Предыстория
 FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   ПрофильПрофиль    Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения    ВходВход 

Как казаки с монголами выпивали

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Донской_казак-однодворец
Редкий Гость
Редкий Гость


Зарегистрирован: Dec 09, 2006
Сообщения: 31
Откуда: Московская область

СообщениеДобавлено: Пн Янв 01, 2007 12:47 am    Заголовок сообщения: Как казаки с монголами выпивали Ответить с цитатой

Как казаки с монголами выпивали

Исполнилось 150 лет Забайкальскому казачьему войску. Главной задачей забайкальцев была охрана государственных границ.

Но границы не только разъединяют государства и народы, но и сближают их. Тем более, что охраняемая казаками граница с Монголией (которая в те годы входила в состав Китая) была границей с дружественным народом.

И именно здесь десятилетиями складывались традиции малой, народной, дипломатии, об одном примере которой мы и хотели бы рассказать вам. Точнее, привести рассказ священника Добромыслова. Рассказ этот мы приводим с некоторыми сокращениями.

Обоюд
«Обоюд» совершался в разное время, однако не ранее марта и не позднее мая. Соблюдалась очередь. Один год сначала у монголов, потом у казаков, другой -наоборот. О дне обе стороны извещались заблаговременно, чтобы дать возможность приготовиться. В прежние времена на границе, которая была от Наушек в двух верстах, в местности, названной «Синькой», происходила встреча. В этой местности когда-то стояли два столба, между которыми был натянут шнур, припечатанный печатями (станичного или поселкового атамана и зангина). При официальных сношениях перейти границу можно было только в этом месте.

Открытию границы предшествовала такая церемония. С той и другой стороны старшие (с русской, скажем, поселковый или станичный атаман, с монгольской - дзангин или хундуй) вынимают привезенные с собою половинки расколотой дощечки, на которой на одной стороне по-русски, а на другой - по-монгольски вырезано извлечение из русско-китайского договора. Вынув, их складывают вместе. Конечно, они всегда должны по расколотому месту сойтись.

Половину, хранящуюся у наушкинского поселкового атамана, я видел. Половинка эта у наших находится в черном теле, вся загрязнилась, тогда как у монголов, по словам самих казаков, она очень чистенькая и всегда тщательно завернута в лоскуток материи.

Проверив у Синьки свои полномочия, представители двух народов отправляются в монгольскую ставку, где чай, ханшин или русская водка уже готовы, а в чашах варится мясо. Обменявшись при входе в юрту приветствиями, рассаживаются по местам. Первым подается обязательно чай, кирпичный, зеленый. К чаю подаются купленный у русских хлеб, сахар, белое или желтое масло. После чая обносят ханшином или водкой. Выпивке предшествует спич, который произносит или старший, или другой кто-либо по его поручению. Содержание этого спича приблизительно таково: «Вы, русские и монголы, дети одного Царя Небесного, как пальцы - дети руки. Как пальцы у руки живут согласно и действуют заодно, так и мы должны жить согласно. Все у нас должно быть общим: тепло пополам, снег, дождь и прочее, все пополам». Пожелав всем доброго здоровья и всякого благополучия и сказав громко «болтогой», он пьет водку. Все присутствующие при слове «болтогой» («да будет благополучие», т.е. как бы: «будем здоровы!») тоже произносят это слово и пьют.

Если подавать мясо еще не пришло время, то, беседуя, угощаются водкой не раз и не два. Однако монголы, по словам казаков, внимательно наблюдают, как на кого действует выпитое. Если кто-либо из гостей начинает проявлять наклонность к буйству или сделается невоздержанным на язык, то стараются поскорее угостить мясом, уменьшая угощение водкой. При угощении мясом наблюдается такой порядок: старшему из гостей подается целиком баранья голова, с обнаженным мозгом, в который воткнута косточка взамен ложки. Приняв и отведав, старший передает следующему и т.д. То же проделывается с задней частью барана (с курдюком). Выпив, закусив, получив подарки зеленым кирпичным чаем (старшему 1/2 кирпича, прочим из свиты кому 1/4, кому 1/3 кирпича), гости отправляются домой.

Теперь радушным хозяевам иногда предстоит трудная задача: нужно гостей в целости и сохранности проводить до границы. Дело в том, что некоторые из гостей, хватив лишнего, начинают между собой ссориться, чего монголы терпеть не могут и боятся. Поэтому вполне понятно их желание проводить гостей за границу без инцидентов. Чтобы с головы гостей ни один волос не упал, они, по словам казаков, проявляют большую предупредительность. Однажды один выпивший казак вздумал пошутить. Гикнул на коня и понесся в сторону. Монголы бросились вдогонку. Догнали и привели. Казак опять гикнул и унесся в противоположную сторону. Опять догнали и привели. Доставив неспокойного гостя до границы, радушные хозяева вздохнули свободно.

В гостях у казаков монголы ведут себя очень пристойно. Старший особенно зорко следит, чтобы много не пили и вели себя корректно.

На русской стороне происходит почти то же. Те же чай, китайский ханшин или русская водка, мясо, подарки. Последние только не чаем, а дешевенькими платками дзангину и хундую по 1/4 аршина ситцу на каждого из свиты. Разве только нет той предупредительности к гостям, какая наблюдается у монголов.

Впрочем, заслуживающий доверия казак рассказывал мне, что чересчур пьяных гостей увозили до границы на телеге. Оно, конечно, так и должно быть. «Обоюд», так «обоюд» во всем. На границе, при прощании, еще выпивают. Женского персонала у монголов при «обоюде» совсем нет даже в числе любопытных. На русской стороне женщины хотя в приеме и утешении не участвуют, но в качестве любопытных охотно присутствуют. Монголы по отношению к женщинам являются истинными джентльменами. Они их угощают хлебом, сахаром и даже водкой.»

Хотелось бы завершить рассказ об «обоюде» словами того же отца Александра Добромыслова, которые и сегодня не потеряли своей актуальности:

«Не надо обращать внимание на то, что «обоюд» далеко не совершенный вид международного отношения, возможный только на первых ступенях гражданской жизни народа. Но зато навязывается вопрос: где больше искренности. В этом ли несовершенном виде международных отношений или в изысканных, но часто лживых уверениях европейских дипломатов, говорящих одно, а делающих - другое».


Виктор и Михаил Харитоновы
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Wings
Забайкальский казак
Забайкальский казак


Зарегистрирован: Sep 17, 2006
Сообщения: 2395
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Янв 01, 2007 3:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:

Исполнилось 150 лет Забайкальскому казачьему войску

Однако, цельных 5 лет куда-то пропало!
А ежели серьезно, то в данном тексте меня как-то оченно смутили Наушки...
И хотя атаман наушкинский вроде как и уместен, но вот не верю и все... Развейте , други, сомнения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Предыстория -> Казачество Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете добавлять приложения в этом форуме
Вы можете скачивать файлы в этом форуме
Главная | Статьи | Форум | Темы | Галерея | Вопросы и ответы | Библиотека | Рекомендовать | Обратная связь

Предыстория - общенациональный историко-культурологический сервер
 © 2005—2009 Predistoria.org
Предыстория.орг
© Денис Григорьев
Все права на материалы принадлежат их авторам (владельцам) и сетевым изданиям, с которых они взяты.

Рейтинг@Mail.ru
Генерация страницы: 0.049 сек. и 17 запросов к базе данных за 0.006 сек.