Автор Тема: Традиции и обычаи забайкальских казаков  (Прочитано 19836 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

AnnaCh

  • Гость
венчание
« Ответ #60 : 07 Декабрь, 2012, 13:01:23 »
Добрый день! Извините, если пишу не в той теме, но соответствующую моему вопросу не нашла. Мне прислали метрику на предка. Он - казак Мангутской станицы, а его жену зовут Марианна. Скажите, в ходу ли были подобные имена в середине 19 века? Или здесь можно поискать дворянские/иностранные корни?Спасибо!

Оффлайн Воронков

  • Участник
  • ***
  • Сообщений: 108
    • Просмотр профиля
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #61 : 07 Декабрь, 2012, 14:25:22 »
АnnaCh
первую жену моего деда, крестьянку  из Петровского Завода (умерла при родах), звали Марианна Лукина Кухтина, 1874 года рождения. А имя и в самом деле очень редкое.

Оффлайн Крутиков-Писарев

  • Активист
  • *****
  • Сообщений: 538
    • Просмотр профиля
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #62 : 07 Декабрь, 2012, 14:36:27 »
Разговорное Марьяна. Контаминация имен Мария и Анна.  Похожие Мариам,Мариамна,Мариана,

AnnaCh

  • Гость
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #63 : 07 Декабрь, 2012, 22:14:02 »
Спасибо за пояснения! А я уж думала нос задирать :)

