Автор Тема: История приходов на территории Оловяннинского района до революции  (Прочитано 2531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Уважаемая Светлана Геннадьевна, я с помощью Номоконова Александра Андреевича ( в Предыстории Вукол) составила краткую историю образования православных приходов до революции на территории нынешнего Оловяннинского района (до революции это территория Нерчинского и Читинского уездов) . Если это будет интересно я  опубликую этот материал на Вашей Теме: "Приходы Церквей Забайкалья начала 19 века". И еще меня интересует фото священника Корнакова Алексея Александровича первого священника Оловяннинской Сергиево - Елизаветинской железнодорожной церкви, освященной в январе 1902г. Буду благодарна за Ваш ответ. С уважением Л.С.Юровникова
« Последнее редактирование: 01 Март, 2024, 14:32:54 от Шестаков »

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Благодарю за ответ. Начинаю сообщение о приходах нынешнего Оловяннинского района , построенных до революции 1917г.
Первая деревянная церковь "Во имя Знамения Пресвятой богородицы" была построена и освящена 9 апреля 1787 года в районе сел Шивия и Турга, которые впоследствии слились в одно село Турга. Ее освятил епископ Нерчинский Михаил. Называлась она Шивиинския Знаменская.  Она 4 раза горела и заново отстраивалась. Ее первым священником был Козьма Писарев. Об этом сообщает "Памятная книжка Забайкальской области" за 1897г. и ГАЗК, ф.282,о.1, д.48, лист 562. Вторая церковь Улятуйская "Во имя Казанской Божьей матери". "Иркутские епархиальные ведомости" №2 за 1864г. сообщают, что прихожанам Улятуя разрешено устроить молитвенный дом в уступленном батальонном начальством здании. В этих же ведомостях мы узнаем, что строителем церкви был казак Андрей Сенотрусов. В "Памятной книжке Забайкальской области" за 1897г. указана дата постройки Улятуйской деревянной церкви с колокольней 1864г. Первый ее священник Василий Яковлевич Писарев. Продолжу в другой раз
« Последнее редактирование: 01 Март, 2024, 14:33:17 от Шестаков »

Оффлайн Новая слобода

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 249
  • Екатерина
    • Просмотр профиля
Re: Re: Приходы церквей Забайкалья начала XIX века
« Ответ #2 : 14 Февраль, 2024, 06:10:08 »
Ее освятил епископ Нерчинский Михаил.
Извините, но здесь несколько ошибок.

Епископ Иркутский и Нерчинский Михаил давал благословение на освящение нового храма, а освящал его нерчинский протоиерей и заказчик (благочинный священник) Павел Федоров Гробов. Дата 9 апреля 1787 года -- это дата на грамоте епископа, которой он благословлял освящение храма. Собственно освящение состоялось позже 9 апреля.

См. источник: Иркутские епархиальные ведомости. -- 1886. -- № 45 (8 ноября).
Мои интересы, исследования и контакты: сайт Новая слобода, ТГ-канал Архивное наследие Забайкалья

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Спасибо за уточнение. Я и писала с той целью.чтобы меня поправили и дополнили. Продолжаю эту тему.
В селе Оловянный рудник ( в настоящее время с. Ононск) в 1866г. открылся миссионерский Петропавловский стан. Об этом сообщила "Памятная книжка Забайкальской области" за 1897г. В 1906 году проходил в Чите съезд священников  миссионерских церквей и там названа дата постройки миссионерской деревянной церкви в Оловянной руднике 1901г. Священник Георгий Писарев, псаломщик Федор Шастин. "Забайкальские Епархиальные ведомости" за 1909г. сообщают, что к ней приписана Хара - Быркинская Михайло - Архангельская церковь. Они относятся к 24 благочинному округу. В январе 1915г Петропавловская церковь  сгорела из - за жарко натопленной печи и сильного ветра, что дул в сторону реки Онон. Храм не был застрахован. (ЗЕВ 1915г.,№1/2, стр. 64). Приход несмотря на пожар работал. Священник Писарев Георгий был переведен в Александро - Заводскую Николаевскую церковь резолюцией Его Преосвященства Мелентия от 24.05.1916г. за №1753 (ЗЕВ, 1916г.,№9,стр 406).
« Последнее редактирование: 01 Март, 2024, 14:33:46 от Шестаков »

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
К Улятуйской церкви Казанской Божьей матери была приписана Шаранайская Николаевская деревянная церковь постройки 1885г. в районе Верхнего Шараная. В районе Нижнего Шараная стоит небольшая деревянная часовня. На карте Секретной Нерчинской экспедиции 1753г. она отмечена крестом, в настоящее время она восстановлена и называется приходом "Во имя Николая Угодника".Села Нижний Шаранай в настоящее время не существует, но до сих пор на его территории живет одна семья Виктора Вячеславовича Андросюк. Они держат хозяйство и пасеку. К Шивиинской Знаменской церкви были приписаны Соктуевская Ильинская деревянная церковь постройки 1875 г. и Долгокыченская Вознесенская деревянная церковь постройки 1888г.
В ЗЕВ №17 за 1900г. сообщается, что в новостроящуюся Шундуинскую Николаевскую церковь инородцами: Константином Ивановым Пакуловым, Ефимием Филиновым Барановым, Дмитрием Никодимовым Кабаковым, Алесеем Константиновым Пакуловым пожертвованы металлические под золото хоругви ценой 170 руб., за что им объявлена благодарность.Следовательно, дата постройки Шундуинской Николаевской церкви 1900г.
« Последнее редактирование: 01 Март, 2024, 14:34:24 от Шестаков »

