Автор Тема: Борискины, Киреевы, Грошевы, Новиковы, Вазаевы, Каратуевы  (Прочитано 2141 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ivanov-loginovАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 39
    • Просмотр профиля
Борискин Василий Тимофеевич - 1883-1885 г.р. жена его Борискина (Киреева) Прасковья Петровна, 1885 г.р. Братья Прасковьи Петровны: Киреевы Иван, Павел, Иннокентий проживали в селе Николаевка, Карымского района, Читинской области (рядом с с. Нарын-Талача, Карымского района). Переселенцы в Забайкалье из Симбирской губернии, Ардатовского уезда, Наченальской волости, с. Чамзинки, скорее всего по столыпинской реформе. Состояли в родстве с Грошевыми, Новиковыми, Каратуевыми, Вазаевыми, - скорее всего от туда же. Односельчане: крестьяне Бутилин Никифор Васильевич с женой Анной Антоновной и Кулагин Максим Федотович. В настоящее время села Николаевка нет, сохранилось только кладбище.   

Оффлайн ivanov-loginovАвтор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 39
    • Просмотр профиля
Ссылка: http://zabarchives.ru/memory

Репрессированные Киреевы
КИРЕЕВ ИВАН ПЕТРОВИЧ (брат моей бабушки)
(3 том Книни Памяти):
Род. в 1882 г., с. Самгуш Пензенской губ., русский, житель ст. Урульга Карымского р-на Читинскои обл.'Работал в «За-готсено», сторож. Арестован 20 июля 1937 г. Приговорен 23 октября 1937 г. Тройкой УНКВД по Читинской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание в Тайшетлаге. Умер в ИТЛ 7 марта 1938 г. Реаб. 3 июня 1959 г. Читинским обл. судом. Жена Софья Петровна - 52, дети: Мария - 23, Прасковья - 21, Пелагея - 19, Николай - 17, Петр - 15, Василий - 13.