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3506
  • Пешковы, Номоконовы, Шадрины, Морогины
    • Просмотр профиля
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #64 : 11 Июль, 2013, 13:25:11 »
Выпуск № 28 от 10.07.2013 г.
Сельские хроники. Торга
Село Торгинское, основанное во второй половине XVII века, расположенное по обоим берегам Нерчи, в 35 верстах от впадения её в Шилку, находившееся в стороне от тракта и само по себе ничем не отличавшееся от других, пользовалось известностью не только по всему Нерчинскому округу, но и по всей Забайкальской области.
(Продолжение. Начало в № 26-27).
Борьба с «зелёным змием»
   Будучи одной из самых больших станиц Нерчинского округа, славилась Торга и стремлением к грамоте и чтению. К примеру, только в 1885 году здесь получали следующие газеты и журналы: в одном экземпляре – «Всемирная Иллюстрация», «Живописное Обозрение», «Восточное Обозрение», «Иллюстрированный Мир», «Развлечение», «Сибирская Газета», «Сын Отечества», в двух экземплярах – «Сибирский Вестник», «Сельский Вестник», «Луч», «Сибирь», в четырех экземплярах – «Казачий Вестник». Помимо этого выписывались и специальные газеты для церкви.
   Но вместе с тем, как и в любом селе, местные жители были не дураки выпить горькой. Так как в Торге находилось казачье станичное правление, а поблизости от села золотые прииски, к 1890-м годам в станице было запрещено содержать кабаки. Но, как это всегда происходит в России, лазеек для несоблюдения закона находилось множество. Разрешалось, к примеру, содержать винные склады, коих в Торге насчитывалось аж три. Вино из этих складов можно было продавать только оптом, но хозяева не чурались разливать его втихую и местным жителям. Были в Торге и свои «шинкари». Попытки изловить тех, кто занимался такой незаконной торговлей, были безуспешны – своих не сдавали. Но случались и исключения, порой заканчивавшиеся весьма забавно.
   В 1893 году нарушителей питейного устава накрыли. И накрыли не одного, а сразу троих – урядника поселка Бронниковского Колосова и ещё двух местных женщин. И хотя они отрицали свою вину, аргументируя, что найденная у них водка ни что иное как «гостинчики», тем не менее, тогдашний поселковый атаман Шеломенцев с бывшим станичным атаманом Эповым дали сему делу законный ход, оно было направлено по дистанции и попало в Забайкальский окружной суд. По его резолюции с Колосова взыскали штраф 25 рублей, с остальных по 15 рублей, но с условием, что конфискованная водка Колосову должна быть возвращена. Колосов приписанный ему штраф уплатил исправно, и начал требовать возврата конфискованной у него водки, которая, по его словам, должна была находиться в станичном правлении. Надо было волей-неволей исполнять решение суда, а посему стали искать эту водку. Спросили бывшего столичного атамана Эпова, так как дело о поимке Колосова и прочей братии заведено было им. Эпов ответил, что поимка была произведена не им лично, а тогдашним поселковым атаманом Шеломенцевым, поэтому, дескать, Шеломенцев и должен знать. Призвали Шеломенцева. Тот указал, что водка Колосова вместе с его лаговкою (бочкой) была передана в станичное правление и отдана кем-то из правленских членов на хранение сторожу Бродовикову. Опять-таки пришлось для допросов вызывать на линию сторожа. Тот объяснил всё коротко и ясно, что водка в лаговке стояла в шкафу у писаря и что он, Бродовиков, видел, как водка стала портиться: в ней появилось гнездо, т.е. плесень, потом лаговка рассохлась, обручи спали и водка высохла. Когда же Колосов попросил, чтобы ему возвратили хотя - бы лаговку, стоившую ему около двух рублей, тот же сторож объяснил ещё проще: когда лаговка рассохлась, обручи с неё спали и она рассыпалась, он употребил её на растопку печей.
   Случалось, что в Торгу приезжали люди абсолютно не пьющие, чем настораживали сельчан. В начале 1880-х годов в станице был открыт приемный покой, позже переименованный в лечебный пункт. С первого же дня существования этого полезного медицинского учреждения, начальством в него был командирован фельдшер – кандидат на классную должность М., человек, как говорили о нём, довольно ограниченного ума и мыслей, тем паче ограниченных средств. Поведением своим этот фельдшер сумел заслужить в корпорации своего «повседневного ведомства» неограниченную любовь и доверие. Заходил с мужиками в кабак, вместе выпивал, спорил, и мирившись целовался, и когда случалось попасть ему в весёлую компанию, то лихо отделывал трепака и присядку. Но прожив года два или чуть больше, этот фельд-шер почему-то подал в отставку. На его место заступил другой фельд-шер Ч., тоже кандидат, человек, якобы, более компетентный, но на самом деле немногим превзошедший предшественника. Но, тем не менее, жителям Торги он тоже понравился, потому что был «большой руки весельчак». Отличительною чертою его было то, что он над рассказом какого-нибудь Стёпки-растрёпки или Ваньки-холуя готов был хохотать целые сутки без отдыха. Прошло несколько лет, и второй фельдшер исчез из села бесследно. Как первый, так и последний, существенной пользы Торгинцам не принесли, зато нравом были веселы.
   Но вот вдруг неожиданно над Торгой, как гром, пронеслась весть, что в село назначен новый классный военно-медицинский фельдшер, губернский секретарь М.В. Шней. Ёкнуло у селян сердечко – каков же будет новый? И, как говорится, предчувствия оправдались. Новый фельд-шер прикатил в офицерском мундире и при шпаге, и при первом же столкновении с ним по делу, Торгинские мужички увидели, что этот фельдшер, хотя и обходится со всеми вежливо и предупредительно, но всё ж не пара и едва ли можно питать надежду, что он согласится с ними идти в кабак выпивать и отдергивать присядку. Не прошло и недели после его приезда, как в народе пошел говор, что новый фельдшер гордый, грубый, строгий, от всех требует подчинения, а потому он Торгинцам не по плечу, да и не к лицу. Мнение это достигло таких масштабов, что даже собрался станичный сход, вынесший фельдшеру «приговор», сверху до низу напичканный чистейшими инсинуациями и выдумками. Одним словом, подлежащему начальству поступила жалоба. Начальство после разбирательств признало сей документ ни чем иным, как пустейшими сплетнями.
   Казалось бы, дело должно на этом кончиться. Ан, нет! Некоторые из «общественников» стали думать: как бы расквитаться с тем, кто не водит с ними компаний и не заводит бутылочного родства. На один из праздников заявился к фельдшеру некий Ф., пьяный с руганью ввалился в его квартиру и устроил дебош. Станичный атаман арестовал хулигана на трое суток, устроив ему должное внушение. Отсидев срок ареста, буян снова «урезал водки», залез на забор ограды дома фельдшера, и разразился отборной бранью, причём обещал выбить стягом окна, раскатать заплоты, угрожая при этом, что если фельдшер покажется на улице, то он разжалует его, т.е. оборвёт погоны. Просидев на заборе часа два и наругавшись вдоволь, дебошир убрался домой, а наутро вновь был арестован. Да и в дальнейшем не очень сладко жилось непьющему фельдшеру в весёлой Торге…
   Александр ЛИТВИНЦЕВ, историк, краевед