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Светлана Геннадьевна и Михаил Викторович . благодарю за письма. Тему изменила. Моя цель - получить доброжелательную критику, дополнить, поправить меня с тем, чтобы  этот материал пошел учителям истории в Оловяннинские школы и в Оловяннинский музей. С уважением Л.С.Юровникова
« Последнее редактирование: 01 Март, 2024, 13:19:50 от Юровникова Лидия Сергеевн »

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Тему изменила, продолжаю сообщение. ЗЕВ за 1905г.№1-2 рассказали о том, что учитель ж.д. училища ст. Оловянная ( в то время ст. Онон - Китайский) Яков Борисович Нодельман (он первый заведующий и учитель математики этого училища) пожертвовал в Шундуинскую Николаевскую церковь ризы малинового манчестера, стоимостью 25 рублей, писарь Шундуинского общества Петр Иванович Баранов пожертвовал требное евангелие стоимостью 20 рублей, а все жители посадили сад в количестве 150 деревьев в ограде Шундуинской церкви, за что им всем объявлена благодарность от притча и старосты Шундуинской церкви. Священник данной церкви Апполинарий Литвинцев. Относительно этого священника в ЗЕВ за 1918г., №6,7,8. стр. 173 я прочитала следующее, что он самовольно оставил церковь и приход, за что был отстранен от занимаемой должности и на его место перемещен Виталий Стуков из Ундинской Покровской церкви.
« Последнее редактирование: 03 Март, 2024, 04:30:51 от Юровникова Лидия Сергеевн »

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
В ГАЗК, фонд 282 за 1883 г. я нашла прошение купца В. Першина из села Караксар о разрешении построить в селе миссионерскую церковь. А уже в ЗЕВ за 1903 г., №16, стр. 256 сообщается, что 25 июля 1903г. в с. Караксар состоялось редкое торжество освящения полученных от Государыни Александры Федоровны риз, сделанных из парчи по серебряному фону, набедренников  и воздухов для вновь строящегося храма. Благочинный протоиерей Симеон Стуков сказал слово перед молебствием. Присутствовало все население Караксара. На станции Онон - Китайский, образованной на построенной Кайдаловской железнодорожной ветке в 1898г., 23.01. 1902 года состоялось освещение железнодорожного Сергиево - Елизаветинского храма епископом Читинским и Нерчинским Мефодием. Священником церкви назначен Алексей Александрович Корнаков.(ЗЕВ за 1902г.,№4.) Алексей Корнаков избран духовником 25 благочинного округа. Таким образом, на территории Оловяннинского района до революции действовали 11 церквей и Нижне - Щаранайская часовня. Все церкви были закрыты советской властью в 1930-е годы.

Оффлайн А/Номоконов

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1546
  • Александр Андреевич
    • Просмотр профиля
Забайкальские Епархиальные Ведомости. Чита, 1903 г. № 15.
Текст А. Номоконов, 2024

Часть оффициальная
. . .
Иcполняющий должность псаломщика Сергие-Елисаветинской церкви железно-дорожной станции Оловянной, диакон Александр [Константинов] Литвинцев, по рукоположении 8 сего июня в сан Священника, Резолюцией ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА, от 19 мая с. г. № 1545 назначен на праздное священническое место к Шундуинской Кресто-воздвиженской церкви.
. . .
Диакон Твороговской казанской церкви Павел Николаев резолюцией ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВА от 13 июня с. г. № 1952 переведен на праздное псаломническое место к церкви Сергие-Елисаветенской, что на ж. д. станции "Оловянная".
Забайкальские Епархиальные Ведомости №15 1903 г. Стр.81-82.
Источник  Яндекс Поиск по архивам

Александр Константинович Литвинцев. (Книга Памяти. Том 4):
Родился в 1880 г., в г. Сретенск Нерчинского уезда Забайкальской обл., русский, житель г. Нерчинск Нерчинского р-на ВСК. Настоятель Нерчинского собора. Арестован 25 декабря 1930 г. Приговорен 17 ноября 1931 г. Тройкой ПП ОГПУ по ВСК по ст. 58-2 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Реаб. 31 марта 1989 г. прокуратурой Читинской обл. Жена [Вера Александровна] 48 лет, дети: Александр 26, Константин 25, Иннокентий 23, Антонида 20, Василий 19, Нина 17, Мария 15, Борис12 лет.
[Второй раз был арестован в 1937 г. Приговорен к Высшей мере наказания. Расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20 декабря 1937 г. Реабилитирован  в 1958 году].
https://zabarchives.ru/memory

« Последнее редактирование: 29 Март, 2024, 15:58:30 от А/Номоконов »
Забайкальские казаки: Номоконовы, Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Ериловы, Кузнецовы, Размахнины, Ульзутуевы, Черных (Дурулгуй: Старый и Новый)

Оффлайн А/Номоконов

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1546
  • Александр Андреевич
    • Просмотр профиля
Алексей Александрович Корнаков

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918. 1911, выпуск № 19/20, стр.118.
1 января 1911 — 31 декабря 1911

Текст А. Номоконов, 2024
. . .
Государь Император по все подданнейшему докладу Синодальнаго Обер-Прокурора, согласно определению Святейшаго Синода, в 6-й день сего мая, Всемилостивейше соизволил удостоить награждения духовных лиц нижеследующими знаками отличия:

А) За службу по епархиальному ведомству:
                                По епархиям:
   ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ: в) орденом Св. Анны З-й степени:
– Хилокской Николо-Александринской железно-дорожной церкви священник Симеон Телятьев;
– Петровско-Заводской Петропавловской церкви священник Димитрий Солдатов;
Оловянинской Сергие-Елизаветинской железно-дорожной церкви протоиерей Алексий Корнаков.