Оффлайн Мария Курносова

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
Во время начала строительства железной дороги из Урульги пролегла трасса (гужевая дорога) до открытого в то время прииска Эдакуй. Не найдя работы на железной дороге, люди кинулись в поисках счастья на прииск, а кто и дальше. Но некоторые решили заняться земледелием (уже сеяли хлеб по Талачам) и обратились к начальнику переселенческого пункта Шипунову. Он разрешил селиться в полутора верстах от улуса-летника Нарын-Талача ниже по течению.
Переселенческий участок появился в мае 1910 года, на который прибыли первые три семьи: братья Киреевы (Павел Петрович, Иван Петрович и младший, Иван Петрович), Фёдор Ильич Грошев и Алексей Гаврилович Канайкин с тремя сыновьями. Сначала жили все вместе, три большие семьи в заброшенной юрте-летнике. Было очень тесно, ведь ещё висело четыре люльки. Приступили к постройке первой крестьянской избы, брёвна для которой таскали на себе из лесу. И вскоре появилась первая крестьянская «изба в столбах». Она до сих пор стоит в с. Нарын-Талача, но уже обновлённая. Вскоре построили избу Киреевым, а затем и Грошевым. Этим же временем с весны и до осени 1910 года прибывали всё новые и новые переселенцы: Яков Тимофеевич Курносов с семьёй, Лапиков, Мунаев, Гаврилов, Д.Л. Посметухов и другие: Новые переселенцы сначала жили в балаганах, потом оформляли ссуду, покупали скот и строились.
Когда приехал Дмитрий Лазаревич Посметухов (его семья состояла из 6 человек: два сына, дочь с ребёнком), на участке уже стояли кое-где срубы. Наскоро построив балаган, он приступил к постройке избы. Вместе со старшим сыном Николаем, которому было 19 лет, получив ссуду, они купили коня и возили брёвна для избы на коне. Многие, также получив ссуды, обзаводились лошадьми, но землю продолжали обрабатывать лопатами и сохой. Уже к зиме имели на пропитание хлеб и картофель.
Так было заложено новое село, в которое из многих губерний съехались люди разных национальностей: русские, мордва, украинцы, и даже прибыл один немец Франц Ференц. Он поселился за деревней в лесу в безымянной пади. Впоследствии, когда он через два года уехал, падь назвали Немецкой. Так она и называется в наши дни. Рядом с падью Немецкой есть другая падь, которая тоже заросла лесом и в которой люди первое время «кружили», т. е. блудили, с той поры называют эту падь Кружилка.
Происхождение названия села неизвестно, но существует устное предание о том, что в августе 1910 года люди собрались на свой первый сход для присвоения названия селу. Выступил старый житель Николенко (имя и отчество неизвестны), который сказал: «Я старше вас всех и фамилия моя Николенко, так пусть же и участок наш будет назван моим именем - «Николаевка». С ним все согласились, его поддержал Иван Петрович Киреев (старший), который в то же самое время был выбран сельским старостой. Так село обрело название.
Многие на этом месте не ужились, разъехались. На их место прибывали новые: Аркаев, С. Харьков, братья Степан и Артём Вазаевы, уехали Лапиков, Слабенко, Мунаев, Гаврилов, Битьмаев. Приехала новая семья Борискина Василия Тимофеевича, у него было двое детей: Мотя и Кузьма. Борискин оказался свояком Фёдору Ильичу Грошеву. Прибыл беглый каторжник Федот Руденко.
Получив ссуду (некоторые ухитрялись получить и две, и три), Д. Л. Посметухов, А. Г. Канайкин, братья Киреевы смогли приобрести лошадей, коров, овец, сельхозинвентарь, плуги, бороны. Такие семьи в скором времени окрепли. Прибыли ещё три семьи: И. Т. Максаков, Д. Казаков, С. Г. Демидов. Твёрдо вставшие на ноги переселенцы, такие как Курносовы, Посметуховы, Киреевы, Канайкины, уже вправе были называть себя старожилами. Село в это время состояло из 13-14 дворов.
Весною 1911 года прибыли новые переселенцы, поселившиеся ниже Николаевки по течению реки версты на три. Первыми жителями нового села, которое долго называлось Нижним, были братья Алексей Давыдович и Мирон Давыдович Черняковы с семьями. За ними в скором времени прибыли Александр Лукьянович Медведев с семьёй, Герасим Панкратович Бахаев с семьёй, Ильины, Платон Антипенко, П. Бенецкий. Посёлок состоял из 10—12 дворов. Многие нанимались в работники к старожилам-инородцам и богатой знати. Так ушли в работники (подростками) Иван Герасимович Бахаев, Николай Посметухов к кулаку Моисею Пляскину в Урульге.
Позже начальником переселенческого пункта был Дмитрий Николаевич Пресс. По словам старожилов, именно он назвал посёлок Нижний своим именем — «Дмитриевка». Так и образовались по соседству два посёлка — Николаевка и Дмитриевка.
В 1911 году на участке Николаевки началось строительство школы, которое было закончено в 1913 году. Школа стояла на возвышенном месте, видна была издалека. Красивое высокое здание, с двойным полом и потолком, имелись большой просторный класс, светлый коридор и комната для учителя. Осенью 1913 года был назначен сход двух посёлков, главным вопросом которого был вопрос об открытии школы. Было принято решение открыть школу на следующий день после религиозного праздника «Казанская».
Первым её учителем был представитель княжеского рода Гантимуровых — Александр Гаврилович Гантимуров из Урульги. Первыми её учениками были: Нестер Киреев, Андрей Посметухов, Григорий Канайкин, Иван Бахаев, Анастасия Бахаева, Наталья Киреева, Дарья Максакова, Дарья Курносова, Илья Курносов, Иван Максаков, Григорий Беломестнов, Константин Сундуков (тунгус), Кузьма Черняков, Василий Николенко и др. Школа сыграла огромную роль в культурном развитии переселенцев и тунгусов, взрослые учились вместе с детьми. А. Г. Гантимуров был человеком грамотным. Он учил детей Закону Божьему, русскому языку, математике, литературе, рассказывал о животном и растительном мирах, о звёздах. Александр Гаврилович со своими учениками ставил концерты, к нему на огонёк шли жители, кто послушать интересную беседу о жизни страны, кто с просьбой написать письмо, кто просто просить у него совета. Его уважали, при встрече с ним снимали шапки. Каждую субботу из Урульги приезжал батюшка — Иннокентий Стуков.
После открытия школы в 1913 году посёлки Николаевка и Дмитриевка слились в одно общество с административным центром в Николаевке. Сельским старостой был избран Дмитрий Лазаревич Посметухов, а Иван Петрович Киреев (старший) был назначен лесничим.