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3506
  • Пешковы, Номоконовы, Шадрины, Морогины
    • Просмотр профиля
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #65 : 22 Январь, 2016, 22:01:46 »
РГИА.
  Записки Ивана Петровича Корнилова о Забайкальском крае.
Иван Петрович Корнилов в своих записках пишет на 25 листе:
... "я выехал в станицу, тут увидел я вольный гостеприимный, весёлый и расторопный народ, славные дома, красные, замечательные углами и пирогами, довольство, трезвость".

Здесь уже писал о Иване Петровиче ...
Цитировать
Корнилов Иван Петрович.  Ссылка на сайт http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/981410/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2

 РГИА.  Февраль 1848 года.
  В фонде 970 хранится заметка дежурного офицера из штаба генерала Муравьёва, подполковника Ивана Петровича Корнилова о состоянии Пограничного Тунгуского 500го казачьего полка.

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3506
  • Пешковы, Номоконовы, Шадрины, Морогины
    • Просмотр профиля
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #66 : 29 Июнь, 2018, 08:21:47 »
Районный слёт народных умельцев «Мастера Кыринской земли» пройдёт 29 июня в селе Кыра Забайкальского края, сообщила корреспонденту ИА «Чита.Ру» 29 июня глава Кыринского района Любовь Сакиева.

«У нас такой слёт проводится впервые. Организовали мы его в честь 290-летия со дня основания ряда сёл – казачьих караулов», — отметила Сакиева.

Оффлайн Ключник

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
    • Просмотр профиля
Re: Традиции и обычаи забайкальских казаков
« Ответ #67 : 11 Апрель, 2020, 10:50:19 »
ну вот Логиновский пишет: « В 1851 году нерчинско-заводские крестьяне были переименованы в казаков и вместе со станичными казаками Нерчинского округа составили пешие казачьи батальоны»
Наверное, поэтому и различий особых в традициях не было, раз их просто переименовали.

Наткнулся сейчас на статью...

Специально для DV историк Алексей Волынец рассказывает о возникновении самых молодых казачьих войск России, совсем не случайно появившихся в позапрошлом столетии именно на Дальнем Востоке.

По статистике 1851 года, Нерчинский горнозаводской округ и его предприятия обслуживали 43 тыс. мужчин — из них более 5 тыс. были каторжниками, а остальные «приписными» крестьянами. Среди этих селян тоже было немало потомков каторжан и ссыльных, в том числе внуки и правнуки мятежных казаков, сосланных в Забайкалье после разгрома восстания Емельяна Пугачёва. Возможно, именно эти факты и натолкнули генерал-губернатора Муравьёва на мысль — «обратить в казаки крестьян Нерчинского горнозаводского округа».
...
Первый смотр нового войска состоялся летом следующего, 1852 года. Муравьёв остался им доволен, с энтузиазмом писал самому царю о вчерашних крестьянах: «Вообще их осанка, движение, строй и все ответы на мои вопросы и приветствия заставляли меня невольно забывать, что эти люди — крестьяне, только что собранные из своих изб и из-за сохи, и думать, что нахожусь пред старым войском… Удивительны смышлёность и способности здешнего русского народа».
По свидетельствам современников, новые дальневосточные казаки сохранили слишком много крестьянских черт, разительно отличавших их от потомственных военных. «Довольно забавную в военном отношении картину представляли эти побочные сыны Марса, — не без юмора писал о новых казаках Михаил Венюков, первый исследователь Уссури. — До 1851 г. они выжигали для горных заводов уголь, возили руду, охотились зимою на белок, занимались сельским хозяйством, и военного мундира почти не видывали, кроме разве тех, кто жил у тракта, которым следовали арестанты под конвоем солдат. Вдруг — в казаки! Наслали к ним офицеров, начали собирать на ученья, даже на маневры, выучили ходить в ногу и пр. Но пеший забайкальский казак остался мужик мужиком, только бороду не запускал, а брил поневоле. Фитильная охотничья винтовка была ему милее казённого ружья, потому что она не пугает зверя взводом курка. А что до военной выправки и дисциплины, то он частенько говорил своему начальнику-офицеру штатское “сударь”, вместо положенного по уставу “ваше благородие”, и при этом почёсывал затылок…»

Далее - уже не про вчерашних крестьян.

Удивляли приезжих на Дальний Восток и «коренные» забайкальские казаки, особенно жившие на самых дальних пограничных рубежах и сохранившие небывалую даже для XIX века патриархальность нравов. Современник так описывал обитателей пограничной Усть-Стрелки, самого восточного селения Забайкалья, расположенного у слияния рек Шилка и Аргунь, где образуется великий Амур: «Казаки здесь поголовно занимались рыбным и звериным промыслом, пашен имели совсем мало, хозяйство не требовало времени и труда, жили как Божьи птички, питались таёжными плодами, вели пушную торговлю с кочующими оленными тунгусами… Простоте и честности казачьих нравов можно было завидовать. Краж и обманов не было. Греха они, кажется, никакого не знали. Девушки и женщины ходили мыться в бани вместе с мужчинами днём, это считалось общепринятым. Всё то, кто что имел или приобретал, делили между собой, как в одной семье, без всяких расчётов. Убивал ли кто большого зверя (тогда в изобилии водились изюбри и лоси), или же кто поймал большую рыбу (осетров тоже было много), всё это тут же разносили по всем домам, кому сколько нужно… На телегах почти не ездили по неимению дорог».

Отсюда: https://dv.land/spec/vesti-moikh-kazakov-pereselentcev-na-amur
Бутин из Красноярска. Родня: Бутины, Размахнины, Перфильевы, Кузнецовы, Номоконовы, Ериловы (Дурулгуй), Аксёновы (Урулюнгуй), Флеер (Енисейск).

Оффлайн ПЕШКОВ

  • Почетный участник
  • **********
  • Сообщений: 3506
  • Пешковы, Номоконовы, Шадрины, Морогины
    • Просмотр профиля
    К ПРОБЛЕМАМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ.
   Забайкальские земли были освоены служилыми людьми-первопроходцами с русским языком, русской культурой, Русской православной церковью.                                                       
  Представители органов власти и активисты общественных организаций участвуя в формировании комфортной этнокультурной  среды в Забайкальском крае  в настоящее время обязаны действовать в интересах местного населения, активно используя бюджетные средства. В свою очередь местное общество может самостоятельно выдвинуть активного человека, с высокоразвитым творческим потенциалом, реализующим в практической деятельности различные общественные проекты. Специалиста, с его способностями к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующему с окружающими, умеющими конструктивно решать возникающие проблемы [1].     
   Забайкальский край с начала его освоения и до сегодняшнего дня, является источником добычи минеральных ресурсов для всей России, аграрным краем и пограничным регионом. Такой уклад рачительности и бережливости хозяйственной деятельности наложил свой отпечаток на деятельность власти в пограничном регионе, как умение решать свои вопросы чаще самостоятельно без участия общества, активистов и общественных организаций.
     Кроме того, обычно местное население относится нейтрально к деятельности современных общественных организаций, имеющих отношения к вопросам по сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей. Поэтому только активная жизненная позиция участников самоорганизующихся общественных организаций в формировании комфортной этнокультурной среды в Забайкальском крае позволит реализовать в практической деятельности ожидаемые результаты по формированию комфортной этнокультурной среды [2].
  Забайкальская краевая Дума, как законодательный орган власти Забайкальского края стремится учитывать историю местного казачьего самоуправления власти и общественных организаций, религиозную специфику тех или иных окружных и районных территорий, сохраняя  многообразие в  единстве наций и народностей.
  Таким требованиям соответствует Закон Забайкальского края о казачестве от 26.12.2011 N 623-ЗЗК "О казачестве в Забайкальском крае".                                                                                                                     Закон раскрывает  роль общественных организаций по созданию комфортной этнокультурной среды среди компактно проживающих людей на одной территории. Закон прямо указывает на ведущую роль власти и общественных организаций на реализацию национальных культур и региональных   культурных традиций в условиях многонационального государства [3,4].           
    Однако без реального бюджетного финансового обеспечения возможности таких реализаций ограничены или совсем не действуют. Общественные организации Забайкальского края при взаимодействии между собой уже не могут решать вопросы объективного рассмотрения общественной пользы исторического служения Отечеству, создания комфортной этнокультурной среды в органах местного самоуправления, повышения его авторитета.
 Тогда появляется критика в общественных диалогах и привлекаются органы власти в ходе рассмотрения и решения вопросов. Человек   начинает излагать основные события освоения региона служилыми людьми,  давать оценку этим событиям, сравнивает основные исторические источники по    изучаемым проблемам, т.е. работает со своей малой Родиной [5, 6].
  Федеральный Закон № 131 «О местном самоуправлении» ФЗ-131 и исторически сложившееся местное самоуправление в Забайкальском крае на местах проживания в пограничном регионе не имеют принципиальных различий, хотя прошло около ста лет после вооруженного переворота 1917 года.  Поэтому на генном уровне человека за несколько поколений сложился стереотип создателя и хранителя казачьей истории. Деятельность представителей органов власти Забайкальского края следует развивать и совершенствовать с умением анализировать особенности семейной, военной, гражданской, социально-экономической и культурной жизни на местах традиционного проживания в пограничном регионе. Традиционной этнокультурной среды, основанной на формировании комфортной жизнедеятельности, сбережении близкого человека, культурного и природного наследия.
 Другой стороной повышения авторитета представителей ветвей органов власти Забайкальского края с активной работой представителей общественных организаций в формировании комфортной этнокультурной среды являются межличностные связи и контакты. Общественные организации позволяют людям в условиях ограниченной действенности системы государственных органов Забайкальского края поддерживать друг друга в незнакомых жизненных ситуациях.
  Однако не всегда формальные структуры оказываются способными решать проблемы общества и быть носителями морального авторитета и поэтому неформальные местные связи берут на себя многочисленные функции поддержки жизнеспособности и развития социума. Такими функциями становятся: интеграция в сообществе нового человека, выражение его интересов, интерпретация  в новых условиях жизни, ориентация в меняющейся ситуации, формировании  личной защиты. Реализация деятельного подхода местного казачьего менталитета только   повышает роль органов власти и общественных организаций в формировании комфортной этнокультурной среды в Забайкальском крае. Несет в себе этнокультурные корни пришедших сюда около четырех веков назад первопроходцев,  служилых людей.
  Сегодняшнее взаимодействие некоторых активистов из общественных казачьих организаций Забайкальского края с общественными казачьими обществами и активистами из Австралии, Китая, Германии, Франции создает для этнокультурного пространства новые возможности по сохранению истории развития человечества, создания новых исторических этнокультурных пространств с возможностями привлечения инвестиций в регион.
 Комфортная среда невозможна без диалога с местным населением, жизненное устройство которых  органически связано с домашним хозяйствованием, освоением аграрных и минерально-сырьевых ресурсов Забайкальского края.  Комфортная среда невозможна без создания этнокультурных пространств,  и невозможна без участия в деятельности пограничного региона. Отсюда деятельность общественных организаций в формировании комфортной этнокультурной среды в Забайкальском крае, как проводников идей, приносящих пользу своей  гражданственностью, знанием национальных культур и традиций в приграничном регионе России приобретает приоритетное государственное значение.

    Источники и литература.
1.Конституция Российской Федерации.                                                             
2.Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"                                       
3.Федеральный Закон  от 05.12.2005 № 154-ФЗ  «О государственной службе российского казачества»                                                                           
4.Бюджетный кодекс Российской Федерации                                                 
5.Закон Забайкальского края от 26.12.2011 N 623-ЗЗК "О казачестве в Забайкальском крае".