Источник  Яндекс  Поиск по архивам

Забайкальские казаки: Номоконовы, Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Ериловы, Кузнецовы, Размахнины, Ульзутуевы, Черных (Дурулгуй: Старый и Новый)

Оффлайн А/Номоконов

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1546
  • Александр Андреевич
    • Просмотр профиля
На станции Онон - Китайский, образованной на построенной Кайдаловской железнодорожной ветке в 1898г., 23.01. 1902 года состоялось освещение железнодорожного Сергиево - Елизаветинского храма епископом Читинским и Нерчинским Мефодием.

Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1900–1919 /1908 / № 18, стр. 77.
1 января 1908 — 31 декабря 1908

Текст А. Номоконов, 2024

Распоряжения Епархиальнаго Начальства.
. . .
Диакон Верхнеудинскаго Одигидриевскаго собора Василий Корнаков, резолюцией Епископа от 18 сентября c. г. за № 2977, перемещен на псаломщическое место к Оловянинской железно-дорожной церкви.
Псаломщик Оловянинской желзно-дорожной церкви Василий Литвинцев, резолюцией Епископа перемещен к Верхнеудинской железно-дорожной церкви на таковую же должность.
Источник  Яндекс  Поиск по архивам

Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1909 – 1919 / 1916 / № 5, стр. 128.
1 января 1916 — 31 декабря 1916

Оффициальная хроника
. . .
В должности церковного старосты утверждены:
. . .
Крестьянин Василий Ефремов Ичалов, при Оловянинской Сергие-Елизаветинской железно-дорожной церкви.
Источник  Яндекс  Поиск по архивам
Забайкальские казаки: Номоконовы, Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Ериловы, Кузнецовы, Размахнины, Ульзутуевы, Черных (Дурулгуй: Старый и Новый)

Оффлайн А/Номоконов

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1546
  • Александр Андреевич
    • Просмотр профиля
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде: еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918, 1904, выпуск № 18/19, стр.205 – 206.
1 января 1904 — 31 декабря 1904

Текст  А. Номоконов, 2024

Определения Святейшаго Синода.
. . .
1. От 14 февраля 1904 г. за № 1927, о награждении лиц духовнаго звания за заслуги по духовному ведомству.
Список лиц духовнаго звания кои, Святейшим Синодом удостоены награждения за выслугу лет ко дню Рождения Его Императорскаго Величества.
                             По епархиям:
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ: а) саном ПротоиереяСергие-Елисаветинской церкви на железнодорожной станции "Оловянная"
Священник
Алексий Корнаков;

б) наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым
Селенгинской Иннокентьевской церкви Священник Порфирий Малков;
Торгинской Знаменской церкви Нерчинского уезда Священник Николай Затопляев;
Иргенской Знаменской миссионерской церкви Верхнеудинскаго уезда Иеромонах Серафим;

в) камилавкою – Кабанской Христорождественской церкви Верхнеудинскаго уезда Священник Георгий Георгиевский;
Николо-Александринской церкви на железно-дорожной станции "Хилок" того же уезда Священник Симеон Телятьев;
Улятуевской Михаило Архангельской церкви Читинскаго узда Священник Глеб Еремин;
Мысовской Николаевской церкви Селенгинскаго уезда Священник Гавриил Ланский;
Зерентуевской Николаевской тюремной церкви Нерчинско Заводскаго уезда Священник Иоан Сизой;
Кукинской Свято Духовской церкви Читинскаго уезда Священник Григорий Тяжелов.
Источник  Яндекс  Поиск по архивам
« Последнее редактирование: 01 Апрель, 2024, 15:36:31 от А/Номоконов »
Забайкальские казаки: Номоконовы, Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Ериловы, Кузнецовы, Размахнины, Ульзутуевы, Черных (Дурулгуй: Старый и Новый)

Оффлайн Юровникова Лидия СергеевнАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
Спасибо Александр Андреевич за дополнения, многое мне известно, но у Вас есть интересные данные по священникам. Священник Шундуинской  Николаевской церкви Александр Константинович Литвинцев брат Дарьи Константиновны Нодельман, жены первого заведующего Оловяннинского железнодорожного училища Якова Борисовича Нодельмана.

Оффлайн А/Номоконов

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1546
  • Александр Андреевич
    • Просмотр профиля
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская железнодорожная церковь



Церковь во Имя Святого преподобного Сергия Радонежского и во Имя Святой праведной Елизаветы. 1904 год.
Фотография из книги Н.А. Магазинера. Железнодорожные Храмы Транссибирской магистрали конец XIX –  начало XX в.


ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Забайкальская железная дорога создавалась как один из участков Великого Сибирского пути. Начальником работ по строительству дороги в мае 1895 г. был назначен инженер путей сообщения Александр Николаевич Пушечников, а его помощником – инженер путей сообщения Григорий Васильевич Адрианов.
Соединительная ветвь к Китайской железной дороге берет своё начало от Китайского разъезда близь станции Кайдалово Забайкальской железной дороги (Кайдаловская ветка).
В феврале 1898 г. было утверждено направление трассы, а 17 сентября 1898 г. начались работы по сооружению дороги.
По вопросу устройства церквей на Кайдаловской ветке А.Н. Куломзин передал А.Н. Пушечникову свои рекомендации «…На станции Онон – церковь во Имя Святых Сергия и Елизаветы, на станции Борзя – святителя Николая Чудотворца и царицы Александры, на станции Ундурга – святых Константина, Елизаветы, Сергия».
14 декабря 1898 г. Г.В. Адрианов направил А.Н. Куломзину на утверждение проекты деревянных храмов. Для постройки дома для причта и школ он предложил воспользоваться проектом, разработанным для станции Чита. Площадь такого дома составляла 68 кв. саженей, из их на долю помещений для церковных служащих приходилось 28, 6 кв. саженей.
В 1899 г. состоялась закладка храмов на всех трёх станциях в радиусе 15 – 75 саженей от пассажирских зданий.
Финансирование строительства осуществлялось из фонда Александра III и капитал, завещанный Е.И. Бенардаки.
С октября 1901 г. название Ундурга заменили на Адриановку, Онон-Китайский на Оловянную. Необходимо отметить, что именно Г.В. Адрианов возглавил строительство церквей и школ на станциях Адриановка, Оловянная и Борзя.
Из отчета Григория Васильевича Адрианова следует, что на ст. Оловянная Забайкальской железной дороги сооружение храма обошлось в 14, 249 руб., включая стоимость строительства здания, расходы по обшивке стен и окраски, приобретению иконостаса, икон, колоколов, крестов и церковной утвари Деревянное здание храма занимало 21,5 кв. саженей. Одновременно были произведены необходимые работы в доме, который безвозмездно передали под помещение новой железнодорожной школы и квартиры для церковного причта. Значительные размеры здания позволили устроить в нем русскую школу почти 80 учеников.
Для нового Сергие-Елизаветинского храма иконостасы изготовил петербургский мастер Дудаков. Они были выполнены из сосны и фанерованы дубом. Стоимость иконостаса составляла 600 руб. Иконы и иконостасы были написаны художником Верхотуровым с работ кисти Репина, находящихся в Иркутском соборе. Колокола отлил петербургский мастер Лавров. Каждый звон весил около 25 пудов и состоял из 4 колоколов. Стоимость всех трех звонов составляла 1348 руб. 89 коп. [РГИА. Ф.1273, оп.1, д.458].
Н.А. Магазинер. Железнодорожные Храмы Транссибирской магистрали конец XIX –  начало XX в. Санкт-Петербург, 2016. с-217. Стр. 1–93.



Сергие-Елизаветинская железнодорожная церковь и церковно-приходская школа на станции Оловянная. 1904 год.
Фотография из книги Н.А. Магазинера. Железнодорожные Храмы Транссибирской магистрали конец XIX –  начало XX в.


Оловяннинская железнодорожная школа начала работать 1-го октября 1900 г. в связи с назначением Чиновника Забайкальского областного правления Якова Борисовича Нодельмана (2.01.1868 –  1961) заведующим железнодорожной школой и метеостанцией на ст. Оловянная [Онон-Китайский]. С этой же даты начинается история наблюдательного поста (метеостанции) за водами реки Онон, который открылся 2 мая 1901 года.

В 1901 г. Алексей Александрович Корнаков (1844-1920) священник Верхнеудинской Спасской церкви Селенгинского уезда. Одновременно он заведующий Феофановской и Законоучитель Шергинской церковно-приходских школ этого же уезда. В последней работает учителем его сын, псаломщик Василий Алексеевич Корнаков (1879-1937), спустя два года он будет в этой школе Законоучителем.
Памятная Книжка Забайкальской области. Чита. 1901, стр.189-190.

В ноябре 1901 г. Алексей Александрович Корнаков был переведен на место священника к новостроящейся Оловяннинской Сергие-Елизаветинской церкви.

Священник Алексей Александрович Корнаков родился 15 марта 1844 г. в с. Кудара Селенгинского уезда Забайкальской области (ныне Республика Бурятия) в семье священника. Русский. Он выходец старинного рода священнослужителей Корнаковых.

Род Корнаковых известен с даты первого упоминания в 1727 году, в этом году его пра4деда Алексея Петрова Корнокова (1691 г.р. был жив -1743), дьячка Сретенской церкви Енисейского уезда, перевели дьячком в Иркутский Знаменский девичий монастырь.  [ИЕВ.1863. №36, стр.573].

 О священнике Алексее Александровиче Корнакове есть данные из его послужного списка.

Клировая ведомость Оекской Успенской церкви за 1866 год
…Иннокентий Виноградов по прошению переведен к Иркутской Преображенской Церкви на место его определен к Оекской Успенской Церкви Священник Алексей Корнаков.

О причте означенной церкви
Священник Алексей Александрович Корнаков. Священнический сын, 22 лет. По окончании курса Иркутской Духовной Семинарии в 1866 года Июля 13 дня уволен в Епархиальное ведомство с Аттестатом 2-го разряда. Того же года Октября 14-го дня Высокопреосвященнейшим Архиепископом Парфением рукоположен в Диакона, а 16-го во Священника на настоящее место, с определением в состоящее в Оекской слободе народное приходское Училище Законоучителем. Грамоту имеет.
В семействе у него: Жена Екатерина Дмитриева, 18 лет. Священническая дочь. Закончила курс в Училище девиц Духовного Звания Евфимия Кузнецова.
ГАИО. Ф.50, оп.ОЦ, д.1699, лл.60/об, 72.

Новая железнодорожная церковь на станции Оловянной была заложенная в 1899 г. Строилась почти 3 года, была освящена и вступила в строй в январе 1902 г.

Епархиальная хроника
Возвращение Его Преосвященства в Читу. 26 января текущего года [1902] Его Преосвященство Преосвященнейший Епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий прибыл с утренним поездом обратно в Читу из своей поездки по освящению церквей на железнодорожных станциях Адриановка, Оловянный Рудник и Борзя. Во время этой поездки Его Преосвященством были освящены:
 – 22-го января на станции Адриановка. Храм во имя Святых Константина, Елизаветы, Иоанна Сергия и Марии Магдалины.
 – 23-го января. Храм на станции Оловянная. Во Имя Святых Сергия и Елизаветы, имена коих НОСЯТ: Великий Князь Сергий Александрович и Великая Княгиня Елизавета Феодоровна.
– 24-го января. Храм на станции Борзя во имя Святителя Николая Чудотворца Тезоименитого Святого Его Императорскаго Величества.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1902, №4, стр.5-6.

