до Читы, где я побывал. Но я буквально обалдел когда мне показали старые каменные нагробья на иврите в лесу!   на погосте исчезнувшего села  Ундурга. Интрига ундурги в том, что в 8 км от судоходной ингоды, напротив Карымского, в глуши, где не было тракта находятся сейчас 2 десятка хорошо изготовленных гранитных плит с надписями на иврите и сионисткими звездами, говорящими о том что евреев в этой глуши жило до октябрьского переворота МНОГО. При том что обычно евреи жили в городах, где можно было поживиться ссудным процентом и торговлей. Как например в тех же Сретенске и Чите.

Кто-нибудь может просветить историю заселения евреями Забайкалья? Когда это произошло? и Откуда?
« Последнее редактирование: 26 Октябрь, 2020, 17:45:43 от Сергей Серко »
ЗапСибиряк, но окресности Карымского обошел на десятки км

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #147 : 27 Октябрь, 2020, 02:53:18 »
Уважаемый Сергей!
Давайте начнем с того, что вы постараетесь избегать огульных стереотипов в описании целого народа. Израильское с\х экспортирует и в Россию тоже.

В Сибирь евреи попадали:
1) как ссыльные и после каторги ,
2) как николаевские солдаты после 15 лет службы  (по реформе армии Александра II) 
3) как специалисты, в которых нуждалоссь производство 
4) имевшие медицинское  образование  (со второй половины 19 в)

Основная масса - ссыльные и их потомки. Просто еврею, даже имевшему право повсеместного жительства, въезд в Сибирь был запрещен. Можете поискать в открытом доступе законы, они все оцифрованы. Конечно, какая-то часть просачивалась нелегально, их ловили, высылали, они подавали протесты, им отвечали - все это хранится в архивах Сибири.

Ссыльные начинали сибирскую жизнь в деревне\селе, в городе ссыльный еврей не имел права жить. После окончания срока ссылки многие оставались в сельской местности, потому что уже привыкли, обзавелись хозяйством и начинать опять все с нуля в городе не хотели. Да, и формально перевестись в город не всегда можно было.
Вот так появлялись сельские еврейские кладбища.
Если у вас будет  возможность, буду очень благодарна за фотографии надгробий. Иврит я знаю и прочитать смогу.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн Шестаков

  • Главный модератор
  • Почетный участник
  • *******
  • Сообщений: 17316
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #148 : 27 Октябрь, 2020, 03:23:59 »
Не выдержал и решил показать какая красивая синагога была в славном городе Ачинске, хоть он и далеко от Забайкалья.



Сейчас это здание стоит, только без куполов-карандашей над башнями(то, что Лужков понастроил в Москве).
В мое школьное детство это был Дом Пионеров. Сейчас - городская станция скорой помощи.
Призывов вернуть здание под его историческое назначение не слышал. Или возвращать уже  некому.
Добавлю, что в краевом центре современное здание действующей синагоги намного уступает по архитектуре ачинской.
« Последнее редактирование: 27 Октябрь, 2020, 04:23:39 от Шестаков »
Шестаковы, Пешковы и Мунгаловы из Старого и Нового Цурухайтуя.
Телеграм-канал "На сопках Маньчжурии", ссылка на канал: https://t.me/nasopkahman

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3090
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #149 : 27 Октябрь, 2020, 08:02:05 »
Основная масса - ссыльные и их потомки. Просто еврею, даже имевшему право повсеместного жительства, въезд в Сибирь был запрещен. Можете поискать в открытом доступе законы, они все оцифрованы. Конечно, какая-то часть просачивалась нелегально, их ловили, высылали, они подавали протесты, им отвечали - все это хранится в архивах Сибири.
Присоединюсь к мнению mod970 и дополню: даже при том, что основная часть евреев попадала в Сибирь, как ссыльные,  значительное их количество на новом месте рук не опускало, а всей семьей, помимо личного хозяйства, занимались торговлей, разработкой приисков, строительством и вообще тем, что сейчас называется "предпринимательской деятельностью". Кроме прочих ограничений, с 1870-х  специальным нормативным актом им запрещено было селиться ближе 100 км от государственной границ. Вот буквально пару недель назад читала документы о попытке высылки семейства Бомштейн из с. Захарово. Но они были люди активные, завалили жалобами вышестоящее начальство вплоть до Военного губернатора барона Корфа и их оставили на прежнем месте жительства.
« Последнее редактирование: 27 Октябрь, 2020, 08:05:16 от Григорьева »
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино