Автор Тема: Евреи в Забайкалье  (Прочитано 49955 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #90 : 20 Май, 2017, 15:23:23 »
В диссертации Целищевой В. Н.
"Частное предпринимательство в золотодобывающей промышленности Забайкальской области во II половине XIX - начале XX вв." на 353 стр. есть список казаков-золотопромышленников из 35 человек.
И среди них значится Цоглина Хая Матвеевна. Хая Матвеевна , урожденная Торговникова, вторая жена моего прапрапрадеда Янкеля Цоглина, еврейка. И каким-то боком еще и казачкой оказалась...  :o  В списке, кстати, всего 3 женщины.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #91 : 24 Июнь, 2017, 14:53:12 »
В 19-м веке , начиная с 1860-х годов, стали печататься еврейские газеты и журналы. Часть на русском, а часть - на иврите. Одна из самых популярных газет на иврите "Ха-Мелитц" в 1870-е годы имела собственного корреспондента в Баргузине! Заметки об участии евреев Забайкалья в общих для всей диаспоры событиях появлялись там регулярно.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #92 : 13 Август, 2017, 06:20:45 »
В Чите есть Площадь Декабристов. Зелени в городе стало совсем мало, мамаши с ребятишками в колясках, пожилые люди в жару маются среди  сплошного асфальта. Много лет жители просили эту площадь реконструировать или как-то облагородить, но наши городские власти, обожающие спиливать здоровые, красивые и тенистые деревья до уродливых пней высотой 2,5м (это пафосно называется "кронирование") и поощряющие точечную застройку то отмалчивались, то пытались воткнуть туда очередной торговый центр. А площадь Декабристов при всей ее неухоженности и разбитости оставалась одним из немногих мест в городе, где РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ И ТРАВА. Наконец дело сдвинулось, начали благоустройство. При этом все горожане знали, что для подпорных стенок и плит, которыми вымощены дорожки, использовались распиленные на блоки и плиты, надгробия, стоявшие раньше на старочитинском кладбище (на некоторых даже были видны полустертные буквы). При разборке же городские легенды подтвердились (кому интересно - почитайте новости на городском портале). Все плиты были осмотрены, рассортированы (часть камней была от памятников захоронений православных, часть- от еврейских),  пронумерованы и далее уже местная епархия и синагога будут решать, что с ними делать). Фото одного из памятников. Прошу прощения за качество- перефотографировала из бумажной газеты "Вечерка", наверное качество получше, если смотреть фото непосредственно на сайте http://gazetavechorka.ru/ номер №32(377) от 9 августа с.г.

« Последнее редактирование: 13 Август, 2017, 06:26:46 от Григорьева »
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #93 : 16 Август, 2017, 20:18:38 »
Спасибо!
Мои предки похоронены на этом кладбище.

На фото не видно части имени, но ясно написано, что это надгробие женщине.
Ги...(ся?) Акунис дочь Иуды
Есть еврейская фамилия Акунис, но по снимку неясно, есть ли еще буквы в фамилии.
Надгробие 1913 года.

Задумалась - а вдруг среди осколков и Либерманы?
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #94 : 17 Август, 2017, 01:50:34 »
Само кладбище находится 3 кварталами выше. Его частично застроили жилыми домами (в одном из них и я жила) учебными корпусами ЗабГу. Лет 10 назад хотели еще один дом воткнуть, уже участок застолбили и забором обнесли, но общественность подняла такой крик, что стройку мгновенно убрали, и  быстро сделали на этом месте небольшой парк. Осколков мелких среди памятников нет - это распиленные блоки. Но из первых рук лучше информацию узнавать в местных епархии и еврейской общине и
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн Григорьева

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 3089
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #95 : 20 Август, 2017, 03:21:44 »
В продолжение темы:Загадка Еврейского кладбища
Тайны «золотых» могил и секретного склепа

Начавшаяся реставрация площади Декабристов в Чите обнажила спрятанные много лет остатки надгробных плит с безбожно разворованного еврейского кладбища, существовавшего долгое время на пятачке ул. Баргузинская-Кирова-Артиллерийские склады. Меня это взбудоражило и навело на мысли погрузиться «в дела минувших дней, преданья старины глубокой».

Кладбище откупается

В 1975 году на месте закрытого с 1920-х годов еврейского кладбища по улице Ленина, 2 по¬строили многопрофильное училище, сравняв с землёй осколки чьей-то памяти. Именно тогда пожилая еврейка, которая вызвалась сторожить стройку, прокляла всех и вся, напророчив, что «ничего-то у вас не выйдет».

Под покровом ночи трудились экскаваторы, сгребая в кучу надгробные плиты, пока ковш одного из них не своротил на сторону тяжёлый могильный камень. Рабочие обалдело смотрели на находку: золото! И, правда, золото. И много — целая жестяная банка из-под чая, набитая доверху золотыми дореволюционными рублями. Возникла ли тогда у кого-нибудь мысль, что кладбище откупается? будто говорит: оставьте нам наших мертвецов, не трожьте их покой! Но магия золотого металла сделала своё дело. Приехала специальная комиссия «оттуда» и, забрав находку, неотлучно следила за дальнейшим строительством, которое теперь уже больше напоминало раскопки. Чуть позже нашёлся и второй клад, правда, поменьше. После рыли ещё и ещё. Среди строителей пошёл слух, что золото это принадлежало отступающим из Читы отрядам атамана Семёнова…

Кладбище потихоньку растаскивали, возводя остовы стен будущего ПТУ-2. Оставшимися плитами мостили продолжение улицы Ленина, часть осталась там же, на территории ПТУ. Остальное свезли на площадь Декабристов. Для «облагораживания территории». Сегодня эти плиты вывернули вновь наизнанку уже с благой целью — засвидетельствовать запоздалое почтение к мёртвым.

Надгробие в лесу

На ловца и зверь бежит. Вот и возникла из ниоткуда неожиданная находка за Объездной трассой, выше улицы Славянской, что в Сосновом Бору. Давно уже ходили слухи, что если перейти дорогу в сторону леса, но свернуть от ягодной тропы резко вправо и идти ровно столько, чтобы уткнуться в сточный бетонный жёлоб и ступеньки, то можно увидеть странное зрелище: руины каменного здания размером с небольшую комнату и две могильные ямы, рядом с которыми старое надгробие с письменами на иврите. Стены из дикого камня. Внутри следы голубой штукатурки. Судя по растительности, здание пустует лет 50. Что касается могил, то вырыты они недавно, и могильный камень сворочен на сторону также, хотя и это спорно.

О странной находке заговорили только в 2017 году на форуме «Еврейские корни», хотя видели её, и я в том числе, уже много раз. Один из старожилов микрорайона выложил фотографии захоронений. В ходе переписки выяснилось, что когда-то рядом протекал ручей, его ещё называли Лебединым, непонятно почему. Надпись на надгробном камне расшифровали коллективными силами: «Здесь лежит Арья, сын Михаэля из семьи Радзивильер, умерший в 1922 году в возрасте 48 лет».

Что интересно, на мацеве, вертикальном плоском надгробном камне, имеется выемка для фотографии. А ведь известно, что иудейские памятники, изготовленные в соответствии с канонами, выглядят иначе, нежели христианские. Ещё в Ветхом Завете говорится о недопустимости любого изображения человеком людей — это право есть только у Бога. Традиция ставить медальоны с фотографией умершего — это уже примета начала 20 века и говорит о тесном соседстве с христианством.

Дальше. Вокруг эпитафии можно разглядеть изображение растений и крупных листьев. Эта традиция использования растительных и зооморфных мотивов, особенно в рамке вокруг эпитафии, пришла из Центральной и Восточной Европы. Цветущие растения говорят также о плодотворной деятельности усопшего на пути добра.

Много споров вызвало каменное сооружение. Но большинство сошлось на том, что это всё-таки склеп, куда могло единовременно поместиться 4-5 человек, которые пришли попрощаться с усопшими. И архитектура довольно скромна. Однако сбивает с толку факт отдаления от кладбища. Ведь раввинистические авторитеты требовали, чтобы такой участок находился в постоянном владении общины, был огорожен и отдалён от других участков минимальным расстоянием в четыре локтя.

Единственное, что приходит в голову, так это желание уберечь могилы своих родных от еврейских погромов, которые прокатились по стране в начале 1920-х. В Чите особенных волнений не наблюдалось, но еврейское кладбище официально закрыли именно в начале 20 х с формулировкой «находится в опасном соседстве от артиллерийских складов». А тот факт, что растительность внутри довольно скудная, и от могил остались лишь зияющие ямы, говорит о том, что сам склеп покинут относительно недавно, и те, кто навещали своих родных, уехали отсюда, забрав, очевидно, с собой прах своих предков.

Ольга Теплова. «Читинское обозрение» №33 от 16 августа
Верхушины, Климовы, Макаровы, Маниковские, Михайловы, Соболевы, Халецкие - Урлук; Кузьмины- Шазагай, Черницыны- Тамир; Елизовы, Орловы, Лужниковы, Зимиревы, - Жиндо; Перебоевы, Переваловы - Караул, Попилицкие-Доложино

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #96 : 27 Август, 2017, 00:28:04 »
Фотографии начала 20 века

В мои руки неожиданно попала часть архива одной из веток моих Либерман из Читы. К сожалению, владелица архива уже умерла и спросить некого. В архиве много неподписанных фотографий из Иркутска, Верхнеудинска и Сретенска. Но часть все-таки подписана. И здесь, наверно, самое правильное место написать об этих людях.

Соловейчик из Верхнеудинска.
Абрам Соловейчик - купец, бакалейная торговля, сын одного из первых верхнеудинских евреев Нахима Соловейчика.

Нахим Абрамович Соловейчик, 1907 г.р., ролился в Верхнеудинске. Во время ВОВ - техник-лейтенант, командир саперного взвода авиабазы, награжден орденом Красной звезы и медалями "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией".  Жил в Ленинграде.

На фото 1903 года семеро детишек Соловейчик - Ароша (от Абрам), Цыпа (Ципора , Цицилия), Миня (Миней), Вульф, Маруся (Мирьям, Мария), Ося (Иосиф) и ?(стерлось).
Фото 1910 г. - девочки Эсфирь и Нехама (Соловейчик?)

Шойхат из Сретенска
Яков и Мэри Шойхат, на фото 1926 г. примерно возраста 30+.
Её или его племянники - Маруся и Леонид Бланковы.






Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн лузгина

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1541
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #97 : 28 Декабрь, 2017, 11:16:00 »


В тайных музейных "закромах" нашелся снимок верной сподвижницы Нетупского по минералогическому музея Горного института - Марии Дмитревны Неудачиной (в халате, в центре).
Выяснилось, что она жила и работала во второй половине прошлого века - в Красноярске. Там же надо искать ее родственников (потомков) и, возможно, имеющиеся у них старые снимки  иркутского "окружения" Марии Дмитриевны и другие документальные свидетельства  . Может, записки какие-нибудь :o :-\?

По датировке этого снимка сведений нет, но снимок В.А.Нетупского, приведенный выше -точно датируется 1939 г. Не исключено, что и этот снимок того же времени, поскольку несколько этих снимков, похоже, "надерганы" из одного альбома.

А, этот экспонат, сросток кальцита и полиметаллической руды - до сих пор стоит у нас в музее, правда задвинули его подальше в угол.
« Последнее редактирование: 28 Декабрь, 2017, 11:27:48 от лузгина »

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #98 : 19 Январь, 2018, 20:57:29 »
Еще одна еврейская фамилия из Иркутка - АЛКУНОВИЧ. Потомки николаевского солдата.  Покинули Иркутск в 1930-е годы.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн лузгина

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1541
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #99 : 21 Январь, 2018, 15:03:57 »
Фамилия Бланковых известна в Иркутске. В основном, связанная с выпускниками геологоразведочного факультета Политеха. Многие из этих Бланковых работали в Бодайбинском районе, в "Лензолото". О них много знает Учитель М.С., доцент факультета. Не исключено, что он с ними в родстве.

Кто-то из Бланковых купил усадьбу в Большом Луге, на улице Кедровой.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #100 : 10 Июнь, 2018, 00:01:56 »
Несколько лет тому назад я узнала, что помимо моего предка - Лейвик Либерман , сосланного в 1840 г. , был еще один сосланный в те же годы Либерман - Пейсах Либерман. Позже они оба жили в Чите. Но мне и в голову не приходило, что они - родные братья. Потом у меня закрались подозрения из-за одинакового отчества, и в прошлом году подтвердила окончательно. Два брата были сосланы в Забайкалье в один год, но за совершенно разные преступления, хотя и связанные косвенно. Судя по архивным делам, братья были очень разные. Лейвик, видимо, неплохо разбирался в законах и отстаивал свои интересы с помощью аппеляций в государственные инстанции. Пейсах же ввязывался в авантюры и драки. Описания их деяний сохранились в нескольких архивах и дожили до того дня, когда кто-то их прочел, наконец. И это я )))  Только прочтя все дела о них из 4-х архивов можно понять всю их историю.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн Ёлгина Вера

  • Редколлегия
  • Почетный участник
  • *****
  • Сообщений: 4357
  • Котова Вера Николаевна
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #101 : 10 Июнь, 2018, 08:13:41 »
Только прочтя все дела о них из 4-х архивов можно понять всю их историю.

Расскажете? :)
Восточное Забайкалье: Ёлгины, Александровы,Котовы, Парфёновы, Аршинские ,Вороновы.
Украина (Полтавская губерния)сейчас Черкасская область г. Золотоноша:  Зражевские.
Елец,(Орловской губернии)сейчас Липецкая область :  Панины.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #102 : 11 Июнь, 2018, 15:28:54 »
Когда напишу законченный текст. Эти дела имеют несколько аспектов в историческом плане. Поэтому описание требует тщательности.
А Забайкалье - это следующий этап.
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #103 : 03 Август, 2018, 23:17:14 »
Изучив старые записи я поняла, что у меня есть несколько имен потомков Пейсаха Либермана. Ставлю их здесь, вдруг кто-то нагуглит...

У Пейсаха Либермана (1) были сыновья Мовше (Моисей) (1.1) и сын Хацкель (1.2). Наверняка были еще дети, но о них я пока ничего не знаю. В 1859 г. он жил в Кударе, уже закончив отбывать ссылку. Годы жизни 1804-1864.

1.1 Моисей Пейсахович Либерман родился не позже 1845 г. и не раньше 1832 г., умер примерно в 1898 г.
1.1.1.   Пейсах Мовшев Либерман, он же на русский лад - Павел Моисеевич Либерман, родился примерно в 1865. Женился в 1897 г. на женщине по имени Черна. Вероятно до женитьбе жил в Томске, так как там встречается имя Павла Либермана в связке с поездкой в Читу.
Из МК Читинской синагоги известны 3 имени их детей -
Моисей (1.1.1.1)  , умер младенцем.
Шлейма (1.1.1.2) родился в 1901 г. Если дожил до взрослых лет, наверняка именовался Соломон Павлович Либерман.
Дочь Сара Либерман (1.1.1.3), 1909 гр. 

1.2 Хацкель Пейсахович Либерман родился между 1832 г. и 1855 г.
1.2.1. В 1895 году он выдал замуж свою дочь Федосью Либерман. Имя русское, но именно так записано в еврейской МК.
« Последнее редактирование: 04 Август, 2018, 00:06:48 от mod970 »
Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.

Оффлайн mod970

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 306
    • Просмотр профиля
Re: Евреи в Забайкалье
« Ответ #104 : 05 Август, 2018, 18:02:24 »
В интернете нашла информацию по переходу забайкальских евреев в православие .
"По Забайкальской области
в 1891 году Православие приняли 8 иудеев (1);
в 1893 году – 24 иудея (2);
в 1899 году – 26 иудеев (3);
в 1913 году – 22 иудея (4).

ГАЗК. Ф.8. Оп.1. Д.3. Л.39.
2 Там же. Л.39 об.
3 Очерки истории Забайкальского края…С.130.
4 Там же
."
http://orthodox.education/wp-content/uploads/2015/07/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%9D%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0-2012.pdf

Евреи в Забайкалье и Сибири.
Бутлицкий, Либерман, Торговников, Цоглин, Гаскин.
Баргузин. Чита. Харбин.