Священник Алексей Александрович Корнаков стал Первым Священником Оловяннинской железнодорожной Сергие-Елизаветинскй церкви. В новой церковноприходской школе он тоже станет Законоучителем. В Оловяннинской церкви он прослужит больше 18 лет, до самой своей кончины в июле 1920 г.
Его жена Екатерина Дмитриевна, в девичестве Куликалова (1848 – 1903) была из большого рода Иркутских священнослужителей Куликаловых. Она тоже стала учителем в новой железнодорожной школе.

Новые вступившие в строй церкви и в том числе Оловяннинская железнодорожная вошли в 25-й благочиннический округ, а священника Алексея Александровича Корнакова избрали духовником 25-го округа.

Епархиальная хроника
Съезд общества настоятелей железнодорожных церквей Забайкальской епархии 25 благочиннического округа 13 февраля текущего 1902 года в квартире 25 округа протоирея Петра Стукова и под его председательством состоялся съезд обшества настоятелей железнодорожных церквей 25 благочиннического округа. На этом съезде между прочим было постановлено:
. . .
7)  просить подлежащее железнодорожное начальство дать духовенству 25 благочиннического округа возможность посещать с христианскими требами и в великие праздники прихожан на полустанках и железнодорожных будках, с предоставлением ему для этой цели дрезин, лошадей, и прочее.
9)  обложить церкви – Адриановскую, Борзинскую, Оловяннинскую и Мысовскую денежным налогом от 20 до 30 руб. в пользу канцелярии благочинного 25 округа;
. . .
10)  выбрать духовником для духовенства 25 блогочиннического округа священника Алексея Корнакова.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1902, №5, стр.5.

К сожалению, фотография первого священника Оловяннинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви Алексея Александровича Корнакова пока не найдена. Так же как и его сына Василия Алексеевича.

Прихожанами новой Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви, стали все жители строящейся станции Оловянной а также жители деревнь: Кирочи, Ундино, Шундуя, Шаранай, Гирюнино, Турга, Улятуй, Усть-Иля, 2-й Чиндант, Хара-Бырка. Состав деревень в разные годы менялся.
ГАЗК. Ф.282. оп.3. Дела за 1902 – 1921 гг. (см. далее).

В 1903 г. многие церковно-приходские школы стали называть училищем.
На станции Онон-Китайский (Оловянная) появилось железнодорожное училище.
Памятная Книжка Забайкальской области. Чита. 1903, стр.37.

Первым псаломщиком в новой Оловяннинской железнодорожной церкви был Александр Константинович Литвинцев, его сменил Павел Гаврилов Николаев.
Из епархиальных ведомостей:
Иcполняющий должность псаломщика Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви на станции Оловянной, диакон Александр Литвинцев, по рукоположении 8 июня [1902] в сан Священника, Резолюцией Его Преосвященства, от 19 мая 1903 г. № 1545 назначен на праздное священническое место к Шундуинской Кресто-Воздвиженской церкви.
. . .
Диакон Твороговской Казанской церкви Павел Николаев резолюцией Его Преосвященства от 13 июня сего года № 1952 переведен на праздное псаломщическое место к церкви Сергие-Елизаветинской что на железнодорожной станции Оловянная.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1903, № 15, стр.81-82.

Александр Константинович Литвинцев (1880 – 20.12.1937) (есть фото).
Родился он в 1880 г. в г. Сретенск Нерчинского уезда Забайкальской области, в семье диакона, русский. Вышел из 4 класса Иркутской духовной семинарии. В 1901 г. назначен псаломщиком к Алеурской Николаевской церкви. В 1901 г. посвящён в сан диакона и переведён псаломщиком на станцию Оловянная.  В 1902 г. посвящен в сан священника. В 1903 г. переведён священником к Шундунской Николаевской церкви, был там Законоучителем церковноприходской школы. В 1907 г. определён к Урульгинской Покрово-Николаевской церкви, в 1911 г. к Бушулейской Троицкой церкви. И последнее место его служения - священник Нерчинского Воскресенского собора.  В 1915 г. Василий Алексеевич награждён орденом Святой Анны 2-й степени, в 1910 г. палицей. В 1923 г. награждён Наперсным крестом за пастырские труды на благо церкви. Увлекался живописью.
25 декабря 1930 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Тройкой ППУГПУ Восточносибирского края от 17 ноября 1931 г. в возрасте 51 год заключен в концлагерь сроком на 10 лет, считая с 25 декабря 1930 года.
В Орлово-Розовский пункт Сиблага о. Александр прибыл из тюрьмы г. Читы 29 октября 1932 г. Срок его истекал 25 декабря 1940 г. но ввиду зачёта рабочих дней был сокращён до 6 марта 1940 г. По данному делу реабилитирован 31 марта 1989 г. прокуратурой Читинской области.
Александр Константинович Литвинцев был вторично арестован 24 ноября 1937 г. по делу об «офицерском» заговоре в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД.
1 декабря ему был предъявлен протокол об окончании следствия и предъявлении обвинения». Расстрелян 20 декабря 1937 г. Реабилитирован в 1958 г.
Семья: жена Вера Александровна, дети: Александр, Константин, Иннокентий, Антонида, Василий, Нина, Мария, Борис.
За Христа пострадавшие. Памяти жертв гонений на Русскую Православную Церковь в Забайкалье. Чита. 2018, стр.90-91.

Определения Святейшего Синода
1. От 14 февраля 1904 г. за № 1927, о награждении лиц духовного звания за заслуги по духовному ведомству.
Список лиц духовного звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждения за выслугу лет ко дню Рождения Его Императорскаго Величества.
По епархиям: ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ: а) саном Протоиерея – Сергие-Елизаветинской церкви на железнодорожной станции "Оловянная" Священник Алексий Корнаков.
Церковные ведомости. 1904, № 18/19, стр.205.

Распоряжение епархиального начальства
1908 г. Диакон Верхнеудинскаго Одигитриевского собора Василий Корнаков, резолюцией Епископа от 18 сентября c. г. за № 2977, перемещен на псаломщическое место к Оловянинской железнодорожной церкви. Псаломщик Оловянинской железнодорожной церкви Василий Литвинцев, резолюцией Епископа перемещен к Верхнеудинской железнодорожной церкви на таковую же должность.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1908, № 18, стр.77.

За службу по епархиальному ведомству
Государь Император по все подданнейшему докладу Синодальнаго Обер-Прокурора, согласно определению Святейшего Синода, в 6-й день мая 1911 г., Всемилостивейше соизволил удостоить награждения духовных лиц нижеследующими знаками отличия.
По ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ епархии:
в) орденом Святой Анны З-й степени – Оловянинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви Протоиерей Алексий Корнаков.
Церковные ведомости. 1911, № 19/20, стр.118.

Клировая ведомость Оловяннинской железнодорожной церкви Преподобного Сергия и Праведной Елизаветы за 1911 год.
О причте означенной церкви
Протоирей Алексей Александрович Корнаков, 67-ми лет от роду. Вдов, от первого брака.
С ним проживают дети:
Александр, 35 лет. Вдов, от первого брака,
Петр, 30 лет. Женат. Состоит заведующим учителем Борзинского железнодорожного училища.
Елизавета, 28 лет. Замужем за Владимиром Михайловичем Степановым.
Любовь, 25 лет. Обучается на Высших женских естественно научных курсах в Петербурге.
Екатерина, 23 лет. Замужем за Петром Матвеевичем Хмылёвым.
Анна, 19 лет. Учитель в Читинской женской приходской школе.
Невестка Юлия Петровна, 38 лет. Вдова дьякона Дмитрия Алексеевича, имеет дочь.
Надежда, 13 лет. Учится в Читинском женском епархиальном училище (внучка Алексея Александровича, дочь Дмитрия и Юлии Корнаковых).
Василий, (возраст не указан), псаломщик. Переведён в Городищенскую Введенскую церковь. 
ГАЗК. Ф.282, оп.2, д.559, лл.12/об.-15/об.
« Последнее редактирование: 02 Июль, 2024, 06:25:03 от А/Номоконов »
Забайкальские казаки: Номоконовы, Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Ериловы, Кузнецовы, Размахнины, Ульзутуевы, Черных (Дурулгуй: Старый и Новый)

Оффлайн А/Номоконов

  • Старейшина
  • *******
  • Сообщений: 1546
  • Александр Андреевич
    • Просмотр профиля
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская железнодорожная церковь

В 1911 г. ценный подарок для Оловяннинской Серргие-Елизаветинской железнодорожной церкви сделала Княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864 – 1918).
Из епархиальных ведомостей:
ВЫСОКИЙ ДАР
Забайкальская Духовная Консистория просит Редакцию Забайкальских Епархиальных Ведомостей объявить во всеобщее сведение духовенства через напечатание в ближайшем номере Епархиальных Ведомостей, что причт Оловяннинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви имел счастье получить от ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО  ВЫСОЧЕСТВА  ВЕЛИКОЙ  КНЯГИНИ  ЕЛИЗАВЕТЫ  ФЕОДОРОВНЫ  высокий  для Оловяннинской Елизаветинской церкви дар: священническое и дьяконское облачение, св. Евангелие и  50 руб. деньгами.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1911, № 15/16, стр.432.

Перемены по службе
Корнаков Василий, священник Оловяннинской церкви, перемещен на священническое место к Городищенской церкви. (Пред. 15 нояб. 1911 г. № 4186).
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1912, № 1, стр.3.

Из епархиальных ведомостей:
Бывший учитель Оловяннинской 2-х классной железнодорожной школы Николай  Подгорбунский по рукоположении 5 марта 1912 года. Его Преосвященством в сан священника назначен на псаломщическое место к Оловяннинской железнодорожной церкви.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1912, № 13/14, стр.348.

Подгорбунский Николай Дмитриевич (05.05.1889 –26.10.1937), протоиерей.
Родился 5 мая 1889 г. в Иркутске в семье диакона. В 1910 г. окончил курс Иркутской духовной семинарии студентом 2-го разряда. После окончания семинарии назначен заведующим Мысовской одноклассной железнодорожной школы, в августе 1911 г. переведён в Адриановскую железнодорожную школу. 4 марта 1912 г. рукоположен в сан диакона и определён к Читинской архиерейской Андреевской церкви. 11 марта 1912 г. – в сан священника, назначен на должность псаломщика к Оловянинской Сергие-Елизаветинской церкви и назначен законоучителем Оловянинской двухклассной школы.
В 1914 г. перемещён на должность священника к Шивиинской Христо-Рож- дественской церкви, назначен законоучителем Шивиинского двухклассного приходского училища. Награждён набедренником. В июне 1915 г. определён к Цасучеевской Иоанно-Предтеченской церкви и назначен заведующим местной второклассной учительской школы. С 1917 г. исполнял обязанности благочинного 24 округа. 4 августа 1917 г. перемещён в Читу к Читинскому Александро-Невскому собору. В августе 1917 г. назначен священником к Читинскому Александро-Невскому собору и утверждён членом Забайкальского епархиального совета. С сентября 1917 г. – законоучитель Первой Читинской женской гимназии и Читинского реального училища. Избран членом Забайкальского епархиального совета. С 1 сентября 1922 г. – священник Читинской Богородице-Казанской церкви. За труды на благо Святой Церкви награждён саном протоиерея. Арестован 2 августа 1927 г., определён к ссылке в Западную Сибирь на 3 года. Приговорён 5 декабря 1927 г. Коллегией ОГПУ СССР по ст. 58–10 УК РСФСР к ссылке на 3 года. Резолюцией епископа Евсевия (Рождественского) находящийся в ссылке священник Николай Подгорбунский (вместе со священником Феодором Титовым) приписан к Читинскому кафедральному Михайло-Архангельскому собору. Реабилитирован по данному делу 7 декабря 1989 г. прокуратурой Читинской
области. После ссылки работал в Томске в аптекоуправлении таксировщиком склада. Вторично арестован 3 октября 1937 г. по обвинению в членстве в контрреволюционной организации «Союз спасения России». Приговорён к ВМН. Расстрелян 26 октября 1937 г.
Семья: жена Вера Алексеевна, дети: Дмитрий, Иннокентий, Зинаида, Николай.
За Христа пострадавшие. Памяти жертв гонений на Русскую Православную Церковь в Забайкалье. Чита. 2018, стр.120.

Как известно, протоиерей Алексей Александрович Корнаков был ещё священником Вагона церкви №143. В одном из документов, есть сведения, что его перевели священником Могзонской Петро-Павловской церкви. Здесь он служил недолго, видимо, сильно заболел. Из этой церкви в связи болезнью он и ушёл на пенсию.

Из епархиальных ведомостей:
Настоятель Вагона церкви № 143, протоиерей Алексей Корнаков и настоятель Могзонской Петро-Павловской железнодорожной церкви, священник Николай Мищенко, согласно обоюдного их ходатайства, резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Иоанна, Епископа Забайкальского и Нерчинского, от февраля 1913 года за № 374, перемещены один на место другого.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1913, № 3/4, стр.18.

Протоиерей Алексей Корнаков по болезни, согласно прошения, резолюцией Его Преосвященства от 8 марта сего 1913 года за № 765 уволен в заштат с исходатайствованием пенсии.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1913, № 7, стр.30

Из епархиальных ведомостей:
В 1916 г. в должности церковного старосты утвержден крестьянин Василий Ефремов Ичалов, при Оловянинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви. [Жена Василия Ефремовича работала в железнодорожной школе учителем].
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1916, № 5, стр.128.

Пятидесятилетний юбилей
16 октября сего 1916 года исполнилось пятьдесят лет служения в священном сане заштатнаго протоиерея Алексея Александровича Корнакова.
Забайкальские епархиальные ведомости. Чита. 1916, № 20, стр.717.

В одной из метрических книг церкви г. Иркутска мы нашли сведения о браке Заведующего и учителя Оловяннинского железнодорожного училища (школы).

Метрическая книга Градо-Иркутской Владимирской церкви за 1916 год.
Часть вторая бракосочетавшихся:
Запись №9. 18-го Июля. Заведующий Оловяннинской железнодорожным училищем из крестьян Пермской губернии Екатеринбургского уезда Каслинской волости Павел Васильев Свистунов, православный, первым браком, 37 лет.
Учительница Оловяннинской железнодорожного училища из крестьян Вятской губернии Яранского уезда Кукарской волости, девица Валентина Киприянова Перминова, православная, первым браком, 26 лет.
ГАИО. Ф.50, оп.12, д.23, л.66

Летом 1917 г. местные власти приняли решение о строительстве новой церкви и школы. В ответ на обращение Управления железных дорог выделило безвозмездно Оловяннинскому просветительскому обществу под постройку церкви участок земли в 2000 кв. саженей и 4125 кв. саженей для постройки школы.
РГИА. Ф.273, оп.11, д.350.

Все школы с 11 декабря 1917 года по постановлению Наркома просвещения РСФСР были переданы «из Духовного ведомства в ведение Народного комиссариата просвещения». Только железнодорожная школа оставалась в подчинении Администрации Забайкальской железной дороги.
В 1918 г. была образована Оловяннинская волость Читинского уезда.

После увольнения в заштат и назначения пенсии первый священник Оловяннинской Сергие-Елизаветинской церкви протоирей Алексей Александрович Корнаков последние годы своей жизни жил на станции Оловянная. Где и скончался на 77-м году жизни 4 июля 1920 г. 
Как известно до революции 1917 г. священнослужителей всегда хоронили рядом с церковью. А в 1920 г. новые власти устанавливали свои порядки погребения священнослужителей. Но родные и близкие настояли, чтоб Алексей Александрович был погребен рядом с храмом, названным во Имя Святого Преподобного Сергия Радонежского и Святой Праведной Елизаветы. Что и было сделано. На месте захоронения было положено белое мраморное надгробие. К сожалению, до сегодняшнего дня надгробие не сохранилось.
Хотя Место где был погребен первый священник Оловяннинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви, известно многим старейшим жителям ст. Оловянной.

С даты освящения Сергие-Елизаветинской церкви жизнь священнослужителя Алексея Александровича Корнакова была связана со станцией Оловянной.  Кроме церковной службы в церкви он преподавал в церковно-приходской школе Закон Божий, был Духовником 25-го блогочинного округа и Священником Вагона церкви. За свою службу Алексей Александрович удостоился благословения Святейшего Синода, награждался: набедренником, наперсным крестом, бархатной фиолетовой скуфьей, орденом Святой Анны 3 степени и многочисленными благодарностями.

В семье священника Алексея Александровича (15.03.1844 – 04.07.1920) и его супруги Екатерины Дмитриевны (1848 – 1903) Корнаковых выросло 9 детей: Дмитрий (05.10.1871-1904), Александр (1877-1915) Пантелеймон (1875-1898) Василий (1879-1958) Пётр (1881 г.р.), Елизавета (1883 г.р.), Любовь (1885 г.р.), Екатерина (1887-1947) Анна (1892 г.р.). 

После смерти Алексея Александровича священником Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви стал его сын Василий Алексеевич Корнаков.
Корнаков Василий Алексеевич (1879–1958). Родился 18 января 1879 г. в с. Шергино Селенгинского уезда Забайкальской области (ныне Республика Бурятия). Сын священника. В 1896 г. окончил Иркутское духовное училище. В 1897 г. переведен псаломщиком к Шергинской Богородице-Казанской церкви, назначен учителем Шергинской церковноприходской школы.
26 августа 1902 года женился на Кокоулиной Марии Георгиевне (ок.1880 – 1946).
В 1904 г. рукоположен в сан диакона. В 1907 г. закончил 5 и 6 классы Иркутской духовной семинарии. Вынужден был оставить учёбу в связи с тяжёлым материальным положением семьи. В 1907 г. определён на место диакона к Верхнеудинскому Одигитриевскому собору. С 1907 по 1908 гг. – Законоучитель в Верхнеудинской 2-х классной церковноприходской школе. В 1910 г. рукоположен в сан священника и определён на вакансию псаломщика в помощь к отцу к Оловянинской железнодорожной церкви. Назначен законоучителем Оловянинской двухклассной железнодорожной школы. В 1911 г. перемещён к Городищенской Введенской церкви, назначен Законоучителем местной двухклассной церковноприходской школы. Награждён набедренником.
В 1912 г. переведён к Туркинской (Горячинской) Богородице-Казанской церкви, назначен Законоучителем двухклассной церковноприходской школы. В 1915 г. за усердную службу и примерное поведение награждён скуфьёй.
12 сентября 1917 г. по прошению и желанию прихожан избран к Оловянинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви.
Благочинный 25 округа Афанасий Стуков писал: «За трехлетнее служение в церкви зарекомендовал себя как даровитый проповедник и как пастырь, отзывчивый к нуждам своих прихожан». В 1919 г. награждён камилавкой.
В Забайкальских епархиальных ведомостях иногда размещал свои стихотворения.
С 1920 г. по 1925 г. был четыре раза арестован властями.
В 1924 г. награждён Наперсным крестом от Патриарха Тихона.
В 1926 г. – священник Сергиево-Елизаветинской церкви на ст. Оловянная.
В 1929 г. награждён саном протоиерея. Благочинный Борзинско-Оловянинского благочиния. В начале 1930-х годов был арестован, долго сидел в тюрьме, потом был сослан в Казахстан (город Кустанай). Через 10 лет, во время Великой Отечественной войны, когда И. В. Сталиным был подписан приказ об освобождении священнослужителей из мест заключения, о. Василий вышел на свободу и вернулся в г. Улан-Удэ. 4 мая 1945 г. в городе был открыт православный приход Вознесенской церкви. В этом храме протоиерей Василий Корнаков служил клириком до 1958 г. В ноябре 1944 г. о. Василий перенёс паралич, но службу не оставил. В 1946 г. овдовел, жил один на попечении прихожанина. [У Василия Алексеевича детей не было]. Скончался он в 1958-м на 80 году жизни. Похоронен на городском кладбище.
За Христа пострадавшие. Памяти жертв гонений на Русскую Православную Церковь в Забайкалье. Чита. 2018, стр. 87.

23 января 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». По этому Декрету все религиозные общества лишались прав юридического лица. Имущество, которое находилось в ведении ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ, согласно Декрету, переходило в непосредственное заведывание местных Советов рабочих и крестьянских депутатов.
В годы коллективизации Оловяннинская Сергие-Елизаветинская железнодорожная церковь сгорела вместе с железнодорожной школой. На фундаменте сгоревшей церкви к 18 июля 1931 г была построена новая начальная школа №58.     
Сегодня в этом здании бывшей школы располагается районный Оловяннинский историко-краеведческий музей Имени Якова Кузьмича Золотухина.


Здание музея сегодня. Фото из Интернета.

Метрические книги Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви в Государственном Архиве Забайкальского Края.

       ГАЗК. Ф.282, оп.2, д.559, лл.12/об.-15/об.
Клировая ведомость Оловяннинской железнодорожной церкви Преподобного Сергия и Праведной Елизаветы за 1911 год.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.686.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 47 л. 1902 г. 
Оловянная Кирочи Ундино Усть-Иля.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.693.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 67 л.  1904 г.
Оловянная Кирочи  Ундино  Шундуя  Шаранай.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.1668.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 103 л.  1906 г.
Оловянная Верхний Шаранай Гирюнино Турга Улятуй  Усть-Иля Унидино Шундуя.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.1672.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 85 л.  1907 г.   
Оловянная Улятуй Усть-Иля Ундино  Хара-Бырка  Чиндант  Шундуя.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.1679.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 103 л.  1909 г. 
Оловянная Ундино  Шундуя.   
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.1683.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 107 л.  1910 г.
Оловянная Второй Чиндант Кирочи Ундино Шундуя
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.2609.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 101 л. 1911 г.         
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.2619.
Метрические книги. Забайкальская Духовная Консистория.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 115 л.  1914 г.         
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.2625.
Метрические книги. Забайкальской Духовной Консистории.
Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 135 л.  1916 г.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.2631.
Книги ЗАГС. Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 35л. 1918 г.
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.2632.
Книги ЗАГС. Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 44 л.  1919 г.   
       ГАЗК. Ф.282, оп.3, д.3272.
Книги ЗАГС. Оловяннинская Сергие-Елизаветинская ж/д церковь. 37 л.  1921 г.   


Исторический обзор по Оловяннинской Сергие-Елизаветинской железнодорожной церкви Подготовил А. А. Номоконов.
23.03.2024 г.
« Последнее редактирование: 02 Июль, 2024, 06:15:01 от А/Номоконов »
Забайкальские казаки: Номоконовы, Апрелковы, Беломестновы, Бронниковы, Бутины, Ериловы, Кузнецовы, Размахнины, Ульзутуевы, Черных (Дурулгуй: Старый и Новый)